
Военно-политическая обстановка в регионе Среднего Востока, в настоящее время вызывает повышенный интерес всего мирового сообщества. Такое внимание к региону объясняется рядом факторов:
- местом и ролью ислама в обществе стран региона, имеющем в последние годы особую значимость ввиду его политизации;
- наибольшей опасностью Среднего Востока по сосредоточению угроз ядерного оружия (ЯО);
- проблемой размещения в государствах региона крупнейших опорных баз международного терроризма.
Одним из не решенных проблем военного противостояния в регионе Среднего Востока является тлеющий индопакистанский конфликт.
Главной причиной конфликта между двумя странами стал территориальный спор вокруг принадлежности региона Кашмир.
По итогам войны 1947—1949 годов Индия получила контроль над примерно 2/3 территории региона, остальная часть отошла Пакистану. Кашмирский конфликт привёл к возникновению напряжённости в отношениях между двумя странами, в целом сохраняющейся до сих пор.
Однако корни этого противостояния были еще созданы до разделения Индии и Пакистана. Англичане, используя в 20 веке принцип «разделяй и властвуй», поставили индуистских правителей над мусульманским населением, посеяв тем самым семена жестокой вражды между будущими преемниками власти Англии на субконтиненте – Индией и Пакистаном.
Сразу после Второй Мировой войны, когда скорый уход колониальной администрации из тогда ещё единой Британской Индии стал почти очевиден, остро встал вопрос о будущем сосуществовании приверженцев двух основных религий Индии – индуизма и ислама. Следует заметить, что признак вероисповедания был одним из наиболее действенных инструментов британского колониального управления, проводившегося в соответствии со старым, хорошо известным принципом «разделяй и властвуй». В частности, выборы в законодательные органы Индии в 30-40-е годы проводились по куриям, образованным в зависимости от конфессиональной принадлежности.
Этот конфессиональный принцип, так поддерживавшийся Лондоном, значительно подогревал исторические противоречия, существовавшие между мусульманами и индусами со средневековых времён.
Индия в течении веков было страной мечты для английских капиталистов. Мечта была захватнической, англичане хотели добраться до ее сокровищ. Самим англичанам было нечего предложить Индии. Ее хозяйство, хоть отставало от английского по технологиям массового производства, но обладало разнообразными ремесленными методами и производило большое количество качественных товаров. По абсолютным размерам хозяйства Индия, учитывая ее огромное население, занимала первое-второе места в мире - вместе с Китаем.
По этому поводу, важные заметки в своих исследованиях отмечал русский исследователь-географ А. Е Снесарев [1].
«...Выяснение сути среднеазиатского вопроса, – писал он, – сводится к выяснению значения Индии для англичан и отношения их к этой стране, а отсюда, по моему мнению, к развитию и обоснованию таких положений [2].
- Индия является страной необъятных естественных богатств и составляет для Британии не только самое ценное достояние, но и главную опору ее славы и могущества, почему, естественно, эта колония должна вызывать со стороны англичан ряд забот и мер для удержания ее за метрополией.
- Британское управление Индией является хищнически-торговым управлением иноземцев, считающих подвластный им народ расой более низкой в умственном, нравственном и физическом отношениях. Как результат этой системы, создается неуважение и ненависть туземцев к победителям, сделавшая освобождение страны от британского ига предметом горячих желаний лучшей части туземного общества. С другой стороны, сознание своей неправды, непопулярности и полное недоверие к туземцам делают англичан нервными, подозрительными, а это обстоятельство к заботам об Индии прибавляет много элемента неуравновешенности и жестокости».
А. Е. Снесарев, как видим, отмечает огромное экономическое значение эксплуатации Индии и ее ресурсов для Британской империи, весьма выразительно характеризует враждебные взаимоотношения, сложившиеся между колонизаторами и порабощенными ими народами. Последующее изложение конкретизирует и раскрывает оба эти положения. История утверждения английского господства в Индии и дикого разграбления этой страны убедительно иллюстрируется колоссальными цифрами денежных средств, которые были изъяты там захватчиками, обеспечили в определенной степени промышленную революцию в Англии, а затем быстрый расцвет ее экономики и превращение в «мастерскую мира».
Индо-пакистанский военный конфликт занимает, пожалуй, самое опасное место в перечне современных угроз человечеству. Особую опасность в противостоянии этих двух государств региона Среднего Востока приобрело, когда и Индия, и Пакистан, проведя серию ядерных испытаний, продемонстрировали свою способность создавать ядерное оружие. Таким образом, военное противостояние в этом регионе стало вторым во всей мировой истории очагом ядерного сдерживания (после холодной войны между СССР и США).
По некоторым оценкам, оба государства поставили перед собой цель (а может быть, уже и достигли ее) довести количество ядерных боеприпасов от 80 до 200 с каждой стороны. В случае их применения этого достаточно для того, чтобы экологическая катастрофа поставила под сомнение выживание не только региона Среднего Востока, но и всего человечества. Причины конфликта и ожесточение, с каким оно может развивается в как в прошлом, так и в будущем, свидетельствует о том, что такая угроза вполне может быть реальна.
Индо-пакистанское военное противостояние задевает в военном отношении все страны региона, и особенно соседний Афганистан.
Во-первых, территория Афганистан для пакистанского военно-политического руководства является сферой геополити-ческого влияния. Афганистан воспринимается Исламабадом как «тыловая зона», и Пакистан приложит все усилия для сохранения этого статуса. Во-вторых, военно-политическое руководство Пакистана рассматривает Афганистан как свой резервный стратегический ресурс. Прежде всего, как оперативное пространство, где могут размещаться иррегулярные силы, неправительственные формирования и террористические группы, действующие в интересах Пакистана в регионе Среднего Востока. В-третьих, Афганистан обеспечивает стратегическую глубину для Пакистана. Ведь лояльный Исламабаду режим в Афганистане может предоставить оперативное пространство для маневра и перегруппировки сил в случае военного конфликта с Индией. Афганистан крайне стратегически важен для пакистанских властей в случае военно-силового противостояния с Индией [3].
Как было отмечено выше, одной из проблем региона является размещение в государствах региона крупнейших опорных баз международного терроризма.
Проблема терроризма в Индии и Пакистане – это один из ярких примеров того, как действуют современные террористические группировки и какие цели они преследуют. Более 60 лет между Индией и Пакистаном существует конфликт, возникший из-за неправильно демаркации во время деления территории бывшей Британской Индии. В этом конфликте необычно переплетаются противоречия межгосударственного и этноконфессионального характера, и в последние годы сильно проявляются самые пугающие и болезненные для современного отрезка истории человечества проблемы, связанные с нарастанием деятельности организаций, экстремистского и террористического характера. Именно поэтому будет целесообразным исследовать взаимоотношения этих двух стран.
Почти двухвековая британская колонизация оказала огромное влияние на становление и развитие индийской цивилизации. Индия была очень сильным и высокоразвитым государством до появления британцев. Но после колонизации британцы перестроили экономику страны для собственной выгоды, подрывая при этом местную инфраструктуру и мешая самобытному развитию индийского государства. Еще одним британским нововведением стала новая административная структура индийского правительства, со временем превратившаяся в огромную бюрократическую систему, которая повлияла на появление в стране коррупции и волокиты [4].
В 1857 году восстание сипаев (солдаты, служившие в британской армии) и это положило конец правлению британской Ост-Индской компании. После подавления восстания правительство Британии решило, что будет намного безопаснее управлять Индией напрямую, поскольку это поможет предотвратить возможные бунты и восстания. И в итоге, в 1877 году королева Виктория была коронована императрицей Индией, ставшей «алмазом в британской короне» [5].
Патернализм и расизм стали характерной чертой правления Британии в Индии. Вследствие чего был создан Индийский национальный конгресс (ИНК), который должен был препятствовать произволу со стороны имперской власти. В 1905-1908 гг. ИНК выдвинуло лозунги Сварадж (полная свобода для развития национальной промышленности). Благодаря этим требованиям Англия пошла на уступки. Но реальная оппозиция появилась только после того, как в партии «Национальный конгресс» были объединены бизнесмены и собственники благодаря действиям адвоката Мохандаса Карамчанду («Махатме») Ганди.
Результатом политики Ганди («ненасильственное сопротивление») в отношении британских законов, стало обретение независимости в 1947 г. Но его надежды на единую Индию не оправдались. Британская Индия разделилась на два государства: Индия и Пакистан. Пакистан – мусульманское государство, а Индия – индуистское. И это разделение стало причиной массовых кровопролитий.
В результате бурных событий распалось огромное по размеру княжество Джамму и Кашмир. И мусульманское население Кашмира оказалось во власти Индии.
На территории области Пунч, населенной мусульманами, расположились войска Пакистана. То же самое касается и территории Гилгит, мусульманское население которой организовало сопротивление правителю-индусу. Правительство Индии согласилось провести референдум в княжестве для разрешения этого вопроса о том, кому же принадлежит данная территория и решилось на интернационализацию конфликта, отправив жалобу в ООН. В результате началась Первая индийско-пакистанская война. В ходе боев 1948-1949 гг. погибло более тысячи солдат. 1 января 1949 г. Объявили о прекращении огня и в июле того же года подписали соглашение о перемирии.
Организация объединенных наций пыталась назначить референдум, но безуспешно. В первом столкновении с Пакистаном Индия оказалась сильнее: под ее патронат попали территории, которые были населены исключительно мусульманами, а именно 75% населения Кашмира. 1 января 1949 г. Объявили о прекращении огня и в июле того же года подписали соглашение о перемирии.. Пакистан не считал данный раздел справедливым и надеялся на освобождение мусульманского населения из-под гнета Индии, что и привело к следующим войнам.
Эти две страны несмотря на то, что они когда-то были единым государством имели были отличны не только в культурно-религиозном плане, но и в других особенностях.
Например, различная структура общества. В Индии преобладало слабо иерархичное городское население. Главенствующие роли в Индии занимали представители, которые в основном принадлежали к средним слоям.
А пакистанское общество было скорее феодальным: элита этого общества происходила из аристократии аграрного характера. Преобладала иерархия, способствовавшая появлению своего рода «пирамидального» политического строя.
Но оба государства осознавали уязвимость и угрозу сепаратизма внутри страны из-за огромного количества многообразных этнических групп, населявших обе страны, индийская и пакистанская элиты намеревались создать сильное и единое государство. Каждый из руководителей обеих стран считал свою страну такой, у которой была особая миссия по объединению стран и становлению своей идеологии как основы будущего независимого государства.
Кашмир, который находится на границах пяти разных государств (Индия, Пакистан, Китай, Таджикистан и Афганистан), имеет очень необычное географическое положение. Раньше это бывшее индийское княжество было местом проживания людей совершенно разных национальностей, конфессий и этнических групп, которые жили, не проливая кровь друг друга. Но все заметно изменилось после появления двух независимых государств в 1947 году.
Эта территория стала причиной многократных войн и конфликтов между Индией и Пакистаном (войны в 1947-48, 1965 и 1999 гг.; кризисная ситуация 2001-2002 гг.). Многократные попытки решить вопрос о принадлежности территории не увенчались успехом ни при переговорах Дели и Исламабада, ни при рассмотрении вопроса на международном уровне. И сейчас ситуация в регионе нестабильна. Несмотря на небольшое «потепление» в отношениях между ними, опасность внезапного конфликта остается прежней. Например, такая ситуация была после подписания Лахорской декларации.
Кашмир расположен в зоне нестабильности, в районе проживания разных народностей, которые и являются причиной этих вечных противостояний. Неугасающая напряженность, недоверие двух государств друг к другу могут стать причиной нового конфликта.
И этим возможным конфликтам следует уделять особое внимание, так как две эти страны обладают ядерным [6]. Оба государства провели подземные ядерные испытания в конце ХХ века и после этого объявили об этом официально. И то, что две страны, обладающие ядерным оружием, постоянно конфликтуют, является предметом волнения не только для региона, но и для всего мира [7].
С учетом вероятного сценария военного конфликта с применением ядерного оружия и в зависимости от розы ветров и течения рек радиоактивному заражению местности подвергнутся территории всех стран Южной Азии, а также Китая, Мьянмы, Афганистана и других Центрально-Азиатских государств.
Кашмирский вопрос – это уже не только территориальный вопрос, как это было раньше. Теперь проблема о принадлежности Кашмира и для Индии, и для Пакистана важный фактор реализации внешне- и внутриполитических интересов. И Дели, и Исламабад очень хитро используют данную ситуацию следуя своим внутриполитическим интересам. Для Пакистана территория Кашмира имеет морально-этическое значение: Пакистан не может оставить в беде своих единоверцев, угнетаемых Индией.
Для Дели это скорее вопрос необходимых ответных действий на незаконную оккупацию Пакистаном территории, принадлежащей Индии, и принятие какого-либо другого решения опасно для самого государства, в котором уже есть другие территории с сепаратистским настроем. И доклад министра обороны Индии в 2007 году, в котором приводятся доказательства связей между исламскими организациями в Кашмире и индийскими сепаратистскими группами на северо-востоке страны, подтверждает то, что Индия не будет отступать.
В начале века Дели и Исламабад решили отложить вопрос о Кашмире в сторону для того, чтобы он не был препятствием в налаживании взаимоотношений между государствами. Однако, это не означает того, что они не вернутся к этой проблеме опять.
На развитие конфликта оказывали воздействие не только страны, которые граничат с Кашмиром, но и страны, играющие важную роль в решении международных проблем. Также следует помнить, что события вокруг Кашмира появились после разделения мира странами-победительницами во Второй мировой войне. В первые годы возникновения индо-пакистанского конфликта большое роль играл военно-стратегический фактор, определенный географическим положением княжества Джамму и Кашмир на границах Индии, Пакистана, Афганистана, СССР и Китая. СССР как страна-победительница не могла оставаться в стороне от этих событий. Однако СССР никогда не был посредником в урегулировании конфликта. Основная цель СССР заключалась в организации переговоров между конфликтующими сторонами. И СССР достиг этой цели: в 1965 году между Индией и Пакистаном был подписан договор [8].
Сейчас данный конфликт не представляет значимости для мировых держав. Эта проблема обсуждается применительно к проблеме терроризма и экстремизма, угроза которых существует в этом регионе. Россия, США, Китай, страны Западной Европы едины в видении ситуации в Кашмире. Мировое сообщество считает, что спор должен решаться мирными средствами на двусторонней основе без вмешательства извне.
Вторая крупная проблема в индийско-пакистанских отношениях относится к использованию водных ресурсов, в том числе – раздел речных вод для целей ирригации. После постройки системы плотин и каналов огромные участки земли в провинции Пенджаб обрабатывались водами пяти притоков Инда. Два из них, Джелам и Чинаб, как и сам Инд, пересекают земли княжества Джамму и Кашмир. И после 1947-1948 годов головные сооружения ряда плотин, построенных на Рави, Беасе и Сатледже оказались на территории индийского Пенджаба. В марте 1948 г. Глава индийского штата Восточный Пенджаб перекрыл снабжение каналов, которые орошали поля пакистанского Пенджаба. Данный вопрос разрешился мирно, но Пакистану показали насколько он зависит от Индии.
Соглашения, которые были подписаны по поводу воды были временными и действовали до 1960 года, а затем они были заменены договором о развитии бассейна реки Инд, с целью разделить ресурсы Инда и его притоков так, чтобы вода была поделена поровну: три восточные реки используются Индией, а три западные – Пакистаном. В реализации проектов на пакистанской территории, предусмотренных договором, согласилась участвовать и Индия. Этот год, можно считать первым успешным в развитии двусторонних отношений Индии и Пакистана, поскольку прежнюю столицу Пакистана Карачи посетил индийский премьер-министр Дж. Неру. Пакистан предложил Индии заключить «пакт об обороне» Индостана, но Индия отвергла эта предложение. Различные идеологические и внешнеполитические интересы стали на пути установления мирных взаимоотношений двух стран.
60-е годы были временем неудач для Пакистана и временем развития и укрепления государственного строя Индии. Индия воспользовалась бедственным положением своих соседей на этот раз фактически по инициативе Индии началась война с Пакистаном, которая была самой результативной и кровопролитной. В результате этой войны Индия добилась своей цели: воспользоваться сепаратистским настроем населения Восточного Пакистана и добиться их разделения, тем самым ослабить Западный Пакистан.
Кашмирская ситуация обострялась из года в год. Одной из причин такой тенденции стало то, что в Кашмире процветали экстремистские и террористические группировки. И такое положение дел использовалось для разжигания не только антииндийской оппозиции, но и религиозной борьбы. Сепаратистский настрой населения представлял огромную угрозу для государственной целостности Индии, и правительство опасалось, что они могут потерять не только Кашмир, но и другие территории страны начнут задумываться об отделении. Огромное влияние на развитие конфликта оказали различные экстремистские группировки.
Пакистан также оказывал повсеместную поддержку в регионе, так как Кашмирский вопрос всегда был для Исламабада не только территориальным, но и идеологическим. Кашмир имел для Пакистана, созданного под знаменем ислама, огромное символическое значение.
Следует помнить, что Кашмир оказался на стыке двух цивилизационных ареалов, мусульманского и индусского. И по мере усиления цивилизационного фактора в мировой политике конфликт из локального превратился в часть макрорегионального и глобального. Особенностью кашмирского конфликта последних лет является то, что ключевым фактором стало противостояние мусульман и немусульман.
Одной из составляющих конфликта является кашмирский национализм, то есть стремление ведущих политических деятелей из числа кашмирцев-мусульман добиться максимальной автономии при сохранении определенных связей с Индией. Также необходимо отметить, что и многие «азад» кашмирцы не идентифицируют себя с «единой пакистанской нацией» и в отдаленной перспективе видят Кашмир все-таки независимым.
В 1998 году Кашмирский вопрос после перехода Индии и Пакистана в статус ядерных держав приобрел глобальное значение. Однако, это не предотвратило длившееся почти три месяца столкновение двух государств (мини-войну) на линии контроля в Кашмире в секторе Каргил в 1999 г. И это было свидетельством того, что теперь это потенциальная угроза не только для Средней Азии, но и мира. И это связано с возможностью прихода к власти в Пакистане исламистов и получении ими доступа к ракетно-ядерным арсеналам. Крайне неблагоприятным с точки зрения террористической активности Кашмир стал с конца 1980-х гг., когда в оппозиционном движении появились значительные элементы исламского радикализма и экстремизма. Кашмир оказался облучен исламизмом, исходившим из Пакистана, Афганистана и арабского мира. Втягивание Кашмирского региона в международный террористический синдикат осложняет не только процесс урегулирования, но и дестабилизирует обстановку во всем южно-азиатском регионе.
Именно наличие вышеупомянутого дестабилизирующего фактора привлекает особое отношение к конфликту со стороны мирового сообщества. И несмотря на то, что этому конфликту уделено не так много внимания, как Палестине, но все-таки мировое сообщество пытается подтолкнуть Исламабад и Дели к урегулированию конфликта мирным способом.
Но неблагоприятное социально-экономическое положение в индийском штате Джамму и Кашмир, отсутствие каких-либо социальных перспектив, коррумпированность правительственного аппарата и перманентные репрессии сил безопасности привели к волне возмущения. Мусульманские сепаратисты и фундаменталистские организации получили огромную поддержку местного недовольного текущим положением населения, которое вербовалось для прохождения подготовки в террористических лагерях на территории Пакистана для дальнейших террористических действий.
То, что идеи радикального ислама получили огромную поддержку в Кашмире, обусловлено и различными историческими событиями, которые начались еще в конце 1970-х гг. (период исламизации пакистанского общества после военного переворота, революция 1979 года в Иране и ввод советских войск в Афганистан).
После вывода войск из Афганистана, жители Кашмира, вернувшиеся домой после длительного отсутствия, принесли с собой новые исламские идеи и начали реализовывать их. И в результате этого Кашмир становится одним из основных центров радикального исламизма, а кашмирский сепаратизм приобретает особенности радикального исламизма.
Терроризм и экстремизм в Кашмире — это серьезная угроза для безопасности всего азиатского региона. И такая тенденция и в дальнейшем будет оказывать влияние на развитие ситуации в регионе.
Согласно исследованию, проведенному по заказу военной академии США Вест-Пойнт профессором Шоном Грегори в Бредфордском университете, как минимум были проведены три серьезных атаки исламских фундаменталистов на объекты военной ядерной инфраструктуры Пакистана. Это атака на завод по сборке ядерного оружия в городе Вах, недалеко от столицы, в августе 2008 г., приведшая к гибели десятков человек. А также нападения на склад ядерного оружия в Саргодхе в ноябре 2007 года и на пакистанскую ядерную авиабазу в Камре, недалеко от Ваха, 10 декабря того же года [9].
Террористические организации начали активную деятельность в 1989 году и за это время на пограничной территории Индии и Пакистана погибло более 30000 человек. Бомбейские серийные взрывы в 1993 г. стали одними из крупнейших террористических актов в Индии за многие годы (в результате взрывов погибло 257 человек). В 1996 г. произошел взрыв бомбы в Дели, который привёл к огромному числу человеческих жертв. И множество других террористических актов было устроено в других районах Индии.
Уже давно известно, что лидеры большого числа экстремистских сикхских группировок базируются в Пакистане и занимаются вербовкой в свои группировки сикхской молодежи, проживающей в Великобритании, Канаде и индийском штате Пенджаб. Например, Вассан Сингх Заффарвал, один из главных преступников в списке Индии, который был обвинен в терроризме на территории Пенджаба, скрывался в Пакистане, и откуда впоследствии, в поисках убежища бежал в Швейцарию.
Пакистанские и международные СМИ подтвердили информацию о том, что Исламабад финансировал кашмирские радикально настроенные группировки. Госдепартамент США в 1997 году опубликовал доклад о проявлениях терроризма, в котором особое внимание уделялось «Харкат-уль-Ансар» как террористической организации, активно ведущей террористическую деятельность на территории Джамму и Кашмира. Также в докладе упоминается еще одна группировка: «Исламский фронт Джамму и Кашмира», которая ответственна за взрывы в Нью-Дели, в Джамму и Кашмире и в других регионах Индии [10].
Пакистанский журнал «Herald» опубликовал подробный отчет о группировке «Лашкар», которая была поддержана Пакистаном. В статье говорилось о причастности «Лашкар» к убийствам большого количества людей в Кашмире. Более того, «Лашкар» призывал к джихаду против США, индусов, а также демократическому строю, как одной из главных проблем современного общества. И в том, что пакистанское правительство поддерживало деятельность «Лашкар» не было сомнений, так как даже министр информации Мушахид Хусейн одобрил деятельность этой организации. Данная группировка, словно стало основным наемником Пакистана, однако не стоит забывать и о других группировках, например, «Хизб-ул-Муджахиддин». С. Салауддин глава организации по последним данным по-прежнему в Пакистане и время от времени устраивает пресс-конференции «Совета единого джихада», на которых обсуждаются планы на будущие действия, посвященные джихаду против Индии и других стран, выступающих против их действий.
Особо следует выделить проблему наркотерроризма.
Наркоторговля как источник финансирования военных операций использовался ещё в период борьбы моджахедов с войсками СССР. Оказывавшие поддержку афганским патриотам силы не обращали внимание на нарастающий оборот наркотиками. И даже после вывода войск из Афганистана ситуация совсем не изменилась. А закрывали глаза на это только потому, что доходы от торговли наркотиками использовались для финансирования различных операций экстремистских организаций на индийской территории. Вышеупомянутый Йозеф Бодански много раз описывал то, как происходит финансирование Пакистаном террористов в Индии с помощью прибыли, получаемой от наркоторговли, созданной именно в период после вывода советских войск.
Еще одним доказательством того, что Пакистан поддерживал контриндийские организации было заявление Наваза Шарифа (бывшего премьер-министра). Он признался в том, что армейское командование страны выдвигало план по использованию прибыли от наркоторговли с целью финансирования операций против Индии. Но сам же Шариф, как он заявлял, отверг это предложение.
И несмотря на то, что государства, по словам их глав и правительств, борются с террористами и наркотиками, тем не менее, имеются доказательства использования доходов от наркоторговли в финансировании своих многочисленных операций. И то, что «Талибан» и террористические организации Пакистана очень связаны и оказывают взаимную поддержку, говорит о том, что доход от наркоторговли используется и для финансирования террористической деятельности в Кашмире.
И доказать их сотрудничество можно тем, что все члены террористических группировок Афганистана и Пакистана проходили одинаковую подготовку в одинаковых лагерях. Их объединяли общие наставники и общая ненависть к иноверцам, США и западу в целом.
Следует упомянуть теракт 13 декабря 2008 г. в здании индийского парламента, цель которого заключалась в устранении политических лидеров страны. Министр внутренних дел Индии Лил Кришна Адвони обвинил террористические организации «Лашкар-и-тааба» и «Джайш-и-Мохаммад» в том, что именно эти группировки при непосредственной поддержке Межведомственной разведки Пакистана виновны в этом теракте. В результате террористической атаки погибло более 170 человек, в числе которых были и жители стран Европы.
Позднее премьер-министр Индии Атол Биихори Воджпайи на заседании фракции «Бхарати джанати парти»,главного партнера правящей партии, отказал Пакистану в проведении совместного расследования теракта, объяснив это тем, что бессмысленно вести расследование вместе с Пакистаном против террористов, находящихся в Пакистане.
Но и Пакистан также очень много подвергался атакам террористов. Например, теракт на северо-западе Пакистана, в котором погибло 9 человек (30 января 2010 г.); 8 марта 2010 года погибло 14 человек; 16 апреля был совершен теракт, в котором погибла Беназир Бхутто; через два дня было совершено еще одно нападение, в котором погибло 9 человек.
Терроризм очень сильно распространился по всему региону, в том числе Индии и Пакистане. Эта территория уже лет 50 считается «горячей точкой», хотя серьезность этих опасностей всегда зависела от времени и политической напряженности. И проблема распространения этих терактов была не только в борьбе мусульман и индусов, но в противостоянии правительственных войск и национально-освободительных группировках в различных регионах Индии и Пакистана, которые боролись за обретение независимости.
Индия была одной из тех стран, которая поддерживала борьбу с терроризмом на международном уровне, поскольку угроза терроризма непосредственно касалась безопасности страны.
Индия сыграла значительную роль в нахождении общего решения в отношении терроризма в «Движении неприсоединения» (международная организация, объединяющая 120 государств мира на принципах неучастия в военных блоках). Данная организация заявила, что действия с целью посеять страх среди народа, групп лиц или отдельных граждан независимо от причин, не имеют оправдания. Кроме того, в Индии актуален призыв принять и приступить к выполнению всеобщей конвенции по борьбе с международным терроризмом, так как руководство страны очень боялось угрозы, исходящей от Пакистана. И Индии оказывалась всесторонняя помощь в этой борьбе.
США создали специальный отряд для защиты в случае, если террористы заполучат атомное оружие в Пакистане. Задача спецотряда состоит в том, чтобы вернуть ядерные материалы на склады и обеспечить их охрану. Отряд создали после нескольких крупных атак на пакистанские военные базы и другие важные стратегические точки, на территории которых содержалось ядерное оружие [11]. По словам М. Ларсена (бывшего сотрудника ЦРУ), имели место не только нападения на базы армии, но и случаи проникновения террористов на важнейшие охраняемые объекты. За всем этим стоит руководство «Аль-Каиды». Оно вполне профессионально подходит к вопросу овладения ядерными материалами, утверждает Моуэт-Ларсен. Профессор Шон Грегори, директор отдела исследований безопасности Пакистана в университете Брэдфорда, упоминает ряд инцидентов, подтверждающих это. В ноябре 2007 года было совершено нападение на базу в провинции Пенджаб, где размещаются бомбардировщики F-16, способные нести ядерное оружие. Месяц спустя смертник нанес удар по ядерной базе ВВС Камра. В августе 2008 года группа террористов взорвала ворота в гарнизоне Вах в Пенджабе. Там был завод по производству ядерных боеголовок. А в октябре 2009 года боевики атаковали генштаб армии в Равалпинди. Нападавшие, облачившись в военную форму, проникли внутрь объекта и отбивались от сил безопасности в течение 22 часов. По сведениям Грегори, на ядерных объектах работает около 12 тысяч людей и не исключено, что среди них есть пособники террористов.
А причина заключается в том, что в Пакистане в последние годы набирают вес группы, которые настроены крайне экстремистски. Также Пакистан подвергается постоянной критике со стороны других членов мирового сообщества в связи с его нерешительностью по вопросам борьбы с международным терроризмом и религиозным экстремизмом (Саудовская Аравия, Египет, Алжир, Китай, США и др.). И все эти страны просят либо выдать прячущихся террористов, либо обвиняют в подготовке боевиков на территории Пакистана. Пакистан не раз рассматривался США в качестве «кандидата» на включение в список террористических государств за перманентные угрозы американским интересам в этой стране со стороны исламских радикалов и неадекватное восприятие Исламабадом озабоченности США по поводу базирования на территории соседнего Афганистана функционеров террористической организации «Аль-Каида». По этой причине руководство страны так нерешительно в антитеррористических действиях, потому что Пакистан должен действовать как в интересах оппозиции, так и мировых стран.
Именно в связи с постоянным прессингом со стороны мирового сообщества пакистанская администрация вынуждена осуществлять некоторые меры, направленные на борьбу с терроризмом и экстремизмом, или хотя бы создавать видимость активизации антитеррористической деятельности, чтобы не потерять мировую поддержку.
Но следует отметить, что Исламабад не присоединяется к одному из ключевых документов международного антитеррористического права – к Конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 г., по причине того, что подписание этой конвенции повлечет ряд негативных последствий как для экономики страны, так и для общей обстановки.
После сентябрьских событий в США пакистанское руководство было вынуждено поддержать резолюцию СБ ООН № 1373, равно как и признать необходимость антитеррористической операции в Афганистане. Даже были совершены некоторые действия (в том числе и силового характера) по ограничению активности базирующихся на пакистанской территории отдельных структур террористических и экстремистских организаций.
Таким образом можно отметить, противостояние между Индией и Пакистаном началось в 1947 году после объявления независимости от Великобритании, но, необходимо отметить, что предпосылки к появлению этого конфликта были задолго до этого. Ведь отчужденная надменная политика Англии в отношении коренного населения, демаркация границ при разделе без учета этнической и религиозной принадлежности местного населения во многом способствовали возникновению конфликта. Действия Англии, менталитет, населяющих регион народов, привели к появлению напряжения между жителями колонии, которое в итоге переросло в кровопролитные войны. Следовательно, необходимо отметить, что:
- Кашмирский конфликт в ходе своего развития приобрел черты глобального противостояния (мусульманской и индусской идентичностей). И огромную опасность конфронтация в этом вопросе представляет обладание Индией и Пакистаном ядерного оружия, которое не является надежным средством, удерживающим обе стороны от военных столкновений.
- Еще одна крупная проблема в индийско-пакистанских отношениях связана с водопользованием, в том числе – разделом речных вод для целей ирригации.
Но самые важные и судьбоносные проблемы возникли между Индией и Пакистаном по вопросу определения судьбы самого крупного (свыше 200 тыс. кв. км.) индийского княжества Джамму и Кашмир. Число полуавтономных, формально суверенных или полусуверенных, разрозненных княжеств среди британских владений на территории полуострова Индостан, находившихся в прямых договорно-вассальных отношениях с Британской империей, приближалось в те годы к шестистам.
Конфликт вокруг Джамму и Кашмира стал причиной ухудшения и без того натянутых напряженных отношений между Индией и Пакистаном. Эта натянутость в отношениях была вызвана взаимными претензиями, появившимися в связи с кровавыми событиями, которыми сопровождалось размежевание между Индией и Пакистаном. Прежде мусульмане и индусы проживали совместно во многих пограничных районах ранее единой административно-политической территории Британской Индии. Но в результате демаркации и образования двух независимых государств возникли потоки вынужденных переселенцев. Спасаясь от насилия и преследований, мусульмане из Индии двинулись на территорию Пакистана, а навстречу им устремились беженцы из Пакистана в Индию, то есть индусы и сикхи. Можно выделить две основные причины, на которые нужно обратить внимание при рассмотрении этого вопроса:
- Фактор исламского терроризма
- Между Индией и Пакистаном замечена тенденция к мирному урегулированию конфликта (угроза терроризма и радикального исламизма вынудила два непримиримых государства отложить в сторону свои разногласия ради общей безопасности).
Рассматривая постоянно чередовавшиеся конфликты, столкновения с разрядкой в отношениях между Индией и Пакистаном (которые укладываются в основном в десятилетние циклы), можно выявить некоторую закономерность: в качестве фундамента каждого заново разгорающегося конфликта лежит военное преобладание той страны, которая в предыдущий период уделяла больше сил и внимания военному строительству и стала превосходить противника в этом аспекте. В 1998 г. оба государства пересекли черту, за которой их вечные «пробы сил» способны стать причиной катастрофы глобального масштаба. Но следует заметить, что оба столкновения после 1998 г. носили кратковременный характер и не принесли огромных потерь среди населения для обеих сторон. В целом, если сравнивать с серединой прошлого века конфликт обнаруживает тенденцию скорее к затуханию, чем разрастанию, несмотря на то, что потенциальная цена риска подобного разрастания огромна по причине наличия ядерного оружия в обеих странах.
Характерной чертой современного этапа кашмирского «урегулирования» является то, что вопрос о собственно территориальной принадлежности Кашмира теряет свое первостепенное значение в двусторонних отношениях Дели и Исламабада. На сегодняшний день главной для Индии целью становится не столько урегулирование кашмирского вопроса, сколько укрепление и установление доверия между двумя странами, а также пресечение и полное искоренение трансграничного терроризма с территории Пакистана. Исламабад же традиционно считает своей задачей окончательное разрешение спора как основу будущей нормализации взаимоотношений с Нью-Дели, предъявляет обвинения Индии в массовых нарушениях прав человека в Джамму и Кашмире и делает заявление о поддержке «борьбы кашмирского народа за самоопределение».
В отличие от Пакистана, у Индии, нет никаких проблем с идеалами внутреннего устройства политики государства, там сложился консенсус относительно плюралистического, светского и демократического характера страны. Но Индия еще не решила какая роль ей уготована в мире. Если Индия быть наравне с мировыми державами в глобальном масштабе, ей необходимо переступить через региональные рамки, проявив «благородство» к соседям, и к Пакистану в первую очередь. Она не должна пытаться победить Пакистан военным методами, а должна стремиться к миру и сотрудничеству с ним, а также с Бангладеш и Афганистаном. При этом в Дели понимают, что создание «великой и процветающей Индии» возможно лишь на базе технологического рывка и высокого развития экономики.
Нельзя забывать о появление у «непримиримых» соперников ряда общих целей и интересов в сфере безопасности, торгово-экономического и межнационального сотрудничества. Огромное значение в контексте устранения конфликта приобретает сотрудничество между двумя государствами в области энергетики, в осуществлении проектов сооружения газопровода из Ирана в Индию через Пакистан, а также трансафганского газопровода из Туркменистана в Пакистан и Индию. Более того, это борьба с наркотрафиком и контрабандой, а также с нарушениями сухопутной и морской границы.
Несмотря на возможную дестабилизацию и в дальнейшей перспективе возникновение нового кризиса в отношениях между Индией и Пакистаном, тенденции развития ситуации в краткосрочной перспективе благоприятны. Конфликт, как представляется, перешел из острой фазы в хроническую. И даже проблема Джамму и Кашмира может быть в принципе разрешена в условиях роста взаимного доверия и сотрудничества между государствами и отказа от навязывания друг другу окончательных решений, что и в последнее время предпринимается со стороны стран региона и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Ссылки
[1] Сайт, посвященный геополитику-востоковеду генералу Андрею Евгеньевичу Снесареву. http://www.snesarev.ru/halfin.html
[2] А. Е. Снесарев, Индия, как главный фактор в среднеазиатском вопросе. Взгляд туземцев Индии на англичан и их управление, СПб., 1906, Автор включает в понятие Средней Азии «наш Туркестан с Памирами, Афганистан и Белуджистан, Восточную Персию, Кашгарию и, наконец, северную часть Индии или собственно Индию». стр. 1.
[3] Ганиев Т.А. «Анализ и прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Республика Афганистан». Учебное пособие // М.: ВУ – 2004. Часть 1. - С. 12.
[4] Ковешникова Ю.Н. Англо-французская борьба за Индию // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-12. - С. 46.
[5] Мавланов И. Модели социально-экономического развития Индии // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5. - С. 40.
[6] Савченко Д.В. Индия и Пакистан: Ядерное оружие - фактор сдерживания? // Безопасность Евразии. - 2009. - № 3. - С. 365.
[7] Золотарев П.С. Китай и Индия в глобальном балансе военных сил // Россия и Америка в XXI веке. - 2009. - № 1. - С. 6.
[8] Мирский Г. США и Пакистан: альянс, разрушаемый талибами // Россия и мусульманский мир. - 2009. - № 7. - С. 110-111.
[9] Апокалипсис. Сценарий. Новая газета. № 130 от 21 ноября 2011. https://www.novayagazeta.ru/
[10] Скосырев В. Пакистан и Индия балансируют на грани войны. Исламабад не выдал сообщников террористов // Независимая газета. - 2008-12-08.
[11] Гайнутдин Р. Ислам против терроризма / Р. Гайнутдин // Азия и Африка сегодня. - 2005. - № 7. - С. 2.
Список источников
- Всеобщая декларация прав человека. Принята на 3-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. – 1998. – 10 декабря.
- Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом от 15 декабря 1997 г. Принята Генеральной Ассамблеей ООН, г. Нью-Йорк, 15 декабря 1997. Ратифицирована Федеральным законом от 13.02.2001 N 19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 8. - Ст. 702.
- Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.) // Библиотечка "Российской газеты". - 2003. - Выпуск 13 "Борьба с терроризмом касается каждого".
- Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (Заключена в г. Нью-Йорке 10.01.2000) // Бюллетень международных договоров. - 2003. - № 5
- Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 г. Ратифицирована Федеральным законом от 10.01.2003 N 3-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 2.
- Сайт, посвященный геополитику-востоковеду генералу Андрею Евгеньевичу Снесареву. http://www.snesarev.ru/halfin.html
- Авдеев Ю.И. Особенности современного международного терро-ризма и некоторые правовые проблемы борьбы с ним // http://www.waaf.ru/3x.htm.
- Гайнутдин Р. Ислам против терроризма / Р. Гайнутдин // Азия и Африка сегодня. - 2005. - № 7.
- Гриняев С., Чугунов В. Международный терроризм как инструмент глобального управления // http://ww-4.narod.ru/warfare/.
- Гушер А.И. Проблема терроризма на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества // http://www.e-journal.ru/p_euro-st3-3.html.
- Гушер А.И. Что нового в арсенале террористов? и как успешнее бороться с набирающей силу «Чумой XXI века» / А Гушер // Азия и Африка сегодня. - 2006. - № 4.
- Ганиев Т.А. «Анализ и прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Республика Афганистан». Учебное пособие. Часть 1. // М.: ВУ – 2004.
- Ганиев Т.А. «Анализ и прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Республика Афганистан». Учебное пособие. Часть 2. // М.: ВУ – 2008.
- Давыдова Е. Терроризм: истоки и эволюция, цели и средства // http://raven.kiev.ua/DOSSIER/1.2000/terror.htm.
- Золин П.М. Ближайшие перспективы современных геоэкономических регионов мира // Региональная экономика: теория и практика. - 2010. - № 11. Золотарев П.С. Китай и Индия в глобальном балансе военных сил // Россия и Америка в XXI веке. - 2009. - № 1.
- Ирмияева Т.Ю. История мусульманского мира. 2-е изд. – Пермь, 2010. Ковешникова Ю.Н. Англо-французская борьба за Индию // В мире научных открытий. - 2010. - № 4-12.
- Мавланов И. Модели социально-экономического развития Индии // Проблемы теории и практики управления. - 2009. - № 5.
- Мирский Г. США и Пакистан: альянс, разрушаемый талибами // Россия и мусульманский мир. - 2009. - № 7.
- Снесарев А.Е. Индия, как главный фактор в среднеазиатском вопросе. Взгляд туземцев Индии на англичан и их управление, СПб., 1906.
- Снесарев А.Е. Афганские уроки //Российский военный сборник. М.: ВУ, 2003.
- Снесарев А.Е. Афганистан // С.А. Шумов, А.Р. Андреев. Афганская хроника. М.: Русская панорама, 2002.
- Савченко Д.В. Индия и Пакистан: Ядерное оружие - фактор сдерживания? // Безопасность Евразии. - 2009. - № 3.
- Скосырев В. Пакистан и Индия балансируют на грани войны. Исламабад не выдал сообщников террористов // Независимая газета. - 2008-12-08.
- Скосырев В. Дели и Исламабад возобновили переговоры. Индия требует, чтобы Пакистан искоренил гнезда террора на его территории // Независимая газета. - 2010-02-26.
- Ходатенко Е.Н. Особый правовой статус штата Джамму и Кашмир в механизме территориального конфликта между Индией и Пакистаном // Бизнес в законе. - 2009. - № 1. Юрлов Ф.Н. Индия: военная доктрина и вооруженные силы // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2009. - № 3. № 4.
Аймуратов Сабржан
- 21-06-2021В Башкирии участились попытки вербовки молодежи экстремистами
- 07-06-2021Город крылатых ракет
- 24-05-2021Американские технологические компании пересматривают отношения с армией США
- 18-05-2021Программы НАТО по информационной и кибербезопасности
- 11-05-2021Немецкие генералы в советском плену
- 29-05-2012Наркотики на службе Третьего Рейха
- 12-09-2010Многие эксперты считают танк Меркава лучшим основным боевым танком в мире
- 12-09-2010Министр обороны ФРГ представил проект масштабной реформы вооруженных сил
- 21-04-2001К вопросу о войне в четвертой сфере
- 11-10-2010Иран вооружился экранопланами