
В федеральном законе Российской Федерации от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» ВТС трактуется как «деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения»[1].
Для России ВТС является одним из способов продвижения национальных интересов за рубежом и имеет своей целью укрепление военно-политических позиций РФ в других регионах. Оно содействует сближению государств в военно-техническом отношении, является основанием для создания военно-политических объединений с дальнейшей перспективой интеграции боевых систем. Это может привести к изменению баланса сил в различных регионах, способствуя, тем самым, сдерживанию агрессоров и поддержанию региональной стабильности.
В настоящее время единственным государственным посредником, осуществляющим внешнеторговую деятельность в отношении всей продукции военного и двойного назначения, является АО «Рособоронэкспорт» (входит в Госкорпорацию «Ростех»). На него приходится более 80% экспорта ВиВТ российского производства. Среди других субъектов ВТС («российские организации, получившие право на осуществление внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения»[2]) можно также выделить АО «Концерн ВКО «Алмаз – Антей», ПАО «ОАК», АО «ОСК», АО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» и ряд других (всего более 30)[3].
«Российская Федерация осуществляет военно-политическое и военно-техническое сотрудничество с иностранными государствами, международными, в том числе региональными, организациями на основе внешнеполитической, экономической целесообразности»[4]. В чем состоит целесообразность ВТС с латиноамериканскими государствами?
По словам заместителя генерального директора ОАО «Рособоронэкспорт» Сергея Ладыгина в настоящее время Латинская Америка представляет собой перспективный для России регион в плане развития ВТС[5]. Его можно понять: 33 государства, занимающие около 20 000 км2 (15%) суши, являются масштабным и привлекательным рынком сбыта российской военно-технической продукции, не говоря уже о том, что регион находятся в посредственной близости у одного из основных геополитических оппонентов России. Кроме того, по сравнению с 2005 г. номинальный ежегодный объем экспорта вооружений в страны региона существенно возрос к 2012 г. с $1,247 млрд. до $6,37 млрд. соответственно[6].
Предприятиям российского ОПК приходится вести борьбу, в т. ч. и за Латинскую Америку, в условиях нарастающей конкуренции на рынке вооружения и усиления давления со стороны американских и европейских производителей. В данной связи следует рассмотреть успехи РФ на мировом и региональном рынках вооружений.
По данным Стокгольмского международного института исследований проблем мира (СИПРИ), в период с 2007-2011 гг. доля США в мировом экспорте вооружений составила 30%, России – 24%, Китая – 4%[7], в то время как за 2012-2016 гг. – 33%, 23%, 6,2% соответственно[8]. Примечательна в данном отношении тенденция к росту доли КНР на мировом рынке вооружений: за 5 лет Китаю удалось подняться на 3 пункта рейтинге и занять почетное третье место. Среди европейских производителей Германия и Франция традиционно входят в пятерку основных экспортёров ВиВТ (4-7%).
Рассматривая структуру латиноамериканского рынка, следует отметить, что с 2005 по 2012 г. объем экспорта обычных вооружений (классификация Регистра ООН) всех стран оценивается в $24,55 млрд. При этом Россия занимает первое место по экспорту продукции военного назначения в указанный период. На ее долю пришлось около 25,5% поставок ВиВТ региона. Второе место принадлежит США (15,8%), третье – Испании (15,1%)[9].
Согласно упомянутым ранее докладам СИПРИ, ни одно государство Латинской Америки не входит в первую десятку импортеров ВиВТ (по результатам 2015 г.: Бразилия – 12 место, Мексика и Венесуэла – 20 место[10]), однако это не означает, что страны региона в этом не заинтересованы. Потребность в импорте обуславливается несколькими причинами:
- отставанием в развитии промышленного и научно-технического секторов экономик латиноамериканских государств от высокоразвитых, а также отсутствием необходимых финансовых, технологических и кадровых условий для создания военной продукции, отвечающей современным требованиям;
- борьбой с преступностью, наркотрафиком и терроризмом, а также потребностью в обеспечении безопасности акватории Южной Атлантики и др.
Исходя из этого, Россия может предложить не только контракты на уже готовые ВиВТ, но и широкий спектр услуг, среди которых можно выделить ремонт техники и поставку для нее запасных частей, постгарантийное обслуживание, обучение персонала эксплуатации продукции военного назначения и т.д.
Несмотря на то, что в региональной структуре российских поставок (рис. 1[11]) преобладает Азиатско-тихоокеанский регион (42%), РФ все чаще обращает свой взгляд на далекую Латинскую Америку. Так, по линии Рособоронэкспорта объем поставок ВиВТ в страны региона с 2001 г. превысил $10 млрд[12].
С 2000 по 2016 гг. на долю Латинской Америки приходилось немногим более 4,5% от общего объема российского экспорта вооружений[13]. Но можно и отметить положительные сдвиги: за период 2015-апрель 2017 гг. суммарный экспорт возрос с 8 до уже упомянутых $10 млрд. Это связано, прежде всего, с реализацией ранее подписанных контрактов. Кроме того, не последнюю роль сыграла успешная демонстрация передовых российских систем вооружений в ходе сирийского конфликта.
Как известно, организация и участие РФ в многочисленных международных выставках ВиВТ как на своей территории, так и за рубежом является важнейшим источником формирования портфеля заказов. Среди выставок, которые российская сторона использует в качестве арены взаимодействия и установления диалога, следует выделить следующие:
- Российские: военно-технический форум «Армия», авиационно-космический салон «МАКС», военно-морской салон «МВМС» и т.д.;
- Зарубежные: авиационно-космические выставки «АЭРО ИНДИЯ», «АЭРОШОУ ЧАЙНА» (Китай), выставка вооружений и военной техники «ИНДО ДИФЕНС» (Индия), выставка авиационно-космической и военно-морской техники «ЛИМА» (Малайзия), оборонные выставки «АЙДЕКС» (ОАЭ), «АЙДЕФ» (Турция) и др.
Говоря о Латинской Америке, следует отметить, что с целью увеличения доли своего вооружения в странах региона Российская Федерация активизирует сотрудничество посредством участия в различных местных выставках. Например, выставка военной и авиационно-космической техники «ФИДАЕ» (Чили), выставка авиационных и оборонных систем «ЛААД» (Бразилия), салон оборонных технологий «СИТДЕФ» (Перу), выставка и конференция технологических достижений в области обороны и безопасности «ЭКСПОДЕФЕНСА» (Колумбия), аэрокосмический салон «ФАМЕКС» (Мексике). При этом в последних двух выставках российская сторона впервые приняла участие в 2017 г., что свидетельствует о повышении активности российского ОПК на латиноамериканском рынке.
В данной связи особенно стоит выделить международную выставку ЛААД-2017, которая прошла 4-7 апреля в Рио-де-Жанейро. В ходе мероприятия Россия продемонстрировала более 350 образцов ВиВТ для всех видов войск, часть которых была высоко оценена делегациями латиноамериканских стран.
Традиционно в центре внимания находятся российская авиационная и вертолетная техника и комплексы ПВО (41% и 13% от всего портфеля заказов соответственно[14]). Латиноамериканские партнеры не исключение, поэтому наиболее перспективными моделями боевой техники «Рособоронэкспорт» назвал военно-транспортный самолет Як-130, многофункциональный фронтовой истребитель МиГ-29М, многоцелевой истребитель Су-35, а также боевые вертолеты Ми-28НЭ, Ка-52, Ми-35М и тяжелые транспортные вертолеты Ми-26Т2, зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-С1», зенитная ракетная система «Антей-2500» и переносной зенитно-ракетный комплекс «Игла-С»[15]. Во время работы выставки были проведены многочисленные переговоры, которые в перспективе могут привести к подписанию новых оружейных контрактов.
Однако, несмотря на все заявления о перспективности латиноамериканского рынка в плане ВТС, цифры говорят об обратном. Во-первых, по словам главы ФСВТС Дмитрия Шугаева, поставки ВиВТ в 2016-2017 гг. в страны Северной и Южной Америки составляют 3% от всего объема экспорта военной техники российского производства[16], что нельзя назвать вдохновляющим результатом. Во-вторых, военные расходы государств Латинской Америки в целом сокращаются. По данным СИПРИ, положительная динамика расходов отсутствует с 2014 г. (2014 г. – - 0,1 %, 2015 – - 3%). Так, в 2016 г. регион потратил на военные нужды примерно на 8% меньше, чем в 2015 г., став рекордсменом по проценту падения затрат среди других регионов мира (рис. 2)[17].
Рис. 2. Военные затраты регионов, 2015-2016 гг.
Этому есть логическое объяснение. Причиной такой разочаровывающей статистики является разразившийся в 2014 г. экономический кризис (а в некоторых государствах еще и политический), особенно сильно затронувший государства Южной Америки и достигший в 2016 г. своего пика. Таким образом, страны, попавшие в эпицентр «идеального шторма» (ситуация, при которой неблагоприятные факторов накладываются друг на друга, в результате чего их суммарный негативный эффект возрастает)[18], вынуждены сокращать военный бюджет.
По прогнозам МВФ[19] и Focus Economist (рис. 3)[20] экономические показатели большинства стран региона в 2018 г. должны выйти из зоны риска и начать демонстрировать положительную динамику, однако политические риски будут все еще высоки. Если прогнозы экспертов оправдаются и основные партнеры в регионе не поменяют свою риторику на антироссийскую (во многих странах пройдут выборы в 2018 г.), то можно ожидать повышение спроса на ВиВТ российского производства с последующим заключением контрактов.
Рис. 3. Прогноз Focus Economist: ВВП стран региона в 2018 г.
Традиционными партнерами РФ в данном регионе являются Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Куба, Мексика и Перу[21]. Как правило, более 60% поставок по латиноамериканскому направлению осуществляется в Венесуэлу, далее следуют Бразилия и Перу (см. рис. 4)[22]. К сожалению, на региональном рынке вооружений преобладают европейские и американские или местные поставщики, как это происходит в Бразилии, военные расходы которой являются самыми высокими в регионе. В связи с этим целесообразно подробнее рассмотреть двустороннее сотрудничество России с основными партнерами.
Рис. 4. Доля РФ в импорте ВиВТ стран Латинской Америки
Россия-Венесуэла. В настоящее время Венесуэла является самым крупным покупателем ВиВТ российского производства в латиноамериканском регионе. Как было отмечено ранее, около 60% российского импорта ВиВТ приходится на Венесуэлу. Приход к власти ныне покойного социалиста Уго Чавеса в 1999 г. ознаменовался отказом Вашингтона от ВТС с Каракасом. В ходе визита в Москву президента Венесуэлы в 2001 г. было подписано межправительственное соглашения, на основе которого осуществляется ВТС, однако первые крупные оружейные контракты были подписаны лишь в 2005 г.
Порядка 30 контрактов в период с 2005-2013 гг. были заключены между «Рособоронэкспортом» и Минобороны Венесуэлы. Основу импорта составили автоматы Калашникова АК-103, многоцелевые истребители Су-30МК, вертолеты Ми-17В-5, Ми-35М, Ми-26Т, танки Т-72Б. Также в Венесуэлу активно поставляются различные системы ПВО российского производства (БУК-М2, С-300ВМ «Антей-2500», С-125 Печора-2М, Игла-С и др.)[23]. Стоит отметить тот факт, что часть ВиВТ была приобретена на суммы от российских кредитов. Так, несмотря на ежегодно увеличивающиеся заложенности, в 2009 г. Каракасу был выдан кредит в размере $2,2 млрд., а в 2011 г. – $4 млрд[24][25]. Общая сумма выданных между 2006 и 2017 г. кредитов оценивается в $17 млрд.
Стоит также отметить, что к концу 2017 г. завершится строительство сервисного центра по ремонту вертолетов, а в 2019 г. в полную силу заработает завод по производству автоматов АК-103 и боеприпасов, строительство которого ведется в рамках подписанного еще в 2006 г. контракта[26]. Таким образом, Венесуэла первой страной в регионе, где будет налажено лицензионное производство автоматов Калашникова.
В целом можно отметить положительные сдвиги в ВТС. Это подтверждают сделанные министром обороны Венесуэлы Владимиром Падрино Лопесом в 2015 г. и Президентом Николасом Мадуро в 2017 г. заявления о том, что благодаря российскому вооружению и тесному сотрудничеству, потенциал армии Республики усилился[27][28], что может свидетельствовать о большой заинтересованности венесуэльской стороны в дальнейшем взаимодействии.
Однако в сотрудничестве государств наметились тревожные тенденции. Укрепившаяся позиция РФ на венесуэльском рынке находится под угрозой. Во-первых, будущее оборонного бюджета Венесуэлы представляется весьма неясным по причине глубокого экономического кризиса и политической нестабильности. Большая часть поставок ВиВТ из России финансировалась за счет доходов от углеводородов, цены на которые бурно росли в начале 2000-х гг. Однако после нескольких лет относительно низких цен на нефть Венесуэла испытывает серьезный экономический спад, который вынуждает правительства сокращать расходы на военные закупки. Если в 2013 г. они составляли 3,5% от государственных расходов, то в 2016 г. этот показатель составил всего 0,7%[29]. Во-вторых, в последние годы Россия столкнулась с растущей конкуренцией со стороны Китая: Венесуэла являлась второй страной по объему импорта китайских вооружений за период 2008-2015 гг.[30] (рис. 5[31]).
Конкурентное преимущество Китая состоит в том, что российское вооружение в среднем на 20-40% дороже китайского (созданного на основе или скопированного с превосходящих по качеству российских образцов), что выгодно странам Латинской Америки, которые в настоящее время не могут позволить себе западноевропейское дорогостоящее оружие (см. далее).
Рис. 5. Импорт китайских вооружений в страны Латинской Америки, 1991-2014 гг.
Тем не менее, во время своего последнего визита в Москву, состоявшегося в октябре в рамках «Российской энергетической недели-2017», Н. Мадуро дал понять, что нуждается в поддержке России. В свете недюжинного интереса российской стороны к венесуэльским углеводородам, просьбы главы Республики о реструктуризации долгов и выдаче новых кредитов не кажутся такими абсурдными. Политикой уступок по отношению к Венесуэле РФ отстаивает свои геополитические интересы, рассматривая государство как важнейший форпост на Южноамериканском континенте.
Россия-Бразилия. По данным рейтинга Global Firepower 2017 (GFP), Бразилия имеет 17-ую в мире и 1-ую в Латинской Америке по мощности армию[32]. Это вполне объяснимо: государство, имеющее самую большую территорию и самую сильную экономику в регионе, де факто является его лидером. Начиная с 2003 г. военные расходы государства постепенно увеличивались (см. табл. 1[33]). Однако «золотое десятилетие» для Бразилии закончилось к 2012 г. С началом экономического кризиса и коррупционными скандалами вокруг Президента Дилмы Русеф, в результате которых ей был выдвинут импичмент, положение дел в стране усугубилось еще больше, что привело к сокращению средств на нужны Минобороны.
Табл. 1. Военные расходы Бразилии и их доля в государственных расходах (2003-2016 гг., в млрд. $, текущие цены) |
|||||||
Год |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
|
8,393 |
9,780 |
13,589 |
16,405 |
20,486 |
24,453 |
25,649 |
Год |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
|
34,003 |
36,936 |
33,987 |
32,875 |
32,660 |
24,618 |
23,676 |
Поскольку бразильский рынок вооружений является самым крупным, РФ сталкивается с сильнейшей конкуренцией со стороны западноевропейских, американских и израильских поставщиков[34]. Кроме того, отстаивая свои лидерские позиции в регионе, Бразилия делает ставку на развитие национального ОПК. Там расположено 38,2% всех предприятий военной промышленности Латинской Америки[35].
В настоящий момент Россия экспортирует в Бразилию в основном средства ПВО, тактико-технические характеристики которых бразильские партнеры высоко оценивают. Особым спросом пользуются переносные зенитные ракетные комплексов (ПЗРК) «Игла-С», последняя поставка которых завершилась в 2016 г.[36] В общей сложности Бразилия закупила 160 ПЗРК указанного образца[37].
С 2013 г. велись переговоры о закупке зенитных ракетно-пушечных комплексов (ЗРПК) «Панцирь-С1», а уже в ходе проведения выставки ЛААД-2017 бразильская сторона подтвердила свое намерение купить у России данный тип ЗРПК.
Вертолеты российского производства успешно эксплуатируется в Бразилии. По контракту 2008 г. Бразилией были закуплены транспортно-боевые вертолеты Ми-35М стоимостью $150 млн[38]. Для обслуживания и ремонта данного типа вертолетов на территории страны будет создан сервисный центр.
Приход к власти Д. Русеф в 2011 г. ознаменовался диверсификацией внешних связей, что благоприятно сказалось на ВТС двух государств. Однако изменение внутриполитической конъюнктуры негативно отразилось на соглашениях, заключенных с администрацией отстраненного Президента. Например, контракт на поставку 7 многоцелевых вертолетов Ка-62 практически приостановлен. Кроме этого, возможность продажи ряда единиц техники (самолеты Як-130, тяжелые военно-транспортные вертолеты Ми-26, гражданские вертолеты Ми-171А1, Ка-32А11ВС, Ка-226Т, «Ансат» и бронемашины «Тигр»), в которых раннее были заинтересованы ВС Бразилии, оказалась под вопросом.
В 2018 г. в стране пройдут новые президентские выборы, по результатам которых перспективы экспорта российского вооружения будут более или менее ясны, но пока что в условиях сильной конкуренции и неблагоприятной внутренней обстановки российское вооружение не пользуется большим спросом.
Россия-Перу. В настоящее время Перу остается одним из относительно крупных заказчиков в рамках региона, который ориентирован преимущественно на российскую вертолетную технику. Так, в 2011 г. в Перу были поставлены 6 транспортно-боевых вертолетов Ми-171Ш и 2 ударных Ми-35П стоимостью в $107,9 млн., а в 2013 г. с Минобороны Перу был заключен контракт на поставку 24 военно-транспортных вертолетов Ми-171Ш на сумму более чем $500 млн[39].
Однако не обошлось без трудностей. В сентябре 2015 г. Национальный Банк Перу заблокировал оплату по контракту 2013 г. из-за наложенных США санкций на ряд российских компаний, в число которых вошел и «Рособоронэкспорт». В сентябре 2015 г. прошли напряженные переговоры, в результате которых было объявлено о возобновлении поставок. В начале 2016 г. поставки вертолетов в Перу завершились.
За последние 10 лет было заключено несколько контрактов на модернизацию авиатехники: в 2008 г. – 19 истребителей МиГ-29, в 2011-2012 гг. – 7 вертолетов Ми-25. Кроме того, в 2017 г. готовится открытие сервисного центра по ремонту вертолетов в Перу. Помимо этого, перуанская сторона выражает заинтересованность в модернизации танкового парка, основу которого составляет Т-55 советского производства, и закупке танков Т-90С, а также изучает возможность покупки истребителей МиГ-29.
Стоит отметить, что Китай не обошёл стороной и перуанский рынок вооружений. В 2014 г. в Перу было принято решение заменить советские реактивные системы залпового огня (РСЗО) БМ-21 «Град». Выбор был сделан в пользу китайских производителей: на вооружение перуанской армии поступили 27 новых РСЗО Тип 90B [40].
В данной связи можно с уверенностью утверждать, что Лима предпочла цену качеству: «наследницы» «Града» РСЗО «Смерч» и «Ураган» в различных модификациях имеют более совершенные тактико-технические характеристики по сравнению с китайским конкурентом. Кроме того, уже имея отрицательный опыт в ходе эксплуатации приобретенной военной техники китайского производства (серьезные проблемы в грузовых автомобилях «Бейбен 2528» «Донг фенг EQ-1180/EQ-2100» «Шанкси штейр» SX-190; снятие с вооружения боеприпасов калибра 5,56х45 мм из-за большого количества осечек и не соответствия стандартам качества[41]), Минобороны Перу, по сути, наступило на те же грабли.
Российско-перуанское ВТС сложно назвать по-настоящему плодотворным. В настоящее время перуанские ВС заинтересованы по большей части в российских вертолетах. Не увеличивая номенклатуру приобретаемых у России вооружений проблематично совершить прорыв в развитии взаимоотношений, принимая во внимание отсутствие веских причин усиливать армию. Хотя экономический кризис не так сильно затронул страну, как Венесуэлу и Бразилию, Перу не рвется заключать новые контракты с РФ, поэтому будущее сотрудничества пока что выглядит весьма туманным.
Россия-Мексика. Основным экспортером ВиВТ в Мексику является США, чьи поставки увеличились многократно и достигли порядка $3,5 млрд. с момента вступления в должность Президента Пенья Ньето в 2012 г. (в т. ч. в рамках Войны с наркотиками)[42]. Однако российскому ОПК тоже нашлось место в Мексике. Основу импорта Мексики составляет вертолетная техника и ее сервисное обслуживание.
В 2011 г. был заключен контракт на поставку трех многоцелевых военно-транспортных вертолета Ми-17В-5[43]. В 2014-2015 гг. холдинг «Вертолеты России» провел капитальный ремонт 19 вертолетов Ми-17/Ми-17-1В. Также в ближайшее время планируется заключение контракта на сервисное обслуживание вертолетов Ми-17[44]. Российские вертолеты, как и в Мексике и используются для устранения последствий ЧС и спасению людей. Грузовые автомобили «Урал» также активно использовались при ликвидации последствий урагана «Катрина».
Мексиканские ВВС заинтересованы в закупке партии легких колесных ББМ «Горец-М», которые сейчас проходят тестовые испытания в одном из спецподразделений[45].
Несмотря на то, что на военные расходы с 2010 по 2016 гг. Мексика стабильно тратилась 2-2,5% от государственных расходов (0,5-0,7% от ВВП)[46], закупка более серьезной техники военного назначения, а не легкой бронетехники и вертолетов может вызвать негативную реакцию США, поскольку страна ориентирована на северного соседа. Есть потенциал для дальнейшего развития, однако, межправительственное соглашение о сотрудничестве в военно-техническом отношении, которое бы позволило создать правовую основу для его расширения, до сих пор не было подписано.
Россия-Аргентина. В 2015 г. к власти пришел лидер оппозиции Маурисио Макри, что положило конец двенадцатилетнему периоду правления четы Киршнер. Новый Президент подвергал критике политику предыдущей администрации, направленной на развитие всестороннего сотрудничества с Россией, и заявил о своем стремлении к восстановлению отношений с Бразилией и США.
Тем не менее, позицию М. Макри нельзя назвать и чисто проамериканской. Об этом свидетельствует его заявление о том, что страна будет наставить на возвращении в состав Аргентины Фолклендских (Мальвинских) островов, что не в интересах США, которые традиционно поддерживали Корону в данном территориальном споре, особенно во время вооруженного конфликта в 1982 г. наперекор всем договоренностям в рамках ОАГ.
Однако российско-аргентинское сотрудничество в военной сфере сложно назвать успешным в эпоху «киршенизма», принимая во внимание, что с 2003 г. в далекую латиноамериканскую страну было поставлено всего 2 вертолета Ми-171 на сумму около $27 млн. (2011 г.)[47], а в 2014 г. Россия поставила 12 бомбардировщиков Су-24 в обмен на продовольствие[48].
Сейчас ситуация не лучше. Несмотря за заявления о том, что смена руководства не повлияет на развитие ВТС с Россией, Аргентина лишь рассматривает возможность закупки легких истребителей МиГ-29 и дополнительной партии Ми-171 и рассчитывает на послепродажное обслуживание ранее поставленных вертолетов[49].
К сожалению, в настоящее время российские производители ВиВТ не так интересует аргентинских партнеров, как сотрудничество в топливно-энергетическом секторе, где Россия относительно хорошо закрепилась (последнее: разработка Газпромом нефтяных месторождений, строительство Россией ядерного реактора в комплексе Атуча, строительство ТЭС «Чиуидо-1»[50]), поэтому говорить о подписании новых контрактов в ближайшем будущем не приходится.
Россия-Колумбия. Большую долю от государственных расходов Колумбии традиционно составляют военные расходы. Так, начиная с 1998 г. данный показатель не опускается ниже 10% и является самым высоким в регионе[51]. Причиной этому является 50-ти летняя гражданская война, в буквальном смысле разрывающая страну: основными сторонами являются правительственные силы, а также леворадикальные формирования Революционные вооружённые силы Колумбии (ФАРК) и Армия национального освобождения (ЕЛН). Однако в 2016 г. конфликт был более или менее урегулирован колумбийским Президентом Хуаном Мануэлем Сантосом, за что он получил Нобелевскую премию мира в том же году.
В своей нобелевской речи Х.М. Сантос отметил, что многие страны мира, в т. ч. и Россия, «имеют причины гордиться этим достижением»[52]. Чем РФ отличилась в плане ВТС? Как и во многих других странах региона, основу российского экспорта в Колумбию составляет вертолетная техника. С 1996 по 2008 гг. колумбийская сторона приобрела 25 вертолетов Ми-8/17 на сумму $189 млн.[53] В 2013 г. был подписан контракт на поставку 5 вертолетов Ми-171А1 и 5 вертолетов Ка-62[54]. Что касается другой техники, то в 2005-2006 гг. Россия поставила 8 бронетранспортёров БТР-80.
В настоящее время страна заинтересована в покупке вертолетов российского производства Ми-8/17 и «Ансат», в т. ч., в медицинской версии, а также в приобретении новейших многоцелевых вертолетов Ми-171А2[55].
Российско-колумбийское ВТС выглядит весьма продуктивным в области вертолетной техники. Можно ожидать, что недавняя заинтересованность несколькими моделями вертолетов приобретет в скором времени вид официального контракта, поскольку российская техника заслужила доверие колумбийских партнеров, кроме того, страна не испытывает нехватку средств для подобного рода сделки.
В рамках данной статьи также интересно рассмотреть современное состояние ВТС с такими идеологическими союзниками СССР как Куба и Никарагуа.
Россия-Куба. В настоящее время об интенсивном ВТС с Кубой говорить не приходится. В основном Россия ограничивается поставкой запасных частей и предоставляет услуги по ремонту техники советского производства. Одной из причин является неплатежеспособности Гаваны, поэтому Москва предоставляет кредиты для обеспечения поставок. В перспективе возможна поставка гражданской авиационной промышленности российского производства на Кубу (самолеты ИЛ-96-400, АН-148/158, самолет МС-21, вертолеты Ми-8/17, Ка-226Т, Ка-32АК11ВС, «Ансат» и др.[56])
В 2001 г. в Республике закрылся радиоэлектронный разведывательный центр в Лурдесе, возобновления работы которого, по словам Президента РФ В.В. Путина, не будет. Также не планируется открытые военных баз на Кубе, поскольку отношения между государствами развиваются в другом направлении[57].
Россия-Никарагуа. Во времена СССР до 90% ВиВТ Никарагуа были советского производства. Поскольку за несколько десятилетий армия страны не претерпела больших изменений, большая часть ВиВТ того времени сохранилась и по сей день.
В настоящее время положение дел по линии ВТС с Никарагуа намного лучше, чем с Кубой. За последние 10 лет в страну были поставлены 2 вертолета Ми-8/17, 43 единицы БМП-1, 43 единицы БТР-70, 50 танков Т-72Б1. Кроме того, для ВМС Никарагуа специально строятся 2 ракетных катера проекта 12418 «Молния», 4 патрульных катера проекта 14310 «Мираж», базовые тральщики проекта 1265Э[58]. При этом многие единицы вооружения являются бывшими в употреблении.
Стоит также упомянуть о том, что в 2015 г. была подписана резолюция, разрешающая российским кораблям входить в никарагуанские порты, а также были одобрены соглашения, позволяющие патрулировать прибрежные воды. Вскоре состоялось открытие построенного Россией центра топографического обеспечения для нужд армии Никарагуа.
Восстановление сотрудничества проходит довольно быстро и гладко, однако крупномасштабные сделки вряд ли буду заключены по причине ограниченной платежеспособности центрально-американского государства и отсутствия необходимости в настоящий момент делать большие заказы.
Подводя итоги вышесказанному, можно выявить основные характеристики рынка вооружений Латинской Америки на сегодняшний день:
- Отсутствие необходимости в массовом приобретении ВиВТ в связи с низкой конфликтностью региона и отсутствием серьезной внешней угрозы латиноамериканским странам;
- Сокращение военных расходов вследствие усилившегося экономического кризиса;
- Ориентация на закупку более дешевых и бывших в употреблении вооружений;
- Слабость национальных ВПК и малочисленность национальных Вооруженных Сил.
Принимая во внимание политическую нестабильность, приход политических элит, призывающих к сокращению сотрудничества с Россией, а также увеличивающуюся конкуренцию со стороны западных и китайских производителей в последние годы, можно заключить, что заявления о перспективности латиноамериканского оружейного рынка являются излишне оптимистичными. Будущее ВТС с рядом государств представляется весьма туманными и зачастую носит эпизодический характер.
Исключением являются поставки авиационной техники российского производства, которая зарекомендовала себя во всем мире, поэтому «Рособоронэкспорту» все еще удается сохранять лидирующие позиции в Латинской Америке в данном секторе.
Около 20 лет назад никто не предполагал, что Россия сможет вернуться на этот далекий рынок, однако совершенный рывок и стремление укрепить позиции в регионе в качестве экспортера ВиВТ очевидны. Помимо поставок вооружений, имеется большой потенциал для дальнейшего развития: налаживание лицензионных производств в странах региона, отправка российских специалистов, открытие центров по ремонту и обслуживанию поставленной продукции военного и двойного назначения, дальнейшая демонстрация продукции российского ОПК и др. Грамотно используя данные возможности, РФ сможет не только не потерять имеющиеся позиции, но и как следует закрепиться в регионе.
[1] Федеральный закон Российской Федерации от 19 июля 1998 года № 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами». Ст. 1. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&nd=102054512&page=1&rdk=10#I0
[2] См. ссылку 1.
[3] ФСВТС России. Перечень субъектов военно-технического сотрудничества по состоянию на октябрь 2017 г. URL:
http://www.fsvts.gov.ru/materials/2457DFEC607E6BC6C32575FA0024FB41.html
[4] «Военная доктрина Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976). URL: http://kremlin.ru/supplement/461
[5] Россия рассчитывает на новые поставки авиатехники в Латинскую Америку. 03.04.17. URL: https://ria.ru/defense_safety/20170403/1491325697.html
[6] ЦАМТО. Рынок вооружений стран Латинской Америки в 2005-2012 гг. URL: http://www.armstrade.org/includes/periodics/mainnews/2013/0408/095217897/detail.shtml
[7] SIPRI Yearbook 2012. Armaments, Disarmament and International Security. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2016-03/SIPRIYB12Summary.pdf
[8] SIPRI Yearbook 2017. Armaments, Disarmament and International Security. URL: https://www.sipri.org/sites/default/files/2017-09/yb17-summary-eng.pdf
[9] См. ссылку 6.
[10] ЦАМТО. Аналитическая записка. Комментарий к очередному ежегодному докладу СИПРИ. С. 7. URL: http://www.armstrade.org/files/analytics/342.pdf
[11] Фролов А. Итоги военно-технического сотрудничества России с иностранными государствами в 2015 году. URL: http://cast.ru/products/articles/itogi-voenno-tekhnicheskogo-sotrudnichestva-rossii-s-inostrannymi-gosudarstvami-v-2015-godu.html
[12] «Рособоронэкспорт»: РФ готова к борьбе за заказчика на выставке LAAD-2017 в Бразилии. URL: http://tass.ru/armiya-i-opk/4150274
[13] Connolly R., Sendstad C. Russia’s Role as an Arms Exporter. The Strategic and Economic Importance of Arms Exports for Russia. March 2017. Р. 18. URL:
[14] Портфель заказов. URL: http://roe.ru/rosoboronexport/
[15] Россия активизирует ВТС со странами Латинской Америки. 27.04.17. URL: https://ria.ru/defense_safety/20170427/1493203917.html
[16] Россия с 2001 года поставила в Латинскую Америку вооружений на сумму 10 млрд. долларов. 18.04.17. URL:
[17] См. ссылку 8.
[18] Yákovlev P. P. América Latina en el epicentro de la «tormenta perfecta». // Iberoamérica, № 4, 2016. – P. 5-32. URL:
http://www.iberoamericajournal.ru/sites/default/files/2016/4/yakovlev.pdf
[19] IMF. World Economic Outlook (October 2017). URL:
http://www.imf.org/external/datamapper/NGDPD@WEO/WEOWORLD/CMQ/CBQ/SMQ
[20] Economic Snapshot for Latin America. 11. 10.17. URL: https://www.focus-economics.com/regions/latin-america
[21] Рособоронэкспорт. Страны-партнеры. URL: http://roe.ru/rosoboronexport/strany-partnery/
[22] См. ссылку 13.
[23] SIPRI Arms Transfers Database. Trade registers. [Supplier – Russia, Recipient – Venezuela]. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php
[24] Ejecutivo dice que Rusia aprobó un crédito por $2 mil millones para compra de armas. 13.09.09. URL: http://www.eluniversal.com/2009/09/13/eco_ava_ejecutivo-dice-que-r_13A2734451.shtml
[25] Rusia otorga a Venezuela nuevo crédito por USD 4.000 millones para defense. 07.10.11. URL: http://ecodiario.eleconomista.es/internacional/noticias/3432617/10/11/Rusia-otorga-a-Venezuela-nuevo-credito-por-USD-4000-millones-para-defensa.html
[26] Moritán R. G. Exportación de armas a Venezuela, innegable alimento a la violencia. 03.06.17. URL: https://www.infobae.com/opinion/2017/07/03/exportacion-de-armas-a-venezuela-innegable-alimento-a-la-violencia/
[27] Глава Минобороны Венесуэлы: российское оружие усилило армию Венесуэлы. 11.02.15. URL: http://tass.ru/politika/1761504
[28] Maduro: Venezuela ha construido una Fortaleza military junto a Rusia. 24.08.17. URL: http://www.infodefensa.com/latam/2017/08/24/noticia-maduro-venezuela-construido-fortaleza-militar-junto-rusia.html
[29] SIPRI Military Expenditure Database. Data for all countries 1949–2016 (excel spreadsheet). https://www.sipri.org/databases/milex
[30] Китай в структуре мирового экспорта/импорта вооружений. 01.11.16. URL: https://ria.ru/spravka/20161101/1480394305.html
[31] Wilson J. China’s Military Agreements with Argentina: A Potential New Phase in China-Latin America Defense Relations. 05.11.15. P.6. URL:
[32] 2017 Brazil Military Strength. URL: https://www.globalfirepower.com/country-military-strength-detail.asp?country_id=brazil
[33] См. ссылку 29.
[34] ЦАМТО. Аналитическая записка. Статистка импорта ВиВТ Бразилии за период с 2000 по 2016 гг. URL: http://www.armstrade.org/files/analytics/356.pdf
[35] Суриков В., Ткачев И. Военная промышленность стран Латинской Америки. // Зарубежное военное обозрение, №7, 2016. С. 26.
[36] Brasil recebe da Rússia sistemas portáteis de defesa antiaérea Igla-S. 03.02.16. URL: https://br.sputniknews.com/brasil/201602033478665-brasil-recebe-russia-sistemas-portateis-defesa-antiaerea-igla-s/
[37] SIPRI Arms Transfers Database. Trade registers. [Supplier – Russia, Recipient – Brazil]. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php
[38] См. ссылку 37.
[39] Россия передала Перу все 24 вертолета Ми-171Ш, заказанных в 2013 году. 26.01.16. URL: https://ria.ru/defense_safety/20160126/1365333054.html
[40] Перу меняет советские системы залпового огня «Град» на китайские Type 90B. 23.06.15. URL: https://regnum.ru/news/polit/1945279.html
[41] Минобороны Перу намерено приобрести китайские 122-мм РСЗО «Тип-90В». 31.12.13. URL: http://www.armstrade.org/includes/periodics/news/2013/1231/104022006/detail.shtml
[42] Partlow J. What’s behind Mexico’s military buying binge? 15.06.15. URL: https://www.washingtonpost.com/news/worldviews/wp/2015/06/15/whats-behind-mexicos-military-buying-binge/?utm_term=.c57adec4b269
[43] Мексика купила у РФ 3 вертолета МИ-17В-5 – по данным источника. 02.01.12. URL: http://www.arms-expo.ru/news/cooperation/meksika-kupila-u-rf-3-vertoleta-mi-17v-5-po-dannym-istochnika02-01-2012-01-58-00/
[44] РФ и Мексика обсуждают контракт на ремонт вертолетов Ми-17. 22.10.17.URL: http://tass.ru/armiya-i-opk/4667412
[45] «Горец» для Мексики. 01.05.17. URL: https://rg.ru/2017/05/01/v-latinskoj-amerike-vyros-spros-na-rossijskuiu-voennuiu-tehniku.html
[46] См. ссылку 29.
[47] SIPRI Arms Transfers Database. Trade registers. [Supplier – Russia, Recipient – Mexico]. URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php
[48] Report: Russia May Supply Su-24 Aircraft To Argentina In Exchange For Food. 30.12.14. URL: https://www.defensenews.com/air/2014/12/30/report-russia-may-supply-su-24-aircraft-to-argentina-in-exchange-for-food/
[49] ФСВТС: смена власти в Аргентине не повлияет на развитие ВТС с Россией. 18.05.17. URL: https://ria.ru/defense_safety/20170518/1494538818.html
[50] Argentina & Russia to boost energy ties – Kirchner. 22.10.15. URL: https://www.rt.com/business/319358-russia-argentina-energy-cooperation/
[51] См. ссылку 29.
[52] Президенту Колумбии вручена Нобелевская премия мира за 2016 год. 10.12.16. URL: http://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/3860726
[53] SIPRI Arms Transfers Database. Trade registers. [Supplier – Russia, Recipient – Colombia] URL: http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/trade_register.php
[54] «Вертолеты России» и Vertical de Aviacion на МАКС-2013 заключили контракты на поставку 10 вертолетов 27.03.13. URL: http://www.russianhelicopters.aero/ru/press/news/Vertical_de_Aviacion_deal/
[55] РФ ведет переговоры с Колумбией о поставках медицинских вертолетов. 28.10.17. URL: http://tass.ru/ekonomika/4684839
[56] Бюллетень Счетной палаты №2 (февраль) 2017 г. С. 260. URL: http://www.ach.gov.ru/activities/bulleten/891/29494/
[57] В Москве заявили о нежелании открывать военные базы на Кубе. 26.10.15. URL: https://lenta.ru/news/2015/10/26/cuba/
[58] Танковый бросок в Никарагуа. 03.08.16. URL: https://www.gazeta.ru/army/2016/08/03/9746165.shtml
Заречнева Полина
Теги: оценки , конкурс А.Е.Снесарева
- 21-06-2021В Башкирии участились попытки вербовки молодежи экстремистами
- 07-06-2021Город крылатых ракет
- 24-05-2021Американские технологические компании пересматривают отношения с армией США
- 18-05-2021Программы НАТО по информационной и кибербезопасности
- 11-05-2021Немецкие генералы в советском плену
- 29-05-2012Наркотики на службе Третьего Рейха
- 12-09-2010Многие эксперты считают танк Меркава лучшим основным боевым танком в мире
- 12-09-2010Министр обороны ФРГ представил проект масштабной реформы вооруженных сил
- 21-04-2001К вопросу о войне в четвертой сфере
- 11-10-2010Иран вооружился экранопланами