Геополитическое значение Северного Кавказа для Российской федерации
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 14-11-2014

Кавказский регион является одним из самых нестабильных на протяжении всей истории человечества. Серьезные экономические и социальные проблемы создают условия для появления трудноразрешимых этнических и религиозных конфликтов. После относительно спокойного советского периода на Кавказе снова идут боевые действия, как между национальными государствами, так и террористическими организациями и федеральными властями. Помимо этого, в регионе пересекаются интересы разных полюсов влияния, кроме традиционного, российского, что также грозит осложнениями.

Сам Кавказ делится горным хребтом на две части: северную и южную. Северная часть входит в состав РФ, в Северокавказский федеральный округ, а в южной части, которая также называется Закавказье, расположены Армения, Грузия и Азербайджан. Кроме этих трех государств существуют также непризнанные республики: Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия.

Присутствие России на территории Кавказа было обусловлено совокупностью исторических, политических и экономических факторов. Ядро русского государства находится в центре Восточноевропейской равнины, которая открыта для продвижения враждебных сил и с юга, и с запада, и с востока. Единственным адекватным ответом на эти постоянные угрозы стала экспансия России. Главной геополитической целью государства было закрепление границ на естественных рубежах, которые удобно оборонять. На востоке таким рубежом стал Тихий океан, в Средней Азии – пустыня Каракумы и горы Памира, а непосредственно южнее Восточноевропейской равнины таким барьером стали Кавказские горы. Все эти рубежи стали границей Российской империи в XIX в.

Уже тогда России приходилось платить высокую цену за интеграцию Кавказа. Кавказская война шла больше 50-и лет, а окончательно остановить вылазки горцев не удавалась ни при одном из императоров. В советские годы при Сталине чеченцы и ряд других народностей Северного Кавказа были депортированы в Среднюю Азию, официально по причине сотрудничества с нацистами. В 90-ые были проведены две Чеченские кампании. И сегодня Северный Кавказ является самой проблемной территорией внутри РФ.

Российской федерации не удалось выработать действенной политики, направленной на долгосрочное развитие округа. К сожалению, большое количество средств, выделенных на поддержание и развитие экономики, было расхищено. Уровень безработицы в республиках Северного Кавказа остается самым высоким в стране. Нерешенные проблемы экономического характера заставляют местных жителей мигрировать в другие регионы РФ, а также в другие страны. Миграция внутри страны также сопровождается осложнениями культурного характера, когда  недавно приехавшие из горной местности мигранты не воспринимают культуру поведения людей внутри больших городов, что вызывает ответную реакцию коренного населения, которую часто можно классифицировать как экстремизм. В среде русских националистов появилась идея, выраженная в лозунге «хватит кормить Кавказ». Как и все лозунги, данный призыв апеллирует к эмоциям людей, а не к разуму. Сторонниками данной «блестящей идеи» последствия отсоединения не осознаются.

Естественно, указать все проблемы, которые возникнут в случае сецессии, невозможно, но можно указать основные итоги данного события.

Вакуум в политике быстро заполняется. Соответственно, влияние России в регионе будет нивелировано, а на ее место придут другие страны. Особенный интерес к Кавказу в целом проявляет Турция. В этой стране среди элиты существует некоторая поддержка пантюркистского проекта, которая призвана объединить все государства, в которых население говорит на тюркских языках. У этой идеи множество вариантов воплощения, аппетиты Турции распространяются в т.ч. на российские Северный Кавказ, Алтай и Сибирь[1].

Кроме Турции, на Северном Кавказе обладает интересами Саудовская Аравия. Распространяя ваххабизм, эта страна пытается объединить весь исламский мир если не в одно государство, то в тесный союз, разумеется, под своим руководством. С 90-ых гг.  разведка Саудовской Аравии работает в этом направлении и на территории РФ. Целый ряд террористических организаций получает помощь из Эр-Рияда. Немалая доля населения Дагестана теперь исповедует ваххабизм вместо традиционных форм ислама. Саудиты довольно часто пытаются использовать это как рычаг давления на российское правительство. Например, последний визит главы королевской разведки перед проведением Олимпиады в Сочи как раз был посвящен и этому вопросу. Принц Бандар, согласно статье крупнейшей ливанской газеты «Ас-Сафир», обещал снизить уровень финансирования радикальных исламских группировок на территории РФ в обмен на уступки в Сирии. По сообщению того же издания, президент Путин давление выдержал и отказался[2]. 

На самом деле, любая региональная стратегия Турции или Саудовской Аравии, скорее всего, будет частью более широкого плана действий США. Все движения сепаратизма внутри РФ вполне вписываются в  стратегию по дальнейшему окружению России в кольце недружественных ей стран. Потребность в осуществлении этих планов для США стала ясна после частичного восстановления политического влияния РФ на  постсоветском пространстве. Пожалуй, данную мысль полно озвучил глава американского геополитического агентства «Stratfor»: «Сложилось впечатление, что холодная война разрешила русский вопрос, но это лишь впечатление. Если бы в 90-х гг. XX в. рухнула Российская Федерация, если бы она развалилась на множество мелких государств, российское могущество развеялось бы как дым, а с его исчезновением исчез бы и российский вызов Европе. Если бы американцы, европейцы и китайцы обрушились на Россию с целью ее уничтожения, русский вопрос был бы наконец решен… Те действия, которые предприняты США, недостаточны и не сосредоточены. В сущности, эти действия лишь встревожили русских, предупредили их об огромной опасности, потенциально исходящей от США, и гарантировали ответ на эту угрозу».

Далее Фридман предлагает плана раздела России между Польшей, Турцией и Японией. Если подобная стратегия увенчается успехом, то центр силы, которым является Россия в рамках многополярного мира, будет уничтожен. Вполне вероятно, что осуществление этих планов как раз начнется с Кавказа.

Таким образом, можно утверждать, что единственной альтернативой принадлежности Северного Кавказа к России может стать только хаос на этом пространстве, превращение региона в базу для террористических организаций, рассадник преступности. А хаос имеет свойство распространяться дальше, значит, он затронет и другие регионы РФ, где будут действовать этнические криминальные группировки, наблюдаться сепаратистские и экстремистские настроения.

Итак, Северный Кавказ должен оставаться федеральным округом России. Но как бороться с дестабилизирующими факторами в регионе?

Простых рецептов в таких случаях не бывает. Развязывание конфликтных узлов требует сочетания мер по стабилизации во всех сферах общества.

В политической сфере остро встает вопрос создания новой местной элиты, мыслящей в рамках России, а не конкретной национальной республики. Также важным моментом является распределение полномочий между федеральным центром и республиками. В России наблюдаются большие различия в реальном статусе регионов. Можно долго рассуждать о том, что правильнее: ассиметричный или симметричный тип федерации, но главное сейчас – использовать те преимущества, которое дает России принадлежность к ассиметричным федерациям. Федеральному центру следует усилить контроль над Северным Кавказом. Территориальные конфликты внутри РФ (такие как чечено-ингушский) должны быть срочно решены Москвой, а решениям должен быть придан статус окончательных. Довольно болезненным, но необходимым шагом должен стать отказ от привычной модели выбора какого-то одного местного клана в качестве главного в субъекте. Ни в коем случае нельзя давать бессрочно власть кому-то одному. Она развращает. Следует заинтересовать само население в прозрачных системах управления. Опять-таки, скрепя сердце, следует обратиться и к оппозиционной среде, т.к. конкуренция и подотчетность населению является залогом эффективности. Такая система создаст чувство причастности к общему государству, России. Большую роль тут стоит отвести силовым структурам федерального значения, которые должны поддерживать правопорядок. Целями этих структур должны стать борьба с терроризмом, идеологией ваххабизма, коррупцией, рейдерскими захватами и т.д. Следует неустанно добиваться реализации принципа равенства граждан перед законом.  Большая часть экстремистских группировок представляет себя в качестве защитников простого народа от безнаказанности властей. Необходимо лишать террористов возможности пользоваться этим доводом. Выполнять функции правоохранительных органов могут только сами органы. К сожалению, им придется взять на себя нетривиальную задачу. По сути, им предстоит не только борьба, но и соперничество с нелегальными группами в области защиты населения. Тем не менее, другого выхода уже не осталось.

В экономической сфере перед Москвой также стоит ряд очень серьезных проблем, и также началом исправления ситуации может стать отказ от практик, применяющихся сейчас. Десятилетний опыт дотаций в отношении Северного Кавказа дал не тот результат, на который рассчитывали власти. Вместо построения сильной экономики внутри субъекта, выросла зависимость последнего от финансирования из центра. Ярким примером данной ситуации является республика Ингушетия, доходы которой на 85% состоят из дотаций[3].

 

Видимо, федеральному центру придется более пристально контролировать траты регионов Северного Кавказа. В первую очередь средства должны быть направлены на создание рабочих мест. Одной из главных дилемм российских регионов считается невозможность одновременно вкладывать в развитие экономики и поддерживать социальную сферу. Недостаток ликвидности заставляет местные власти вкладывать только в социальную сферу, т.к. обычно это оговорено с федеральным центром. Пока получается, что единственным средством прекратить дотации для Северного Кавказа является их увеличение на короткий промежуток времени, с целью инвестирования новых вливаний именно в реальное производство и сельское хозяйство. Также следует привлекать частные инвестиции, по примеру Калужской области, властям которой удалось реиндустриализировать свой регион.

В социальной сфере необходимо уделять большее внимание образованию. Тенденция к уменьшению доли трат на образование при написании государственного бюджета негативно сказалась на данной сфере. Помимо общероссийских последствий, заключавшихся в снижении качества подготовки школьников и студентов, в национальных республиках появились особенные трудности. Важным вопросом этнических образований на территории РФ остается вопрос языка и его преподавания.  Снизилось количество часов преподавания русского. Понятно, что последствия этого шага станут видны не сразу, но их уже сейчас легко спрогнозировать. Без знания общенационального языка жители Северного Кавказа не смогут быть включены в общегосударственную жизнь.

В сфере культуры следует обратить пристальное внимание на поддержку лояльного России духовенства, однако главной задачей стоит считать постепенное превращение республик в светские регионы в составе светского же государства. Эта трансформация выбьет почву из под ног исламских фундаменталистов в регионе. Не менее важно противоборство в информационной среде. Отделения государственных СМИ в регионе жестко контролируются местными властями, что рождает две проблемы: сокрытие информации в угоду республиканскому руководству, а также недостаточную гибкость в освещении событий. Если контроль над традиционными источниками информации, таких как газеты, радио, телевидение довольно легко установить, то в интернете государственные СМИ сталкиваются с серьезной конкуренцией. По большому счету, главными региональными СМИ считаются Кавказский узел, который основан организацией Мемориал, и Кавказ-центр, который представляет собой чуть ли не официальный орган террористов. В таких условиях нужно работать над созданием патриотических СМИ, которые должны будут преподносить информацию в общероссийском контексте. Разумеется, подобная деятельность бесполезна, если не будет происходить реальных успехов. Сначала нужно создавать положительные информационные поводы.

Северокавказский регион крайне важен для РФ. Через него Москва может проецировать свое геополитическое влияние на Ближний Восток, быть арбитром в разрешении конфликтов в Закавказье, влиять на энергетическую политику стран Каспийского моря, эффективнее вести борьбу с терроризмом совместно со странами СНГ. Однако удержание данной территории сопряжено с наибольшими трудностями, по сравнению с остальными территориями РФ. Вопрос, останется ли Северный Кавказ в составе России в будущем, зависит от действий нашего руководства сейчас. Положение постепенно меняется в худшую сторону, но шанс преломить тенденцию пока остается. В конце концов, у России тысячелетний опыт взаимодействия с разными народами и их интеграции в общее политическое, экономическое и культурное пространство.

 

Миронов К.А 

 

Источники:

  1. http://www.pravda.ru/world/asia/centralasia/11-12-2007/248234-turkey-0/
  2. http://www.al-monitor.com/pulse/politics/2013/08/saudi-russia-putin-bandar-meeting-syria-egypt.html#ixzz2d5UVLSNv
  3. http://www.socpol.ru/atlas/overviews/social_sphere/kris.shtml
  4. Кудрявцев А. В. «Ваххабизм»: проблемы религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Центральная Азия и Кавказ. — № 9. — 2000.
  5. Ремизов М. В. «Карта этнорелигиозных угроз: Кавказ и Поволжье»http://www.apn.ru/publications/article29103.htm

Теги: оценки , Кавказ , конкурс А.Е.Снесарева