Российско-китайские отношения: основные направления сотрудничества в XXI веке
Материал разместил: Фостийчук ЮлианаДата публикации: 21-03-2015
Российско-китайское сотрудничество является одним из наиболее перспективных направлений внешней политики обеих стран. В данное статье рассмотрены ключевые аспекты данного сотрудничества.

КНР в новейшей истории становится всё более мощным геополитическим игроком в мире. Китай старается принять как можно более активное участие в мировых делах. Участие КНР в таких организациях, как: ООН, АТЭС, ШОС, БРИКС и т.д. позволяет ей реализовывать свои национальные интересы.

Так же как и Китай, значимую роль в мире играет и Российская Федерация. По сути, недавний игрок на геополитической арене мира, Россия достигла немалых успехов в укреплении своего влияния в мире, в том числе и за счёт установления крепких российско-китайских отношений.

Эти взаимоотношения играют значимую роль в геополитической конъюнктуре России. Данное межгосударственное сотрудничество особенно актуально в связи с обострившимися отношениями между Россией и странами Запада.

КНР, являясь мировой торговой державой и опираясь на свой потенциал и свою усилившуюся роль на мировой арене, формирует новую внешнюю политику. Эта политика оказывает возрастающее влияние на международно-политические и мирохозяйственные процессы, непосредственно затрагивающие не только ее ближайших соседей, но и все уголки земного шара. Именно поэтому внешняя политика КНР интересует многих исследователей в области международных отношений.

В условиях трансформации современной системы международных отношений Россия также исходит из национальных интересов, сформулированных в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, вступившей в силу 12 мая 2009 года. Они заключаются, в частности, в упрочении позиции России как великой державы – одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями. Реализация национальных интересов Российской Федерации в международной сфере по линии взаимоотношений с китайским партнером актуализирует вопрос о характере изменений происходящих как в мире, так и во внешней политике КНР.

В настоящее время Китайская Народная Республика (КНР) – одно из потенциальных сверхдержав, крупнейшее по численности населения государство мира (свыше 1,3 млрд человек), занимает третье место в мире по территории, уступая лишь России и Канаде.

Китай – вторая экономика в мире. ВВП на 2013 год составлял 7,318 трлн долл., а в декабре 2014 года по паритету покупательской способности вышел на первое место, обогнав США. Китай обладает самыми большими в мире трудовыми ресурсами – 803 млн 300 тыс. чел., опережая по этому показателю Индию, весь ЕС, США и Россию. Золотовалютный резерв КНР на 2012 год также превышает резервы всех других стран – 2,45 трлн долл[1].

Китай – четвертый в мире импортер (1204 млрд долл. в 2010 году) и второй крупнейший экспортер (после Германии) – в 2010 году доходы от экспорта составили 1581 млрд долл.

Этой стране присуще стремление занять ведущую роль не только в экономике, но и в политике. КНР в настоящее время проводит внешнюю политику, способствующую укреплению роли Китая в мировой политике, при этом придерживается сравнительно нейтральной позиции. Китай стремится к политическому лидерству не с целью навязать миру коммунистическую административно-распределительную общественную модель. Его задача состоит в том, чтобы стать равным странам, играющим ключевую роль в создании нового миропорядка, и продемонстрировать миру свою готовность нести ответственность за планетарное развитие.

Основная задача, которая поставлена перед внешнеполитическими ведомствами Китая, заключается в том, чтобы уже в ближайшей перспективе существенно повысить роль Китая в мировых и региональных процессах и превратить его в равного или «почти равного» США мирового игрока. Поэтому доминирующим направлением деятельности китайской дипломатии в ближайшие годы, по-видимому, будет оставаться нормализация отношений с США. Несмотря на сохраняющиеся расхождения с Вашингтоном по вопросам демократии и прав человека, торгового дефицита США и курса китайского юаня, степени прозрачности растущих военных расходов Китая (в 2007–2008 годах ежегодный прирост почти на 18%) и др., Пекин скорее всего будет стремиться к выстраиванию с США отношений, которые, по выражению китайских руководителей, базировались бы на «общих стратегических интересах» обеих стран. Можно предположить, что в ближайшие годы Пекин постарается активизировать «экономический диалог» с США, начатый в 2006 году, и выстроить «энергетический диалог».

Высока вероятность, что Китай будет продолжать занимать выгодную для США позицию в отношении северокорейской ядерной проблемы взамен на негативное отношение США к идее независимости Тайваня.

Но в данный момент наблюдается ухудшение отношений между США и КНР. Причиной тому является нейтральная (а по сути поддержка РФ) позиция Китая в Совете Безопасности ООН по ситуации вокруг Сирии. Так же последней каплей в ухудшающихся отношениях стала так называемая «революция зонтиков» в Гонконге, когда министр иностранных дел Китая Ван И заявил, что ситуация в Гонконге является внутренним делом КНР, и предостерег Вашингтон от попыток вмешательства в нее [2].  

Несмотря на рост экономического сотрудничества между Китаем и Японией, в краткосрочной перспективе не стоит так же ожидать реального политического сближения Пекина и Токио. Тормозящий эффект на динамику двусторонних отношений продолжают оказывать нерешенные исторические и территориальные споры, негативное восприятие китайцами и японцами друг друга, соревнование Пекина и Токио за лидерские позиции в Восточной Азии, а также отрицательное отношение Пекина к повышению статуса Токио в СБ ООН.

По заявлению председателя КНР Си Цзиньпина следует, что первоочередной задачей внешнеполитической деятельности Коммунистической партии Китая является создание мирного и благоприятного международного климата для развития страны в течение первых 20 лет XXI века.

Главными целями внешней политики КНР являются:

  • Налаживание отношений и сотрудничества с ведущими странами мира – Российской Федерацией, США, Японией и странами Евросоюза;
  • Увеличение влияния на страны с развивающейся экономикой (Венесуэла, Бразилия, Саудовская Аравия, Казахстан, Египет);
  • Становление КНР как сверхдержавы и усиление своего влияние (дипломатического, военного и политического) в мировом сообществе;
  • Расширение влияния КНР в Юго-Восточной Азии и вытеснение из данного региона США;
  • Нахождение компромисса с Китайской Республикой, под контролем которой на данный момент находится остров Тайвань и ряд прилегающих островов. По конституции КНР данная территория находится под китайской юрисдикцией, и она должна быть возвращена в границы КНР;

Таким образом, можно сделать вывод, что КНР будет и дальше способствовать расширению своего влияния в мире посредством усиления её роли в ведущих международных организациях.

История плодотворного сотрудничества России и Китая начиналась с оказания помощи деньгами, оборудованием и специалистами в становлении нового государства соседом КНР – СССР: 1949—1956 годах при помощи СССР созданы базовые отрасли промышленности, проведена национализация промышленности и коллективизация сельского хозяйства, развёрнуто массированное социалистическое строительство, вследствие чего КНР стала государством с быстро растущим темпом экономики. Но в конце 50-х годов произошел так называемый советско-китайский раскол, вызванный приходом к власти в СССР более либерально настроенных лидеров во главе с Н.С. Хрущевым. В СССР началась резкая критика Сталина И.В. и проводимой им политикой, что начало «Великую войну идей между Китаем и СССР» [3]. Кульминацией конфликта стали пограничные столкновения вокруг острова Даманский в 1969 году на реке Уссури между частями Советской армии и Народно-освободительной Армии Китая.

В конце XX века произошло крупнейшее геополитическое событие – распад СССР и коммунистической системы. Между возникшем на его руинах Российской Федерацией и КНР наметилось заметное улучшение отношений. Были решены ряд территориальных споров: так, в 2005 году состоялась ратификация Государственной думой РФ и Всекитайским собранием народных представителей дополнительного соглашения между РФ и КНР о российско-китайской государственной границе в её восточной части. Этот процесс завершил урегулирование пограничных проблем в отношениях России и КНР— многолетний переговорный процесс, который был начат ещё СССР и КНР в 1964 и который, помимо переговоров дипломатов, сопровождался ещё и кровопролитием с обеих сторон.

На современном этапе российско-китайское взаимоотношение характеризуется широким спектром областей сотрудничества, включающих интенсивные контакты на высшем уровне, торгово-экономические и гуманитарные связи, сотрудничество на международной арене, в том числе в Совете безопасности ООН, совместное участие в международных и региональных организациях, таких как ШОС, АТЭС и БРИКС.

Подтверждением явно улучшающихся отношений между РФ и КНР стали частые визиты глав государств и внешнеполитических ведомствам друг к другу. Так, на празднования 70-ти летия Победы в Великой Отечественной Войне в Россию приезжает Си Цзиньпин [4]. В ходе визита планируются обсуждение ситуации в мире. Так же на празднование окончания Второй Мировой Войны визит в Пекин планирует Владимир Путин. Так же Китай – естественный союзник России в её бескомпромиссной борьбе против переписывания истории минувшей войны. Пока полтора миллиарда россиян и китайцев помнят об этой страшной трагедии и напоминают о ней другим, ужасы войны и подвиг наших народов не будут забыты [5].

Основными направлениями сотрудничества между РФ и КНР являются:

  • Усиление торгово-экономических связей между государствами. На данном этапе полным ходом идет сотрудничество в сфере обмена ресурсами. Так, в 2004 году объем российско-китайской торговли впервые превзошел рубеж $20 млрд. Согласно данным КНР, в январе-сентябре российско-китайский товарооборот увеличился на 7,0% до 70 777,7 млн. долл., в том числе экспорт России в КНР – 31 381,4 млн. долл.(+2,9%), импорт из КНР – 39 396,3 млн. долл. (+10,5%). Темпы прироста товарооборота в сравнении с 2013 г. увеличились на 7,1. По словам министра иностранных дел РФ Лаврова С.В. «российско-китайские отношения переживают период небывалого подъёма». На 2012 год РФ занимает девятое место в списке десяти основных торговых партнеров КНР (в 2011 году — 10-е место). Оборот китайско-российской торговли в 2012 году увеличился на 11,2% по сравнению с предыдущим годом и составил 88,16 млрд долларов США. По темпам роста товарооборота Россия заняла пятое место среди основных торговых партнеров КНР (после ЮАР, Вьетнама, Филиппин и Гонконга);
  • Так же Россия и КНР активно участвуют в формировании и продвижении концепции «Экономического пояса шелкового пути» (ЭПШП). Эта концепция создание своего рода транспортно-логистического коридора из Азии в Европу.
  • Особое научно-техническое сотрудничество. На данный момент более 30 институтов Российской академии наук (РАН) сотрудничают с различными исследовательскими центрами Китая. Создан Объединенный российско-китайский центр по космической погоде. Открыт Российско-китайский исследовательский центр по изучению природных ресурсов, экологии и охране окружающей среды[6]. В настоящее время китайская и российская стороны продолжают успешное взаимодействие в области наукоемких технологий. Одним из направлений сотрудничества является производство институтами РАН научного оборудования и наукоемкой продукции по заказу китайских организаций. Так, институты СО РАН поставляют в КНР промышленные ускорители и приборы для физики высоких энергий, оборудование для холодного газодинамического напыления порошковых материалов, уникальное высоковольтное оборудование, установки для упрочнения поверхностей металлов, оборудование для тепловых электростанций[7].
  • Глубокое сотрудничество в сфере энергоносителей, разработке новых газовых и нефтяных месторождений и прокладке новых газовых и нефтяных труб на территории РФ и КНР (в том числе «Алтай» - проектируемый газопровод между газовыми месторождениями Западной Сибири и Синьцзян-Уйгурским автономным районом на западе Китая, и «Сила Сибири»). В марте 2006 года, в ходе очередного визита российского президента Владимира Путина в Китай, было подписано несколько меморандумов в области поставок российских энергоресурсов, которые позволят Китаю повысить свою энергетическую безопасность и получить независимость от внешней политики США и стран Западной Европы. С российской стороны право экспорта энергоносителей было закреплено за государственными компаниями — «Газпромом», «Роснефтью» и РАО ЕЭС. 21 мая 2014 года "Газпром" и китайская CNPC подписали контракт на поставки в КНР 38 миллиардов кубометров газа ежегодно в течение 30 лет. Общая стоимость поставок газа в Китай составит 400 миллиардов долларов, и это крупнейший для "Газпрома" контракт[8].
  • Усиление интеграции на Восточно-Евразийском пространстве в рамках ШОС (Шанхайская Организация Сотрудничества);
  • Выработка комплекса совместных мер по противодействию угрозам на всем евразийском пространстве, таким как: терроризм (в том числе и ядерный), сепаратизм, наркоторговля, бандитизм, экстремизм.

После многолетнего перерыва возобновилось и военно-техническое сотрудничество между Россией и Китаем. Оно основывается на положениях межправительственного Соглашения о военно-техническом сотрудничестве, подписанном 24 ноября 1992 года, и Меморандуме о понимании между правительствами России и КНР о военно-техническом сотрудничестве, который был подписан 18 декабря 1992 года.

В соответствии с соглашением была образована российско-китайская комиссия по военно-техническому сотрудничеству, которая собирается один раз в год поочередно в Москве и Пекине.

Важный шаг по пути развития двусторонних военных отношений России и Китая был сделан 11 ноября 1993 года, когда было подписано Соглашение о военном сотрудничестве между министерствами обороны двух стран.

Нормативно-правовой базой российско-китайских связей стало подписание 16 июля 2001 года в Москве президентом РФ и председателем КНР Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, который охватывает все основные сферы и направления двустороннего сотрудничества и заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды.

В соответствии с Договором Россия и Китай обязались на долгосрочной основе развивать равноправное партнерство и стратегическое взаимодействие, в том числе и в военной сфере. Проводятся совместные военные учения, такие как «Морское взаимодействие», которые в 2014 году проходили в Циндао[9], а на 2015 год состоятся в Сочи на территории Российской Федерации. Военнослужащие обеих стран участвуют также в совместных военно-спортивных играх, такие как: танковый биатлон, в котором Китай впервые принял участие в 2014 году на своей технике, авиадартс и так далее. Увеличилось число специалистов и студентов обеих стран, обучающихся по обмену. Увеличились совместные командировки военнослужащих обеих стран. В случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии Москва и Пекин незамедлительно вступают в контакт и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы. Так же договор также предусматривает совместные усилия сторон по поддержанию глобального стратегического баланса и координацию действий на международной арене в предотвращении и урегулировании конфликтов.

Российско-китайское научно-техническое сотрудничество (НТС) осуществляется на основе подписанного 18 декабря 1992 г. соглашения между Правительством РФ и Правительством КНР о научно-техническом и военном сотрудничестве (в 1997 г. срок его действия автоматически продлен до 2002) Российские и китайские ученые проявили интерес к различным формам сотрудничества  (СП, обмен технологиями, совместные научные и опытно-конструкторские разработки) в области производства приборов и оборудования по очистке жидкостей и регенерации масел, экологически чистой переработке с/х продукции и производству экологически чистого гумуса, освоению электродиализных опреснительных установок, низкотемпературных плазменных технологий, тепловизионной аппаратуры и лазерной техники, в том числе для утилизации отходов, к производству фотохимикатов, лазерных принтеров, множительной техники.

Китай заинтересован в получении доступа к результатам фундаментальных отечественных и прикладных исследований. При осуществлении НТС с китайскими партнерами российская сторона проводит линию на активное освоение китайского рынка наукоемкой продукции посредством перехода от отдельных научно-исследовательских разработок к организации современных производств в областях представляющих взаимных интерес.

Продолжается сотрудничество РФ и Китая и в области авиастроения. Россией было поставлено Китаю большое количество боевой техники и вооружения. В их числе более ста боевых самолетов и вертолетов различных типов. В том числе истребители СУ-27 производства авиационного завода в Комсомольске-на-Амуре, а также их модификация СУ-30МКК. Кроме того, российской стороной переданы Китаю лицензии на производство СУ-27Российские специалисты участвовали в проектах китайских истребителей J-10, JF-17, учебного самолета L-15.

В ноябре 2004 года Россия приняла участие в ставшей уже традиционной авиа выставке в Чжухае. В ходе мероприятия было проведено заседание российско-китайской комиссии по научно-техническому сотрудничеству, на котором было рассмотрено предложения Росавиакосмоса по углублению взаимодействия России и Китая в развитии авиационной техники. Были проведены переговоры по сохданию ближне-среднемагистральному самолету МС-21. Российские компании, такие как корпорация «Сухой», получили возможность укрепить сотрудничество в сфере разработки истребителей нового поколения. Так же было заключено соглашение, по которому «Сухой» предоставляет доступ китайским компаниям в качестве экспертов-наблюдателей. В числе предлагаемых мероприятий: проведение совместных фундаментальных исследований в авиастроении и аэродинамике, производство перспективных бортовых интегрированных комплексов РЭО, гражданских пассажирских и учебно-тренировочных самолетов и вертолетов, а также авиационных двигателей нового поколения [10].

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод: сотрудничество Российской Федерации и Китайской Народной Республики, несомненно, принесет огромную пользу обоим государствам. Благодаря взаимовыгодному и стратегически важному сотрудничеству отношения между государствами переходят из фазы конфронтации (в том числе и из-за неопределенности в установке границ между государствами) в фазу «взаимной и стратегической дружбы».

Проведя анализ взаимоотношений между  России и КНР можно прийти к выводу, что сегодня созданы все условия для эффективного двустороннего сотрудничества:

  • в результате подписания ряда межправительственных соглашений заложены политико-правовые и финансово-экономические основы отношений;
  • решен пограничный вопрос;
  • укрепляется реальное антитеррористическое и военное сотрудничество, включая проведение совместных учений;
  • сформированы механизмы двустороннего диалога, в том числе по наиболее чувствительным проблемам – экология, миграция, структура торговли.

Определение основных направлений оптимизации стратегического партнёрства России и Китая следует проводить с учетом необходимости реализации концепции соразвития. Таковыми направлениями могут стать:

  • дальнейшее развитие и укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества России и Китая по линии Организации Объединенных Наций (ООН) и Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), превращения ШОС в наиболее влиятельный международный институт, гаранта мира и стабильности в Евразии;
  • активизация регионального сотрудничества под эгидой ООН и при активном участии ШОС, направленного на противодействие терроризму, незаконному обороту наркотиков и трансграничной организованной преступности;
  • углубление сотрудничества в рамках Региональной антитеррористической структуры (РАТС) и придание нового импульса укреплению договорно-правовой базы РАТС, насыщение антитеррористического взаимодействия новым практическим содержанием, что обеспечивает успешное решение Россией вопросов своей военной безопасности, снижает риск возникновения региональных конфликтов на южных и восточных рубежах нашей страны;
  • активизация взаимодействия России и Китая по вопросам международной безопасности, экономического сотрудничества в рамках таких международных организаций, как Бразилия-Россия-Индия-Китай-Южная Африка (БРИКС) и Россия-Индия-Китай (РИК). БРИКС и РИК выступают сегодня важным механизмом согласования подходов к решению актуальных проблем мирового развития, институтом сотрудничества по направлениям, представляющим общий интерес мировых держав;
  • развитие архитектуры международных институтов по предотвращению распространения ядерного оружия, созданию глобальных и региональных систем ПРО, направленных против России и Китая;
  • активное сотрудничество России и Китая в рамках таких региональных организаций, как Азиатско-Тихоокеанская организация экономического сотрудничества (АТЭС), Региональный форум АСЕАН (АРФ) и других.

Политическая интеграция и регионализация России и Китая и партнёрские отношения со странами-участницами АСЕАН содействуют укреплению мира и безопасности, стабильности и процветания в АТР (Азиатско-Тихоокеанском Регионе). Активное участие в выработке механизмов урегулирования национальных, конфессиональных, этнополитических конфликтов, содействие развитию совместных механизмов превентивной дипломатии, двусторонние контакты на разных уровнях, международный вес и авторитет двух стран могут оказать положительное влияние на формирование дуги стабильности на жизненно важных для них территориях, на выявление, минимизацию и устранение угроз региональной безопасности.

 На данном этапе отношения, в истории которых периоды «братской дружбы» сменялись вооружённым противостоянием, характеризуются обеими странами как «стратегическая дружба и взаимодействие». Путём взаимовыгодного сотрудничества между странами удалось достичь немало успехов в области прикладной науки, авиационном и космическом строении и ряде других важнейших для РФ и КНР направлений. В ХХI столетии – веке высоких технологий - научное сотрудничество России и Китая должно войти в новую фазу развития. Потенциалы обеих стран в этой сфере достаточно велики, и они должны быть реализованы с максимальной отдачей. Основной целью на ближайшие десятилетия станет совместное использование ресурсов государств и как следствие повышение уровня жизни населения.

 

[1] http://www.ereport.ru/stat.php?count=china&razdel=country

[2] http://vz.ru/news/2014/10/2/708448.html

[3] http://smartnews.ru/articles/11749.html

[4] http://russian.rt.com/article/80557

[5] http://voprosik.net/sotrudnichestvo-rossii-i-kitaya/

[6] http://www.nbenegroup.com/understanding/innovation.html

[7] http://www.nbenegroup.com/understanding/innovation.html

[8] http://ria.ru/trend/gas_Russia_China_contract_21052014/

[9] http://www.oursarmy.ru/news/morskoe_vzaimodejstvie_2014/2014-05-18-2409

[10] http://www.sukhoi.org/exhibitions/airshowchina2004/

 

Войнаков Владислав