Россия-НАТО: агония и выход из нее
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 10-08-2017
Принцип «не навреди» является, пожалуй, первым призывом, который хочется использовать при обращении к участникам текущего диалога между Россией и военно-политическим блоком НАТО. Данный диалог, по сути вмещающийся в логику диалога России и США, так как именно последние выступают лидерами блока, вызывает с каждым годом все меньше оптимизма.

Заметно ухудшившиеся и сохраняющие тенденцию спада отношения, в оценке которых даже «холодная война» кажется уже недостаточно сильным термином [1], переходят в стадию агонии, чему ярким свидетельством служат как оценки некоторых авторов, предрекающих неминуемое военное столкновение [2], так и реальное ухудшение на фоне украинского и сирийского конфликтов, по которым у России и НАТО (США) диаметрально противоположные точки зрения. Официальная Москва приостановила действие Меморандума о предотвращении инцидентов и обеспечении безопасности полетов авиации в ходе операций в Сирии, что стало ответом на американскую трактовку ситуации с химинцидентом в провинции Идлиб [3].   

Тем не менее, при всем драматизме оценок и кажущейся патовости ситуации, ни Россия, ни НАТО (с США во главе) не собираются и не будут идти на поводу эмоций в сторону открытой конфронтации. Спасти от агонии обе стороны может рациональное начало, постоянно пульсирующее в отношениях между сторонами и имеющее серьезный многомерный базис, сформированный на следующих принципах:

  1. Природа отношений России с НАТО в военно-политической плоскости представляет из себя разноуровневые контакты как с отдельными государствами-членами НАТО, так и с Северо-атлантическим блоком в целом. В первом случае спектр вариации данных отношений подвержен заметной невооруженному взгляду флуктуации: от геополитического соперничества (США-Россия), многолетней напряженности (н-р, Россия-Эстония, Польша) до вариативной симпатии (н-р, Россия-Италия, Чехия) и политико-идеологического сближения (Россия-Венгрия, Греция, Турция). На уровне отношений с блоком в целом стоит ожидать определенной смены устройства внутреннего механизма НАТО, инициатором которой, как это ни парадоксально, могут стать сами Соединенные Штаты во главе с избранным президентом Д.Трампом. Последний не раз выражал недовольство диспропорциональным вкладом государств-членов в общий бюджет, а также предлагал переосмыслить взаимоотношения с Россией [4]. Если Трампу и союзникам по НАТО удастся преодолеть “кризис первого впечатления” друг о друге, то стоит ожидать вполне согласованной позиции по России, которая при Й. Столтенберге может быть более утилитаристской, чем прежде.   
  2. Несмотря на “перегрузку” отношений, Россия и США продолжают придерживаться стратегических договоренностей по ряду направлений, в первую очередь, имеющих глобальное значение. Как бы стороны не критиковали администрации бывших президентов (Д.Медведева и Б.Обамы), именно при них в 2011 году был заключен и ратифицирован Договор о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, более известный, как СНВ-III. Сохранение многолетнего поступательного подхода в деле сокращения указанных вооружений стало ключевым аспектом в поиске общих точек соприкосновения именно в долгосрочной перспективе, в противовес сиюминутным узкоцелевым политическим тактикам. На фоне сохранения политического диалога между Россией и НАТО на высшем дипломатическом уровне, данный факт внушает оптимизм, что стороны смогут вернуться к полноценному контакту также и на уровнях трех рабочих групп, действовавших ранее[1]. Об этом свидетельствует и реанимированный переговорный процесс между генеральными штабами сторон [5].
  3. Ни одна из текущих администраций не является партией войны, т.к. обе стороны, помимо политического, превыше всего ценят экономический интерес, дающий о себе знать даже во время проявляемого военно-политического недовольства. Согласно последним данным Департамента казначейства Соединенных Штатов, Россия продолжает оставаться последовательным держателем ценных бумаг казначейства, увеличив свой вклад на конец 2016 года до 96.6 млрд долларов США, что для России является самым высоким показателем в годовом интервале (и это при всех тех видимых двусторонних геополитических столкновениях) [6]. Россия также продолжает наращивать экономический потенциал с рядом стран-членов НАТО, несмотря на действующие и периодически обновляемые перекрестные санкции. В купе это дает право надеяться, что геополитический аппетит если не уступит место, то хотя бы не будет заглушать здравую экономическую риторику сторон.
  4. Как для России, так и для членов НАТО всегда была и остается актуальной та отрезвляющая красная линия, за которой принципы политической неуступчивости просто испаряются. В первую очередь, это ясное осознание детриментальных, катастрофических последствий от игры с нулевой суммой. Даже при наличии разных трактовок и критикуя друг друга, стороны придерживаются фундаментального постулата о недопустимости хаоса в Ближневосточном и иных регионах. Пути достижения мира хотя воспринимаются по-разному, но именно мир остается ультимативной задачей обеих сторон, осознающих, что продолжение активных боевых действий, как кажется из-за самой волатильности и взрывоопасности ситуации, является дорогостоящим, неэффективным и непредсказуемым стремлением, которое обязательно даст о себе знать в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Именно с точки зрения последних возможна борьба с такими глобальными угрозами, как терроризм. Внутреннее разделение лагеря борющихся с терроризмом сторон, эрозия их позиций по отношению к данной угрозе и есть та красная линия, за которой есть только исход с отрицательным знаком. После участившихся террористических атак в крупнейших городах мира, трудно себе представить угрозу, которая бы более сплотила непримиримых геополитических акторов. Во-вторых, само по себе военное присутствие российских сил и сил НАТО (в т.ч. американских сил) в ряде регионов по всему земному шару делает вероятность потенциальной полномасштабной войны между Россией и НАТО (т.е. образно выражаясь, перехода от агонии к клинической смерти) исключительно низкой: если подобное случится, данная война станет самой смертельной, быстрой и разрушительной во всей истории человечества. Учитывая это, а также и то, что России вместе с НАТО есть над чем задуматься, в том числе и в плане существующих непредсказуемых (т.е. крайне опасных) тоталитарных политических режимов в некоторых странах, весьма сомнительно, что стороны будут идти по пути взвинчивания напряжения.

Отмеченные принципы, формирующие базис рационального подхода для предупреждения усиления антагонистической надстройки, и есть те основополагающие элементы, обращение к которым станет путем выхода России и государств НАТО из текущей агонии. Более частое апеллирование к ним, по мнению автора, может стать в достаточной степени эффективным средством для того, чтобы пессимизм во мнениях касательно будущего данных отношений так и остался умозрительной позицией и не пережил трансформацию на уровень эмпирики.

Источниковая база

[1] Песков назвал отношения с США «даже хуже, чем во времена холодной войны». Политика. РБК. 31.03.2017. (Электронный ресурс) <http://www.rbc.ru/rbcfreenews/58de4cf29a7947f6ac64504c>

[2] Backing Into World War III. Robert Kagan. Foreign Policy. 06.02.2017. (Online source) <http://foreignpolicy.com/2017/02/06/backing-into-world-war-iii-russia-china-trump-obama/>

[3] Заявление МИД России в связи с вооруженной акцией США в Сирии 7 апреля 2017 года. Министерство иностранных дел Российской Федерации. Раздел: Соединенные Штаты Америки (США). (Электронный ресурс) <http://www.mid.ru/web/guest/maps/us/-/asset_publisher/unVXBbj4Z6e8/content/id/2717798>

[4] NATO countries are spending more on defense but Trump can't claim credit. Ivana Kottasova. CNN. (Online source) <http://money.cnn.com/2017/03/01/news/nato-spending-donald-trump/>; As Trump re-evaluates NATO, NATO must rethink Russia. Deutsche Welle. News. Top Stories. (Online source) <http://www.dw.com/en/as-trump-re-evaluates-nato-nato-must-rethink-russia/a-37514599>

[5] Генштаб России и НАТО впервые за три года провели переговоры. РИА-Новости/Россия Сегодня. Раздел: Безопасность. (Электронный ресурс) <https://ria.ru/defense_safety/20170303/1489200217.html>

[6] Major Foreign Holders of Treasure Securities (in billions of dollars). Department of the Treasury/Federal Reserve Board March 15, 2017. (Online source) <http://ticdata.treasury.gov/Publish/mfh.txt>

 

[1] Именно: рабочая группа в воздушном пространстве; группа в области тыла и материально-технического обеспечения; группа в области противоракетной обороны.

Акоп Габриэлян

Теги: Россия , НАТО , конкурс А.Е.Снесарева