Офшоры: потенциальные риски
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 06-05-2018

Офшоры с момента их появления считались надежным убежищем для активов состоятельных людей, являясь, по сути, миной замедленного действия. Если какая-либо страна получает контроль над большинством «финансовых гаваней», то она имеет возможность на свое усмотрение распоряжаться этими активами, вплоть до конфискации. На сегодняшний день такой страной стали Соединенные Штаты Америки. Однако отъем денег и имущества в офшорах не является самоцелью для Вашингтона, а представляет собой элемент системы отложенного давления на истеблишмент любой страны и, в первую очередь, Российской Федерации. Ядром мер комплексного санкционного воздействия на элиту в целом через отдельных ее представителей является «закон Магницкого», его дополнение S. 284 – «Акт о глобальной подотчетности в области прав человека», а также комплексный «Акт о противодействии оппонентам Америки посредством санкций». Указанные документы дают Вашингтону целый ряд инструментов влияния на состоятельных людей  наиболее приближенных к власти, что создает угрозы стабильности политического ландшафта и развитию экономик государств, в том числе и России.

«Поскольку в наших банках хранится 500 миллиардов долларов, принадлежащих российской так называемой элите, вы должны сначала понять, чья это элита!»[1]. Эта фраза, сказанная Збигневом Бжезинским в начале 2000-х годов, характеризует отношение американского истеблишмента не столько к российской элите, сколько к внешней и внутренней политике, которую могут проводить российские власти. На сегодняшний день ситуация изменилась только в том, что на офшорных счетах находится уже более 1 трлн. долларов, пока что принадлежащих российским гражданам (судя по всему даже эта цифра занижена) (см. рис. 1[2])

Рис. 1

Объем офшорного капитала россиян по последним оценкам Национального бюро экономических исследований США превышает примерно в три раза уровень золотовалютных резервов России. Еще в 2015 году объем активов, выведенных в офшоры, составил около 75% от национального дохода страны. То есть за рубежом – в Великобритании, Швейцарии, Кипре и других офшорных центрах – содержится столько же финансов богатых россиян, сколько все население России держит внутри своей страны[3].

В таком свете становится понятно, что надежды на приход иностранных капиталов в экономику РФ имеют слабое основание. Большинство инвесторов принимают свои решения на основе ряда рейтингов и оценок лидирующих банков, агентств и инвестиционных консультантов. Все они могут негативно влиять на имидж России. Суть даже не в том, что эти оценки могут быть предвзяты (о чем многие осведомлены), они являются своего рода рекомендацией вкладывать или нет деньги в экономику страны. Говоря об улучшении инвестиционного климата в России целом, нужно подумать о том, кто сегодня представляет Россию в этом взаимодействии. Насколько разумным для наших партнеров может быть призыв инвестировать в отечественную экономику от российских бизнесменов, предпочитающих держать свои деньги за рубежом.

Стоит отметить, что система налогообложения в Российской Федерации является достаточно мягкой, по сравнению с развитыми странами. Так при действующей у нас в стране плоской шкале налогообложения основная ставка налога на доходы физических лиц (НДФЛ) равна 13% на любые доходы, полученные физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами России. А во Франции, Великобритании, США и даже Китае, где принята прогрессивная шкала, ставка для состоятельных граждан колеблется от 30% до 60%.

При этом в начале октября 2017 нижняя палата российского парламента отклонила 4 законопроекта о введении прогрессивной шкалы. То есть налоговый режим в целом остается достаточно благоприятным. Попытки принятия схожих законов предпринимались ЛДПР и «Справедливой Россией» в 2012, 2013, 2014 и 2015 годах. Кстати, в списках Forbes 200 российских долларовых миллиардеров за последний год повысили свои доходы на 100 миллиардов долларов, общее состояние наших миллиардеров уже ровняется золотовалютному резерву – 460 млрд. долларов[4]. «Сегодня 10% наиболее обеспеченных граждан РФ в 16 раз богаче наименее обеспеченных. Такой разрыв превышает максимально допустимые значения, рекомендованные ООН. Если учитывать скрытые доходы, теневое предпринимательство, элементы коррупции, разрыв может достигать 40 раз», – указывается в пояснительной записке к одному из законопроектов[5].

В принципе, повышение НДФЛ касается относительно небольшой группы граждан. По данным на середину 2017 года доход в 3-10 млн. рублей показывали 448,8 тыс. человек, а свыше 10 млн. рублей – всего 35,4 тыс. россиян. Из них доходы, превышающие 1 млрд. рублей в год, были у 424 человек. Согласно расчетам авторов последнего законопроекта, на снижении ставки НДФЛ для самых бедных бюджеты регионов, куда зачисляется этот налог, потеряют всего 71,68 млрд. рублей. Для граждан со средними доходами ничего не поменяется. Группа граждан с высокими доходами (3-10 млн. рублей) заплатит всего на 78,54 млрд. рублей больше по сравнению с текущей ставкой. А вот богатым придется раскошелиться. В общей сложности с них может быть дополнительно получено 1,23 трлн. рублей[6]. В итоге, Правительство России дало отрицательное заключение на законопроект.

То есть Россия оказывается в затруднительном положении: налоговых поступлений в результате повышения ставки НДФЛ нет, тенденция на вывод крупных капиталов из страны на протяжении длительного времени продолжается. Это грозит серьезными последствиями. Речь идет не только о выводе большой денежной массы, но и более серьёзной угрозе невозврата этих денег в Российскую Федерацию в принципе, даже по желанию владельцев капиталов.

В данном контексте стоит вспомнить такой резонансный документ, как «закон Магницкого», или Magnitsky Act, от 2012 и его своеобразное дополнение S. 284 – Global Magnitsky Human Rights Accountability Act или закон под номером S. 284 – «Акт о глобальной подотчетности в области прав человека»[7]. Данный документ был принят в 2016 году. Согласно тексту S. 284, основная цель его принятия – расширить действие «закона Магнитского» на все страны мира. С точки зрения  адекватной юридической практики законы, принятые в одном государстве не действуют в другом, но не в этом случае. Страны предпочитают выполнять требования американских законов в случае необходимости. Иначе говоря, зона интересов США  – весь мир, а американское законодательство может действовать применительно к отдельно взятой стране.

Акт глобальной подотчётности содержит большое количество различных положений. Ключевыми являются положения закона, наделяющие президента правом использовать ряд секционных инструментов, а именно:

  1. конфискация (заморозка) и запрет операций с имуществом, активами, в случае их нахождения на территории США, или нахождения под контролем лица или организации являющихся резидентами США. Также эта норма может осуществляться  в странах, где США имеют влияние;
  2. блокировка и запрет операций с финансовыми активами;
  3. лишение визы и запрет въезд в США.

В соответствии с разделом закона S. 284 президент может прекратить применение санкций в отношении лица, если прекращение санкций целесообразно, относится к жизненно важным интересам или влияет на национальную безопасность Соединенных Штатов Америки.

В дополнение законопроект предоставляет главе государства право обновлять список иностранцев, на которых распространяются санкции. Основаниями для санкционного давления являются «обвинения в коррупции, проведение казней без суда и следствия, применение пыток, а также другие нарушения, направленные против правозащитников и тех, кто разоблачает незаконную деятельность». Санкции, налагаемые Актом глобальной подотчётности, не имеют временных ограничений и могут быть отменены только решением президента США[8] в случае целесообразности такого решения.

Разработчиками закона стали члены комитета сената США по иностранным делам, демократ Бенджамин Кардин и республиканец Джон Маккейн. По словам Кардина «посещение США и доступ к нашей финансовой системе, включая доллары США, являются привилегиями, которые не должны распространяться на тех, кто нарушает основные права человека и верховенство закона»[9], судя по всему американского.

Принятие этого билля добавило в инструментарий Вашингтона новый способ точечного и массового давления. Закон был поддержан Human Rights Watch и другими правозащитниками. Данный закон не является единственным в своем роде во всем мире. Законодательство, названное «в честь Магнитского» уже принято, как в Канаде, или проходит обсуждение, как в Европейском союзе и Норвегии.

Далее для создания более полной картины стоит выявить ключевые положения самого «Закона Магницкого». Согласно секции 4 пункту (a) Государственный Секретарь США, консультируясь с Министром Финансов, публикует в Федеральном регистре список всех людей, которых Государственный Секретарь сочтёт причастными к смерти Сергея Магнитского. Фактически обязанностью Госсекретаря теперь является разоблачение «незаконной деятельности лиц правительства Российской Федерации»; а также защита и продвижение международно-признанных прав человека и свобод, права на демократические выборы. Этот список должен своевременно обновляться. Согласно подпункту (2) пункта (d) список Магнитского может быть засекречен «в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов». Согласно подпункту (3) пункта (d) при удалении человека из списка, Госсекретарь должен предоставить «доказательства, на которых основано решение об исключении из списка». Более того, это возможно осуществить в «засекреченной форме», если Госсекретарь полагает это «необходимым для интересов национальной безопасности США». Стоит обратить особое внимание на то, что Госдеп и не скрывает, что данный закон действует НЕ в интересах России, а «в интересах национальной безопасности Соединенных Штатов». Данная фраза именно в таком контексте фигурирует в этом документе не один раз и означает, что он ориентирован на сугубо американские интересы[10].

Государственный Секретарь и Министр Финансов раз в год представляют соответствующим комитетам Конгресса отчет о количестве лиц, добавленных или удаленных из списка и т.д. Если же в список было добавлено мало лиц, то отчёт должен содержать объяснения, почему так произошло. Таким образом, санкционный список должен периодически пополняться. Также отчет должен раскрывать меры, принятые исполнительной властью, для принятия другими странами аналогичных антироссийских санкций. Положения «закона Магнитского» действительны в течение 10 лет[11].

Но это еще не все. 2 августа 2017 года Д. Трамп подписал новый закон H.R.3364 - Countering America's Adversaries Through Sanctions Act (CAATSA) или «Акт о противодействии оппонентам Америки посредством санкций» № 115-44 от 2 августа 2017 года. Акт затрагивает широкий круг вопросов. Хотя положения, касающиеся России, идут в середине закона, очевидно, что его действие направлено против Москвы и ее политики последних пяти лет. В 184-страничном документе Ирану отведено 25 страниц, Российской Федерации – 98, финансированию терроризма – 16, Северной Корее – 40[12]. Следует выделить некоторые положения, которые касаются России и ее граждан.

В секции 241 нового Акта говорится о том, что Секретарь Казначейства во взаимодействии с Директором Национальной разведки и Государственным Секретарем представляют в соответствующие комитеты Конгресса подробный отчет (и список) о «высокопоставленных иностранных политических деятелях и олигархах в Российской Федерации, на основе их близости к российскому руководству и чистой стоимости их активов (собственного капитала)». Закон предписывает американским компетентным органам выявить известные источники дохода указанных лиц и членов их семей (в том числе супругов, детей, родителей и братьев и сестер), включая активы, инвестиции, другие деловые интересы и соответствующую информацию о бенефициарной собственности. Также рассматриваемый документ обязывает американские спецслужбы провести оценку взаимосвязи между указанными лицами и Президентом Владимиром Путиным или другими членами правящей элиты России, и выяснить, замешаны ли данные лица в коррупции. Американские аналитики должны оценить потенциальное влияние введения вторичных санкций в отношении российских олигархов, российских государственных предприятий и российских полугосударственных субъектов, включая воздействие на сами субъекты и на экономику Российской Федерации, а также на экономику Соединенных Штатов и союзников США[13].

В секции 243 Акта CAATSA перечислены и пояснены пути и дополнительные методы поиска любых активов российских бизнесменов и их близких. Другими словами последний закон предписывает американской финансовой разведке собрать всю информацию об активах особо приближенных к президенту России людей накануне выборов. Властная верхушка и наиболее богатые россияне в итоге могут быть поставлены в неудобное положение.

Попадание в этот список, так называемый «Кремлевский доклад», не значит, что против его фигурантов санкции будут введены автоматически, но возникает риск, что они будут внесены в SDN – Specially Designated Nationals List или список граждан особых категорий. Это означает, что люди, в отношении которых введены санкции, более не смогут обладать банковскими счетами в долларах или счетами в другой валюте, если трансакции банка, хранящего их сбережения, идут через США. Они лишаются доступа ко всему, что связано с американской финансовой системой. Хотя европейские банки напрямую не участвуют в этой системе, но могут счесть, что взаимодействие с фигурантами списка связано с высокими рисками. Практика такова, что при внесении в SDN фигурант теряет доступ к услугам большинства западных банков[14].

Смысл описанных мероприятий записан в пункте 252 Countering America's Adversaries Through Sanctions Act. Из него следует, что воздействуя с помощью данного закона на российскую власть, американцы хотят добиться:

  • вывода российских войск с территорий Грузии, Украины и Молдовы;
  • возврата контроля над границами этих территорий своим соответствующим правительствам;
  • прекращения попыток подорвать деятельность легитимных правительств указанных стран.

Согласно положениям секции 252 Конгресс США полагает необходимым:

  1. Странам Европы и Евразии удвоить усилия по укреплению устойчивости своих институтов, политических систем и гражданских обществ;
  2. США и Европейскому союзу продолжить работу по противодействию агрессии со стороны Правительства Российской Федерации; продолжить координировать программы помощи, и другие усилия, направленные на борьбу с Россией;
  3. Членам Организации Североатлантического договора усилить взаимодействие между собой, поскольку НАТО – главная сила, поддерживающая мир и безопасность в Европе и Евразии;
  4. Сстранам Альянса выяснить, не используются ли их финансовые системы для сокрытия незаконной финансовой деятельности должностных лиц Правительства Российской Федерации или отдельных лиц в окружении Президента Владимира Путина, которые обогатились за счет коррупции;
  5. Президенту США использовать его полномочия для введения санкций согласно «The Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012» и «The Global Magnitsky Human Rights Accountability Act»[15].

Не позднее 1 апреля каждого года Государственный Секретарь, представляет соответствующим комитетам Конгресса отчет о программах и мероприятиях, проводимых для достижения целей, описанных в самом законе, в течение предыдущего финансового года.

Принимая акты, подобные трем описанным выше, Соединенные Штаты продолжают политику, известную как «Стимсонская доктрина», которая «не признает территориальные изменения, совершенные силой» или «государства созданные в результате агрессии», например незаконные «вторжения» и «оккупации» Абхазии, Южной Осетии, Крыма, Восточной Украины и Приднестровья.

Таким образом, США при помощи описанных выше мер имеют все возможности оказать мощное финансово-политическое воздействие на кого угодно. Имеются основания говорить о том, что многие страны, в том числе и Россия, сами дали американцам серьезные карты в руки. Возможные финансовые и прочие санкции является частью общей политики Вашингтона. А Президент США по закону H.R.3364 теперь не сможет без разрешения Конгресса отменить или хотя бы ослабить введенные санкции. Их отмена возможна, только если больше половины сенаторов и конгрессменов согласятся с этим. Рассчитывать на такой поворот в обозримом будущем не стоит. На текущий момент американские законодатели единым фронтом выступают за санкции.

Кроме того, в CAATSA (статья 243) упоминается и еще один доклад под названием «О незаконном финансировании, связанном с Российской Федерацией». Его, согласно закону, глава Минфина должен представить конгрессу в годичный срок — не позднее 2 августа 2018 года. Под определением «незаконного финансирования» в данном случае должно подразумеваться спонсирование терроризма, торговля наркотиками, отмывание денег, «или другие формы незаконного финансирования на усмотрение Президента»[16].

Опасения также вызывает факт хранения более 100 млрд. государственных долларов в US Treasuries. В 2013 году в Конгрессе уже осторожно поднимали тему заморозки российских государственных финансов. А в подписанном Трампом Акте Countering America's Adversaries Through Sanctions Act могут найтись основания для этого. Причем термин «аdversaries» может иметь значение как «оппонент», так и «враг».

В 2011 году США уже заморозили активы ливийского правительства на общую сумму в 30 миллиардов долларов всего за 2 дня. А когда 28 февраля 2011 стало точно известно об этом, Каддафи вдруг заявил, что Президент США Барак Обама «хороший человек, но его дезинформируют». Свои экономические санкции против Ливии ввел и Евросоюз. Параллельно готовились планы на случай различных «чрезвычайных ситуаций» и производилась перегруппировка американских войск в Средиземноморском регионе.

Еще одним показательным примером является решение финансовых властей США о заморозке средств национального суверенного фонда Казахстана. Речь идет об активах на сумму 22 миллиарда долларов. В общей сложности замороженная сумма составляет 17% ВВП Казахстана. Деньги заморожены по иску компании молдавского бизнесмена, поданного им против правительства Казахстана. По сути, речь идет о прецеденте, заключающемся в изменении статус-кво, сложившегося на протяжении десятилетий. Тот факт, что почти половина суверенного фонда независимого государства может быть заморожена на счетах в американском банке только по решению одного суда, ставит под вопрос надежность хранения не только частных, но и государственных денег на территории США[17].

Стоит отметить, что потенциальная заморозка уже российских активов вряд ли затронет вложения в ценные бумаги Казначейства США, так как американские власти рискуют подпилить сук, на котором сами сидят. Однако учитывая текущую напряженность, не стоит исключать и этого. В любом случае, первыми под вероятный удар попадут частные депозиты и капиталы. В систему внешнего давления также вписывается один из законов «санкционного» пакета, согласно которому американский Минфин оставляет за собой исключительное право потребовать от своих инвесторов возвращения всех средств, вложенных в российские облигации федерального займа (ОФЗ).

В итоге получается следующее: рассматриваемые законы представляет собой комплексную систему отсроченного воздействия на истеблишмент любой страны, так как решение о заморозке или отзыве денег может быть принято в самый неожиданный момент. В санкционных списках может оказаться гражданин любой страны (дополнение к «Закону Магницкого лишь закрепило эту норму на бумаге). «Кремлевский доклад» же по имеющейся информации состоит из крупнейших российских собственников. Удар по ним означает удар по неокрепшей после кризиса российской экономике. После этого по логике должны быть приняты новые ограничительные меры против фигурантов списка. Если же лицо готово к сотрудничеству с Вашингтоном, то оно может быть исключено из списка секретным образом. Сам список и все доказательства могут не разглашаться, если это соответствует национальным интересам США. Иначе говоря, любое лицо побуждается к взаимодействию с американскими властями самими законами, а заморозка активов не является целью принятых актов.

Естественно, они вступает в конфликт с международно-признанными правами и свободами человека, и с законодательством стран. Но кто на это будет смотреть, когда большинство мировых финансовых инструментов управления находятся под контролем Соединенных Штатов. Они же в результате создания международной системы обмена налоговой информации (Multilateral Competent Authority Agreement – MCAA) стали одним из самых крупных офшоров и курируют большую часть называемых экзотических офшоров, в том числе бывшие британские. То есть Вашингтон обладает возможностью получать как колоссальный приток денег, так и практически любую информацию, точечно и незаметно воздействуя на многих влиятельных политиков и бизнесменов.

Петречук Александр

[1] Helmer J. Vladimir Yakunin, Russian Railways supremo, on errors in russian company share and bond prospectuses. 29/06/2011. URL: http://www.businessinsider.com/vladimir-yakunin-russian-railways-supremo-on-errors-in-russian-company-share-and-bond-prospectuses-2011-7

[2] Desjardins J. The World’s «Hot» Money. 11/11/2015. URL:

http://www.visualcapitalist.com/the-worlds-hot-money-illicit-financial-flows/

[3] Novokmet F., Piketty T., Zucman G., FROM SOVIETS TO OLIGARCHS: INEQUALITY AND PROPERTY IN RUSSIA, 1905-2016. 07/2017. P. 5, 18, 21. URL: http://www.nber.org/papers/w23712.pdf

[4] Госдума отклонила законопроекты о прогрессивной шкале НДФЛ. 12/10/2017. URL: https://ria.ru/economy/20171012/1506705596.html

[5] Госдума отклонила ряд законопроектов о введении прогрессивной шкалы НДФЛ. 12/10/2017. URL: http://tass.ru/ekonomika/4639994

[6] Орехин П., Комарова А. Налог на богатых: последний резерв Кремля. 07/07/2017. URL: https://www.gazeta.ru/business/2017/07/06/10775876.shtml#page2

[7] Принят единогласно Сенатом США 1 февраля 2016

[8] Cardin B.L. S.284 - Global Magnitsky Human Rights Accountability Act.  Section 3,  Paragraph (g). URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/senate-bill/284/text

[9] Cardin, McCain Introduce Global Human Rights Accountability Act. URL: https://www.cardin.senate.gov/newsroom/press/release/cardin-mccain-introduce-global-human-rights-accountability-act

[10] H.R. 4405 (IH) - Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012. P. 10-12. URL: https://www.gpo.gov/fdsys/search/pagedetails.action?packageId=BILLS-112hr4405ih

[11] S.284 - Global Magnitsky Human Rights Accountability Act. URL: https://www.congress.gov/bill/114th-congress/senate-bill/284/text (

[12] Санкции навсегда. 26/07/2017. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2017/07/26_a_10803092.shtml?updated  

[13] существует ряд гражданских некоммерческих  организаций, в числе которых стоит выделить «Центр по исследованию коррупции и организованной преступности» (OCCRP), которые собирают и выдают в СМИ информацию о доходах и состоянии наиболее приближенных к российской власти людей.

[14] Полунин А. Америка разорит «плохих парней» Путина. 25/11/2017. URL: http://svpressa.ru/politic/article/189396/

[15] H.R.3364 - Countering America's Adversaries Through Sanctions Act. URL: https://www.congress.gov/bill/115th-congress/house-bill/3364/text

[16] Санкции против России: как это будет. 31/01/2018. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2018/01/31_a_11632561.shtml

[17] США покусились на хранящиеся у них чужие резервы. 25/11/2017.  URL: https://www.ridus.ru/news/267995

Теги: оценки , экономика , угроза