Сегодня отмечается Всемирный день океанов
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 08-06-2018
Земля – планета океанов. Более 70% поверхности Земного шара принадлежит водной стихии. В 2018-м году Всемирный день океанов, учреждённый в 2008-м году резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, отмечается официально в 10-ый раз. Значительная часть шедевров мирового искусства посвящена водной стихии. С древних времён океан обеспечивает человека многочисленными услугами и ресурсами, являясь источником продовольствия, основой судоходства, торговли, медицины, туризма и отдыха. Этот день отмечают все, чья жизнь связана с морем: моряки, водолазы, океанологи, ихтиологи, экологи, дайверы, маринисты. Основная миссия праздника - призыв к правительствам стран о снижении антропогенной нагрузки и вредного воздействия на моря и океаны. Современные вызовы цивилизации, связанные с этим днём, комментируют участники проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов.

Руководитель экспертной секции по водному транспорту, депутат Госдумы Виктор Дерябкин:

«Как не парадоксально, но водный транспорт является наименьшим фактором экологического вреда для океана. Всего 2,2 % от выбросов углекислого газа всеми отраслями промышленности приходится на современное судоходство. Постепенно суда переходят на более лёгкие экологичные и прогрессивные виды топлива, этот тренд сохранится на ближайшую перспективу. Водный транспорт в перспективе может стать самым экологичным.

А вот такие вопросы как безопасность мореплавания, выходят на первый план, так как напрямую влияют на сокращение аварий в море, в т.ч. разливов нефтепродуктов. Следует уделить внимание популяризации в нашей стране такой профессии как - морской лоцман. Лоцманская деятельность является ключевым звеном обеспечения безопасности мореплавания, предотвращения происшествий с судами, защиты морской среды на самых трудных в навигационном отношении участках судоходства. Лоцман также выполняет ряд обязанностей публично характера. В России необходимо провести преобразования в лоцманской деятельности с учётом современных реалий, в соответствии с требованиями Резолюции IMO А.960(23) и результатом опыта передовых морских стран, к которому они пришли за последние несколько десятилетий в лоцманском секторе.

Ещё один вызов современности - кибербезопасность на морском транспорте, противодействие терроризму - это то, чему необходимо уделить внимание, те новые компетенции и угрозы, которые будут входить в нашу реальность и мы должны готовить своих профессионалов в этой сфере».

Заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и строительству Павел Федяев:

«Мы имеем сегодня 470 кв. км. мёртвых зон в океанах благодаря использованию промышленных удобрений – это тревожный сигнал. За рубежом и в России существует проблема «рыбных выбросов», доля которых может доходить до 20% от вылова у недобросовестных рыбаков. Это явление наносит существенный урон ресурсной базе.

В целом, в последние годы мировой вылов водных биоресурсов колеблется на уровне 90-95 млн. тонн. При этом на фоне сокращения рыбных запасов стремительно растёт рыбоводство. 2014-ый год стал знаковым, когда доля сектора аквакультуры в мировом вылове превысила долю дикой рыбы. Рост аквакультуры открывает новые возможности, но одновременно создает новые вызовы, взаимодействуя с естественным биоразнообразием океана. При этом надо сказать, что в Мировом океане есть резерв для освоения запасов дикой рыбы в виде множества недоиспользуемых видов таких как: ставрида, скумбрия, сардина, антарктический криль, анчоусы, кальмары открытых районов Мирового океана, сайра, и ряд других водных биоресурсов. Вовлечение этих ресурсов в мировое рыболовство даст дополнительный вылов порядка 20 млн. тонн. Подобные резервы имеются у России и большинства прибрежных стран».

Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова:

«Такое понятие как «морская экономика» будет всё больше выходить на первый план и формировать морскую политику. Странам предстоит выстраивать отношения друг с другом в Мировом океане по распределению морских пространств и ресурсов. В перспективе появится запрос на формирование нового правового регулятора – Морской Конституции, инициатором которой может выступить Россия как одна из ведущих морских стран мира.

В 2018 год посвящён вниманию к проблеме загрязнения океанов пластиком, потребление которого приобрело массовый характер в самых различных формах. Период распада пластика на наночастицы составляет 450 лет. Нанопластик впитывает токсины до 100 раз больше чем микропластик. Частицы микро и нанопластика попадают с пищей в организм морских животных, птиц, рыб. Пластиковый мусор сегодня можно видеть повсюду - на берегу, у побережья и за сотни миль от него в открытом океане. Ежегодно в Океан сбрасывается до 8 млн. тонн мусора, 80-90% из которого – пластик, который массово производится в мире с 70-х годов.

Во многих странах, в т.ч. в странах ЕС стараются сокращать производство пластика, а некоторые города и вовсе отказываются от использования пакетов и бутылок. Европа переходит на биоматериалы быстрой утилизации. Однако, в России сегодня не спешат сокращать потребление пластиковой посуды и упаковки, ссылаясь на то, что такой запрет отразиться на малообеспеченных слоях населения. Безусловно, пластик - это дёшево, а бумажные пакеты или стеклянные бутылки стоят в разы дороже, но на другой чаше весов здоровье человека и планеты, чем рисковать мы не имеем права. Россия – самодостаточная страна. И если мы, к примеру, хотя бы начнём применять инновационные технологии в дорожном и в промышленном строительстве, многие из которых у нас лучшие в мире и которые в 2-3 раза экономят бюджетные деньги, то средства на экологичную упаковку и многие другие полезные проекты найдутся».


Источник: http://www.morvesti.ru/detail.php?ID=71904 

Теги: геополитика , Морская политика