О поддержке малых предприятий прибрежной полосы
Материал разместил: Горнова Анна МихайловнаДата публикации: 21-09-2018
19 сентября в Москве состоялось заседание Правления Союза рыболовецких колхозов России. Союз объединяет на сегодняшний день 58 колхозов, совокупный объём добычи которых составляет порядка 215 тыс. т. водных биоресурсов.

Председатель Союза Андрей Ануфриев представил отчёт об итогах работы Рыбколхозсоюза за минувший период и обозначил задачи на 2019-й год. С докладом об организации и мерах господдержки строительства на отечественных верфях малотоннажных и среднетоннажных рыбопромысловых судов выступил Заместитель председателя правления Пётр Джунковский.

Одним из основных в повестке был рассмотрен вопрос о приведении российского законодательства к Конвенции ООН по морскому праву в части защиты прибрежных рыболовецких колхозов и артелей. Предварительно всем участникам был разослан подготовленный объединением анализ правовой поддержки прибрежных общин в международной практике морских стран. Координатор проекта «Морская политика» Центра стратегических оценок и прогнозов Анна Горнова рассказала о перспективах данного направления.

«Мир движется в морскую экономику. Всё больше стран видят в ней точки своего социально-экономического роста. Рост морской доли отмечается в национальных экономиках многих стран. Морская экономика рассматриваются как новый виток современной геополитики. Россия как морская страна имеет хороший задел и возможности в данном сегменте. Этот потенциал – часть нашего генетического кода, он сформирован исторически, нашими предками и щедро обеспечен природными ресурсами. Чтобы реализовать свои преимущества в морской экономике государству следует простимулировать социально-экономическое развитие населения прибрежной полосы.

В данном случае речь идёт о рыбном промысле. Конвенция ООН по морскому праву, а также законодательство морских стран предписывает защищать и стимулировать прибрежные рыболовецкие общины путём различных государственных преференций. Речь идёт, в том числе о населении отдалённых прибрежных территорий Канады, США (на Аляске), Гренландии, Кореи, Японии и других, где рыба является основной составляющей питания. Это малые предприятия, в которых занято местное население.

Представленный анализ международных правовых источников позволяет увидеть тенденцию - обеспечить защиту прав прибрежного населения, всех жителей зоны морского побережья, не разделяя их по национальности, по отнесению к большинству населения или же к коренным малочисленным народам. Эта единая, общая международно-согласованная защита прав, как коренных народов, так и иных местных жителей арктического побережья и других прибрежных районов характерна для современного международного права. Ведь население прибрежных территорий получает животные протеины в питании в основном из рыбы, из морских животных и полностью зависит от морского промысла.

Следует особо подчеркнуть, что Конвенцией ООН по морскому праву (п.5 ст.7) предусмотрено обязательство, которого не было в предыдущих ранних Женевских конвенциях, а именно обязательство учёта такого фактора как экономические нужды прибрежных рыболовецких общин (п.3. ст.61). Это конвенционное обязательство подлежит выполнению прибрежными государствами, в т.ч. и Российской Федерацией. В этой связи предлагается обновить наше российское законодательство. Приведение российского законодательства к нормам международного права в этой части целесообразно по многим аспектам.

Во-первых, масштабные планы по обустройству Севморпути и развитию инфраструктуры Дальнего Востока требуют закрепления населения на этих территориях. По морским границам в 37 тыс. км (20 тыс. миль) мы – великая морская держава, но мышление во многом у большинства руководителей, к сожалению, пока ещё сухопутное, континентальное. Посмотрите, сегодня даётся масса поручений по строительству и развитию инфраструктуры портов. Но если отток населения с удалённых территорий продолжится, то кто эту инфраструктуру будет строить и обслуживать, для кого она? Где здесь государственная логика?

Во-вторых, условия для крупных рыбопромышленных холдингов и малых предприятий должны быть различны. Обратите внимание, во что превратилась сегодня в ряде случаев конкуренция? Конкуренция в некоторых сферах уже вовсе не двигатель прогресса, а механизм завоевания монополии на рынке. Во многих случаях частники не развиваются, потому что их, причём часто в самом начале, убивают конкуренты – в большинстве случаев более крупные предприятия. Отъём квот у исторически присутствующих на побережье артелей, колхозов и малых предприятий продолжается. Поэтому для этой категории нужны свои, другие правила игры.

В данном случае следует рассмотреть возможность инициировать формирование отдельной ФЦП по социально-экономической поддержке прибрежного населения и соответствующего её законодательного обеспечения. Первичные наработки сегодня были представлены в документе. Фактически прибрежное население рассматривается как отдельная социально-экономическая категория. А баланс крупных и малых предприятий в отрасли как основа её устойчивого развития».


Источник: https://www.fishnet.ru/news/novosti_otrasli/78769.html 

Теги: Морская политика , Анна Горнова