Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Economy and Finance / Causes and nature of the current crisis / Articles
To the question of the reform of the global monetary system and the prospects of the US dollar
Material posted: -Publication date: 13-09-2009

The deepening financial crisis has given new impetus to the idea of reforming the world monetary system and the formation of a uniform for all countries currency.

A lot of arguments about is the insolvency of the dollar as a world currency. The ability of Euro to withstand the pressure of the crisis also raises doubts. In these conditions, many experts believe that the new currency can rescue the global financial system and serve as the basis for its further development. As such offered the Chinese yuan, Japanese yen, the ruble, was a better way (perhaps a future North American monetary unit).

R. Mundell offered to match dollar, Euro and yen, in order to create a single world currency. However, it can be pure virtual, but in practice easily converted into one of its constituent currencies. However, this approach is in addition to the political integration of the countries issuing these currencies a single monetary policy, fixed exchange rate, unification of legislation, common economic interests and stuff that under the existing difference in the approaches of different States to monetary and macroeconomic policy and the existing contradictions between them makes this idea malarial used in practice. Moreover, it is unlikely the US will make any moves or to support measures that could undermine the position of the dollar. Overall Mandell evaluates the probability of occurrence in the next 5 years of a single world currency 30%. In his opinion, a global approach to a global currency does not work, you can implement the idea of creating regional currencies in Asia to create an Asian currency in Africa - African or to create a Eurasian currency (in the territories of several European and Asian countries).

With the idea to create a new legitimate global currency under UN auspices was made by the President of Kazakhstan N. Nazarbayev. In its creation, emission and regulation, in his opinion, should involve all countries. A new global currency should be based on the policy of the single currency calculations. Nazarbayev proposes to include the discussion of a single world currency on the agenda of the summit of "big twenty".

Ideas about the possible use of SDRs as a reserve currency. The IMF plans to provide to national economies, not only emergency loans, but also to do regular refinancing of governments and Central banks around the world indicate a possible move towards transformation into the global Central Bank is relatively independent emission center, is engaged in the production of world money. And the role of the latter is proposed that the existing currency IMF special drawing rights (SDRs). The idea of monetization of SDRs periodically occur in the financial world. In addition, the use of SDRs would allow U.S. authorities to rapidly devalue its currency, thereby significantly reducing the real value of U.S. debt.

E. Truman of the Peterson Institute for international Economics believes that the additional issue and the SDR allocation of USD 250 billion. 185 members of the IMF can greatly strengthen the credibility of these joint actions in the direction of overcoming the crisis. Moreover, he considers that, having received their share, any one country can be transferred (entirely or partially) a foreign country, like USA or Germany, instead of getting a loan in the currency. But since the interest rate on this loan now purely symbolic (about 0.6%), the option of obtaining the necessary economic means for the needs of most countries Truman sees as very attractive. Earlier a similar idea was pursued by J. and. Soros. The decision on this strategic issue are accepted in the IMF special majority of 85% of the vote. In addition, Truman offers a move to periodic quota increases as the world economy. He estimated that this measure would allow the poorest countries to receive SDR 17 billion, and other developing States would have received a total of 80 billion SDRs. Truman believed that although a large proportion of the SDR receives the developed countries, they can provide them to needy countries under the nominal interest rate. Soros had proposed that rich countries to poor countries transfer their share of SDRs to international assistance.

According to Reuters, Geithner so far not publicly endorsed the idea, while the British Prime Minister confirmed that she is regarded as one for discussion at the summit. In the joint communiqué of the BRIC countries on the eve of the summit also identified the need for SDR allocations in large amounts.

In fact, these proposals not only conserve the existing structure of the distribution of votes among IMF members, but in the long term means increasing the dependence of poorer countries from the rich. Especially if the first will not be able to repay the loans, which could lead to further predictably the redistribution of votes within the IMF again in favor of the famous countries. In addition, there are questions about the actual mechanism of using the SDR. In the end, to stimulate the economy, the virtual money will still have to change to real (most likely on the same dollars) for the purchase of goods or services, which again creates additional demand for the American currency.

Experts predict the yuan in the future the status of a new global reserve currency. Although official statements from China have been reported, the PRC, however, is taking steps in this direction. In December 2008, China proposed to use the yuan for trade between ASEAN countries and the Chinese Autonomous provinces of Guangxi and Yunnan. In addition, China is ready to offer loans to foreign importers purchasing Chinese products. In this case, the importers to use the yuan in transactions with Chinese companies. Chinese banks are encouraged to issue yanevych loans to foreign companies. The people's Bank of China has agreed with the Belarus currency swap 3 years for refusing to use in mutual trade of us dollars and euros. China provides 20 billion yuan (about 2.9 billion dollars.), and Belarus - about 8 trillion Belarusian rubles. Previously, China signed an agreement on currency swap to 180 billion yuan with South Korea. Thus, China is taking real steps to increase trade in yuan.

Apparently, the world is coming to the realization that the existing contradiction between global economy and local emission centers should be seriously discussed at the international level. So, Russia proposes to include in the agenda of the London summit the issue of global currency or a new "partially global currencies". However, the implementation of these ideas requires major agreements, including who will be its issue, to perform the role of a world Central Bank, to monitor a new monetary circulation. To unite all States under a single monetary policy under the leadership of the common Central Bank is still very far away. Attempts to link currency to standard units like gold or the US dollar also proved to be too restrictive for an independent monetary policy. Currently regionalization and the formation of a local monetary unions is a response to the dollar problem. The global economy is gradually becoming a world of multiple currencies.

Ideas of regionalism and the formation of monetary unions as a potential consequence of the crisis has also been widely adopted. Experts believe that in Asia the most active supporters of a single Asian currency are Japan and Thailand.

In particular, the ASEAN summit drew attention primarily to the fact that it is in the framework of the signing of the plan of the "ASEAN Community Economics" was not only voiced the idea of expanding and strengthening financial cooperation between the countries of the community to cope with external crisis shocks, but also took place reinforcement concrete measures. Even before the opening of the summit Finance Ministers in the format of "10 plus 3" (ASEAN, China, Japan and Korea) agreed on a coordinated programme of action to stabilise the financial and economic situation in Asia. In accordance with this program the size of the regional Fund of foreign exchange reserves will be increased from previous 80 to 120 billion dollars.

The formation of such a regional Fund to replace the former system of currency swaps aimed at providing assistance to any member of the mechanism of "10 plus 3" for the solution of current problems during the crisis, and first of all this measure is intended to protect the currencies of the participating countries from the crisis and facilitate the provision of assistance to developing States of Asia in case of emergency. Before the next summit in may this year the parties must reach unity on questions associated with the share of each country in the specified Fund, as well as the credit conditions of individual countries. It is assumed that 80% of the funds will be contributed by China, Japan and Korea. In addition, the planned establishment of an independent regional framework for the monitoring of the economic situation in order to strengthen the respective capacities of the region.

Given the fact that the total GDP of countries in the format of "10 plus 3" is about 9 trillion dollars, or 16% of the world economy, and the total volume of currency reserves - about 3.6 trillion dollars, or more than half the world's reserves, the development and adoption of agreed measures in financial and economic sphere will play an important role in stabilizing the regional financial market, and also provides a framework for coordinated action in times of economic turmoil.

In fact, these measures can be considered as real steps towards creating a full-fledged Asian monetary Union. Begins to form a strong financial centre led by China, Japan and South Korea. In this case we can speak about the implementation of the idea of an "Asian IMF". So, according to the former Minister of Finance of Japan Masahiro Kawai, Asia needs own monetary Fund to protect the economies from capital flight and speculative attacks on the currency. He considers the creation of a common currency pool to $ 120 billion dollars. as an important step towards the creation of an Asian version of the IMF. Returning to the discussion of the idea of the possible establishment of an Asian monetary Fund, at the time proposed by Japan during the Asian currency crisis of the 1990s, and currently more relevant. During that period, the proposal was greeted negatively by the USA, who feared the growing influence of Japan in the region. China in that period also did not support this idea.

However, on the eve of the summit of "big twenty" China openly expresses dissatisfaction with the fact that the IMF imposes an overly active developing States its methods of economic management, while the Fund itself too late drew the attention of the world community to the problems of developed countries, especially the United States. Experts believe that China's views on "Asian IMF" can change dramatically.

In January 2009, the IMF published the results of the study "yen Bloc or yuan bloc: an analysis of currency arrangements in East Asia," in which he assessed the prospects for the two currencies as a possible basis for the formation of an Asian monetary zone. The Fund's experts came to the conclusion that monetary integration with China more beneficial to the economies of the region than integration with Japan or the USA. Although Japan dominated Asia's economy, the Chinese Renminbi looks increasingly attractive as an anchor currency in the light of the growing share of China in regional trade.

With the development of the crisis, the trend of localization of inter-state monetary funds begins to take more concrete shape. In addition to the above-mentioned Asian countries in the format of "10 plus 3", the creation of an interstate anti-crisis Fund in the amount of 10 billion dollars. agreed the member countries of the EurAsEC. Periodically gets reanimated idea of creation of Dinard in the Persian Gulf. The introduction of the single currency was repeatedly discussed by the leaders of the countries of South America. Assumptions about the possible creation of a North American Union and the introduction of a single currency in the region also periodically appear in the media.


RELATED MATERIALS: Economy and Finance
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Причины и сущность текущего кризиса / Статьи
К вопросу о реформе мировой валютно-финансовой системы и перспективах доллара США
Материал разместил: -Дата публикации: 13-09-2009

Углубление финансового кризиса придало новый им­пульс идее реформирования мировой валютной системы и формированию единой для всех стран валюты.

Множество рассуждений ведется относительно несостоятельности долла­ра в качестве мировой валюты. Способность евро противосто­ять давлению кризиса тоже вызывает большие сомнения. В этих условиях многие специалисты полагают, что новая ва­люта может спасти мировую финансовую систему и послу­жить основой для ее дальнейшего развития. В качестве тако­вых предлагаются китайский юань, японская иена, рубль, амеро (возможно, будущая североамериканская денежная единица).

Р. Манделл предложил совместить доллар, евро и иену, чтобы на их основе создать единую мировую валюту. При этом она может быть чисто виртуальной, а на практике легко конвертироваться в одну из составляющих ее валют. Однако такой подход предполагает помимо политической интеграции стран - эмитентов данных валют единую валютную полити­ку, фиксированный курс, унификацию законодательства, общность экономических интересов и прочее, что при су­ществующей разнице в подходах различных государств к валютной и макроэкономической политике и имеющихся между ними противоречиях делает данную идею малореали-зуемой на практике. К тому же вряд ли США будут делать какие-либо шаги или поддерживать меры, которые способны подорвать позиции доллара. В целом Манделл оценивает вероятность появления в ближайшие 5 лет единой мировой валюты в 30%. По его мнению, раз глобальный подход к ми­ровой валюте не срабатывает, можно реализовать идею соз­дания региональных валют: в Азии создать азиатскую валю­ту, в Африке - африканскую или же создать евразийскую валюту (на территориях ряда европейских и азиатских стран).

С идеей создать новую мировую легитимную валюту под эгидой ООН выступил президент Казахстана Н. Назарбаев. В ее создании, эмиссии и регулировании, по его мнению, должны участвовать все страны. Новая глобальная валюта должна основываться на директивной единой денежной еди­нице расчетов. Назарбаев предлагает включить обсуждение вопроса о единой мировой валюте в повестку дня саммита «большой двадцатки».

Высказываются идеи и о возможном использовании СДР в качестве резервной валюты. Планы МВФ предоставлять национальным экономикам не только экстренные кредиты, но и заняться обычным рефинансированием правительств и центральных банков стран мира свидетельствуют о возмож­ном движении в сторону трансформации в мировой Центро­банк, сравнительно независимый эмиссионный центр, заня­тый выпуском мировых денег. А на роль последних предлагается существующая валюта МВФ - специальные права заимствования (СДР). Идея монетизации СДР перио­дически возникает в финансовом мире. Помимо прочего, ис­пользование СДР могло бы позволить властям США стреми­тельно девальвировать свою валюту, тем самым существенно сократив реальную стоимость американского долга.

Э. Трумен из Петерсоновского Института международ­ной экономики полагает, что дополнительный выпуск и распределение СДР на сумму 250 млрд дол. 185 странам - членам МВФ может значительно укрепить доверие к пред­принимаемым совместным действиям в направлении преодо­ления кризиса. Более того, он считает, что, получив свою долю, любая из стран может передать ее (целиком или час­тично) другой стране, например США или Германии, взамен получив кредит в валюте. А поскольку процентная ставка по такому кредиту в настоящее время чисто символическая (около 0,6%), такой вариант получения необходимых на эко­номические нужды средств для большинства стран Трумен расценивает как весьма привлекательный. Ранее с аналогич­ной идеей выступал и Дж. Сорос. Решения по такому страте­гическому вопросу принимаются в МВФ специальным боль­шинством в 85% голосов. Кроме того, Трумен предлагает со временем перейти к периодическому увеличению квот по ме­ре расширения мировой экономики. По его оценкам, данная мера позволила бы беднейшим странам получить 17 млрд СДР, а другие развивающиеся государства получили бы в общей сложности 80 млрд СДР. Трумен полагает, что, хотя большую долю СДР получат развитые страны, они могут предоставить их нуждающимся странам под номинальный процент. Сорос предлагал богатым странам передать бедным государствам свою делю СДР в целях оказания международ­ной помощи.

По сообщению Reuters, Т. Гейтнер пока публично не одобрил эту идею, в то время как британский премьер под­твердил, что она рассматривается как одна из возможных для обсуждения на саммите. В совместном коммюнике стран БРИК в преддверии саммита также говорится о необходимо­сти распределения СДР в значительном объеме.

Фактически, данные предложения не только консерви­руют сложившуюся структуру распределения голосов между членами МВФ, но и в перспективе означают растущую зави­симость более бедных государств от богатых. Особенно в случае, если первые не смогут вовремя вернуть полученные кредиты, что может привести к дальнейшему вполне пред­сказуемому перераспределению голосов внутри МВФ опять-таки в пользу известных стран. Кроме того, возникают вопросы относительно реального механизма использования СДР. В итоге для стимулирования экономики эти виртуаль­ные деньги все равно придется менять на настоящие (скорее всего, на те же доллары) для покупки товаров или услуг, что опять-таки создает дополнительный спрос на американскую валюту.

Эксперты предрекают юаню в будущем статус новой мировой резервной валюты. Хотя официальных заявлений от Китая не поступало, КНР, тем не менее, предпринимает определенные шаги в этом направлении. В декабре 2008 г. Китай предложил использовать юань для ведения торговли между странами АСЕАН и китайскими автономными про­винциями Гуанси и Юньнань. Кроме того, КНР готова пред­ложить кредиты иностранным импортерам, закупающим китайскую продукцию. При этом импортеры вынуждены использовать юань при расчетах с китайскими компаниями. Китайские банки всячески поощряются в выдаче юаневых кредитов иностранных компаниям. Центробанк КНР догово­рился с Белоруссией о валютном свопе на 3 года в целях от­каза от использования во взаимной торговле долларов и евро. Китай предоставляет 20 млрд юаней (около 2,9 млрд дол.), а Белоруссия - около 8 трлн белорусских рублей. Ранее КНР заключила соглашение о валютном свопе на 180 млрд юаней с Южной Кореей. Таким образом, Китай предпринимает ре­альные шаги по увеличению объемов торговли в юанях.

По-видимому, мир подходит к осознанию того, что имеющееся противоречие между глобальной экономикой и локальными эмиссионными центрами должно всерьез обсуж­даться на международном уровне. Так, Россия предлагает включить в повестку Лондонского саммита вопрос о всемир­ной валюте или новых «частично глобальных валютах». Од­нако реализация этих идей требует серьезных договоренно­стей, в том числе о том, кто будет ее эмитировать, выполнять роль мирового центрального банка, следить за новым денеж­ным обращением. До объединения всех государств в рамках единой валютной политики под руководством единого цен­трального банка еще очень далеко. Попытки привязать ва­люты к эталонным единицам вроде золота или доллара США также оказались слишком ограничительными для независи­мой валютной политики. В настоящее время регионализация и формирование локальных валютных союзов является свое­образным ответом на долларовую проблему. Глобальная эко­номика постепенно превращается в мир из нескольких ва­лют.

Идеи регионализма и формирования валютных союзов в качестве потенциально возможного следствия кризиса также получили достаточно широкое распространение. Эксперты полагают, что в Азии наиболее активными сторонниками единой азиатской валюты выступают Япония и Таиланд.

В частности, саммит АСЕАН привлек внимание прежде всего тем, что на нем в рамках подписания плана «Сообщест­ва АСЕАН по экономике» была не только озвучена сама идея расширения и укрепления финансового сотрудничества стран сообщества в целях противодействия внешним кризисным потрясениям, но и состоялось подкрепление ее конкретными мерами. Еще до открытия саммита министры финансов в формате «10 плюс 3» (АСЕАН, Китай, Япония и Корея) до­говорились о скоординированной программе действий по ста­билизации финансово-экономической ситуации в Азии. В со­ответствии с данной программой размер регионального Фонда валютных резервов будет увеличен с прежних 80 до 120 млрд дол.

Формирование подобного регионального фонда взамен действовавшей до сих пор системы валютных свопов направ­лено на оказание помощи любому участнику механизма «10 плюс 3» для решения текущих проблем во время кризиса, и прежде всего данная мера призвана защитить валюты стран-участниц от кризиса и способствовать оказанию помощи раз­вивающимся государствам Азии в случае экстренной необхо­димости. До следующего саммита в мае текущего года сторо­ны должны достичь единства по вопросам, связанным с долей каждой страны в указанном фонде, а также по услови­ям кредитования отдельных стран. Предполагается, что 80% средств будут предоставлены Китаем, Японией и Кореей. Кроме того, планируется создание независимой региональной структуры по мониторингу экономической ситуации в целях укрепления соответствующих возможностей региона.

С учетом того, что совокупный объем ВВП стран формата «10 плюс 3» составляет примерно 9 трлн дол., или 16% ми­ровой экономики, а совокупный объем валютных резервов - порядка 3,6 трлн дол., или более половины мировых резер­вов, разработка и принятие согласованных мер в финансово-экономической области будут играть важную роль в стабили­зации регионального финансового рынка, а также создадут основу для скоординированных действий в периоды эконо­мических потрясений.

Фактически данные меры можно рассматривать как ре­альные шаги на пути создания полноценного азиатского ва­лютного союза. Начинает формироваться сильный финансо­вый центр во главе с Китаем, Японией и Южной Кореей. В данном случае можно говорить и о реализации идеи «Азиат­ского МВФ». Так, по мнению бывшего министра финансов Японии Масахиро Каваи, Азия нуждается в собственном ва­лютном фонде в целях защиты экономики стран региона от оттока капитала и спекулятивных атак на валюту. Он рас­сматривает создание общего валютного пула в размере 120 млрд дол. как важный шаг в направлении создания ази­атской версии МВФ. Возвращение к обсуждению идеи воз­можного создания Азиатского валютного фонда, в свое время предложенной Японией в ходе азиатского валютного кризиса 1990-х гг., в настоящее время актуально как никогда ранее. В тот период это предложение было негативно встречено со стороны США, опасавшихся усиления влияния Японии в ре­гионе. Китай в тот период также не поддержал эту идею.

Однако в преддверии саммита «большой двадцатки» КНР открыто выражает недовольство тем, что МВФ чересчур активно навязывает развивающимся государствам свои мето­ды управления экономикой, в то время как сам Фонд слиш­ком поздно обратил внимание мирового сообщества на про­блемы развитых стран, особенно США. Специалисты полагают, что мнение Китая относительно «азиатского МВФ» может кардинально измениться.

В январе 2009 г. МВФ опубликовал результаты исследо­вания «Блок иены или блок юаня: анализ валютных согла­шений в Восточной Азии», в котором оценивались перспек­тивы двух валют в качестве возможной основы для формирования азиатской валютной зоны. Эксперты Фонда пришли к выводу, что валютная интеграция с Китаем более выгодна экономикам региона, чем интеграция с Японией или США. Несмотря на то что Япония доминирует в экономике Азии, китайский юань выглядит все более привлекательной якорной валютой в свете растущей доли КНР в региональной торговле.

По мере развития кризиса тенденция локализации межгосударственных валютных фондов начинает обретать все более конкретные очертания. Помимо упомянутых выше азиатских стран в формате «10 плюс 3», о создании межгосу­дарственного антикризисного фонда в размере 10 млрд дол. договорились страны - участницы ЕврАзЭС. Периодически реанимируется идея создания динара Персидского залива. Введение единой валюты неоднократно обсуждали лидеры стран Южной Америки. Предположения о возможном созда­нии Североамериканского Союза и о введении единой валюты в этом регионе также периодически появляются в СМИ.

Сергей Гриняев


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы
Возрастное ограничение