Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Россия - финансовый центр / Статьи
К вопросу участия государства в формировании финансовых и товарных рынков
Материал разместил: -Дата публикации: 14-08-2007

Первая биржа в России была учреждена Петром I в 1703 году и открыта в Петербурге. В отстроенном специально для нее в 1705 году здании Петр лично установил часы биржевых собраний. Однако объективные условия не способствовали ее развитию. Через двадцать лет волевым указом 1723 года государь предписывал "приневолить" купцов к посещению этих новых коммерческих учреждений. Таким образом, в отличие от Запада инициатива создания биржи принадлежала не торговцам, а государству.

Создание Московской биржи также связано с декретом императорской особы - Екатерины II. Указ "Об утверждении плана построения Гостинного двора с биржей при нем", подписанного императрицей в 1789 году.

По сравнению с западными русские биржи обладали спецификой. В силу того, что русское купечество представляло собой размытую, аморфную массу, биржи брали на себя функцию представительства их интересов. Ни одна западная биржа не выполняла этой функции, ибо представительство интересов купечества в этих странах осуществлялось через торговые палаты, которые были созданы в результате длительной политической и экономической борьбы предпринимателей за свои цели.

С начала развития биржевой торговли государство активно вмешивается в разработку регламентов и правил деятельности биржи. Так, в 1893 министерство финансов установило ряд ограничений для операций на бирже без посредничества маклеров. Ревизию книг маклеров также проводило Министерство финансов. В 1895 введено положение о необходимости получения разрешения Министерства финансов на допуск ценностей к котировке на бирже.

После Октябрьской революции деятельность биржевых комитетов, как и самих бирж, была прекращена. Однако НЭП восстановил биржи в правах. Первые товарные биржи в СССР возникли в конце 1921 года. Большинство бирж, в соответствии с резолюцией IX съезда Советов, возникли как государственные, кооперативные или государственно-кооперативные.

Что касается других стран, прежде всего США, то в них роль государства в биржевой торговле и биржевой инфраструктуре выражена не так явно. Но это лишь на первый взгляд. На самом деле биржа в США – это один из символов национальной культуры, основы американского государства. На бирже формируется капитализация американских компаний – нынешней основы мировой экономики.

Американские товарные биржи определяют цену стратегического сырья практически на всех мировых и региональных рынках. Очень часто биржи используются как инструмент во внешнеполитической игре администрации США. Хорошо известен американо-арабский сговор на рынке нефти, приведший к развалу СССР.

Такого рода действия на бирже были возможны лишь с санкции и непосредственном участии администрации США.

Что касается роли государства в регулировании биржевого рынка, то исторически сложилось два направления регулирования рынка ценных бумаг - со стороны государства и со стороны самих биржевиков. До кризиса в США в 1929-33 гг. государство практически не вмешивалось в деятельность биржи. Кризис и последовавшая за ним депрессия ускорили выработку мер государственного регламентирования деятельности фондового рынка. До настоящего времени закон о ценных бумагах 1933 г. и закон о фондовых биржах 1934 г. остаются основными документами, на которых в США строится государственное регулирование операций с ценными бумагами.

Важную роль в финансировании инвестиционных программ во многих динамично развивавшихся странах играли государственные финансовые институты. Например, в кредитно-финансовой сфере Южной Кореи преобладали государственные институты, тогда как частные банковско-кредитные институты появились лишь в первой половине 80-х годов и к началу 90-х годов находились в рудиментарном состоянии.  Опыт Южной Кореи показывает, что экономическое развитие зависит от способности государства создавать ценовые диспропорции, стимулирующие экономическую активность в направлении инвестирования. В 1986 г. в Южной Корее государство контролировало цены на 110 товаров, включая газ, сталь, лекарства, автомобили, бумагу, телевизоры. При этом только фирмы, производящие дифференцированную продукцию, имели возможность прибегать к ценовой конкуренции.

Государственные кредитно-финансовые институты сыграли значительную роль в модернизации промышленной структуры в Японии, особенно на начальной стадии. За счет займов государственных финансовых институтов в 1955 г. финансировалось 32% закупок нового промышленного оборудования в японских фирмах, в 1965 г. - 16%, в 1980 г. - 17,6% и в 1990 г. - 8,1%.

Наиболее сильное влияние на развитие японской промышленности оказывали три государственных финансовых института - Банк развития, Экспортно-импортный банк и Корпорация по финансированию малого бизнеса. В начале 80-х годов доля предоставленных ими займов японским фирмам составляла: в производстве металлоизделий - 15,7%, черной металлургии - 12,4, производстве строительных материалов - 12,9, общем машиностроении - 8,4, цветной металлургии - 7,7, химической промышленности - 6,3, электротехническом машиностроении 5,7%.

Важные функции выполняли займы, предоставляемые государственным Банком развития. В значительной степени за счет этих займов финансировались электроэнергетика, газо- и водоснабжение (более половины займов, полученных компаниями указанных отраслей хозяйства). К тому же они выполняли роль катализатора займов частных финансовых учреждений в отрасли и сферы деятельности, носящие приоритетный, с точки зрения государства, характер.

На Тайване государство регулировало цены на импортозамещающую продукцию, стимулируя производящие ее местные фирмы понижать издержки. Так, если в 1960 г. местную импортозамещающую продукцию разрешалось продавать по ценам на 25% выше среднемировых, то в 1964 г. - только на 15%, в 1968 г. - на 10% и в 1973 г. - на 5%.

Также в 60-е годы в США администрация Дж. Кеннеди оказывала давление на металлургические фирмы в целях сдерживания роста цен на их продукцию. В первой половине 70-х годов к широкому по охвату (хотя и кратковременному) контролю над ценами прибегала администрация Р. Никсона. Длительное время существовал государственный контроль над ценами на добываемый в стране природный газ, а в течение нескольких лет - и на нефть. Причем во всех перечисленных случаях регулирование затрагивало и деятельность бирж.

Во второй половине 70-х годов в течение трех лет осуществляло контроль над ценами (а заодно и заработной платой) правительство Канады.

Важное направление стимулирования государством инвестиционного процесса в странах Юго-Восточной Азии - регулирование уровня процентных ставок.

Государство активно участвует в развитии финансовых и товарных рынках в странах Ближнего Востока. Так, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) рассчитывают на звание крупного финансового центра.

В октябре 2005 года в эмирате Дубай начала работать международная фондовая биржа (Dubai International Financial Exchange - DIFX). Оператором биржи является компания компания Dubai International Financial Centre (DIFC).

Компания DIFC была создана три года назад правительством Дубая. По мнению аналитиков, правительство Дубая разрабатывает планы по превращению дубайской биржи в одну из крупнейших в мире. Чтобы добиться этого относительно быстро, потребуются сделки по слияниям с уже существующими площадками. Так, в 2006 году DIFC приобрела 3,5% акций Euronext, а также небольшие пакеты в банках HSBC и Deutsche Bank. В настоящее время биржа активно конкурирует с американской NASDAQ за право владения контрольным пакетом акций скандинавской биржи OMX – одной из группы бирж.

Кроме того, на товарной бирже Dubai Mercantile Exchange с 1 июня 2007 года начались торги по фьючерсам на поставку сырой нефти из Омана. Таким образом, в Дубае появится альтернатива контрактам на нефть марки WTI в Нью-Йорке и Brent в Лондоне, ведущим фьючерсам, по которым рассчитываются цены на все мировые сорта нефти. Этот проект осуществлен при непосредственном участии и поддержке правительства страны. При этом правительство эмирата уже объявило, что прекратит использовать действующий механизм цен при продаже сырой нефти и будет пользоваться фьючерсами с Dubai Mercantile Exchange. Правительство Омана также будет использовать новые фьючерсы для экспортных контрактов.

В целом, что касается участи государства в деятельность биржевой инфраструктуры, то для западных стран, которые уже вплотную подошли к воплощению идеи «государство есть корпорация» то здесь нет никаких противоречий, просто государство становится одним из влиятельнейших игроков на рынке, которое стремится использовать все имеющиеся инструменты для достижения целей своего развития.

Сергей Гриняев


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы
Возрастное ограничение