Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Россия - финансовый центр / Статьи
О проблемах и перспективах развития российского фондового рынка в условиях кризиса мировой финансовой системы
Материал разместил: Гриняев Сергей НиколаевичДата публикации: 27-04-2009

Развитие экономической ситуации в России под воздействием негативных внешнеэкономических факторов показало, что создававшаяся и совершенствовавшаяся в последние годы экономическая модель оказалась не способной обеспечить экономическую безопасность страны в условиях резкого обострения противоречий в мировой финансовой системе.

По ряду оценок, текущий финансово-экономический кризис управляем со стороны мировой финансовой элиты. Его основная цель — сохранить доминирование нынешней элиты, заложить основы новой модели мировых финансов в условиях происходящих глобальных трансформаций: предстоящего в ближайшем будущем исчерпания разведанных запасов углеводородного сырья; глубокого изменения климата, ведущего к трансформации геополитического пространства; существенному изменению миграционных потоков населения планеты; появлению прорывных технологий в промышленности, способных кардинально изменить направление и темпы развития человечества. По сути, перед устроителями нынешнего кризиса стоят те же задачи, которые ранее решались военной силой в ходе Первой и Второй мировых войн. Иными словами, сегодня идет третья мировая война и ведется она средствами экономического давления, шантажа, спекуляций и подкупа. Как результат — геоэкономическая картина мира принципиально меняется, меняются потребности и связанные с ними интересы мировых держав.

В этих условиях встает вопрос о возможности и целесообразности сохранения национального финансового суверенитета страны, ее экономической безопасности. Анализ показывает, что возможны три основных варианта дальнейшего развития.

Во-первых, можно принять существующее положение дел в мировой финансовой системе как данность и попытаться выстраивать стратегию собственного развития как маркетинговую стратегию завоевания большей доли рынка финансовых услуг. В этом случае приходится действовать в правовом и технологическом пространстве, изначально сформированном без участия России. В этом случае необходимо будет сосредоточиться именно на обеспечении конкурентоспособных условий деятельности мирового капитала в России. Однако результатом такой позиции станет утрата суверенитета национальным финансовым рынком, сохранение доминирования господства иностранной валюты в финансовых потоках страны и невозможность возрождения национальной валюты. Следствием этой позиции станет продолжение процесса встраивания российской экономики в мировую, путем ее жесткой специализации в рамках таких глобальных организаций, как ВТО, также являющейся элементом нынешней мировой финансово-экономической системы. Результат — российская экономика никогда не сможет изменить свой «сырьевой» статус, так как в мировой системе распределения труда «высокотехнологические» ниши уже заняты другими. Как показали результаты последнего саммита G20 — это именно тот путь, по которому сегодня пытаются направить развитие России.

Второй путь — это участие России в одной из формирующихся сегодня региональных валютно-финансовых системах. Такими региональными системами являются на сегодня проекты «Евро», в перспективе реализация проекта «Золотого юаня» в регионе Восточной и Юго-Восточной Азии, реализация проекта «Динар Залива» странами Персидского залива, проекта единой южноамериканской валюты, и, наконец, североамериканский проект — «Амеро». Во многом этот путь схож с первым, хотя в условиях формирования региональных союзов Россия имеет больше шансов выторговать для себя более выгодные условия как поставщик углеводородного сырья.

Третий путь — формирование и развитие в России самостоятельного национального финансового центра. Это — единственно верный в нынешних условиях путь. Основой в данном случае должно стать формирование именно в России цены на экспортное российское стратегическое сырье. Причем ценообразование должно осуществляться исключительно в национальной валюте — в рублях.

В условиях, когда рушатся старые стереотипы, многие виды («тихая гавань», «налоговый рай» и др.) финансовых центров утрачивают свое значение, так как они являются во многом атрибутом нынешней валютно-финансовой системы. В качестве реальных центров притяжения останутся лишь центры реального производства или и транспортные узлы. Именно к этому классу и относится Москва, географическое положение которой позволяет выступать в качестве узловой точки торговых, транспортных, миграционных и иных путей между Европой и Азией. В дополнение к этому, в среднесрочной перспективе в результате глобального потепления, существенно возрастет значимость северных регионов России, активизируются процессы освоения Арктики, что станет дополнительным развитием в роли Москвы как транспортного узла не только «запад-восток», но и «север-юг».

Именно развитие проектов транспортных коридоров вместе с поставкой российского сырья на экспорт за рубли должно стать основой стратегии развития Москвы как национального финансового центра.

Безусловно, выбор данного направления развития российской экономики вызовет обострение жесткой конкурентной борьбы на мировой арене. Существенно возрастет вероятность реализации ряда угроз экономической безопасности страны, в частности, будет предпринят ряд мер, направленных на дестабилизацию рубля. Обострятся проблемы взаимоотношения российского бизнеса с зарубежными партнерами. Начнутся процессы «брожения» в национальных элитах стран СНГ с целью саботировать продвижение российского бизнеса и блокировать транзит российских товаров и сырья на мировой рынок.

Стремительное развитие и углубление кризисных явлений в стране показало высокую значимость инструментов фондового рынка в вопросе обеспечения устойчивости финансовой системы страны в целом. Именно с фондового рынка, как с наиболее динамичного сегмента финансового рынка страны, начался текущий кризис. Во многом и выход из кризиса будет связан со стабилизацией ситуации на нем.

Нынешнее положение дел в отрасли не позволило российскому руководству использовать фондовый рынок в качестве эффективного инструмента стабилизации ситуации в экономике страны. Как результат — российский фондовый рынок в условиях разразившегося финансово-экономического кризиса не стал эффективным инструментом в руках руководства страны. Все свелось к периодической остановке торгов на биржах, что только добавляло нервозности российским и иностранным инвесторам. Частые остановки торгов в период кризиса привели к оттоку и без того малой ликвидности с российского рынка на рынки Великобритании и Германии.

Оценивая ситуацию на российском фондовом рынке в период развития кризисных явлений, а также, принимая во внимание отсутствие эффекта от действий регулирующих органов, можно предположить, что в ближайшем будущем российский фондовый рынок полностью попадет под влияние мировых биржевых центров, что резко негативно отразится на суверенитете экономики страны в целом.

Чтобы этого не допустить, необходимы срочные меры.

Так, в условиях кризиса необходимо обеспечить консолидацию ликвидности (как валютной, так и рублевой) на одной торговой площадке, исключив конкуренцию между российскими биржами. Объединение бирж позволит объединить их расчетные палаты и депозитарии, что существенно повысит устойчивости и снизит издержки на выполнение операций на фондовом рынке. Объединение биржевых депозитариев позволит, наконец, решить и проблему создания в России Центрального депозитария, что само по себе существенно улучшит инвестиционный имидж России.

В рамках объединенной биржи крайне важно создавать и развивать товарное направление. Прежде всего, по созданию рынка российского стратегического сырья.

Российское сырье на мировом рынке должно продаваться за рубли, а цена на него должна формироваться в России. И здесь участие государства должно проявляться в обеспечении государственных гарантий и увеличении капитализации расчетной инфраструктуры для создания условий, адекватных текущей нестабильной ситуации на рынке.

В непростых условиях кризиса значительно повышается роль государства как надзорного и регулирующего органа. Поэтому государственное участие в стабилизации фондового рынка должно выражаться в усилении контрольных функций за государственными средствами, направленными на поддержку рынка. Не вызывает сомнений тот факт, что обеспечить надежный контроль за оборотом средств эффективнее при наличии одной современной торговой площадки.

Государственное участие в процессе модернизации инфраструктуры фондового рынка должно быть направлено не столько на адресную поддержку участников рынка «живыми» деньгами, сколько на обеспечение государственных гарантий и увеличение капитализации элементов биржевой инфраструктуры. Приход государства на фондовый рынок не как игрока в лице государственных банков, а как гаранта стабильности, даст возможность существенно снизить риски при размещении в инструментах фондового рынка финансовых средств пенсионной системы, средств системы ипотечного кредитования и др.

Также крайне важно создать условия, не позволяющие в условиях малого числа сделок на рынке манипулировать основным индексом России — индексом РТС.

Объединение бирж в холдинг прописано в стратегии развития финансового рынка до 2020 года, представленной ФСФР осенью прошлого года. Однако в документе не указаны цели и задачи создания такого холдинга. Более того, в сложившихся российских условиях с учетом разной формы собственности российских бирж и разным взглядам их акционеров на объединение, процесс консолидации «сверху» рискует затянуться надолго, а в нестабильных условиях кризиса процесс консолидации с участием двух ведущих фондовых бирж страны может привести к параличу национального фондового рынка.

В этих условиях объединение бирж должно начинаться с объединения их технологических платформ и правил организации торгов. Биржи должны начать работать как единое целое, сохраняя текущую форму собственности, и только позднее имеет смысл говорить о завершении процесса объединения. По нашему мнению объединение бирж должно начинаться «снизу». Оценки показывают, что при наличии согласованной позиции технические работы по объединению регламентов работы бирж могут быть завершены в течение четырех-шести месяцев.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что происходящие в мировой финансовой системе процессы наглядно показали ведущую роль фондового рынка в зарождении и развитии кризиса. Кризис показал его высокую значимость в решении задач обеспечения экономической безопасности государства. Недооценка роли и значения фондового рынка повлекла за собой существенные финансовые потери для государства, снижение инвестиционной привлекательности и оттоку иностранных инвестиций из страны.

Скорейшее принятие согласованного со всеми заинтересованными сторонами решения о технологическом объединении крупнейших российских бирж и создании на их основе прообраза единой мощной национальной биржи будет способствовать укреплению финансовой системы страны и активизации деятельности ее участников, что, в конечном счете послужит основой для выхода из текущего финансово-экономического кризиса и формирования в будущем в России самостоятельного международного финансового центра.

Сергей Гриняев


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы
Возрастное ограничение