Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Economy and Finance / / Articles
Russians are waiting for the digital economy
Material posted: Publication date: 02-04-2017
Vladimir Putin took the key role of digital technologies in the innovative development of the state. The message to the Federal Assembly President for the first time formulated a new strategic term "digital economy". Why now decided to focus on IT-technologies, and what are Russia's prospects in the new digital world?

The call of the head of the state officials to actively engage in the age of digital economy, is the sequel to adopted by the Ministry of economic development of the Russian Federation "Strategy of scientific and technological development until 2020". The world is undergoing an information revolution, a large capital flow from tangible assets to intangible: software development, social networking, online storage platform. By 2020, Google will have a serious competition in the face of Internet application services.

The necessity of transition to an information economy voiced by the world Bank "world development Report -2016: digital dividends". The authors draw attention to the fact that more than 40% of the world population have access to the Internet and mobile phones owned by the family, which does not even have toilets or clean drinking water. The world Bank group President Jim Yong Kim emphasized that States must strive to connect to the Internet for all citizens without exception. Accessibility via Network of services, goods and education to all segments of the population, will provide a "digital dividend" to the state, businesses and all people. The concept of dividends, the Bank's specialists invest as material profit, and the transparency of the state apparatus.

Digitized education

Russian government agencies need more than ever to large-scale connectedness and reducing bureaucratic barriers. Vladimir Putin has demanded from officials to create conditions for the widespread introduction of digital technology and eliminate obstacles. I must admit that in working with the population of our officials have made good progress forward, introducing in late 2010, an electronic system of state services on the website www.gosuslugi.ru. Now any citizen can register and quickly solve the problem: apply to kindergarten, to register to receive documents, to carry out payments. Even if you want to visit the official portal can be pre-recorded for the selected time and not lose in the corridors of power all day. As noted by the Director and permanent representative of world Bank in Russia, Andras Horvai, work in Russia on development of information technologies is conducted at all levels from business to government agencies. Developing the open data system, a system of e-government. Such domestic digital giants, as "Yandex", "Kaspersky", services, online orders, also involved in the diversification of the Russian economy. Andras Horvai reported that the reduction of the term of registration of ownership rights by using information technology to 10 days, has put Russia on the 8th place in the ranking of Doing Business.

Russia has the potential to catch up with Western countries in the course of the information revolution, including due to the high penetration rate of mobile communication, which includes Internet service. The authors of the "Strategy of scientific and technological development" propose to develop new services on the basis of the high-speed access to the 4G Network (LTE). By 2020 it is expected that 95% of the citizens of the country will be connected to the Internet, and the portal will use 70% of the population. The program included development and education. Broadband Network should be in all educational institutions, including rural settlement. Popularization of scientific and technological activities should involve the media, schools, libraries and centers of development. Technology start-UPS at universities and research centers in need of IT-platforms. They need to freely develop joint projects with academics from other cities and countries through high-speed Internet and electronic applications. For example, in the West for several years a system of free online courses and lectures from professors of the largest universities in the world, and in Russia, still thinking how to implement remote optional training.

According to Vladimir Putin, the country has a lot of strong teams able to propose and implement innovative ideas. In areas such as Neurotechnology, robotics, storage and distribution of energy. The site must be two dozen development institutions, but they are the "garbage dumps for bad debt," the President said. Unfortunately, one only cleaning will not be enough institutions. You need to rebuild the entire structure of science centers in a transparent scheme to avoid gray schemes. To create an electronic platform with a new methodology of interaction between institutions and teams. Cover on the basis of these grounds of inventors from different regions, and connect investors from different countries.

The President also proposed to attract domestic investment from the citizens, through the issuance and sale of corporate bonds. Similar practice was in the USSR, when people bought government bonds from manufacturers of goods of national consumption.

The struggle for markets

On the consumer market the digital economy is most clearly expressed itself in the online stores and services. These two sectors between them successfully divided China and the United States. China has occupied a niche sales where the leader Alibaba Group (AliExpress, TaoBao), and the United States have achieved success in service-based mobile applications. Uber started with taxi orders via the Internet, and today offers the widest range of services. Among Russian companies the most progress in the international market has achieved anti-virus company "Kaspersky". Most other companies are still "stew in their own juice". As correctly noted by the President, a lot of talent and innovative ideas but a lack of infrastructure for development and entering the global market with a unique product. That is, not developed innovative development methodology. Vladimir Putin has suggested that Russian companies could invest in e-Commerce to sell Russian goods worldwide. But let's be realistic - to compete with the Chinese "Aliexpress" we can't.

According to experts, the Russian companies should focus on scientific research and high-tech manufacturing. Moreover, there are examples of successful projects. First and foremost, Russia has an obvious advantage in defense and space technologies. The company "Russian space systems" successfully implements the digital production cycle. Virtually all activity is transferred into electronic form from the idea, design, testing to the launch, sale and disposal. In a heavy industry company "Severstal" has started to apply digital technologies in the steel enterprises. Intelligent ecosystems are composed of intelligent machines and systems. According to the head of the company Alexey Mordashov implementation of technologies will increase the profit of companies in the global steel industry 115 billion a year. At the same time, Western manufacturers are actively developing manufacturing on 3D printers that is also part of digital technologies. If to speak about implementation of information technologies, it is estimated of Mr. Mordashov, Russia lags far behind Western countries in 5-8 years, but has a chance to catch up and compete.

Biotechnology poured into the pipe

Despite the information vacuum around the Russian biotechnology, domestic developers continue to struggle for a place under the sun. One of the most advanced in the global Bioeconomy is the sector of industrial biotechnology - the "white biotechnology". According to analysts, in the coming years, this sector will overtake the agricultural sector and Biopharmaceuticals. "White biotech" allows you to artificially grow food, forage for animals. Few people know, but creating meat without the slaughter has already taken place. Artificial meat will help protect the flora and fauna of the planet from the destruction of greenery for grazing.

Russian biotechnologists from Krasnodar successfully combined nano - and biotechnology, creating lactic acid bacteria. Instead of harming the bacteria people can benefit from, cleaning pipes and devouring industrial scale. The tubes themselves remained intact. The founder of the company "Nanoserv" Elena Levin for several years led the company to a yield of 100 million rubles. In agricultural technologies is the successful replacement of chemical means of protection of plants and fruits biological elements. This means that in the near future we will cease to poison themselves with pesticides and environmentally friendly products to buy at exorbitant prices.

Vladimir Putin noted the great success of high technology in medicine. If in 2005 Russia was made 60 thousand of operations with the use of new digital technologies, while in 2014 their number has increased more than 10 times, reaching 715 thousand. High technology in different spheres of life of citizens.

The digital economy gives a chance for any state to pull ahead due to the lack of basic core technologies, as before, when everything was built around the metal production and electricity. Today, the country can achieve success in one of the sectors of high technology and become a world leader in one of the spheres. In the new world of high technology, the global economy has become multipolar. Due to the wide range of high-tech industries, several countries can enter into ten leaders.

Denis KUNGUROV


Source: https://utro.ru/articles/2016/12/04/1307336.shtml


RELATED MATERIALS: Economy and Finance
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Россия - финансовый центр / Статьи
Россиян ждет цифровая экономика
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 02-04-2017
Владимир Путин отвел ключевую роль цифровым технологиям в инновационном развитии государства. В послании  Федеральному собранию президент впервые сформулировал новый стратегический термин - "цифровая экономика". Почему именно сейчас решено сделать акцент на IT-технологиях, и каковы перспективы России в новом цифровом мире?

Призыв главы государства к чиновникам активнее вступать в  век цифровой экономики, является продолжением принятой Минэкономразвития РФ "Стратегии научно-технологического развития до 2020 года". Мир переживает информационную революцию, а крупные капиталы перетекают из материальных активов  в неосязаемые: разработки ПО, социальные сети, интернет-платформы хранения данных. К 2020 году у Google появятся серьезные конкуренты в лице интернет-приложений услуг.

Необходимость перехода на информационную экономику озвучил Всемирный банк в "Докладе о мировом развитии -2016: цифровые дивиденты". Авторы акцентируют внимание на том, что более 40% населения планеты имеют доступ к интернету, а мобильными телефонами владеют семьи, в которых даже нет туалета или чистой питьевой воды. Президент группы Всемирного банка Джим Ен Ким подчеркнул, что государства должны стремиться подключать к интернету всех граждан без исключения. Доступность через Сеть не только услуг, товаров, но и образования для всех слоев населения, позволит получить "цифровые дивиденды" государству, бизнесу и всем людям. В понятие дивидендов специалисты банка вкладывают как материальную прибыль, так и прозрачность государственного аппарата.

Оцифрованное образование

Российские госструктуры как никогда нуждаются в масштабной интернетизации и снижении бюрократических барьеров. Владимир Путин потребовал от чиновников создать все условия для повсеместного внедрения цифровых технологий и ликвидировать препоны. Надо признать, что в работе с населением наши чиновники неплохо продвинулись вперед, внедрив в конце 2010 года электронную систему госуслуг на сайте www.gosuslugi.ru. Теперь любой гражданин может зарегистрироваться и быстро решить проблему: подать заявку в детский сад, записаться на получение документов, провести платежи. Даже, если требуется посетить чиновника, на портале можно заранее записаться на выбранное время и не терять в коридорах власти весь день. Как отметил директор и постоянный представитель Всемирного банка в РФ Андраш Хорваи, работа в России по развитию информационных технологий ведется на всех уровнях от бизнеса до госструктур. Развивается система открытых данных, создается система электронного правительства. Такие отечественные "цифровые" гиганты, как "Яндекс", "Касперский", службы онлайн-заказов, также, участвуют в диверсификации российской экономики. Андраш Хорваи сообщил, что сокращение срока регистрации прав собственности при помощи информационных технологий до 10 дней, вывело Россию на 8 место в рейтинге Doing Business.

У России есть потенциал догнать западные страны в ходе информационной революции, в том числе за счет высокого показателя проникновения мобильной связи, которая включает в себя интернет-услугу. Авторы "Стратегии научно-технологического развития" предлагают развивать новые сервисы и услуги на базе самого скоростного доступа в Сеть - 4G (LTE). К 2020 году ожидается, что 95% граждан страны будет подключено к интернету, а порталом госуслуг будут пользоваться 70% населения.  В программу развития включено и образование. Широкополосный доступ в Сеть должен быть во всех учебных учреждениях, включая сельские поселения. Популяризация научно-технической деятельности должна проходить при участии СМИ, школ, библиотек и центров развития. Технологические стартапы в университетах и научных центрах нуждаются в IT-платформах. Им необходимо свободно выстраивать совместные проекты с научными кругами из других городов и стран за счет скоростного интернета и электронных приложений. К примеру, на Западе уже несколько лет действует система бесплатных интернет-курсов и лекций от преподавателей крупнейших ВУЗов мира, а в России еще думают, как внедрить дистанционное факультативное обучение.

Как отметил Владимир Путин, в стране много сильных команд, способных предложить и реализовать новаторские идеи. По таким направлениям, как нейротехнологии, роботизация, хранение и распределение энергии. Площадкой должны выступить два десятка институтов развития, но пока они служат "помойками для плохих долгов", отметил президент. К сожалению, одной только очистки институтов будет недостаточно. Необходимо перестраивать всю структуру научных центров на прозрачную схему работы во избежание серых схем. Создавать электронные площадки с новой методологией взаимодействия институтов и групп разработчиков. Охватывать на базе этих площадок изобретателей из разных регионов, и подключать инвесторов из разных стран.

Президент также предложил привлекать внутренние инвестиции от граждан, путем выпуска и продажи корпоративных облигаций. Похожая практика была в СССР, когда люди приобретали гособлигации от производителей товаров народного потребление. 

Борьба за рынки

На рынке потребления цифровая экономика наиболее ярко проявила себя в интернет-магазинах и услугах. Эти два сектора между собой успешно поделили Китай и США. Китай занял нишу продаж, где лидирует Alibaba Group (AliExpress, TaoBao), а США добились успеха в сервисе на базе мобильных приложений. Компания Uber начинала с заказов такси через интернет, а сегодня предлагает самый широкий спектр  услуг. Среди российских компаний наибольшего прогресса на международном рынке добилась антивирусная компания "Касперский". Большинство других компаний все еще "варятся в собственном соку". Как верно подметил президент, много талантов и новаторских идей, но отсутствует инфраструктура для развития и выхода на мировой рынок с уникальным продуктом. То есть, не разработана инновационная методология развития. Владимир Путин предположил, что российские компании могли бы вкладываться в интернет-торговлю, чтобы реализовывать русские товары по всему миру. Но будем реалистами - конкурировать с китайскими "Алиэкспрессами" мы не сможем.

По мнению экспертов, российским компаниям стоит сосредоточиться на научных разработках и высокотехнологичном производстве. Тем более, что есть примеры успешных проектов. В первую очередь Россия имеет очевидное преимущество в оборонных и космических технологиях. Компания "Российские космические системы" успешно внедряет цифровой производственный цикл. Практически вся деятельность переходит в электронный вид от идеи, проектирования, испытаний до запуска в серию, продажи и утилизации. В тяжелой промышленности компания "Северсталь" начала применять цифровые технологии на сталелитейных предприятиях. Интеллектуальные экосистемы состоят из умных машин и информационной системы. По словам главы компании Алексея Мордашова внедрение технологий позволит увеличить прибыль компаниям мировой металлургии 115 млрд долл в год. При этом, западные производители активно развивают производство на 3D-принтерах, что также является частью цифровых технологий. Если говорить о внедрении информационных технологий, то, по оценкам господина Мордашова, Россия отстает  от западных стран на 5-8 лет, но имеет все шансы нагнать и конкурировать.

Биотехнологии слили в трубу

Несмотря на информационный вакуум вокруг российских биотехнологий, отечественные разработчики продолжают борьбу за место под солнцем. Одним из самых передовых в глобальной биоэкономике считается сектор промышленных биотехнологий - "белый биотех". По оценкам аналитиков, в ближайшие годы эта отрасль обгонит агросектор и биофармацевтику. "Белый биотех" позволяет искусственно выращивать продукты питания, корма для животных. Мало кто знает, но создание мяса без забоя скота уже состоялось.  Искусственное мясо позволит защитить флору и фауну планеты от уничтожения зелени под пастбища.

Российские биотехнологи из Краснодара успешно совместили нано- и биотехнологии, создав молочнокислые бактерии. Вместо вреда бактерии приносят людям пользу, очищая трубы и выедая промышленную накипь. Сами трубы при этом остаются неповрежденными. Основатель компании "НаноСерв" Елена Левина за несколько лет вывела компанию на доходность в 100 млн рублей. В агротехнологиях проходит успешное замещение химических средств защиты растений и плодов биологическими элементами. Это значит, что в ближайшем будущем мы перестанем травить себя пестицидами, а экологически чистые продукты покупать по бешеным ценам.

Владимир Путин отметил большие успехи высоких технологий в медицине. Если в 2005 году в России делали 60 тысяч операций с применением новых цифровых технологий, то в 2014 году их число увеличилось более чем в 10 раз, достигнув 715 тысяч. Высокие технологии входят в разные сферы жизни граждан.

Цифровая экономика дает шансы любому государству вырваться вперед за счет отсутствия базового ядра технологий, как раньше, когда все строилось вокруг металлопроизводства и электричества. Сегодня страна может достичь успеха в одной из отраслей высоких технологий и стать мировым лидером в одной из сфер. В новом мире высоких технологий, мировая экономика становится многополярной. Благодаря широкому спектру высокотехнологических отраслей, сразу несколько стран могут входить в десятку лидеров. 

Денис КУНГУРОВ


Источник: https://utro.ru/articles/2016/12/04/1307336.shtml 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы
Возрастное ограничение