Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Economy and Finance / / Articles
The Russians are drowning in loans
Material posted: Publication date: 22-04-2017
More than half of borrowers in Russia new debts to cover old ones.

The Ministry of economic development (MED) draw optimistic forecasts for rapid growth in real incomes and output of the retail a plus. Not the last role in this play and "the recovery process of consumer credit", I believe in the MAYOR. However, credit growth hides a much more hard – hitting fact- more than half of all borrowers with new loans to pay old ones. Thus every third debtor in the country has two outstanding loan, and every tenth – five.

"According to the Ministry of economic development disposable income could increase by almost 2.5 trillion (real growth 1%), in terms of reduction processes in consumer lending could lead to increase of retail trade turnover at RUB 1.7 trillion (real growth of 1.9%)", – tell in Department Maxim Oreshkin, specifying possible sources of growth in retail trade in 2017 (see "NEZAVISIMAYA Gazeta" of 18. 04.17).

In the Ministry believe that the "recovery process" in consumer lending already taking place. Optimistic officials added data on volumes of issuing new credit cards. For example, according to the National Bureau of credit histories (nbki), in the first quarter of this year was issued to 1.17 million cards, 15.4% more than in the same period last year.

The situation with credit cards issued in different regions of the country differed in heterogeneity. Thus, the greatest growth in card issuance in the first quarter of 2017 was observed in the Republic of Buryatia (+39,9%), Omsk region (+36%), Perm region (+35,6%), the Republic of Sakha (Yakutia) (+33,7%) and the TRANS-Baikal (+33,3%) and Krasnoyarsk (+32%) regions.

"Beginning in 2017, there was a marked increase in the number of issued retail loans (including credit cards and new) compared to the same period last year, – said General Director nbki Alexander Vikulin. – In our opinion, this indicates a gradual recovery of banks 'pre-crisis risk appetite". "In other words, despite the existing risks, banks find opportunities to increase the issuance of retail loans, including new credit cards," he continues.

Credit cards are not the only growing segment, reminiscent of NBCH. So, in the first two months of this year the number of loans for purchase of consumer goods grew compared with the same period in 2016 by 21.9% and reached almost 2 million.

Previous 2016 to credit was also not too sad, continue in the joint credit Bureau (OKB). "For 2016, banks issued 25,83 million new loans totaling more than $ 3.25 trillion rubles In annual terms, the number of loans grew by 14% and lending volumes increased by 28%," – say in the organization, emphasizing that most seriously in annual terms increased by issuance of cash loans. In this segment, the number of new loans grew by 18%, while lending volumes increased by one third. "In 2016, was issued 17 million of such loans at 1.75 trillion a year earlier, banks issued loans of 14.43 million 1.34 trillion rubles," – say in the Bureau, stating that increased issuance of loans last year and other segments of lending.

However, as it turns out, the issuance of new loans does not mean recovery in consumer activity of Russians. Because the thus-obtained funds often do not go into the economy and back into the banking sector.

In particular, according to United credit Bureau, in 2016, more than half of all borrowers take new loans are not for direct consumption, and for partial or full repayment of existing debt obligations. "The highest rate was observed in December 2016, when 58% of the borrowers sent a new cash loans to repay old ones", – emphasized in the Bureau. In addition, continue in the organization, 27% of borrowers last year were sent to the repayment of old debt, more than half of the amount of the new loan.

And today the highest share of borrowers, new loans to pay old debts, is observed among those who took new cash loans of up to 50 thousand rubles, the Share of such borrowers is 56%. Among those who took the from 50 thousand to 150 thousand of these 41%, with loans from 150 thousand to 250 thousand rubles., 43%, and loans from 250 thousand to 500 thousand rubles to 46%.

"The average size of a new loan taken for the purpose of refinancing the old debt, also increased for the year 2016. From 101 to 126 thousand rubles, and the loan size for direct consumption increased from 143 to 167 thousand rubles.", – report in the organization.

In the Bureau this trend is explained by the desire of Russians to refinance on more favorable terms. "Borrowers who took loans at high rates in 2015, wanted to refinance on more favorable terms," – says the General Director of design Bureau Daniel Zelensky, adding that in the end the monthly payment from people who have taken out new loans to refinance are available, the average was 15-20% higher than those who placed the borrowed funds for direct consumption.

Market experts also note that among borrowers with open loans at the time of obtaining a new loan in cash one-third had one loan with an average debt of 100 thousand rubles. "30% of borrowers had two loans with the average total debt of 187 thousand rubles, 18% of borrowers had three open loan with a total debt of 278 thousand rubles., and every tenth – five or more open loans with the debt of 575 thousand rubles.", – listed in the Bureau.

And among those who had five or more open credit, 71% used a new loan for partial or full repayment of existing debts, the company.

Theme credit bondage unexpectedly surfaced at yesterday's meeting of the Presidium of the state Council, chaired by President Vladimir Putin. "A lot of hard questions arise from citizens – consumers of so-called micro-loans", – said the President. Referring to data of the Central Bank, Putin said that the average period of use of such loans so-called payday loans is seven days, and the average amount of 7 thousand. "the Actual overpayment on such loan is 805 RUB – 11.5% for repayment period of the loan," – said Putin.

High debt load of the population is of concern to experts, "NG". "The fact that people take cash loans and a new loan to repay the old one, and part of the money is directed to current consumption, indicates instability of the financial situation of household", – considers the General Director of "Mani Fanny" Alexander Shustov. According to experts, this is not a refinancing in the classic sense. "Classical refinancing means that the loan is transferred for service to another financial institution. If it takes one loan to pay off the payments for another loan, and the balance to live – it's more like a pyramid scheme, which builds the man lost his employment or whose income has decreased dramatically," – says Pasha.

"Please note, 56% of borrowers applying for loans so-called "payday" that is up to 50 thousand rubles., despite the fact that the average loan amount under the program of refinancing is about 150 thousand rubles. And this is when it comes to consumer credit and not, say, an auto loan or mortgage. That is, these loans are directed mostly to ongoing payments for previously generated debt obligations, refinancing is difficult to call," agrees Deputy Chairman "Lanta Bank" Dmitry Shevchenko, while stressing that getting such loans, the borrower only worsens their financial situation.

The growth of activity of banks in the development of programs of refinancing and in retail lending is also no. "Last year, the number of received banks retail loan applications increased in Russia on average by 30%, that is, the citizens do have to apply in banks more often. However, last year the share of approved applications fell to a historic low: only 10% of applications were approved, that is, 9 out of 10 potential borrowers a Bank loan is not received," – says Shevchenko.

Experts doubt and rapid surge in consumer demand in Russia. "Over the past 2016 the real incomes of Russians decreased. In such conditions you should not expect the surge and the increase in the number of bankruptcies of natural persons" – does not preclude Shustov. If the pre-crisis period, the debt load of the citizens contributed to the growth of domestic consumption, and hence economic growth, today's credit resources do not develop, the demand continues Manager of St Petersburg branch of "Rosgosstrakh Bank" Elena Verevochkin. "Today, the debt load of citizens, predominantly serving the old debts. Moreover, the category of citizens that could be no systemic risks to the economy to borrow and service their debts, prefer to wait for better times and cost with its own funds," she says.

Olga Solovieva

Source: http://www.ng.ru/economics/2017-04-19/4_6977_kredits.html


RELATED MATERIALS: Economy and Finance

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Россия - финансовый центр / Статьи
Россияне тонут в кредитах
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 22-04-2017
Больше половины заемщиков в РФ новыми долгами покрывают старые.

В Минэкономразвития (МЭР) рисуют оптимистичные прогнозы по скорому росту реальных доходов населения и выходу розницы в плюс. Не последнюю роль в этом должны сыграть и «восстановительные процессы потребительского кредитования», полагают в МЭР. Однако за ростом кредитования скрывается куда более нелицеприятный факт – свыше половины всех заемщиков новыми кредитами оплачивают старые. При этом каждый третий должник в стране имеет по два невыплаченных кредита, а каждый десятый – уже пять.

«По оценке Минэкономразвития России располагаемые доходы населения могут увеличиться почти на 2,5 трлн руб. (реальный прирост 1%), что в условиях восстановительных процессов в потребительском кредитовании может привести к увеличению оборота розничной торговли на 1,7 трлн руб. (реальный прирост на 1,9%)», – рассказывают в ведомстве Максима Орешкина, уточняя возможные источники роста розничной торговли в 2017 году (см. «НГ» от 18. 04.17).

И в министерстве полагают, что «восстановительные процессы» в потребительском кредитовании уже происходят. Оптимизма чиновникам добавляют и данные по объемам выдачи новых кредитных карт. К примеру, как сообщает Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), в первом квартале этого года было выдано до 1,17 млн карт, что на 15,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года.

При этом ситуация с выданными кредитными картами в различных регионах страны отличалась неоднородностью. Так, наибольший рост выдачи карт в первом квартале 2017 года наблюдался в Республике Бурятия (+39,9%), Омской области (+36%), Пермском крае (+35,6%), Республике Саха (Якутия) (+33,7%), а также в Забайкальском (+33,3%) и Красноярском (+32%) краях.

«Начало 2017 года было отмечено значительным увеличением количества выданных розничных кредитов (в том числе и новых кредитных карт) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, – считает гендиректор НБКИ Александр Викулин. – По нашему мнению, это свидетельствует о постепенном восстановлении у банков «докризисного» аппетита к риску». «Иными словами, несмотря на имеющиеся риски, банки находят возможности для наращивания выдачи розничных кредитов, в том числе и новых кредитных карт», – продолжает он.

Кредитные карты не единственный растущий сегмент, напоминают в НБКИ. Так, по итогам двух первых месяцев текущего года количество выданных кредитов на покупку потребительских товаров выросло по сравнению с аналогичным периодом 2016 года на 21,9% и достигло почти 2 млн.

Предыдущий 2016 год для кредитования также не был уж слишком печальным, продолжают в Объединенном кредитном бюро (ОКБ). «Всего за 2016 год банки выдали 25,83 млн новых кредитов общим объемом более 3,25 трлн руб. В годовом отношении количество кредитов выросло на 14%, а объемы кредитования увеличились на 28%», – рассказывают в организации, подчеркивая, что серьезнее всего в годовом отношении увеличилась выдача кредитов наличными. В этом сегменте количество новых кредитов выросло на 18%, а объемы выдач увеличились на треть. «В 2016 году было выдано 17 млн таких кредитов на 1,75 трлн руб., годом ранее банки выдали 14,43 млн кредитов на 1,34 трлн руб.», – рассказывают в ОКБ, уточняя, что нарастили выдачу займов в прошлом году и другие сегменты кредитования.

Правда, как оказывается, выдача новых кредитов совершенно не означает восстановления потребительской активности россиян. Ведь полученные таким образом средства зачастую не идут в экономику, а возвращаются обратно в банковский сектор.

В частности, как сообщают в Объединенном кредитном бюро, в 2016 году больше половины всех заемщиков брали новые кредиты не для прямого потребления, а для частичного или полного погашения задолженности по уже имеющимся долговым обязательствам. «Самый высокий показатель наблюдался в декабре 2016 года, когда 58% заемщиков направили новые кредиты наличными на погашение старых», – подчеркивают в ОКБ. Кроме того, продолжают в организации, 27% заемщиков в прошлом году направляли на погашение старого долга более половины суммы нового кредита.

И на сегодняшний день самая высокая доля заемщиков, расплачивающихся новыми кредитами по старым долгам, наблюдается среди тех, кто брал новые займы наличными до 50 тыс. руб. Доля таких заемщиков – 56%. Среди тех, кто занял от 50 тыс. до 150 тыс. руб. таких 41%, с кредитами от 150 тыс. до 250 тыс. руб. – 43%, а с кредитами от 250 тыс. до 500 тыс. руб. – 46%.

«Средний размер нового кредита, взятого для целей рефинансирования старого долга, также вырос за 2016 год. Со 101 до 126 тыс. руб., а размер кредита для прямого потребления вырос со 143 до 167 тыс. руб.», – рапортуют в организации.

В ОКБ такую тенденцию объясняют стремлением россиян перекредитоваться на более выгодных для себя условиях. «Заемщики, взявшие кредит под высокие ставки в 2015 году, захотели перекредитоваться на более выгодных условиях», – рассказывает гендиректор ОКБ Даниэль Зеленский, добавляя, что в итоге ежемесячный платеж у людей, взявших новые кредиты на рефинансирование имеющихся, в среднем оказался на 15–20% выше, чем у тех, кто направлял заемные средства на прямое потребление.

Эксперты рынка также обращают внимание, что среди заемщиков с открытыми кредитами на момент получения нового кредита наличными треть имели один кредит со средним долгом 100 тыс. руб. «30% заемщиков имели два кредита со средним общим долгом 187 тыс. руб., 18% заемщиков имели три открытых кредита с общим долгом 278 тыс. руб., а каждый десятый – пять и более открытых кредитов с долгом 575 тыс. руб.», – перечисляют в ОКБ.

Причем среди тех, кто имел пять и более открытых кредитов, 71% использовали новый кредит на полное или частичное погашение существующих долгов, указывают в компании.

Тема кредитной кабалы неожиданно всплыла и на вчерашнем заседании президиума Госсовета, которое проводил президент Владимир Путин. «Немало трудных вопросов возникает у граждан – потребителей так называемых микрозаймов», – отметил президент. Ссылаясь на данные ЦБ, Путин сообщил, что средний срок использования подобных займов – так называемых кредитов до зарплаты – составляет семь дней, а средняя сумма – 7 тыс. руб. «Фактическая переплата по такому займу составляет 805 руб. – 11,5% за период выплаты кредита», – уточнил Путин.

Высокая закредитованность населения вызывает беспокойство у экспертов «НГ». «Тот факт, что люди берут кредиты наличными и из нового кредита погашают часть старого, а часть денег направляют на текущее потребление, говорит о неустойчивости финансового положения такого домохозяйства», – полагает гендиректор «Мани Фанни» Александр Шустов. По мнению эксперта, это нельзя назвать рефинансированием в классическом понимании. «Классическое рефинансирование подразумевает, что кредит полностью переводится на обслуживание в другое финансовое учреждение. Если же берется один кредит, чтобы погасить платежи по другому кредиту, а на остаток жить – это больше похоже на финансовую пирамиду, которую строит человек, потерявший занятость, либо чей доход резко сократился», – рассуждает Шустов.

«Обратите внимание, 56% заемщиков обращаются за так называемыми кредитами «до получки», то есть до 50 тыс. руб., притом что средняя сумма кредита в рамках программы рефинансирования составляет порядка 150 тыс. руб. И это если речь идет о потребительском кредитовании, а не, скажем, об автокредитах или тем более ипотеке. То есть эти займы направляются большей частью на осуществление текущих платежей по ранее сформированным долговым обязательствам, рефинансированием это назвать сложно», – соглашается зампредправления «Ланта Банк» Дмитрий Шевченко, подчеркивая, что, получая такие кредиты, заемщик лишь ухудшает свое материальное положение.

Роста активности банков в сфере развития программ рефинансирования и розничного кредитования также нет. «В прошлом году число полученных розничными банками заявок на кредит выросло в среднем по России на 30%, то есть граждане действительно стали обращаться в банки чаще. Однако в прошлом году доля одобренных заявок упала до исторического минимума: только 10% поданных заявок было одобрено, то есть 9 из 10 потенциальных заемщиков кредит в банке не получили», – рассказывает Шевченко.

Сомневаются эксперты и в бурном всплеске потребительского спроса в России. «За прошедший 2016 год реальные доходы россиян снизились. В таких условиях стоит ожидать не всплеска, а увеличения числа банкротств физлиц», – не исключает Шустов. Если в докризисный период закредитованность граждан способствовала росту внутреннего потребления, а значит, росту экономики, то сегодня кредитные ресурсы не развивают спрос, продолжает управляющий Санкт-Петербургским филиалом «Росгосстрах Банка» Елена Веревочкина. «Сегодня закредитованность граждан преимущественно обслуживает старые долги. Более того, та категория граждан, которая могла бы без системных рисков для экономики брать кредиты и обслуживать свои долги, предпочитают подождать лучших времен и обходятся собственными средствами», – говорит она.

Ольга Соловьева


Источник: http://www.ng.ru/economics/2017-04-19/4_6977_kredits.html 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы
Возрастное ограничение