Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Economy and Finance / / Articles
Everything is ready for the fall of the ruble
Material posted: Publication date: 26-10-2016
The end of the year was twice the time of a sharp weakening of the Russian currency. If it happens a third time?

Let's start with the memories. At the end of November 2014, the dollar had already a few months gradually rising in price, it was worth 49 rubles. Three weeks later – 68 RUB Is the official courses. What was happening then in exchange, I won't remind.

This year has gone and panic four weeks (25 Dec 2015 22 Jan 2016) price of us dollar increased from 70 rubles to 84 rubles.

Though these figures have lasted not for long, but remember hard. Remember that the second time, the devaluation effect was weaker.

Let me remind you that the end of 2014 was marked by fixed-term external debt – in fact perederzhivat money is not allowed then fresh Western sanctions. So for the last month of 2014, had to pay almost $ 150 billion.

And this despite the fact that the collapsed oil. The average price of a barrel of Brent fell by half – from nearly $100 in September 2014 to $50 in January 2015.

Add to this the panic of the event our individual state monopolies, who demanded and received nearly a trillion rubles freshly, and be surprised at the relative moderation of the collapse of the ruble in 2014. In 1998 the ruble for a few weeks fell as much as three times.

The panic of the turn of 2015 – 2016 years was less formidable than the year before because of problems with payment of external debts began to depart on the second plan. The main factor was a new drop in oil prices. In November 2015, the barrel was sold at an average $46, and in January 2016 for $32. And while this continued, the ruble, though it was zigzagging, but overall was very cheap.

Today the hands of others. From July to September this year, the average price of Brent was about $47, and now even has grown to $52. And it is not only favorable for ruble factor.

Ceased to be any visible problem and the return of foreign debt. The so-called net capital exports by the private sector (which now is mainly debt payments) in January – September 2016 didn't even reach $10 billion In the same period of 2015, the outflow amounted to $48 billion. I do Not know in what ways, but Russian companies have learned to perederzhivat money and actually pay their foreign creditors far less than last year, not to mention the year before.

The overlay of these two phenomena has led to the fact that our currency is now unusually solid, and the dollar hovering around RUB 63 Which is close to the average level of 2015 (61 RUB)

This seems to imply that the third new year's panic excluded, and flashing from time to time rumors of a new round of devaluation of the budding crooks.

But the situation is not so simple.

The current strength of the ruble is based not only on the relative cost of oil and low outflow of capital abroad. But even on a strict financial policy in the country, falling inflation and sharply lower compared to the "fat years" imports of goods and services.

For those who don't follow the details, let me remind you that import of services is mainly the foreign exchange costs of Russian tourists abroad. Closed Egypt and Turkey – imports of services fell steeply. Opened the Turkey, and soon, perhaps, open and Egypt – and he is now in growth.

By the way, for several months, has ceased to decline and imports of goods. This is one of the signs that ordinary people are trying to stop the tightening of the belts and to maintain anything like an acceptable level of consumption.

As a result, the balance of the current account, determined primarily by the balance of imports and exports in the second and third quarters of 2016, has ceased to be surplus and sharply decreased almost to zero, which in our country is very unusual and points to the growing likelihood of a depreciation of the ruble.

As for the tight fiscal policy, it was over a month ago. The Federal budget deficit, which in the first eight months of 2016 amounted to only 2.9% of GDP, should rise for the year to about 3.7% of GDP – primarily due to start in September of massive cash infusions to the company performing the state defense order.

If this procedure will not last very long, the trouble can somehow pass side. But if you will be delayed and will move next year, we can not do without an inflationary surge, panic buying up of currency, evacuate her abroad and, naturally, decrease of the ruble exchange rate.

Actually, panic is the most important element of our financial life. Cheaper oil – panic. In the coming months is less likely than a year or two ago, but completely to exclude it is impossible.

Wags boss Western foes atomic bomb – again panic. You can, however, say that recently just threatened to – and did, homely atmosphere stayed calm. But to the masses, the threat simply did not have time to really walk. And if you have time – the reaction will be quite different, and the ruble is very feel.

And finally, the engine of the panic there may be some major actors in our economic life. Talking about, for example, that financial manipulation that will make "Rosneft" on the occasion of the purchase of "Bashneft", as well as partial privatization itself, could fundamentally shake up the Russian currency market.

To be honest, objective scale of these transactions is not so much to hit the ruble exchange rate. But the panic is absolutely not the situation when everyone and everything is coolly weighed.

From the above emerge three points.

1. More or less significant weakening of the ruble in the coming months, quite possible, though not guaranteed. This weakening of work several factors, and only one against him.

To prevent a new round of devaluation and even a little to strengthen the ruble may now only rise in oil prices. Above $60 it to rise is unlikely, even in principle, but it would provide us enough good money on a relatively long term. Another thing is that the further rise in oil prices I think is not particularly likely.

2. If a new round of depreciation of the ruble will take place, it is unlikely to be as large as two years and even a year ago. It is seen that the ruble gets used to the shocks and each time responds to all of them moderate. Approximately ten percent devaluation would be now logical after thirty and twenty percent, observed in previous times.

3. Powerful devaluation is also not really possible, but requires special circumstances, such as the collapse of the world energy market, or some outstanding adventures on the internal or external fronts.

Therefore, it is possible with a calm smile to wait for further developments, hoping that the trouble will be tolerated, however, not forgetting about the beauty of unpredictability, which make our life the next higher surprises.

Sergei Selin


Source: http://www.rosbalt.ru/blogs/2016/10/18/1559732.html?utm_source=rosbalt&utm_medium=web&utm_campaign=editorchoice


RELATED MATERIALS: Economy and Finance

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Россия - финансовый центр / Статьи
Все ли готово к падению рубля?
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 26-10-2016
Конец года уже дважды становился временем резкого ослабления российской валюты. Случится ли это в третий раз?

Начнем с воспоминаний. В конце ноября 2014 года доллар, к тому времени уже несколько месяцев плавно дорожавший, стоил 49 руб. Три недели спустя – 68 руб. Это официальные курсы. Что тогда творилось в обменниках, напоминать не буду.

Пролетел год, и за четыре панические недели (с 25 декабря 2015 года по 22 января 2016-го) цена доллара выросла с 70 руб. до 84 руб.

Хоть эти цифры продержались и недолго, но запомнились крепко. Запомнилось и то, что во второй раз девальвационный эффект был слабее.

Напомню, что конец 2014 года был ознаменован срочной выплатой внешних долгов – ведь переодалживать деньги не позволили свежие тогда западные санкции. Поэтому за последние месяцы 2014-го пришлось выложить чуть ли не 150 млрд долл.

И это при том, что рухнула нефть. Среднемесячная цена барреля Brent упала вдвое – с почти $100 в сентябре 2014-го до $50 в январе 2015-го.

Добавим к этому панические мероприятия наших отдельно взятых госмонополий, которые потребовали и получили чуть не триллион свежеизготовленных рублей, и удивимся относительной умеренности рублевого краха-2014. В 1998-м рубль за немногие недели упал аж втрое.

Паника рубежа 2015 – 2016 годов оказалась менее грозной, чем годом раньше, поскольку проблемы с выплатой внешних долгов начали отходить на второй план. Главным фактором стало тогда новое падение нефтяной цены. В ноябре 2015-го баррель продавался в среднем за $46, а в январе 2016-го – за $32. И пока такое продолжалось, рубль, хоть и шел зигзагами, но в целом был весьма дешев.

Сегодня расклады другие. С июля по сентябрь этого года средняя цена Brent была около $47, а сейчас подросла даже до $52. И это не единственный благоприятный для рубля фактор.

Перестало быть сколько-нибудь заметной проблемой еще и возвращение иностранных долгов. Так называемый чистый вывоз капитала частным сектором (а это сейчас и есть в основном платежи по долгам) за январь – сентябрь 2016 года не дотянул даже до $10 млрд. За тот же отрезок 2015-го отток составил $48 млрд. Не знаю уж какими способами, но российские предприятия научились переодалживать деньги и реально платят своим иностранным кредиторам гораздо меньше, чем в прошлом году, не говоря о позапрошлом.

Наложение двух перечисленных явлений привело к тому, что наша валюта сейчас непривычно тверда, а доллар колеблется около 63 руб. Что близко к среднегодовому уровню 2015 года (61 руб.)

Из этого вроде бы вытекает, что третья по счету новогодняя паника исключена, а вспыхивающие время от времени слухи о новом раунде девальвации распускаются жуликами.

Но дело обстоит не так просто.

Нынешняя крепость рубля опирается не только на относительную дороговизну нефти и низкий отток капиталов за рубеж. Но еще и на жесткую финансовую политику внутри страны, снижающуюся инфляцию и резко сократившийся по сравнению с «жирными годами» импорт товаров и услуг.

Для тех, кто не следит за подробностями, напомню, что импорт услуг – это в основном валютные расходы российских туристов за границей. Закрыли Египет с Турцией – импорт услуг круто упал. Открыли Турцию, а скоро, возможно, откроют и Египет – и он идет сейчас в рост.

Кстати, уже несколько месяцев, как перестал снижаться и импорт товаров. Это одна из примет того, что рядовые люди пытаются приостановить затягивание на себе поясов и сохранить хоть сколько-нибудь приемлемый уровень потребления.

В результате всего этого сальдо счета текущих операций, определяемое в первую очередь балансом импорта и экспорта, во втором и третьем кварталах 2016 года перестало быть резко профицитным и снизилось почти до нуля, что для нашей страны весьма необычно и указывает на растущую вероятность удешевления рубля.

Что же до жесткой финансовой политики, то она закончилась месяц назад. Дефицит федерального бюджета, который за первые восемь месяцев 2016 года составлял всего 2,9% ВВП, должен подняться по итогам года примерно до 3,7% ВВП – в первую очередь, из-за начатых в сентябре массированных денежных вливаний в предприятия, выполняющие гособоронзаказ.

Если эта процедура продлится не очень долго, то неприятности еще как-то могут пройти стороной. А вот если затянется и переедет на следующий год, то не обойтись без инфляционного всплеска, панических скупок валюты, эвакуации ее за рубеж и, естественно, снижения рублевого курса.

Вообще, паники – важнейший элемент нашего финансового быта. Дешевеет нефть – паника. В ближайшие месяцы это менее вероятно, чем год или два назад, но полностью исключить нельзя.

Погрозит начальство западным недругам атомной бомбой – опять же паника. Можно, правда, сказать, что недавно как раз грозило – и ничего, домашняя атмосфера осталась спокойной. Но до широких народных масс угроза просто не успела по-настоящему дойти. А если успеет – реакция будет совсем другой, и рубль это очень даже почувствует.

И, наконец, мотором паники могут выступить какие-нибудь крупные участники нашей экономической жизни. Толкуют, например, что финансовые манипуляции, которые предпримет «Роснефть» по случаю покупки «Башнефти», а также частичной приватизации самой себя, могут основательно встряхнуть российский валютный рынок.

Честно говоря, объективный масштаб этих сделок не таков, чтобы так уж сильно ударить по рублевому курсу. Но паника – это совершенно не та ситуация, когда все и всё хладнокровно взвешивают.

Из сказанного вытекают три соображения.

1. Более или менее заметное ослабление рубля в ближайшие месяцы достаточно возможно, хотя и не гарантировано. На это ослабление работают сразу несколько факторов, и всего один – против него.

Предотвратить новый раунд девальвации и даже еще немного укрепить рубль может сейчас только подорожание нефти. Выше $60 она подняться вряд ли способна даже в принципе, но и это обеспечило бы нас достаточно крепким рублем на сравнительно долгую перспективу. Другое дело, что дальнейший рост нефтяных цен я считаю не особо вероятным.

2. Если новый тур удешевления рубля состоится, то вряд ли окажется таким же масштабным, как два года и даже как год назад. Видно, что рубль привыкает к встряскам и с каждым разом реагирует на них все умереннее. Примерно десятипроцентная девальвация выглядела бы сейчас логичной после тридцати- и двадцатипроцентной, наблюдавшихся в предыдущие разы.

3. Мощная девальвация тоже не совсем уж исключена, но требует особых ситуаций, наподобие краха мирового энергорынка, либо каких-то выдающихся авантюр на внутреннем или внешних фронтах.

Следовательно, можно со спокойной улыбкой ждать дальнейшего развития событий, надеясь, что неприятности будут терпимыми, однако, не забывая и про ту прелесть непредсказуемости, которую вносят в наш быт очередные высочайшие сюрпризы.

Сергей Шелин


Источник: http://www.rosbalt.ru/blogs/2016/10/18/1559732.html?utm_source=rosbalt&utm_medium=web&utm_campaign=editorchoice 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы
Возрастное ограничение