Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Новые технологии на финансовых рынках / Статьи
Десять шагов Кыргызстана на пути к исламскому финансовому центру
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 10-09-2012

Несмотря на некоторые формальные сходства, исламская экономика не тождественна капиталистической. Правильней сказать, что альтернативность исламской экономики не исключает наличие у нее общих черт не только с капиталистической, но и с социалистической экономикой.

 Необходимо под-черкнуть, что в исламской экономической модели преодолеваются недостатки капиталистической и социалистической систем хозяйствования. Это выражается, в частности, в том, что в исламской экономике найдена золотая середина между абсолютизацией частной собственности при капитализме и ее практически полным отрицанием при социализме советского образца.

Конечно, нельзя считать, что тезис об абсолютизации собственности при капитализме по сравнению с отношением к ней в Исламе верен. Ведь в Исламе в отношениях между людьми право собственности охраняется не менее, а, пожалуй, более строго, чем на Западе. Например, за преступление, квалифицируемое как кража, по мусульманскому праву предусмотрено наказание в виде ампутации кисти руки. Если представить что исламский банк был учрежден в Советском Союзе, важные постулаты исламской экономики, такие как отрицание ростовщичества, социальная направленность и т.д. вполне вписывались бы в атеистическую командно-административную экономику.

Таким образом, первый шаг Кыргызстана на пути к исламскому финансовому центру должен проходить в экономической плоскости, а точнее через либерализацию своей экономики и через избавление от идеологических предрассудков ко всему, что имеет название «исламская экономика». Поскольку существующие преграды на пути частных предпринимателей очевидны и лишь свободный рынок предпринимательства, торговли и свободных экономических отношении способен проявить экономический потенциал страны. Так как в бизнесе нет границ, и нет религии, то очевидно что от внедрения финансовых продуктов и услуг исламского банкинга в экономику Кыргызстана, страна сделает без сомнения мощный рывок вперед на своем пути.


2 Шаг - Финансовая либерализация и автоматизация

Либерализация в этой сфере означает при этом полное избавление и упро-щение процедур регистрации и открытия банковских счетов для физических и юридических лиц в Кыргызстане. Минимальная сумма для открытия бан-ковского счета как в традиционных, так и в исламских банковских учрежде-ниях Кыргызстана должна быть установлена на самом низком уровне, с воз-можностью оформления банковской карты, что должно быть закреплено в законодательстве и в соответствующей Директиве Национального Банка КР. Банки и другие финансовые учреждения несогласные, либо несоблюдающие Директиву Национального Банка, должны лишаться лицензии на проведение своей операционной деятельности.

Финансовая либерализация при этом означает не только облегчение проце-дуры открытия счетов со стороны Банков, но и облегчение со стороны госу-дарства и других контролирующих органов (налоговых и др. органов) требо-вании бухгалтерского учета и максимальных лимитов снятия и внесения наличных с банковских счетов. Облегчение процедур финансовых операции, должна проходить паралелльно ужесточению требовании к юридическим лицам, не использующим услуги банковских учреждении, возможно приме-нение соответствующих налоговых рычагов для  подобных компании, пред-почитающих хранить свои доходы и денежные потоки «в чулках», нежели на хранении в казначействе банка.
Автоматизация данного сектора подразумевает повсеместное внедрение со-временных технических средств приема и перевода платежей в крупных ме-стах торговли и на местах оплаты населением государственных пошлин и налогов, и других платежей. При этом для стимулирования прихода на рынок Кыргызстана IT–компании и иных местных компании, предлагающих подобные програмные продукты и технологии, целесообразно объявить 5-летнее освобождение от всех видов налогов в начальный период времени своей работы. Среди объектов подпадающих под автоматизацию платежных операции должны стать основные госучреждения, а также основные торговые вещевые рынки Кыргызстана, например торговый рынок «Дордой». Существенное снижение операции с наличными денежными средствами и переход к автоматизированным расчетам на данных рынках позволит обеспечить безопасность и сохранность ежедневных платежных операции среди работников рынка, что в свою очередь поднимет оборотные активы крупных банков Кыргызстана, филиалы которых могли бы предоставлять свои услуги непосредственно вблизи этих рынков, предоставляя услуги cash-in и cash-out банкоматов в шаговой доступности от торговых площадей.

3 Шаг – Налоговая либерализация и автоматизация

Для развития любого финансового центра, в том числе и исламского финан-сового центра и рынка производителей Халал- продукции налоговое стиму-лирование самих участников финансового рынка и производителей халал, а также снятие бюрократических барьеров имеет жизненно важное значение. Наличие налоговых стимулов для открытия подобных учреждении, на при-мере Малайзии показывает быструю окупаемость и привлекательность по-добных проектов. Государственная поддержка пищевой промышленности, производящей халал продукцию необходима, поскольку всем производите-лям нужны налоговые преференции, но на сегодняшний день мы видим что большинство продуктов питания Кыргызстан производит либо для экспорта в сопредельные страны либо завозит дешевые продукты у своего соседа Ки-тая, производящего далеко не халал продукцию. При этом происходит есте-ственный рост потребительского спроса внутри самого Кыргызстана на про-дукцию сертифицированную как халал, в связи ростом численности мусуль-манского населения. К примеру, высокотехнологичным предприятиям, а также компаниям выпускающим халал продукцию в Малайзии предоставля-ются налоговые льготы вплоть до освобождения от налогообложения в течение первых 5-10 лет работы. Благодаря этому всемирно известные корпорации (в частности, Sony, Panasonic и многие другие) открывали и открывают в Малайзии свое производство, а всемирно известный порт в Пенанге, стал международной зоной свободной торговли халал продукцией, принося миллиарды долларов в государственный бюджет Малайзии.  К тому же, практикуются так называемые «фискальные каникулы», то есть освобождение почти от всех налогов для компаний, зарегистрированных в определенный период.

В Кыргызстане, однако, до сих пор нет четкой политики государства в этой сфере для стимулирования отечественных производителей халал продукции. Именно поэтому существенные фискальные стимулы в виде налоговых амнистии и освобождении от уплаты НДС и других видов налогов на халал продукцию, в начальный 5-летний период осуществления предпринимательской деятельности, позволило бы трансформировать структуру экономики и изменить ее модель от импортоориентированной к экспортоориентированной. Вдобавок будет происходить очищение самой экономики Кыргызстана, чьи этические ценности при производстве с момента независимости пострадали под натиском свободных рыночных отношении. Нет сомнения, что сегодня все, что мы видим у нас в экономике не имеет никаких нравстенных или моральных ценностей. Нравственная деградация общества началась с того момента, когда производители алкогольной продукции в Кыргызстане начали расти как «грибы после дождя», не заботясь о том, что возможно от их продукции рушатся судьбы сотен тысяч людей и семей.

А зарубежные коммерческие банки стали давать легко кредиты населению с кабальными и занебесными процентными ставками под любые цели, не заботясь даже о том, в какой бизнес должник собирается вложить эти средства.  Жажда прибыли, быстрых и огромных сверхдоходов в стране, где имеется высокий рост потребления алкоголя, стали основными стимулами для  алкогольных компании. К сожалению, государство вместо повышения пошлин и акцизных налогов для таких компании, наоборот стало их сообщником, а порой и сами члены Парламента КР стали лоббистами некоторых крупных алкогольных монополистов и банков, поскольку сами непосредственно были руководите-лями этих компании. Именно поэтому стимулирование производства халал продукции и пропаганда здоровых продуктов питания имеет архиважное значение для будущего процветания Кыргызстана, поскольку этот шаг даст движение инвестированию новым высокотехнологичным компаниям-производителям халал продукции, где качество не только соответствует нормам Шариата, но и соответствует другим международным стандартам качества (упаковки, оформления и условии производства).

Для финансовых компании и банковских учреждении, имеющих  окна, или филиалы работающие в соответствии с принципами исламского финансиро-вания необходимы также вышеуказанные фискальные стимулы. Это позво-лит банкам, финансовым учреждениям и халал производителям, открываю-щим свой бизнес преодолеть чувство страха за успешность и прибыльность своего дела, в котором будут предлагаться новые банковские продукты и услуги и товары, соответствующие принципам Шариата. И именно фискаль-ные преференции, прописанные в законодательстве могут послужить хоро-шим рычагом для развития в будущем на месте Свободной Экономической Зоны «Бишкек» оффшорной торговой зоны и оффшорного финансового цен-тра, где компаниям можно будет зарегистрироваться в упрощенном поряд-ке, для чего может быть создан Халал Парк (зона свободной торговли халал продуктами). Все фискальные реформы в данной отрасли могут быть успеш-ными только лишь при одном важном условии – при внедрении автоматиза-ции процессов сдачи налоговых отчетов для всех предпринимателей и ми-нимальном участии человеческого фактора в работе фискальных органов.


4 Шаг – Административная либерализация и автоматизация

В основе успешности любых экономических реформ, в том числе, если брать пример из истории развития сингапурских реформ бывшего премьер-министра Ли Куан Ю, лежали несколько важнейших факторов. Основным из них конечно же была либерализация торговли и автоматизация всех адми-нистративных органов. Она стала логическим следствием рыночной эконо-мической политики и показала, что либеральная экономика может мирно сосуществовать с достаточно жестким государственным регулированием при грамотном внедрении высоких технологии в решении бюрократических вопросов. Курс на постепенный переход к высоким технологиям, электронике и телекоммуникациям позволит искоренить все коррупционные лазейки в административном аппарате. Это также упростит многие процедуры регистрации, ликвидации и преобразования частных компании.

Административные реформы должны также затронуть процедуру выдачи виз иностранным гражданам. При выдаче виз, в основу всего должны лечь национальные интересы государства, интересы экономики и предпринимателей. Облегчение административных преград при открытии иностранными бизнесменами совместных предприятии должны позволить в Кыргызстане создать благоприятный инвестиционный климат, с учетом интересов граждан Кыргызстана.

 

5 Шаг – Финансовая грамотность населения

Современное общество не может оставаться в стороне от развития мировых финансовых рынков. Для преобразования Кыргызстана в мировой финансовый центр, огромное значение приобретает финансовая грамотность его населения. Чтобы стать финансово грамотным каждому гражданину КР, требуется внедрение в систему образования новых подходов в обучении. Таким образом, эффект от их внедрения отразится так, что работа с акциями, диви-дендами, доходами от операций с ценными бумагами должна стать для кыргызстанцев такой же нормой, как среднее образование.

Реформирование фондового рынка КР невозможно без целенаправленного пропагандирования финансовой грамотности населения, через систематиче-ское освещение различных вопросов в СМИ. На сегодня к большому удивлению, нет даже одной передачи на отечественных телевизионных каналах, посвященных вопросам бизнеса и финансовой грамотности. Но при этом в избытке хватает развлекательных передач и шоу. В такой ситуации государ-ственная поддержка в освещении в СМИ вопросов инвестирования и гра-мотного управления активами имеет существенное значение, поскольку ощущается нехватка информационных передач и каналов. Сегодня существует острая необходимость в обучении людей правильному инвестированию своих сбережении. Поскольку кыргызстанское общество страдает от неграмотного и нецелесообразного использования наличных денег, накапливаемых в течении своей жизни. Большинство граждан Кыргызстана большую часть своих сбережении вместо инвестирования в рынок недвижимости или отечественные промышленные предприятия, тратят на покупку подержанных автомобилей из Европы, превращая страну в свалку металлолома,  или на проведение торжественных мероприятии, различных тоев и пиршеств конца и края, которым никогда не было. А некоторые граждане и вовсе становятся должниками коммерческих банков, пытаясь выплатить расходы на проведение этих мероприятии. Страдают от финансовой неграмотности бизнесмены, торговцы рынков и трудовые мигранты, когда проводят все операции наличными и держат свои сбережения в домах, порой становясь жертвами мошенников и разбойных нападении.

Появление современных технологии облегчает на сегодняшний день населению пользоваться многими банковскими, финансовыми операциями и услу-гами, однако, к сожалению популярность их низкая у граждан Кыргызстана, в связи с финансовой безграмотностью населения. Отсюда и возникает проблема воровства и неплатежей населением  компаниям, предоставляющим коммунальные услуги и услуги электроэнергии. Так как в обеих случаях име-ет место человеческий фактор и отсутствие возможности расчетов, используя современные технологии.

Задача повышения финансовой грамотности населения не может лежать лишь на плечах государства, поскольку бизнес-сообщество само должно быть заинтересовано в развитии фондового рынка и соответственно в повы-шении уровня финансовой грамотности. Высокая финансовая грамотность населения и информированность о рынке ценных бумаг позволит компани-ям проводить местные размещения акции, проводя более прозрачную кор-поративную политику, соответствующую международным нормам финансо-вой и бухгалтерской отчетности. Рост корпоративного самосознания – это еще один очередной шаг в развитии Кыргызстана как финансового центра.

 

6 Шаг – Реформы Корпоративного управления и развитие корпоратив-ного самосознания

Корпоративный сектор в XX-XXI веке претерпел коллосальные изменения, одновременно с развитием мировых финансовых рынков. Развитые и некоторые развивающиеся государства проводят огромную работу по реформированию корпоративного сектора дабы сделать его более прозрачным и привлекательным для внутренних и иностранных инвесторов. Развитость сферы корпоративного управления имеет особенно важное значение для развития любого финансового центра. Корпоративный дух современных политических лидеров государства должен двигать основные реформы Кыргызстана. К сожалению сегодняшние политики не могут отличить дебит от кредита или акцию от облигации, при этом с трибун не перестают с пеной у рта заявлять о том, что Кыргызстан может пересмотерть соглашение с канадцами, после того, как «поезд уже давно уехал» и  таинственным образом доля Кыргызстана в Центерре трансформировалась с 67% на 33% и где доли прибыли, к сожалению, не затрагивали распределение готовой продукции, производимой на Кумторе. Корпоративное право, к сожалению, благополучно забыто как са-мостоятельная дисциплина во многих высших учебных заведениях Кыргызстана.

Отсутствие низкого корпоративного самосознания привело к тому, что скандальные руководители национализированного сотового оператора «Мегаком» по очереди один за другим оказались за решетками. Такой собственник, как государство, не в состоянии поставить своими руками менеджмент и управление крупных компании на рельсы стабильного развития и увеличения прибыли. Здесь на помощь может прийти только лишь знание основ корпоративного права и исламского вероучения. Известно к примеру что компании Малайзии имеют шариатские советы, которые являются надзорными и контрольными органами при банках и других финансовых учреждениях. При каждом исламском банке решение членов совета директоров обязательно проходит проверку на соответствие нормам Шариата и другим этическим нормам. Это является показателем того насколько эффективно внедрение в корпоративной культуре этических норм, морали и нравственных ценностей пропагандируемых исламским вероучением, что безусловно ведет к прогрессу. Строгое следование и в корпоративной сфере нормам Шариата позволило Малайзии в банковской сфере выбиться в лидеры стран Юго-Восточной Азии.

Однако Кыргызстан в данный момент не может следовать даже писанным людьми законам, к примеру устанавливаемым своим Парламентом. В случае с «Мегакомом»  государство сделав национализацию, решило превратить частную корпоративную структуру практически в «завод имени Ленина» советского образца, где ведущую и главенствующую роль начинает играть «манап-феодал с армией родственников». Подобная форма корпоративного управления, если заглянуть в историю, была присуще первым компаниям-мануфактурам в конце 19 в начале 20 века в странах Европы и США. Тогда сильны были семейно-клановые связи в производстве. Как правило, предприятие принадлежало единолично директору, в котором и советники и работники были связаны родственными отношениями или принадлежали одному роду и все решения принимались единолично. С изменением законодательства в Великобритании в области корпоративного права, а также ростом промышленных предприятии и технологии, 20 век кардинально и революционно трансформировал корпоративные отношения в обществе. Так как западная корпоративная система была основана практически на англо-саксонской правовой системе, рост корпоративного самосознания резко пошел вверх в тех странах, где огромное влияние имела англо-саксонская система права (Великобритания, США, Австралия, Сингапур, Малайзия и т.д.).

К сожалению, советский период негативным образом отразился на странах СССР в плане развития корпоративного права, поскольку он полностью отрицал существование частной собственности. На сегодняшний день, к сожалению, Кыргызстан пожинает плоды от отсутствия корпоративного мышления на государственном уровне, именно по этой причине. Советская система гражданского права, к сожалению, не проработала эффективное корпоративное управление, а также законодательство, и практически исполнение требовании корпоративного права оставались лишь на совести самих руководителей. Однако теперь мы понимаем, что управлять единолично сотовой компанией и заводом имени Ленина – это совсем разные вещи. В основе современной теории корпоративного управления лежит несколько базовых подхода. Среди всех основным является теория агентских отноше-нии между директорами и корпорацией, где директора являются доверен-ными лицами акционеров и корпорации или инвесторов.

Вознаграждение в связи с этим рассматривается как плата за действия в лучших интересах кор-порации и ее акционеров. Во многих акционерных обществах Кыргызстана по сей день не выработана политика в отношении вознаграждения, выпла-чиваемого членам совета директоров. Среди основных обязанностей членов совета директоров должны быть добросовестное и разумное выполнение возложенных обязанностей в интересах общества в целом. Это означает, что нельзя допускать чтобы личные интересы директора брали вверх над инте-ресами общества. Ему также запрещается пользоваться имуществом и воз-можностями общества в личных целях и использовать полученную от обще-ства информацию и коммерческие возможности для извлечения личной вы-годы. Что же касается «Мегакома», то статус директора и юридический статус компании, по сей день остается неясной. Известно было, что компания была уже национализирована, но заработная плата и вознаграждения директору лично устанавливались самим же директором, без согласования ни с одним из членов совета директоров.

То есть, если следовать логике, компания является государственной, то очевидно, что и вознаграждение должно было быть установлено специальным законом главой Правительства, либо Парламентом. Однако директор продолжал получать аналогичную сумму заработной платы, как и в прежние времена, когда «Мегаком» был акционерным обществом, принадлежавшим полностью частным инвесторам. Таким образом, бездарность госчиновников всплывает наружу, поскольку их вина с таким же успехом может быть доказана в суде, поскольку с их молчаливого согласия принимались решения о сумме вознаграждении, и отсутствовало какое-либо постановение или законодательное решение в отношении статуса руководителя частно-государственного «двуглавого мутанта» под названием «Мегаком».

Однако, перспективы все-таки видятся оптимистичными. В условиях перехо-да с социалистического на рыночные рельсы капитализма, вышеназванные «издержки» просто неизбежны. Это даст толчок к еще большему осмысле-нию значения правовых механизмов управления экономикой в правовом государстве и роли корпоративного права в развитии экономических отношении.


7 Шаг – Финансовый оффшор

Оффшорные фирмы это надежный и, что немаловажно, законный инстру-мент, который используют бизнесмены. Оффшорные компании, связанные с резидентной фирмой, позволяют почти ликвидировать или значительно уменьшить сумму налогов на прибыль. Поэтому и неудивительно, что пока инвесторы спешат вкладывать деньги только в оффшорные зоны Малайзии, Кипра, Сингапура, но интерес к Центральной Азии низок. Центральноазиат-ский регион с другой стороны имеет выгодное геополитическое и финансо-вое расположение. На севере Центральной Азии расположена Россия и дру-гие страны СНГ, где слабо развит финансовый рынок. Юрисдикция таких стран, как Россия не позволяет развить исламский рынок капитала, в силу идеологических предрассудков и отсутствия понимания исламских финансо-вых продуктов. Поэтому перспективы создания исламских финансовых структур видятся там туманными. Но спрос на рынке капитала на фиксированные исламские облигации и другие инструменты просто огромен. Сегодня коммерческие банки и финансовые компании СНГ вслед за Юго-Восточной Азией и Ближним Востоком охвачены поиском надежных финансовых инструментов инвестирования, а также ликвидности.

Европа и США уже вызывают опасения у финансистов, в связи с рискованностью инвестирования в выпускаемые этими странами ценные бумаги. В данной ситуации Кыргызстан может воспользоваться выгодным географическим положением для создания транснациональной оффшорной площадки для размещения исламских ценных бумаг и финансовых инструментов. То есть Кыргызстан привлечет инвесторов и выступит площадкой для размещения исламских облигации (сукук) и множества других инструментов, благодаря своему привлекательному законодательству, выиграв соперничество в создании «умных» законов. Речь идет, к примеру, о создании оффшорного финансового центра, где компании из России смогут разместить исламские облигации (сукук) в рублях или долларах, а инвесторы из Ближнего Востока станут покупателями (инвесторами) этих сукук.

Таким же образом,  компании из Ближнего Востока могут размещать сукук, другие же страны-соседи смогут выкупить эти ценные бумаги. То есть Центральная Азия может стать своеобразным мостом, соединяющим Восток, Запад, Россию и Китай, а фундаментом этого моста будут выгодные условия налогообложения при размещении ценных бумаг, создании SPV компании и торговле ценными бумагами, а также высокие современные технологии и коммуникационные сети.

 

8 Шаг - Реформа религиозных учреждении КР

Реформы финансового сектора, а точнее внедрение исламских финансовых продуктов неизбежно потребует большого количества специалистов и пра-воведов, имеющих качественное образование в исламском праве. При этом органы духовного управления Кыргызстана должны будут взять на себя и некоторые экономические функции в развитии данной индустрии, улучшая свой кадровый состав и внедряя больше менеджерского подхода в органи-зации своих мероприятии. Духовное управление мусульман Кыргызстана должно больше сосредоточить свое внимание на системной  организации Хадж туризма, а также на международном экономическом сотрудничестве с другими иностранными Хадж-фондами и духовными управлениями стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии.

Поскольку системность в организации паломничества увеличивает культуру и прозрачность, что в свою очередь ведет к уменьшению рисков коррупционных проявлении среди нечистых на руку мошенников. Для этих целей целесообразно создание Экономического Департамента ДУМ КР. При реформе организации Хадж-паломничества эта сфера не должна также отставать от современных достижении технологии и коммуникации. К примеру, банковские учреждения Кыргызстана при оказании своих услуг могли бы облегчить оплату Хаджа путем создания специальных банковских накопительных продуктов, а современные Интернет технологии давно уже позволяют подавать заявления и документы для регистрации на Хадж. Это существенно облегчило бы процедуру регистрации паломников из труднодоступных регионов страны. К сожалению, реформы муфтия Чубак ажы Жалилова, не нашли должного понимания и одобрения у непрогрессивной части мусульманской общины Кыргызстана, желающих вернуть старые коррупционные механизмы регистрации паломников.

 

9 Шаг -  Банковская реформа и золотовалютные резервы

Банковская реформа – необходимый шаг для оздоровления экономики Кыргызстана. Первоочередным объектом реформ должен стать Национальный Банк Кыргызстана. Основные реформы должны затронуть монетарную политику, осуществляемую посредством золотовалютных резервов и чеканки золотых монет различных номиналов для регулирования денежной массы населения, а также улучшены методы регулирования банковских ставок и ставок рефинансирования. Реформа политики Национального Банка назрела уже давно. Она по сути никогда не реформировалась после распада СССР. Механизмы принятия решении по сей день остаются старыми советскими командно-административными. Что отражается на отсутствии корпоративного духа, лидерской инициативы в проведении кардинальных реформ. К тому же законы, регулирующие статус Национального Банка КР по сей день запрещают ему быть полноценным участником финансового рынка, особенно когда дело касается внедрения новых видов финансовых услуг, либо развития альтернативных инновационных финансовых инструментов рынка. Бюрократические рамки главного банковского регулятора страны не позволяют взяться за развитие рынка исламских банковских услуг. К сожалению, недальновидность банковских руководителей Кыргызстана еще долго будут тормозить приход на рынок страны, к примеру, исламских страховых компании – такафул.  

Будущие реформы также могут потребовать создание исламского рынка финансовой ликвидности и товарно-сырьевой биржи, где торговые сделки будут осуществляться на основе схемы Товарной Мурабахи (Commodity Murabaha) и Таваррук (Tawarruq). Уникальность подобных бирж и схем состоит в том, что банки и предприниматели получают возможность используя исламские контракты, получить ликвидность через подобные сделки в ходе электронных торгов, избегая физической доставки активов, которые выступают материальным обеспечением. Этим активом может являться любой товар, который произведен в стране, на производство которого были затрачены определенные усилия (энергозатраты, интеллектуальный труд, амортизация). К примеру товарно-сырьевая биржа Малайзии использует в качестве такого актива пальмовое масло. Кыргызстан же мог бы создать первую уникальную в своем роде Центральноазиатскую биржу водно-энергетических ресурсов. Точнее гидроэнергетическую биржу, активом для сделок по которым выступают киловаты электроэнергии, вырабатываемых несколькими ГЭС Кыргызстана. Либо как один из вариантов активом может выступить также пресная вода, выпускаемая заводами по производству напитков. Все эти реформы должны идти паралелльно созданию рынка исламских облигации (сукук).

Наращивание финансирования через беспроцентные инструменты исламского рынка капитала должны стать заменой заимствованию посредством выпуска облигации. Так как очевидно что, выпуск облигации совершенно не оправдывает себя, так как занимая под проценты увеличивается риск инфляции и невыполнения своих обязательств, посколь-ку выплата купонного процента ложится большой нагрузкой на и без того хрупкий бюджет Кыргызстана. Вместо политики заимствования ГКО, ГКВ, оставшееся в наследство от СССР Кыргызстан мог бы пойти по пути стран Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, где на современных рынках прак-тически не осталось государственных облигации, а используются лишь суве-ренные исламские облигации сукук, преимущества которой уже давно из-вестны многим старанам даже на Западе. Введение металлических счетов в коммерческих банках дадут возможность отливать слитки «Кыргызалтыном». При этом граждане Кыргызстана могли бы хранить деньги в золоте. Так как это тоже инструмент получения доходов и регулирования денежной массы на руках у населения. Золотовалютные за-пасы Кыргызстана при такой политике могут существенно пополнены, что придаст экономике и курсу национальной валюты стабильность.

Важным моментом является то, что современная мировая монетарная политика идет в сторону пополнения национальных золотовалютных резервов, которые должны по идее быть обеспечением для эмиссии денежной массы. Именно поэтому имеют важное значение золотовалютные резервы и темпы прироста денежной массы, что в свою очередь может повлиять на инфляцию. Создание же вышеуказанных финансовых институтов и бирж положительным образом отразится на стабилизации цен на рынке энергоресурсов, поскольку будут пресечены спекулятивные механизмы. Подобные биржи могут быть также созданы по аналогии на рынке агропродукции для установления справедливой цены на продукцию фермеров и животноводов.

 

10 Шаг – Создание нормативной базы для Вакф-Фондов и Хадж-Фонда Кыргызстана (введение института топ-менеджеров и топ-имамов)

В 2011 благодаря грамотно проведенной организации Хаджа впервые в бюджет Кыргызстана было начислено 1 миилион 400 тысяч долларов США. При этом очевидно что сумма собранная в 2011 году с учетом стоимости хадж паломничества в размере 2600 долларов для каждого паломника со-ставит немалую сумму в размере 13 млн. долларов. Очевидно, что эта нема-лая сумма может находиться под управлением професионально работающего Хадж-фонда, имеющего высококвалифицированные кадры топ-менеджеров, финансистов и юристов. Если взять общее количество паломников Кыргызстана, готовых совершить хадж за 5 летний период и готовых забронировать свои места заранее за 5 лет вперед, то сумма уставного капитала или пула собранных средств данного фонда достигает 65 млн. долларов.

Это вне сомнения дает шанс создать крупный Хадж-фонд, под чьим управлением могут находиться сбережения граждан Кыргызстана и  вполне можно эти активы инвестировать в реальный сектор экономики Кыргызстана, либо инвестировать в золотые слитки, рыночная цена, которых по прогнозам аналитиков, будет в будущем только расти. Еще одим из важнейших институтов исламского права, которое необходимо Кыргызстану является Вакф-фонд. В истории Средней Азии издавна были из-вестны народу Вакф-фонды Бухары и других городов. Сегодня государство практически облагает налогом все благотворительные фонды, так как не предусмотрены механизмы освобождения их от налогообложения, хотя Вакфы могли бы существенно снизить социальную напряженность и помочь развитию образования в сельской местности. Согласно определению ученых правоведов  “В а к ф” это — имущество, право собственности на которое по воле учредителя ограничено пользованием всем или частью дохода или продукта.

Это имущество может быть передано как отдельному дееспособ-ному лицу, так и группе лиц или же предназначено для использования в об-щественно- полезных целях. Вакф имеет строго определённое назначение и часто носит благотворительный характер, и если, например, он завещан де-тям учредителя, то после их смерти вакф переходит не к их наследникам, а передаётся в пользу бедных. Сегодня в мире имеется огромное количество вакфов, крупнейшие из которых находятся в Турции, Тунисе, странах Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии. Она существует в Северной Америке в виде специальных фондов, в основном религиозных и благотворительных. Есть десятки тысяч фондов в одних только Соединённых Штатах. Известен хадис, где описывается предназначение этого института. Согласно хадису передают, что Ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, ска-зал: «Получив землю после [завоевания и раздела] Хайбара, Умар, да будет доволен им Аллах, пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы посоветоваться с ним об этом, и сказал: "О посланник Аллаха, я получил землю в Хайбаре, и у меня никогда не было имущества, более ценного, чем [эта земля]. Что ты велишь мне делать с ней?" [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветству-ет] сказал: "Если хочешь, завещай в качестве вакфа её основу и давай садаку [за счёт того, что она будет тебе приносить]". И Умар стал давать садаку, [заявив], что [эту землю нельзя будет] ни продавать, ни покупать, ни завещать, ни дарить. [Что касается доходов, которые она приносила, то] Умар [направлял их на оказание] помощи бедным, близким родственникам и путникам, на [освобождение] рабов, для [расходования] на пути Аллаха, а также для [приёма] гостей. Если же управляющий [таким имуществом] будет питаться [тем, что оно приносит], в пределах [разумного] или накормит своего друга, не получая [никакой иной прибыли], в этом не будет ничего дурного». Как правило, вакфами могут быть религиозные образовательные учрежде-ния или здания школ, детских садов для детей. Также известны вакф-фонды книг, сельскохозяйственной техники, скота, акций и наличных денег.  Оче-видно, что польза от внедрения данного института в Кыргызстане, большая в связи с ростом количества беспризорных и сирот.

Государство, если само не в состоянии обеспечить социальное благополучие незащищенных слоев населения обязано хотя бы содействовать иностранным благотворительным организациям путем создания нормативной базы для беспрепятственной ре-гистрации и предоставления налоговых льгот подобным фондам.

В перспективе, поэтапное функционирование вышеназванных институтов сможет стабилизировать экономику и сгладить социальные трения, возник-шие после известных конфликтов. Именно для этого необходимы целена-правления действия на политической арене Кыргызстанa по разъяснению сути указанных экономичских реформ. К сожалению, разобщенность мусульманской уммы Кыргызстана, на примере скандалов с организацией Хадж паломничества показывает низкий уровень понимания сути исламских экономических реформ. Для многих граждан Вакф-фонд ассоциируется с коррупционной схемой, нежели с институтом исламского права. И лишь приход в духовенство новой молодой религиозной элиты, а также исламских политических организации и партии в Парламент, где они будут представлять интересы единой мусульманской уммы Кыргызстана, способно гарантировать успех вышеназванных реформ.

 

Данияр Мамыров


Источник: http://analitika.org/kyrgyzstan/kg-economics/2560-10-shagov-kyrgyzstana-na-puti-k-islamskomu-finansovomu-centru.html


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы