Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Economy and Finance / New technologies in the financial markets / Articles
Trust in the digital economy - how to achieve it?
Material posted: Publication date: 04-11-2019

About digital environment of trust and difficulties in the way of its creation is told, and made a lecture to the students of the faculty of integrated security TEK State Duma Deputy, member of Committee on financial markets Alexey Izotov.

In the beginning, it was about the basic elements and directions for building a digital economy in Russia. Program "Digital Russia", which now lives in the Russian economy, was approved by the government in 2017 and will operate until 2024, the budget is 1.6 trillion rubles. The goal of the program is the implementation of the Strategy of information society development in Russia. The program is aimed at creating conditions for the development of the knowledge society, improving the availability and quality of goods and services produced in the digital economy with the use of modern digital technology, increasing awareness and digital literacy.

By 2024, the program will be implemented. The results, according to Alexey Izotov, will be required reading for graduates of those years. Then one of the most popular will be the specialists in the field of digitization.

What is the digital economy? The basic elements of its creation — it markets and industry sectors, platforms and technologies, as well as the environment that creates the conditions for technology development and interaction of the subjects of markets and industries. The development of the digital environment covers the regulatory framework, information infrastructure, training and information security.

Thus, it is necessary to create environment of trust that digitization has not caused people rejection. Young people are more or less prepared, the middle generation also perceives innovations of digitization is good enough, but the older generation is more it is difficult to adapt to new, changing world, they read books on paper, and will continue to read them.

It is therefore important to create a digital environment of trust, and then to develop the main directions of the digital economy is already in a trusted environment: use of data, protection of intellectual property, new technologies, tax systems, industrial Internet, artificial intelligence and many others. Mastering the new specialty "information and economic security," for example, you will need to work on each of these areas.

"In my opinion, young people, students should now set a goal to continuously acquire new competencies. Their grandparents were given a profession and then worked all her life for her. And retired in this profession. But many parents of today's youth were retrained, received a new specialty. I'm always speaking to the students, they say that you will have to prepare to change in your life is on the order of 5-10 areas of work and competences. Therefore, entering the University you will receive fundamental knowledge, ability to learn in the future, but in any case can not stop, will depend on you personally, how in this changing world are you ready to change themselves", - said Alexey Izotov, addressing the audience.

The digital environment of trust, according to the speaker, is impossible without the Internet. The importance of a Global network increases the Internet is required everywhere: in the services sector, in banking, in Finance, etc. But a lot of the present day, depends not only on the ease of use of IT-technologies, but also on the protection of intellectual property, the protection of personal data because no one is immune from leakage of information about the citizens of the databases. Using your personal data, fraudsters can on your behalf to make any transactions, for example to sell the apartment. Therefore, the use of IT systems is always on the junction that on the one hand is convenient, and with another - should be safe. It is therefore very important to create such environment that runs smoothly and safely.

Not so long ago, the notion of "digital signature", it is now called a digital signature. Fakticheski, each of us has an electronic signature when agrees with anything with their accounts in the network and presses "OK" or "accepted" — this is his digital signature. More complex unified digital signature issued officially by the certification authority. And in 2024 in our country will issue electronic passports of citizens of the Russian Federation, thus soon the people will have their compulsory electronic signature. The electronic passport will imply not only the presence of a Bank card, but also the presence of the electronic signature.

Turnover data is another element of the digital economy, but here we are speaking not just about turnover and simple exchange of information, and we are talking about building a large system and, in particular, about the phenomenon of Big data (huge data volume). This large database, it is a standard server that exists today, it is the large computers that process information in a nonstandard way. Here we face two questions. The first question (it is registered in the "Digital economy") is what is needed technologically to ensure all areas of the economy and 50% of the equipment should consist of similar systems. But the field of microelectronics, unfortunately, at the moment in Russia is not developed, what now exists was created in the early 70-90s of last century, therefore, the domestic processors are expensive, if converted to a power unit, and then the country faced a challenge to re - create the branch of microeconomics.

The second issue is the choice of the path, which the country will go. Create departmental technology (databases of the pension Fund, for example), when the Agency creates your server and it works, interacts with other departments in their communication needs. Or create a cloud. cloud technology is known to us is Apple, Google. Sberbank, by the way, our domestic technology. The government should decide which technologies they support. Here issues of cost and security. Cloud technology for any Department will be much cheaper, but the office will not control them. While this is an open question, but we are more inclined to departmental way, but personally, I think that this is not the right direction, I would use cloud technology.

Society lives in a time when technology is changing so fast that sometimes just do not have time to implement them when taking the implementation process from beginning to end, is that technology is morally already obsolete, and this, of course, the modern progress, sometimes, it becomes chaotic.

"We often confuse the concept of the digital economy with the concept of digitalization and automation. It's not the same thing. It's one thing to implement a project for automation in the enterprise, and another thing is using artificial intelligence to create such models that would allow us to say, for example, that in November next year we will need to create such a product with this composition of raw materials, because he will be in demand. These are quite different things: automation and the digital economy. The digital economy is cross-cutting technologies that pass through all sectors of the economy: health care, education, etc. Is a lifestyle and this lifestyle through the trust we have gradually come", - says Alexey Izotov.

The speaker also mentioned some issues concerning the establishment and implementation of the digital economy in our country. So, while Russia takes 41st place in the world of digitization. For example, the health sector: as if neither wanted the state the last few years to convert it, it is impossible to satisfy all the needs of the population. What is the main problem? Purchased the necessary equipment, made possible many complex operations, which previously was not done, but our Russian people is a common feature, as a conservative, so we have purchased equipment in the clinics, and people just don't want to learn to work on it.

Where in Russia today the main problems of the digital economy? Is the housing sector, and, unfortunately, the industry mainly technical industry. These are two areas that we inherited from the Soviet era. The Soviet planned economy, it was built on manual labor, hence the low level of automation, low labor productivity. We need to do a lot, we have equipment with sensors in industrial enterprises are several times smaller than in the West.

You can give an example and compare our country with the leading country for digital economy South Korea, Russia 10 thousand people accounted for 4 of the robot (here we are on the same line with India) in Korea, the figure is 700 robots. See what a big difference.

According to Alexey Izotov, during his trip to France in 2012, he visited the company "Total". The same complex technical production we have in the Republic of Bashkortostan, it uses a lot of manual labor, in France on the same line on the same production runs, for example, 2200 people, and we have in the company - 25 000 people, which is eleven times more! Accordingly, the productivity is low and all the difficulties here.

A lot of draft legislation passes through the Committee for financial market, where Alexey Izotov directly working. And that's what he says, citing the example from his practice: "When my colleagues and I started creating the legislative framework, working on the first act, which includes the concepts of digital and financial assets, for example, we are faced with the concept of cryptocurrencies. And there it stood, because today doesn't understand what that asset is. Than backed cryptocurrency? Evaluation of conventional currency is still based on the existing resources of the country. Based on the gold reserves of the country, monetary policy of the Central Bank, the monetary policy of the country. Cryptocurrency is just air, it's nothing, it figures... So give broad use of bitcoin, no country dare. Is the so-called "sandbox", which for the most part studies the behavior of the cryptocurrency, the behavior of investors, market members and what it may bring. We also have proposals to create a sandbox (test site) in the Crimea, but in Russia is not given the definition of cryptocurrency. There was excitement in 2018, when he grew up bitcoin in particular, many rushed to buy bitcoins to create a mining farm, even began to sell the apartments for the cryptocurrency, and then the question came up before the legislators, and what to do? Because money is a public equivalent, which you can buy and sell assets. If society agree that cryptocurrency as digital financial asset will be that equivalent, then, of course, the whole financial system of the country, the whole world financial system simply collapse. Because today it is not subject to any existing rules. And will manage the process only speculators. And it would be impossible to calculate, the course of bitcoin today or tomorrow, and so forth."

He said that experts are inclined to believe that the cryptocurrency should probably exist as a phenomenon in itself a very interesting phenomenon, which allowed to make the first step in the digital economy, there is blockchain technology, but should not, nevertheless, go beyond the economy. Cryptocurrency is likely to exist in the legal field.

You need to understand that before somewhere to go, you need to think about how then to get out of it, as the consequences can be quite serious, according to A. Izotov. First and foremost, social. Millions of people in our country working in the field of security, tellers, cashiers, accountants, drivers. Now there are buses without drivers, trains in airports to move between terminals without drivers. This profession will eventually go away completely, it will be in demand, but nonetheless, people here will be replaced by robots. Another example, Sberbank is planned that almost 90% of lawyers who work there will be from Sberbank forced to leave as their work is done by robots. For example, on a mobile phone we will notify you of anything from the same Bank robots. Therefore, these effects in connection with the implementation of the digital economy should be addressed by the state. You must make the digital economy in any case did not affect the unemployment rate. Therefore, the transformation of the professions, of course, happen. And the government needs to pay particular attention to. The most popular working professionals will lower qualification, where there is no need to replace with automation or with higher qualifications, i.e. where a very high component of creative work. But the average level will be chiprovtsy. And professionals will need a lifetime to relearn and have different professions.

There are other issues that must be addressed at the legislative level in the near future. Humanity still lives, using laws written in ancient Rome, and I should be very serious of its components under the pressure of new technologies. We live in very interesting times. The development of technology is a very good, progressive, but sometimes we don't pay attention, creating new technologies for safety, and sometimes the creation of new technologies, cheaper than the technology for their safety. And before the current generation is a big mission - the creation of a "new digital rights."

Marina Korneeva

Tags: Russia , economy


RELATED MATERIALS: Economy and Finance
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Новые технологии на финансовых рынках / Статьи
Доверие в цифровой экономике - как его достичь?
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 04-11-2019

О цифровой среде доверия и трудностях на пути ее создания рассказал, выступивший с лекцией перед студентами факультета комплексной безопасности ТЭК депутат Государственной Думы, член комитета по финансовым рынкам Алексей Николаевич Изотов.

В начале выступления речь шла об основных элементах и направлениях построения цифровой экономики в России. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», по которой сейчас живет российская экономика, была утверждена правительством в 2017 году и будет действовать до 2024 года, бюджет ее составляет 1,6 триллиона рублей. Целью программы является реализация Стратегии развития информационного общества в России. Программа направлена на создание условий для развития общества знаний, повышения доступности и качества товаров и услуг, произведенных в цифровой экономике с использованием современных цифровых технологий, повышения степени информированности и цифровой грамотности.

К 2024 году программа будет реализована. Ее результаты, по мнению Алексея Изотова, станут настольной книгой для выпускников тех лет. Тогда же одними из самых востребованных станут специалисты в сфере цифровизации.

Что собой представляет цифровая экономика? Основные элементы ее создания — это рынки и отрасли экономики, платформы и технологии, а также среда, которая создает условия для развития технологий и взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики. Развитие цифровой среды охватывает собой нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, подготовку кадров и информационную безопасность.

Таким образом, необходимо создать в стране среду доверия, чтобы цифровизация не вызвала у людей отторжение. Молодежь более-менее подготовлена, среднее поколение также воспринимает новшества цифровизации достаточно хорошо, а старшее поколение более трудно адаптируется в новом, изменившемся мире, - они читали книги на бумаге, и дальше будут продолжать их читать.

Именно поэтому важно создать цифровую среду доверия, и уже потом развивать основные направления цифровой экономики уже в доверенной среде: использование данных, защита интеллектуальной собственности, новые производственные технологии, системы налогообложения, промышленный интернет, искусственный интеллект и многие другие. Овладевая новой специальностью «информационная и экономическая безопасность», к примеру, нужно будет работать по каждому из этих направлений.

«На мой взгляд, молодежь, студенты должны себе сейчас поставить цель постоянно овладевать новыми компетенциями. Их бабушки и дедушки получали одну профессию и потом всю жизнь работали по ней. И вышли на пенсию по этой профессии. А вот многие родители современной молодежи проходили переобучение, получали новые специальности. Я всегда, обращаясь к студентам, говорю, что вы должны будете готовиться поменять в своей жизни порядка 5-10 направлений работы и компетенций. Поэтому, поступая в университет, вы получаете фундаментальные знания, умение учиться в дальнейшем, но не в коем случае нельзя останавливаться, будет зависеть от вас лично на сколько в этом меняющемся мире вы готовы меняться сами», - отметил Алексей Изотов, обращаясь к аудитории.

Цифровая среда доверия, по мнению спикера, невозможна без Интернета.  Значимость Глобальной сети возрастает, Интернет необходим всюду: в сфере услуг, в банковской сфере, в сфере финансов и т.д. Но очень многое, на сегодняшний день, зависит не только от удобства применения IT-технологий, но и от защиты интеллектуальной собственности, от защиты персональных данных, потому что никто не застрахован от утечек информации о гражданах из баз данных. Воспользовавшись вашими персональными данными, мошенники могут от вашего имени произвести какие-либо сделки, например продать квартиру. Поэтому использование IT-систем всегда стоит на стыке того, что с одной стороны — это удобно, а с другой - должно быть безопасно.  Поэтому очень важно создать именно такую среду, которая работает безотказно и безопасно.

Не так давно появилось понятие «электронная цифровая подпись», она сейчас называется электронная подпись. Факутически, каждый из нас обладает электронной подписью, когда соглашается с чем-либо со своих аккаунтов в сети и нажимает «ок» или «принято» — это и есть его цифровая подпись. Более сложная унифицированная цифровая подпись выдается официально удостоверяющим центром. И с 2024 года у нас в стране будут выдаваться электронные паспорта граждан РФ, таким образом уже скоро граждане будут иметь в обязательном порядке свою электронную подпись. Электронный паспорт будет подразумевать не только наличие банковской карточки, но и наличие электронной подписи.

Исчточник: https://aiz.com/1-4/

Оборот данных – еще один элемент цифровой экономики, но здесь идет речь не просто об обороте и простом обмене информации, а речь идет о создании большой системы и в частности, о таком явлении, как «Big data» (данные огромных объемов). Это большие базы данных, это нестандартный сервер, который сегодня существует, это большие компьютеры, которые обрабатывают информацию нестандартным способом. Здесь перед нами стоят два вопроса. Первый вопрос (он прописан в программе «Цифровая экономика») – это то, что необходимо технологически обеспечить работу всех направлений экономики и 50% оборудования должно состоять их подобных систем.  Но сфера микроэлектроники, к сожалению, на сегодняшний момент в России не развита, то, что сейчас существует, создано в начале 70-90х годах прошлого века, поэтому отечественные процессоры дорогие, если пересчитывать на единицу мощности, и тут перед страной стоит вызов - воссоздать отрасль микроэкономики.

Второй вопрос – выбор пути, по которому пойдет страна. Создавать ведомственные технологии (базы данных пенсионного фонда, например), когда ведомство создает свой сервер и на нем работает взаимодействует с другими ведомствами по своим средствам связи. Или создавать облачные технологии. облачные технологии нам известны — это Apple, Google. Это Сбербанк, кстати, - наши отечественные технологии. Государство должно определиться, какие технологии ему поддерживать. Здесь вопросы стоимости и безопасности. Облачные технологии для любого ведомства обойдутся гораздо дешевле, но при этом ведомства не будут их контролировать. Пока этот вопрос открытый, но мы больше склоняемся к ведомственному пути, но лично я считаю, что это не совсем правильное направление, я бы использовал облачные технологии.

Общество живет в такое время, когда технологии меняются на столько быстро, что порой просто не успеваешь их внедрять, когда проходишь процесс внедрения от начала и до конца, бывает, что технология морально уже устарела, и вот в этом, конечно, современный прогресс, порой, становится хаотичным.

«У нас очень часто путают понятие цифровой экономики с понятием цифровизации и автоматизации. Это совсем разные вещи. Одно дело реализовать проект по автоматизации на предприятии, а другое дело с помощью систем искусственного интеллекта создать такие модели, которые бы позволяли говорить, к примеру, что в ноябре следующего года нам нужно будет создавать именно такой продукт с именно таким составом сырья, потому что именно он в тот момент будет востребован. Это совсем разные вещи: автоматизация и цифровая экономика. Цифровая экономика — это сквозные технологии, которые, проходят через все отрасли экономики: здравоохранение, образование и т.д. Это стиль жизни и к этому стилю жизни через доверие мы должны постепенно подойти», - рассказывает Алексей Изотов.

Докладчик также упомянул о ряде проблем, касающихся создания и внедрения цифровой экономики в нашей стране. Так, Россия занимает пока 41-е место в мире по цифровизации. К примеру, сфера здравоохранения: как бы ни хотело государство последние несколько лет его преобразовать, не получается удовлетворить все потребности населения. В чем здесь основная проблема? Закупается необходимое оборудование, становятся возможными многие сложные операции, которые раньше не делались, но наш российский народ отличается такой общей чертой, как консервативность, поэтому у нас стоит закупленное оборудование в клиниках, а люди просто не хотят обучаться работе на нем.

Где в России сегодня основные проблемы цифровой экономики? Это сфера ЖКХ, и, к сожалению, промышленность, главным образом, техническая промышленность. Это две сферы, которые нам достались в наследство еще с советских времен. Советская плановая экономика, она строилась на ручном труде, отсюда низкий уровень автоматизации, низкая производительность труда. И здесь нужно сделать очень много, у нас оснащенность датчиками на промышленных предприятиях в несколько раз меньше, чем на Западе.

Можно привести пример и сравнить нашу страну с ведущей страной по цифровой экономике Южной Кореей, в России на 10 тысяч человек приходится 4 робота (здесь мы находимся на одной строчке с Индией), в Корее этот показатель составляет 700 роботов. Видите, какая большая разница.

По словам Алексея Изотова, во время его командировки во Францию, в 2012 году, он посещал предприятие компании «Total». Аналогичное сложное техническое производство у нас существует в Республике Башкортостан, на нем используется много ручного труда, во Франции на такой же линейке на таких же объемах производства работает, к примеру, 2200 человек, а у нас на предприятии - 25 000 человек, что в одиннадцать раз больше! Соответственно производительность труда низкая и все возникающие трудности отсюда.

Множество проектов законов проходит через комитет по финансовому рынку, где Алексей Изотов непосредственно работает. И вот, что он рассказывает, приводя пример из своей практики: «Когда я и мои коллеги приступили к созданию законодательной базы, работая над первым законом, куда входят понятия цифровой и финансовый актив, например, мы столкнулись с понятием криптовалюты. И тут дело встало, потому что на сегодняшний день специалисты не понимают, что же это за актив такой. Чем подкреплена криптовалюта? Оценки обычной валюты все же основываются на существующих ресурсах страны. Основываются на золотовалютных запасах страны, на монетарной политике центрального банка страны, на денежно-кредитной политике страны. Криптовалюта это просто воздух, это ничего, это цифры… Поэтому давать широкое применение криптовалюте ни одна страна не решилась. Создается зона, так называемая «песочница», которая большей частью изучает поведение криптовалют, поведение инвесторов, участников этого рынка и к чему это может привести. У нас тоже есть предложения создать «песочницу» (испытательный полигон) в Крыму, но пока в России не дали определение криптовалюте. Был ажиотаж 2018 года, когда вырос биткоин, в частности, многие кинулись покупать биткоины, создавать майнинговые фермы, даже стали продавать квартиры за криптовалюту, и тогда встал вопрос перед законодателями, а что же делать? Потому что деньги — это общественный эквивалент, на который можно скупать и продавать активы. Если общество договорится, что криптовалюта в виде цифрового финансового актива будет этим общественным эквивалентом, то, конечно же, вся финансовая система страны, вся финансовая система мира просто рухнет. Потому что она не подчиняется сегодня никаким существующим правилам. И будут управлять данным процессом только спекулянты. И будет невозможно посчитать курс криптовалюты с сегодня на завтра и так далее».

Он рассказал, что специалисты склоняются к тому, что криптовалюта, наверное, должна существовать как явление само по себе очень интересное, явление, которое позволило сделать первый шаг в цифровой экономике, создать там технологию блокчейн, но не должна, все же, выходить за рамки экономики. Криптовалюта, скорее всего, будет существовать в рамках правового поля.

Нужно понимать, что прежде, чем куда-то войти, нужно подумать, как потом из этого выйти, так как последствия могут быть достаточно серьезными, по мнению А.Изотова. В первую очередь социальные. Миллионы человек в нашей стране работают в сфере охраны, операционистами, кассирами, бухгалтерами, водителями. Уже сейчас существуют автобусы без водителей, поезда в аэропортах перемещаются между терминалами также без водителей. Эта профессия со временем уйдет совсем, она будет востребована, но тем не менее, людей здесь будут заменять роботами. Еще один пример, Сбербанком планируется, что практически 90% юристов, которые там работают, будут из Сбербанка вынуждены уйти, так как их работу будут выполнять роботы. Например, по мобильному телефону нас оповещают о чем-либо из того же банка роботы. Поэтому вот эти последствия в связи с внедрением цифровой экономики должны параллельно решаться государством. Необходимо сделать так, чтобы цифровая экономика ни в коем случае не отразилась на уровне безработицы. Поэтому трансформация профессий, конечно, произойдет. И государству необходимо уделить этому особое внимание. Наиболее востребованные рабочие профессионалы будут либо с низшей квалификацией, там, где нет необходимости замены автоматизацией, либо с высшей квалификацией, то есть там, где очень высокая составляющая творческого труда. А вот средний уровень как раз и будет цифроваться. И специалисты должны будут всю жизнь переучиваться и обладать разными профессиями.

Есть и другие вопросы, которые должны решаться на законодательном уровне в ближайшее время. Человечество до сих пор живет, используя законодательство, написанное еще в древнем Риме, и менять нужно очень серьезные его составляющие под напором новых технологий. Мы живем в очень интересное время. Развитие технологий — это очень хорошо, это прогрессивно, но порой мы не обращаем внимание, создавая новые технологии на безопасность, а порой создание новых технологий, обходится дешевле, чем технологии по их безопасности. И перед современным поколением стоит большая миссия - создание «нового цифрового права».

Марина Корнеева


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы
Возрастное ограничение