Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Рынки: оценки и прогнозы / Статьи
Мир переживает топливный шок
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 10-04-2020

В марте 2020 года цены на нефть, уже имеющие тенденцию к снижению, рухнули на 30% менее чем за неделю, в результате чего общий уровень спада составил практически 50% от максимальных отметок в начале января [1].

Глобальное снижение цен на нефть может повлиять не только на мировую экономику, но и геополитику, а также на будущее транспорта и борьбы с последствиями климатических изменений, особенно в том случае, если наступит устойчивый долгосрочный период дешевой нефти.

Источник: https://www.macrotrends.net/2516/wti-crude-oil-prices-10-year-daily-chart

Цены на нефть были снижены в результате колоссальных изменений в спросе и предложении.

Спад спроса на сырую нефть и нефтепродукты как следствие пандемии коронавируса в настоящий момент заметен во всем мире, особенно в Китае [2]. Изоляция миллионов людей приостановила деятельность заводов, сократила поставки и транспортировку товаров как внутри самой страны, так и за её пределы. Это является ключевым моментом, так как Китай - крупнейший мировой импортер нефти и основной катализатор мирового спроса. Распространение эпидемии, ужесточение пограничного контроля, карантин, объявленный во множестве стран, привели к глобальный спаду спроса на перевозки, в особенности на авиаперевозки [3] что еще больше подорвало спрос на нефть.

В начале марта было расторгнуто партнерство между ОПЕК и Россией. На фоне снижения спроса на нефть из-за эпидемии коронавируса Россия и ОПЕК не смогли договориться о сокращении добычи нефти и начали ценовую войну на нефтяном рынке. Последствием этого стал резкий обвал цен на нефть, а также курса рубля.

ОПЕК и Россия впервые объединились в 2016 году, чтобы сократить добычу нефти и поднять уровень цен на рынке в ответ на сланцевое бурение в США.

На встрече 6 марта саудовцы предложили еще одно сокращение, чтобы противостоять сдержанному спросу, явившемуся следствием влияния коронавируса на экономику. Россия заявила , что вместо этого она увеличит производство, и саудовцы ответили, что пойдут на те же меры. Несколько дней спустя Объединенные Арабские Эмираты заявили, что они также увеличат объем производства до рекордных уровней и ускорят планы по наращиванию потенциала.

Даже без этих повышений, избыток нефти уже существовал. Согласно отчету Международного энергетического агентства по рынку нефти за март 2020 года [4], падение спроса и рост добычи сланца оставили бы мировой рынок с избыточным предложением более чем на 3 млн баррелей в день, если бы ОПЕК не сделала больших сокращений. Этот профицит сейчас выглядит скромным по сравнению с тем, что, вероятно, принесет год.

Аналогичная ситуация на топливном рынке уже происходила на стыке XX-XXI веков. В 1986 году саудовцы повысили уровень добычи нефти для конкуренции с усиленной добычей в Северном море и, что еще более важно, в Советском Союзе. Результатом стал приток дешевой нефти, продолжавшийся до тех пор, пока, начиная с 2004 года, спрос Китая не установил цены на порядок выше [5]. В течение этой эпохи низких цен на нефть, США имели низкий уровень развития альтернативных источников энергии; увеличение потребления; спад на топливном рынке; рост импорта нефти в США. В тот же период происходила американская интервенция на Ближнем Востоке.

Может ли подобный исход повториться? Нет. Но эпоха сверхнизких цен, например, менее $40 за баррель, какими они являются сейчас, способна повлечь целый ряд других последствий.

Ряд предполагаемых последствий текущей тенденции на топливном рынке:

  • Значительный экономический ущерб для нефтедобывающих стран помимо ОПЕК и России, таких как Аргентина, Бразилия, Кот-д'Ивуару, Малайзия, Индонезия, Азербайджан и Казахстану
  • Крупные экономические и, возможно, социальные потрясения в странах с хрупкой демократией, таких как Ирак, Алжир, Нигерия. В отдельности тревогу вызывает Ирак, пребывающий в перманентном состоянии конфликта.
  • Дешевое топливо способно подорвать стремление потребителей к экономии и ограниченному потреблению ресурсов, а также к использованию альтернативных транспортных средств.
  • Дешевое топливо может стать возможным препятствием для производства электроавтомобилей и способствовать снижению спроса на них.
  • Значительное снижение переработки пластика по мере того, как производство новых пластмасс станет дешевле затрат на переработку.
  • Низкая цена на нефть может стать особенно привлекательной для менее развитых стран (транспорт, производство электроэнергии, отопление), которые в настоящее время проходят модернизацию энергетики и испытывают нехватку доходов.

Нынешний топливный шок, наравне с пандемией еще не закончился, весь мир могут ожидать крупные изменения. Можно предположить, что последствия от избытка сверхдешевой нефти будут разнообразным, но едва ли окажутся полезными. Да, будут некоторые преимущества для потребителей, в том случае, если цены на топливо будут оставаться на низшем уровне дольше, чем несколько месяцев. Продовольствие и мазут для отопления, например, станут значительно дешевле. Тем не менее, сверхдешевая нефть не может послужить на благо мира. Существует множество причин, служащих достаточным основанием, чтобы стремиться уйти от нефтяной зависимости.

Данила Макаровский

Источники

  1. Crude Oil Brent 1st Front Month (ICE). Режим доступа: https://oilprice.com/commodity-price-charts?1&page=chart&sym=CB*1&name=Brent%20Crude
  2. OPEC Tries to Head Off Oil Glut as Coronavirus Saps Demand. Режим доступа: https://www.nytimes.com/2020/03/02/business/oil-price-opec-coronavirus.html
  3. Coronavirus Spread Becomes a Global Crisis for Airlines. Режим доступа: https://www.ainonline.com/aviation-news/air-transport/2020-03-06/coronavirus-spread-becomes-global-crisis-airlines
  4. Oil Market Report - March 2020. Режим доступа: https://www.iea.org/reports/oil-market-report-march-2020
  5. Energy in China: Development and Prospects. Режим доступа: https://journals.openedition.org/chinaperspectives/2783

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы
Возрастное ограничение