Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Economy and Finance / Markets: estimates and projections / Articles
Oil and end of globalization
Material posted: Publication date: 10-09-2013

Recently an acquaintance shared with me a very interesting video on Youtube. It was a recording of the lecture, canadian economist Jeff Rubin at the International Center of Management of Innovation(CIGI). Jeff Rubin has long been a leading economist of canadian investment Bank CIBC World Markets. In the early 2000s, he was able to predict a sharp jump in oil prices that occurred a few years later in 2007-2008.

In 2009, Jeff published the best-selling Why Your World Is About To Get A Whole Lot Smaller("Why Your world will have to settle for a much smaller"), which has already sold over 50 thousand copies and was included by the Financial Times in the list of the best books of the year. Today Jeff Rubin is considered one of the world's most respected experts in the field of energy. Jeff leads his weekly blog on the website of the canadian newspaper The Globe and Mail. Title of a lecture by Jeff Rubin of course was in tune with the title of his book: “Oil and the end of globalization”

According to him, the understanding of the essence of the disease is the first essential step to finding the cure. According to the generally accepted version of events, the recession that began in 2008, was the result of the crisis in American ipotechnim the market. The reckless lending of Americans, who often were unable to repay previous loans, was a well-oiled mechanism. This mechanism for a short time made millionie profits for investment banks on Wall Street and all those who were engaged in the resale and appraisal of mortgage pseudo-securities.

However, why the crisis began in the U.S. eventually became international? Why is the abandoned and boarded-up Windows in Cleveland became a symbol of worldwide economic collapse? And why signs of recession in other countries appeared simultaneously with those in the United States? Obviously, it was a different reason. Maybe it was the fact that the oil at that time was worth 148 dollars per barrel?

All of the recession over the last 40 years inevitably coincided with the peak in oil prices. The rise in oil prices caused the recession in 1973, 1979 -1982., 1991, How about the recent crisis? In 2004, oil was around 30 dollars per barrel, while in 2008 “only” almost $ 150 per barrel.

What does the oil price to economic shocks? The main component of the link between oil price and economic environment is inflation. In turn, the higher inflation leads to higher interest rates on loans, which makes many kredituvannya insolvent. It is low interest rates helped to inflate the bubble of American ipoteki in the early 2000s, when oil cost about $ 30 per barrel. It is a sharp increase in rates in 2007, 2008 led to the fact that the bubble burst. At that time oil was at an all-time height of 148 dollars per barrel.

Low interest rates allow us to increase the debt load of the population. Many in the United States in the early and mid-2000s with credit cards. They were offered the opportunity to use almost free of other people's money at almost zero percent per annum. Who will refuse money sent to you by mail?

But the music in the financial markets began to subside, when suddenly inflation increased from 1% to 5% in a very short period of time. The increase in interest rates was the instant response of the Central Bank of the U.S. on inflation.

As the oil price connected to inflation? To answer this question you can go to any large supermarket that sells food and household goods. What is the percentage of goods or food products in your nearby supermarket was produced in your city or in the suburbs. Obviously, this percentage is small. As popadaut other non-resident and foreign goods in your supermarket? Apparently, their there bring. And what do you think is the main cost item for carriers? Of course fuel. What will happen with the prices in your supermarket, if the cost of their transportation, for example, tripled due to rising fuel prices? It is obvious that these costs will be reflected in the increase of final consumer prices for food and goods of life. The rise in consumer prices - that is called inflation. Additionally only mention that oil is a component of cost of production of all plastic products in your home and your everyday life.

Why oil prices tend to increase for the last 20 years, excluding temporary padenie during the recession? There are a number of objective reasons. The first one is that the available oil reserves on our planet have been steadily declining. The number of new untapped oil fields are becoming less and less. Another reason is to reduce the share of oil exports in the OPEC countries caused by the depletion of reserves and rising domestic consumption. Do not forget about the ongoing armed conflict and instability in the Middle East, North and Central Africa and Latin America, which make the market to play it safe, waiting for any interruptions in the supply of raw materials. And last, but not least, the reason lies in the objective growth of expenses for oil production. With prices of 50 to 60 dollars per barrel the international oil industry is curtailing investment in oil production, which leads to the lack of oil on the market and higher prices for that resource. This means that three-digit oil prices are no longer extraordinary; rather, they reflect the cost of supply of this key mineral to the international market.

In a world where triple-digit oil prices become reality, you lose the benefit of cheap foreign labour force, as the savings in production will be more than niveliruya of the transportation costs. According to Rubin, this indicates that in the near future the world will again return to local production and consumption of household goods and food products.

On the eve of the 2008 crisis in the U.S. for the first time in the last 20 years, the steel production grew by 15%, while steel exports from China to the U.S. decreased by 15%. Maybe the reason for this unusual phenomenon for the last years lies in the fact that to produce steel in the United States was cheaper than to import from China? For the production and steel imports China needs to get iron ore from Brazil across the Pacific ocean. The steel production is also energy intensive. Then China needs to send steel across the Pacific ocean in the United States. In all this uchastvuet oil. Three-digit prices for energy imports became unprofitable. A similar example can be any product of import at your local supermarket.

We go back to a world where production of goods will become local and the import share will fall significantly. Competition for natural resources will increase substantially, which risks escalation of armed conflict.

The rise in oil prices has triggered an increase in the share of alternative energy sources in the international consumption of energy. However, the share of these sources is much less than the share of oil in the energy market. Thus in the near future, oil remains a key player in the global energy market, a kind of DNA of the international economy, and the pulse netago market will determine the state of the global economy.


RELATED MATERIALS: Economy and Finance
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Рынки: оценки и прогнозы / Статьи
Нефть и конец глобализации
Материал разместил: Соколов СергейДата публикации: 10-09-2013

Недавно знакомый поделился со мной очень интересным видео на Youtube. Это была запись лекции канадского экономиста Джеффа Рубина в Международном Центре Инноваций Управления(CIGI). Джефф Рубин долгое время был ведущим экономистом канадского инвестиционного банка CIBC World Markets. В начале 2000-х ему удалось предсказать резкий скачок цен на нефть, который произошел несколько лет спустя в 2007-2008 гг.

В 2009 г. Джефф издал бестселлер Why Your World Is About To Get A Whole Lot Smaller(«Почему Вашему миру придется довольствоваться намного меньшим»), который уже разошелся тиражом более 50 тысяч экземпляров и был включен газетой Financial Times в список лучших книг года. Сегодня  Джефф Рубин считается одним из самых уважаемых в мире экспертов в области энергетики. Джефф еженедельно ведет свой блог на сайте канадской газеты The Globe and Mail. Название лекции Джеффа Рубина конечно же было созвучно названию его книги: “Нефть и конец глобализации”

По его словам, понимание сущности заболевания есть первый необходимый шаг для поиска лекарства. Согласно общепринятой версии событий, рецессия, начавшаяся в 2008 г., произошла в результате кризиса на американском иппотечном рынке. Безрассудное кредитование американцев, которые часто были не в состоянии погасить предыдущие кредиты, было хорошо отлаженным механизмом. Этот механизм за короткое время произвел миллионые прибыли для инвестиционных банков на Wall Street и всех тех кто занимался перепродажей и оценкой иппотечных псевдо-ценных бумаг.

Однако почему кризис начавшийся в США в итоге стал международным? Почему запустение и заколоченные окна в Кливленде стали символом международного экономического коллапса? И почему признаки рецессии в других странах появлялись одновременно с таковыми в США? Очевидно, на то была иная причина. Может она заключалась в том, что нефть на тот момент стоила 148 долларов за баррель?

Все рецессии за последние 40 лет неминуемо совпадали с пиком нефтяных цен. Взлет цен на нефть стал причиной рецессии 1973 г., 1979 -1982 гг., 1991 г. Как насчет последнего кризиса? В 2004 г. нефть стоила около 30 долларов за баррель, тогда как в 2008 г. “всего лишь” почти 150 долларов за баррель.

Какое отношение имеет цена на нефть к экономическим потрясениям? Пожалуй, главная составляющая связи между ценой на нефть и экономической конъюнктурой - это инфляция. В свою очередь рост инфляции ведет к росту процентных ставок по кредитам, что делает многих окредитованных неплатежеспособными. Именно низкие процентные ставки позволили надуть мыльный пузырь американской иппотеки в начале 2000-х, когда нефть стоила порядка 30 долларов за баррель. Именно резкое увеличение ставок в  2007, 2008  гг. привело к тому, что пузырь лопнул. В то время нефть была на небывалой высоте - 148 долларов за баррель.

Низкие процентные ставки позволяют увеличивать закредитованность населения. Многие в США в начале и середине 2000-х получали письма с кредитными картами. Им предлагалась возможность пользоваться почти бесплатными чужими деньгами почти под нулевой процент годовых. Кто откажется от денег, которые присылают вам по почте?

Но музыка на финансовых рынках начала стихать, когда неожиданно инфляция выросла с 1% до 5% в очень короткий промежуток времени. Увеличение кредитных ставок стало моментальным ответом ЦБ США на рост темпов инфляции.

Как цена на нефть связана с инфляцией? Для ответа на этот вопрос можно зайти в любой крупный супермаркет, торгующий продуктами питания и товарами быта. Каков процент товаров или продуктов питания в вашем соседнем супермаркете был произведен в вашем городе или его окресностях. Очевидно, что эта доля невелика. Как попоадают остальные  иногородние и иностранные товары в ваш супермаркет? Очевидно их туда привозят. А как вы думаете, что является главной статьей расходов грузоперевозчиков? Конечно топливо. А что произойдет с ценами на товары в вашем супермаркете, если затраты на их перевозку, скажем, утроятся, вследствие роста цен на топливо? Очевидно что эти расходы будут отражены в росте конечных потребительских цен на продукты питания и товары быта. Рост потребительских цен - именно это и называется инфляцией. Дополнительно лишь упомяну, что нефть является состовляющей расходов на производство всех пластмассовых изделий в вашем домашнем и рабочем обиходе.

Почему цены на нефть имеют тенденцию к росту последние 20 лет, исключая временное паденние во время рецессий? Для этого существует множество объективных причин. Первая из них в том, что доступные нефтяные резервы на нашей планете неуклонно сокращаются. Количество новых неосвоенных месторождений становится все меньше. Еще одна причина заключается в уменьшении доли нефтяного экспорта в странах ОПЕК, вызванное истощением резервов и ростом внутреннего потребления. Не стоит забывать о непрекращающихся вооруженных конфликтах и нестабильности в странах Ближнего Востока, Северной и Центральной Африки и Латинской Америки, которые заставляют рынки перестраховываться, ожидая возможные сбои в поставке сырья. И последняя по счету, но не по значимости, прична лежит в объективном росте расходов на добычу нефти. При ценах в 50 - 60 долларов за баррель международные нефтяные концерны сворачивают инвестиции в нефтедобычу, что приводит к недостатку нефти на рынке и росту цен на этот ресурс. Это означает, что трехзначные цены на нефть больше не являются экстраординарными, скорее они отражают объективные затраты на поставку этого ключевого полезного ископаемого на международный рынок.

В мире, где трехзначные цены на нефть становятся реальностью, теряется выгода дешевой зарубежной рабочей силы, так как экономия при производстве будет более чем невелирована затратами на транспортировку. По мнению Рубина, это указывает на то, что в недалеком будущем мир снова вернется к локальному производству и потреблению товаров быта и продуктов питания.

В преддверие кризиса 2008 г. в США впервые за последние 20 лет производство стали выросло на 15%, в то время как экспорт стали из Китая в США сократился на 15%. Можеть быть прична этого нетипичного явления для последних лет лежит в том, что производить сталь в США стало дешевле, чем импортировать из Китая? Для производства и импорта стали Китаю нужно получить железную руду из Бразилии через Тихий океан. Само производство стали также энергозатратно. Затем Китай должен отправить сталь через Тихий океан в США. Во всем этом участует нефть. Трехзначные цены на энергоносители делает импорт стали нерентабельным. Аналогичным примером может быть любой продукт импорта в вашем ближайшем супермаркете.

Мы возвращаемся назад в мир, где производство товаров станет локальным и доля импорта существенно упадет. Конкуренция за природные ресурсы существенно возрастет, что чревато эскалацией вооруженных конфликтов.

Рост цен на нефть послужил толчком к росту доли альтернативных источников энергии в международном потреблении энергоносителей. Однако доля этих источников гораздо меньше доли нефти на энергетическом рынке. Таким образом в ближайшем будущем нефть попрежнему остается ключевым игроком на глобальном энергетическом рынке, своего рода ДНК международной экономики, и пульс нефтянго рынка будет определять состояния глобальной экономики.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы