Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Economy and Finance / Markets: estimates and projections / Other
Russia risks to remain without the oil
Material posted: Publication date: 31-05-2020
The international energy Agency expects a decline in global oil demand in 2020 at $1 trillion. And reduce investment in the oil industry by about a third. If Russian oil and gas to this fall, given that in Russia and the industry in General, and especially the exploration of new reserves already under-funded for many years?

Deputy Prime Minister Yuri Borisov said that Russia needs "to move away from the oil needle".

The idea is not new: this has been discussed for at least ten years. However, from 2015 to 2019, about 64% of Federal budget revenues was provided by the production, transportation and use of mineral resources. Moreover, 82% are directly on the aisle tarasowy sector. And in a crisis it has spawned great hopes. But will there be enough strength and resources? Or the needle has already blunted itself?

The accounting chamber auditors note that in recent years there has been a lack of growth of oil and gas reserves. But not because they are in Russia. The problem is – in previous years the domestic mining sector has been seriously underfunded. Especially in terms of exploration.

"For the entire period of the so-called "declarative principle", and it exists since 2014, the search and evaluation of deposits of solid minerals were involved in just 21.5 billion rubles – just over 9 % of the total expenses of subsoil users for this purpose. Meanwhile, in Canada investments exploration companies are from 31.3 to 44.5 % annually," – describes the situation of auditor of the accounts chamber Mikhail Men.

"Another very important question – search reserve. This needs to be addressed, because the backlog, which was formed in Soviet times, ends. And now the formation of a search reserve has become a strategic goal for the next few years," adds the General Director of Rosgeologia Sergey Gorkov. In the SP note: the potential "search reserve" for increasing the mineral resource base is limited because of insufficient geological exploration of mineral resources. Today middle-scale mapping covered only 24.1% of the country.

But according to experts, while maintaining the same order of financing of geological studying of bowels on a residual basis the prospects for the industry are disappointing.

"How can it be otherwise, when a comprehensive geological survey is funded only 10% of the required level?", – commented the doctor of economic Sciences, member of the Expert Commission on subsoil use of RAS Boris Khakimov, "the Search for new deposits in areas without a good geological maps are almost blind, with low efficiency. For example, with an annual production of 500 million tons of oil, we are opening about 50 smaller deposits in the year with total reserves of about 100 million tons. Simply put, re-produce only 20% of extract".

Until 2002, the reproduction of the mineral resource base was provided by contributions of subsoil users, some of whom were enlisted in the Federal budget and are directed only to the financing of geological exploration works in the framework of the state order. The rest of the expenses fall on the shoulders of the market participants.

However, in 2020 the scheme has changed – "celiku" was canceled. With 50% of the deductions taken into account in the rate of the severance tax, the remaining 50% is left to the mining companies for self-financing of exploration without any responsibility for how the task was to use abandoned funds. In the end, doing it mainly large companies. "The rest, due to the fact that they do not have own funds for financing such works do not show interest in investing in exploration, the impact of which is possible in 10-15 years", – stated in the SP.

To interest business

According to Deputy Minister of natural resources, the head of the Federal Agency for subsoil use, Yevgeny Kiselyov, funding for exploration is now one of the most important issues. The "Toolkit, which was formed in the framework of the application system, allowed to increase extra-budgetary financing rate not less than 7-8 % per year. However, this mechanism is not supported by the possibility of raising money from the market," he explains.

It is clear that the degree of risk of investments in this business are extremely high. It's not interest rates, not industrial production, where it is possible to calculate the possible risks. "Here the risk is much higher. Therefore, at this stage we think it is extremely important to create venture funds to support our unionism companies," – said Kiselev.

Business ' interest in investing in exploration sector is more concerned with the exploration of mineral resources, their geological and economic assessment. But that's the problem. To begin with, a unified methodology for the evaluation is still no, say auditors. And no other is needed to perform the current tasks of regulations and laws. Key "Law on subsoil" was adopted in 1992, and is periodically fine-tuned. But still hopelessly outdated.

"The current regulatory basis for the development of the industry does not meet modern requirements. Not adopted a number of priority laws aimed at improving the investment attractiveness of subsoil use, ensuring the reproduction of mineral resources base, rational use and protection of bowels. Not fully regulated licensing issues, estimation of undiscovered mineral resources and their classification", – underline the auditors.

The second problem is weak private investment in geological studies, especially in the early stages. One of the main obstacles for investors becomes too long process of obtaining permits for geological study of subsoil. Wait for the right paper have from 180 to 300 days.

According to the accounting chamber from 2015 to 2019, as a whole the volume of financing of geological studying and reproduction of mineral resources of 1.8 trillion rubles, an increase over this period by 1.2 times. With 90 % financing – the money of subsoil users. And the volume of unexecuted budgetary assignments for this period has increased 17 – fold to 5.1 billion rubles, of which 96.2% are necessary on "Rosgeologiya".

According to Sergey Gor, one of the reasons for this situation – again, excessive sluggishness of the state machine: "Here the main problem is long term contracts. For example, last year a Government order was released only on July 3. In fact, we have the whole season couldn't start work. And some of them, for example, in the Arctic, we can conduct only in the summer." Another reason – the state of "Rosgeologia": the depreciation of its fixed assets is, according to Gor, 95%.

Tax cuts

Another problem that drew the attention of the chamber, is the abundance of tax mechanisms of regulation of subsoil use. According to the JV in 2018, the share lightroomo oil production has reached about 50 %, and in 2035 it is projected the figure to 90%. "More than two-fold increase provided oil companies with incentives has not led to a comparable increase investment. Evaluation of the effectiveness of the measures taken to date have not been conducted", – underline the auditors, pointing out that official statistical information on the amount of taxes not received in the Federal budget in connection with an application for benefits, received only 10 points out of 37.

"Now we are seeing some cuts on the court, formed the Ministry of energy, Ministry of industry and companies. It is necessary to resolve", – commented Valeriy Kiselev, "In accordance with the decisions taken 18 September 2018 at the meeting of the Government of the Russian Federation, Rosnedra currently conducting an inventory of oil fields with reserves of more than 5 million tons in terms of economic efficiency of their development in the current fiscal environment. The results of this event will analyze the use of tax incentives".

The figure in the bowels

The regulatory framework, streamlining of taxation, attraction of private investors, of course, important. But there is another aspect of technology. "Further development of the geological industry lacks advanced technologies, investment attractiveness, modern regulation, digitalisation and openness of geological information", – stated in the Bulletin of the accounts chamber. In fact, auditors are strongly advised to include in the national project "Digital economy" event on the digitalization of the accumulated array of geological studies. In addition, it is proposed "to create the conditions for innovative technical and technological development of the geological industry, the introduction of advanced methods of forecasting and search of mineral deposits". In General, to update the methodology.

In fact, technology will allow to increase oil recovery at the production at the existing fields, and enable development of previously uneconomic inventory classes in the regions of traditional production, said the head of Department of strategy and innovation "Gazprom oil" Sergey Vakulenko.

"From the point of view of the economy full cycle to the fiscal section, these measures can ensure the growth of reserves of the country with a significantly lower cost than a search in new remote areas and construction of new infrastructure, creation of new production centres from scratch. These methods allow you to extend the life of existing production regions, to provide long-term employment in these towns. On this basis, public policy should support technological methods of increment of the resource base along with the search," – says Vakulenko.

But "upgrade" of existing enterprises also need money, and considerable. And just now not enough. And soon, perhaps, will be even less. If the IEA expects a decline of investment in the global oil industry at 32%, the forecast of the Moscow school of management SKOLKOVO is even less optimistic.

"Because of the significant decline in oil prices, according to our forecasts, global investment in exploration and production in 2020-2021 years will be reduced by 45 %, which will also affect the Russian subsoil users", – said the expert on oil and gas markets school Catherine Grushovenko, adding that a significant decline in demand and prices in commodity markets, particularly oil, requires additional analysis of the problems and to formulate new recommendations for the further development of the mineral resource base in Russia.

"In long-term scenarios of world energy development can greatly change. In particular, many experts are now seriously considering the possibility of accelerating energierecht," explains Dr. Grushovenko.

The chamber on global energoparitet not yet spoken, but refer to the forecast of the forum (the Forum of gas exporting countries), according to which the growth in world energy demand by almost 30% natural gas is the only hydrocarbon resource, which will increase its share in the global energy mix from 23% to 27% by 2050, ahead of coal by the end of 2020-ies and equaling the oil by the end of the forecast period. The share of oil in global energy balance will decrease from 32 to 26 %, the share of coal from 26% to 18%. That is, in the next 30 years, the mining industry, will continue to serve as an important source of wealth and the time to restore order in the depths. Regardless of how the process will go to "dismount the needle."

Olga Misuragin

Source: https://expert.ru/2020/05/28/neft-prognoz/

Tags: Russia , oil


RELATED MATERIALS: Economy and Finance
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Рынки: оценки и прогнозы / Разное
Россия рискует остаться без нефти
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 31-05-2020
Международное энергетическое агентство ожидает падения глобального спроса на нефть в 2020 году на $1 трлн. И сокращения инвестиций в нефтяную отрасль примерно на треть. Готов ли российский нефтегаз к такому падению, учитывая, что в России и отрасль в целом, и особенно разведка новых запасов и так уже недофинансируется в течение многих лет?

Вице-премьер Юрий Борисов заявил, что России надо «уходить от нефтяной иглы».

Идея не нова: об этом говорят уже, как минимум, лет десять. Однако с 2015 по 2019 год примерно 64% поступлений в федеральный бюджет обеспечивали добыча, транспортировка и использование полезных ископаемых. Причем 82% приходятся непосредственно на неф тегазовый сектор. И в кризис на него возлагаются особые надежды. Но хватит ли сил и ресурсов? Или же игла уже успела затупиться сама?

Аудиторы Счетной палаты отмечают, что в последние годы наблюдается недостаточный прирост запасов нефти и газа. Но не потому что их в России нет. Проблема в другом – в предыдущие годы отечественная добывающая отрасль была серьезно недофинансирована. Особенно по части геологоразведки.

«За весь период действия так называемого «заявительного принципа», а он существует с 2014 года, на поиск и оценку месторождений твердых полезных ископаемых было привлечено всего 21,5 млрд рублей – чуть более 9 % от общего объема расходов недропользователей на эти цели. Между тем в Канаде инвестиции геологоразведочных предприятий составляют от 31,3 до 44,5 % ежегодно», – описывает ситуацию аудитор Счетной палаты Михаил Мень. 

«Еще один очень важный вопрос – поисковый задел. Этим надо заниматься, потому что тот задел, который был сформирован в советское время, заканчивается. И сейчас формирование поискового задела становится стратегической задачей на ближайшие несколько лет», – добавляет генеральный директор «Росгеологии» Сергей Горьков. При этом в СП отмечают: потенциал «поискового задела» для наращивания минерально-сырьевой базы ограничен из-за недостаточной геологической изученности недр. Сегодня среднемасштабным картированием охвачено только 24,1% территории страны.

Но как отмечают эксперты, при сохранении прежнего порядка финансирования геологического изучения недр по остаточному принципу перспективы для отрасли – неутешительные. 

«Как может быть иначе, если комплексная геологическая съемка финансируется всего на 10% от необходимого уровня?», – комментирует ситуацию доктор экономических наук, член Экспертной комиссии по недропользованию РАН Борис Хакимов, – «Поиски новых месторождений на площадях без хорошей геологической карты проводятся практически вслепую, с низкой эффективностью. Например, при ежегодной добыче более 500 млн тонн нефти мы открываем около 50 мелких месторождений в год с суммарными запасами около 100 млн тонн. Проще говоря, воспроизводим только 20% добываемого». 

До 2002 года воспроизводство минерально-сырьевой базы обеспечивалось за счет целевых отчислений недропользователей, часть которых зачислялась в федеральный бюджет и направлялась только на финансирование геолого-разведочных работ в рамках госзаказа. Оставшаяся часть расходов ложилась на плечи самих участников рынка.

Однако в 2020 году схема изменилась – «целевку» отменили. При этом 50 % отчислений учтены в ставке НДПИ, остальные 50 % оставлены добывающим компаниям для самостоятельного финансирования геологоразведки без какой-либо ответственности за то, насколько целевым оказалось использование оставленных им средств. В итоге занимаются этим, в основном, крупные компании. «Остальные, ввиду того, что не располагают собственными средствами для финансирования таких работ, не проявляют интереса к инвестированию поисково-разведочных работ, отдача от которых возможна через 10–15 лет», – констатируют в СП.

Заинтересовать бизнес

По словам замминистра природных ресурсов, руководителя Федерального агентства по недропользованию Евгения Киселева, финансирование геологоразведочных работ сейчас является одним из наиболее важных вопросов. «Инструментарий, который был сформирован в рамках заявочного принципа, позволил наращивать внебюджетное финансирование темпами не менее чем 7–8 % в год. Однако этот механизм не подкреплен возможностью привлечения денег с рынка», – поясняет он.

Понятно, что степень рисков вложений в таком бизнесе чрезвычайно высока. Это же не банковский процент, не промышленное производство, где можно просчитать возможные риски. «Здесь риск значительно выше. Поэтому на данном этапе мы считаем чрезвычайно важным создание венчурных фондов в поддержку нашим юниорным компаниям», –  отмечает Киселев.

Заинтересованность бизнеса в инвестировании в геологоразведочный сектор в большей степени связана с изученностью недр, их геолого-экономической оценкой. Но в этом-то и проблема. Начать с того, что единой методологии той самой оценки до сих пор нет, отмечают аудиторы. Как нет и других столь необходимых для выполнения текущих задач нормативных актов и законов. Ключевой «Закон о недрах» был принят еще в 1992 году, и периодически дорабатывался. Но все равно безнадежно устарел.

«Существующая регуляторная основа развития отрасли не отвечает современным требованиям. Не принят ряд приоритетных законов, направленных на повышение инвестиционной привлекательности недропользования, обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, рационального использования и охраны недр. Не в полной мере регламентированы вопросы лицензирования, оценки прогнозных ресурсов полезных ископаемых и их классификации», – подчеркивают аудиторы.

Вторая проблема – слабый приток частных инвестиций в геологическое изучение недр, особенно на ранних стадиях. Одним из основных препятствий для инвесторов становится слишком долгий процесс получения разрешительной документации на геологическое изучение недр. Ждать нужные бумаги приходится от 180 до 300 дней.

По данным Счетной палаты с 2015 по 2019 год в целом объем финансирования геологического изучения и воспроизводства минерально-сырьевой базы 1,8 трлн рублей, увеличившись за этот период в 1,2 раза. Причем 90 % финансирования – деньги недропользователей. А объем неисполненных бюджетных назначений за этот период вырос в 17 раз – до 5,1 млрд рублей, из которых 96,2% приходятся на «Росгеологию». 

По словам Сергея Горькова, одна из причин сложившейся ситуации – опять же чрезмерная медлительность госмашины: «Здесь главная проблема – долгий срок заключения контрактов. Например, в прошлом году распоряжение Правительства вышло только 3 июля. Фактически мы целый сезон не могли приступить к работам. Причем часть из них, например, в Арктике, мы можем проводить только летом». Еще одна причина – само состояние «Росгеологии»: изношенность ее основных средств составляет, по словам Горькова, 95%. 

Налоговое ассорти

Другая проблема, на которую обратила внимание Счетная палата, – это обилие налоговых механизмов регулирования недропользования. По данным СП в 2018 году доля льготируемой добычи нефти составила порядка 50 %, а в 2035 прогнозируется рост показателя до 90%. «Более чем двукратное увеличение предоставляемых нефтяным компаниям льгот не привело к сопоставимому росту инвестиций. Оценка эффективности принимаемых мер до настоящего времени не проводилась», – подчеркивают аудиторы, указывая на то, что официальная статистическая информация о суммах налогов, не поступивших в федеральный бюджет в связи с применением льгот, поступает только по 10 пунктам из 37.

«Сейчас мы наблюдаем некое ассорти на площадке, сформированной Минэнерго, Минпромторгом и компаниями. Необходимо это урегулировать», – комментирует ситуацию Валерий Киселев, – «В соответствии с решениями, принятыми 18 сентября 2018 года на совещании Правительства Российской Федерации, Роснедра в настоящее время проводят инвентаризацию месторождений нефти с запасами свыше 5 млн тонн на предмет экономической эффективности их разработки в текущих налоговых условиях. По результатам этого мероприятия будет проанализировано применение налоговых льгот». 

Цифру в недра

Нормативная база, наведение порядка в налогообложении, привлечение частных инвесторов, безусловно, важны. Но есть и еще один аспект – технологический. «Для дальнейшего развития геологической отрасли не хватает передовых технологий, инвестиционной привлекательности, современного нормативного регулирования, цифровизации и открытости геологической информации», – говорится в бюллетене Счетной палаты. Собственно, аудиторы настоятельно рекомендуют включить в состав нацпроекта «Цифровая экономика» мероприятия по переводу в электронный вид накопленного массива геологических исследований. Кроме того, предлагается «создать условия для инновационного технического и технологического развития геологической отрасли, внедрения прогрессивных методов прогнозирования и поиска месторождений полезных ископаемых». В общем, обновить методику.

Собственно, технологии позволят и увеличить нефтеотдачу при добыче на существующих месторождениях, и включать в разработку ранее нерентабельные классы запасов в регионах традиционной добычи, отмечает руководитель департамента стратегии и инноваций «Газпром нефти» Сергей Вакуленко.

«С точки зрения экономики полного цикла до фискального раздела эти меры могут обеспечивать прирост запасов страны со значительно меньшими затратами, чем поиск в новых труднодоступных регионах и строительство новой инфраструктуры, создание новых центров добычи с нуля. Эти методы позволяют продлить жизнь существующих регионов добычи, обеспечить долгосрочную занятость в моногородах. Исходя из этого, государственная политика должна поддерживать технологические методы приращения ресурсной базы наряду с поисковыми», – поясняет Вакуленко.

Но на «апгрейд» уже имеющихся предприятий тоже нужны деньги, и немалые. А их-то как раз сейчас и не хватает. И скоро, возможно, станет еще меньше. Если МЭА ожидает падения инвестиций в глобальную нефтяную отрасль на 32%, то, прогноз Московской школы управления Сколково еще менее оптимистичный.

«Из-за значительного снижения цен на нефть, по нашим прогнозам, глобальные инвестиции в разведку и добычу в 2020–2021 годах снизятся на 45 %, что также затронет и российских недропользователей», – говорит эксперт по нефтегазовым рынкам школы Екатерина Грушевенко, добавляя, что значительное снижение спроса и цен на сырьевых рынках, в частности нефтяном, требует дополнительного анализа проблем и выработки новых рекомендаций по дальнейшему развитию минерально-сырьевой базы в России. 

«В долгосрочном периоде сценарии развития мировой энергетики могут сильно поменяться. В частности, многие эксперты сейчас всерьез рассматривают возможность ускорения энергоперехода», – поясняет Грушевенко. 

В Счетной палате о глобальном энергопереходе пока не говорят, но ссылаются на прогноз ФСЭГ (Форум стран-экспортеров газа), согласно которому при росте мирового спроса на энергоносители почти на 30% природный газ будет единственным углеводородным ресурсом, который увеличит свою долю в мировом энергобалансе – с 23% до 27% к 2050 году, опередив уголь к концу 2020-х годов и сравнявшись с нефтью к концу прогнозируемого периода. При этом доля нефти в мировом энергобалансе снизится с 32 до 26 %, доля угля – с 26% до 18%. То есть в ближайшие 30 лет добывающая отрасль, так или иначе будут по-прежнему служить важным источником благосостояния и самое время навести порядок в недрах. Независимо от того, как пойдет процесс «слезания с иглы». 

Ольга Мещерягина


Источник: https://expert.ru/2020/05/28/neft-prognoz/ 

Теги: Россия , нефть


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы
Возрастное ограничение