Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Economy and Finance / Markets: estimates and projections / Articles
The state and prospects of development of oil and gas sector of the Republic of Serbia
Material posted: Publication date: 18-02-2019

The States of Central and Eastern Europe are geographically close neighbors and important trade partners of the Russian Federation, whose relationship is defined by the "Agreement on partnership and cooperation". The agreement regulates the interaction of Russia with the above mentioned region in the field of economy, science and technology, industry, military cooperation, tourism, etc. Although we should also consider that this agreement is limited to cooperation, which does not contradict conditions of the European Union, since almost half of the countries belonging to the area of the States of Central and Eastern Europe are permanent members.

Stable growth of economic development of the Russian Federation, increase of competitiveness of the countries of Central and Eastern Europe as a result of obtaining financial resources from the EU, the growth of investment of foreign capital has stimulated an increase in Russian imports, primarily industrial goods and technology. Despite this, you may notice some imbalance of commodity exchange. In particular, the volume of imports of the above goods, which Russia receives substantially less than the volume of exports of energy resources to the region.

It should also be emphasized that the accession of several countries from the region in NATO, a certain way has restricted the export of Russian weapons.

Leading Russian companies that own foreign assets in this region, undoubtedly, are ”Gazprom” and ”LUKOIL”.

Russia is a major exporter of energy for most countries of the region, and fully meets their needs (the biggest importers of gas: the Czech Republic, Lithuania, Latvia, Slovakia (99%), Romania (91%), Hungary (75%), Slovenia (49%). As for oil, the greatest need have Slovakia and Poland (95%), Czech Republic (62%), Estonia (55%), Romania (54%).

The Russian Federation is working on the preservation and improvement of good political relations, strengthening cooperation and placing of their goods, since the countries of Central and Eastern Europe are an important factor in creating a good strategic plan for the conquest of the European market [1].

The Republic Of Serbia

According to data of the Republican statistical Committee of Serbia[1] the trade turnover with foreign countries in 2018 amounted to 38.9 billion. which is 15.3% more than in 2017. Serbia in 2018 exported goods in the amount of 17.0 billion. (an increase of 14.2%). Import of goods was $ 21.9 billion. (increase by 16.1%). The negative balance of trading balance of 4.9 billion dollars. (an increase of 23.4%). Coverage of import by export – 77,4% (in 2016 – 78,8%).

By the end of 2018. main foreign trade partners of Serbia in terms of turnover are Germany – 4.9 billion. with a specific weight in the total trade turnover – by 12.6%, Italy – 4.4 billion USD. with a specific gravity of 11.4%, Russia – 2.6 billion. or 6.6%, Bosnia and Herzegovina – 2.0 billion. or 5.0%, China – $ 1.8 billion. or 4.7%, Hungary – $ 1.7 billion. or 4.3% and Romania – us $ 1.5 billion. or 3.7%. The share of these foreign trade partners of Serbia accounts for about 50.0 per cent of total turnover.

The main importers of Serbian products are Italy – $ 2.2 billion. (with a specific weight of 13.2% in total imports of foreign countries from Serbia), Germany – $ 2.1 billion. (12,5%), Bosnia and Herzegovina – $ 1.4 billion. (8,1%), Russian Federation – USD 1.0 billion. (5,9%), Montenegro – $ 0.8 billion. (4,8%), Romania – $ 0.8 billion. (4.8%) and Bulgaria – 0.6 billion USD. (3,5%) [2].

 

 

million.

%%

 

Total:

16992,4

100

 

fuel and energy commodities

432,0

2,5

Export structure of Serbia in 2018 (interest rate)

In accordance with the Standard international trade classification (smtk) is interested in the export performance of Serbia in 2018 were as follows:

  • oil and petroleum products (300,6 million dollars).

The main countries-exporters of goods to the market of Serbia are Germany (us $ 2.8 billion. with a specific gravity of 12.6% in the total import of Serbia), Italy (us $ 2.2 billion. or 10.1%), China ($1.8 billion. or 8.1%), Russian Federation (us $ 1.6 billion. or 7.2%), Hungary ($1.1 billion. or 5.0%), Poland ($0.9 billion. or 4,1%), Turkey ($0.8 billion. or 3.6%) and Austria (us $ 0.7 million. or 3.1%).

The share of these trading partners accounted for 54.1% of total imports of Serbia.

The imports of Serbia in 2018 (interest rate):

  • oil and petroleum products (1392,1 mln.);
  • natural gas (516,3 million.) [4]

According to the national statistical Committee of Serbia, the volume of Russia's trade with Serbia in 2017 amounted to 2581,8 million. that is by 12.3% more than in 2016. While Russian exports amounted to 1586,3 million. (increase 5.5%) and imports from Serbia – 995,5 million. (increase of 25.2%).

Russia trade volume with Serbia in 2017 occupies the 3rd place among foreign trade partners of Serbia with a specific gravity of 6.6% in its total foreign trade turnover. The trade turnover with Germany amounted to 4906,6 million. (12,6%), Italy – 4445,7 million. (11.4 per cent).

The volume of exports to Serbia, Russia takes the 4th place with a specific gravity of 7.2% in total exports of foreign countries in Serbia. The share of Germany accounts for 12.6% and 2775,0 million. Italy 10,1% – 2208,7 million. China – 8,1% – 1775,6 million.

The volume of imports from Serbia Russia takes the 4th place with a specific gravity of 5.9% in total imports of foreign countries from Serbia. The volume of exports of Serbia to Italy amounted to 2237,0 million. (13.2%), and Germany – 2131,6 million. (12,5%), Bosnia and Herzegovina – 1370,3 million. (8.1 percent).

The share of energy in the structure of Russian exports of 56.5% (896,4 million.) [2].

 

Import of Russia, mln.

%%

Exports from Russia, mln.

%%

Total:

995,5

100

1586,3

100

Energy

1,3

0,1

896,4

56,5

The structure of trade between Russia and Serbia in 2017.

Products

2017 . million.

2016 . million.

2017/2016 %%

Oil and oil products

425,5

458,5

92,8

Natural gas

453,8

338,9

Total of 133.9

The main goods of Russian exports to Serbia in 2017.

These commodities account for about 80% of Russian exports to Serbia.

Trade and economic relations RS and RF

Russia and Serbia are based on an extensive contractual-legal base. Between the two countries is traditionally active political dialogue, covering a wide range of issues of bilateral cooperation and international issues. Have regular meetings at the level of the highest state leadership, of our governments and ministries. Actively developing inter-parliamentary cooperation. The government of Serbia, the Russian Federation is declared as one of the most important political and economic partners of the Republic. Given that our countries are linked by deep historical and cultural ties, as well as enormous experience of mutually beneficial cooperation, as a defining characteristic of the Russian-Serbian relations, bearing partnerships and deeply friendly nature, points to the mutually beneficial trade-economic cooperation with a stable upward trend and the prospect of escalating over time into an effective strategic partnership with the highest degree of agreement in the field of international policy and common interest of the two countries to develop in the future bilateral cooperation in all its aspects. In the Russian-Serbian trade and economic cooperation the most important areas are energy, agriculture, transport, construction and tourism.

May 25, 2013 at the meeting of the President of Russia Vladimir Putin and President of Serbia T. Nikolic in Sochi signed a Declaration on strategic partnership between the Russian Federation and the Republic of Serbia. This partnership aims to bring bilateral relations to a new level. The strategic partnership provides for the development of large-scale cooperation, particularly in political coordination on issues of bilateral, regional and international relations. In addition, the partnership includes economic and trade issues, development of business contacts and promoting mutual investments.

Russian-Serbian trade and economic cooperation

In December 2017. in a meeting of the presidents of the two countries signed the intergovernmental Declaration on cooperation in modernization of economies, the implementation of which will promote expansion of mutually beneficial cooperation between the Russian Federation and the Republic of Serbia. Serbia handed over a draft joint plan of action in promising sectors of the Russian-Serbian trade and economic cooperation.

Between Russia and Serbia there are more than 20 intergovernmental agreements and protocols. These include the free trade agreement (signed in 2000, amended in 2011), according to which 95% of the goods produced in Russia and Serbia, are exempt from customs duties, and a Declaration on strategic partnership between Russia and Serbia (signed in 2013). Serbia is the only country outside the former Soviet Union, with which Russia has such an agreement. In 2010 Russia granted Serbia a loan in the amount of $200 million to stabilize the balance of payments (to be repaid by 2021). In January 2013, it was allocated $800 million for infrastructure projects in terms of construction of new railway lines, maintenance, procurement of locomotives (up to 2031). In April 2013 was signed the agreement on allocation of $500 million budgetary support (until 2023). In December 2016, the Russian side extended the use of loan volume of $800 million for four years until 31 December 2021 [3].

Sanctions

In 2014 when the US and the EU imposed economic sanctions against Russia in connection with events in Ukraine, Serbia abandoned the anti-Russian sanctions. And after the introduction of Russia's retaliatory measures banning imports of agricultural products from EU countries, Serbia has expressed its intention to increase exports to Russia to replace some of the Western products. However, given the requirement of the European Commission, Belgrade, which is seeking EU membership, has refused these plans.

The trade turnover in the years 2014-2017

In 2015, according to the FCS of the Russian Federation, the Serbian-Russian trade turnover totaled $1.64 billion, which is 23% less than in 2014 (due to the decline in oil prices and the ruble exchange rate). While Russian exports amounted to $850 million, import - $786 million In 2016, the volume of trade increased by 1.32% and reached $1.65 billion (exports of $770 million, import - $886 million). For the first 9 months of 2017, Russia's trade with Serbia amounted to $1,487 billion, which is 29,15% more compared to the same period in 2016 (export - $654,9 million, import - $832,6 million). Russia ranks third among foreign trade partners of Serbia, behind Italy and Germany [4].

Energy

The basis of the interaction energy is signed on 25 January 2008, the intergovernmental Agreement on cooperation in the oil and gas industry. One of the important areas of cooperation is power engineering. In 2008 Russia and Serbia signed an intergovernmental agreement under which the Russian company "Gazprom Neft" acquired a 51% stake in the Serbian company Naftna industrija Srbije ("Oil industry of Serbia", NIS). The company Gazprom Neft, which has invested in subsidiary company "Oil industry of Serbia" about $3 billion, is a leading investor in the Serbian energy sector. In addition, "Gazprom Neft" has undertaken to invest NIS another €500 million the acquisition Process was completed in 2009. "Gazprom oil" owns a stake in 56,15%. This is the largest investment project in Serbia. NIS provides 85% of the Serbian market of petroleum products (the largest oil field Velebit, Kikinda, Mokrin, Rusanda, Elemir, Kikinda-varoš). Oil industry of Serbia (NIS) is one of the largest vertically integrated energy companies in Southeast Europe. Main activities – exploration, extraction and processing of oil and gas, marketing of a wide range of petroleum products, as well as the implementation of energy projects. A program of reconstruction and modernization of technological complex of the company. JSC "NIS" is one of the largest employers and taxpayers of Serbia (share of tax revenues – 13%).

Development strategy of JSC "NIS" the transformation of the enterprise into an energy company-leader of the Balkan region with increasing growth in production and reserves, marketing oil products, including the creation of a network of filling stations in Romania, Bulgaria, Bosnia and Herzegovina, Croatia and Hungary. In October 2017. in the Pancevo oil refinery started construction of a plant for deep oil processing technology of delayed coking is a key investment of the second phase of modernization of the refinery. The volume of investments will amount to approximately € 300 million. Completion of construction is scheduled for the end of 2019. The plant capacity will amount to 2 thousand tons per day, and enter complex into operation will allow to increase depth of oil refining up to 99.2%. In the first stage of modernization of the plant was created by the light hydrocracking and hydrotreatment MHT/DHT, which in 2012 allowed the company to start production of the fuel standard "Euro-5". Investments amounted to 540 million euros. Also "Gazprom oil" does not exclude the possibility of buying shares in the petrochemical company "Petrochemistry". In addition, due to the implementation of a program for exploration of the NIS plans to maintain a share of mining profits at 30%. Planned development of energy directions: work together with "Gazprom energoholding" built gas power plant "Te-Pancevo" cost around 180 million euros, in partnership with the Hungarian MET - wind farm cost 140 million euros. [5]

In January of this year (2019) Russian President Vladimir Putin during his visit to Belgrade at a press conference after talks with Serbian President Aleksandar Vucic said that Gazprom Neft is planning to 2025 to invest in Serbian economy $1.4 billion [6].

OAO "LUKOIL" continues to work in Serbia. The company in 2003, acquired the Serbian company for storage and marketing of petroleum products "Beopetrol".

In October 2009 Gazprom and Serbian Srbijagas JP ("Srbijagas") signed an agreement to establish a joint underground gas storage (UGS) "Banatski Dvor" (51% and 49%, respectively). November 21, 2011 was the commissioning of the warehouse, which became one of the largest in South-Eastern Europe (has an active volume of 450 million cubic meters). June 3, 2017, the parties signed a Memorandum of understanding which includes training and technical and financial feasibility of the project of enlarging of UGS - storage capacity will be increased to 750 million cubic meters on 13 October 2012 between Russia and Serbia was signed an intergovernmental agreement on gas deliveries until the end of 2021. On the basis of this document March 27, 2013 between "Gazprom export" and Jugorosgas ("Yugorosgaz") signed a long-term contract. The annual supply of 1.5 billion cubic meters of gas. In 2016, Gazprom supplied Serbia with 1.75 billion cubic meters of gas - 4.3% more than in 2015. From January to November 2017 in Serbia it was exported 1.85 billion cubic meters of gas, a 26.2% more than in the same period of 2016, and 6% more than for the whole of 2016. Currently Serbia imports gas by pipeline "Urengoy - Pomary - Uzhgorod" (run from Russia through Ukraine and Hungary). In January 2019, the President of Russia Vladimir Putin during his visit to Belgrade at a press conference after talks with Serbian President Aleksandar Vucic announced ambitious plans to supply Russian gas to Serbia.

Sources

  1. https://www.tikrf.org/rusija-kao-ekonomski-partner/trgovinski-partneri-ruske-federacije-drzave-centralne-i-istocne-evrope/
  2. Republicki factory for statistics. Publikacie / the Official website. URL: http://arhiva.stat.gov.rs/WebSite/Public/PageView.aspx?pKey=3
  3. The portal of foreign economic activity. Countries of the world // Official website. http://www.ved.gov.ru. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/
  4. http://import-iz-serbii.ru/torgoviе-otnosheniya-serbii-i-rossii
  5. Naftna Industria Srbije. Izveshtai // Web site. URL: http://ir.nis.eu/sr/izveshtavae/prezentacie/
  6. http://import-iz-serbii.ru/Putin-investici-1%2C4mlrd-%24-2025

 

[1] http://arhiva.stat.gov.rs/WebSite/Default.aspx

 

Eugene Muraveva

Tags: assessment , oil


RELATED MATERIALS: Economy and Finance
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Рынки: оценки и прогнозы / Статьи
Состояние и перспективы развития нефтегазового сектора Республики Сербии
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 18-02-2019

Государства Центральной и Восточной Европы являются географически близкими соседями и значимыми торговыми партнерами Российской Федерации, чьи отношения определены «Соглашением о партнерстве и сотрудничестве». Указанное соглашение регулирует взаимодействие России с вышеуказанным регионом в области экономики, науки и техники, промышленности, военного сотрудничества, туризма и др. Хотя нужно учитывать также, что данное соглашение ограничивается сотрудничеством, которое не противоречит условиям Европейского союза, поскольку почти половина стран, принадлежащих к зоне государств Центральной и Восточной Европы, являются постоянными его членами.

Стабильный рост экономического развития Российской Федерации, повышение конкурентоспособности стран Центральной и Восточной Европы в результате получения финансовых ресурсов со стороны Евросоюза, рост инвестиций иностранного капитала стимулировали увеличение российского импорта, прежде всего промышленных товаров и техники. Несмотря на это, можно заметить некоторый дисбаланс товарного обмена. В частности, объем импорта вышеперечисленных товаров, которые Россия получает, существенно меньше, чем объем экспорта энергетических ресурсов в регион.

Стоит также особо подчеркнуть, что вступление ряда стран указанного региона в НАТО, определенным образом ограничило экспорт российского вооружения.

Ведущими российскими компаниями, которые владеют иностранными активами в этом регионе, несомненно, являются ”Газпром” и ”Лукойл”.

Россия является основным экспортером энергоносителей для большинства стран региона, и в полной мере удовлетворяет их потребности (крупнейшие импортеры газа: Чехия, Литва, Латвия, Словакия (99%), Румыния (91%), Венгрия (75%), Словения (49%). Что касается нефти, наибольшую потребность имеют Словакия и Польша (95%), Чешская республика (62%), Эстония (55%), Румыния (54%).

Российская Федерация работает над сохранением и улучшением хороших политических отношений, укреплением сотрудничества и размещением своих товаров, поскольку именно страны Центральной и Восточной Европы являются важным фактором в создании хорошего стратегического плана в завоевании европейского рынка [1].

Республика Сербия

В соответствии с данными Республиканского статистического комитета Сербии[1] товарооборот республики с зарубежными странами в 2018 г. составил 38,9 млрд. долл., что на 15,3% больше, чем в 2017г. Сербия в        2018 г. экспортировала товаров на сумму 17,0 млрд. долл. (увеличение на 14,2%). Импорт товаров составил 21,9 млрд. долл. (увеличение на 16,1%). Отрицательное сальдо торгового баланса – 4,9 млрд. долл. (увеличение на 23,4%). Покрытие импорта экспортом – 77,4% (в 2016 г. – 78,8%).

По итогам 2018г. основными внешнеторговыми партнерами Сербии по объему товарооборота являются Германия – 4,9 млрд. долл. с удельным весом в совокупном товарообороте – 12,6%, Италия – 4,4млрд. долл. с удельным весом – 11,4%, Россия – 2,6 млрд. долл. или 6,6%, Босния и Герцеговина – 2,0 млрд. долл. или 5,0%, Китай – 1,8 млрд. долл. или 4,7%, Венгрия – 1,7 млрд. долл. или 4,3% и Румыния – 1,5 млрд. долл. или 3,7%. На долю указанных внешнеторговых партнеров Сербии приходится около 50,0 % общего товарооборота.

Основными импортёрами сербской продукции являются Италия – 2,2 млрд. долл. (с удельным весом 13,2% в совокупном импорте зарубежных стран из Сербии), Германия – 2,1 млрд. долл. (12,5%), Босния и Герцеговина – 1,4 млрд. долл. (8,1%), Российская Федерация – 1,0 млрд. долл. (5,9%), Черногория – 0,8 млрд. долл. (4,8%), Румыния – 0,8 млрд. долл. (4,8%) и Болгария – 0,6 млрд. долл. (3,5%) [2].

 

 

млн. долл.

%%

 

Всего:

16992,4

100

 

топливно-энергетические товары

432,0

2,5

Структура экспорта Сербии в 2018 г. (интересующий показатель)

В соответствии со Стандартной международной торговой классификацией (СМТК) интересующие показатели экспорта Сербии в 2018 г. были следующими:

  • нефть и нефтепродукты (300,6 млн. долл.).

Основными странами-экспортёрами товаров на рынок Сербии являются Германия (2,8 млрд. долл. с удельным весом 12,6% в совокупном импорте Сербии), Италия (2,2 млрд. долл. или 10,1%), Китай (1,8 млрд. долл. или 8,1%), Российская Федерация (1,6 млрд. долл. или 7,2%), Венгрия (1,1 млрд. долл. или 5,0%), Польша (0,9 млрд. долл. или 4,1%), Турция (0,8 млрд. долл. или 3,6%) и Австрия (0,7 млн. долл. или 3,1%).

На долю указанных внешнеторговых партнеров приходится 54,1% совокупного импорта Сербии.

Показатели импорта Сербии в 2018 г. (интересующий показатель):

  • нефть и нефтепродукты (1392,1 млн. долл.);
  • газ природный (516,3 млн. долл.) [4]

По данным Республиканского статистического комитета Сербии, объем товарооборота России с Сербией в 2017 году составил 2581,8 млн. долл., что на 12,3% больше, чем в 2016 году. При этом российский экспорт составил 1586,3 млн. долл. (увеличение на 5,5%), а импорт из Сербии – 995,5 млн. долл. (увеличение на 25,2%).

Россия по объему товарооборота с Сербией в 2017 году занимает 3 место среди зарубежных торговых партнеров Сербии с удельным весом 6,6% в ее совокупном внешнеторговом обороте. Объем товарооборота с Германией составил 4906,6 млн. долл. (12,6%), Италией – 4445,7 млн. долл. (11,4%).

По объему экспорта в Сербию Россия занимает 4 место с удельным весом 7,2% в совокупном экспорте зарубежных стран в Сербию. На долю Германии приходится 12,6%  – 2775,0 млн. долл., Италии – 10,1% – 2208,7 млн. долл., Китая – 8,1% – 1775,6 млн.долл.

По объему импорта из Сербии Россия занимает 4 место с удельным весом 5,9% в совокупном импорте зарубежных стран из Сербии. Объем экспорта Сербии в Италию составил 2237,0 млн. долл. (13,2%), Германию – 2131,6 млн. долл. (12,5%), Боснию и Герцеговину – 1370,3 млн. долл. (8,1%).

Доля энергоносителей в структуре российского экспорта составляет 56,5% (896,4 млн. долл.) [2].

 

Импорт России, млн. долл.

%%

Экспорт России, млн. долл.

%%

Всего:

995,5

100

1586,3

100

Энергоносители

1,3

0,1

896,4

56,5

Структура торговли России и Сербии в 2017 г.

Товары

2017г . млн. долл.

2016г . млн. долл.

2017/2016 в %%

Нефть и нефтепродукты

425,5

458,5

92,8

Природный газ

453,8

338,9

133,9

Основные товары экспорта России в Сербию в 2017 г.

Указанные товары составляют около 80% российского экспорта в Сербию.

Торгово-экономические отношения РС и РФ

Россия и Сербия опираются на обширную договорно-правовую базу. Между двумя странами осуществляется традиционно активный политический диалог, охватывающий широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества и международных проблем. Регулярный характер имеют встречи на уровне высшего государственного руководства, по линии правительств и министерств. Активно развивается межпарламентское сотрудничество. Правительством Сербии Российская Федерация декларируется как один из важнейших политических и экономических партнеров Республики. Учитывая, что наши страны связывают глубокие исторические и культурные связи, а также огромный опыт взаимовыгодного сотрудничества, то в качестве определяющей характеристики российско-сербских отношений, носящих партнёрский и глубоко дружественный характер, указывается на взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с устойчивой тенденцией к росту и перспективой перерастания со временем в действенное стратегическое партнерство с наивысшей степенью согласия в области международной политики и общим интересом двух стран развивать и в будущем двустороннее сотрудничество во всех его аспектах. В российско-сербском торгово-экономическом сотрудничестве наиболее значимыми направлениями являются энергетика, сельское хозяйство, транспорт, строительство и туризм.

25 мая 2013 г. на встрече Президента России В.В. Путина и Президента Сербии Т. Николича в Сочи была подписана Декларация о стратегическом партнерстве между Российской Федерацией и Республикой Сербией. Данное партнерство имеет целью вывести двухсторонние отношения на новый уровень. Стратегическое партнерство предусматривает развитие масштабного сотрудничества, в частности в политической координации по вопросам двусторонних, региональных и международных отношений. Кроме того, партнерство включает в себя торгово-экономические вопросы, развитие деловых контактов и поощрение взаимных инвестиций.

Российско-сербское торгово-экономическое сотрудничество

В декабря 2017 г. в ходе встречи президентов двух стран была подписана межправительственная Декларация о сотрудничестве в области модернизации экономик, реализация которой будет способствовать расширению взаимовыгодного сотрудничества Российской Федерации и Республики Сербии. Сербской стороне передан проект совместного Плана действий по перспективным отраслям российско-сербского торгово-экономического сотрудничества.

Между Россией и Сербией действуют более 20 межправительственных соглашений и протоколов. В их числе соглашение о свободной торговле (подписано в 2000 году, дополнено в 2011 году), согласно которому 95% товаров, произведенных в России и Сербии, освобождены от таможенных сборов, и декларация о стратегическом партнерстве между РФ и Сербией (подписана в 2013 году). Сербия - это единственная страна вне постсоветского пространства, с которой Россия имеет такое соглашение. В 2010 году Россия предоставила Сербии кредит в размере $200 млн на стабилизацию платежного баланса страны (должен быть погашен до 2021 года). В январе 2013 года было выделено $800 млн на развитие инфраструктурных проектов в части строительства новых железнодорожных путей, ремонта, закупки тепловозов (до 2031 года). В апреле 2013 года было подписано соглашение о выделении еще $500 млн на осуществление бюджетной поддержки (до 2023 года). В декабре 2016 года российская сторона продлила срок использования кредита объемом $800 млн на четыре года - до 31 декабря 2021 года [3].

Санкции

В 2014 году, когда США и ЕС ввели экономические санкции в отношении России в связи с событиями на Украине, Сербия отказалась от антироссийских санкций. А после введения ответных мер России, запрещающих импорт сельскохозяйственной продукции из стран ЕС, Сербия выразила намерение увеличить экспорт в Россию для замены некоторых западных продуктов. Однако, учитывая требование Еврокомиссии, Белград, который много лет добивается членства в ЕС, отказался от этих планов.

Товарооборот в 2014-2017 годах

В 2015 году, по данным ФТС РФ, сербско-российский товарооборот составил $1,64 млрд, что на 23% меньше, чем в 2014 году (из-за снижения цен на нефть и курса рубля). При этом российский экспорт составил $850 млн, импорт - $786 млн. В 2016 году объем торговли увеличился на 1,32% и достиг $1,65 млрд (экспорт России $770 млн, импорт - $886 млн). За 9 месяцев 2017 года товарооборот России с Сербией составил $1,487 млрд, что на 29,15% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года (экспорт - $654,9 млн, импорт - $832,6 млн). Россия занимает третье место среди зарубежных торговых партнеров Сербии, уступая Италии и Германии [4].

Энергетика

Основой взаимодействия в области энергетики является подписанное 25 января 2008 г. Межправсоглашение о сотрудничестве в нефтегазовой отрасли. Одним из важных направлений сотрудничества является энергетика. В 2008 году Россия и Сербия подписали межправительственное соглашение, в соответствии с которым российская компания "Газпром нефть" приобрела 51% акций сербской компании Naftna industrija Srbije ("Нефтяная индустрия Сербии"; НИС). Компания Газпром нефть, которая вложила в дочернюю фирму "Нефтяная индустрия Сербии" около $3 млрд., является ведущим инвестором в сербскую энергетику. Кроме того, "Газпром нефть" обязалась инвестировать в НИС еще €500 млн. Процесс приобретения завершился в 2009 году. "Газпром нефть" владеет пакетом акций в 56,15%. Это - крупнейший инвестиционный проект в Сербии. НИС обеспечивает 85% сербского рынка нефтепродуктов (наиболее крупные нефтяные месторождения - Велебит, Кикинда, Мокрин, Русанда, Элемир, Кикинда-Варош). Нефтяная индустрия Сербии (НИС) - одна из крупнейших вертикально-интегрированных энергетических компаний Юго-Восточной Европы. Основные направления деятельности – разведка, добыча и переработка нефти и газа, сбыт широкого спектра нефтепродуктов, а также реализация проектов в области энергетики. Осуществляется программа реконструкции и модернизации технологического комплекса компании. АО «НИС» является одним из крупнейших работодателей и налогоплательщиков Сербии (доля налоговых поступлений – 13%).

Стратегией развития АО «НИС» предусматривается превращение предприятия в энергетическую компанию-лидера Балканского региона с увеличением роста объемов добычи и запасов, сбыта нефтепродуктов, включая создание сети АЗС в Румынии, Болгарии, Боснии и Герцеговине, Хорватии и Венгрии. В октябре 2017г. на НПЗ Панчево началось строительство установки глубокой переработки нефти по технологии замедленного коксования – ключевой инвестиции второго этапа модернизации НПЗ. Объем инвестиций составит около 300 млн. евро.  Завершение строительства комплекса намечено на конец 2019 года. Мощность установки составит 2 тыс. тонн в сутки, а ввод комплекса в эксплуатацию позволит повысить глубину переработки нефти до 99,2%. На первом этапе модернизации завода был создан комплекс легкого гидрокрекинга и гидроочистки MHT/DHT, ввод которого в 2012 году позволил предприятию начать выпуск топлива стандарта "Евро-5". Инвестиции тогда составили 540 млн евро. Также "Газпром нефть" не исключает возможности покупки доли в нефтехимической компании "Петрохимия". Кроме того, за счет реализации программы по геологоразведке НИС планирует сохранить долю добычи в прибыли на уровне 30%. Планируется развитие энергетического направления: совместно с "Газпром энергохолдингом" строится газовая теплоэлектростанция "Те-То Панчево" стоимостью около 180 млн евро, в партнерстве с венгерской MET - ветропарк стоимостью 140 млн евро. [5]

В январе сего года (2019 г.) президент России В. Путин в ходе своего визита в Белград на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Сербии Александром Вучичем заявил, что компания Газпром нефть планирует до 2025 года инвестировать в экономику Сербии $1,4 млрд [6].

ОАО «Лукойл» продолжает деятельность в Сербии. Компания в 2003 году приобрела сербское предприятие по хранению и сбыту нефтепродуктов «Беопетрол».

В октябре 2009 года "Газпром" и сербская JP Srbijagas ("Сербиягаз") подписали соглашение о создании совместного подземного хранилища газа (ПХГ) "Банатский двор" (51% и 49% соответственно). 21 ноября 2011 года состоялся ввод в эксплуатацию хранилища, ставшего одним из крупнейших в Юго-Восточной Европе (имеет активный объем 450 млн куб. м). 3 июня 2017 года стороны подписали меморандум о взаимопонимании, который предусматривает подготовку технико- и финансово-экономического обоснования проекта расширения ПХГ - емкость хранилища будет увеличена до 750 млн куб. м. 13 октября 2012 года между Россией и Сербией было заключено межправительственное соглашение о поставках газа до конца 2021 года. На основании этого документа 27 марта 2013 года между "Газпром экспорт" и Jugorosgas ("Югоросгаз") был подписан долгосрочный контракт. Объем ежегодных поставок - 1,5 млрд кубометров газа. В 2016 году "Газпром" поставил в Сербию 1,75 млрд куб. м газа - на 4,3% больше чем в 2015 году. С января по ноябрь 2017 года в Сербию было экспортировано 1,85 млрд куб. м газа, что на 26,2% больше, чем за тот же период 2016 года, и на 6% больше, чем за весь 2016 год. В настоящее время Сербия импортирует газ по газопроводу "Уренгой - Помары - Ужгород" (проложен из России через Украину и Венгрию). В январе 2019 г. президент России В. Путин в ходе своего визита в Белград на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Сербии Александром Вучичем анонсировал масштабные планы по поставкам российского газа в Сербию.

Источники

  1. https://www.tikrf.org/rusija-kao-ekonomski-partner/trgovinski-partneri-ruske-federacije-drzave-centralne-i-istocne-evrope/
  2. Републички завод за статистику. Публикациje // Официальный сайт. URL: http://arhiva.stat.gov.rs/WebSite/Public/PageView.aspx?pKey=3
  3. Портал внешнеэкономической деятельности. Страны мира // Официальный сайт. http://www.ved.gov.ru. URL: http://www.ved.gov.ru/exportcountries/
  4. http://import-iz-serbii.ru/torgoviе-otnosheniya-serbii-i-rossii
  5. Нафтна индустриja Србиje. Извештавање // Веб-сайт. URL: http://ir.nis.eu/sr/izveshtavae/prezentacie/
  6. http://import-iz-serbii.ru/Putin-investici-1%2C4mlrd-%24-2025

 

[1] http://arhiva.stat.gov.rs/WebSite/Default.aspx

 

Евгения Муравьева

Теги: оценки , нефть


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы
Возрастное ограничение