Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Рынки: оценки и прогнозы / Статьи
Stratfor: ЕС на грани бюджетного кризиса из-за Брекзита
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 01-03-2017
До дебатов по очередному бюджету ЕС остается еще полтора года. Однако с учетом текущей политико-экономической ситуации в Европе это, по-видимому, будут самые неоднозначные дебаты в истории блока. Главная причина это, конечно, Брекзит — бюджет ЕС потеряет один из основных своих источников финансирования. О том, каким образом ЕС попытается решить эту проблему — в материале Stratfor.

Прогноз

  • Из-за Брекзита Европейский союз потеряет бюджетного донора. Это вынудитостальных членов пересмотреть финансовые приоритеты и урезать расходы.
  • У членов ЕС будет три варианта компенсации потери вклада Великобритании:увеличение доли других стран, сокращение бюджета или поиск новых источников дохода.Каждый из вариантов сопряжен с политическими рисками.
  • Вопросы, связанные с бюджетом, создадут новые поводы для трений в Европейскомсоюзе, т.к. интересы отдельных стран будут влиять на содержание переговоров.

Анализ

Когда Великобритания выйдет из Европейского Союза, остальным странам-участницампридется ломать голову над формированием бюджета и пересматривать суммы, которыекаждая из стран должна будет вкладывать в общую казну. По всей вероятности,придется переработать ключевые направления политики — от сельскохозяйственныхсубсидий до фондов развития. А пока страны ЕС будут решать, каким путем двигаться,появятся новые поводы для конфронтации. Это вряд ли уменьшит политическуюраздробленность блока.

Бюджет ЕС выстроен вокруг многолетних рамочных соглашений, которые определяютприоритеты и лимиты затрат на семилетку. (Текущая семилетка продлится до 2020 г.включительно.) Каждый год Европейская комиссия, Европейский парламент и страны-участницы ЕС утверждают бюджеты на основе приоритетов и лимита затрат,установленных в соглашениях.

Около 75% бюджета ЕС финансируется за счет платежей, определяемых объемом ВВПстран, т.е. в абсолютном выражении крупнейшие экономики вносят самый большойвклад в общую казну. Но не все члены ЕС придерживаются этой пропорции, внося своюдолю, это приводит к дисбалансу. Кроме того, поскольку из бюджета финансируетсябольшинство программ ЕС, некоторые страны дают блоку больше денег, чем от негополучают. В 2015 г., например, 10 из 28 стран ЕС являлись донорами бюджета. Другиеполучили больше на реализацию программ, чем заплатили.

По традиции согласование бюджета ЕС всегда создает конфликт между его членами.Страны Северной Европы обычно являются бюджетными донорами, а южные ивосточные — чаще всего реципиентами. В результате каждый раз при обсужденииочередных семилетних соглашений разгораются жаркие споры по поводу вкладаотдельных стран, приоритетов и лимитов расходов. Когда в конце 2013 г. закончилисьпереговоры по текущему периоду, страны ЕС договорились об уменьшении расходов вреальном выражении (с учетом инфляции) на 3.5% по сравнению с показателемпредыдущей семилетки — впервые в истории ЕС был утвержден меньший бюджет.Активнее всех за сокращение бюджета выступали Англия и Германия.

Вклад в бюджет ЕС

Великобритания, которая является донором, финансирует примерно десятую  часть всегобюджета ЕС. По данным Европейской комиссии, в 2015 г. Британия сделала чистый взносв размере около 14 млрд. евро (15.7 млрд. долл.) — это третий по величине вклад надушу населения после Нидерландов и Швеции. Но на долю Великобританиираспространяются и льготы, т.е. она получает часть этих денег обратно. Недавнобританской Палатой общин был обнародован доклад, из которого следует, что каждыйгод, с 2009 по 2015, льготы для Лондона составляли от 3.9 млрд до 6.5 млрд евро. Лишьна очень небольшое число стран ЕС (Германию, Нидерланды, Швеция, Австрию иДанию) распространяется такой режим. Поскольку бюджет ЕС должен утверждатьсяединогласно, отдельные страны часто грозят его заблокировать, если им тоже не пойдутна уступки.

Как залатать бюджетную дыру

Потеря вклада Великобритании обернется дырой в бюджете, и перед странами ЕСвстанет сложный вопрос о том, как ее закрыть. По одному из сценариев, остальныхчленов ЕС могут попросить увеличить свои платежи, чтобы компенсировать уходБритании. Но это предложение может дорого обойтись: по информации Der Spiegel,министерство финансов Германии недавно подсчитало, что размер задолженностистраны перед бюджетом ЕС может увеличиться на 4.5 млрд евро в год, если вкладЛондона пропорционально разделить между странами Евросоюза. По расчетамспециалистов из Свободного университета Брюсселя, прошлогодний 5,5-миллиардныйвклад Нидерландов может в 2016 году увеличиться примерно на 750 млн. евро в год. Хотяэто предварительные показатели, ясно, что любое увеличение вклада стран-участниц вбюджет ЕС вызовет споры, особенно среди доноров из Северной Европы. Страны этогорегиона с настороженностью относятся к обязанности финансировать остальнойконтинент, и простое предложение о выплате блоку дополнительных сумм можетпривести к росту популярности партий евроскептиков, таких как «Альтернатива дляГермании» и голландская «Партия свободы».

Согласно второму сценарию, можно принять бюджет ЕС в сокращенном варианте, сменьшим количеством субсидий и программ. Но учитывая тот факт, что большинствостран являются реципиентами и что каждая из них должна будет завизировать любыеизменения бюджета, консенсуса по сокращениям достичь будет нелегко. Эта меравынудит участников программы пересмотреть спорные вопросы, такие как Общаясельскохозяйственная политика. Это касается субсидий, выгодных не только дляотносительно бедных стран Восточной Европы, но и для таких крупных западныхэкономик, как Франция и Испания. Придется пересмотреть и политику структурныхфондов, которые финансируют развитие догоняющих регионов Европейского союза.

С выходом Британии средний ВВП Евросоюза уменьшится, т.е. ЕС будет вынужденскорректировать методику определения уровня бедности региона. После корректировкиможет оказаться, что некоторые регионы, которые сейчас получают финансирование,сочтут слишком богатыми.

Уменьшение количества доступных субсидий и фондов ослабит привлекательностьЕвросоюза для стран Южной и Восточной Европы и снизит заинтересованностьнекоторых правительств в сотрудничестве с центральными институтами Брюсселя или всоблюдении правил ЕС. У блока также будет меньше денег на зарубежные расходы, чтоподорвет его международное влияние. Кроме прочего, ЕС оказывает финансовую помощьстранам-кандидатам на Западных Балканах и развивающимся странам Африки иБлижнего Востока. Сокращение этой помощи ослабит политическое влияние блока.

Также существует вариант сокращения расходов на бюрократию ЕС, которые, по даннымЕвропейской комиссии, составляют 6% от всего бюджета блока. Но это будет трудноосуществить, поскольку институты ЕС проголосовали за сокращение фондовсобственных зарплат.

Последний вариант для ЕС заключается в поиске новых источников дохода. Кромевкладов стран-участниц блок финансируется за счет таможенных пошлин на импорт,части НДС и т.п. Чтобы компенсировать выход Великобритании, Брюссель может ввестидополнительные налоги во всех странах блока, включая налог на финансовые сделки.План по введению такого налога был предложен несколько лет назад, но документ былположен под сукно, так как страны ЕС не смогли прийти к соглашению. Данный вариантвыглядит менее спорным, чем увеличение вклада стран-участниц, но у некоторыхчленов Союза возникают опасения по поводу и без того тяжкого налогового бремени вЕвропе.

Грядущие бюджетные сражения

Вряд ли в бюджетном процессе ЕС произойдут резкие перемены до конца текущейсемилетки в 2020 г. Британские правительство недавно заявило, что планируетофициально объявить о своем решении выйти из блока в марте 2017 г., что положитначало переговорному процессу, который продлится как минимум два года. По этомусценарию, самым ранним сроком Брекзит может стать середина 2019 г. Тем временемБритания будет оставаться полноправным членом ЕС, и ей придется по-прежнемуисполнять свои финансовые обязательства перед блоком. Теоретически Лондон можетпринять решение о прекращении бюджетных платежей Европейскому Союзу уже сейчас,но это вряд ли произойдет, т.к. создаст ненужную напряженность для Лондона, которыйпытается выйти из ЕС на максимально выгодных для себя условиях.

Переговоры по новому финансовому плану могут начаться в 2018 г., но в активную фазунесомненно вступят только в 2019 г. Это создаст для британского правительства стимулдоговориться об условиях выхода к 2019 г., чтобы избежать участия в очередномбюджетном цикле ЕС. Если Британия решит брать пример с Норвегии — которая, неявляясь членом блока, принадлежит к его внутреннему рынку, — ее тоже попросятсделать вклад в бюджет ЕС. Но непохоже, чтобы главной целью Лондона на сегодняшнийдень являлось соглашение «по-норвежски». Кроме того вклад Норвегии в бюджет ЕСпримерно наполовину меньше, чем он мог быть бы в случае ее полноценного членства всоюзе.

Бюджетные вопросы непременно создадут новые трения между участницами Евросоюза.Страны, на которые распространяются скидки, будут их защищать, но при сокращениибюджета их шансы на выигрыш невелики.

В конце сентября министерство финансов Дании предупредило, что потеря вкладаБритании в бюджет ЕС может вынудить остальных членов отказаться от льготнойполитики.

Некоторые правительства также могут использовать бюджетные проблемы ЕС всобственных интересах. Например, правоцентристская Республиканская партияФранции недавно заявила, что Европейский союз должен приостановить действие льготдля Британии из-за ее решения покинуть блок. Учитывая, что Франция одна из немногихкрупных экономик ЕС не получает льгот, следующее правительство может наложить ветона бюджет, если их не получит.

Тем временем основные получатели сельскохозяйственных субсидий и субсидий наразвитие будут отстаивать свои привилегии, а страны-доноры будут пытаться их урезать.Вклад Британии в бюджет ЕС был одним из ключевых пунктов кампании по выходу изблока, и обе стороны приводили свои оценки стоимости ее участия в ЕС. Евроскептикииз стран Северной Европы могут поднять вопрос о несоразмерности их вклада в бюджетЕС с теми выгодами, которые они получают. Любые сокращения субсидий для странВосточной Европы усилят позиции евроскептиков и в этом регионе.

До официального начала дебатов по очередному бюджетному циклу ЕС еще как минимумполтора года. Но с учетом текущей политико-экономической ситуации в Европе это, по-видимому, будут самые неоднозначные дебаты в истории ЕС, которые приведут к ростунапряженности между странами блока, национальные интересы которых ужесталкиваются почти по всем пунктам политической повестки.

 
Анна Красноперова


Источник: http://theins.ru/ekonomika/33246 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы
Возрастное ограничение