Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Экономика и финансы / Финансовая система новой эпохи / Статьи
Тренды e-commerce против реальности: какие прогнозы сбылись, а какие — нет
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 06-06-2022

Каждый год эксперты дают прогнозы, куда пойдет e-com. Например, в 2015 году они видели будущее электронной коммерции в виртуальной реальности и делали ставку на Big Data.

Мы нашли на Хабре несколько любопытных прогнозов и оценили, какие из них стали реальностью, а какие остались фантастикой.

Сбылось: доставка в день заказа

Тренд: Доставка в день заказа — следующий эволюционный шаг в логистике.

В 2014 году McKinsey & Company объявили, что быстрая доставка станет горячим трендом e-commerce. Тогда Amazon доставлял товары за 3 дня и брал за это большие деньги — от 6 до 10 долларов. Сейчас подписчики премиум-сервиса Amazon Prime могут получать заказы в тот же день.

Скоростная доставка стала возможна благодаря искусственному интеллекту в логистике. Он умеет распределять сотни тысяч заказов за несколько минут и учитывает ремонт дорог, пробки и возможные комбинации пути. Если три доставки оформлены на имя одного человека, но в разных магазинах, алгоритм их объединит в единый заказ.

По данным аналитического агентства Data Insight, в первом квартале 2021 года в России в тот же день было доставлено 56 млн заказов.

Данные на начало 2021 года. Сейчас СберМаркет активно развивает доставку за 20 минут. Источник: Data InsightДанные на начало 2021 года. Сейчас СберМаркет активно развивает доставку за 20 минут. Источник: Data Insight

Быстрее всего покупатели получают цветы и продукты — доставка за несколько часов есть у 81% цветочных и 62% продовольственных магазинов, а доставка в тот же день — у 95% магазинов этих двух сегментов. Доставка других товаров в среднем существенно медленнее.

Доли магазинов, предлагающих доставку за несколько часов и в тот же день. Источник: Data InsightДоли магазинов, предлагающих доставку за несколько часов и в тот же день. Источник: Data Insight

Сбылось: персонализация на основе Big Data

Тренд: магазины будут собирать и анализировать Big Data о своих покупателях.

В 2015 году DataBase поставил этот тренд в центр внимания. Тогда только 17% мировых компаний использовали большие данные. За три года эта цифра выросла до 53%.

За три года больше компаний стали использовать Big Data. В 2015 году их было 17%, в 2016-м — 43%, в 2017-м — 53%. Источник: Dresner Advisory ServicesЗа три года больше компаний стали использовать Big Data. В 2015 году их было 17%, в 2016-м — 43%, в 2017-м — 53%. Источник: Dresner Advisory Services

Опрос руководителей из списка Fortune 1000 показал, что в 2021 году 99% компаний инвестировали в работу с данными. В опросе приняли участие American Express, Bank of America, JP Morgan Chase, Mastercard, McDonalds, Sanofi, Starbucks, VISA и Walmart.

При этом не все компании используют Big Data на полную:

  • 24% создали отдел, который занимается только данными;

  • 24% сформировали культуру работы с данными;

  • 39% сообщили, что они руководствуются данными для развития бизнеса.

В последние три года Big Data теряет темпы использования. Источник: NewVantage PartnersВ последние три года Big Data теряет темпы использования. Источник: NewVantage Partners

В России рынок больших данных только развивается. В СберМаркете отдел аналитики собирает данные о поведении клиентов на всех этапах совершения заказа. Покупатели получают персональные рекомендации товаров, к которым стоит присмотреться, и что еще добавить в корзину.

Для только что пришедших в СберМаркет людей мы предлагаем региональные тренды, но чем больше покупок и действий на платформе совершено, тем более уникальными и индивидуальными становятся рекомендации. Мы обучаем модели на миллионах заказов и учитываем в индивидуальных предложениях любимые категории товаров, бренды, наличие скидки и т. д. Модели постоянно переобучаются на свежих данных и становятся только лучше.

Сбылось: голосовые помощники

Тренд: Голосовые платформы будут играть все большую роль в электронной коммерции. В 2017 году «отец» Siri Даг Киттлаус считал, что в будущем люди будут заказывать вещи и продукты при помощи своего голоса.

В 2018 году консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers выяснила, что 65% людей от 25 до 49 лет разговаривают с голосовыми устройствами хотя бы раз в день.

Исследование Voicebot Research показало, что в 2018 году 20,5 млн взрослых жителей США хотя бы раз использовали голос для покупки товара. В 2021 году эта цифра выросла до 45,2 млн.

В 2021 году 45,2 млн американских потребителей покупали товары при помощи голосовых платформ. Источник:  Voicebot ResearchВ 2021 году 45,2 млн американских потребителей покупали товары при помощи голосовых платформ. Источник: Voicebot Research

Более 50 млн россиян пользуются голосовыми помощниками как минимум раз в месяц, но все еще не покупают с их помощью. Опрос Just AI показывает, что в России голосовые платформы чаще всего используют для поиска в интернете, навигации, чтобы узнать прогноз погоды, позвонить, поставить будильник или включить музыку.

Почти сбылось: доставка дронами

Тренд: Через четыре или пять лет дроны смогут доставлять небольшие посылки прямо к вам домой.

Amazon. В 2013 году Джефф Безос обещал наладить доставку дронами и объявил о запуске проекта Prime Air. В 2016 году компания провела тестовые полеты в Великобритании, но в августе прошлого года проект закрылся.

Проект потерпел неудачу из-за постоянных перестановок в рабочей среде и серии увольнений. Из проекта ушли старшие менеджеры, которые работали в Prime Air с момента его запуска. Их заменили менеджеры Amazon, которые специализировались на логистике или складских операциях и не знали технических деталей работы проекта.

В США проект продолжает работать. Сейчас Amazon ищет для американского подразделения 163 специалиста.

Почта России. В 2018 году «Почта России» попыталась запустить свой дрон, но он разбился при взлете. Тогда производитель заявил, что у беспилотника вдруг выключилось всё электронное оборудование.

Спустя три года, в 2021-м, «Почта России» сообщила об успешных испытаниях другого дрона. Он преодолел больше 100 километров в труднодоступном районе. До конца 2024 года компания планирует запустить в ЯНАО доставку на беспилотниках по 10 маршрутам.

Google. В 2021 году Google запустила дронов-доставщиков: сервис Wing привозит заказы жителям австралийских пригородов. Прилетает посылка менее чем за 10 минут, а рекорд Wing составляет 2 минуты 47 секунд с момента заказа до прибытия. Сейчас компания готовится к запуску первой в США службы доставки продуктов беспилотниками.

Дрон летит к месту доставки, снижается на высоту 7 метров, а затем опускает заказ на тросе. Источник: WingДрон летит к месту доставки, снижается на высоту 7 метров, а затем опускает заказ на тросе. Источник: Wing

Не сбылось: сбор данных при помощи умных гаджетов

Тренд: Распространение умных часов, очков и фитнес-браслетов позволит продавцам получать больше данных о покупателе.

В 2014 году PricewaterhouseCoopers объявила, что гаджеты научатся предлагать потребителям персональные акции и скидки в зависимости от того, где человек находится.

Или выбирать подходящую по фигуре одежду. Для этого умное устройство должно не только собирать данные о здоровье и тренировках, но и измерять сотни других параметров человеческого тела.

По данным Statista, с 2016 по 2019 год число носимых устройств увеличилось с 325 млн до 722 млн. По прогнозам, в 2022 году количество умных гаджетов достигнет миллиарда. Но пока они не пришли в e-commerce и сосредоточены на сфере здоровья и фитнеса.

В 2022 году количество носимых устройств в мире достигнет 1 млрд. Источник: StatistaВ 2022 году количество носимых устройств в мире достигнет 1 млрд. Источник: Statista

Не сбылось: виртуальная реальность в покупках

Тренд: Можно будет покупать в интернете с помощью VR.

В 2016 году Alibaba Group Holdings фантазировала, что появятся большие виртуальные торговые центры, где можно будет ходить и рассматривать товары, а покупать с помощью жестов.

Но этого не произошло: шлемы и очки виртуальной реальности стоят дорого, они есть у немногих людей, а разработка приложений для VR сложная. Поэтому e-commerce перешел на дополненную реальность.

Согласно последним данным, к 2023 году во всем мире будет 1,7 млрд пользователей мобильной дополненной реальности. Это в 7,5 раза больше, чем в 2015 году.

Количество активных пользователей мобильной дополненной реальности (AR) по всему миру в 2019–2024 гг. (в миллиардах). Источник: StatistaКоличество активных пользователей мобильной дополненной реальности (AR) по всему миру в 2019–2024 гг. (в миллиардах). Источник: Statista

Вот несколько примеров AR в электронной торговле:

  • IKEA при помощи каталога с AR-кодом может «примерить» к дому всё что угодно. Например, можно поместить мебель в окружение и посмотреть, как она будет выглядеть в комнате.

  • L'Oreal в своем приложении показывает, как будут выглядеть волосы после окрашивания. Lamoda внедрила возможность виртуальной примерки обуви.

  • Nike пошла дальше и сделала в своем приложении функцию, которая с помощью дополненной реальности определяет размер ступни покупателя при выборе обуви.

Nike использует комбинацию компьютерного зрения, науки о данных, технологию искусственного интеллекта и AR, чтобы человек мог найти подходящую по размеру обувь. Источник: NikeNike использует комбинацию компьютерного зрения, науки о данных, технологию искусственного интеллекта и AR, чтобы человек мог найти подходящую по размеру обувь. Источник: Nike

Что е-commerce ждет дальше

Мы разобрали успешные и несбывшиеся предсказания и сейчас хотим сделать свои. Посмотрим, что исполнится через 5 лет:

  • Больше компаний внедрит экспресс-доставку за час и меньше.

  • Склады станут полностью роботизированными с помощью AI-технологий.

  • Алгоритмы искусственного интеллекта постепенно вытеснят кассиров, и появятся магазины без обслуживающего персонала.

  • В России беспилотное такси будет доставлять заказы.

  • Знаменитости начнут продвигать бренды в виртуальной и дополненной реальности.

  • E-com-площадки станут полноценным маркетинговым инструментом наравне с социальными сетями.

Последние два пункта уже сбываются. Для продвижения седьмого сезона Fortnite создатели игры провели концерт Арианы Гранде в игровой вселенной.

Тот самый концерт Арианы Гранде для FortniteТот самый концерт Арианы Гранде для Fortnite

Покупатели уже сейчас активно ищут товары не в поисковых системах, а прямо в маркетплейсах. Поэтому для рекламодателей e-com-площадки станут эффективным рекламным каналом. Главное здесь — возможность отследить конверсии в покупку.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Экономика и финансы