Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Формирование инновационной системы в России / Рекомендуем
Научно-методические основы подготовки научно-педагогических кадров
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 08-06-2011

В настоящее время существуют методические пособия для адъюнктов и соискателей, где дается ряд полезных советов по разработке и написанию кандидатских диссертаций по военно-техническим специальностям. Часть этих разработок оформлены в виде брошюр, другие представлены в виде конспектов лекций, которые были прочитаны в военных Академиях и высших военных учебных заведениях.

Наиболее полезная информация содержится в работах [1-11], которые стали базовыми для настоящей книги. Естественно, что при ее написании было нелогичным и просто некорректным игнорировать этот богатый методический опыт.

С другой стороны, представленная в этих лекциях и книгах информация относится к разным фазам подготовки диссертационной работы, а единого цельного документа, позволяющего представить весь ход проведения исследования от выбора темы и начала теоретической подготовки диссертанта до оформления материалов заседания диссертационного совета, не существует.

Актуальность разработки такого документа в настоящее время обусловлена также следующими обстоятельствами.

Основное назначение настоящей книги – проинформировать диссертантов – соискателей ученой степени кандидата технических и экономических наук – о всех наиболее существенных особенностях процесса подготовки и защиты кандидатских диссертаций, об общих требованиях к разработке основных документов, о процедурах подготовки к защите и самой защите диссертации. Короче говоря – ознакомить их с «правилами игры», не соблюдая которые они могут приобрести много проблем лично для себя, для своего научного руководителя и для научной организации, в которой они собираются защищать свою диссертацию.

Естественно, что при написании этой книги авторы не могли учесть все особенности каждого конкретного диссертанта, да и не ставили перед собой подобной задачи. В книге выделены и систематизированы только наиболее общие вопросы, которые относятся по всем диссертационным работам. Поэтому эта книга – не учебник, а скорее – путеводитель на сложном пути, который должны пройти диссертанты за несколько лет напряженной работы до достижения ими поставленной цели.

Структурно настоящая книга состоит из введения, девяти разделов, заключения и двух приложений.

В первом разделе представлены основные термины научной работы. Перечень этих терминов формирует своеобразный язык научной специальности, помогает диссертантам, их научным руководителям точнее понимать друг друга, предотвращает возможные недоразумения. Толкование основной группы терминов произведено в соответствии с [12–16].

Второй раздел посвящен методическим вопросам научного исследования. Каждому молодому ученому следует понимать, что свою научную деятельность он начинает не с пустого места, что до него за несколько сотен лет уже сложились определенные представления о науке, выработались ее основные понятия и отношения между ними, сформировались методы научного познания, определилась социальная функция науки и обозначились ее цели.

Во втором разделе применительно к конкретным задачам диссертаций рассматриваются понятия о цели, научной задаче (проблеме) диссертационного исследования. Даются понятия о научном результате, новом научном результате, вкладе в науку, квалификационной составляющей диссертационного исследования. Их совокупность специфична именно для диссертационного исследования; поэтому диссертанту необходимо хорошо разбираться в этих понятиях и грамотно применять их в своей работе. В связи с этим, именно второй раздел в определенном смысле составляет идейную основу настоящей книги: в нем содержится «стратегия» подготовки и написания диссертационной работы.

В заключительной части этого раздела представлены основные понятия о научно-технической деятельности, проводимой в масштабах России. Они изложены в соответствии со статьями федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» (1996 г.) [17]. Диссертанту, как начинающему ученому, необходимо иметь хотя бы самые общие представления о том, как полученные им результаты и конкретные действия будут вписываться в общую систему функционирования и развития науки в нашей стране.

В третьем и четвертом разделах представлены наиболее общие теоретические методы, применение которых свойственно большинству диссертационных исследований. Излагается только существо методов, их возможности, ограничения с акцентом на классификацию. Необходимость включения в книгу этих материалов обусловлена следующим.

Казалось бы, с появлением персональных компьютеров систематизация знаний, математическое моделирование, проведение расчетов, техническое написание научных работ, в том числе – диссертаций, значительно упростилось. Но анализ показывает, что качество диссертационных исследований при этом не только не возрастает, а наоборот – резко снижается. Мы видим, по крайней мере, две причины, отчего это происходит. Во-первых, резко снизилась престижность научного труда в традиционных для нашей страны наукоемких областях общественной деятельности. Во-вторых, снизилось качество и количество учебников и монографий по точным наукам в связи со сложностью их издательства, а это обусловлено снижением престижности научной деятельности, т.е. круг в этом смысле замыкается.

В итоге происходит разрушение научных школ, потеря целых научных направлений, уход квалифицированных специалистов в другие сферы общественной деятельности.

Для того, чтобы не то, что предотвратить, а хотя бы частично ослабить отрицательную динамику процесса утраты полезных знаний и навыков, мы решили посвятить два наиболее емких по объему раздела книги – третий и четвертый – изложению теоретических основ диссертационного исследования, разработке своеобразного теоретического минимума. Содержание указанных разделов может также оказаться полезным диссертантам при подготовке к сдаче экзаменов кандидатского минимума по специальности.

Конечно, можно спорить о полноте набора рассматриваемых методов и методик. Но по нашему мнению, если диссертант досконально разберется в  существе представленных в разделах 3 и 4 элементов теоретического минимума, то, грамотно комбинируя и сочетая их с целью и научной задачей (проблемой) своей научной работы, он сможет подготовить качественную диссертацию, по крайней мере – кандидатскую. Так что настоятельно рекомендуем соискателям и адъюнктам изучить представленные универсальные методы исследования.  

В третьем разделе после рассмотрения процедуры формализации научной задачи (проблемы) и краткой общей характеристики применяемых теоретических методов, представлены две большие группы методов, в некотором смысле, группы-антиподы: чисто формальные методы математического программирования, к которым приводится большинство задач синтеза технических и экономических систем (обоснование тактико-технических требований к средствам, комплексам и системам, программного планирования, прогнозирования), и экспертные (эвристические) методы, которые в настоящее время незаменимы и еще долго будут необходимы при анализе и синтезе сверхбольших, а в общем случае – сверхсложных, систем. Заметим, что в настоящее время программное планирование в масштабах отдельных больших регионов и страны в целом  может производиться только с использованием этой группы методов, поскольку сквозное математическое моделирование оказывается невозможным из-за технических ограничений современной вычислительной техники. Поэтому приходится сочетать достоинства формальных и эвристических методов.

Между тем, имеющаяся информация о существе и влиянии друг на друга различных эвристических методов часто не полна, разрознена и противоречива. Поэтому появилась настоятельная необходимость дать диссертантам общее цельное представление об эвристических методах получения и обработки информации.

Методы математического программирования, наоборот, достаточно подробно изложены в ряде работ, например в [18-23]. Однако стиль этого изложения не в полной мере соответствует особенностям процесса работы над диссертацией. Диссертант в очень ограниченные сроки должен ознакомиться с существом методов математического программирования, уяснить их слабые и сильные стороны, ограничения, выбрать наиболее рациональный метод для решения своей конкретной задачи. Разбираться в тонкостях каждого метода, изучать довольно остроумные, но часто имеющие сугубо теоретическое значение оценки скорости сходимости – дело, вообще говоря, полезное, но требующее длительного времени и концентрации внимания на вопросах, далеких от многих научных специальностях.

Поэтому при подготовке материалов подраздела по методам математического программирования мы решили основное внимание уделить описанию существа (схем) методов, их основных особенностей, эффективности, применимости для решения конкретных задач. То есть, изложение материала построено с позиций классификации методов математического программирования. Представляется, что подобная форма окажется наиболее удобной для восприятия диссертантами.

В четвертом разделе представлена еще одна группа общих методов, по которым  у соискателей и адъюнктов возникают сложности с получением информации по этим вопросам.

Прежде всего, это методы программного планирования. Мы понимаем, что многим диссертантам в силу специфики их будущей научной работы эти методы могут не потребоваться. Тем не менее, они должны представлять основные особенности проблем, возникающих при разработке рациональных вариантов Программ развития и предлагаемых методов их решения, поскольку сверхзадачей и конечной целью всех исследований по многим специальностям является именно обоснование Программ развития. Это диссертанты должны четко понимать. Может случиться так, что через какое-то время некоторые из них, уже защитившись и став признанными учеными, захотят попробовать свои силы и знания в решении этой сложной и чрезвычайно актуальной научной проблемы, возможные подходы к решению которой в настоящее время только формируются.

Далее рассматривается вопрос о разработке математических моделей стоимости технических образцов вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ). Это один из самых сложных в методическом отношении вопросов, по которому в открытой литературе информация практически отсутствует. При его решении требуется не столько применение четких логических схем, сколько искусство исследователя, его знание особенностей ценообразования и конкретного производства. Актуальность же разработки самого вопроса обусловлена необходимостью учета стоимостных ограничений в задачах обоснования рациональных значений тактико-технических характеристик (ТТХ) и тактико-технических требований (на уровне отдельных средств, систем и комплексов вооружения) и в задачах программного планирования (при разработке Программ вооружения). Заметим, что для научных организаций разработка математических моделей стоимости – одна из возможных тем нескольких кандидатских, а может быть – и докторской диссертации.

В следующем подразделе изложены вопросы чрезвычайно полезной и вместе с тем – достаточно простой теории размерности и подобия, которая применяется для исследований характеристик физических систем. Знание основ этой теории, может позволить некоторым диссертантам существенно сократить количество проводимых ими натурных и численных экспериментов, получить более точные и обоснованные с физической точки зрения результаты решения разнообразных задач.

В последней части четвертого раздела рассмотрен очень важный вопрос о применении вероятностных методов к оценке достоверности результатов научных исследований. Надо отметить, что оценка достоверности – это «ахиллесова пята» многих диссертаций, в которых проводится разработка имитационных математических моделей. Разработав довольно сложные и хитроумные математические модели и получив на них требуемые результаты, диссертанты очень часто забывают (или просто не хотят об этом помнить), что их красивые убедительные выводы и рекомендации могут оказаться случайным совпадением, игрой случая, обусловленным неопределенностью в исходных данных или ограниченностью статистики. Поэтому, прежде чем утверждать о достоинствах полученных результатов, диссертанту необходимо убедиться в их достоверности. Для этой цели существует специальный методический аппарат – теория проверки статистических гипотез. На ее основе разработаны достаточно простые методы оценки степени достоверности, примеры которых читатель найдет в подразделе 4.3. Надеемся, что они помогут диссертанту подобрать подходящую расчетную схему для своей работы и убедительно доказать достоверность полученных им результатов.

Таким образом, обобщая представленные в 3‑м и 4‑м разделах универсальные методы и методики, следует отметить их две особенности. С одной стороны, они в том или ином виде должны применяться и действительно применяются во многих диссертационных работах. С другой стороны – информация об их существе часто недостаточно систематизирована, наглядна или малодоступна. Все это обусловило необходимость включения данных материалов в настоящую книгу. Заметим, что все методы и методики представлены нами не в абстракном виде, а доведены до кокретных расчетных схем, которые непосредственно могут использоваться при подготовке диссертаций.

Если в первой половине книги были рассмотрены в некотором смысле «стратегические» вопросы написания диссертационной работы, то содержание второй половины – это уже вопросы «тактики» ее подготовки и защиты, начиная от выбора темы диссертации, определения формы диссертационной работы и подготовки публикаций – до оформления работы, написания ее автореферата, представления на предзащиту и, наконец, на защиту в диссертационный совет. Здесь также очень много особенностей и тонкостей, которых необходимо знать диссертанту и правильно ориентироваться в возникающих ситуациях. Как говорится, наука – наукой, а элементарные технические требования надо знать и умело применять.

При подготовке материала этих разделов книги были использованы данные работ [5-11], в которых достаточно подробно (правда, несколько противоречиво по отдельным второстепенным моментам) излагается содержание различных этапов технической подготовки диссертации. Однако, представляя описание отдельных фаз, в этих работах отсутствует достаточно подробное описание всей полной схемы этого процесса.

Поэтому свою задачу при написании второй части книги мы видели в концентрации всего лучшего, что уже наработано другими авторами. Однако простой компиляции не получилось, так как пришлось включить некоторые дополнительные материалы и сформулировать уточняющие положения.

Основное содержание пятого раздела – это рекомендации по первым шагам работы над диссертацией – выборе ее темы (а значит, предмета и объекта исследования, цели и научной задачи) и формы написания (рукопись, научный доклад, монография, учебник), предложение по разработке плана научной работы и началу поиска литературных источников. На этом этапе работы над диссертацией должно быть особо значимым влияние научного руководителя (консультанта) для того, чтобы предостеречь диссертанта от непоправимых ошибок. Мы позволили себе дать рекомендации по рациональному разделению общего времени на две наиболее важные части: теоретическую подготовку и собственно написание диссертации. Надеемся, что диссертанты и их научные руководители (консультанты) используют их при составлении индивидуального и рабочего планов.

Шестой раздел посвящен вопросу о публикациях основных результатов диссертационного исследования. Рассматриваются возможные формы публикаций, в том числе – депонирование рукописей, а также вопросы реализации результатов исследований. Несмотря на кажущуюся простоту этого вопроса, в нем есть некоторые тонкости и маленькие хитрости, о которых диссертант должен знать, правильно понимать и грамотно ими пользоваться. В основном они касаются авторских прав при написании статей и оформлении актов о реализации. В связи с этим, в шестой раздел специально включен подраздел 6.12 «Этика в науке», подготовленный по данным работы [1], в котором мы информируем диссертантов о возможных проблемах и неприятностях при нарушении ими авторских прав других ученых или специалистов.

Содержание седьмого раздела будет интересно диссертанту, который уже, в основном, подготовил фактический материал своей диссертационной работы: провел эксперименты, разработал математические модели, произвел необходимые вычисления и сформировал основные выводы. Теперь перед ним стоит задача правильно оформить полученные результаты в соответствии с известными правилами. В седьмом разделе содержится перечень таких рекомендаций по композиции диссертационного произведения, оформлению и правилам печати текста и библиографического аппарата, представлению табличного и иллюстративного материалов, написанию формул. Рассматривается вопрос о языке и стиле диссертационной работы.

Короче говоря, в седьмом разделе сосредоточены наиболее важные рекомендации по техническому оформлению диссертации, без знания которых диссертант не сможет кондиционно подготовить свою работу для представления на предзащиту и в диссертационный совет.

В восьмом разделе содержатся необходимые сведения для подготовки диссертанта к защите диссертации. Этот этап разделяется на ряд стадий, наиболее существенными из которых являются составление автореферата диссертации, предварительное рассмотрение диссертации по месту ее выполнения, так называемая – «предзащита», предварительное рассмотрение диссертации в диссертационном совете и, собственно, ее защита.

На наш взгляд наиболее сложными являются первые две стадии. Из практики известно, сколько мучений доставляет диссертанту составление автореферата диссертации, что обусловлено очень ограниченным объемом документа. Очень трудно на 24 страницах машинописного текста рассказать об актуальности, предмете, объекте, цели, научной задаче, основных результатах диссертации, показав при этом их новизну, достоверность, научную и практическую значимость и, наконец, привести данные об апробации, реализации и публикации. Поэтому в подразделе 8.1 представлены советы, как по возможности упростить этот процесс, стандартизировав последовательность и форму представляемой информации. Этим также обеспечивается гарантия хорошей восприимчивости автореферата специалистами во внешних организациях при написании на него отзыва.

Предзащита – эта генеральная репетиция защиты диссертации, но с двумя существенными особенностями. Положительной для диссертанта особенностью является то, что после предзащиты еще имеется последняя возможность исправления замеченных ошибок и опечаток, устранение выявленных недостатков. Отрицательная – очень часто предзащита оказывается для диссертанта значительно более трудным делом, чем последующая защита. Действительно в ней, как правило, участвуют значительно больше специалистов, и они анализирует диссертацию и доклад по ней в основном не с точки зрения формы представления материала (хотя формальные недостатки, конечно, также отмечаются), а с точки зрения его содержания. Именно на предзащите задаются самые сложные и «неудобные» вопросы, формулируются самые резкие замечания, в наиболее острой форме рассматриваются авторские претензии. Недаром в некоторых научных организациях считается, что диссертант на 90% уже защитился, если успешно прошла предзащита его диссертации.

Для того, чтобы адъюнкты и соискатели понимали, как происходит предзащита, в подразделе 8.2 подробно (практически – до алгоритма) описаны действия всех участвующих в ней сторон.

После устранения замечаний производится представление диссертации в диссертационный совет и ее предварительное рассмотрение. Этот процесс может осуществляться без личного присутствия диссертанта, которому, однако, необходимо знать перечень представляемых документов и вместе с научным руководителем держать под контролем процедуру назначения официальных оппонентов и ведущей организации.

Наконец, в 9‑м разделе книги рассматриваются процедуры подготовки диссертации к защите и непосредственно ее защиты.

Здесь самым сложным для диссертанта моментом является подготовка доклада, плакатов и иллюстраций, ответы на вопросы. В этом деле общими советами мы ему помочь практически не сможем, поскольку это индивидуальное дело каждого диссертанта. Поэтому мы решили подробно описать типичное заседание диссертационного совета, чтобы соискатель его четко представлял, знал последовательность своих действий, на защите не растерялся и достойно ответил бы на все возникшие вопросы.

В конце раздела коротко изложен процесс оформления документов после защиты и их представления в Высшую аттестационную комиссию Минобразования Российской Федерации (далее по тексту всей книги – ВАК РФ).

Несмотря на то, что содержание девяти разделов этой книги – исключительно советы и рекомендации и, после завершения десятого раздела казалось бы, все уже сказано, все же в заключении мы решили дать еще несколько, на наш взгляд, полезных рекомендаций, которые сложно было вписать в выбранную структуру книги. Они не повторяют предыдущие, а дополняют и конкретизируют их.

В приложении представлены форма заключения о грифе диссертационной работы, классификационные признаки диссертации. Последние необходимы при оформлении документов в ВАК РФ.

Таким образом, если диссертант наберется терпения и внимательно прочитает всю эту книгу, у него должно сформироваться достаточно цельное представление об особенностях процесса подготовки диссертации, как квалификационного научного труда, и представлением ее на защиту. В результате работы над диссертацией ее автор должен приобрести квалификацию ученого, т.е.:

  • овладеть методологией, теоретическими знаниями, современными методами проведения исследований;
  • получить навыки создания (усовершенствования) научно-методического аппарата и его использования для получения новых научных результатов;
  • обрести способность самостоятельно организовывать и проводить научно-исследовательские работы, осуществлять научное руководство подготовкой и аттестацией научных и научно-педагогических кадров.

Мы понимаем, что не все диссертанты будут читать эту книгу последовательно от начала до конца, так как для многих из них часть разделов содержит уже известную им информацию. В этой связи внимательный читатель может заметить в текстах разных разделов незначительные повторения; это не дефект изложения – минимальная повторяемость заложена сознательно для усиления акцента на рассматриваемых вопросах.

С другой стороны, у некоторых диссертантов может возникнуть потребность перечитать отдельные разделы или подразделы книги. Для лучшей ориентации читателей мы решили представить таблицу, в которой наглядно обозначены наиболее значимые разделы и подразделы, рекомендуемые при выполнении диссертационной работы на ее различных стадиях.

№ п.п.

Наименование этапа  работы над  диссертацией

Номер основных разделов (подразделов) 

1.

Формулировка темы диссертационной

 

Разделы 1-4,  подраздел 5.2, заключение (обратить особое внимание на подраздел 2.6)

2.

Выбор формы написания диссертации

Подраздел 5.3, заключение

3.

Составление индивидуального и рабочего планов

Подраздел 5.4

4.

Библиографический поиск  литературных  источников и их изучение

Подраздел 5.5

5.

Публикация  материалов  диссертации

Раздел 6

6.

Учет  опубликованных работ 

Подраздел 6.10

7.

Сдача экзамена кандидатского минимума по специ­альности 

Разделы 1-4

8.

Реализация результатов диссертационного  иссле­дования 

Подраздел 6.13

9.

Оформление материалов диссертационной работы

Разделы 1,7, подразделы 5.3, 5,5, Заключение

10.

Составление автореферата  диссертации

Раздел 1, заключение

11.

Составление  доклада и подготовка иллюстраций

Раздел 1, подразделы 2.6, 8.2, заключение

12.

Предзащита   диссертации

Разделы 1,4,5, подразделы 2.6, 6.10, 8.2, Заключение, приложение 1

13.

Представление диссертации   в совет

Подразделы 6.10, 8.3, 8.4, приложение 1

14.

Подготовка   диссертации к  защите

Разделы 2-4, подраздел 2.6, 9.1, Заключение, приложение 2

15.

Защиты  диссертации

Раздел 1, подраздел 9.3, заключение

16.

Подготовка документов после  защиты диссертации

Подраздел 9.4, заключение, приложение 2

Несколько завершающих замечаний.

1. В тексте книги рассматривается некоторая определенная структура организации, в которой осуществляется подготовка и защита диссертации. Она включает научные управления, отделы, лаборатории. Это сделано для придания конкретности излагаемым материалам. Разумеется, все рекомендации могут быть легко перенесены и трансформированы на организацию (учреждение), которое имеет другую организационно-штатную структуру. Надеемся, что такой прием не будет ограничивать общность представленных материалов.

2. В процессе изложения материалов приводятся типовые формы некоторых документов по подготовке диссертации. Обращаем внимание: названия организаций, фамилии и инициалы должностных лиц – условны, их указание носит иллюстративный характер.

3. По всему тексту указание соответствующих пунктов «Положения о порядке присуждения ученых степеней» дается по редакции, определенной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. № 74 (с изменениями, внесенными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 227 и
опубликованным 3 мая 2006 г. в «Российской газете»).

4. Перефразируя известную пословицу, можно сказать, что плох тот кандидат наук, который не мечтает стать доктором наук, старшим научным сотрудником, профессором и академиком. Поэтому в настоящей книге представлены также минимальные сведения, относящие к дальнейшему научному росту адъюнктов и соискателей – получению ученого звания «старший научный сотрудник» и началу работы над докторской диссертацией. Например, научная задача кандидатской диссертации рассматривается и обсуждается параллельно с научной проблемой, которая обычно разрабатывается только в докторских диссертациях.

Мы пользуемся возможностью выразить глубокую благодарность докторам наук И.В. Простаковой, С.А. Богданову, С.Н. Гриняеву, В.А. Рябошапко, О.П. Сидорову, кандидату наук А.А. Скрынникову, прочитавших ряд разделов книги в рукописи. Мы признательны за внимание и интерес к работе, оказанную ими помощь, доброжелательную и конструктивную критику.

Мы также благодарны С.А. Крюковой и Г.А. Макаренко за представленные ими материалы исследований проблемы стратегического планирования комплекса мероприятий по созданию в России международного финансового центра (подраздел 4.1).

Теперь, уважаемый читатель, когда Вы отчетливо представили себе структуру книги, можете приступать к ознакомлению с ее содержанием. Желаем Вам успеха.

 

СОДЕРЖАНИЕ

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ…………………………………………...

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………

 

1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………………….

 

2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………………………………………

 

2.1. Наука как особая форма процесса познания……………………

 

2.2. Методы научного познания……………………………………..

 

2.3. Объект и предмет исследования.........…………………………..

 

2.4. Теория, основные категории и понятия..……………………….

 

2.5. Социальная функция и цели научного исследования..………..

 

2.6. Цель, научная задача и научная проблема диссертационного

       исследования……………………………………………………..

 

2.7. Научный результат, новый научный результат, вклад в науку...

 

2.8. Научно-техническая деятельность………………………………

 

3. ОБЩИЕ МЕТОДЫ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ...………

 

3.1. Место, роль и общая характеристика формальных методов

       исследования……………………………………………………..

 

3.2. Основы математического программирования…………………

 

3.2.1. Формулировка и классификация задач математического программирования. Основные определения…………………….

 

3.2.2. Достаточные условия существования решения задачи нелинейного программирования. Основная задача выпуклого программирования. Теорема Куна-Таккера……………………..

 

3.2.3. Метод последовательной оптимизации без ограничений (метод штрафных функций). Метод барьерных функций………

 

3.2.4. Методы одномерной оптимизации

 

3.2.5. Методы оптимизации функций многих переменных без ограничений (методы безусловной оптимизации)……………….

 

3.2.6. Методы оптимизации функций многих переменных с ограничениями……………………………………………………...

 

3.3. Вопросы получения и представления экспертных знаний…….

 

3.3.1. Получение экспертных знаний……………………………...

 

3.3.2. Основные области получения знаний……………………...

 

3.3.3. Индивидуальное получение знаний………………………..

 

3.3.4. Коллективное получение знаний…………………………...

 

3.3.5. Формы получаемых знаний…………………………………

 

3.3.6. Методы парных сравнений с анализом иерархий…………

 

4. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ………………………………………….......................

 

4.1. Методы формирования рациональной программы мероприятий на основе методов парных сравнений и анализа иерархий………………….……………………..……………………..

 

     4.1.1. Методика оценки относительных значимостей блоков

     мероприятий………………………………………………………..

 

     4.1.2. Методика оценки затрат, связанных с реализацией

     блоков мероприятий………………………………………………

 

 4.1.3. Методика формирования целевой программы работ по

 созданию МФЦ…………………………………............................

 

4.2. Математические модели стоимости ВВСТ……………………..

 

4.3. Основы теории размерности и подобия………………………...

 

4.4. Вероятностные    методы   оценки   достоверности   результатов исследований……………………………………………

 

5. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПОДГОТОВКИ МАТЕРИАЛОВ ДИССЕРТАЦИИ……………………………………………………………

 

5.1. Научное изучение как основная форма научной работы.

Общая схема диссертационного исследования……………………..

 

5.2. Формулирование темы диссертационной работы……………...

 

5.2.1. Общие рекомендации по формулировке темы кандидатской диссертации………………………………………...

 

5.2.2. Как не следует формулировать тему диссертации………..

 

5.2.3. Актуальность темы диссертации…………………………..

 

5.2.4. Предмет диссертационного исследования и его тема…….

 

5.2.5. Новизна темы диссертации………………………………….

 

5.2.6. Практическая значимость и тема диссертации…………….

 

5.2.7. Научная значимость и тема диссертации…………………..

 

5.2.8. Квалификационная составляющая диссертации…………..

 

5.2.9. Соотношение науки и практики в диссертационном исследовании……………………………………………………….

 

5.2.10. “Технология” выбора и утверждения темы  диссертации

 

5.3. Формы квалификационной научной работы……………………

 

5.3.1. Диссертация в виде рукописи……………………………….

 

5.3.2. Диссертация в виде научного доклада…………………….

 

5.3.3. Диссертация в виде опубликованной монографии или учебника……………………………………………………………

 

5.4. Составление индивидуального и рабочего планов (программы

 исследования)…………………………………………………………

 

5.5. Библиографический поиск литературных источников………...

 

5.6. Изучение литературы и отбор фактического материала………

 

6. ПОДГОТОВКА ПУБЛИКАЦИЙ ОСНОВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

    ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ..

 

6.1. Тезисы докладов и выступлений………………………………...

 

6.2. Научная статья……………………………………………………

 

6.3. Научно-технический отчет о научно-исследовательской

 работе………………………………………………………………….

 

6.4. Методические рекомендации……………………………………

 

6.5. Программа учебного курса………………………………………

 

6.6. Учебник…………………………………………………………...

 

6.7. Монография………………………………………………………

 

6.8. Депонирование научной разработки……………………………

 

6.9. Соавторство………………………………………………………

 

6.10. Учет объема опубликованных работ…………………………..

 

6.11. Основные требования к рукописям……………………………

 

6.12. Этика в науке……………………………………………………

 

6.13. Реализация результатов диссертационного исследования…...

 

 7. ОБЩИЙ ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ МАТЕРИАЛОВ

    ДИССЕРТАЦИИ…………………………………………………………..

 

7.1. Работа над рукописью диссертации……………………………..

 

7.1.1. Композиция диссертационного произведения……………..

 

7.1.2. Рубрикация текста……………………………………………

 

7.2. Приемы изложения научных материалов……………………….

 

7.3. Язык и стиль диссертационной работы………………………….

 

7.4. Оформление диссертационной работы………………………….

 

7.4.1. Представление отдельных видов текстового материала…..

 

7.4.2. Представление табличного материала………………………

 

7.4.3. Общие правила представления формул……………………..

 

7.4.4. Представление отдельных видов иллюстративного

материала…………………………………………………………….

 

7.4.5. Оформление библиографического аппарата………………..

 

7.4.6. Правила печати рукописи…………………………………….

 

8. ПОДГОТОВКА К ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИИ…………………………

 

8.1. Составление автореферата диссертации…………………………

 

8.2. Предварительное рассмотрение диссертации по месту ее выполнения…………………………………………………………….

 

8.3. Представление диссертации в диссертационный совет………..

 

8.4. Предварительное рассмотрение диссертации в диссертационном совете……………………………………………….

 

9. ЗАЩИТА ДИССЕРТАЦИИ…………………………………………….

 

9.1. Процедура подготовки диссертации к защите…………………

 

9.2. Что должен знать диссертант об отзывах на диссертацию и

автореферат……………………………………………………………..

 

9.3. Процедура защиты диссертации………………………………..

 

9.4. Подготовка документов после защиты диссертации…………..

 

9.5. Оценка качества диссертационных исследований……………..

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

 

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………

 

Приложение 1. Форма заключения о грифе секретности диссертации…………………………………………………………...

 

Приложение 2. Классификационные признаки диссертации……….

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………

 


 

Баскаков В.В., Федосеев С.А., Фомин А.Н.

Теги: Россия


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество