Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Будущее информационного общества / Статьи
Анализ зависимости международных отношений от научно-технической политики геополитических акторов на примере развития искусственного интеллекта
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 15-11-2020
В статье дана оценка взаимосвязи достижений научно-технического прогресса с определяющими сферами жизнедеятельности общества. Даны определения ключевых дефиниций в рамках анализа зависимости международных отношений от научно-технической политики государств. Определены главные причины развития искусственного интеллекта, а также сделано предположение о существовании необходимости анализа правовых актов в сфере реализации научно-технических проектов при прогнозирование международных отношений.

В настоящее время, в период становления информационного общества, существования и усугубления глобальных проблем, вопрос значимости комплексного научно-технологического развития является первостепенным для всего человечества. Влияние научно-технологического развития на сущность общественных отношений трудно переоценить, так как технологические инновации являются ключевым фактором, обуславливающим революционные сдвиги в экономических и социальных парадигмах, а также социальные преобразования как на протяжении развития человечества в целом, так и в процессе механизации, индустриализации и информатизации в частности. Технологии могут быть как средством достижения определенных целей, так и непосредственной целью некой деятельности. Достижение более высоко технологического уровня, превосходства в развитии тех или иных областей научного знания может привести к лидерству как физических или юридических лиц в определенных сферах деятельности, так и государства на международной арене.

Совокупность сопряженных производств, имеющих единый технический уровень и развивающихся синхронно; совокупность технологий, характерных для определенного уровня развития производства представляет собой технологический уклад[1], смена которого означает новый этап научно-технического прогресса и предполагает значительные изменения всех сфер жизнедеятельности общества в соответствии с достигнутым уровнем научно-технологического развития. В настоящий момент мир движется к шестому технологическому укладу, который будет характеризоваться развитием робототехники, биотехнологий, основанных на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии; нанотехнологий, систем искусственного интеллекта, глобальных информационных сетей, космических технологий, технологий замкнутого ядерного цикла, возобновляемых источников энергии и т.д.[2]

Одной из наиболее значимых областей шестого технологического уклада является развитие технологий и систем искусственного интеллекта (ИИ), который может быть определен как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека, и включающий в себя информационно-коммуникационную инфраструктуру, процессы и сервисы по обработке данных и поиску решений, программное обеспечение, в котором используются, в том числе, и методы машинного обучения[3]. Область применения ИИ не ограничивается обеспечением обороноспособности и кибербезопасности, развитием вооружений, топливно-энергетического комплекса, промышленности, финансового сектора, сельского хозяйства, образования, логистики и торговли; технологии искусственного интеллекта позволяют в значительно мере трансформировать социально-экономические и политические сферы общества.

Осознавая тот факт, что достижение превосходства в развитии искусственного интеллекта позволит достичь лидерства на мировой арене, уже более 50 государств и межгосударственных объединений в той или иной степени сформировали или формируют концептуально-правовые и институциональные основы реализации политики в области развития и применения ИИ; используют доступные силы и средства в данном направлении, размер и состояние которых у различных геополитических акторов зависят от внешнеполитического статуса, уровня внутриполитической стабильности, состояния и структуры экономики, науки и образования.

Рис. 1. 50 национальных политик в области искусственного интеллекта по состоянию на февраль 2020 года.

Вследствие начала очередного глобального финансово-экономического кризиса, результаты которого могут превысить негативные последствия Великой Депрессии 1929-1933 годов, распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) и реализации во многих государствах политики по противодействию ей, оказавшей неоднозначное влияние на социально-экономическое состояние данных государств; существования значительного количества иных непрогнозируемых факторов, способных оказать негативное влияние как на отдельные страны или регионы, так и на мир в целом, возникают сомнения в реализуемости проектов в области как научно-технического развития в целом, так и в развитии технологий искусственного интеллекта в частности. Тем не менее, анализ правовых актов в сфере реализации проектов в различных областях научного знания, непосредственно связанных с шестым технологическим укладом, необходим для построения прогнозов развития международных отношений, теоретических моделей взаимоотношений различных центров силы в условиях формирования многополярного мира при существовании перспективы разделения глобального мира на макрорегионы.

Проанализировав нормативные правовые акты 18 государств[4] и 1 межгосударственного объединения (Европейский союз) в сфере развития искусственного интеллекта, можно сказать, что на данный момент существует множество подходов в определении ИИ, которые могут быть обусловлены особенностями, как уровня социально-экономического развития, так и научной школы, наиболее развитой в том или ином государстве. Несмотря на то, что государства декларируют готовность участвовать в формировании международных норм и принципов использования искусственного интеллекта, 13 государств и Европейский союз в качестве главной цели определили достижение мирового лидерства в развития ИИ или такого уровня развития технологий, благодаря которому можно будет считаться одним из лидеров. Более того в настоящий момент в актах концептуального характера Соединенные Штаты Америки и Великобритания позиционируют себя в качестве единоличных лидеров в развитии технологий ИИ[5], Франция позиционирует себя как мировой лидер в области исследований искусственного интеллекта[6], в то время как ЕС позиционирует себя как лидер в развитии технологий[7].

Рис. 2. Государства, стремящиеся к лидерству в развитии ИИ (отмечены зеленым цветом на карте).

Государствами, стремящимися к мировому лидерству, являются: Великобритания, Индия, Канада, Китайская Народная Республика, Королевство Саудовская Аравия, Мексика, Норвегия, Республика Корея, Российская Федерация, Соединенные Штаты Америки, Франция, Федеративная Республика Германия, Япония.

Основными направлениями использования технологий ИИ, согласно правовым актам 13 государств, указанных выше, и ЕС являются:

 

Великобритания

Индия

Канада

Китай

Мексика

Норвегия

Республика Корея

Россия

Саудовская Аравия

США

Франция

ФРГ

Япония

Европейский Союз

Увеличение производительности труда

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

 

 

+

 

Строительная сфера

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Возобновляемые источники энергии

+

 

+

+

 

+

 

 

+

 

+

 

 

+

Нефтегазовая промышленность

 

 

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

 

+

Финансовая система

+

 

+

+

 

 

 

+

+

 

 

 

 

 

Кибербезопасность

+

 

 

+

 

 

+

 

 

 

+

+

+

 

Военная сфера

 

 

 

+

 

 

+

 

 

 

+

+

 

 

Общественная безопасность

 

+

 

+

 

 

+

 

 

 

+

+

 

+

Умные города

 

+

+

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

Инфраструктура

+

+

 

+

+

+

+

+

+

 

 

 

+

+

Транспорт

+

+

+

+

 

+

 

 

+

 

+

 

+

+

Медицина

+

+

 

+

 

+

+

+

+

 

+

+

+

+

Образование

 

+

 

+

+

+

 

+

+

+

 

 

 

+

Сельское хозяйство

+

+

+

+

 

 

 

 

+

 

+

+

 

+

Защита окружающей среды

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

+

 

+

Системы мониторинга погоды и стихийных бедствий

 

 

 

+

 

 

 

 

 

+

+

 

 

 

Государственное и муниципальное управление

 

 

 

+

+

+

+

+

+

 

 

 

 

+

Аналитические информационные системы

 

 

 

+

 

+

+

+

 

+

 

 

 

+

Системы распознавания речи

+

 

 

+

 

+

 

 

 

 

 

 

 

 

Базы данных

+

 

 

 

+

+

+

 

 

+

+

+

 

 

Программное обеспечение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

+

 

+

Космические исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

 

Робототехника

 

 

 

+

 

 

+

+

 

+

 

 

 

+

Система реализации политики развития ИИ включает в себя как государственные, так и негосударственные системы. Одним из главных средств достижения поставленных целей является наличие достаточного количества квалифицированных специалистов, обучение которых представляет собой первостепенную задачу государств, стремящихся к переходу в шестой технологический уклад. Способами решения данной задачи являются как обучение отечественных специалистов, так и привлечение иностранных специалистов и компаний. Второй способ решения проблемы нехватки специалистов закреплен в стратегиях развития искусственного интеллекта Великобритании, Германии, Индии, Канады, Китая, Республики Кореи, России, Саудовской Аравии, Франции, Японии и Европейского Союза, а также иных стран (примером может являться Новая Зеландия[8]), не ставящих перед собой задачу достичь лидерства в рассматриваемой области научно-технического прогресса.

На основании анализа рассмотренных выше положений можно определить 3 основных фактора, которые будут определять развитие взаимоотношений геополитических акторов в сфере ИИ в долгосрочной перспективе:

  1. Создание немногочисленными ведущими участниками глобального рынка искусственного интеллекта существенных барьеров для достижения другими участниками рынка конкурентоспособных позиций в целях обеспечения доминирования на этом рынке и получения долгосрочных конкурентных преимуществ;
  2. Возникновение международной гонки по привлечению специалистов, технологий, данных и инвестиций;
  3. Возникновение глобальной гонки за лидерство в сфере ИИ.

Также на основании результатов комплексного изучения правовых актов в сфере ИИ, а именно основных направлений использования технологий ИИ, определенных и указанных в таблице, можно прогнозировать возможные отношения между рассматриваемыми государствами и ЕС. Анализ выявленных данных и факторов, определяющих развитие взаимоотношений геополитических акторов в сфере ИИ в долгосрочной перспективе, позволяет сделать вывод о том, что противостояние между различными государствами в сфере ИИ будет осуществляться в первую очередь в областях высокой конкуренции (инфраструктура, транспорт, медицина, образование и др.), в то время как в областях низкой конкуренции (строительная сфера, космические исследования и др.) на первых порах либо вовсе не будет осуществляться противостояние, либо будет осуществляться противостояние с использованием остаточных ресурсов.

Можно предположить, что противоречия, существующие в настоящий момент между различными региональными и великими державами, в условиях формирования многополярного мира, будут лишь усугубляться вследствие увеличения количества центров силы. Стремление множества государств достичь лидерства в сфере ИИ, возрастание конкуренции, гонки по привлечению международных специалистов в совокупности со схожими противостояниями в иных научно-технических сферах, относящихся к шестому технологическому укладу, могут привести к глобальной гибридной войне между множеством различных по значимости и силе центров силы, способной продолжаться более 10 лет, которая будет выражаться в борьбе, как государств, так и частных компаний за рынки сбыта и технологии, в осуществлении информационной войны, в использовании инструментов как hard power, так и soft power (жесткой и мягкой силы), в многократном применении технологий цветных революций, санкций, в поддержке внутреннего сепаратизма и использовании сил специальных операций для достижения контроля над ресурсами противника.

Подобное развитие международных отношений может стать одной из главных причин формирования новых межгосударственных объединений и союзов, может способствовать формированию макрорегионов, каждый из которых будет развиваться на основании технологических разработок собственных научных школ и будет являться самодостаточным политическим и социально-экономическим образованием.

В настоящий момент уже формируются первые международные объединения в области развития искусственного интеллекта. Так, 15 июля 2020 года было опубликовано совместное заявление членов-основателей Глобального партнерства по искусственному интеллекту[9]. В данную организацию вошли Австралия, Канада, Франция, Германия, Индия, Италия, Япония, Мексика, Новая Зеландия, Республика Корея, Сингапур, Словения, Великобритания и Соединенные Штаты Америки. 25 Сентября 2020 года была опубликована Декларация Соединенных Штатов Америки и Великобритании о сотрудничестве в области исследований и разработок в области искусственного интеллекта[10].

Помимо этого также формируются предпосылки для межгосударственных отношений в сфере ИИ иных государств. Так, согласно Стратегии развития искусственного интеллекта Германии, опубликованной в ноябре 2018 года, одной из главных задач Германии является комплексное сотрудничество с Францией в данной сфере научно-технического прогресса[11]. В декабре 2019 года было озвучено обоюдное согласие Турции и Ирана сотрудничать в сфере развития ИИ[12]. В октябре 2020 года Национальный центр искусственного интеллекта Саудовской Аравии (NCAI) объявил о подписании меморандума о взаимопонимании с китайской компанией Huawei для обеспечения стратегического сотрудничества в рамках Королевской национальной программы развития возможностей искусственного интеллекта[13].

Анализируя основные направления использования технологий ИИ 13 государствами и ЕС и возможности России в развитии технологий ИИ, следует отметить, что, несмотря на то, что продукты (услуги) отечественных организаций в сфере информационных технологий пользуются высоким спросом и занимают лидирующие позиции на российском рынке и рынке Евразийского экономического союза[14], состояние науки и образования не позволяет предполагать о достижения лидерства России в области ИИ в высококонкурентной среде в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Помимо этого, Россия не обладает значительными конкурентными преимуществами по сравнению с другими выше указанными государствами при привлечение иностранных специалистов. Более того, нынешний уровень социально-экономического развития при отсутствии достаточного количества ресурсов не позволяет надеяться на достижение преимущества в возможной длительной глобальной гибридной войне. Тем не менее, у России есть потенциал, благодаря которому, реализуя принятые программы и национальные проекты, существует возможность достижения определенных успехов в данном направлении. Следует отметить, что в настоящий момент Российская Федерация обладает значительными преимуществами перед иными государствами, а именно: она является 1 из нескольких великих держав современного мира, является центром интеграционных процессов евразийского пространства, что в перспективе может стать основой формирования собственного макрорегиона; обладает передовыми технологиями в некоторых областях (ВПК, атомная промышленность), которые можно использовать как одно из средств мягкой силы при реализации национальных интересов.

На основании этого и выявления перспектив развития международных отношений в результате анализа концептуально-правовых основ развития искусственного интеллекта 18 государств и 1 межгосударственного объединения, следует отметить существование прямой взаимосвязи между научно-технической политикой определенных государств - геополитических акторов и геополитикой. Комплексный анализ научно-технической политики государств с рассмотрением тех или иных технологий в качестве средств воздействия и формирования гибридных угроз необходим для построения прогнозов развития международных отношений, теоретических моделей взаимоотношений различных центров силы.

Ивлюшкин Александр

 

Список использованных источников и литературы

  1. Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/.
  2. Artificial Intelligence. Shaping a Future New Zealand [Электронный ресурс]. URL: https://www.mbie.govt.nz/dmsdocument/5754-artificial-intelligence-shaping-a-future-new-zealand-pdf.
  3. Artificial Intelligence Strategy. Status: November 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ki-strategie-deutschland.de/home.html?file=files/downloads/Nationale_KI-Strategie_engl.pdf.
  4. For a meaningful Artificial Intelligence. Towards a French and European Strategy [Электронный ресурс]. URL: https://www.aiforhumanity.fr/pdfs/MissionVillani_Report_ENG-VF.pdf.
  5. Industrial Strategy: building a Britain fit for the future [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/664563/industrial-strategy-white-paper-web-ready-version.pdf.
  6. The National Artificial Intelligence research and development strategic plan: 2019 update. A report by the select Committee on Artificial Intelligence of the National science & technology council. June 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nitrd.gov/pubs/National-AI-RD-Strategy-2019.pdf.
  7. White Paper. On Artificial Intelligence - A European approach to excellence and trust [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/commission-white-paper-artificial-intelligence-feb2020_en.pdf.
  8. Joint statement from founding members of the Global Partnership on Artificial Intelligence. Published 15 June 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/joint-statement-from-founding-members-of-the-global-partnership-on-artificial-intelligence/joint-statement-from-founding-members-of-the-global-partnership-on-artificial-intelligence.
  9. Declaration of the United States of America and the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland on Cooperation in Artificial Intelligence Research and Development. Published 25 September 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/declaration-of-the-united-states-of-america-and-the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-on-cooperation-in-ai-research-and-development/declaration-of-the-united-states-of-america-and-the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-on-cooperation-in-artificial-intelligence-re.
  10. Авербух В. М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник СтавГУ: журнал. Ставрополь, 2010. № 71. С. 159-166.
  11. Iran Press. News Agency. Iran, Turkey to cooperate on artificial intelligence. Tuesday, 24 December 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://iranpress.com/content/16886.
  12. GlobalData Energy. Saudi Arabia signs artificial intelligence agreements. 5 November 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.power-technology.com/comment/saudi-arabia-signs-artificial-intelligence-agreements/.

 

[1] Авербух В. М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник СтавГУ: журнал. Ставрополь, 2010. № 71.С. 159.

[2] Авербух В. М. Шестой технологический уклад и перспективы России (краткий обзор) // Вестник СтавГУ: журнал. Ставрополь, 2010. № 71. С. 160.

[3] Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/.

[4] Австралия, Великобритания, Индия, Италия, Канада, Катар, Китайская Народная Республика, Королевство Саудовская Аравия, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Республика Корея, Российская Федерация, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Франция, Федеративная Республика Германия, Япония.

[5] The National Artificial Intelligence research and development strategic plan: 2019 update. A report by the select Committee on Artificial Intelligence of the National science & technology council. June 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.nitrd.gov/pubs/National-AI-RD-Strategy-2019.pdf;

Industrial Strategy: building a Britain fit for the future [Электронный ресурс]. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/664563/industrial-strategy-white-paper-web-ready-version.pdf.

[6] For a meaningful Artificial Intelligence. Towards a French and European Strategy [Электронный ресурс]. URL: https://www.aiforhumanity.fr/pdfs/MissionVillani_Report_ENG-VF.pdf.

[7] White Paper. On Artificial Intelligence - A European approach to excellence and trust [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/info/sites/info/files/commission-white-paper-artificial-intelligence-feb2020_en.pdf.

[8] Artificial Intelligence. Shaping a Future New Zealand [Электронный ресурс]. URL: https://www.mbie.govt.nz/dmsdocument/5754-artificial-intelligence-shaping-a-future-new-zealand-pdf.

[9] Guidance. Joint statement from founding members of the Global Partnership on Artificial Intelligence. Published 15 June 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/joint-statement-from-founding-members-of-the-global-partnership-on-artificial-intelligence/joint-statement-from-founding-members-of-the-global-partnership-on-artificial-intelligence.

[10] Guidance. Declaration of the United States of America and the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland on Cooperation in Artificial Intelligence Research and Development. Published 25 September 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.gov.uk/government/publications/declaration-of-the-united-states-of-america-and-the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-on-cooperation-in-ai-research-and-development/declaration-of-the-united-states-of-america-and-the-united-kingdom-of-great-britain-and-northern-ireland-on-cooperation-in-artificial-intelligence-re.

[11] Artificial Intelligence Strategy. Status: November 2018 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ki-strategie-deutschland.de/home.html?file=files/downloads/Nationale_KI-Strategie_engl.pdf.

[12] Iran Press. News Agency. Iran, Turkey to cooperate on artificial intelligence. Tuesday, 24 December 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://iranpress.com/content/16886.

[13] GlobalData Energy. Saudi Arabia signs artificial intelligence agreements. 5 November 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.power-technology.com/comment/saudi-arabia-signs-artificial-intelligence-agreements/.

[14] Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года») [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_335184/.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение