Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Будущее информационного общества / Статьи
Информационная безопасность политической системы Сингапура
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 19-10-2015
Феномен лидерства, вероятно, существует так же давно, как и человечество, поскольку в любой человеческой общности обязательно обнаруживаются свои лидеры. Понятие политического лидерства относится к вопросам, связанным с управлением обществом и государством.

Управление представляет собой деятельность субъекта по изменению объекта для достижения некоторой цели. Для принятия управленческих решений субъекту необходима информация о состоянии объекта управления и возможностях воздействия на объект со стороны субъекта и внешних факторов. Также в процессе управленческой деятельности субъекту необходимо постоянно отслеживать состояние управляемого объекта, чтобы при необходимости корректировать воздействие на него. Таким образом, в процессе управления информация имеет определяющее значение. Следовательно, представляется актуальным вопрос об информационной безопасности политического лидерства.

Политическое лидерство представляет собой постоянное приоритетное и легитимное влияние одного или нескольких лиц, занимающих властные позиции, на все общество, организацию или группу.

В структуре лидерства выделяются три основных составляющих:

  • индивидуальные черты лидера;
  • ресурсы или инструменты, которыми он располагает;
  • ситуация, в которой действует лидер.

Выделяют следующие основные функции политического лидера:

  • интеграция общества, объединение масс;
  • нахождение и принятие оптимальных политических решений;
  • коммуникация власти и масс;
  • мобилизация масс на реализацию политических целей.

Таким образом, политическое лидерство является исключительно важным элементом общества и государства, объединяющим людей в единую общность и реализующим управление этой общностью в интересах всех, кто входит в ее состав.

Все приведенные функции политического лидерства предусматривают ту или иную форму информационного взаимодействия. Для интеграции общества лидер должен воплощать в себе и представлять во взаимоотношениях с другими государствами национальное единство, объединять граждан вокруг общих целей и ценностей. Принятие решений представляет собой осознанный выбор из возможных альтернатив; поэтому лицу, принимающему решение, необходима достоверная и достаточная информация по рассматриваемому вопросу. Коммуникация власти и масс подразумевает своевременное получение политическим руководством страны информации от широких слоев населения и реагирование на получаемую информацию. Для мобилизации масс на реализацию политических целей ключевым элементом является передача информации от политического руководства широким слоям населения; однако формы подачи этой информации должны учитывать обстановку в стране и существующие в обществе настроения, иначе эффект от информационного воздействия моет получиться обратным ожидаемому.

Таким образом, для политического лидерства информационная составляющая является критически важной, определяющей саму возможность его эффективной реализации. Рассмотрим вопрос о сущности и содержании информационной безопасности политического лидерства.

В широком плане безопасность можно трактовать как состояние защищенности жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз. Поскольку сущностью политического лидерства является приоритетное и легитимное влияние, ключевым интересом в данном случае представляется возможность реализации политической власти посредством выполнения основных функций политического лидерства. Такая возможность осуществляется при помощи политической системы – совокупности политических институтов, норм, ценностей, идей и отношений, в которых реализуется политическая власть.  Следовательно, безопасность политического лидерства можно определить как защищенность политической системы от внутренних и внешних угроз, информационную безопасность политического лидерства – как защищенность политической системы от внутренних и внешних угроз информационного характера.
Воздействие угроз информационного характера на политическую систему нацелено на информационную составляющую политического лидерства, призвано нарушить информационное взаимодействие, направленное на выполнение основных функций политического лидера. Следовательно, можно определить основные направления воздействия данных угроз:

  • разделение целей и ценностей граждан и политической элиты, внедрение в политическую элиту целей и ценностей, не соответствующих национальным интересам;
  • предоставление политическим лидерам ложной или искаженной информации, способной повлиять на принятие политических решений;
  • нарушение взаимосвязи между политической элитой и широкими слоями населения.

По способу реализации угрозы информационной безопасности политического лидерства в частности можно разделить на две основные категории.

  1. Технические. К данной категории относятся деструктивные воздействия на технические и программные средства органов государственной власти, призванные нарушить функционирование этих органов и, таким образом, затруднить реализацию государственной власти политическим руководством государства.
  2. Психологические. Реализация угроз, относящихся к данной категории, способна влиять на сознание людей, восприятие ими информации, принятие решений.

Источники угроз информационной безопасности политического лидерства также разделяются на внутренние, источники которых находятся на территории рассматриваемого государства, и внешние, источники которых находятся за ее пределами. В то же время следует отметить, что в силу экстерриториальности информационного пространства такое разделение не всегда носит строгий характер. Некоторые угрозы, связанные, в частности, с терроризмом или экстремизмом, могут иметь как внутренние, так и внешние источники.

Возможными источниками угроз информационной безопасности политической системы государства могут быть:

  • деятельность террористических организаций;
  • деятельность иностранных разведывательных и политических структур, направленная на нарушение ункционирования органов государственной власти, влияние на политическую элиту, дестабилизацию социально-политической обстановки;
  • разработка рядом государств концепции «информационных войн», предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира;
  • действия радикальной оппозиции, направленные на свержение существующего государственного строя.

Сингапур, получивший независимость в 1965 году, является парламентской республикой. Высшим органом законодательной власти государства является однопалатный парламент; действует многопартийная система, однако со времени провозглашения независимости у власти находится Партия народного действия. Главой государства является президент, избираемый путем прямого голосования. В Сингапуре поддерживается прочная внутриполитическая стабильность, действует всеобъемлющая система регламентации внутриполитической жизни, основанная на глубоко проработанной юридической базе.

Сингапур фактически является городом-государством, доля городского населения составляет 100%. Основная этническая группа – китайцы, также в Сингапуре проживает значительное количество малайцев и выходцев из Южной Индии. Население исповедует различные религии – конфуцианство, буддизм, ислам, индуизм, различные направления христианства. Государство имеет развитую экономику, по уровню благосостояния занимает 4-е место в мире. Основные отрасли экономики – сфера услуг и высокотехнологичная обрабатывающая промышленность.  Важной особенностью Сингапура является расположение на пересечении большого количества морских торговых путей.

Рассмотрим возможные угрозы информационной безопасности политической системы Сингапура.

Международный терроризм в настоящее время является одной из важнейших угроз безопасности как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств. Сингапур до настоящего времени не сталкивался с террористическими актами на своей территории, однако такие угрозы озвучивались. Применительно к угрозам информационной безопасности политической системы Сингапура можно выделить следующие возможные направления активности террористических группировок:

  • пропаганда радикальной идеологии, в частности, исламского экстремизма;
  • распространение информации, возможно ложной, о подготовке террористических актов, призванное посеять панику;
  • проведение кибертерактов, направленных против органов государственной власти.

Информационная война – это совокупность целенаправленных и тщательно организованных мероприятий по нарушению информационной безопасности среды управления, информационных ресурсов контр-партнера и субъектов управленческой деятельности в различных сферах его целенаправленной деятельности.  Концепция информационных войн возникла в 90-е годы в США, в настоящее время рассматривается многими развитыми странами как один из способов противоборства. Первоначально концепция развивалась как дополнение к традиционному пониманию вооруженного конфликта, однако в настоящее время многие аналитики говорят о возможности достижения стратегических целей методами информационного противоборства без использования военной силы. Военная доктрина Российской Федерации рассматривает усиление роли информационного противоборства как одну из черт современных военных конфликтов. 

Таким образом, информационное противоборство является одной из форм противоборства геополитических субъектов. Сингапур как небольшое государство, находящееся в сфере влияния США, не является самостоятельным субъектом подобного противоборства. Вероятность угроз подобного характера со стороны Китая, в случае развития в этой стране концепции информационных войн, представляется крайне низкой, поскольку дестабилизация обстановки в Сингапуре может поставить под угрозу морские торговые пути, необходимые Китаю.

Ввиду устойчивости политической системы Сингапура и высокого уровня жизни вероятность дестабилизации политической обстановки, обусловленной внутренними причинами, также представляется крайне низкой. Следовательно, угрозу того или иного информационного воздействия на политическую систему государства с целью ее разрушения можно считать потенциальной и в настоящее время для Сингапура не актуальной.


Подводя итоги, выделим основные выводы.

  1. Угрозы информационной безопасности политического лидерства фактически представляют собой угрозы информационной безопасности существующей политической системы.
  2. Политическая система Сингапура весьма устойчива, уровень угрозы ее информационной безопасности представляется относительно низким. Актуальной может являться угроза деструктивных воздействий со стороны международных террористических организаций.

Список литературы

  1. Военная доктрина Российской Федерации.
  2. В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. Введение в политологию. – М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2000 г.
  3. Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.
  4. А.П. Стельмах, А.В. Тонконогов. Обеспечение кибернетической безопасности Российской Федерации (основы общей киберологии): Монография. М., 2012.
  5. Энциклопедия стран мира. — М.: НПО «Экономика», РАН, отделение общественных наук. Главный редактор: Н.А. Симония; редколлегия: В.Л. Макаров, А.Д. Некипелов, Е.М. Примаков. 2004.
  6. Белов В.П., Дербин Е.А., Родионов М.А. «Информационная безопасность государственного управления». Москва – 2004.
  7. AsiaOnline [Электронный ресурс] // Сингапур. URL: http://www.asia-online.ru/infoasia/Singapore/ (дата обращения: 20.04.2015).

Олег Графеев


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение