Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Будущее информационного общества / Статьи
Нейтралитет Австрии в век киберпространства и цифровой революции
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 12-04-2018

Развитие информационных технологий изменило мир. Государства все чаще стараются использовать киберпространство для достижения своих целей. Отражение кибератак, защита информации, противодействие дезинформации являются важными вопросами в области кибербезопасности, которые требуют незамедлительного решения. Каким образом цифровая революция может повлиять на нейтралитет Австрии?

Современные процессы глобализации привели к тому, что Австрии сейчас становится все труднее и труднее поддерживать политику нейтралитета. Экономические проблемы и многочисленные внешние угрозы подталкивают Австрию к тесному сотрудничеству с военными блоками, что противоречит основным принципам нейтралитета.

Австрия тоже стремиться развиваться в сфере кибербезопасности. В Австрии были приняты два важных доктринальных документа: «Стратегия безопасности Австрии» 2013 года  и «Военно-стратегическая концепция» 2017 года. В этих документах Австрия обращает особое внимание на развитие киберобороны. Предотвращение кибервойн, противодействия взломам и защита информационного пространства – приоритетные задачи. Но Австрия не обладает ресурсами для реализации данных задач. Поэтому Австрии приходится прибегать к помощи НАТО. Австрия и НАТО проводят совместные тренировки и учения в области кибербезопасности. Кроме того, НАТО содействует Австрии в обучении персонала и военных кадров, а также помогает стандартизировать механизмы и институты, которые помогли бы Австрии эффективно использовать информационные технологии. Таким образом, нейтралитет Австрии приобретает оттенок условности. Австрия продолжает интеграцию с международными организациями во всех сферах деятельности государства.

В 2009 году Центр Повышения Квалификации в Области Киберобороны НАТО пригласил в Таллин 19 международных экспертов  для проведения анализа того, как существующие нормы международного права можно применять к ведению войн в киберпространстве. Таким образом, в 2013 году появилось Таллинское руководство по ведению кибервойн (The Tallinn Manual on the International Law Applicable to Cyber Warfare). Данное руководство не является нормативным и официальным документом Центра Повышения Квалификации в Области Киберобороны НАТО (NATO CCD COE). Таллинское руководство представляет собой свод рекомендаций и точку зрения западных экспертов на то, как государство может отвечать и воздействовать на киберактивность. Основные положения Таллинского руководства:

  • государство имеет право осуществлять контроль над киберпространством на своей суверенной территории, а также защищаться от кибератак (с учетом норм международного права), которые направлены на подрыв государственного суверенитета;
  • государства не имеют права предпринимать действия в киберпространстве, целью которых является нелегальное воздействие на другие государства (нанесение ущерба отдельным лицам и повреждение каких-либо объектов);
  • государство имеет право применять ответные меры против незаконных операций в киберпространстве. Ответные меры могут быть применены как в киберпространстве, так и в физическом мире, но при условии, что кибератака повлекла за собой человеческие жертвы или нанесла серьезный ущерб важным объектам. Кроме того, ответные меры в отношении кибертеррористов применимы даже на территории другого государства;
  • кибервойны можно приравнять к военному конфликту, если они привели к вооруженному столкновению и военным преступлениям;
  • действия в киберпространстве направленные против гражданских объектов и лиц, которые не приводят к нанесению вреда здоровью и жизни, не запрещены.

Можно сказать, что НАТО пытается создать некий правовой документ, который бы регулировал конфликты в киберпространстве. Но пока Таллинское руководство никак не регламентировано и несет только рекомендационный характер. НАТО продолжает развивать эту идею и в 2017 году вышло расширенное Таллинское руководство 2.0 (The Tallinn Manual 2.0 on the International Law Applicable to Cyber Operations). Это издание дополнило уже существующие пункты, но основные положения остались неизменными.

Стоит обратить внимание на небольшое изменение в названии. В первой редакции  название было «Таллинское руководство по ведению кибервойн», а во второй название поменяли на «Таллинское руководство по проведению киберопераций». Данное изменение показывает, что Таллинское руководство может являтся прототипом международного права в киберпространстве и в будущем может лечь в основу такого права.

Что касается Австрии, то сотрудничество с НАТО может принести к положительному развитию Австрии в сфере киберобороны. Таллинское руководство указывает на то, что НАТО собирается позиционировать себя как «законодателя мод» в киберпространстве (хотя никаких официальных документов еще не появилось). Поэтому Австрии выгодно уже сейчас налаживать отношения с НАТО для того, чтобы обеспечить для себя высокую степень квалификации кадров в сфере кибербезопасности, а также для того, чтобы институты и механизмы киберпространства соответствовали стандарту, который диктуется НАТО.

Таким образом, Австрия будет продолжать интеграцию с военными блоками и все больше решений принимать под воздействием извне. Возможно, из-за этого австрийский нейтралитет в будущем окончательно исчерпает себя.

Дусеев Алексей


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение