Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Будущее информационного общества / Статьи
Опыт практического использования социальных сетей высшим политическим руководством ряда стран
Материал разместил: Печенкина ЕкатеринаДата публикации: 13-02-2013

Активную политику продвижения и использования социальных сетей для аппарата власти в России начал нынешний председатель правительства Дмитрий Медведев в период своего президентства с 2008 по 2012 гг. Его первые аккаунты для общения на русском (KremlinRussia) и английском языках (KremlinRussia_e) были заведены в июне 2010 года в социальной сети «Twitter» во время посещения штаб-квартиры компании Twitter в Кремниевой долине.

В русскоязычном сервисе первым сообщением было: «Всем привет! Я в Твиттере и это мое первое сообщение!»[1] Второй аккаунт Медведева - @MedvedevRussia - появился в ноябре 2010 года. Тогда отмечалось, что аккаунт @KremlinRussia будет носить более официальный характер.

Аккаунт @MedvedevRussia имел наибольшую популярность. Согласно данным к 20 октября 2011г. у этой страницы Медведева насчитывалось более 584 тысяч подписчиков, в то время как у @KremlinRussia - более 160 тысяч.

После регистрации аккаунтов в «Twitter» Дмитрий Медведев создал персональную страницу в «Facebook». «Решил писать еще и в Фейсбук. Читайте!»[2], - написал он в «Twitter».

Свое первое личное сообщение в «Facebook» Дмитрий Медведев опубликовал 29 января 2010 года, однако впоследствии страница заполнялась в основном сообщениями с сайта news.kremlin.ru и из блога российского президента на тот момент, лаконичность и однообразность которых не представляет большого интереса для основной интернет-аудитории – молодежи.

В самой популярной российской социальной сети «В Контакте» Дмитрий Медведев зарегистрировался практически единовременно с «Facebook», при этом в довольно короткие сроки заполучив на своей странице 1 млн. подписчиков. Интересен тот факт, что пользователи «В Контакте» задарили на тот момент президента Дмитрия Медведева издевательскими виртуальными подарками после того, как он сообщил о создании страницы в социальной сети. Среди прочего, Медведеву подарили новый мозг, «краба на галерах», револьвер с одним патроном, яд, а также таблетки от жадности с просьбой передать их «друзьям».

Дело в том, что «В Контакте» существует функция «сделать подарок пользователю». Этот подарок можно выбрать и купить в интернет-магазине, создать к нему любую надпись-пожелание и разместить на странице любого зарегистрированного пользователя. Учитывая, что комментарии к странице президента были запрещены с момента ее создания, то именно эту возможность не упустили многие пользователи социальной сети, чтобы донести до президента свои мысли.

Таким образом, некоторые граждане России решили преодолеть обходным путем «настройки приватности» страницы «В Контакте» российского президента на тот момент и выразить свое недовольство властью и ничем неприкрытую критику, применив самый доступный метод. Можно даже сказать, что процесс политической коммуникации состоялся, так как Дмитрий Медведев отреагировал постом на своей стене на подарки, которые ему оставили пользователи российской популярной социальной сети: «Спасибо за внимание и подарки! Привыкаю к стилистике «В Контакте». Спокойной ночи всем!» [3]

Сам президент оставлял записи в соцсетях регулярно, хотя и не так часто, как ему хотелось бы. По мнению бывшего президента России именно через общение в социальных сетях с населением, любой чиновник или политик часто может получить правдивую оценку и не всегда лицеприятные мнения о событиях общественной жизни и принимаемых властями решениях. «Нужно просто иметь терпение и относиться к этому, как к одному из достижений прогресса»[4], – сказал  Дмитрий Медведев на встрече с преподавателями и студентами технических вузов, прошедшей в Московском энергетическом институте весной 2011 года.

Что касается нынешнего президента РФ Владимира Путина, то он не зарегистрирован ни в каких социальных сетях, ссылаясь на свою гиперзанятость: «Социальные сети - это, конечно, важные и современные средства коммуникации, но я их не использую, потому что времени просто нет. Если это кому-то передоверить, то это будет бессмысленно, формализовано и неинтересно»[5].

Зато у президента имеются многочисленные созданные интернет-сообществом страницы в разных социальных сетях с целью выражения одобрения его политики и поддержки, в равной степени, как и страницы и целые группы, настроенные оппозиционно и недовольные в общем политическим курсом Владимира Путина.

Так, например, в соцсети «В Контакте» в группе «Путин» насчитывается 25 тыс. человек. При этом публикуемый контент довольно однообразен: в основном, статьи о деловых поездках президента. В то же время онлайн-сообщество против Путина и «Единой России» насчитывает 165 тыс. человек (такая антигруппа есть только у Владимира Владимировича).

Можно сказать, что российское интернет-сообщество ежедневно увеличивает свою активность, при этом большая его часть постепенно вливается в политическую жизнь страны. Спустя всего несколько часов после декабрьских выборов 2011 года во всех социальных сетях распространилась информация о нарушениях избирательного законодательства со стороны крупнейшей политической партии «Единая Россия». Мы не сможем подтвердить или опровергнуть «волшебное» число ― 146% голосов, но хотим провести небольшой анализ выборной интернет-активности также и на Западе.

Интернет становится важнейшим инструментом в избирательных кампаниях. В крупных городах он уверенно вытесняет из медиа-пространства печатную рекламу и радио. Сеть обладает множеством преимуществ: невысокие (по сравнению с оффлайновыми) затраты на агитацию, большой охват целевой аудитории, возможность моментальных персональных обращений, быстрота распространения информации, мгновенная «обратная связь», разнообразие форматов контента и т.д. Но мы наблюдаем только зарождение этой мощной силы: западные страны уже давно и уверенно ею пользуются.

Лучшим доказательством этому служит предвыборная кампания Барака Обамы в 2008 году. Его штаб впервые применил инструменты социального маркетинга и разработал полный комплекс мер по работе с интернет-аудиторией: «официальная страница Обамы на сайте Белого Дома, 58 сайтов сторонников Барака Обамы по всему миру (в том числе 2 русскоязычных сайта и специальный сайт сторонниц), официальный сайт предвыборной кампании, e-mail-опросы, страницы в 16 социальных сетях (в 2008 г. у страницы Барака Обамы на «Facebook» было 3 млн «фанатов», сейчас ― 25 млн), «Twitter» (в 2008 г. ― 129 тыс. подписчиков,в 2010 г. ― 3 млн, в 2012 г. ― 12 млн; Обама обгонял МакКейна по числу последователей в Twitter в 28 раз), «YouTube»: еженедельные видеообращения, канал предвыборных материалов, фотоальбомы на Flickr.com, поисковая оптимизация, баннерная и контекстная реклама»[6]. Весь этот комплекс целенаправленных мер позволил Бараку Обаме довольно просто одержать победу в президентских выборах, опередив своего соперника от республиканской партии Джона Маккейна почти в два раза по количеству голосов выборщиков.

Главная заслуга социальных сетей ― сближение политического деятеля с народом. Простые «друзья» на «Facebook» становятся ярыми сторонниками кандидата, агитируют друзей голосовать за него и лично общаются с сомневающимися. Многотысячные группы поддержки не только отдают голоса за своего лидера, но и оказывают реальную помощь: «100 тыс. жителей Техаса объединились на сайте сторонников и за месяц собрали 55 млн долларов в фонд предвыборной кампании Обамы»[7]. В настоящее время всякий политик на Западе, который хочет чего-то добиться в своей карьере, стремится к максимальной представленности в Интернете.

Пользователи сами генерируют контент: более 400 тыс. видеороликов о Бараке Обаме на «YouTube» было создано из материалов с различных ресурсов. Такая реклама «снизу» не стоила кампании ни цента, а эффект от неё был значительно сильнее, чем от «профессиональной» агитации.

Над кампанией Обамы в 2012 г. работала та же команда, что и в прошлый раз, которая помогла ему снова одержать победу, применив все тот же набор виртуальных политтехнологий.

Нельзя обойти стороной  пример использования социальных сетей в предвыборной президентской гонке в одной из наиболее развитых стран ЕС Франции, имевшей место весной 2012 года.

В настоящее время французы ведут очень активную онлайновую жизнь: 75% населения регулярно используют Интернет, а 25 миллионов человек имеют странички на «Facebook». При этом общая численность населения страны составляет 66 миллионов человек, из которых 43 миллиона – избиратели.

«Правда заключается в том, что никто пока не смог найти способ превратить «нравится» на «Facebook» в настоящий голос»[8],- заявила Флер Пеллерин, советник по вопросам цифровой экономики кандидата на тот период, а ныне президента от социалистической партии Франсуа Олланда.

Тем не менее, предвыборная кампания 2012 года оказалась поворотным моментом в политической истории: впервые интернет и социальные сети стали частью предвыборной стратегии кандидатов – от Николя Саркози (правоцентристы) до Олланда (левоцентристы), от Жана-Люка Меленшона (Jean-Luc Mélenchon) (ультралевые) до Марин Ле Пен (Marine Le Pen) (ультраправые) и Евы Жоли (Eva Joly) (зеленые).

Бывший президент и кандидат в президенты Саркози делал ставку на Facebook – самую популярную социальную сеть во Франции – где он опубликовал этапы своего становления с целью показать, что он занимался политикой со времен, когда он еще был студентом. Этот рассказ служил доказательством, что он не случайно занимает пост главы государства. Его предвыборный штаб также создал приложение для смартфонов, которое позволяло избирателям следить за деятельностью Саркози по всем департаментам Франции (по каждому из 101 столичных и региональных подразделений Франции и ее заморских территорий).

Тем временем, самый популярный политический аккаунт в «Twitter» во Франции принадлежит лидеру предвыборной гонки Олланду (278858 последователей на момент выборов и 522967 на сегодняшний день).

Кандидаты в президенты и руководители их предвыборных штабов сражались в сети за то, чтобы 1) сохранить популярность; 2) мобилизовать своих сторонников; 3) обойти традиционные СМИ. «Каждый может стать носителем информации без посторонней помощи»[9],- заявил Саркози 1 февраля. В эру цифровых технологий любой политик может донести свое послание посредством социальных сетей, минуя редакции новостей. «В 2012 году произойдет поглощение мира прессы социальными сетями. Это смена парадигмы в отношениях между миром политики, прессой и гражданами»[10],- добавил он.

Возможно, это действительно смена парадигм, однако она все еще не завершилась. Большинство французов (74%) до сих пор узнают новости в основном посредством телевидения, а интернет занимает второе место в списке источников информации (40%).

Таким образом, во Франции в настоявшее время еще сложно побеждать на выборах при помощи социальных сетей, но зато благодаря социальным сетям на этот раз было не так сложно предсказать имя будущего президента Франции, учитывая, что основная масса интернет-активистов склоняются влево, небольшое их число относит себя к ультраправым, и лишь немногие – к правым. В итоге в результате второго тура победил социалист Олланд, набрав 51,62% голосов избирателей, обогнав своего оппонента Николя Саркози, набравшего 48,38% , всего на 2%.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на данный момент лидеры ведущих стран на мировой арене до сих пор опасаются, несмотря на очевидные преимущества социальных сетей в качестве коммуникативного средства, распространять собственноручно персональные сообщения и статусы, не будучи уверенными в последующей одобрительной реакции населения, и поэтому либо набирают целые профессиональные команды, которые помогают им с этим справляться и получать как можно большее количество подписчиков на их страницах, а также побеждать в предвыборных гонках, либо как поступает нынешний российский президент – полностью абстрагироваться от активного участия в социальной интернет-жизни, делая ставку на свой основной потенциальный электорат – старшее поколение, слушающее радио и смотрящее телевидение, а не пытаясь завоевать доверие нового – молодежи, проводящей большую часть времени в пространстве интернет.

 

Интернет-источники

  1.  В.Путин рассказал, почему не регистрируется в соцсетях//РБК. URL: http://top.rbc.ru/society/01/02/2012/635853.shtml
  2. Дмитрий Медведев вышел в Twitter// BFM.RU. URL: http://www.bfm.ru/news/2010/06/23/dmitrij-medvedev-vyshel-v-twitter.html
  3. Медведев призвал чиновников общаться в социальных сетях//Новая политика. URL: http://www.novopol.ru/-medvedev-prizval-chinovnikov-obschatsya-v-sotsialnyih-text98678.html
  4. Медведев решил «писать еще и в Facebook»//Lenta.Ru. URL: http://lenta.ru/news/2011/10/20/medface/
  5. Пользователи «ВКонтакте» завалили Медведева издевательскими подарками: новый мозг, краб, яд// Газета.RU. URL: http://www.gazeta.ru/news/blogs/2011/11/10/n_ 2090213.shtml
  6. Социальные медиа в избирательной гонке: сравним опыт России и Америки// Блогун.URL: http://forum.blogun.ru/index.php?/topic/2674
  7. Эллис Антоме. Социальные сети и президентские выборы во Франции//Экспертный центр ICES. URL: http://www.elections-ices.org/russian/smi/region:europe/textid:14975/
 

[1] Дмитрий Медведев вышел в Twitter// BFM.RU. URL: http://www.bfm.ru/news/2010/06/23/dmitrij-medvedev-vyshel-v-twitter.html

[2] Медведев решил «писать еще и в Facebook»//Lenta.Ru. URL: http://lenta.ru/news/2011/10/20/medface/

[3] Пользователи «ВКонтакте» завалили Медведева издевательскими подарками: новый мозг, краб, яд// Газета.RU. URL: http://www.gazeta.ru/news/blogs/2011/11/10/n_2090213.shtml

[4] Медведев призвал чиновников общаться в социальных сетях//Новая политика. URL: http://www.novopol.ru/-medvedev-prizval-chinovnikov-obschatsya-v-sotsialnyih-text98678.html

[5]В.Путин рассказал, почему не регистрируется в соцсетях//РБК. URL: http://top.rbc.ru/society/01/02/2012/635853.shtml

[6] Социальные медиа в избирательной гонке: сравним опыт России и Америки// Блогун.URL: http://forum.blogun.ru/index.php?/topic/2674

[7] Социальные медиа в избирательной гонке: сравним опыт России и Америки// Блогун.URL: http://forum.blogun.ru/index.php?/topic/2674

[8] Эллис Антоме. Социальные сети и президентские выборы во Франции//Экспертный центр ICES. URL: http://www.elections-ices.org/russian/smi/region:europe/textid:14975/

[9]  Эллис Антоме. Социальные сети и президентские выборы во Франции//Экспертный центр ICES. URL: http://www.elections-ices.org/russian/smi/region:europe/textid:14975/

[10] Эллис Антоме. Социальные сети и президентские выборы во Франции//Экспертный центр ICES. URL: http://www.elections-ices.org/russian/smi/region:europe/textid:14975/


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение