Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Будущее информационного общества / Разное
От смайла до нейросети: как эволюционировали соцсети
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 01-04-2018
Первые интернет-соцсети в том виде, в котором мы их знаем, появились в середине 1990-х. Тогда никто и не думал проводить в них целые дни: ранние сервисы годились разве что для ностальгического разглядывания фотографий с выпускного. Сейчас в мире уже более 200 соцсетей, и, по статистике, средний пользователь проводит в них не менее 2,5 часа в день. Со временем сервисы обросли кучей разных функций и превратились в самодостаточные микросреды. Теперь это своего рода интернет внутри интернета. «Медуза» вместе с соцсетью «Одноклассники» вспоминает, как это произошло.

Соцсети стали главным досугом в интернете

Само понятие «социальная сеть» вошло в наш лексикон только в середине 2000-х, когда для широкой публики начали открываться все основные сервисы, которыми мы пользуемся до сих пор. Разработчики нащупали удачный формат — соцсети, основанной на профилях пользователей. Сейчас это кажется естественным, но тогда такая архитектура была лишь одним из вариантов. Статистика прироста пользователей поползла вверх, и это убедило инвесторов вкладывать в эти сайты большие деньги. Одновременно с этим скоростной интернет перестал быть привилегией. В сеть хлынули миллионы новых юзеров — и первое, что они делали, это заводили аккаунты в социальных сетях.

Соцсети научили нас «лайкать» и ставить «класс»

В конце 2000-х соцсети начали вводить функцию, с помощью которой можно выражать отношение к постам друзей: лайки, классы, лойсы, сердечки и так далее. Тогда стало окончательно ясно, что UGC, то есть контент, производимый пользователями, — это главная сила, которая поддерживает жизнь в соцсетях. Система оценки постов, которая позволяла оставить положительный отзыв, стимулировала аудиторию чаще писать и выкладывать фотографии. Первое время жадность до лайков осуждали, но теперь работать на собственную популярность уже стало хорошим тоном.

Соцсети заменили нам хранилища фотографий

Примерно в то же время социальные сети вытеснили с рынка многие сервисы для хранения фотографий. Они начали предлагать пользователям неограниченное виртуальное пространство для снимков, картинками было легко делиться, появилась возможность простой и эффектной редактуры. Поскольку фото нравились людям больше, чем текст, вскоре появились отдельные социальные сервисы, построенные исключительно вокруг изображений.

Соцсети обзавелись видеосвязью

Среди основных функций социальных сетей были чаты. Ведь когда кто-то находил своего далекого родственника или бывшего одноклассника, он первым делом ему должен был написать. К началу 2010-х даже мобильный интернет стал настолько хорош, что соцсети вводят функции аудио- и видеозвонков. Сегодня чаты в социальных сетях (или соцсети, которые практически и состоят из одного чата) полностью заменили нам телефоны, а поддерживать отношения на расстоянии — от деловых до романтических — вовсе перестало быть проблемой.

Соцсети заменяют нам телевизор и кинотеатр

В раннем СССР была популярна концепция дома-коммуны, где все необходимое для разностороннего быта сосредоточено в одном здании. В лучших проектах обязательно был и кинотеатр. Соцсети развиваются по такому же принципу — все, что может понадобиться пользователю, сосредоточено внутри самой платформы. Не выходя из одной соцсети, мы можем поздравить друга с днем рождения, узнать последние новости (и хорошенько их обсудить), а также, например, заказать столик в ресторане или уборку в офисе. С развитием стримингового видео и в рамках борьбы с пиратством в социальных сетях теперь устроены целые онлайн-кинотеатры и стриминговые сервисы.

Соцсети сделали бизнес удобнее и ближе

Когда в соцсетях появились миллионы пользователей, туда пришли и бизнесмены — от владельцев скромных лавочек до транснациональных корпораций. Социальные медиа позволили бизнесу построить вокруг своего продукта или услуг целые сообщества людей. Платформы подстроились и стали предлагать компаниям разные маркетинговые инструменты. Более 80% предпринимателей в мире не представляют своего дела без продвижения в соцсетях. Сегодня вы можете купить путевку в Таиланд или заказать домой новый тостер прямо внутри соцсети. Правда, последнее время соцсети стараются четко разграничить деловой контент и посты друзей. Иначе избыток товаров и услуг может отбить у аудитории интерес к пролистыванию ленты постов.

Соцсети позволили общаться со всем миром в прямом эфире

Социальные сервисы построены вокруг идеи, что каждый человек — это сам себе СМИ. У каждого из нас есть своя аудитория со своими интересами: близким друзьям хочется знать, что вы съели на обед, а фолловерам большой звезды… в общем-то, то же самое. Поэтому сервисы пытаются каждый год добавлять новые функции для рассказа своих историй. Последнее большое нововведение — это, вероятно, появление в соцсетях прямых трансляций. Это как быть ведущим новостей круглосуточного телеканала. Выйти в прямой эфир можно нажатием одной кнопки: и неважно, находится ли пользователь в эпицентре драматических событий или просто встретил на улице толстого кота. Более того, пользовательский контент из соцсетей теперь ценят и традиционные СМИ, поэтому толстые коты со всего мира часто попадают в заголовки. Оказалось, что маленькое происшествие из вашей жизни может оказаться интересно огромной аудитории.

Соцсети заменяют банковские приложения

Постепенно соцсети вбирают в себя и финансовые функции. Например, если у вас появился вопрос к службе поддержки банка, вы можете написать в мессенджер или задать вопрос в группе в его соцсети. Даже открывать банковское приложение не придется. А некоторые соцсети уже предлагают быстро и безопасно делать денежные переводы, брать взаймы и даже инвестировать деньги во что-нибудь. Достаточно привязать свою банковскую карту к профилю в соцсети.


Источник: https://meduza.io/slides/ot-smayla-do-neyroseti-kak-evolyutsionirovali-sotsseti 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение