Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Будущее информационного общества / Статьи
Социальные сети и политика
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 10-04-2020
Афро-американские сайты социальных сетей (SNS) – это приложения, которые позволяют пользователям создавать личный профиль, а затем связываться для обмена информацией, личными данными и другими форматами контента [1].

Эти сайты варьируются от Facebook с функцией обмена сообщениями и фотографиями до более новой платформы Snapchat, которая позволяет пользователям временно отправлять фотографии «друзьям», а также охватывают китайскую платформу TikTok, которая позволяет пользователям выкладывать 15-секундные видео под разнообразную музыку. Для всех платформ идеи взаимодействия варьируются. В большинстве случаев эти связи являются результатом двусторонних отношений: семья, друзья, знакомые, коллеги и т. д. – это все люди, с которыми происходило взаимодействие в реальной жизни. Однако существуют случаи, когда публикуемый контент приобретает «мировую известность» и получают парасоциальный статус.

2015 году распространение социальных сетей приобрело глобальный характер. Согласно анализу компании «Statista», в 2012 году соцсетями пользовались 1,4 миллиарда человек в мире, и, по оценкам, уже в 2016 году это число достигнет 2,13 млрд. На сегодняшний день Instagram является одной из самых быстрорастущих социальных платформ в плане объема ежемесячной аудитории. Так, по данным Brand Analytics, зимой 2015–2016 года хотя бы один раз в месяц свой аккаунт проверили 12 305 000 человек. В одной только Свердловкой области за февраль 2016 года насчитывается 284 899 авторов платформы «Indtagram» из 4 315 800 человек населения, что говорит о проникновении социальной сети более чем на 6,6 % [2].

Несмотря на то, что Instagram является достаточно устоявшимся феноменом, социальная сеть неоднократно становится объектом научных исследований. Многие ученые отмечают, что Instagram как платформа способствовал демократизации коммуникации и сформировал новую визуальную культуру благодаря тому, что теперь любой может создавать изображения и выкладывать их в Сеть. Использование разных фотофильтров, кадрирование изображений, фотоколлаж стали операциями, которые сейчас доступны любому пользователю, а не только профессиональным фотографам. Среди проведенных научных исследований, посвященных Instagram, можно выделить несколько направлений.

Во-первых, это работы, которые концентрируются на Instagram как инструменте в арсенале специалистов по связям с общественностью и как на новой площадке для политической коммуникации [3].

Во-вторых, ряд авторов рассматривают Instagram как медийную экосистему, которая дала площадку для самовыражения пользователей и во многом отражает культурные тенденции, бытующие в том или ином обществе [4]. Одним из наиболее влиятельных ученых-коммуникативистов, который сконцентрировал свое внимание на феномене Instagram, является Лев Манович. Он осуществил ряд исследовательских проектов, в которых объектом анализа выступили изображения простых пользователей, опубликованных в соцсети Instagram.

Пропуская изображения через специально созданное программное обеспечение, группа исследователей под руководством Мановича выявила определенные закономерности в фотоизображениях, созданных в разных городах-миллионниках нашей планеты. Результаты нескольких проектов Льва Мановича нашли свое отражение в книге «Инстаграм и современное изображение» (Instagram and Contemporary Image), которую автор опубликовал в Сети по лицензии Creative Commons.

Что же может дать «Instagram» при работе, связанной с имиджированием и управлением репутацией политика?

Во-первых, это увеличение уровня узнаваемости. Не все политики могут похвастаться высшим постом страны и соответственно таким же уровнем известности. Поэтому необходимо добиваться, чтобы люди тебя знали и как политика, и как человека.

Во-вторых, это лояльность. В «Instagram» большая часть информации воспринимается на веру, поэтому легко расположить к себе подписчика. А цель любого политического деятеля – создать вокруг себя довольно большую группу людей, которая, испытывая к нему чувства сродни любви, поддерживала бы все его начинания. Сегодня, когда людям некогда читать, общение с ними посредством картинок наиболее актуально.

В-третьих, управление репутацией и обратная связь. Любое воздействие на чужое мнение рождает мгновенное противодействие. Человек может быть замечательным политиком, но критики все равно найдутся. Поэтому необходимо реагировать на гневные отзывы (независимо от того, справедливы они или нет). Отвечать на все вопросы, касающиеся каких-либо проблем, – святой долг любого политического деятеля. Функционал «Instagram» позволяет отследить не только прямые сообщения (упоминание конкретного пользователя в сообщении), но и контент, размещенный на страницах других пользователей при помощи хештегов.

В-четвертых, «Instagram» дает возможность выйти за рамки платформы «Instagram». Интеграция этого приложения с другими социальными сетями позволяет расширить свое воздействие на аудитории других площадок. Благодаря кросс-постингу фотографий из «Instagram» можно увеличить число своих подписчиков, привлекая их с других площадок. Разумеется, важно следить за тем, чтобы концепция контента политика не впадала в противоречия с политикой сообщества социальной сети.

По мнению Игоря Давыдова, специалиста по работе с социальными медиа «Another Point», важно понимать, что данное приложение – лишь один из инструментов продвижения, который необходимо использовать вкупе с другими («Facebook», «Twitter» и др.). В то же время ошибочно полагать, что появление аккаунта исключительно в «Instagram» в один миг принесет узнаваемость, лояльность и пр. Другое дело, что этот сервис позволяет использовать интернет [5].

Первым политиком, использовавшим возможности Сети для коммуникации, стал 42-й президент США Билл Клинтон. Командой Б. Клинтона впервые создается сайт, на котором размещается биография кандидата, его предвыборная программа и тексты выступлений. Позже Б. Клинтон назовет себя «президентом на заре эпохи Интернета», так как на тот момент, когда он занял Овальный кабинет, во Всемирной сети функционировали лишь 50 сайтов. На следующих президентских выборах 1996 г. штаб Б. Клинтона также использовал возможности интернет-коммуникаций: через Всемирную паутину осуществлялся сбор средств для нужд избирательной кампании. Несмотря на то что тогда возможности Всемирной паутины в проведении избирательной кампании не были оценены по достоинству и основная часть кампании велась через традиционные СМИ, интернет-пространство вошло в число постоянных площадок предвыборной борьбы всех последующих кандидатов на должность президента США.

Ксения Сартакова

 

Список используемых источников и литературы

  1. Pink S., Fors V. (2017) Self-tracking and mobile media: New digital materialities. Mobile Media & Communication. № 5 (3). 219−238.
  2. Global Agenda Council on Social Media. The Impact of Digital Content: Opportunities and Risks of Creating and Sharing Information Online // World Economic Forum (20–23 January 2016). Geneva, 2016. С. 6.
  3. Carah, Shaul, 2016; Lalancette, Raynauld, 2017; Abidin, 2016; Filimonov, Russmann, Svensson, 2016.
  4. Статистика социальных сетей, Instagram, 2017. Режим доступа: https://branalytics.ru/statistics/authorhub_id=16048&date=201803&country_id=20&period_type=month
  5. Instagram: эффективное продвижение от А до Я // Ingate. 2014. Режим доступа: http://www.seonews.ru/books/instagram-effektivnoe-prodvizhenie-ot-a-do-ya/

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение