Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Новое в науке / Статьи
Чем пахнет юбилей росийской криогенной авиации
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 18-04-2011

15 апреля 1988 года, когда впервые поднялся в небо Ту-155 с двигателем на жидком водороде, ознаменовав, как пишет в своей статье Сергей Гриняев, «начало эры криопланов» в авиации, - эта дата из череды печальных дат истории отечественной науки и техники. К сожалению, череды обширной и непрерывно продолжающейся.

Да, ОКБ им. А.Н.Туполева впервые в мире создало и испытало самолет, способный использовать два вида топлива – жидкий водород и сжиженный природный газ.  Было это почти четверть века назад…

Где эта российская криогенная авиация? Почему прославленное КБ не обеспечило ее развитие?

КБ ли виновато, что не реализованы его пионерные проекты? Где так называемый ламинарный самолет – с управлением пограничного слоя (УПС) планера? Финансирование работ отсутствует, они прекращены.

КБ, поднявшее  в небо первый в мире сверхзвуковой пассажирский  Ту-144, ныне этим не занимается: финансирование работ отсутствует, они прекращены.

Такова же судьба и туполевских криопланов. Печальный рефрен: финансирование отсутствует, работы прекращены.

Газета «Торгово-промышленные Ведомости» уже выступала с анализом  проблем развития российской гражданской авиации (газета "Торгово-промышленные ведомости", № 14, июль 2009 г.). Наши собеседники – руководящие работники ОАО «Туполев» кандидат технических наук, лауреат Государственной премии РФ Олег Алашеев и доктор технических наук Анатолий Кощеев, рассказав о положении дел в авиационной науке, подчеркнули, что прогресс в авиации невозможен без двух факторов – без накопления опыта профессионалов, развития научно-технических школ и без достойной поддержки и заинтересованного отношения со стороны государства, говоря попросту - финансирования.

Что касается опыта профессионалов, с этим пока еще нет катастрофы: по крайней мер у «Туполева» - «полет нормальный». Как с финансированием, мы думаем, читатель догадывается и сам. Для этого и создана ОАК – Объединенная авиастроительная корпорация. О том, как она распределяет, куда направляет  финансовые потоки,  достаточно красноречиво свидетельствуют и тогдашняя публикация ТПВ,  и нынешние пиар-вылазки высшей власти на поприще отечественного  авиастроения.

Куда надо (лично руководителям корпорации), туда и направляет. К примеру, на пресловутый «Суперджет» -  широко разрекламированное, но так пока до конца и  не состоявшееся детище одного из возглавителей ОАК Погосяна, на 80 процентов слаженное из деталей, закупаемых в странах НАТО.

Но есть в авиапроме помимо мастеров направлять финансовые потоки еще и такая «малость», как наличие концепции развития авиастроения. Точнее, ее отсутствие. Хотя, разумеется, у страны, претендующей на звание авиационной державы,  такая концепция должна быть развернута на десятки лет вперед.

Да, такая концепция у очевидного претендента на это звание - США - есть. Национальный план этой страны  в области гражданской авиации до 2035 года определил  основные направления научно-исследовательских и конструкторских работ и их цели. Наши же  «стратеги» в ОАК  не видят дальше 2015 – 2017 года – краткосрочной перспективы. И лелеемые ими «супер»-проекты, по оценке авиаспециалистов, проигрывают планам американцев и по срокам, и по техническому критерию, о котором шла речь в «юбилейном» материале ТПП-Информ – топливной эффективности. В 2000-м году мы отставали по этому показателю на 10 %, в 2017 –м разрыв увеличится до 15 %.

Однако, тенденция!

Здесь-то, казалось бы, и надо сосредоточиться на прорывных направлениях, отползти от явно стагнационного, принятого руководителями авиационной отрасли. Эти прорывные направления, нетрадиционные проекты хорошо известны специалистам: самолет СА силовой установкой на природном газе (СПГ),  самолет с управлением пограничного слоя (УПС), сверхзвуковой пассажирский самолет (СПС). В самом мощном, самом опытном российском КБ гражданской авиации есть для этого задел. Используя наработки ОАО «Туполев» и других отечественных научно-технических школ можно, по оценкам специалистов, к 2025 году, а не к 2035-му, как планируют США, создать отечественную авиатехнику, превосходящую авиатехнику конкурентов по техническим характеристикам, то есть опередить США на 10 лет.

Это возможно при поддержке государства. Но если эту поддержку доверено оказывать тем, кто в этом очевидно не заинтересован, это пахнет государственной изменой.

А чем иначе?

«Распределители финансовых потоков» – не дураки же они?

 

Вадим Окулов


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение