Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Новое в науке / Статьи
Международная образовательная деятельность высшей школы как инструмент современной геополитики
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 06-11-2015
К концу XX века рынок образовательных услуг развился в полноценную отрасль мирового хозяйства. При постановке задач высшей школы в области международного сотрудничества государства преследуют в том числе и геополитические цели. В «Национальной доктрине образования в РФ», определяющей стратегические цели высшей школы до 2025 года выделяется задача интеграции образования и науки в общемировом пространстве, путем подготовки специалистов, отвечающих мировым требованиям, способных своевременно и качественно решать актуальные задачи современного гражданского общества.

Различные аспекты международной деятельности ВУЗов рассматривались в работах российских и зарубежных ученых. Так, общие вопросы международного сотрудничества вузов исследовались М.С. Андроновым, И.Н. Зорниковым, Д.И. Ивановым, В.Г. Кинелевым, И.И. Курилой, И.В. Борисовой, Л.П. Волковой, Н.И. Зверевым, Е.А. Князевой, Ю.И. Костюшиной, Н.В. Пелиховым; особенности интеграции российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство анализировались Е.А. Баевой, Е.В. Павленко, Ю.М. Перегудовой, М.В. Ларионовой; вопросы глобализации высшего образования изучались В.А. Беловым, JI.A. Вербицкой, H.H. Федотовой, и др. Попытка систематизации подходов Н. Медведева.    Большинство авторов рассматривающих проблемы международного взаимодействия в сфере образования подтверждают глобальную роль высшей школы в реализации геополитических и внешнеэкономических национальных интересов России.

Данная проблема затрагивает интересы широкого круга ученых: экономисты, политологи, геополитики, педагоги, историки и географы. Методология данного исследования базируется на геосистемном подходе − по В.В. Докучаеву, В.И. Вернадскому, Л.С. Бергу, В.Б. Сочаве и др., согласно которому любой природный либо антропогенный объект/процесс (в данном случае международная деятельность ВУЗа) следует рассматривать не изолированно, а во взаимных связях и отношениях. Международная деятельность, по мнению автора представляет открытую систему поэтому при ее оценке следует учитывать не только прямые, но и обратные связи между ее компонентами. Системный подход предполагает, что международная деятельность не может осуществляться и развиваться без связи с другими составляющими ВУЗа (материальная база, социокультурная среда, инновационная и проектная деятельность). Теоретико- экспериментальный компонент исследования заключается в разработке модели стратегии международной деятельности на примере ВУЗа (СГАФКСТ) трансграничного региона (граница РФ и РБ) (Приложение 1.СТРАТЕГИЯ). В процессе построения модели можно выделить следующие этапы:

  1. Системный анализ ресурсов и потребностей ВУЗа.
  2. Написание стратегии.
  3. Внедрение стратегии.
  4. Экспертная оценка полученных результатов.

Предварительный анализ итогов внедрения стратегии показывает, что она дает определенные положительные результаты по продвижению знаний и идей научного сообщества СГАФКСТ в глобальном информационном поле, идет формирование единого образовательного пространства с ВУЗами Беларуси (программа сетевого обучения с Белорусским государственным университетом физической культуры, программы стратегического сотрудничества с Гродненским государственным университетом им. Янки Купаллы и др.). Важнейшей задачей для ВУЗов становится использование научного и образовательного потенциала, для реализации инновационных идей и приобретения всероссийского и международного авторитета.

Предварительный анализ статистики позволил выявить следующие проблемы развития международной деятельности в ВУЗах России:

  1. Доля сотрудников большинства учреждений высшего образования, владеющих иностранным языком на уровне, позволяющим приемлемый уровень коммуникации с иностранными партнерами не более 10%.
  2. Особенности менталитета связанные с восприятием Российской системы образования как исключительной.
  3. Отставание от европейских стран в темпах развития программ дистанционного обучения, отсутствие их англоязычных версий.

По данным Федеральной службы государственной статистики (http://www.gks.ru/) в 2013-2014 гг. в Российской федерации обучаются студенты из173 стран. Наибольшее количество студентов приезжает в российские ВУЗы из стран СНГ (40%); страны Азии традиционно занимают второе место (36%);страны Африки замыкают тройку лидеров (6,5%). Только 5% от общего числа въезжающих в страну студентов представители стран Западной Европы. Подобная география иностранных студентов имеет исторические предпосылки и является традиционной для советского и постсоветского периода. Может ли измениться удельный вес европейцев от общего числа обучающегося в России студенческого контингента? Надо ли менять это соотношение в контексте геополитических интересов России? На эти вопросы академическому сообществу и государству в целом придется ответить в ближайшие годы. В подобной ситуации некоторое географическое преимущество получают регионы находящиеся на западных рубежах страны: Белгородская, Ленинградская, Псковская, Смоленская, Брянская области. Но обозначенные выше проблемы, в частности отсутствие необходимого уровня межкультурной коммуникации, существенные различия в содержании учебных программ и способах их реализации, слишком медленная интеграция в Болонскую систему, лишают привлекательности провинциальные ВУЗы.

На этом фоне актуализируется проблема разработки модели международной деятельности регионального ВУЗа в условиях интеграции России в общемировое образовательное пространство с учетом современной геополитической обстановки. Разность подходов и концептуальных направлений, лежащих в основе разработки стратегий развития международной деятельности в ВУЗах России обусловлено как особенностями географического положения, так и специфической направленностью образовательных учреждений.

Привлечение иностранных студентов для обучения в РФ имеет особую роль с точки зрения геополитической безопасности государства и формирования позитивного имиджа России в Мире. Очевидно, что каждый студент - иностранец приезжающий на учебу в той или иной мере адаптируется не только к ВУЗу, но и особенностям жизни в другой стране: к культуре, традициям, существующей системе норм и моральных ценностей. Иностранные студенты – это будущие потенциальные партнеры Российского государства в сфере экономики, политики, образования, спорта, культуры. На основе студенческой дружбы, сформированной в годы пребывания в нашей стране будут завязываться новые деловые отношения и взаимовыгодное сотрудничество.

Таким образом, правильно подобранное и организованное сопровождение профессиональной ориентации, самоопределения и психологической поддержки воспитательно-образовательного процесса иностранных студентов, будет способствовать повышению престижа и социальной значимости не только отдельно взятого ВУЗа, но государства в целом.

Литература

  1. Болонский процесс и его значение для России Текст. : интеграция высшего образования в Европе / В. А. Белов, М. Л. Энтин, Г. И. Гладков и др.; под ред. К. Пурсиайнена, С. А. Медведева. М. : Рецэп, 2005. - 197 с.:
  2. Влияние политических систем на международное сотрудничество. / под ред. Л. М. Шлосберга. Псков: Изд-во AHO «Центр социального проектирования «Возрождение», 2005. - С. 71-76.
  3. Гусева, Е. С. Управление международным сотрудничеством в едином экономическом пространстве: с использованием информ. систем / Е.С. Гусева ; [Гос. ун-т упр.] М., 2004. - 23 с.
  4. Руководство к своду знаний по управлению проектами (Руководство PMBOK) 4-е издание. PMI 2008
  5. Кремень, М.А. Психология управления / М. А. Кремень. – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – 210 с.
  6. Яковлева, Н. О. Теоретико-методологические основы педагогического проектирования: моногр. / Н. О. Яковлева. М.: Информационно-издательский центр АТиСО, 2002. - 239 с.

Бышевская Анастасия


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение