Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Science and Society / New in Science / Articles
Possible effects of electromagnetic low-energy radiation on the genetic apparatus of a living cell
Material posted: -Publication date: 16-11-1998

The current stage of society development is characterized by the fact that many traditional resources of human progress lose its original meaning. Along with this increasingly important information.

Information becomes the main resource of scientific, technical and socio-economic development of the global community. This fact leads to the widespread development of technologies and means of communication. It's no longer a simple telephone or Telegraph. The value of information lies in the timely bringing. Today, it is important that any potential consumer could obtain the information it requires at any desired time, in the required form and to their preferred point of physical space. This approach to providing access to information resources in recent years has led to a surge in the creation of various communications systems and, foremost, space communications systems, which possess the desired characteristics for rapid and global information delivery.

Created a communication system will operate in the SHF and EHF ranges of electromagnetic emitters and can create on the Earth's surface power density exposure of 10-6to 10-7 W/cm2 and specially modulated modes - 10-2...10-3 W/cm2 [1].

However, creating new means of communication, based on transmission of modulated electromagnetic waves, humanity is not sufficiently concerned about the safety of the biosphere, does not take into account that the rapid and global intervention in the environment impact of such ambiguous factors as electromagnetic radiation, can have far-reaching negative consequences. Later in this article we will try to give a brief description of the consequences that may arise as a result of exposure on biological objects electromagnetic radiation of low power.

Man is a complex system consisting of many organs and sub-systems that respond to changing internal and external conditions. Numerous studies have shown that the main carrier of information both within a biological object and between individual biological objects, including between humans, is electromagnetic radiation. The huge circulation of the flow of information in the process of human life is possible only for signals with low capacity. The energy cost of the formation of these signals are determined by the energy capabilities of the person. According to experts, the total power of the informational signals does not exceed 1...10 mW or 10-3to 10-4 of the thermal power radiated by the organism [2], and the power of EHF radiation of a cell is RCR=10-23 W [3].

Studies conducted by domestic and foreign scholars, led to the discovery of the effect of ultra-low doses. The level of biological organization, which found the action of ultra-low doses, is very diverse - from cells, macromolecules, organs and tissues to animals, plants and entire populations (Fig.3).

General regularities of the influence of ultra-low doses of biologically active substances (BAS) are most vivid when we study the dose dependency [4]. In some cases this dependence is bimodal: the effect increases with ultra-low doses of drugs, then, with increasing dose, reduced, replaced by a so-called "dead zone" where it is not visible, and increases again (Fig. 1, curve 1). Sometimes the dose dependence is found stage effect "changes of sign". For example, if in the field of ultra-low doses was observed inhibiting activity, with the growth of concentration it took turns stimulating, and then again inhibitory (Fig. 1, curve 2) [4]. In some cases the effect in a very large range of concentration almost does not depend on the dose (Fig. 1, curve 3.).

Fig. 1.

 

The generalization of experimental data obtained in various animals and humans shows that the effects of radiation and drugs can cause the same reaction subjects at doses that differ by 5-10 orders of magnitude [4]. The most striking example of such effects is the use of homeopathic medicines.

Similar dependences are observed when exposed to microwave radiation (microwave radiation). So, in the curve of the magnitude of the physiological effect of power density of irradiation, two peaks are observed (Fig. 2). These maxima are also separated by "dead zone", which is explained as the result of the inclusion of the active barrier mechanisms and compensatory systems of the body. When these forces cease to cope, there is a total excitement, culminating in the collapse and death of the organism.

Fig. 2.

 

Naturally, in the course of evolution, the receptor system was formed in such a manner that it responds only to the most significant signals of low intensity. This, for example, was able to show in experiments on the development in rats of a conditioned reflex "avoidance" depending on parameters of weak electromagnetic signals. The reaction was developed best on signals with frequency of 300 Hz with a power density of 10-11 W/cm2.

Increase or decrease power density of irradiation by 1-2 orders of magnitude without changing the other parameters of the signal led to the impossibility of elaboration of a conditioned reflex. In addition caused a change in the frequency to 500 or 50 Hz.

Noted the results of experimental studies are vital, since they indicate the presence of the resonance parameters of incident radiation, in which are realized and, accordingly, there are effects. The presence of resonance parameters can explain the essence bimodal dose dependency [4].

Especially the resonance effects can be explained using the results of theoretical and experimental studies carried out under the guidance of P. P. Garyaev. These results give grounds to assert that the first principle of the code the hierarchy of biological systems are the infrastructure of the extracellular matrices (ECM) of cytomembrane, the cytoskeleton and the cell nucleus [5]. All changes in a living organism associated primarily with changes in these structures. DNA, ribosomes and collagen (the main component of ECM proteins) are the main informational biopolymers. Between them in the mode of epigenetic information can be transmitted on physical channels of nonlinear acoustic and electromagnetic waves. In addition, generators and acceptors of information waves inside the biological objects are the various liquid crystalline structure and intracellular water with the ability to form a fractal structure [6].

Experimentally determined the approximate resonant frequencies in Hz of some structures of living cells: somatic cell - 2,39× 1012; somatic cell nucleus - of 9.55× 1012; mitochondria from liver cells - 3,18× 1013; the genome of human cells is 2.5× 1013; interphase chromosome - 7,5× 1011; metaphase chromosome - 1.5 x 1013; the DNA (2...9) × 109; nucleosome - 4,5× 1015; ribosomes - 2,65× 1015; the cell membrane is 5× 1010; cytoskeleton - 108; erythrocytes - (3,5...4,0) × 1010 [6].

One of the main features of the implementation of resonant effects is scanty power and low exposure time. Thus, the apparatus of information-wave therapy "Threshold 1" and "Minitag" operate at ultra-low density of power flow of approximately 10-17 W/cm2 [6] within a few seconds or minutes.

The above mentioned resonance frequencies of a living cell coincide with frequencies of radiation of spacecraft communication (CAS). Created by these same power density and duration of exposure will substantially exceed (10 or more orders of magnitude - such irradiation is possible within a lifetime), the energy levels that cause changes in living cells. In this regard, consider possible consequences of the action of electromagnetic radiation of CAS on biological objects. Pay special attention to the most sensitive to energy exposure of the mechanisms of genetic encoding of biological information.

A fundamental property of the living, to a much greater extent peculiar to living organisms than nature in General, is the ability to generate self-organization through new, previously unavailable properties and processes. Progressive evolution from this point of view is a process of self-organization, manifested in the spontaneous formation of increasingly complex structures. However, any one the resulting structure is not static, it can lose stability either due to changes in environmental conditions, or due to changes in the parameters of the system. Mutations carry a selective advantage tend to increase, i.e. give rise to instability. Thus, natural selection is actually based on the instabilities caused by the appearance of favorable mutants that lead to the collapse of previously stable structures and the evolution is an infinite rotation of some steady States using other unstable.

This idea of evolution is a good fit with modern ideas about synergetics. Modern synergism is the recognition of the role of small energy fluctuations, which in complex systems can change the structure of the system at the bifurcation point.

It is believed that low-energy signals influence the choice of ways of further development at the moment of bifurcation, when there are a number of equivalent extensions.

As a result of the superposition of several fields of radiation you may experience standing waves whose frequency coincides with the resonant frequencies of living cells and rhythms of various organs and functional systems of the body. So there is a likelihood of changes (including negative) of the genetic apparatus of living cells during prolonged exposure to low-energy electromagnetic radiation CASS. As a result of such effects on genetic mechanisms of transcription, translation, reparation, and also on the mechanism of gene expression, can occur individuals of separate biological species with unpredictable characteristics.

Development of control mechanism of gene expression using electromagnetic radiation may open doors to the management of behaviour and condition of biological objects, up to their cloning [3]. The use of such control will give the ability to remotely suppress the activity of pathogenic microorganisms, bacteria, insects, etc. [7].

In humans there is a danger that the population of the irradiated areas can be triggered by unwanted effects on the genetic and physiological levels. Thus, upon irradiation of the human body possible inhibition of a number of sections of the genome of lymphocytes. This may lead to various abnormalities in the first place - to the most complex system of immune defense. This impact will by inhibiting translation of specific genes to stop the synthesis of immunocytes responsible for the production of antibodies to a particular antigen. After some time after exposure to the immune system of irradiated will not be able to resist infection caused by the antigen, the response to which is inhibited, and even the flu would be deadly.

Because mutations are mostly harmful, no one species cannot afford to accumulate quickly in their germ cells. The preservation of the species requires that the reproductive cells of organisms be protected from rapid genetic changes, but preservation of each specific individual need the same protection for all other cells in the body. Nucleotide substitution in somatic cells can contribute to natural selection in favour of those cells that are better adapted to existing conditions. This can lead to their uncontrolled reproduction, e.g. the development of cancer, which in the Western hemisphere accounts for over 20% of premature deaths. Convincing research shows that death in this case is caused mainly by the accumulation of changes in DNA sequences of somatic cells. A tenfold increase in the frequency of mutations would probably to catastrophic growth of number of cancer cases.

Thus, given inadequate knowledge of the effects of electromagnetic radiation on biological objects, as well as trends in the development of space communication systems, it should be noted the need for monitoring the electromagnetic environment with the aim of controlling the processes in society that can develop in a period of active commissioning of new systems and devices that generate electromagnetic radiation. This issue is most relevant right now, when you create a global system of space communications.

Given the importance of the problem, further investigation of the issues raised in this paper, as well as the development and adoption of effective measures to counteract and protect against possible negative anthropogenic impacts. It is also necessary to develop a regulatory framework, which in the framework of international cooperation, the safety of the biosphere in the functioning of space communication systems.

The dependence of the effect (the response object) from the power density of microwave radiation [2] Types of curves of dependence "dose-effect" [4]

Fig.3

Literature

1. Lesenkov M. S., Rodionov, B. N., Titov V. B., VI Yarochkin Energy-security of the person and the state. - M.: Sails, 1997.

2. E. I. Nefyodov, A. A. Protopopov, Sementsov, A. N., Yashin A. A. the Interaction of physical fields with living matter.- Tula, 1995.

3. Nefedov E. I., Protopopov A. A., 'hadar A. A., Yashin A. A. Biophysics fields and radiation and bioinformatics, part 1.- Tula: Publishing house of Tula state University, 1998.

4. Rodionov B. N., Rodionov R. B. the reproducibility of the results of the superweak impacts of energy on biological objects // Proceedings of the International Congress "Scientific bases of energy-informational interactions in nature and society" - the Crimea, 1997.

5. Garyaev P. P. Wave gene.- M.: societal benefits, 1994.

6. Illarionov V. E. Medical information and the ox-new technologies.- M.: VTS MK "Protection", 1998.

7. Rodionov B. N. Physical and technical bases of using space systems to improve the environmental conditions // proc. Dokl. II international science-technical conference "Problems and technologies of creation and exploitation of space systems".- M.: GKNPTs them.M.In.Khrunichev, 1998.

8. Lesenkov M. S., Rodionov B. N. Interaction of physical fields and radiation with biological objects and protection from their negative impact.- M: at MSFU, 1998.

Source: http://re-tech.narod.ru/homo/gen/udk_614.htm

Tags: security , threat


RELATED MATERIALS: Science and Society

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Новое в науке / Статьи
Возможные последствия воздействия низкоэнергетического электромагнитного излучения на генетический аппарат живой клетки
Материал разместил: -Дата публикации: 16-11-1998

Текущий этап развития общества характеризуется тем, что многие традиционные ресурсы человеческого прогресса утрачивают свое первоначальное значение. Наряду с этим все большее значение приобретает информация.

Информация становится главным ресурсом научно-технического и социально-экономического развития мирового сообщества. Этот факт приводит к повсеместному развитию технологий и средств связи. Сегодня уже недостаточно наличия простого телефона или телеграфа. Ценность информации заключена в оперативности ее доведения. Сегодня важно, чтобы любой потенциальный потребитель мог получить требующуюся ему информацию в любой желаемый момент времени, в необходимой форме и в предпочтительной для него точке физического пространства. Такой подход к обеспечению доступа к информационным ресурсам в последнее время привел к всплеску активности в области создания всевозможных систем связи и, прежде всего, систем космической связи, которые обладают требуемыми характеристиками по оперативности и глобальности доведения информации.

Создаваемые системы связи будут работать в СВЧ- и КВЧ-диапазонах электромагнитных излучателей и, по оценкам, могут создавать на поверхности Земли плотности мощности облучения 10-6...10-7 Вт/см2 и в специально модулированных режимах - 10-2...10-3 Вт/см2 [1].

Однако, создавая все новые средства связи, основанные на передаче модулированных электромагнитных колебаний, человечество в недостаточной степени заботится о безопасности биосферы, не учитывает, что бурное и глобальное вторжение в окружающую среду воздействия столь неоднозначного фактора, как электромагнитное излучение, может привести к далеко идущим негативным последствиям. Далее в этой статье мы попытаемся дать краткое описание тех последствий, которые могут возникнуть в результате воздействия на биологические объекты электромагнитных излучений малой мощности.

Человек представляет собой сложную систему, состоящую из многих органов и подсистем, которые реагируют на изменения внутренних и внешних условий. Многочисленными исследованиями доказано, что основным носителем информации как внутри биологического объекта, так и между отдельными биологическими объектами, в том числе и между людьми, является электромагнитное излучение. При этом циркуляция огромного потока информации в процессе жизнедеятельности человека возможна только при использовании сигналов малой мощности. Затраты энергии на формирование этих сигналов определяются энергетическими возможностями человека. По оценкам специалистов, суммарная мощность информационных сигналов не превышает 1...10 мВт или 10-3...10-4 тепловой мощности, излучаемой организмом [2], а мощность КВЧ-излучения клетки составляет Ркл=10-23 Вт [3].

Исследования, проведенные отечественными и зарубежными учеными, привели к открытию эффекта сверхмалых доз. Уровень биологической организации, на которой обнаружено действие сверхмалых доз, весьма разнообразен - от клетки, макромолекул, органов и тканей до животных, растительных организмов и целых популяций (рис.3).

Общие закономерности влияния сверхмалых доз биологически активных веществ (БАВ) наиболее ярко проявляются при изучении дозовых зависимостей [4]. В некоторых случаях эта зависимость бимодальная: эффект возрастает при сверхмалых дозах препаратов, затем, по мере увеличения дозы, уменьшается, сменяется так называемой "мертвой зоной", где он не заметен, и вновь усиливается (рис. 1, кривая 1). Иногда в дозовой зависимости обнаруживается стадия эффекта "перемены знака". Например, если в области сверхмалых доз отмечалась ингибирующая активность, то по мере роста концентрации она сменялась стимулирующей, а затем вновь ингибирующей (рис. 1, кривая 2) [4]. В ряде случаев эффект в очень большом диапазоне концентрации почти не зависит от дозы (рис. 1, кривая 3.).

Рис. 1.

 

Обобщение экспериментальных данных, полученных на различных животных и людях, свидетельствует, что воздействие излучений и препаратов может вызывать одинаковую реакцию испытуемых при дозах, отличающихся на 5-10 порядков [4]. Наиболее ярким примером такого воздействия является применение гомеопатических препаратов.

Похожие зависимости наблюдаются и при воздействии сверхвысокочастотных излучений (СВЧ-излучений). Так, на кривой зависимости величины физиологического эффекта от плотности мощности облучения, наблюдаются два максимума (рис. 2). Эти максимумы также разделены "мертвой зоной", наличие которой объясняется как результат включения в работу активных барьерных механизмов и компенсирующих систем организма. Когда эти силы перестают справляться, наблюдается тотальное возбуждение, завершающееся срывом и гибелью организма.

Рис. 2.

 

Естественно, что в ходе эволюции рецепторная система сформировалась таким образом, что она реагирует только на наиболее значимые сигналы малой интенсивности. Это, например, удалось показать в опытах по выработке у крыс условного рефлекса "избегания" в зависимости от параметров слабого электромагнитного сигнала. Реакция вырабатывалась лучше всего на сигнал с частотой 300 Гц при плотности мощности 10-11 Вт/см2.

Увеличение или уменьшение плотности мощности облучения на 1-2 порядка без изменения прочих параметров сигнала приводило к невозможности выработки условного рефлекса. К тому же приводило изменение частоты до 500 или 50 Гц.

Отмеченные результаты экспериментальных исследований имеют принципиально важное значение, так как они указывают на наличие резонансных параметров облучающего излучения, при которых реализуются и, соответственно, наблюдаются результаты воздействия. Наличием резонансных параметров можно объяснить существо бимодальных дозовых зависимостей [4].

Особенности резонансных воздействий можно объяснить с помощью результатов теоретических и экспериментальных исследований, проведенных под руководством П.П.Гаряева. Эти результаты дают основание утверждать, что первоосновой кодовой иерархии биологических систем являются инфраструктуры внеклеточных матриксов (ВКМ) цитомембраны, цитоскелета и ядра клетки [5]. Все изменения в живом организме связаны в первую очередь с изменениями в этих структурах. ДНК, рибосомы и коллаген (основная составляющая часть белков ВКМ) - главные информационные биополимеры. Между ними в эпигенетическом режиме происходит обмен информацией по физическим каналам нелинейных акустических и электромагнитных колебаний. Кроме того, генераторами и акцепторами информационных волн внутри биообъектов являются различные жидкокристаллические структуры и внутриклеточная вода со способностью образовывать фрактальные структуры [6].

Экспериментально определены приблизительные резонансные частоты в Гц некоторых структур живой клетки: соматическая клетка - 2,39× 1012; ядро соматической клетки - 9,55× 1012; митохондрии из клетки печени - 3,18× 1013; геном клетки человека - 2,5× 1013; хромосома интерфазная - 7,5× 1011; хромосома метафазная - 1,5× 1013; ДНК - (2...9) × 109; нуклеосома - 4,5× 1015; рибосомы - 2,65× 1015; клеточные мембраны - 5× 1010; цитоскелет - 108; эритроциты - (3,5...4,0) × 1010 [6].

Одной из главных особенностей реализации резонансных воздействий является мизерная мощность и малое время облучения. Так, аппараты информационно-волновой терапии "Порог-1" и "Минитаг" работают при сверхмалой плотности потока мощности приблизительно 10-17 Вт/см2 [6] в течение нескольких секунд или минут.

Отмеченные выше резонансные частоты живой клетки совпадают с частотами излучений космических аппаратов связи (КАС). Создаваемые же этими аппаратами плотности мощности и длительности облучения будут существенно превышать (на 10 и более порядков - такое облучение возможно в течение всей жизни) энергетические уровни, вызывающие изменения в живых клетках. В связи с этим рассмотрим возможные последствия от действия электромагнитных излучений КАС на биологические объекты. Особое внимание уделим наиболее чувствительным к энергетическому воздействию механизмам генетического кодирования биологической информации.

Фундаментальным свойством живого, в гораздо большей степени присущим живым организмам, чем природе в целом, является способность к генерированию посредством самоорганизации новых, отсутствовавших ранее свойств и процессов. Прогрессивная эволюция с этой точки зрения представляет собой процесс самоорганизации, выражающийся в самопроизвольном образовании все более сложных структур. Однако любая однажды возникшая структура не является статичной, она может потерять устойчивость либо вследствие изменения условий среды, либо из-за изменения параметров самой системы. Мутации, которые несут селективное преимущество, имеют тенденцию усиливаться, т.е. порождают неустойчивость. Таким образом, естественный отбор фактически основан на неустойчивостях, вызванных появлением благоприятных мутантов, которые приводят к развалу ранее устойчивых структур, а эволюция представляет собой бесконечную смену одних устойчивых состояний другими через неустойчивые.

Такое представление об эволюции хорошо стыкуется с современными представлениями о синергетике. Современный синергизм - это признание роли малых по энергии флуктуаций, которые в сложных системах могут изменять структуру систем в точке бифуркации.

Считается, что именно низкоэнергетические сигналы влияют на выбор пути дальнейшего развития в момент бифуркации, когда имеется ряд равноценных продолжений.

В результате суперпозиции полей нескольких излучений возможно возникновение стоячих волн, частота которых будет совпадать с резонансными частотами живых клеток и ритмами различных органов и функциональных систем организма. Поэтому появляется вероятность изменения (в том числе и негативного) генетического аппарата живых клеток при длительном воздействии низкоэнергетических электромагнитных излучений КАС. В результате такого воздействия на генетические механизмы транскрипции, трансляции, репарации, а также на механизм экспрессии генов, могут возникать особи отдельных биологических видов с непредсказуемыми свойствами.

Освоение механизма управления экспрессией генов с помощью электромагнитных излучений может открыть двери к управлению поведением и состоянием биологических объектов, вплоть до их клонирования [3]. Использование такого управления даст возможность дистанционно подавлять активность болезнетворных микроорганизмов, бактерий, насекомых и т.д. [7].

В отношении человека возникает опасность того, что у населения облученных территорий могут быть спровоцированы нежелательные последствия на генном и физиологическом уровнях. Так, при облучении организма человека возможно ингибирование ряда участков генома лимфоцитов. Это может привести к различным отклонениям, в первую очередь - к наиболее сложной системе иммунной защиты организма. Такое воздействие позволит путем ингибирования трансляции определенных генов прекратить синтез иммуноцитов, отвечающих за выработку антител к определенному антигену. Спустя некоторое время после воздействия иммунная система облученных будет не в состоянии противостоять инфекции, вызванной антигеном, реакция на который ингибирована, и даже грипп окажется смертоносным.

Поскольку мутации по большей части вредны, ни один биологический вид не может позволить себе быстро накапливать их в своих половых клетках. Сохранение вида требует, чтобы половые клетки организмов были защищены от быстрых генетических изменений, но сохранение каждого конкретного индивидуума требует такой же защиты и для всех остальных клеток организма. Нуклеотидные замены в соматических клетках могут способствовать естественному отбору в пользу тех клеток, которые лучше приспособились к существующим условиям. Это может привести к их неконтролируемому размножению, например, развитию рака, на долю которого в Западном полушарии приходится более 20% преждевременных смертей. Убедительные исследования показывают, что гибель людей в данном случае вызвана главным образом накоплением изменений в последовательностях ДНК соматических клеток. Десятикратное повышение частоты мутаций привело бы, вероятно, к катастрофическому росту числа раковых заболеваний.

Таким образом, учитывая недостаточную изученность воздействия электромагнитных излучений на биологические объекты, а также тенденции развития космических систем связи, следует отметить необходимость проведения электромагнитного мониторинга окружающей среды с целью контроля над теми процессами в жизни общества, которые могут получить развитие в период активного ввода в действие новых систем и устройств, генерирующих электромагнитное излучение. Этот вопрос приобретает наибольшую актуальность именно теперь, когда создаются глобальные системы космической связи.

Учитывая важность проблемы, необходимо дальнейшее изучение вопросов, поднятых в настоящей работе, а также разработка и принятие эффективных мер противодействия и защиты от возможных негативных техногенных воздействий. Представляется также необходимой разработка законодательной базы, обеспечивающей в рамках международного сотрудничества безопасность жизнедеятельности биосферы в условиях функционирования космических систем связи.

Зависимость эффекта (реакции объекта) от плотности мощности СВЧ-излучения [2] Типы кривых зависимости "доза-эффект" [4]

Рис.3

Литература

1. Алешенков М.С., Родионов Б.Н., Титов В.Б., Ярочкин В.И. Энергоинформационная безопасность человека и государства. - М.: Паруса, 1997.

2. Нефедов Е.И., Протопопов А.А., Семенцов А.Н., Яшин А.А. Взаимодействие физических полей с живым веществом.- Тула, 1995.

3. Нефедов Е.И., Протопопов А.А., Хадарцев А.А., Яшин А.А. Биофизика полей и излучений и биоинформатика, ч.1.- Тула: Изд-во ТулГУ, 1998.

4. Родионов Б.Н., Родионов Р.Б. О воспроизводимости результатов сверхслабых энергоинформационных воздействий на биологические объекты // Труды Международного конгресса "Научные основы энергоинформационных взаимодействий в природе и обществе" - Крым, 1997.

5. Гаряев П.П. Волновой геном.- М.: Общественная польза, 1994.

6. Илларионов В.Е. Медицинские информационно-вол-новые технологии.- М.: ВЦ МК "Защита", 1998.

7. Родионов Б.Н. Физико-технические основы использования космических систем для нормализации экологической обстановки // Тез. Докл. II МНТК "Проблемы и технологии создания и использования космических систем".- М.: ГКНПЦ им.М.В.Хруничева, 1998.

8. Алешенков М.С., Родионов Б.Н. Взаимодействие физических полей и излучений с биологическими объектами и защита от их негативного воздействия.- М.: МГУЛ, 1998.

 

Сергей Гриняев, Борис Родионов


Источник: http://re-tech.narod.ru/homo/gen/udk_614.htm


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество