Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Аналитическая деятельность: опыт российских и зарубежных специалистов / Статьи
Аналитики и современный мир информации
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 01-01-2020

В лекции для  студентов факультета комплексной безопасности ТЭК Губкинского университета директор российского Центра политической информации Алексей Мухин рассказал о своем опыте работы аналитика в современных условиях.

Алексей Алексеевич Мухин – известный российский политолог, публицист и педагог.  Регулярными комментариями от Алексея Мухина по актуальным политическим и экономическим событиям пользуются ведущие российские и зарубежные СМИ, такие, как Spiegel, The New York Times, Le Figaro, France 24, Deutsche Welle, Коммерсантъ, Независимая газета, Известия, «Первый канал», Russia Today, «Пятый канал», «Бизнес FM», «Коммерсант FM», «Эхо Москвы» и многие другие.

В ноябре 2019 года Алексей Мухин выступил перед будущими специалистами в области информационной безопасности с лекцией на тему «Опыт работы аналитика в современных условиях: геополитика и политический анализ». Эксперт отметил, что в нынешнем мире громадное количество информации и объем этой информации постоянно растет. Сейчас модно говорить о Big Data (о работе с большими объемами информации) и о тех инструментах, которые способны эти Big Data поставить на службу человечества. Речь идет об искусственном интеллекте. Если раньше объемы информации были не такие большие, и человечество работало в основном с текстами, то теперь объемы информации растут, растут разные формы обработки и хранения этой информации. Но феноменально то, что увеличения и умножения знаний не происходит, а происходит их дублирование.

«Все эти Big Data, на 80% копирующаяся и самокопирующаяся информация, – отметил Алексей Мухин. - Я работаю в Фейсбуке, в Твиттере (в Инстаграме нет), и вижу, как эволюционируют эти соцсети, как они развиваются, как они пытаются обрабатывать информацию, и главное, как ее используют. Мне это напоминает направления работы с информацией, которые я наблюдал еще в советское время, в постсоветское время, когда интернета еще не было. Да-да, я из тех времен, когда мы ездили в библиотеки и пролистывали региональные газеты и составляли обзоры и книги, которые вы сейчас читаете, как, возможно, даже раритет. Они в электронном виде сейчас тоже есть. Они позволяют описать, что со страной происходило на рубеже 20-го и 21-го столетия».

По мнению эксперта, контент, который сейчас в интернете представлен, напоминает кубик Maggi (сухой концентрированный суп), который бросили в воду и появилась Big Data. Добавляя воду, можно развести этот «суп» до невообразимых объемов. Но сама ценная информация, она так и осталась в тех кристаллах сухого концентрата, который существовал изначально и ничего не изменилось. Человечество пытается сформировать новые массивы информации, которые будут использоваться при строительстве искусственного интеллекта. Однако, по мере поступательного развития технологий и повышения их технологического уровня, с мозгом человека происходит обратный процесс. В свое время студенты, и ученые знали: напитка знаниями и выстраивание собственного логическо-аналитического аппарата было инструментом, который позволял формировать контент.

И им мы сейчас пользуемся в значительной степени. Некоторые говорят: «Вот, — это новое!». А оказывается – совсем не новое. Об этом писали и говорили уже 20-30 лет тому назад. 

«С появлением смартфонов, люди стали думать, что доступность поисковиков дает ложное ощущение информированности, - отметил Алексей Мухин. - Но никакой информированности нет. У человека начинают атрофироваться очень важные элементы сознания: аналитические, синтезирующие, а главное - прогностические».

В экспертных сообществах задумались: почему это происходит? Но, к сожалению, — это побочный эффект развития общества потребления, так называемые «производственные издержки». Это выгодно крупным корпорациям, которые в значительной степени формируют сейчас научное сообщество, экспертное сообщество, берут его себе на службу. Они не заинтересованы в том, чтобы люди думали над тем, что они делают, как они мыслят, куда они двигаются. Корпорации предпочитают, чтобы люди совершали выбор между этим товаром и этим, между этим тезисом и этим, между этим политическим предпочтением и этим. И в зависимости от этого формируют информационный рынок, рынок потребительских товаров, рынок идей, рынок людей и так далее. По мнению Алексея Мухина, подобного рода практика приведет нас к тому состоянию, которое мы сейчас называем пещерным. Потому что в какой-то момент, человеческий мозг под влиянием инстинкта самосохранения начнет перезагружаться. И это страшно. Потому что это и есть состояние предвоенное, когда попытка развиваться у человеческого мозга будет иметь определенный лимит, и с этим человеческий мозг может не справиться.

В этих случаях и возникают конфликты, массовые психологические срывы, которые приводят к глобальным военным катаклизмам. Например, военные конфликты в Ираке, в Сирии и так далее, — это, как правило, искусственное состояние общества, в которое одно общество ввергает другое, для того, чтобы ограбить его. Глобальный конфликт формируется и неизбежен, если человеческое общество начинает испытывать сильный интеллектуальный дискомфорт. Одни считают, что они ровнее других (идеология нацизма, которая, собственно, и привела к глобальной катастрофе в двадцатом столетии).

«Особенности работы информации в современных условиях, - напомнил Алексей Мухин, - сродни деятельности врачей, которые лечат общество. Если относиться к этому, как к формированию рынка, то очевидно, что мы идем к глобальному катаклизму. Если относиться к этому, как к попытке понять проблему, изучить ее, дать способы решения этих проблем, то работа аналитика сродни работе врачей. И аналитики должны понимать всю степень ответственности за свою работу. Некоторые из нас, наверное, посещали врачей, которые гуглят перед тем, как выписать пациенту какой-то рецепт. Вот это пример того, что будущие врачи не понимали, что они делают у себя на лекциях во время учебы, они думали, что ну есть же интернет, и они по поисковику найдут решение. Есть даже система, когда врачей молодых заставляют это делать. То есть, ты не можешь дать свой диагноз, тебе обязательно необходимо использовать интернет-технологии, так называемая цифровизация профессии, интернет-технологии, чтобы выписать рецепт, назначить лечение, поставить диагноз, и это является деградацией, а не развитием человека. Здесь даже может дойти до пресловутой цифровой диктатуры, когда мы полностью будем подчинены этому маленькому или большому аппаратику».

По мнению Алексея Мухина, сегодня основные тенденции работы с информацией: «отжать» ее, потому что слишком много в ней «воды» и повторений. При работе с открытыми источниками необходимо иметь профессиональный навык увидеть в этом громадном потоке Big Data те самые точки, от которых, собственно, расходится дублирование информации, либо расходится дезинформация. Определить главные точки, которые являются основополагающими для дальнейшего развития информационного потока. И очень важно увидеть их правильно. Посмотреть на эти точки с нескольких сторон, — это называется «верификация источника». И в дальнейшем, уже исходя из той информации, которую вы получили, и учитывая то, каким образом и на что влияют факторы, выстроить из этих тезисов, из этих точек  свою собственную концепцию и предложить ее в качестве экспертного мнения. Как правило, экспертное мнение является основой для прогноза, потому что прогноз и рекомендации — это то, что будет ждать от специалистов в области аналитики будущие работодатели. Важно не только мониторить СМИ и соцсети, важно читать и понимать прочитанное. Мало читать, важно понимать, что ты читаешь, а сейчас с этим большие проблемы. Трансформация источниковой базы происходит стремительно. Основной проблемой является то, что получая очень современный уровень знаний в школах и университетах, вы, попав в окружающий вас информационный и цифровой мир, вдруг увидите, что знания эти уже устарели. И это нормально. Это происходит всегда. Понимая неизбежность изменений, даже профессионалы, которые, давно варятся в этом информационном супе, каждый день «перезагружают систему». Здесь очень важно - иметь возможность менять себя, быть востребованными и профессионально состоятельными. Но эти изменения должны быть осознанные. Каждое изменение должно нести определённый смысл: не просто я меняю себя, потому что мой фитнес тренер сказал, что я там что-то не так делаю. Вы сами для себя должны быть этим интеллектуальным фитнес-тренером, мы должны осознанно делать эти шаги для того, чтобы реагировать на внешнее воздействие. Это самое главное, что сейчас происходит в информационном мире. Он настолько многообразен, что объять его с помощью восприятия невозможно. Его можно только почувствовать интуитивно, а интуиция – это  один из важных инструментов, который аналитики будут использовать в своей профессиональной деятельности.

Эксперт отметил, что организация информационной работы проста. Вы берете массив информации, выделяете из нее все нужное и используете  для работы.  Но здесь есть маленькие нюансы. Вы можете попасть на дезинформацию. Есть информация, а есть - дезинформация. Дезинформация может быть невольной, то есть вы сами заблуждаетесь и уверены в том, что двигаетесь в правильном направлении. И есть дезинформация целенаправленная. К сожалению, второй вид дезинформации гораздо более живуч и гораздо более навязчив и формирует у вас сложное представление о действительности, так как является продуктом деятельности таких же умных людей, как и вы, но только с другой информационной стороны. Это работники тех самых корпораций, которые вызывают у вас определенное искаженное представление о действительности, чтобы вы действовали в рамках рынка и по законам этого рынка. Вот здесь умение отличить эту дезинформацию от реальной информации, которая отражает действительность, и является основной «железой» у аналитика, которая должна работать очень и очень четко. Иначе вы начнете «плавать» в этом информационном море, «захлебываясь», периодически уходя под воду с головой и думая, что внизу - стадо акул. А тонущие всегда впадают в состояние паники. Информационная паника сродни психическому отклонению и с этим нужно тоже работать.

Завершая лекцию, Алексей Мухин отметил, что требования к работе аналитиков просты. Будьте спокойны, как в высказывании у японцев: когда вы смотрите на поверхность озера в котором отражается луна, и видите на поверхности рябь или волны, вы не можете понять, ЧТО на самом деле отражается в озере, но если вода спокойная, вы увидите полностью все черты неба, которые отражаются в озере.

«Ваш дух должен быть именно таким, когда вы работаете в информационном поле, чтобы адекватно отражать, ЧТО там происходит. И тогда интуитивно, аналитически вы будете понимать все процессы, все нюансы того, что происходит вокруг вас и с вами. А главное – вы поймете, что произойдет потом. Используя эту методу, вполне можно очень быстро стать профессионалом. И помните: когда вы учитесь, то любая  информация, которая в вас вкладывается сейчас, когда-нибудь вам пригодится. Не завтра, так - послезавтра. Через пять, десять, пятнадцать лет она обязательно пригодится!»

Марина Корнеева


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение