Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Аналитическая деятельность: опыт российских и зарубежных специалистов / Разное
Десять навыков, которыми никогда не будут обладать роботы
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 20-08-2017
В будущем роботы способны многих из нас лишить работы. Но некоторыми способностями человека машины овладеть не смогут.

Роботизация происходит уже давно. Традиционно автоматизировались низкооплачиваемые и неквалифицированные виды деятельности, что улучшало экономическое положение людей в целом. Сегодня ситуация изменилась.

Согласно исследованиюWhy Are There Still So Many Jobs? The History and Future of Workplace Automation. профессора Массачусетского технологического института Дэвида Отора (David H. Autor), компьютеризация происходит в профессиях среднего уровня, и именно в этом сегменте исчезает больше всего рабочих мест. Алгоритмы уже научились писать новости и даже художественные книги, диагностировать болезни и водить машины. Разные прогнозы пугают нас перспективами остаться без работы.

Но паниковать не стоит. Роботизация не только уничтожает рабочие места, но и создаёт новые профессии. Кроме того, меняется характер деятельности человека. Чтобы оставаться конкурентноспособным на рынке труда, нужно обратить внимание на навыки, которые будут востребованы в условиях автоматизации.

1. Комплексное решение проблем

В будущем важно будет не просто производить тот или иной объём работ. Экологические, этические и социальные вопросы становятся всё более актуальными с каждым годом, и ответить на них сможет только человек. Умение ставить задачи и условия для команд людей и роботов с учётом комплексного анализа ситуации и различных типов проблем в любой сфере деятельности будет одним из главных навыков.

2. Критическое мышление

Объективная и глубокая оценка важна при принятии решений. Искусственный интеллект может помогать людям анализировать данные, но делать окончательные выводы и составлять план действий остаётся прерогативой человека. Чтобы преуспеть в этом, необходимо развивать критическое мышление.

3. Креативность

Роботы чаще выполняют рутинные операции и сложные вычисления, что открывает людям простор для творчества. Решение креативных задач не только востребовано на рынке, но и приносит удовлетворение от выполнения. А творческое мышление всё-таки недоступно для машин.

4. Управление людьми

В каждой компании необходимы мотивирующие лидеры, создающие лояльность в команде. Для работы с людьми нужно обладать эмпатией, интуицией и отличными коммуникативными навыками. Всё это роботы освоить не в состоянии.

5. Координирование

Коллаборация — залог успеха в мире будущего. Для создания инновационных продуктов и достижения целей команды должны работать вместе. Иногда к ним будут присоединяться роботы. Но за человеком останется роль координатора совместной деятельности, ведь в условиях высокого темпа работы и большой конкуренции важно быстро реагировать на непредсказуемые ситуации и принимать нестандартные решения.

6. Эмоциональный интеллект

Этот тип интеллекта включает в себя знания и навыки, относящиеся к пониманию самого себя, социальным взаимодействиям и управлению отношениями. Его развитие положительно повлияет на все сферы жизни, в том числе на профессиональную деятельность.

Знание своих сильных и слабых сторон поможет в навигации на рынке труда. А такие навыки, как умение убеждать и создавать комфортную атмосферу, крайне актуальны в современном мире.

7. Рассудительность и принятие решений

Эти навыки связаны с критическим мышлением и эмоциональным интеллектом. Быть рациональным и одновременно прислушиваться к своим эмоциям может только человек. Нужно учиться совмещать эти два навыка и не бояться принимать ответственные решения.

8. Ориентация на услуги

Конечно, часть рынка услуг уже автоматизирована. Но в некоторых профессиях просто необходимо уметь предвосхищать запросы людей, распознавать и удовлетворять их потребности. Несмотря на то, что роботы и компьютерные программы учатся общению, человеку несвойственно по-настоящему доверять им. Здесь важна живая коммуникация, которая по определению недоступна автоматизации.

9. Переговоры

В ведении переговоров важно не просто настаивать на своём, но искать креативные способы получить выгоду для всех заинтересованных сторон. С развитием глобализации и технологических средств коммуникации всё более востребованными будут люди, способные наладить общение и провести успешное согласование для тех или иных проектов.

10. Познавательная гибкость

Развивая гибкость мышления, человек учится подстраиваться под условия окружающей среды и менять образ своих суждений. Этот навык крайне важен для работы в условиях неопределённости. Нужно не бояться перемен, быть открытым к различным культурам и точкам зрения и быстро реагировать на смену ситуации. И главное — не переставать учиться новому.

***

Взаимовыгодное существование с роботами, а не конкуренция за рабочие места — так выглядит светлое будущее. Чтобы оно наступило, люди должны понять свои сильные стороны, развивать их и оставить для машин то, что те действительно могут выполнять эффективнее.


Источник: https://lifehacker.ru/2017/08/01/10-things-that-robots-cant-do/ 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение