
Понятие «военно-политическая обстановка» (ВПО) относится к категории наиболее используемых в исследовании военно-политических процессов. Помимо Генерального штаба, а также научных исследователей, им активно оперируют такие военные издания, как «Военная мысль», «Красная звезда», «Зарубежное военное обозрение» и многие др. Однако единого понимания сущности, структуры и содержания этого явления среди военных ученых до сих пор не сложилось.
В военной доктрине в п. 10 ВПО упоминается как совокупность межгосударственных отношении, а в п. 19 военно-политическая обстановка на глобальном и региональном уровнях рассматривается уже как явление, подлежащее анализу наряду с «состоянием межгосударственных отношений в военно-политической сфере»1.
Военная энциклопедия (1994) на основании ряда статей, опубликованных в период с 1980 по 1989 год2, под ВПО понимает совокупность характерных особенностей военно-политических отношений между государствами и другими субъектами политики, в том числе вооруженными силами3. Военно-энциклопедический словарь, изданный в 2007 году, определяет ВПО так же, как и Военная энциклопедия4.
Доктор военных наук В.М. Барынькин в 1999 году определил ВПО как исторически конкретную совокупность условий и факторов, связанных с расстановкой военно-политических сил, характером их действий и состоянием отношений между ними, использованием военной силы в политических целях5. По его мнению, ВПО это только «срез внутренней политической обстановки в государстве (его части) и внешней международной обстановки в каком-то регионе или мире в целом»6.
По оценке доктора военных наук, профессора Н. Маркова (2005), ВПО — совокупность военно-политических отношений субъектов политики и их военных организаций, которая характеризуется уровнем угроз использования и реальным применением средств вооруженного насилия7.
Обращает на себя внимание, что Военная энциклопедия, понимая под ВПО совокупность характерных особенностей военно-политических отношений, другие, близкие к этому понятия военная обстановка и боевая обстановка, трактует уже как совокупность факторов и условий, в которых осуществляется деятельность войск (сил)8. То есть формулировки таких близких понятий, как «военно-политическая обстановка», «военная обстановка», «боевая обстановка», не имеют никаких общих признаков.
В качестве факторов и условий (без конкретизации, что есть что) указываются: наличие и содержание законов, уставов и других правовых актов; состояние войск — состав, оснащенность и укомплектованность, морально-боевые качества; места дислокации или базирования — их экономическое состояние, удаление от границы, условия расквартирования войск; наличие полигонов и т. д.
Причем в статье отмечается, что «эти и другие объективные факторы и условия оцениваются и учитываются в повседневной жизни войск»9. Это означает, что даже в мирное время войска в повседневной деятельности находятся в состоянии «военная обстановка». Чем тогда отличаются друг от друга военная обстановка и невоенная обстановка?
К факторам и условиям боевой обстановки отнесены, наличие противника и положение его войск, характер их действий, состав группировок и их боевые возможности, а также характер местности, погодные условия и т. д.
Фактически в определение военной и боевой обстановки заложены (в форме факторов и условий), с одной стороны, относительно устойчивые и длительное время не меняющиеся обстоятельства (законы и уставы, состав и дислокация войск, их удаление от границы и т. д.), с другой — явления, которые быстро меняются (характер боевых действий — оборона или наступление, применение ОМП и т. д.). Такое сочетание разнородных по своей природе, пространственным и временным характеристикам понятий не позволяет дать научное определение явлению, в содержании которого имеются все эти факторы и условия.
Таким образом, в среде исследователей военных и военно-политических процессов пока нет единого понимания сущности военно-политической обстановки. Более того, ни одно из рассмотренных нами определений ВПО не содержит в себе необходимого и достаточного числа существенных признаков этого явления, что требуют правила формирования понятий в формальной логике, которая представляет собой основу рационального познания. Причем авторы никак не поясняют, почему под ВПО они понимают именно это определение, а никакое другое. Помимо этого, даже близкие к ВПО понятия не имеют общих признаков с обстановкой вообще.
Это происходит потому, что рассматриваемые термины образовались вследствие задействования исследователями только чувственной, а не рациональной формы познания, что явно недостаточно для формирования научного понятия. Ни в одном случае авторы не попытались установить общее, родовое понятие термина «военно-политическая обстановка», а именно — «обстановка», выявить его признаки и только после этого, путем логической операции ограничения понятий установить разновидности «обстановки», к которым относится и ВПО.
Именно поэтому определения военной и боевой обстановки требуют уточнения, в процессе которого целесообразно разделить и рассматривать в качестве самостоятельных, с одной стороны, относительно устойчивые, с другой — быстро меняющиеся явления.
Как показывает проведенный нами обзор ситуации с формулировками такого понятия, как «военно-политическая обстановка», каждый исследователь по-своему рассматривает ту часть обстановки, которая ему представляется как военно-политическая. И когда разные структурные организации даже в рамках одного ведомства докладывают руководству документы, освещающие ВПО в какой-то стране или регионе, то может получиться, что в реальности эти документы освещают разные явления.
В этой связи совершенно очевидна необходимость единого понимания хотя бы в рамках одного ведомства, сущности и содержания данного явления.
В современной военно-научной литературе для характеристики различных видов обстановки используются такие понятия10, как внутриполитическая обстановка, военная обстановка, военно-политическая обстановка, военно-стратегическая обстановка, международная обстановка и т. д. Все их объединяет термин обстановка11, который по правилам и законам логики является родовым по отношению ко всем названным выше понятиям. Переход от упомянутых словосочетаний к более общему термину «обстановка» в логике называется обобщением. Мы в данном случае перешли к новому понятию, которое имеет уже больший объем (совокупность предметов, которая мыслится в данном понятии) и меньшее содержание (совокупность существенных признаков, входящих в объем понятия). Каковы же признаки понятия «обстановка»?
Прежде всего необходимо указать, что во всех случаях под обстановкой мы понимаем нечто такое, что постоянно меняется. Не случайно, именно с этим существительным всегда используются глаголы «изменилась», «меняется», «осложнилась», «нормализовалась» и т. д. Меняться могут в первую очередь отношения как философская категория, связывающая различные субъекты. Но отношения могут быть и в форме противоречий (отношения между противоположностями/ субъектами), без которых нет никакого развития. Диалектика указывает, что противоречие в своей эволюции проходит несколько этапов: зарождение, развитие, разрешение. Каждый из них представляет собой определенное состояние отношений.
Таким образом, диалектический метод позволил нам установить существенные признаки понятия «обстановка». К ним относятся, во-первых, наличие субъектов, формирующих обстановку. Во-вторых, наличие отношений между субъектами. В-третьих, определенное состояние отношений, которое формируется в результате тех или иных действий этих субъектов.
Субъектами, формирующими обстановку, могут выступать отдельные лица, в том числе в семье, коллективе; группы, коллективы, организации лиц, объединенных общностью различных интересов, в том числе трудовых, экономических, финансовых, культурных, этнических, религиозных, общественных, политических; государства и межгосударственные объединения (Евросоюз, СНГ); международные межправительственные организации (ООН, ОБСЕ, АС, ЛАГ, ОИК, АСЕАН и др.); незаконные вооруженные группировки и формирования, которые имеются в распоряжении политической оппозиции в том или ином государстве; криминальные группировки, в том числе вооруженные; государственные вооруженные формирования (подразделения, части, соединения милиции, полиции, жандармерии, национальной гвардии, вооруженных сил); объединенные вооруженные силы различных государств, коалиций государств или военных блоков (союзов).
Отношения между субъектами и складывающиеся в этих отношениях противоречия могут быть семейными, трудовыми, политическими, экономическими, религиозными, межнациональными, криминальными, военными и др., а также основными и неосновными, главными и неглавными, внутренними и внешними, антагонистическими и неантагонистическими.
Противоречия ниоткуда не берутся. Они вырастают из условий — таких обстоятельств, которые необходимы для возникновения какого- либо нового явления, в том числе, например, войны, способствуют этому возникновению, но сами вызвать его не могут. Это объективные, длительное время (исторически) складывающиеся обстоятельства политического, финансово-экономического, военного, географического (территориального), демографического, этнического, национального, религиозного характера, в которых существуют и развиваются государства, народы, религиозные или этнические общности.
Например, превосходство в военной мощи одного государства над другим — объективное военное условие возможного обострения ВПО или даже начала войны, но само по себе это не означает обязательного изменения обстановки. Проживание на одной территории разных народов также является объективным условием возможного обострения отношений между ними или даже вооруженных столкновений. Объективным условием может стать и наличие территориальных претензий одного государства к другому. Внутри страны возможно существование большого разрыва между богатыми и бедными, и это служит объективным, но не всегда достаточным условием для антиправительственных выступлений.
Состояния отношений имеют большой диапазон между миром и войной. В состоянии мира субъекты развивают отношения сотрудничества, взаимопомощи, партнерства, а в состоянии войны применяют все имеющиеся в их распоряжении средства насилия.
Таким образом, ключевым фактором понимания процесса формирования того или иного состояния отношений является характер тех средств, которые субъекты используют в отношениях со своими союзниками или противниками.
Средства по видам можно классифицировать как политические, дипломатические, экономические, финансовые. По характеру — как силовые и несиловые, военные и невоенные, вооруженные и невооруженные. В том случае, когда речь идет о государстве как политической организации, средства могут быть силовыми и несиловыми, военными и невоенными. Диапазон военных средств в данном случае достаточно широк — от поставок оружия и оказания иной военной помощи союзникам до угрозы применения вооруженных сил в отношении противника и даже применения вооруженных сил (в военном конфликте или войне).
Таким образом, совокупность трех выявленных нами существенных признаков представляет собой содержание понятия «обстановка». Однако для более глубокого понимания предмета нам необходимо в соответствии с правилами и законами формальной логики провести операцию деления понятий (разновидность классификации). Это деление осуществляется по видоизменению признака и дихотомическим образом.
Основой деления по видоизменению признака является признак, при изменении которого образуются видовые понятия, входящие в объем делимого (родового) понятия.
Проводя деление по первому признаку (субъекты обстановки), мы обнаруживаем следующие виды обстановки:
между отдельными лицами, в том числе в семье, коллективе (семейная, внутриколлективная);
между группами, коллективами, организациями лиц, объединенных общностью различных интересов, в том числе трудовых, экономических, финансовых, культурных, этнических, религиозных, общественных, политических (на предприятии, в организации, в населенном пункте, в какой-то части страны, в стране);
между криминальными группировками (в населенном пункте или его части);
между незаконными вооруженными группировками и формированиями (в населенном пункте, части страны, в стране, на границе с другим государством);
между государствами и межгосударственными объединениями (региональная или субрегиональная);
между государствами и международными межправительственными организациями (глобальная, региональная, субрегиональная);
между незаконными вооруженными формированиями, с одной стороны, и государственными вооруженными формированиями (подразделениями, частями, соединениями милиции или полиции, жандармерии, национальной гвардии, вооруженных сил) — с другой (в населенном пункте, части страны, в стране, на границе с другим государством);
между вооруженными силами различных государств, коалиций государств или военных блоков/союзов (глобальная, региональная, субрегиональная).
Деление по видоизменению второго признака (противоречия в отношениях между субъектами) позволяет вычленить такие виды обстановки, как политическая, экономическая, социальная, межнациональная, религиозная, криминальная, военная, военно-политическая и т. д.
Дихотомическое деление (на два противоречащих понятия) по третьему признаку (состояние отношений) позволяет обнаружить прямо противоположные состояния отношений между субъектами — мирное и военное.
Таким образом, обстановка представляет собой предельно широкое понятие, охватывающее все многообразие состояния отношений на всех уровнях от индивидов до межгосударственных объединений. Установленные признаки позволяют дать определение обстановки как определенное состояние отношений между различными субъектами.
Военно-политическая обстановка представляет собой разновидность обстановки, которая несет в себе элементы политических средств и средств вооруженного насилия. Примерную аналогию можно провести с известной формулой JI. Троцкого — «ни мира, ни войны». ВПО — это уже и не полное состояние мира, но еще и не состояние войны. Даже из самого словосочетания «военно-политическая» следует, что эта разновидность обстановки «выросла» из политической (мирной) и движется в направлении военной.
В системе категорий логики военно-политическая обстановка является более узким, видовым понятием по отношению к обстановке как родовому понятию. Соотношение родового и видового понятий раскрывается через закон обратного отношения между объемом и содержанием поня-тия. Суть закона состоит в том, что увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, а уменьшение содержания — к образованию понятия с большим объемом. Увеличивая понятие «обстановка» прибавлением нового признака «военно-политическая», мы переходим к понятию «военно-политическая обстановка», имеющему меньший объем, а также уже и свои собственные видовые признаки.
Главным видовым признаком понятия «военно-политическая обстановка» является наличие военно-политических субъектов, которые и формируют военно-политические отношения, определенное состояние которых и рассматривается как ВПО.
Военно-политические субъекты — это такие политические организации, которые имеют в своем распоряжении вооруженные силы или вооруженные формирования (даже незаконные) и отстаивают свои интересы, в том числе с использованием указанных сил/формирований. К ним относятся государства с их вооруженными силами; объединения государств, в том числе военные коалиции, блоки и союзы; оппозиционные внутригосударственные организации, движения, группировки, в том числе антиколониальные и национально-освободительные, обладающие вооруженными формированиями и выдвигающие политические требования (смены власти, национального самоопределения в рамках данного государства, достижения независимости и образования самостоятельного государства и т. д.).
Вторым видовым признаком ВПО является наличие военно-политических отношений — таких отношений, которые складываются в результате взаимодействия военно-политических сил. Доктор философских наук, профессор А.П. Дмитриев военно-политические отношения вполне обоснованно определяет в качестве отношений между субъектами политики (как внутри государства, так и на международной арене) в области создания, развития и использования (реального и планируемого) военной силы12.
Третьим видовым признаком ВПО является совокупность таких состояний в отношениях, которые являются промежуточными между миром и войной. В подобных состояниях субъекты военно-политических отношений готовятся использовать вооруженное насилие в политических целях или уже начали использовать его в каком-то отдельном районе страны, региона или мира и в ограниченных масштабах.
Наличие видовых признаков позволяет нам дать определение ВПО. Военно-политическая обстановка — это состояние отношений, складывающихся в результате взаимодействия различных военно-политических сил.
Другие разновидности обстановки формируют свои собственные субъекты. Международная обстановка складывается в результате взаимодействия наиболее влиятельных и мощных в политическом, экономическом и военном плане субъектов международных отношений, главным образом государств и их объединений. На нее влияет использование силовых средств внешней политики. Но как только на международной арене отношения осложняются вследствие деятельности военно-политических субъектов, появляются основания говорить об осложнении ВПО в глобальном масштабе.
Военно-стратегическая обстановка показывает соотношение военных сил в стратегическом масштабе. Она формируется в результате взаимодействия военно-стратегических сил (субъектов военной стратегии) — военных блоков (союзов), а также государств, обладающих наибольшей военной мощью. В середине 1970-х годов, например, она характеризовалась военно-стратегическим паритетом между СССР и США. В начальный период Второй мировой войны военно-стратегическая обстановка определялась доминирующим положением Германии и ее союзников на фронтах войны, а на заключительном этапе — господствующим положением государств антигитлеровской коалиции.
Военная обстановка характеризуется взаимодействием военных сил (субъектов военной политики). Она складывается в условиях войны или военного конфликта в стране или регионе. И хотя военная сила используется в политических интересах, в условиях военной обстановки на первое место выходят вооруженные силы или формирования.
Если мы говорим о военной обстановке, то речь должна идти как минимум о действиях оперативных или оперативно-стратегических объединений (армий и фронтов), которые и определяют обстановку в ходе войны (прилагательное «военная» в словосочетании «военная обстановка» происходит от коренного слова «война»). В период Великой Отечественной войны характер военной обстановки определяли действия фронтов.
Поэтому субъектами, формирующими военную обстановку, являются фронты, группы армий, армии. Основные действия, характеризующие ее — наступление и оборона. Обстановка зависит от общего соотношения сил воюющих сторон, от потерь в ходе боевых действий, использования оружия большой разрушительной силы, масштабов партизанских или диверсионно-террористических действий и ряда других факторов. Военная обстановка это положение на фронте, складывающееся в результате военных действий противоборствующих оперативных и оперативно-стратегических объединений.
Если же речь идет о боевой обстановке, то мы не должны забывать, что прилагательное «боевая» происходит от коренного слова «бой», а бой это форма тактических действий войск. Тактические действия ведут только подразделения, части и соединения13. Поэтому боевая обстановка складывается в результате действий тактических единиц. В этой связи мы можем говорить о боевой обстановке только в зоне ведения боевых действий подразделений, частей и соединений. Боевая обстановка это положение на том или ином участке фронта, складывающееся в зоне действия противоборствующих тактических единиц (до дивизии включительно).
Внутриполитическую обстановку (в пределах одного государства) формируют политические силы (субъекты политики) — органы государственной власти, партии, другие политические организации, движения или группировки, религиозные, религиозно-политические, этнические и другие организации, отстаивающие невоенными средствами политические цели. В повседневной деятельности внутриполитическая обстановка складывается в результате взаимодействия всех субъектов политики.
Главное отличие внутриполитической обстановки от всех других ее видов состоит в том, что она формируется субъектами, не использующими друг против друга вооруженного насилия как средства разрешения политических противоречий. Разгон полицией демонстрации не является достаточным основанием для квалификации обстановки как военно-политической. Это просто осложнение внутриполитической обстановки.
Рассмотренные рассуждения дают возможность выяснить характер обстановки в той или иной стране как внутриполитической, военно-политической или военной. Если в стране в данный момент действуют только политические силы, то и обстановка будет внутриполитической. Если имеются противостоящие военно-политические силы, то независимо от того, используется ли военная сила или только потенциально может быть использована, обстановка является военно-политической. Но если борьба противостоящих военно-политических сил приобрела характер войны, то обстановка классифицируется как военная, по крайней мере в тех районах, где идут военные действия.
Если, например, в стране имеется антиправительственная группировка, ставящая перед собой политические цели (захват власти, отторжение части территории данного государства, получение самоопределения какого-либо этноса вплоть до его отделения и образования самостоятельного государства и т. д.) и в распоряжении которой находятся вооруженные формирования, то имеются все основания говорить о военно-политической или даже военной обстановке в стране, или в какой-то ее части. В данном случае возможно обстановку в государстве в целом квалифицировать как внутриполитическую, а в отдельном его районе (там, где правительственные силы проводят операцию или операции против незаконных вооруженных формирований) как военно-политическую или военную.
Таким образом, внутри государства внутриполитическая обстановка при определенных условиях может перерастать в военно-политическую, которая, в свою очередь, способна трансформироваться в военную. Такая последовательность обязательна. Внутриполитическая обстановка не может сразу приобрести характер военной, минуя стадию формирования военно-политических сил или силы. Это формирование происходит в тех случаях, когда та или иная оппозиционная политическая сила/организация исчерпала, по ее оценке, политические возможности удовлетворения своих требований и приступила к созданию незаконных вооруженных формирований (закупает или захватывает оружие, привлекает на свою сторону боевиков и т. д.). За счет этого происходит трансформация оппозиционной политической силы в военно-политическую.
В масштабах региона или всего мира, где основными субъектами выступают государства с их вооруженными силами и союзы/коалиции государств, обстановку можно квалифицировать как военно-политическую в тех случаях, когда осуществляется подготовка к войне, военному конфликту или военной операции одного государства (военного союза) против другого, или в каком-то регионе между несколькими государствами происходят вооруженные столкновения.
Таким образом, военно-политическая обстановка является видовым понятием по отношению к обстановке как родовому. Она несет в себе признаки родового понятия и имеет свои собственные видовые признаки. Основным признаком и структурным компонентом ВПО выступают военно-политические субъекты, которые, используя различные средства в процессе удовлетворения своих потребностей и отстаивания своих интересов, действуют в системе военно-политических отношений и формируют определенный уровень обстановки.
Будучи видовым понятием по отношению к обстановке как родовому, ВПО имеет схожие признаки с другими разновидностями обстановки — внутриполитическая обстановка, военная обстановка, военно-стратегическая обстановка, международная обстановка. Именно поэтому одна разновидность обстановки при определенных условиях может перерастать в другую, причем это перерастание может происходить в направлении как от мира к войне, так и обратно.
Таковы основные методологические подходы к определению военно-политической обстановки как относительно самостоятельного явления. Более детальное исследование особенностей анализа ВПО на различных уровнях требует отдельного рассмотрения.
МАХОНИН В.А.
Источники
- Российская газета. 2010. 10 февраля.
- Данилов В.Н., Молостов Б.В. Военно-политическая обстановка: проблемы анализа и оценки // Военная мысль. 1989. № 3. С.13-21; Дмитриев А.П., Касенко М.М. Методология и методика оценки военно-политической обстановки. М., 1987; Кирш и н Ю.Я. Оценка военно-политической обстановки: некоторые вопросы методологии и методики // Военная мысль. 1980. № 2. С. 14-22.
- Военная энциклопедия: В 8 т. / Председатель Главной редакционной комиссии П.С. Грачев. Т.2. М.: Воениздат, 1994. С. 181.
- Военный энциклопедический словарь. М.: Эксмо, 2007. С. 194.
- Барынькин В.М. Оценка военно-политической обстановки: методологический аспект// Военная мысль. 1999. № 5. С. 23.
- Там же.
- Зарубежное военное обозрение. 2005. № 1. С. 2.
- Военная энциклопедия: В 8 т. Т. 5. М.: Воениздат, 2001. С. 551.
- Там же.
- В формальной логике понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных признаках.
- Термин — это слово или словосочетание, обозначающее строго определенное понятие и характеризующееся однозначностью по крайней мере в пределах данной науки или родственной группы наук.
- Дмитриев А.А. Методологические основы общей теории безопасности//Общая теория безопасности: учебное пособие. М.: ВАГШ, 1994. С. 19.
- Военная энциклопедия: В 8 т. / Т. 1. М.: Воениздат, 1997. С. 530; Т. 8. С. 11.
Источник: «Военная мысль» . -2011.-№4.-С.3-10.
Теги: война , вооруженные силы , оценка
- 03-08-2021Истребление профессий: как новая промышленная революция может изменить общество
- 21-05-2021DeepMind и Google: битва за контроль над искусственным интеллектом
- 09-04-2021Это прорыв: десять самых важных технологий 2021 года
- 25-01-2021Краснее некуда
- 10-01-2021Десять прогнозов на ближайшие годы для мира ИТ
- 23-08-2013Земля vs. Солнце, или о смене магнитных полюсов
- 19-05-2014Мозг и чип: от синапса, к SYNAPSE'у
- 30-11--0001Физики увидели начало времен и подтвердили расширение Вселенной
- 30-09-2010Из России советуют бежать как можно скорее
- 18-12-2010IBM определила главные технологии следующих 5 лет