Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Science and Society / Analytical work: the experience of Russian and foreign experts / Articles
"People really don't like to make decisions in an emergency situation"
Material posted: Publication date: 30-01-2019

Professor Michael gubko — that the ethics of the robot, decision-makers can not be universal

[Ch.]: What is an automatic control system? Does the word "auto" our understanding of responsibility for decision-making, and if change, to what extent?

[MG]: System management, creation and implementation of which are engaged in our Institute, is the decision algorithms. Automated control system (ACS) is a system that, Yes, in varying degrees, removes the burden of decision-making. But this raises the key question, greatly hindering the implementation of such systems in practice — who is responsible for decisions that takes over ASU? If we are dealing with an operator at the plant which switches certain switches, looking at certain illuminated by the light bulb, the answer to this question is clear. But if the system parameters the algorithm takes, then who is responsible if he made the wrong decision? Developer? Programmer? The operator? Or the station Manager where it is installed? The same ethical and legal problems are discussed now in connection with the wide implementation of robots. We recognize the robot with the object, subject, mechanism? If the robot will cause someone harm, then who is responsible — the owner, developer, or somehow shares the responsibility?

Exactly the same problem arises in the famous problem of the trolley or Google, for example, which introduces unmanned vehicles. It is not an error, but is still about responsibility. When the car is moving with high speed and crosswalk runs a lady with a stroller, you have to knock them down or steer your car into a pole so that all the passengers dead?

And the problem here is not even how to calculate probability. The problem is that we do not fully understand what are our morals and our ethics. Which is better — that one person was killed, or that a hundred people all my life was sick? And if a thousand? In everyday life this problem may not arise, but to automate this, to explain to the computer, trying to clearly understand how it works, and stumble upon the fact that these answers are not very formulated. And if the person in the actions of the automation does not die, but receives a damage to health? And here too it is necessary to carry out a gradation: it is one thing if they have a runny nose, and the other is if life will have to walk on one leg. Questions of this kind arise very often when you have to allocate resources for medicine. Resources are always limited, and if we commit to search for the treatment of rare complex diseases, we decrease the level of security of people absolutely massive drugs. This is the same problem that arises in front of the robot driver of Google, when he decides who to bring down.

[Ch.]: That is the case for common rules that computers can follow?

[MG]: the fact that it is hardly possible. For example, we begin to consider the notion of ethics — for example, the concept of justice, which is closely linked to issues of financing of medicine. The idea of justice presupposes that everyone is equal. That is, if there is a person who is initially very unhappy, say, because of a congenital disease, then we all have very much to invest, to tighten his happiness level to the average in the rest of society, and it is not a pity any money.

The idea of this, however, is in contradiction with the idea of efficiency. Economic efficiency is often contrary to the concept of justice: fair distribution of benefits and effective are two completely different things. Here, our morality succumb to our rationality. The balance of justice and rationality is another problem that arises in our practice in control theory.

Furthermore, morality is not absolute or uniform. It is not, of course, is a subjective characteristic of a person: that it existed, need to be shared by a certain group of people, but this group — not all of humanity. In the world there are now several well-developed ethical systems, which can be divided into two large groups: secular ethics and religious ethics. The driving force in secular ethics are the relationships of people among themselves. And religious morality — even Christian, even Muslim — not with respect to the interaction of people and their relationship with God. And these relationships impose certain restrictions on interaction between people. In religious morality, you need to think primarily about their souls and not about how to build relationships between members of society or someone there to save an old woman or passengers. People who follow a religious moral code, think differently, their behaviour imposes a strong imprint of fatalism and the idea of eternal life.

[Ch.]: What does this mean?

[MG]: for Example, if among these people to conduct a survey all about the same dilemma of Google, a big role will play how properly does a person on a pedestrian crossing. The old lady runs a red light? Whether done by children that are acting up on the road? And within secular morality, born of the Enlightenment, played a Central role the ideas of equality, fraternity, and humanism, so it will run the arithmetic approach. How many people cross the road? How many people in the car is? The decision will be made in favor of maintaining a larger number of human lives that are the absolute value.

[Ch.]: And what place in this system is scientific ethics, not whether it resolves the contradiction?

[MG]: the Notion of "scientific ethics" is very similar to the concept of "religious ethics". Ironically, scientists are more similar in this sense, the religious fanatics, than the average person. When a scientist acts in a specific role of a researcher, he is not talking about relationships with themselves and other members of society, and about the relationship between himself and truth, eternity, absolute. People give different names, but essentially it is the same fictional adamnet, as in the construction of "man — God". Scientist is more important than loyalty to the truth, than the relationship between him and other members of society. And here come on the scene charges, for example, in the creation of the atomic bomb. The more prevailing academic research ethics and loyalty to the truth, the more immoral it becomes, in the General case from the point of view that secular and religious ethics.

[Ch.]: In General, robots can be assigned different system of ethics.

[MG]: Yes, "behavior" automatic system will depend on which system of values started by its founder. Will lead a fun example: in Israel there is a Shabbat — has nothing to do on Saturday. And the robot doesn't have to force you to something to do on Saturday. Even his question: "Master, I'm ready to start cleaning. Click consent!" — will be incorrect. That is, in Israel, in the design in this case will take into account things that we never would come.

[Ch.]: Well, suppose we programmed robots in accordance with our views. Once they trust more than yourself?

[MG]: AND this is a matter of taste. When we, say, design of automation for NPP, we stop for a complete transfer of control the fear that they could be wrong. But this is not considered that the operator is also wrong! So we hide our heads in the sand, shifting responsibility for mistakes to the operator. Despite the fact that we know that there are on average much more efficient than a person automated system. So here the decision is for the person who puts his signature on the document on the implementation of the automated system: he says that this machine is better than a man, we believe her more. The operator will not be able to press the button, the system will do it for him, and it will be an irreversible decision.

During the cold war was a system that was supposed to make your own decision about a retaliatory strike. And all treaties on the non-proliferation of nuclear weapons, on the prohibition of missiles short and medium range was made by the Soviet leadership under the influence of the danger of unwanted triggering of automatic systems. Because there were a number of unpleasant incidents when triggered automatic early detection systems. The head of state reported that the system worked, the rocket and fly to us, press the button. Information gave the car a man was needed (and still needs) in order to make an important decision — whether to give further decision-making machine or not. But the responsibility isn't going anywhere, as if you have it or passed on to ASU. People make decisions, while machines can only simulate this process.

[Ch.]: And how these ideas are implemented in modern non-military systems, for example in the energy sector?

[MG]: If we talk about us, our Institute is connected to the problem of control of atomic energy after the Chernobyl accident. It was necessary, first, to analyze the causes of this accident, and second, to create systems of new generation for nuclear power plants taking into account this negative experience and on the basis of system approach. A systematic approach in this case — not to forget about any danger at all. And this ISP has its strengths and side of the science that we are developing. A systemic approach has allowed to develop a new system of governance that operate at modern nuclear power plants and allow for all possible scenarios. And as long as these systems are implemented, serious accidents have not — neither in our country nor abroad, where we supply the control system of nuclear power plants in India and Iran.

Management system GES, for example, has proven its reliability. Everything was provided, including the Sayano-Shushenskaya hydroelectric power plant, automation and equipment worked well. But there violated the rules. Technically it was a technical accident, but there were problems in the organizational outline. Warning system all show, and the problem was bureaucracy and the desire to earn more money. The immediate cause of the accident was the destruction of the turbine, but it resulted in a systematic violation of the rules of operation — the contents of the turbine in a suboptimal mode. And this was the result of its design features, and could have avoided the accident, given these features. It was not necessary through the forbidden regime every day to drive this turbine, and to use it in more sparing mode. In fact, it is very often passed through the forbidden zone in an attempt to maximize profits. This mode is not recommended for continuous use, but to put a turbine from one stable operating mode to another, had to pass through this forbidden zone. One-two-three times it is possible to do, but when the turbine chases through the forbidden zone a few times a day, of course, there are fatigue phenomena. That is, this accident is the result of the influence of the human factor.

[Ch.]: And automated system trying to stop people from making mistakes?

[MG]: IN General, the whole theory of automation about it. When people started from a scientific point of view to look at this area, they realized very early that in any case it is necessary to assemble a system of unreliable elements. For the first time is realized in the systems of communication, and there were books on how to build reliable systems from unreliable elements. Introduced the concept of duplication, duplication, duplication, mathematical methods of calculation of reliability of the probabilistic scheme. All this math was invented in the first half of the XX century — the theory of reliability. Now it's still evolving, but in part has already become engineering practice. But here we are talking about how to calculate the probability of adverse events, and ethical issues do not arise here. They arise at the stage when we make the decision about whether enough the achieved probability or not, or just need a few more levels of nesting, so the probability of error to decrease by another order of magnitude. This is a purely ethical decision.

[Ch.]: Now let's get back to the situation of choosing the lesser of two evils. Here, for example, we face a serious choice of who to flood or disconnect from the power in case of accident on hydroelectric power station. How automation can help in this?

[MG]: As I said, it's an ethical choice, which in one form or another will have to do people. And people do not like to make decisions in such a situation, so put a lot of effort to avoid it. And now it is not about shifting responsibility, but the real efforts, that these situations did not happen. Measures are taken at the design stage of complex systems. For example, in hospitals and other facilities, which belong to the first class of hazard, provided the presence of Autonomous power supply source. This means that if the light turns off, the doctors will still be able to finish the operation, switching to stand-alone source. It also introduces a regulatory scheme outages, and there are several stages — several consumer groups, which are sequentially disabled to reduce the load on the electrical network. First off the lighting of the streets, then transportation, then industrial enterprises (excluding critical facilities), then the utility sector and finally hospitals, kindergartens, etc. But we remember that all important objects are equipped with Autonomous systems of power supply. People trying to impose "pillows" so that there is no need to make a decision in an emergency.

[Ch.]: But if such a situation arises?

[MG]: nothing to be done. So, all the preliminary measures have proved in this case ineffective. Then the decision is made by the operator under huge time pressure and usually takes it is not optimal. And then suffering all his life with remorse.

But still it is a rarity. The problem is something extraordinary, unusual. Most of the time we are far away from the borders of the area in which we need to make non-trivial decisions. In everyday life all the decisions do not require us such strong-willed efforts just because we've provided and designed in advance so that we were getting away from problematic situations.

Source: https://chrdk.ru/sci/lyudi_ochen_ne_lyubyat_prinimat_resheniya_v_ekstrennoi_situacii?fbclid=IwAR1Q1myrqQOZi3dlYAH1MqpINhnwFOSumHyoFvNryePx0fTZ2vaVEu-9F0w


RELATED MATERIALS: Science and Society
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Аналитическая деятельность: опыт российских и зарубежных специалистов / Статьи
«Люди очень не любят принимать решения в экстренной ситуации»
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 30-01-2019

Профессор Михаил Губко — о том, что этика робота, принимающего решения, не может быть универсальной

[Ch.]: Что такое автоматическая система управления? Меняет ли слово «автоматическая» наши представления об ответственности за принятие решений, и если меняет, то в какой степени?

[МГ]: Системы управления, созданием и внедрением которых занимается наш институт, — это алгоритмы принятия решений. Автоматизированная система управления (АСУ) — это система, которая, да, в той или иной степени снимает с человека груз принятия решений. Но при этом возникает ключевой вопрос, сильно мешающий внедрению таких систем в практику — кто же несет ответственность за решения, которые на себя берет АСУ? Если мы имеем дело с оператором на АЭС, который переключает те или иные тумблеры, глядя на те или иные загоревшиеся лампочки, ответ на этот вопрос понятен. Но если параметры системы анализирует алгоритм, то кто отвечает, если он принял неправильное решение? Разработчик? Программист? Оператор? Или директор станции, на которой это установлено? Аналогичные этико-юридические проблемы обсуждаются сейчас в связи с широким внедрением в жизнь роботов. Мы признаем робота объектом, субъектом, механизмом? Если этот робот нанесет кому-то вред, то кто отвечает — хозяин его, разработчик или как-то делится ответственность?

Ровно такая же проблема возникает в знаменитой задаче о вагонетке либо у Google, скажем, который внедряет беспилотные автомобили. Речь идет уже не об ошибке, но все еще — об ответственности. Когда автомобиль несется с большой скоростью и на пешеходный переход выбегает старушка с коляской, надо сбивать их либо направлять свой автомобиль в столб так, что все пассажиры разобьются?

И проблема здесь состоит даже не в том, как просчитать вероятности. Проблема в том, что мы сами не до конца понимаем, в чем заключаются наша мораль и наша этика. Что лучше — чтоб один человек погиб или чтоб сто человек всю жизнь болели? А если тысяча? В повседневной жизни такой проблемы может и не возникнуть, но, чтобы автоматизировать это, объяснить компьютеру, пытаешься четко понять, как это работает, и натыкаешься на то, что эти ответы не очень-то и сформулированы. А если человек в результате действий автоматики не погибает, а получает ущерб здоровью? И тут тоже надо проводить градации: одно дело, если у них насморк, а другое — если всю жизнь придется ходить на одной ноге. Вопросы такого рода возникают сплошь и рядом, когда приходится распределять ресурсы на медицину. Ресурсы всегда ограничены, и, если мы направляем средства на поиск лечения редких сложных заболеваний, мы, допустим, снижаем уровень обеспеченности людей совершенно массовыми лекарствами. Это та же проблема, что возникает перед роботом-драйвером компании Google, когда он решает, кого сбивать.

[Ch.]: То есть дело за выработкой единых правил, чтобы компьютеры могли им следовать?

[МГ]: Дело в том, что это вряд ли возможно. Допустим, мы начинаем рассматривать понятия этики — например, понятие справедливости, которое тесно связано с вопросами финансирования медицины. Идея справедливости предполагает, что все равны. То есть если есть человек, который изначально очень несчастен, допустим, из-за врожденной болезни, то мы все должны очень сильно вложиться, чтоб подтянуть его уровень счастья до среднего по остальным членам общества, и на это не жалко никаких средств.

Идея это, однако, находится в противоречии с идеей эффективности. Экономическая эффективность оказывается сплошь и рядом противоречащей понятию справедливости: справедливое распределение благ и эффективное — это совершенно разные вещи. И здесь наша мораль пасует перед нашей рациональностью. Соотношение справедливости и рациональности — еще одна проблема, которая возникает в нашей практике в теории управления.

Кроме того, мораль не является абсолютной или единой. Она не является, конечно, совсем субъективной характеристикой человека: чтобы она существовала, нужно, чтоб ее разделяла некая группа людей, однако эта группа — не все человечество. В мире сейчас существует несколько хорошо разработанных этических систем, которые можно разбить на две большие группы: светская этика и религиозная этика. Движущей силой в светской этике являются взаимоотношения людей между собой. А религиозная мораль — хоть христианская, хоть мусульманская — касается не взаимодействия людей, а их взаимоотношений с богом. И именно эти отношения накладывают те или иные ограничения на взаимодействия людей между собой. В религиозной морали нужно думать прежде всего о своей душе, а не о том, как выстроить взаимоотношения между членами общества или кого там спасать — старушку или пассажиров. Люди, которые следуют религиозной морали, думают совсем по-другому, на их поведение накладывает сильный отпечаток фатализм и представление о вечной жизни.

[Ch.]: В чем это выражается?

[МГ]: Например, если среди таких людей провести опрос все о той же дилемме робота Google, то большую роль будет играть то, насколько правильно ведет себя человек на пешеходном переходе. Старушка перебегает на красный свет? Правильно ли делают дети, которые шалят на дороге? А в рамках светской морали, рожденной эпохой Просвещения, играют главенствующую роль идеи равенства, и братства, и гуманизма, поэтому будет работать арифметический подход. Сколько человек перебегает дорогу? Сколько человек в машине находится? Решение будет приниматься в пользу сохранения большего количества человеческих жизней, которые являются абсолютной ценностью.

[Ch.]: А какое место в этой системе занимает научная этика, не разрешает ли она противоречие?

[МГ]: Понятие «научная этика» очень похоже на понятие «религиозная этика». Как ни странно, ученые больше похожи в этом смысле на религиозных фанатиков, чем среднестатистический человек. Когда ученый выступает в специфичной роли исследователя, он говорит не о взаимоотношениях с собой и другими членами общества, а о взаимоотношениях между собой и истиной, вечностью, абсолютом. Люди это по-разному называют, но по сути это такая же выдуманная надсущность, как в конструкции «человек — бог». Ученому важнее верность истине, чем взаимоотношения между ним и другими членами общества. И здесь на арену выходят обвинения, например, в создании атомной бомбы. Чем более у ученого превалирует научная этика и верность истине, тем более аморальным он становится в общем случае с точки зрения что светской, что религиозной этики.

[Ch.]: В общем, роботам можно присвоить разные системы этики.

[МГ]: Да, «поведение» автоматической системы будет зависеть от того, от какой системы ценностей отталкивался ее создатель. Приведу забавный пример: в Израиле есть шабат — ничего нельзя делать в субботу. И робот не должен вас принуждать к тому, чтобы что-то сделать в субботу. Даже его вопрос: «Хозяин, я готов начать уборку. Нажми кнопку согласия!» — будет неправильным. То есть в Израиле при проектировании в данном случае будут учитываться моменты, которые нам и в голову не придут.

[Ch.]: Хорошо, предположим, что мы запрограммировали роботов в соответствии с нашими взглядами. Стоит им доверять больше, чем себе?

[МГ]: А это уже вопрос вкуса. Когда мы, допустим, проектируем АСУ для АЭС, нас останавливает для полной передачи им контроля опасение, что они могут ошибиться. Но при этом не учитывается, что оператор тоже ошибается! Получается, мы прячем голову в песок, перекладывая ответственность за ошибки на оператора. При том, что мы-то знаем, что существует в среднем гораздо более эффективная, чем человек, автоматическая система. Так что здесь решение — за человеком, который ставит подпись на документе о внедрении автоматической системы: это он говорит, что в данной области машина лучше человека, мы ей больше верим. Оператор будет не успевать нажать на кнопку, система сделает это за него, и это будет необратимое решение.

Во времена холодной войны была система, которая должна была сама принимать решение об ответном ударе. И все договоры о нераспространении ядерного оружия, о запрете ракет малой и средней дальности принимались советским руководством под воздействием опасности необоснованного срабатывания автоматических систем. Потому что был ряд неприятных инцидентов, когда срабатывали автоматические системы раннего обнаружения. Главе государства докладывали, что система сработала, ракеты летят к нам, нажимайте на кнопку. Информацию дала машина, а человек был нужен (и все еще нужен) для того, чтобы принимать важное решение — отдавать ли дальнейшее принятие решений машине или нет. Но от ответственности никуда не уйдешь, как бы ты ее ни перекладывал на АСУ. Люди принимают решения, а машины могут только имитировать этот процесс.

[Ch.]: А как эти представления реализуются в современных невоенных системах, допустим в энергетике?

[МГ]: Если говорить о нас, то наш институт подключили к проблематике управления атомной энергетикой как раз после аварии в Чернобыле. Было необходимо, во-первых, провести анализ причин этой аварии, а во-вторых, создавать системы нового поколения для АЭС с учетом этого отрицательного опыта и на основе системного подхода. Системный подход в данном случае — не забыть ни о какой опасности вообще. И в этом ИПУ проявил свои сильные стороны и стороны той науки, которую мы развиваем. Именно системный подход позволил разработать новые системы управления, которые работают на современных атомных станциях и позволяют предусмотреть все возможные варианты развития событий. И с тех пор, как эти системы внедрены, серьезных аварий у нас нет — ни у нас в стране, ни за рубежом, куда мы поставляем системы управления АЭС — в Индии и Иране.

Системы управления ГЭС, допустим, показали свою надежность. Все было предусмотрено, в том числе на Саяно-Шушенской ГЭС, автоматика и техника работали хорошо. Но там нарушались правила. Формально это была техническая авария, но проблемы были в организационном контуре. Система предупреждения все показывала, а проблема была в бюрократии и желании заработать побольше денег. Непосредственной причиной аварии стало разрушение турбины, но к нему привело систематическое нарушение правил эксплуатации — содержание турбины в неоптимальном режиме работы. А это было следствием ее конструктивных особенностей, и можно было бы избежать аварии, если учитывать эти ее особенности. Не надо было через запрещенный режим каждый день гонять эту турбину, а использовать ее в более щадящем режиме. На деле она очень часто проходила через запрещенную зону в попытках максимизировать прибыль. Режим этот не рекомендован к постоянному использованию, но, чтобы перевести турбину из одного устойчивого режима эксплуатации в другой, нужно было проходить через эту запрещенную зону. Один-два-три раза это можно делать, но когда турбина гоняется через запрещенную зону несколько раз в день, конечно, возникают усталостные явления. То есть эта авария — результат влияния человеческого фактора.

[Ch.]: А автоматические системы пытаются помешать людям совершать ошибки?

[МГ]: В общем, вся теория автоматизации — про это. Когда люди начали с научной точки зрения смотреть на эту область, они очень рано поняли, что в любом случае приходится собирать систему из ненадежных элементов. В первый раз это осознали при построении систем связи, и появились книги о том, как строить надежные системы из ненадежных элементов. Ввели понятие дублирования, дублирования дублирования, математические методы расчета надежности, вероятностные схемы. Вся эта математика была придумана в первой половине XX века — теория надежности. Сейчас она по-прежнему развивается, но отчасти уже стала инженерной практикой. Но тут речь идет о том, чтобы посчитать вероятность неблагоприятного события, а этические проблемы возникают не здесь. Они возникают на этапе, когда мы принимаем решение о том, достаточная ли достигнутая вероятность или нет, или нужно еще несколько уровней вложенности, чтоб вероятность ошибки понизить еще на порядок. Вот это уже чисто этическое решение.

[Ch.]: А теперь давайте вернемся к ситуации выбора из двух зол. Вот, скажем, перед нами серьезный выбор, кого затопить или отключить от электроэнергии при аварии на ГЭС. Как автоматизация может помочь в этом?

[МГ]: Как я уже сказал, это этический выбор, который в том или ином виде должны будут делать люди. А люди очень не любят принимать решения в такой ситуации, поэтому тратят уйму усилий, чтобы этого избежать. И сейчас речь идет не о перекладывании ответственности, а о реальных усилиях, направленных на то, чтоб этих ситуаций не произошло. Меры предпринимаются на этапе проектирования комплексных систем. Например, в больницах и других объектах, которые относят к первому классу опасности, предусмотрено наличие в них автономного источника электроснабжения. Это значит, что, если свет отключится, врачи все-таки смогут закончить операцию, переключившись на автономный источник. Кроме того, вводится регламентированная схема аварийного отключения, и там есть несколько стадий — несколько групп потребителей, которые последовательно отключаются, чтобы уменьшить нагрузку на электрическую сеть. В первую очередь отключают освещение улиц, потом транспорт, потом промышленные предприятия (за исключением критических производств), затем коммунальный сектор и наконец больницы, детские сады и пр. Но мы помним, что все важные объекты оборудованы автономными системами электроснабжения. Люди максимально стараются обложиться «подушками» так, чтобы не возникала необходимость принимать решение в экстренной ситуации.

[Ch.]: А если такая ситуация все же возникает?

[МГ]: То ничего не поделаешь. Значит, все предварительные меры оказались в этом случае неэффективными. Тогда решение принимает оператор в условиях огромного временного прессинга и обычно принимает его неоптимальным образом. А потом мучается всю жизнь угрызениями совести.

Но все-таки это редкость. Проблема — это нечто экстраординарное, необычное. Большую часть времени мы находимся далеко от границ этой области, в которой нам нужно принимать нетривиальные решения. В обыденной жизни все решения не требуют от нас таких волевых усилий как раз потому, что мы много предусмотрели и спроектировали заранее так, чтобы мы отдалялись от проблемных ситуаций.


Источник: https://chrdk.ru/sci/lyudi_ochen_ne_lyubyat_prinimat_resheniya_v_ekstrennoi_situacii?fbclid=IwAR1Q1myrqQOZi3dlYAH1MqpINhnwFOSumHyoFvNryePx0fTZ2vaVEu-9F0w 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение