Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Аналитическая деятельность: опыт российских и зарубежных специалистов / Разное
Особенности подготовки и использования аналитических материалов
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 17-07-2013

Тройственная задача нашей виртуальной дискуссии состоит в том, чтобы обсудить отличия аналитических материалов от журналистских продуктов, выяснить особенности производства аналитики для СМИ и в конце концов подготовить собственные аналитические материалы.

Для этого ниже обсуждается производственный процесс подготовки аналитики, отношения автора и заказчика, жанровые особенности и руководящие принципы, а также техника работы. Поскольку аналитика чаще всего существует в виде текста, то предлагаю для простоты считать “аналитикой” статью, посвященную некой проблеме.

Аналитика и журналистика: производственные отличия

Сразу нужно оговориться, что речь пойдет об идеальных отличиях, которые обычно затушевываются в реальности. Далее нас будет интересовать современный тип публичной аналитики для СМИ, которая объединяет в себе черты традиционной журналистики и информационной разведки, но предварительно следует выделить несколько основных отличительных особенностей производства журналистски и аналитики.

Журналистика:

  • Журналист работает в рамках соотв. законодательства о СМИ, что подразумевает юридическую ответственность за свои материалы
  • Журналист современного СМИ работает публично и чаще всего для абстрактной аудитории

Вследствие первой особенности производства, журналист (вместе с редакцией) обычно подвергается риску судебного преследования. Для минимизации этого риска журналистика выработала профессиональный “ритуал объективности”, который позволяет журналисту не высказывать собственное мнение и переложить ответственность за содержание материала на внешние источники. Для этого активно используются мнения экспертов, официальных лиц, энциклопедии, пресс-релизы и т.д. (Tuchman, 1972)

Аналитика:

  • Специальных законодательных рамок для производства аналитики обычно нет
  • Аналитик чаще всего работает непублично и для конкретного заказчика (госведомство, частная компания, НГО)

Как и в случае с журналистикой, эти особенности производства аналитики формируют определенную профессиональную культуру. Обычно заказчик ожидает от аналитика как раз самостоятельного мнения по конкретной проблеме, а не изложения разных точек зрения экспертов, как это часто практикуется в СМИ. Это объясняется целью заказа: получить информацию, на основе которой можно принимать решения (в госуправлении, политике или бизнесе).

Как следствие, главным требованием к аналитическому продукту является полезность, а не дискуссионность материала, как часто бывает в журналистике. Аналитический материал должен решать поставленную задачу и экономить время заказчика, а не давать ему повод для раздумий или приятного времяпрепровождения. Прообразом аналитики можно считать информационную службу стратегической разведки, которая до сих пор под разными названиями действует в военных и специальных службах государств (Плэтт, 1958), а также в службах безопасности предприятий в виде конкурентной разведки (Доронин, 2003).

Принцип публичности и его практические следствия

Отмеченные особенности производства журналистики и аналитики имеют практические последствия. Так, следует ожидать, что журналисты – в массе своей – будут стараться не высказывать собственное мнение, а переносить ответственность за выводы на более авторитетный источник: эксперта, официальный документ и т.д. Более того, если журналист работает в напряженном графике и в определенной политической ситуации, то следует ожидать, что круг тем и источников информации будет сужаться. Типичный пример этого правила – большинство белорусских государственных и негосударственных изданий.

В свою очередь, производственная этика аналитика заставляет его осторожничать при выступлении на публике, поскольку в этом случае он автоматически подпадает под действие как писаных, так и неписаных законов (морали). В случае выступления в газете, в радио- или телепрограмме аналитик инстинктивно начинает сглаживать острые углы и использовать формализованный эзопов язык: “модернизация”, “реформы”, “оптимизация расходов” и другие политкорректные обороты или намеки. Поэтому при работе с аналитическими продуктами или в беседе с аналитиком всегда следует задаваться вопросом о том, в какой сфере и с какими заказчиками он работает. Ответы на эти вопросы позволят лучше понять смысл и расшифровать заявления аналитика.

Разница в юридической ответственности журналиста и аналитика отражается и на работе с источниками информации. Так, в аналитике вполне допустим и иногда даже приветствуется разбор слухов, инсайда или других конфиденциальных и чувствительных для репутации объекта анализа источников. Поскольку итоговый продукт скорее всего будет доступен ограниченному кругу лиц, то у автора аналитики появляется больший простор для выводов.

И наоборот, если аналитический продукт, изначально не предназначенный для широкой публики, все же попадает в СМИ, то автор рискует как минимум своей репутацией. В таких случаях главным обвинительным аргументом со стороны широкой публики является (чрезмерный) прагматизм и откровенность автора – как раз те качества, которые ценит заказчик аналитики. Классический пример такой моральной коллизии трактат “Государь” Н. Макиавелли, более современный пример – реакция на откровения ряда диппредставителей в депешах американских посольств, опубликованных Wikileaks. Белорусский пример из 2007 года – утечка из ИАЦ записки об информационной политике государства.

Аналитика в СМИ: белорусские примеры

Выше были рассмотрены идеальные отличия аналитики и журналистики. В реальности эти жанры обычно переплетаются – особенно в популярной сегодня сфере медийной аналитики. Как следствие, аналитик вынужден в своей работе учитывать каноны журналистики: быть готовым нести юридическую ответственность за содержание материалов и ориентироваться не на индивидуального заказчика, а на более широкую аудиторию читателей.

Кроме этого, аналитики активно используют другие ценные наработки из сферы журналистики – от структуры текста, стиля письма и визуализации материала до модного продвижения в социальных сетях. За последние годы в Беларуси появилось много новых аналитических медиа-проектов. Вот некоторые из них в алфавитном порядке:

Предлагаю для примера рассмотреть еженедельный мониторинг (pdf) Информбюро солидарности с демократической Беларусью. Продукт представляет собой мониторинг событий недели в сфере экономики, политики, международных отношений и содержит тематический региональный обзор. Файл рассылается подписчикам по понедельникам, а на сайте проекта публикуется адаптированная версия мониторинга, созданная с учетом канонов журналистики.

Если посмотреть на структуру отдельного материала, то можно заметить, что в редакции следуют принципу “перевернутой пирамиды” *. Этот принцип предполагает, что главный аргумент текста идет сначала, а наименее важный – в самом конце. В свою очередь, каждый абзац текста строится по такому же принципу: в первом предложении обычно содержится главный аргумент, который затем раскрывается более подробно. Это, разумеется, общее правило, которое может при необходимости нарушаться.

Другой пример – материалы Агентства политической экспертизы, которое действует при Белорусском институте стратегических исследований. Агентство производит три основных продукта:

  • Комментарий (аргументированное мнение по конкретной проблеме, событию),
  • Обзор (анализ тенденции, окружающей проблему или событие)
  • Релиз (изложение для СМИ деятельности партнера агентства)

Если граница между Комментарием и Обзором достаточно условна, то формат Релиза предполагает объективное изложение чужой точки зрения. Релизы предназначены для того, чтобы информировать клиентов агентства, а также более широкое экспертное и журналистское сообщество о появлении новых исследований, состоявшихся круглых столах, презентациях и др. событиях в белорусской и зарубежной интеллектуальной индустрии. Стандартный объем Комментария составляет 7-8 тыс. знаков с пробелами, Обзор может быть (существенно) больше, а Релиз – около 5 тыс. знаков с пробелами.

Еще один пример белорусского аналитического продукта – “экспресс-экспертиза”. Продукт существует в виде короткого комментария, который выпускается сайтом экспертного сообщества Беларуси “Наше мнение”. Экспресс-комментарий предполагает ответ аналитика на поставленный вопрос, объем текста обычно находится в пределах 2-3 тыс. знаков.

Процесс производства аналитики

Как и в журналистике, в аналитической работе важную роль играет консультация с редактором, в ходе которой обычно обсуждается тема, формат и объем материала, а также используемые источники информации. Практика показывает, что в аналитике обычно не приветствуются каноны фельетонной публицистики, а именно литературность письма или моральные притязания автора. Как отмечалось выше, цель аналитики в том, чтобы решить поставленную задачу и сэкономить время заказчика. Поэтому среди журналистских жанров ближе всего к аналитике находится деловая журналистика.

Типичные примеры темы для аналитического материала. Каждая из этих тем может сужаться или расширяться в зависимости от формата:

  • оценить международную реакцию на событие (продажа Белтрансгаза, заседание Совмина Союзного государства, …)
  • дать прогноз поведения властей и рабочих во время очередной забастовки
  • оценить устойчивость финансовой системы и предложить сценарии валютной политики государства
  • спрогнозировать действия властей, оппозиции, наблюдателей и соседних стран во время активной фазы избирательной кампании
  • оценить последствия строительства АЭС для экономики Беларуси и региона и др.

Проблема источников информации особенно актуальна для Беларуси. В случае с медийной аналитикой действуют те же ограничения, что и для обычных СМИ – соотв. нормы законодательства, а также неформальные правила общения с источниками. Например, существует аргументированное мнение, что белорусские чиновники с большой неохотой дают комментарии для СМИ. С другой стороны, есть достаточно свидетельств того, как они делятся ценной информацией off the record, и это подтверждается примерами успешной работы некоторых аналитиков.

Что касается производственной рутины, то для аналитики характерна регулярная работа со статистическими данными. Не менее важен регулярный мониторинг СМИ и продукции коллег по аналитическому цеху. Эту работу особенно облегчают современные технические средства, от RSS-ридеров и почтовых рассылок до проектов, основанных на открытых данных. **

Примечания:

* Согласно легенде, принцип перевернутой пирамиды был изобретен американскими журналистами, которые передавали в редакцию свои сообщения по телеграфу. Связь оставляла желать лучшего, лента могла оборваться, поэтому самую главную информацию нужно было успеть передать первой. Этот принцип до сих пор успешно применяется при подготовке статей в The New York Times и других изданиях.

** Подробнее о теме открытых данных см. в статье “Скрытый капитал открытых данных».

Использованные источники:

  • Плэтт В. Информационная работа стратегической разведки. Основные принципы. Москва, 1958.
  • Доронин А. Бизнес-разведка. Москва, 2003.
  • Tuchman, G. (1972). Objectivity as strategic ritual: An examination of newsmen’s notions of objectivity. The American Journal of Sociology, 77(4), 660-679.

Алексей Медвецкий


Источник: http://opendata.by/?p=1736

 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение