Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Аналитическая деятельность: опыт российских и зарубежных специалистов / Разное
Проклятие знания: почему нам так сложно объяснить что-то другим
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 13-06-2019
Очередная ошибка мышления, которая мешает взаимопониманию.

Наверняка вы хоть раз тщетно пытались объяснить другу, как что-то устроено. Вам казалось, что вы растолковали всё проще некуда, но он всё никак не мог вникнуть до конца. Дело не в том, что ваш друг очень тупой. Просто вы подвержены когнитивному искажению, которое называют проклятием знания.

С ним часто сталкиваются преподаватели. Они забывают, что уровень знаний студентов сильно отличается от их собственного. Поэтому употребляют термины и сложные выражения, которые не всегда понятны новичкам. И такое искажение затрагивает нас всех.

Нам кажется, что другие знают то же, что и мы

Именно в этом заключается ошибка мышления под названием «проклятие знания». В 1990 году психолог Элизабет Ньютон (Elizabeth Newton) продемонстрировала её действие во время экспериментаThe rocky road from actions to intentions. В рамках его одни участники должны были выстукивать по столу ритм известной песни, а другие угадывать её название.

И первым нужно было предположить, какова вероятность того, что их мелодию угадают. В среднем они называли вероятность в 50%. На деле же из 120 песен слушатели угадали всего лишь три. То есть настоящая вероятность составила 2,5%.

Почему же ожидания и реальность отличались настолько сильно? Дело в том, что выстукивающие прокручивали в голове мелодию, которую пытались передать, и стук по столу дополнял её. Им сложно было представить, что песню можно не узнать. Но для слушателей это была какая-то непонятная морзянка. Она мало что говорила о том, что скрывается за ней. Тем, у кого информации больше, сложно понять тех, у кого её мало или нет совсем.

Мы забываем о чужой точке зрения

Каждый смотрит на мир через призму собственного восприятия. Чтобы вспомнить, что у окружающих другой опыт, нужно сознательно напрячься. Поэтому трудно научить кого-то тому, что знаешь сам, и даже представитьThe Curse of Knowledge in Reasoning About False Beliefs, что он об этом понятия не имеет. Трудно понять и предсказать его поведение, когда ты уже «проклят» знанием.

Например, профессиональному спортсмену движения новичков могут показаться нелепыми, вопиюще ошибочными. Просто он уже освоил правильную технику и не помнит, каково действовать без этих знаний.

Подобное случается во всех сферах. Руководители и сотрудники, маркетологи и клиенты, учёные и люди, которым они что-то объясняют, — все во время коммуникации страдают от перекоса информации, как выстукивающие мелодию и их слушатели.

Но с этим можно бороться

  • Напоминайте себе об этом когнитивном искажении. Не все знают то же, что и вы.
  • Всегда расшифровывайте термины и сложные понятия, если вы выступаете на конференции или просто объясняете что-то непрофессионалам.  Даже если вам эта информация кажется очевидной.
  • Приводите конкретные примеры. Рассказывайте, как идея воплощается в реальной жизни. Приводите не сухие факты, а истории: они понятнее и лучше запоминаются.
  • Спрашивайте, всё ли понятно, когда обучаете кого-то. Просите человека повторить сказанное своими словами.
  • Ставьте себя на место того, с кем говорите. Представляйте его точку зрения и уровень знаний, чтобы лучше понимать его реакции.

Источник: https://lifehacker.ru/proklyatie-znaniya/?utm_source=telegram&utm_campaign=smm_telegram&utm_medium=social 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение