Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Science and Society / Analytical work: the experience of Russian and foreign experts / Articles
Network effects in strategic planning of information operations
Material posted: -Publication date: 07-10-2010

A number of research centers in the U.S. work continues on the creation of software systems of strategic planning and decision support in the area of national security. Of particular interest developers of such programs raises the issue of modeling the behavior of decision makers, in conditions of increase of crisis phenomena and of the origin of the conflict in the area of national security of the state and use of the results obtained for the formation of plans and evaluating the effectiveness of information operations.

The term "strategic" refers to long-term (several years) approach to plan the results of information operations.

Thus, in particular the work of the International Corporation of scientific applications (Science Applications International Corporation, SAIC) focused on the development of approach to modeling decision making and analysis of the effectiveness of information operations on the basis of the probabilistic semantic networks (in the terminology of the authors - "networks of influence").

The situational approach to modeling based on "network effect" is defined by the authors as a structured process that allows experts responsible for strategic planning and training solutions, explore complex issues of causality in the assessment of the situation. The main goal is to allow the decision maker to determine the optimal course of action that can directly affect the end result at minimum cost of resources.

According to the authors, the approach based on "network effect" allows analysts and decision makers, to identify and assess the relationship between formally unrelated events. The term "network effect" describes the network situation model, which displays the correlation of events, their causal relationships.

The proposed approach is based on using expert knowledge about the situation to improve the quality of forecasting. Maintenance and development of the "network effect" takes place in two main ways: receiving information from experts in the subject area in the course of conferences, seminars and informal contacts and by mathematical modeling. The effective work of the expert group possible subject to the availability of pre-prepared templates of possible scenarios of situation development, which further promptly updated expanded and supplemented during the analysis of the development of current events.

The basic principle of the modeling approach based on "network effect" is that people and only people, can with sufficient accuracy to evaluate the approach to the formation of inference and decision. Any arbitrarily precise mathematical apparatus, according to the authors the method does not allow to consider all the facets of the algorithm for situation assessment and human decision-making.

The efficiency of the approach is early identification of events and relationships that have great potential impact on the end result of the formation of the future situation

As noted in the research Corporation SAIC, a situational approach to modeling based on "network effect" combines two known methods: a network (graph) description of the situation and the network of probabilistic inference (Bayesian networks, also known as "semantic network").

Using factual information, their own intuitive judgment, assess the level of confidence and degree of uncertainty in the assessment of various events, an analyst can form a "network of influence". During the model building environment experts focus on creating "nodes of influence" showing important events the occurrence of which is accompanied by some effect (consequence of event). Also created the "context of influence" between cause (event) and effect that graphically illustrate the causal relation between the connected pair of events. Formed structure reflects the topology of the "network of influence".

This topological structure of the "network effect" is the starting point for the work of the expert group on filling models own knowledge about the situation. The work of the experts is to select and install the boundary values of the weights and probabilities of the basic events in the model structure.

Today, simulation technology is based on a "network effect" is implemented in the automated system of decision support, called "Module of evaluation of the Situational Influence" (Situational Influence Assessment Module, SIAM). According to some information, both the approach and established on its basis the software product has received high marks from analysts in the U.S. intelligence community engaged in the analysis and forecasting of development of situation in various regions of the world.

In complex software development SIAM was attended by specialists of information Center of excellence at George Mason (George Mason University). The attraction of a specified team allowed the authors of the SIAM project is to use the achievements in the area of reasoning algorithms, which increased the efficiency of the software system as a whole.

In addition, the method used by the Office of advanced research programs U.S. Department of defense (DARPA) in establishing the system of CRISISNET. The goal of this project is to give a working tool to the members of crisis groups (experts) in the decision makers, in order to reduce to a minimum the time of their decision. The purpose of the system is to provide each member of the crisis group, regardless of its location, means of sustainable remoting with the "network effect" created by the specific situation and in the situation centre, for its early adaptation and adjustment to fit the dynamics of the changing circumstances.

SIAM software product allows to organize the work on "filling the" architectural skeleton "network of influence" of a distributed team of experts and analysts, each specializing in its own, quite narrow area. Such technology gives an opportunity to all stakeholders to review and track the effects of many problems, events, motives, and other factors. There is an opportunity to identify key events that can improve or worsen the probability of a desirable outcome. Thus, it can be revealed the best course of action, and also predicted some unforeseen circumstances.

According to some information, experience with approach based on "network effect" has been studied in detail and adopted for use in strategic planning of information operations of the U.S. Department of defense.

According to experts of the Ministry of defence, the approach is in good agreement with the multi-faceted nature of information operations that enables analysts and planners to identify and model the motives, power, economic and political factors, as well as to clarify their effectiveness on various stages of the operation, in certain situations.

Specialists of the Ministry of defense of the USA in the field of information operations emphasize that traditional approaches to planning strategic operations ineffective for planning information operations. The success of information operations depends not only on the ability to clearly implement these measures. Regardless of whether the purpose of information operations attack information infrastructure of the enemy or protect your own infrastructure, plans for successful information operations require detailed explanation and understanding of behaviour of decision makers, from both the enemy and the allies, and in many cases with private parties. In this regard, the most important element of a successful planning information operations is the understanding and awareness of the main motives of certain political leaders and groups of individuals (governments, parties, etc.). Human motives are at the basis of any conflict of action, whether traditional military conflict, act of terrorism or other acts aimed against the government. Developments in Iraq, according to the American expert, showed that the high mobility and firepower of a modern army, when it is used without a detailed knowledge of the multidimensional decision-making process of the adversary and comprehensive analysis of information on developments in the situation do not always have effective means of solving problems.

Effective strategic planning requires not only constant collection and analysis of information on past and current events, but also fully informed of the algorithm for decision-making by the enemy, the intentions and motives of the key players. All aspects of this process are focused on a single goal – the reduction of uncertainty in the perception of the evolution of the situation through long-term planning of information operations for the purpose of correcting influence on the motives and behavior of the enemy, allies, and third parties in the interests of the main goals of the operation.

In some cases the planning process is based on a psychological model of individual decision-makers, which has sole authority in determining the course of events. However, in most cases, the decision-making process involves a group of people (government) or the population of the country. In such cases, the ability to positively affect the final result of the operation is determined by the correct identification of critical events and players. The success of identification will have long-term, comprehensive effects on the transformation of the situation in the desired direction. According to the authors of this approach, there are two sides to such effects: the formation of public opinion, which is consistent with the purpose of the entire operation if there is a problem of unity of views among the decision makers; and creating a split in opinions among the decision makers that entirely prevents the ability of the enemy to resist to the successful achievement of the main goal of the operation.

Experts point out that in the slang of specialists in the field of information operations these two approaches are called, respectively, "seam" and "crack". Identification of critical "seams" and "fractures" - is the key to determining effective strategic planning of information operations.

Modeling based on "network effect" contributes to the identification of "seams" and "fractures" that define the essence of information operations. In addition, the methods and analysis tools assist planners in determining optimal courses of action that most effectively influence these critical events and actors.

Experts say one of the features of the developed software complex SIAM - ability to decompose complex problems into a number of smaller, more appropriate for analysis: the software package is different, but interdependent subnet of influence can be presented on separate "pages" a single coherent model of "network of influence".This feature allows the user to organize the construction of "networks of influence" to predict the development of the situation on the complex and multidimensional problems, the formation of a unified "network of influence" which would be a very difficult task.

Use of funds program complex SIAM allows also to identify undesired or unexpected effects. So, if the experts forming the content of "networks of influence" made a mistake in assessing the value of a certain factor of influence, in the case of the Union of all significant factors from different nodes of influence that are used by the algorithm can reveal missing or unaccounted factors. The results also indicate that combined factors of weak effects, and possible in this case, an unexpected result.

Automated assessment tools, used in SIAM, include, including, and means of comparative analysis. This analysis provides assessors with the opportunity to feedback in real time from sequences of judgement and intuition, as well as the completeness and accuracy of the constructed model. The results of the analysis contribute to identifying critical "pressure points" in the distribution of power. "Pressure points" - those events that have the greatest potential to change the outcome.

Technique of analysis of efficiency impacts incorporated in SIAM, to minimize the consumption of resources for the operation by the redistribution effect on the "pressure points". In addition, if the critical "point of pressure" is not revealed, the decision maker, is presented with a list of information requirements that must be met to continue the detailed planning process, which allows purposefully adjusting the structure of "network of influence".


RELATED MATERIALS: Science and Society

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Аналитическая деятельность: опыт российских и зарубежных специалистов / Статьи
Сети влияния в стратегическом планировании информационных операций
Материал разместил: -Дата публикации: 07-10-2010

Рядом исследовательских центров США продолжаются работы по созданию программных комплексов стратегического планирования и поддержки принятия решений в области национальной безопасности. Особый интерес разработчиков подобных программ вызывает вопрос, связанный с моделированием поведения лиц, принимающих решения, в условиях нарастания кризисных явлений и зарождения конфликта в области национальной безопасности государства, а также использования полученных результатов для формирования планов и оценки эффективности информационных операций.

При этом под термином «стратегический» понимается долгосрочный (несколько лет) подход к планируемым результатам информационной операции.

Так, в частности работы Международной корпорации научных приложений (Science Applications International Corporation, SAIC) сосредоточены на развитии подхода к моделированию принятия решений и анализа эффективности информационных операций на основе вероятностных семантических сетей (в терминологии авторов - «сетей влияния»).

Подход к ситуативному моделированию на основе «сети влияния» определяется его авторами как структурированный процесс, позволяющий экспертам, ответственным за стратегическое планирование и подготовку вариантов решений, исследовать сложные проблемы причинно-следственных связей в оценке ситуации. Основная цель – дать возможность лицу, принимающему решения, определить оптимальное направление действий, позволяющих активно влиять на конечный результат при минимальных затратах ресурсов.

По мнению авторов, применение подхода на основе «сети влияния» позволяет аналитикам и лицам, принимающим решения, выявлять и оценивать отношения между формально не связанными событиями. Термин «сеть влияния» описывает сетевую модель ситуации, которая отображает взаимосвязь и взаимовлияние событий, их причинно-следственные отношения.

Предложенный подход основывается на использовании экспертного знания о ситуации для повышения качества прогнозирования обстановки. Наполнение и развитие «сети влияние» проводится двумя основными способами: получение информации от экспертов в предметной области в ходе конференций, семинаров и неофициальных контактов и путем математического моделирования. Эффективная работа группы экспертов возможна при условии наличия заранее подготовленных шаблонов возможных сценариев развития обстановки, которые в дальнейшем оперативно обновляются, расширяются и дополняются в ходе анализа развития текущих событий.

Базовый принцип подхода к моделированию на основе «сети влияния» состоит в том, что люди и только люди, могут с достаточной точностью оценить подход к формированию вывода и принятию решения человеком. Любой сколь угодно точный математический аппарат, по мнению авторов метода, не позволяет учитывать все грани алгоритма оценки ситуации и принятия решения человеком.

Эффективность подхода состоит в возможно более ранней идентификации событий и взаимосвязей, которые имеют большой потенциал влияния на конечный результат формирования будущей обстановки

Как отмечается в исследованиях корпорации SAIC, подход к ситуативному моделированию на основе «сети влияния» объединяет два известных метода: сетевое (графовое) описание ситуации и сети вероятностного вывода (байесовы сети, также известные как «семантические сети»).

Используя фактографическую информацию, собственные интуитивные суждения, оценки уровня доверия и степени неуверенности в оценке различных событий, аналитик способен формировать «сеть влияния». В ходе построения модели обстановки эксперты ориентируются на создание «узлов влияния», отображающих важные события, наступление которых сопровождается некоторым эффектом (следствием события). Также создаются «связи влияния» между причиной (событием) и следствием, которые графически иллюстрируют причинно-следственное отношение между связанной парой событий. Сформированная структура отражает топологию «сети влияния».

Такая топологическая структура «сети влияния» является начальной точкой работы группы экспертов по наполнению модели собственными знаниями о ситуации. Работа экспертов заключается в выборе и установке граничных значений весовых коэффициентов и вероятностей событий в базовой структуре модели.

На сегодняшний день технология моделирования на основе «сети влияния» реализована в автоматизированной системе поддержки принятия решений, носящей название «Модуль Оценки Ситуационного Влияния» (Situational Influence Assessment Module, SIAM). По некоторой информации, как сам подход, так и созданный на его базе программный продукт получили высокие оценки аналитиков в разведсообществе США, занятых анализом и прогнозированием развития обстановки в различных регионах мира.

В создании программного комплекса SIAM принимали участие специалисты Центра информационного превосходства Университета Джорджа Масона (George Mason University). Привлечение указанного коллектива позволило авторам проекта SIAM использовать его наработки в области создания алгоритмов логического вывода, что повысило эффективность работы программного комплекса в целом.

Кроме того, метод использован Управлением перспективных исследовательских программ Минобороны США (DARPA) при создании системы CRISISNET. Цель этого проекта – дать рабочий инструмент членам кризисных групп (экспертам) при лицах, принимающих решения, с тем, чтобы сократить до возможного минимума время принятия ими решения. Назначение системы в том, чтобы обеспечить каждого члена кризисной группы, вне зависимости от его местоположения, средствами устойчивого удаленного взаимодействия с «сетью влияния», созданной по конкретной ситуации и находящейся в ситуационном центре, для ее скорейшей адаптации и настройки под динамику изменения обстановки.

Программный продукт SIAM позволяет организовать работу над «наполнением» архитектурного каркаса «сети влияния» распределенного коллектива экспертов и аналитиков, специализирующихся каждый в своей, достаточно узкой области. Такая технология дает возможность всем участникам процесса рассматривать и отслеживать эффекты влияния многих проблем, событий, мотивов и иных факторов. Существует возможность выявлять ключевые события, позволяющие улучшать или ухудшать вероятность желательного результата. Таким образом, могут быть выявлены оптимальные направления действий, а также предугаданы некоторые непредвиденные обстоятельства.

По некоторой информации, накопленный опыт использования подхода на основе «сети влияния» был детально изучен и принят к использованию в стратегическом планировании информационных операций Министерством обороны США.

Согласно заявлению экспертов Минобороны, подход хорошо согласуется с многогранной природой информационной операции, что дает возможность аналитикам и планировщикам идентифицировать и моделировать мотивы, силовые, экономические и политические факторов, а также уточнять их действенность на той или иной стадии операции, в тех или иных условиях обстановки.

Специалисты Минобороны США в области информационных операций подчеркивают, что традиционные подходы планирования стратегических операций неэффективны для планирования информационных операций. Успешность информационной операции во многом зависит не только от способности четко реализовать указанные мероприятия. Вне зависимости от того является ли целью информационной операции атака информационной инфраструктуры противника или защита собственной инфраструктуры, планы успешных информационных операций требуют полного объяснения и понимания поведения лиц, принимающих решения, причем как со стороны противника, так и со стороны союзников, а во многих случаях и с собственной стороны. В этой связи важнейшим элементом успешного планирования информационной операции является понимание и осознание основных побуждающих мотивов отдельных политических лидеров и групп лиц (правительств, партий и др.). Мотивы людей лежат в основе любых конфликтных действий, будь то традиционный военный конфликт, террористический акт или иные действия, направленные против власти. События в Ираке, по мнению американских экспертов, показали, что высокая мобильность и огневая мощь современной армии, когда она используется без детального знания многомерного процесса принятия решения противником и всестороннего анализа информации о развитии ситуации не всегда есть эффективное средство решения проблем.

Эффективное стратегическое планирование требует не только постоянного сбора и анализа информации о произошедших и текущих событиях, но также и всесторонне осознанного алгоритма принятия решений противником, намерений и мотивов ключевых игроков. Все аспекты подобного процесса сосредоточены на единственной цели – снижении неопределенности в восприятии развития обстановки путем долгосрочного планирования информационных операций с целью корректирующего влияния на мотивы и поведение противника, союзников и третьих лиц в интересах главной цели операции.

В ряде случаев процесс планирования опирается на психологическую модель отдельного лица, принимающего решения, которое имеет единоличную власть в определении хода событий. Однако, в большинстве случаев, процесс принятия решения вовлекает группу лиц (правительство) или население страны. В таких случаях, способность положительно влиять на окончательный результат операции определяется правильностью идентификации критических событий и игроков. Успешность идентификации будут иметь долгосрочные, всеобъемлющие эффекты влияния на трансформацию ситуации в требуемом направлении. По мнению авторов рассматриваемого подхода, существует две стороны подобных эффектов: формирование общественного мнения, которое согласуется с целью всей операции в случае, если существует проблема единства во взглядах среди лиц, принимающих решения; и создание раскола во мнениях среди лиц, принимающих решения, который полностью препятствует нормальной способности противника противостоять успешному достижению главной цели операции.

Экспертами отмечается, что на сленге специалистов в области информационных операций эти два подхода называются, соответственно, «шов» и «трещина». Идентификация критических «швов» и «трещин» - ключ к определению эффективного стратегического планирования информационной операции.

Моделирование на основе «сети влияния» способствует идентификации «швов» и «трещин», которые определяют суть информационной операции. Кроме того, разработанные методы и инструменты анализа помогают планировщикам в определении оптимальных направлений действий, которые наиболее эффективно влияют на эти критические события и действующих лиц.

Эксперты отмечают одну из особенностей созданного программного комплекса SIAM - способность декомпозировать сложные проблемы на ряд мелких, более приемлемых для анализа: в программном комплексе различные, но взаимозависимые подсети влияния могут быть представлены на отдельных "страницах" единой целостной модели «сети влияния».Такая возможность позволяет организовать построение «сетей влияния» для прогнозирования развития ситуации по сложным и многоаспектным проблемам, формирование единой «сети влияния» по которым было бы весьма сложной задачей.

Использование средств программного комплекса SIAM позволяет также идентифицировать нежелательные или неожиданные эффекты. Так, если эксперты, формирующие наполнение «сети влияния» ошибся в оценке значимости некоторого фактора влияния, то в случае объединения всех существенных факторов от разных узлов влияния, используемый алгоритм позволяет раскрыть пропущенные или неучтенные факторы влияния. Результаты работы также укажут, объединяются ли несколько факторов слабого влияния, и возможен ли в этом случае неожиданный результат.

Автоматизированные инструменты оценки, использованные в SIAM, включают, в том числе, и средства сравнительного анализа. Такой анализ предоставляет экспертам возможность обратной связи в реальном времени от последовательности их суждений и интуиции, а также законченности и точности построенной модели. Результаты анализа способствуют идентификации критических «точек давления» в распределении влияния. «Точки давления» - это те события, которые имеют наибольший потенциал, позволяющий изменить конечный результат.

Техника анализа эффективности воздействия, реализованная в SIAM, позволяет минимизировать расход ресурсов на проведение операции путем перераспределения влияния на «точки давления». Кроме того, если критическая «точка давления» не выявлена, то лицу, принимающему решения, предоставляется список информационных требований, которые должны быть выполнены до продолжения детального процесса планирования, что позволяет целенаправленно корректировать структуру «сети влияния».

Сергей Гриняев


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество
Возрастное ограничение