Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Science and Society / Analytical work: the experience of Russian and foreign experts / Articles
The system of strategic planning "JOKER"
Material posted: -Publication date: 12-01-2009

Your attention is invited to the tool means of system of strategic planning "Joker". It is intended for the optimization of the structure and quantitative composition of the portfolio of securities and can be considered as an integral element of the special expert-analytical system of planning of activity of firm.

A meaningful statement of a task of forming a rational portfolio of securities (shares) is as follows.

The investor (aka - the MOP user "Joker", the expert) has a securities portfolio. Periodically, once at the end of the planning period (the length of the period is not specifically set, because for each firm it can be owned) comes to the stock market and updates its portfolio, buying the most promising stocks and selling less promising. However, he understands that the future price is a random variable. So he focuses all his attention only on a small number of shares, even the most attractive and diversifying portfolio, complementing its other promotions. In the event of adverse market conditions, they will help the user to reduce financial losses.

In the implementation of purchase and sale of shares the investor pays taxes, which in General can be different for each type of shares (a special case where taxes are not available, can be easily taken into account without changing the design scheme).

Buying shares, the investor acknowledges the limitations on the sizes of the sets (lots) of shares sold.

The main problem facing the investor is to form such a rational (optimal) portfolio of securities (i.e. the portfolio composition and its content of different shares), which at the end of the plan period had the greatest marketable value.

The complexity of the solution due to the following three circumstances:

  • the need to predict future values of external factors that affect stock prices; factors can be considered the rate of $, EURO, world prices for exported goods, the excise duties, customs duties, etc., i.e. those parameters that the user is unable to change;
  • the need to establish the dependency of prices of shares of the relevant factors (the formation of price patterns). Generally speaking, an investor cannot know exactly how it will affect stock price change factor; but it may be on this account certain assumptions;
  • the need for complex optimization procedure of the portfolio when taking into account the many ties and restrictions.

Especially it is necessary to emphasize the following circumstance.

Currently the analytical group in many organizations that deal in buying and selling securities, offer software products, allowing to predict the expected value of the most significant factors affecting future share prices. But for the formation of rational portfolio fundamental importance to evaluate not only expected values but also values of dispersion factors around these expected values. And such data in these software products are usually not submitted (and if submitted, they are obviously not enough). Therefore, the task of forming a rational securities portfolio mathematically can be solved even in the presence of these prognostic procedures.

Expert MOP "Joker" intended to generate recommendations on the structure and content of the securities portfolio.

The solution of the task includes the following steps.

a) Establishing a comprehensive set of factors, from the values of which depend on the share price.

The basic requirements for the factors:

  1. MEASURABILITY - the ability to quantify;
  2. SIGNIFICANCE - the effect on stock prices;
  3. The eventuality is partial predictability of the future value;
  4. INDEPENDENCE (quasistability) - change factors due to their mutual influence should be small compared with the variance of each random factor;
  5. The completeness of the SET - the set of factors from the point of view of determining the prices of all shares must be exhaustive.

b) formation of the laws of distribution of factor values at the end of the planning period.

To solve this part of problem use of mathematical techniques of pairwise comparisons. Their main peculiarity consists in the large number of examinations - the problem is considered from different points of view. In the end, due to the high information REDUNDANCY is possible to obtain a SUFFICIENTLY EXACT solution of the problem of forecasting.

In the MTSP, the "Joker" user-expert offers three possibilities for the formation of matrices of pairwise comparisons. He can choose any of them or use a convenient combination. The main objective of these tools is to facilitate the user-expert with expertise, allow him to concentrate on the substantive part of the analysis, not particularly caring about its shape.

The results of examinations are processed by formal methods and presented in the form of visual diagrams allowing to control the quality of the solution.

b) Forming models of prices of various shares - dependency of the price from the significant factors. This also applies methods of pairwise comparisons. Information REDUNDANCY and in this case provides a reasonably accurate solution. The results of examinations are processed in near real-time and presented in tables and charts.

g) the Most intensive step is the solution of the optimization problems of formation of rational securities portfolio, the source of information, which are lined in the previous stages the laws of probability for values of factors and models in stock prices.

An optimization problem belongs to the class of mathematical problems of stochastic integer programming of high dimension with a well-developed system of restrictions.

With strict solution of the problem, in addition to the indexes of future prices of shares, account is taken of the dispersion of their prices (so called "variance portfolio"), the maximum size of the sets of the purchased shares (lot sizes) as well as the initial structure and content of the portfolio.

In the General case the solution of the problem cannot be obtained by analytical methods; therefore, it is on the PC is solved numerically by the statistical Monte Carlo method. The solution process, which takes about 10-60 minutes on a PC with a Pentium-II,III, is visually displayed on the graph.

In other words, the MTP in "Joker" is proposed to divide the decision problems of formation of rational securities portfolio into several stages, each of which is proposed to use expert and (or) formal methods. It is proposed that the combination of these fundamentally different methods, which does not oppose, but rather combines their advantages. This is the "Golden mean", which allows you to combine the predictive abilities of experts with high capability PC speed and accuracy of information processing in solving complex optimization problems of formation of rational portfolio securities.

The question naturally arises: why use the MTP "Joker" will improve the quality of decisions, what are the features of its functioning increase accuracy and reliability?

The principle of operation SSP "Joker" is based on the following five assumptions.

1. Not obvious (but confirmed in numerous psychophysical experiments) - expert feels the situation (in this case, is the situation on the securities market) much better than he thinks. But the high dimensionality (complexity) of the task prevents him from fully exploiting its potential for optimal decision making.

The use of the methods of pairwise comparisons will allow you to "extract" from the expert all information, even that which he considers to be important, to fully use to construct a rational portfolio.

2. The obvious - when carrying out structuring (drilling, decomposition) of any complex problems, including problems of forming a rational stock portfolio, it is possible to divide the problem between several experts and use their advanced intellectual potential to develop more competent decision.

Structuring will allow the user (the expert) do not dwell alone in your problem, and connect to its solution experts on various issues.

3. Controversial, but, as a rule, the right - the collective opinion of the expert group potentially precise opinion of only one expert, at least - with a large number of examinations.

4. Obvious - processing of the expert information most accurately and quickly carried out with the PC.

5. The obvious - the task of optimizing the stock portfolio associated with enumeration and analysis of a very large number of variants, is solved faster and more accurately by numerical methods formal on the PC than expert evaluation of even the most skilled and trained user.

We present a tool MOP "Joker" is an independent software product with a very simple control system, a reference section and a clear presentation of intermediate and final results. It can be applied in analytical departments of different firms or banks with quick configuration on the relevant problem area (as in different companies, its shares, its resource capabilities, etc.).

A preliminary assessment of the effectiveness of show that the application of MTSP "Joker" can increase Your revenue by not less than (5...15)% in each scheduled period of sale and purchase of securities. Even with a 5 percent increase in efficiency after 15 periods planned Your capital by applying MTSP "Joker" will be DOUBLED, if You will use the additional funds to expand their businesses.

Thus, the use of MTP "Joker" will enhance Your expertise, creating a more rational decision on the content of the securities portfolio and increase Your income. But, working amplifier, is not a qualified user of the MTP will become almost useless - if "increase" is initially nothing, then the application system will not provide significant additional benefit. Here there is an analogy with the card game of poker: with a good set of cards Joker can significantly enhance the original card combination to lead to win but with a weak card, it is almost worthless.

MOP the developers hope that the application of this system will more efficiently and reliably plan Your future work and increase Your income. We offer You not a substitute for expert analysts, and an assistant.


RELATED MATERIALS: Science and Society

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Наука и общество / Аналитическая деятельность: опыт российских и зарубежных специалистов / Статьи
Система стратегического планирования «JOKER»
Материал разместил: -Дата публикации: 12-01-2009

Вашему вниманию предлагается инструментальное средство системы стратегического планирования «Joker». Оно предназ­начается для оптимизации структуры и количественного состава портфеля ценных бумаг и может рассматриваться в качестве интегри­рующего элемента специальной экспертно-аналитической системы пла­нирования деятельности фирмы.

Содержательная постановка задачи формирования рационального портфеля ценных бумаг (акций) заключается в следующем.

Инвестор (он же - пользователь ССП «Joker», эксперт) имеет портфель ценных бумаг. Периодически один раз в конце планового периода (продолжительность периода специально не устанавливается, т.к. для каждой фирмы она может быть своя) выходит на рынок цен­ных бумаг и обновляет свой портфель, покупая наиболее перспектив­ные акции и продавая менее перспективные. При этом он понимает, что будущие цены - это случайные величины. Поэтому он не акценти­рует все свое внимание только на небольшом количестве акций, даже наиболее привлекательных, а проводит диверсификацию портфеля, до­полняя его другими акциями. В случае неблагоприятной рыночной конъюнктуры, они помогут пользователю уменьшить финансовые поте­ри.

При осуществлении купли-продажи акций инвестор платит нало­ги, которые в общем случае могут быть различны для каждого типа акций (частный случай, когда налоги отсутствуют, может быть легко учтен без изменения расчетной схемы).

Покупая акции, инвестор учитывает ограничения по размерам комплектов (лотов) продаваемых акций.

Основная проблема, стоящая перед инвестором, заключается в формировании такого рационального (оптимального) портфеля ценных бумаг (т.е. структуры портфеля и его наполнения различными акция­ми), который в конце планового периода обладал бы наибольшей ликвидной стоимостью.

Сложность решения проблемы обусловлена следующими тремя обс­тоятельствами:

  • необходимостью прогнозирования будущих значений внешних факторов, влияющих на цены акций; в качестве факторов могут расс­матриваться курс $, ЕВРО, мировые цены на экспортируемые товары, акцизы, таможенные пошлины и т.д., т.е. те параметры, которые пользователь изменить не в состоянии;
  • необходимостью установления зависимостей цен акций от значи­мых факторов (формирование моделей цен). Вообще говоря, инвестор не может точ­но знать, как повлияет на цену акции изменение того или иного фактора; но он может иметь на этот счет определенные предположе­ния;
  • необходимостью проведения сложной процедуры оптимизации портфеля при учете многочисленных связей и ограничений.

Особо следует подчеркнуть следующее обстоятельство.

В настоящее время аналитические группы во многих организациях, которые занимаются куплей и продажей ценных бумаг, располагают программными продуктами, позволяющими прогнозировать ожидаемые величины наиболее значимых факторов, влияющих на будущие цены акций. Но для формирования рационального портфеля принципиальное значение имеет оценка не только ожидаемых значений, но и величин разбросов факторов около этих ожидаемых значений. А такие данные в указанных программных продуктах обычно не представляется (а если и представляется, то их явно недостаточно). Поэтому задача формирования рационального портфеля ценных бумаг математически решена быть не может даже при наличии указанных прогностических процедур.

Экспертная ССП «Joker» предназначена для выработки рекомендаций по структуре и наполнению портфеля ценных бумаг.

Решение задачи включает следующие этапы.

а) Установление полного набора факторов, от значений которых зависят цены акций.

Основные требования к факторам:

  1. ИЗМЕРИМОСТЬ - способность количественного выражения;
  2. ЗНАЧИМОСТЬ - влияние на цены акций;
  3. СЛУЧАЙНОСТЬ - неполная предсказуемость будущего значения;
  4. НЕЗАВИСИМОСТЬ (квазинезависимость) - изменение факторов за счет их взаимного влияния должно быть мало по сравнению с дис­персией каждого случайного фактора;
  5. ПОЛНОТА НАБОРА - набор факторов с точки зрения определе­ния цен всех акций должен быть исчерпывающим.

б) Формирование законов распределения значений факторов в конце планового периода.

Для решения этой части проблемы используются математические методы парных сравнений. Их основная особенность состоит в боль­шом количестве проводимых экспертиз - проблема как бы рассматри­вается с различных точек зрения. В итоге, за счет высокой инфор­мационной ИЗБЫТОЧНОСТИ удается получать ДОСТАТОЧНО ТОЧНОЕ решение задачи прогнозирования.

В ССП "Joker" пользователю-эксперту предлагается три возмож­ности формирования матриц парных сравнений. Он может выбрать лю­бую из них или использовать удобную для себя комбинацию. Основная задача этих инструментов - облегчить пользователю-эксперту прове­дение экспертиз, позволить ему сосредоточиться на содержательной части анализа, особо не заботясь о его форме.

Результаты экспертиз обрабатываются формальными методами и представляются в виде наглядных диаграмм, позволяющих контролиро­вать качество проведенного решения.

в) Формирования моделей цен различных акций - зависимостей цен от значимых факторов. Для этого также применяются методы пар­ных сравнений. Информационная ИЗБЫТОЧНОСТЬ и в этом случае позво­ляет получить достаточно точное решение. Результаты экспертиз об­рабатываются практически в реальном времени и представляются таб­лично и в виде диаграмм.

г) Самым наукоемким этапом является решение оптимизационной задачи по формированию рационального портфеля ценных бумаг, ис­ходной информацией, для которой являются уставленные на предыдущих этапах вероятностные законы для величин факторов и модели цен ак­ций.

Оптимизационная задача относится к классу задач стохастичес­кого математического целочисленного программирования высокой размерности с развитой системой ограничений.

При строгом решении задачи, кроме индексов будущих цен ак­ций, учитывается дисперсии их цен (так называемая "дисперсия портфеля"), максимальные размеры комплектов покупаемых акций (размеры лотов), а также начальные структура и наполнение портфе­ля.

В общем случае решение задачи не может быть получено анали­тическими методами; поэтому она на ПЭВМ решается численно статис­тическим методом Монте-Карло. Процесс решения, который занимает около 10-60 минут на ПЭВМ с процессорами Pentium-II,III, наглядно отображается на диаграмме.

Иначе говоря, в ССП «Joker» предлагается разделить решение проблемы формирования рационального портфеля ценных бумаг на нес­колько этапов, в каждом из которых предлагается использовать экс­пертные и (или) формальные методы. При этом предлагается такое сочетание этих принципиально различных методов, которое не проти­вопоставляет, а наоборот - комбинирует их основные преимущества. Это - та самая "золотая середина", которая позволяет соединить прогностические возможности экспертов с высокими возможностями ПЭВМ по скорости и точности обработки информации при решении сложной оптимизационной задачи формирования рационального портфе­ля ценных бумаг.

Естественно возникает вопрос: за счет чего применение ССП «Joker» позволит повысить качество принимаемых решений, какие особенности ее функционирования способствуют повышению точности и достоверности?

Принцип функционирования ССП «Joker» основан на следующих пяти предположениях.

1. Не очевидное (но подтвержденное многочисленными психофи­зическими экспериментами) - эксперт чувствует ситуацию (в данном случае - это конъюнктура на рынке ценных бумаг) значительно луч­ше, чем он сам об этом думает. Но высокая размерность (сложность) задачи мешает ему полностью использовать свой прогностический по­тенциал для принятия оптимального решения.

Применение методов парных сравнений позволит "извлечь" из эксперта всю информацию, даже ту, которую он не считает важной, полностью использовать для формирования рационального портфеля.

2. Очевидное - при проведении структуризации (детализации, декомпозиции) любой сложной проблемы, в том числе проблемы форми­рования рационального портфеля акций, появляется возможность раз­делить проблему между несколькими экспертами и использовать их дополнительный интеллектуальный потенциал для выработки более грамотного решения.

Структуризация позволит пользователю (эксперту) не замыкать­ся одному в своей проблеме, а подключить к ее решению специалис­тов по различным вопросам.

3. Спорное, но, как правило, верное - коллективное мнение группы экспертов потенциально точнее мнения только одного экспер­та, по крайней мере - при большом количестве экспертиз.

4. Очевидное - обработка экспертной информации наиболее точ­но и быстро осуществляется с помощью ПЭВМ.

5. Очевидное - задача оптимизации портфеля акций, связанная с перебором и анализом очень большого количества вариантов, реша­ется точнее и быстрее формальными численными методами на ПЭВМ, чем экспертной оценкой даже самого квалифицированного и подготов­ленного пользователя.

Представляемое инструментальное средство ССП «Joker» оформ­лено в виде самостоятельного программного продукта с очень прос­той системой управления, справочной секцией и наглядным представ­лением промежуточных и окончательных результатов. Оно может быть применено в аналитических подразделениях различных фирм или бан­ков при быстрой настройке на соответствующую проблемную область (так как в разных фирмах свои группы акций, свои ресурсные воз­можности и т.д.).

Предварительные оценки эффективности показывают, что приме­нение ССП «Joker» может увеличить Ваш доход не менее, чем на (5...15)% в каждом плановом периоде купли-продажи ценных бумаг. Даже при 5-ти процентном увеличении эффективности через 15 плано­вых периодов Ваш капитал за счет применения ССП «Joker» УДВОИТСЯ, если Вы будете использовать полученные дополнительные средства для расширения дела.

Таким образом, применение ССП «Joker» позволит усилить Ваш экспертный потенциал, сформировать более рациональное решение по наполнению портфеля ценных бумаг и увеличить Ваши доходы. Но, ра­ботая в режиме усилителя, для не квалифицированного пользователя ССП будет практически бесполезной - если "усиливать" изначально нечего, то применение системы не даст значительного дополнитель­ного положительного эффекта. Здесь просматривается аналогия с карточной игрой в покер: при хорошем наборе карт Joker может су­щественно усилить исходную карточную комбинацию и привести к вы­игрышу, но при слабой карте он почти бесполезен.

Разработчики ССП надеются, что применение Вами этой системы позволит более рационально и надежно планировать Вашу будущую де­ятельность и повысить Ваши доходы. Мы предлагаем Вам не замените­ля экспертов-аналитиков, а их помощника.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Наука и общество