Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Теория и практика информационной войны / Статьи
Геймификация против пропаганды: устойчивость к дезинформации можно развить с помощью простых игр
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 27-06-2019
В феврале 2018 года сотрудники Кембриджского университета запустили игру Bad News: в ней нужно играть за пропагандиста и публиковать фейковые новости. Также в игре можно пройти небольшой тест на умение отличить ложную информацию от достоверной. Результаты 15 000 участников показывают, что прохождение Bad News улучшает способность определять фейковые новости. Полные результаты исследования опубликованы в журнале Palgrave Communications.

Bad News — это текстовая браузерная игра, в которой необходимо распространять ложь, разжигать ненависть, получать подписчиков и набирать очки влияния. Для раскрутки своего СМИ можно применить ботов, маскироваться под официальные источники и использовать отфотошопленные фотографии. 


В игре нужно выбирать из 2-3 вариантов ответа, и каждый шаг объясняет, как лучше действовать в той или иной ситуации. Полностью пройти Bad News можно за 15 минут. 

«Исследования показывают, что фальшивые новости распространяются быстрее и глубже настоящих, а их опровержение — это заранее проигранная битва», — рассказывает Сандер ван дер Линден, директор лаборатории принятия социальных решений. — «Мы решили проверить, сможем ли научить людей распознавать фейковые новости с помощью слабой дозы реальных методов, которые используются для создания и распространения дезинформации. Психологи называют это “прививкой установок”, таким образом наша игра действует как психологическая прививка».

Чтобы оценить эффект, игроков попросили оценить надежность различных заголовков и твитов до и после игры. Анализ результатов показал, что после прохождения распознавание реальных новостей осталось на прежнем уровне, а фейковых — улучшилось в среднем на 21%. При этом самый большой прирост показали те, кто изначально был более восприимчив к дезинформации.

Идея «прививки от фейковых новостей» привлекла к себе внимание: при поддержке МИД Великобритании Bad News перевели на девять языков, а WhatsApp заказал у авторов исследования новую игру для своего мессенджера. 

Также не остался в стороне и Google: разработчики добавили целый раздел про фальшивые новости в обучающую игру Interland. Здесь нужно играть за странную угловатую сову и отвечать на простые вопросы, например, как выглядит значок безопасного соединения и как определить достоверную новость.


Interland является частью учебного курса Be Internet Awesome. Этот проект сочетает решение задач и обсуждения в группе, с помощью которых дети осваивают основы медиаграмотности и развивают навыки критического мышления при поиске информации в интернете.

Из курса дети узнают, что такое фишинг и как его избежать, чем отличаются диалог с ботом и с человеком. Кроме этого, дети учатся определять надёжные источники информации и понимать мотивы авторов. Курс объясняет, как распространяются ложные новости, и описывает основные приёмы дезинформации: маскировку под известные источники, использование шокирующих фотографий и историй, провоцирование эмоциональных реакций.

Цель курса по медийной грамотности состоит в том, чтобы у детей сформировалась привычка проверять всю информацию, а не только ту, которую они считают подозрительной. Материалы курса рассчитаны на учителей и родителей и доступны на десяти языках. Русского, увы, нет.


Источник: https://habr.com/ru/news/t/457880/ 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение