Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
How we live in the world of information technology or what's new in the information security Doctrine of the Russian Federation?
Material posted: Publication date: 29-12-2016
We live in an age of high technology. What seemed 30 years ago science fiction, today and everyday. Wireless Internet is available at any point of the country where there is telecommunication, phones have become thinner, smarter and functional. Take advantage of the state and banking services, transfer money from one end of the earth to the other, make a purchase, sitting on the couch at home or standing in the tube, easier and more convenient. Any law, any information that the book can be found online in a few minutes. The life of an ordinary person, the Internet has made it easier and more comfortable.

The Internet has simplified and accelerated the communication between people, human society, state human society. The acceleration of information transfer and communication have resulted in the acceleration of all societal processes of social transformation. Improvement of information technologies leads to the acceleration of social and historical time. The world is changing at the same rate with which technology is changing the transmission and receiving of information.

The development of information technology today characterizes and determines the strategic development of the state and society, the ego of economic growth and its influence in the world, because information and time are the main resource of the state, society and person.

Information technology and the extent of their development determines the relations between States in the international arena. The confrontation and the clash of contradictions between the States left in area, and the main front of confrontation has shifted from the physical world to the virtual world.

The world is greatly changed, both technologically and in the social field. The phenomena seemed distant theoretical predictions have become a reality and is successfully implemented.

It has almost become a commonplace and integral part of modern life concepts such as "computer virus", "information war," "the social network", a "color revolution", "controlled chaos", "attack", and so on.

Over the past few years the vector of most threats to national security has shifted to the information sphere, in particular, and military threats. Today is not a secret that in order to defeat the enemy, you must have a strong information technology and resources.

Events in North Africa and the middle East 2010-2013, referred to as the "Arab spring" and the ensuing crisis and chaos in the countries of the "Arab spring", the events in Ukraine 2013, the so-called "revolution of dignity", the events in Syria and the accompanying lies in the Western media, honest-to installation videos, open and blatant lie and slander on the site of the UN security Council, Russia demonstrated to the whole world the power of information technologies and their impact on the masses. And exposing the activities of the national security Agency of USA former CIA and NSA Edward Snowden showed the world the urgency of ensuring not only information security and information sovereignty.

Introduced in 2014, the United States and Europe sanctions against Russia, the blockade of the Crimea demonstrated the need for intensive development of their own information and telecommunication systems, interbank system of information transfer, software, communications and transmission, means of protection of the Russian segment of the Internet and data protection systems of banks, legal entities and individuals.

Information struggle between the different actors of the political and economic process can be both information-technical and information-psychological. If the main object of the first type of struggle are information technology system, second – biosocial, i.e. man, his mental, moral and spiritual world, socio-political, psychological orientation, attitudes, relationships, rational and irrational aspects of the behaviour of the system общ6ественного opinions and decision-making. The information sphere can be charged not only positive but also negative sign. The latter gives rise to the problem of ensuring information security of the individual, which could and should function on different levels: social, professional, group and individual.

5 Dec 2016 Vladimir Putin approved the new Doctrine of information security of the Russian Federation. The previous document was adopted in 2000. What is the difference of these two documents and what's new in Doctrine 2016?

Because the Doctrine of 2000 was made under the conditions of the initiation practices of strategic planning and the regulatory framework of information security pawned, after 16 years in this sphere there was some institutionalization of relations and processes in the information sphere, and indeed the media sphere has taken a significant leap in its development, why the new document differs significantly systematization and ordering of the understanding of the information sphere, security, threats, interests, goals and objectives in this area in the medium term.

The information security doctrine of 2016 consists of 5 parts:

  1. General provisions. This part provides definitions of the used terms, and operates in meanings embedded in the document. This definition of Russia's national interests in the information sphere, threats to information security, information security of the Russian Federation, information security, force information security tools and information security systems, information infrastructure of the Russian Federation.
  2. National interests in the information sphere.
  3. Basic information threats and information security.
  4. Strategic objectives and main directions of ensuring information security.
  5. Organizational foundations of information security.

The document has a logical structure and more consistently and broadly describes the current status and problems in this field, clearly defined national interests and objectives in the field of ensuring information security of Russia. However, part of the information security threat is selected or the threats or the threats themselves. In the Doctrine of 2000 was the division into external and internal threats, and they were listed. The authors of the Doctrine of 2016 were limited to a description of the state and the current state of Affairs in the information sphere and in the sphere of interstate cooperation in this field. In the new document, there are no sources of threats and their differentiation. It is not clear why the authors away from this issue. In order for something to counter, you need to understand what are the threats and what is the source of these threats. The doctrine of 2016 is in the nature of the statement of facts already accomplished and of what this area lacks. But there is absolutely no clarity, specificity and consistency of understanding of the system of ensuring information security of the country. It is not clear what will be facing the state in this area of the problem.

Documents of this format, which is a strategic planning document must define the following:

  1. What it is and why it is important.
  2. Our interests and priorities in this area.
  3. Our goals and objectives in this area.
  4. What are the threats today and in the future.
  5. What are the sources of threats.
  6. What are the conditions and preconditions of emergence of threats in this area.
  7. What are the problems.
  8. What you need to solve problems and counter threats.
  9. Who and how to do it.
  10. What is the expected result.

However, the authors of such documents with the tenacity of a go to answer specific questions and to define concrete concepts. If they do not know and do not understand, then why not to employ on such document the best specialists in this field? Whether intentionally, the authors sidestep the thorny questions of the topic.

Information security is a very important area for ensuring national security and national welfare, economic growth, development of science and education. Maybe our good old habit of writing documents in the void and they do not read, the authors of the Doctrine of 2016 is limited to the description, not the deep systemic analysis of the information sphere. However, further development of this field in our country will be seen in specific actions and specific results.

Krivelskaya Catherine


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Теория и практика информационной войны / Статьи
Как будем жить в мире информационных технологий, или что нового в Доктрине информационной безопасности РФ?
Материал разместил: Кривельская Екатерина ПетровнаДата публикации: 29-12-2016
Мы живем в век высоких технологий. То, что казалось 30 лет назад фантастикой, сегодня уже обыденность. Беспроводной интернет доступен в любой точке страны, где есть радиосвязь, телефоны стали тоньше, умнее и функциональней. Воспользоваться государственными и банковскими услугами, перевести деньги с одного конца земли в другой, сделать покупки, сидя на диване дома или стоя в пробке, стало проще и удобнее. Любой закон, любую информацию, книгу можно найти в интернете за несколько минут. Жизнь обычного человека интернет сделал проще и комфортнее.

Интернет упростил и ускорил коммуникацию между людьми, человеком – обществом, государством – человеком – обществом. Ускорение передачи информации и коммуникации привело к ускорению всех социальных процессов, социальных трансформаций. Совершенствование информационных технологий влечет за собой ускорение социального и исторического времени. Мир меняется с той же скоростью, с какой меняется технология передачи и получения информации.

Развитие информационных технологий сегодня характеризует и определяет стратегическое развитие государства и общества, эго экономический рост и его влияние в мире, потому что информация и время – это главный ресурс государства, общества и человека.

Информационные технологии и степень их развития определяет и отношения между государствами на международной арене. Противостояние и столкновение противоречий между государствами ушло в сферу информационную, и основной фронт конфронтации сместился из физического мира в мир виртуальный.

Мир в значительной степени претерпел изменения, как в технологической, так и в социальной области. Те явления, которые казались далекими теоретическими предположениями, стали реальностью и успешно воплощены в жизнь.

Сегодня уже стали обыденностью и неотъемлемой частью современного бытия такие понятия как «компьютерный вирус», «информационная война», «социальная сеть», «цветная революция», «управляемый хаос», «кибератака» и так далее.

За последние несколько лет вектор большинства угроз национальной безопасности страны сдвинулся в сторону информационной сферы, в частности и военных угроз. Сегодня уже не секрет, что для того чтобы одержать победу над противником, необходимо иметь еще и достаточно сильные информационные технологии и ресурсы.

События в Северной Африке и на Ближнем Востоке 2010-2013 года, именуемые как «арабская весна», и последовавший за ней кризис и хаос в странах «арабской весны», события на Украине 2013 года, так называемая «революция достоинства», события в Сирии и сопровождающая их ложь в западных СМИ, откровенный монтаж видеосюжетов, открытая и наглая ложь и клевета на площадке Совбеза ООН в адрес России  продемонстрировали миру всю силу информационных технологий и их воздействие на массы. А разоблачение деятельности Агентства национальной безопасности США бывшим сотрудником ЦРУ и АНБ Эдвардом Сноуденом продемонстрировали миру приоритетность обеспечения не только информационной безопасности, но и информационного суверенитета страны.

Введенные в 2014 году США и Европой санкции против России, так же блокада Крыма, продемонстрировали необходимость интенсивного развития собственных информационно-телекоммуникационных систем, межбанковской системы передачи информации, программного обеспечения, средств связи и передачи информации, средств защиты российского сегмента Интернета, а также систем защиты данных банков, юридических и частных лиц.

Информационная борьба между различными акторами политического и экономического процесса может носить как информационно-технический, так и информационно-психологический характер. Если главным объектом первого вида борьбы выступают информационно-технические системы, то второго – биосоциальные, т.е. человек, его психика, нравственный и духовный мир, социально-политические, психологические ориентации, установки, отношения, рациональные и иррациональные аспекты поведения, системы общ6ественного мнения и принятия решений. Информационная сфера может быть заряжена не только положительным, но и отрицательным знаком. Последнее рождает проблему обеспечения информационной безопасности личности, которая может и должна функционировать на разных уровнях: общесоциальном, профессиональном, групповом и индивидуальном.

5 декабря 2016 года В.В. Путин утвердил новую Доктрину информационной безопасности Российской Федерации. Предыдущий документ был принят в 2000 году. В чем же разница этих двух документов и что нового в Доктрине 2016 года?

Поскольку Доктрина 2000 года принималась в условиях зачинания практики стратегического планирования, а законодательная база обеспечения информационной безопасности только закладывалась, то спустя 16 лет в этой сфере была проведена определенная институализация отношений и процессов в информационной сфере, да и сама информационная сфера сделала значительный скачок в своем развитии, поэтому новый документ отличается значительной систематизацией и упорядочиванием понимания сущности информационной сферы, безопасности, угроз, интересов, целей и задач в этой области в среднесрочной перспективе.

Доктрина информационной безопасности 2016 года состоит из 5 частей:

  1. Общие положения. В данной части даются определения используемым терминам, оперирует смыслами, заложенными в документ. Даны определения национальным интересам России в информационной сфере, угрозам информационной безопасности, информационной безопасности РФ, обеспечению информационной безопасности, силам обеспечения информационной безопасности, средствам и системам информационной безопасности, информационной инфраструктуры РФ.
  2. Национальные интересы в информационной сфере.
  3. Основные информационные угрозы и состояние информационной безопасности.
  4. Стратегические цели и основные направления обеспечения информационной безопасности.
  5. Организационные основы обеспечения информационной безопасности.

Документ имеет логичную структуру и более последовательно и широко описывает текущее состояние и проблемы в этой области, четко определены национальные интересы и цели в области обеспечения информационной безопасности России. Однако в  части угроз информационной безопасности не выделены ни блоки угроз, ни сами угрозы. В Доктрине 2000 года все же было разделение на внешние и внутренние угрозы, и они были перечислены. Авторы Доктрины 2016 года ограничились описанием состояния и текущего положения вещей в информационной сфере и в сфере межгосударственного взаимодействия на этом поле. В новом документе отсутствуют источники угроз и их дифференциация. Что не совсем понятно, почему авторы уходят от этого вопроса. Для того чтобы чему-то противодействовать, необходимо понимать каковы угрозы и что является источником этих угроз. Доктрина 2016 года носит характер констатации фактов уже свершившегося и того, чего в этой области у нас не хватает. Но совершенно отсутствует четкость, конкретика и системность понимания системы обеспечения информационной безопасности страны. Не понятно, КАК будут решаться стоящие перед государством в этой области задачи.

Документы подобного формата, являющиеся документами стратегического планирования, должны определять следующее:

  1. Что это и почему важно.
  2. Наши интересы и приоритеты в этой области.
  3. Наши цели и задачи в этой области.
  4. Каковы угрозы сегодня и в перспективе.
  5. Каковы источники угроз.
  6. Каковы условия и предпосылки возникновения угроз в этой области.
  7. Каковы проблемы.
  8. Что необходимо для решения проблем и противодействия угрозам.
  9. Кто и как будет это исполнять.
  10. Каков ожидаемый результат.

Однако авторы подобных документов с упорством уходят от ответа на конкретные вопросы и на определение конкретных понятий. То ли они сами этого не знают и не понимают, тогда почему бы не привлечь к работе над подобным документом лучших специалистов в данной области? То ли умышленно авторы обходят стороной острые вопросы данной темы.

Информационная безопасность – очень важная сегодня область для обеспечения национальной безопасности и обеспечения национального благосостояния, обеспечения экономического роста, развития науки и образования. Быть может по нашей старой доброй привычке писать документы в пустоту и их не читать, авторы Доктрины 2016 года ограничились описанием, а не глубоким системным анализом информационной сферы. Однако дальнейшее развитие этой области в нашей стране будет видно по конкретным действиям и конкретным результатам.

Кривельская Екатерина


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение