Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
U.S. space policy as an integral part of strategic initiatives to achieve superiority in the information war
Material posted: Publication date: 08-10-1999

The past year has clearly demonstrated to the world the strengthening of confrontation and aggressive pressure from the side of the Alliance in creating a new world order based on the idea of American global leadership based on the military power of NATO. This is evidenced by many things: the expansion of NATO, the adoption of unilateral decisions during the Balkan crisis, the military strikes on Yugoslavia and Iraq, the revitalization of the actual output from the ABM Treaty of 1972 under the guise of its modifications, as well as ignoring Russia's interests in the near abroad.

USA and headed the unit, acting in the framework adopted in April 1999 a new strategic concept, openly ignored international law and the existing system of interstate relations, by military action against Yugoslavia.

In the new concept provides for "the formation of a new Euro-Atlantic security system in which NATO plays a Central role". In her leadership of the unit directly expresses the desire to transform the Alliance into a dominant military-political organization on the European continent and to give it global functions in nature due to the expansion of the bloc and zone of influence.

Now NATO reserves the right, at the settlement of crisis situations of different character not only in its area of responsibility, but also beyond, including in circumvention of the UN. Declaring a willingness to use any weapon to achieve their goals anywhere in the world, the Alliance claims to be far more than a regional security structure. So, for many years after the war in the Persian Gulf are being bombarded Iraqi facilities: by unilaterally zones for flights by Iraqi aircraft North of the 36th and South of the 32nd parallel, in fact every day the US and the UK put aircraft missile and bomb strikes officially by the military, and often civilian targets.

In concepts great importance is attached to proactive action to prevent political and military crises. For this purpose, the use of the whole Arsenal of means of influence on the conflicting parties, including diplomatic, economic, informational, social and other factors. But the main emphasis in the document placed on the readiness of the Alliance to use its military capabilities as the only effective instrument for resolving the crisis situation. Given the very broad interpretation of risks that threaten the interests of the Union and he / she is willing to respond, the obvious bet NATO military power cannot be overlooked.

The principle corresponds to global dominance and the new space policy of the US Department of defense approved the relevant Directive in July 1999, which in terms of the increasing importance of space activities generates new approaches of the military leadership of the USA to maintain its leading position in the space and achieve the objectives in the sphere of ensuring national security.

It should be emphasized the fact that in the Memorandum of the Minister of defense first put forward the thesis about the appropriation of space as a new environment of military operations, the category of vital national interests. He plays a crucial role in gaining information superiority as part of the policy of global dominance.

Review of space policy was designed to achieve a number of important goals, taking into account, first of all, the changes that have occurred over the last decade. These include: changes in the system of international security; new aspects of national security strategy and military strategy; changes in the formation of the budget of national defence; changes in the structure of the armed forces; experience in the use of space forces in combat; expanding the use of space assets on a global scale, the spread of technology and information; development of military and information technologies; the intensification of commercial activities in space; improved cooperation between civil and military sectors, and international cooperation.

The Directive States that "space power is as important to the nation as and power on land, water and in the air." It is a strategically important instrument to implement the provisions of the "National military strategy" and "Single perspectives 2010". Cosmic force ensure the achievement of strategic objectives and doctrinal units, creating the conditions for information superiority through dominant positions in the field of collection, processing and distribution of information. Provide space force control, communications, intelligence and surveillance necessary to maintain combat readiness, the implementation of the operational concepts of dominant maneuver, precision weapons application, focused logistics support and comprehensive protection, as well as procedures for the planning and conduct of military operations.

Space forces significantly extend the capabilities of the U.S. Armed forces integration and the organization of control, communications, intelligence and surveillance, perform support functions in the interests of troops, if necessary, prevent the enemy to use the same capabilities of its space assets. They help the commander of the operational forces to synthesize information, dictate the temporal conditions and the pace of operations (as new tactical forms of warfare). Achieve space and information superiority will help to counteract the capabilities of the enemy on the management of their own. Access to space and its use will allow the United States to establish and maintain dominance on the battlefield and information superiority necessary for success in military operations.

Stated that space systems must operate and be utilized for the purpose of: to ensure the free use of outer space, deterrence, and if necessary, protection from hostile actions; not to give the enemy the opportunity to prevent the United States to use outer space for their own purposes; to provide for the implementation by the United States in space, military, intelligence or other space-related, activities; to enhance the combat capabilities of U.S. troops and troops of the allied and friendly countries; to counteract, if necessary, space systems and their use for hostile purposes of the US.

Priorities for space and space-related activities of the Ministry of defence is to ensure that the status of freedom of space and protection of national security interests of the United States. In accordance with the Directive "national space policy" of U.S. space systems, national ownership, have the right of free passage and unimpeded functioning in outer space.

Deliberate countering us space systems will be viewed as a violation of sovereign rights. The U.S. can take all necessary defensive measures, including, at the direction of the national military-political leadership, to use force in response to such violation of the rights of the United States.

The main task of the Ministry of defence identified the provision of such operational capabilities of space forces, which would guarantee sufficient space for the power of the United States to achieve national security objectives in accordance with the "Strategy of national security in the new century". Concomitant goals are the maintenance of a robust database of the American space industry and the development of future-oriented high technology.

Space forces provide a strategic advantage to the United States and are an important element of the coalition strategy in which the US can provide unique capabilities for international security. Despite the fact that the United States will retain the possibility to act independently, increasingly the norm includes coalition military operations. The deployment of troops together with other countries increases the importance of interaction. Space systems can significantly improve the effectiveness of communication, providing access to systems for General use, data processing and databases. They allow troops in joint operations to function more efficiently. Space forces enhance forward presence, providing the ability to perform tasks with minimal risk to personnel for the American troops. The integration of space capabilities in joint operations through a cooperation of actions should strengthen military cooperation and allied structures that will promote U.S. national security.

Current reality already illustrates the application in practice of such a policy.

Combat operations of the United forces against Iraq and Yugoslavia was ensured full support from space systems with high efficiency of information support of groupings of troops and naval forces, with application of means of reconnaissance, communications, navigation, and meteorology topogeodesy.

In the Balkan operations were involved warships and NATO aircraft as carriers of primarily high-precision weapons – cruise missiles and bombs laser guided. In the total number of aircraft used by NATO missiles and bombs with precision-guided weapons was in the first three weeks of the military operation more than 95 percent (for comparison, during the war in the Persian Gulf the figure was 10%).

All precision-guided munitions equipped with laser and inertial guidance systems, due to poor weather conditions (cloudy) or absence of digital maps of terrain is often directed at the target only on signals of satellite radio navigation system NAVSTAR. Moreover, the successful use of cruise missiles (CR) of great Britain could be accomplished only with the assistance of the USA, since the UK does not have its own satellite intelligence and not able to create a map of flight in digital form.

For effective application of CU U.S. created a global guidance system, communication and information support based on special satellites and of terrestrial centres, equipped with the most advanced computing technology.

Leading powers of the world are preparing to conduct a global, large-scale and local wars in the next century with an extensive use of near-earth space as a new sphere of armed struggle. A growing number of States dramatically boost space activities, seeking to strengthen his positions in this area.

Research on the military use of outer space, held in the US and other countries, aimed at developing fundamentally new types of weapons – military space systems (BCS), intended for destruction of objects in space and from space.

United States in the framework of the program of national missile defense has produced full-scale testing of missile weapons, in October 1999, knocking over the Pacific ocean (at an altitude of 225 km) warhead Intercontinental ballistic missile Minuteman-2 space interceptor EKV, launched by the launch vehicle PLV from the landfill Kwajalein (Marshall Islands). EKV can be used as a missile, and as anti-satellite weapons.

It is significant that such tests are carried out on the background of political dialogue in which Russia's position is firmly based on the principle of the inadmissibility of modernization of the ABM Treaty, which underlies the architecture of all security created in the last decade.

Analysis of the impact of space systems on the achievement of the objectives of the armed struggle clearly reveals the tendency of showing the output space from covering the traditional branches of the armed forces (in 1970-1990-ies) leading positions (after 2000). Thus on the orbital grouping of space vehicles assigned tasks:

  • information support from space of action of the armed forces by delivering space information to the consumer down to the tactical level;
  • active influence and combat support from space of action of the armed forces;
  • acupressure in space and from space against space and ground targets and ground targets;
  • global non-destructive effects for individual regions and countries.

In parallel with these tasks have any changes in the approaches look promising space resources: in the development of both the US and Russia is an obvious transition in the coming century from large and complex multi-functional spacecraft created in 1970-1990-ies, to malaysiabactrim spacecraft for various purposes. It is envisaged to build on the modular principle with the use of the unified space platform and to achieve high resource characteristics, low cost of manufacturing, operation, etc.

The preservation of Russia's status as a world power can be achieved taking into account implementation of guaranteed access to outer space as a prerequisite for national security, protection of its vital interests.

According to leading analysts of the country and strategic perspectives of Russia's development in the foreseeable future are to establish transport and telecommunications "bridge" between Europe and Asia, which involves the retention of Russia's status as a "great space powers".

This can be achieved only in case of preservation of accumulated military-technical capabilities in the field of space exploration, which to a great extent determined by the degree of independence of its space policy. Such a policy involves the implementation of national space programs, as well as focus on their own strength and means of providing guaranteed access to outer space and sustainable management of orbital groups in all conditions military-political situation.

The components of the independent space policy:

  • the ability to manufacture the entire range of space assets in domestic enterprises;
  • guarantee the start and management of space means with its own territory;
  • the protection against threats in and from outer space;
  • effective legal support, which creates favorable conditions for space activities.

If in the field of space programmes of scientific and economic destination of the dependence of the space policy of Russia from the necessity to use objects of space infrastructure, remaining on the territory of post-Soviet States, is not critical, in conducting its space programs for military and dual-purpose Russia should have full autonomy in access to space and its use.

Future war, representing, in essence, an uncompromising struggle in the information sector, implies a radical change of traditional forms and methods of armed combat. Information itself is not only a kind of weapon, but also a valuable trophy. The quality, quantity and speed of its transmission are key elements of information superiority. Information technology is the key to mastering all other technologies in the world. So for victory in the information war it is necessary to supply the armed forces with advanced information technology.

Information aggressor wins, solely subdue the governance structure of the enemy, which are the target information.

Military experts, in the concept of "information war", we distinguish in it six points:

  • exploration of military, economic, political and cultural potential of the enemy and blocking similar action on his part;
  • the destruction (suppression) of the informational component of its systems of command and control and communications and protection.
  • the provision of unhindered access to global information systems and the exclusion from them of the enemy;
  • the widespread use of ACS as a means of information support all types of military activities;
  • a flexible and mobile database;
  • computer reproduction of the actual battlefield.

It is believed that information warfare also includes fighting, with the participation of information-rich modern means of warfare.

Thus, it is easy to conclude that virtually all components of information warfare are either an integral part of space activities in the interests of the armed struggle, or in varying degrees, intersect with it.

Clearly there comes an understanding that ignoring the issues of information warfare at the present time is unacceptable. Increasingly, the conclusion about the need for a comprehensive development of space activities and capacity space power.

During the formation of the state defense order within the framework of the Federal budget for 2000 the government of the Russian Federation approved priorities in accordance with the challenges posed by the current external and internal political situation, and to increase the procurement of weapons in half. Moreover, the Russian military space is expected to be paid more attention. Before funding space means of arms from the total financing of the strategic missile forces in 1998 amounted to only 9 %, in 1999 it rose to 11%, but such means was impossible to maintain the normal of the orbital grouping of the Russian defense Ministry. Currently, more than 70% of the Russian orbital group, consisting of 132 spacecraft has exhausted its warranty life. With a serious lack of funding to preserve space means of the Ministry of defence was able, in the opinion of the Military Council of the strategic missile forces, thanks to new approaches and alternative measures developed by staff and endorsed by the security Council of the Russian Federation. But these measures are mostly structural in nature, and thus are able only to postpone the moment of the collapse of the Russian orbital constellation, which requires, primarily, the replenishing of new spacecraft.

The Federal space program was formed in recent years on the principle of maintaining the SPACECRAFT orbital constellation to the minimum necessary for the defence and security of the country. This is clearly not enough to achieve parity in case of the outbreak of information warfare. Hope, first of all, change the attitudes of the Government and Federal Assembly to the issue of funding for the military of the Russian cosmonautics. And already in the 2000 budget. Because without enhanced financial investments of the domestic cosmonautics will be forced to cease to exist after 2-3 years.

Conclusion: in order in case of aggression phase of the information war, Russia was able to adequately resist the aggressor, it is necessary to preserve and develop the scientific, technical, technological and organizational achievements in the field of creation of appropriate space means to counter; thus, in conditions of limited funding should choose such ways which allow to raise efficiency of functioning of orbital group, save the basic elements of space infrastructure and to improve them in the future.

 

Denisov E. A.


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Теория и практика информационной войны / Статьи
Космическая политика США как составная часть стратегической инициативы по достижению превосходства в информационной войне
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 08-10-1999

Минувший год убедительно продемонстрировал миру усиление противоборства и агрессивного напора со стороны Североатлантического альянса в создании нового миропорядка, базирующегося на идее глобального американского лидерства и опирающегося на военную мощь НАТО. Об этом свидетельствует многое: расширение НАТО, принятие односторонних решений в ходе Балканского кризиса, военные удары по Югославии и Ираку, активизация деятельности по фактическому выходу из Договора по ПРО 1972 года под видом его модификации, а также игнорирование интересов России в ближнем зарубежье.

США и возглавляемый ими блок, действуя в рамках принятой в апреле 1999 года новой стратегической концепции, открыто проигнорировали нормы международного права и сложившейся системы межгосударственных отношений, осуществив военную акцию против Югославии.

В новой концепции предусматривается «формирование новой системы евроатлантической безопасности, в которой НАТО играет центральную роль». В ней руководство блока прямо заявляет о стремлении превратить Североатлантический союз в доминирующую военно-политическую организацию на Европейском континенте и придать его функциям глобальный характер за счет расширения состава блока и зоны его влияния.

Теперь НАТО оставляет за собой право по урегулированию кризисных ситуаций различного характера не только в зоне своей ответственности, но и за ее пределами, в том числе в обход ООН. Провозглашая готовность применить любое оружие для достижения своих целей в любой точке мира, альянс претендует на гораздо большее, чем региональная структура безопасности. Так, в течение многих лет после войны в Персидском заливе подвергаются бомбардировкам иракские объекты: введя в одностороннем порядке зоны запрета для полетов иракской авиации севернее 36-й и южнее 32-й параллели, фактически ежедневно США и Великобритания наносят авиацией ракетно-бомбовые удары официально по военным, а зачастую и по гражданским целям.

В концепции большое значение придается упреждающим действиям по недопущению военно-политических кризисов. С этой целью предусмотрено задействование всего арсенала средств воздействия на конфликтующие стороны, включая дипломатические, экономические, информационные, социальные и другие факторы. Но основной акцент в документе сделан на готовности альянса задействовать свой военный потенциал как единственно эффективный инструмент разрешения кризисной ситуации. На фоне очень широкой трактовки рисков, представляющих угрозу интересам союза и на которые он готов реагировать, очевидная ставка НАТО на военную мощь не может не настораживать.

Принципу глобального доминирования соответствует и новая космическая политика министерства обороны США, утвержденная соответствующей директивой  в июле 1999 г., которая в условиях возрастания значения космической деятельности формирует новые подходы военного руководства США для сохранения лидирующих позиций страны в космосе и достижения целей в сфере обеспечения национальной безопасности.

Особо следует подчеркнуть тот факт, что в меморандуме министра обороны США на первое место выдвинут тезис о присвоении космосу, как новой среде военных операций, категории жизненно важных национальных интересов. Ему отводится важнейшая роль в завоевании информационного превосходства как части политики глобального доминирования.

Пересмотр космической политики предусматривает достижение ряда важных целей, учитывающих, прежде всего, изменения, произошедшие за последнее десятилетие. К ним относятся: изменения в системе обеспечения международной безопасности; новые аспекты стратегии национальной безопасности и военной стратегии; изменения в формировании бюджета национальной обороны; изменения в структуре вооруженных сил; опыт использования космических сил в боевых условиях; расширяющееся использование космических средств в глобальном масштабе, распространение технологий и информации; развитие военных и информационных технологий; активизация коммерческой деятельности в космосе; расширение кооперации между гражданскими и военными секторами и международного сотрудничества.

В директиве утверждается, что «космическая мощь так же важна нации, как и мощь на суше, воде и в воздухе». Она является стратегически важным инструментом, позволяющим реализовать на практике положения "Национальной военной стратегии" и "Единой перспективы 2010". Космические силы обеспечивают достижение стратегических целей и доктринальных установок, создавая условия информационного превосходства за счет доминирующих позиций в области сбора, обработки и распределения информации. Обеспечиваемые космическими силами возможности по управлению, связи, разведке и наблюдению необходимы для поддержания боевой готовности, реализации оперативных концепций господствующего маневра, применения высокоточного оружия, целенаправленного материально-технического обеспечения и всеобъемлющей защиты, а также для процедуры планирования и ведения военных операций.

 Космические силы значительно расширяют возможности Вооруженных сил  США по интеграции и организации управления, связи, разведки и наблюдения, выполняют обеспечивающие функции в интересах войск, при необходимости препятствуют противнику использовать аналогичные возможности своих космических средств. Они помогают командующим оперативными формированиями синтезировать информацию, диктовать временные условия и темп проведения операций (как новые тактические формы ведения боевых действий). Достижение космического и информационного превосходства позволит эффективнее противодействовать возможностям противника по управлению своими силами. Доступ в космос и его использование позволят Соединенным Штатам установить и удержать господство на поле боя и информационное превосходство, необходимые для достижения успеха в военных операциях.

Заявлено, что космические средства должны функционировать и задействоваться с целью: обеспечить свободное использование космического пространства, сдерживание, а при необходимости и защиту от враждебных действий; не дать противнику возможности воспрепятствовать Соединенным Штатам использовать космическое пространство в своих целях; обеспечить воз­можность осуществления Соединенными Штатами в космосе военной, разведыва­тельной или иной, связанной с космосом, деятельности; способствовать усилению боевых возможностей американских войск, а также войск союзных и дружествен­ных стран; противодействовать, если потребуется, космическим системам и их использованию во враждебных США целях.

Приоритетными задачами космической и связанной с космосом деятельности Минобороны является обеспечение статуса свободы космоса и защита в нем интересов национальной безопасности США. В соответствии с директивой "Национальная космическая политика" американские космические системы, как национальная собственность, обладают правом свободного пролета и беспрепятственного функционирования в космическом пространстве.

Преднамеренное противодействие американским космическим системам будет рассматриваться как нарушение суверенных прав. США могут предпринимать все необходимые меры самообороны, в том числе, по указанию национального военно-политического руководства, применять силу в ответ на такое нарушение прав США.

Главной задачей министерства обороны определено обеспечение таких оперативных возможностей космических сил, которые гарантировали бы достаточную космическую мощь США для достижения целей национальной безопасности в соответствии со "Стратегией национальной безопасности в новом столетии". Сопутствующими целями при этом являются поддержание прочной базы американской космической промышленности и развитие ориентированных на перспективу высоких технологий.

Космические силы обеспечивают стратегические преимущества Соединенным Штатам и являются важным элементом коалиционной стратегии, в рамках которой США могут предоставить уникальные возможности для целей международной безопасности. Несмотря на то, что США будут сохранять возможность действовать самостоятельно, все больше в норму входят коалиционные военные операции. Развертывание войск совместно с другими странами повышает важность взаимодействия. Космические системы способны существенно повысить эффективность взаимодействия, обеспечив доступ к системам общего пользования, обработки данных и информационным базам. Они дают возможность войскам в совместных операциях действовать более эффективно. Космические силы усиливают передовое присутствие, обеспечив возможность выполнения задач при минимальном риске для личного состава американских войск. Интегрирование космических возможностей в совместные операции посредством кооперирования действий должно укреплять военное сотрудничество и союзнические структуры, что будет содействовать обеспечению национальной безопасности США.

Текущая действительность уже наглядно свидетельствует о применении на практике такой политики.

Ведение боевых действий объединенных сил против Ирака и Югославии обеспечивалось всесторонней поддержкой из космоса системами с высокой оперативностью информационного обеспечения группировок войск и сил флота с применением средств разведки, связи, навигации, топогеодезии и метеорологии.

В Балканской операции были задействованы боевые корабли и авиация НАТО как носители прежде всего высокоточного оружия – крылатых ракет и авиабомб с лазерным наведением. В общем количестве примененных  авиацией НАТО ракет и бомб высокоточные образцы вооружения составляли в первые три недели военной операции более 95 процентов (для сравнения, во время войны в зоне Персидского залива этот показатель равнялся 10 проц.).

Все высокоточные боеприпасы, оснащенные лазерными и инерциальными системами наведения, по причине плохих метеоусловий (облачность) или отсутствия цифровых карт местности зачастую наводились на цель только по сигналам космической радионавигационной системы NAVSTAR. Причем, успешное применение крылатых ракет (КР) Великобритании могло быть осуществлено лишь при содействии США, так как Великобритания не имеет собственной системы спутниковой разведки и не способна создавать карты полета в цифровой форме.

Для эффективного применения КР США создана глобальная система наведения, связи и информационного обеспечения, базирующаяся на специальных спутниках и наземных центрах, оснащенных самой совершенной вычислительной техникой.

Ведущие державы мира готовятся к ведению глобальных, крупномасштабных и локальных войн в следующем веке с широким использованием околоземного космического пространства как новой сферы вооруженной борьбы. Все большее число государств резко активизирует космическую деятельность, стремясь утвердить свои позиции в этой области.

Исследования по военному использованию космоса, проводимые в США и других государствах, направлены на разработку принципиально новых видов оружия – боевых космических систем (БКС), предназначенных для поражения  объектов в космосе и из космоса.

Соединенные Штаты в рамках программы создания национальной ПРО произвели полномасштабные испытания противоракетного оружия, в октябре 1999 г. сбив над Тихим океаном (на высоте 225 км) боеголовку межконтинентальной баллистической ракеты Minuteman-2 космическим перехватчиком EKV, запущенным ракетой-носителем PLV с полигона Кваджалейн (Маршалловы острова). EKV может использоваться и как противоракетное, и как противоспутниковое оружие.

Знаменательно, что такие испытания проводятся на фоне политического диалога, в котором позиция России твердо основывается на принципе недопустимости модернизации Договора по ПРО, который лежит в основе архитектуры всей безопасности, создаваемой в последнее десятилетие.

Анализ влияния космических систем на достижение целей вооруженной борьбы  выявляет четко обозначившуюся тенденцию, свидетельствующую о выходе космоса от обеспечивающих традиционные виды вооруженных сил (в 1970-1990-е годы) на лидирующие позиции (после 2000 года). При этом на орбитальную группировку космических средств возлагаются задачи:

  • информационной поддержки из космоса действий вооруженных сил путем доставки космической информации потребителю вплоть до тактического звена;
  • активного воздействия и боевой поддержки из космоса действий вооруженных сил;
  • точечного воздействия в космосе и из космоса по космическим и наземным объектам и целям противника;
  • глобального неразрушающего воздействия по отдельным регионам и странам.

Параллельно с этими задачами возникли изменения и в подходах к облику перспективных космических средств: в разработках как США, так и России очевиден переход в грядущем веке от сложных крупногабаритных и многофункциональных космических аппаратов, создаваемых в 1970-1990-е годы,  к маломассогабаритным космическим аппаратам различного целевого назначения. Предусматривается их построение по модульному принципу с использованием унифицированной космической платформы и достижение  высоких ресурсных характеристик, низкой стоимости изготовления, эксплуатации и др.

Сохранение Россией статуса мировой державы может быть обеспечено с учетом реализации гарантированного доступа в космическое пространство как непременного условия обеспечения национальной безопасности страны, защиты ее жизненно важных интересов.

По мнению ведущих аналитиков страны, геостратегические перспективы развития России в обозримом будущем сводятся к созданию транспортного и телекоммуникационного «моста» между Европой и Азией, что предполагает удержание Россией статуса «великой космической державы».

Этого можно достичь лишь в случае сохранения накопленного военно-технического потенциала в области освоения  космоса, что в решающей  мере обуславливается степенью независимости ее космической политики. Проведение такой политики предполагает самостоятельное осуществление национальных космических программ, а также ориентацию на собственные силы и средства, обеспечивающие гарантированный доступ в космическое пространство и устойчивое управление орбитальными группировками в любых условиях военно-политической обстановки.

Составляющие независимой космической политики:

  • возможность изготовления всей номенклатуры космических средств на отечественных предприятиях;
  • обеспечение гарантированного запуска и управления космическими средствами с собственной территории;
  • возможность парирования угроз в космосе и из космоса;
  • эффективное правовое обеспечение, создающее благоприятные условия для космической деятельности.

Если в области космических программ научного и экономического назначения зависимость космической политики России от необходимости использовать объекты космической инфраструктуры, оставшиеся на территории государств постсоветского пространства, не является критической, то при реализации космических программ военного и двойного назначения Россия должна обладать полной самостоятельностью по доступу в космическое пространство и его использованию.

Будущая война, представляющая собой, по существу, бескомпромиссную борьбу в информационной сфере, предполагает коренное изменение традиционных форм и способов вооруженной борьбы. Информация уже сама по себе не только своеобразное оружие, но и ценный трофей. Качество, количество и скорость ее передачи представляют собой ключевые элементы информационного превосходства. Информационные технологии – это ключ к овладению всеми остальными технологиями мира. Поэтому для победы в информационной войне необходимо оснащение вооруженных сил передовыми информационными технологиями.

Информационный агрессор добивается победы, исключительно подчинив себе структуры управления противника, которые являются информационной мишенью.

Военные эксперты, оперируя понятием «информационная война», выделяют в нем шесть аспектов:

  • разведка военного, экономического, политического и культурного потенциала противника и блокировка аналогичных действий с его стороны;
  • разрушение (подавление) информационной составляющей его систем боевого управления и связи и защита своей;
  • обеспечение беспрепятственного доступа к глобальным информационным системам и недопущение к ним противника;
  • широкое использование АСУ как средства информационного обеспечения любых видов боевой деятельности;
  • создание гибкой и мобильной базы данных;
  • компьютерное воспроизводство реального поля боя.

Считается, что информационная война включает также боевые действия с участием современных информационно насыщенных средств ведения боя.

Таким образом, легко заключить, что практически все составляющие информационной войны либо являются неотъемлемой  частью космической деятельности в интересах вооруженной борьбы, либо в той или иной степени с ней пересекаются.

Все отчетливее наступает понимание, что игнорирование вопросов информационной войны в настоящее время недопустимо. Все явственнее напрашивается вывод о необходимости всеобъемлющего развития космической деятельности и наращивания космической мощи своей страны.

При формировании государственного оборонного заказа в рамках федерального бюджета на 2000 год  Правительством Российской Федерации были утверждены приоритеты в соответствии с теми задачами, которые ставит нынешняя внешне- и внутриполитическая ситуация, и предусмотрено увеличение закупок вооружений в полтора раза. Причем, российскому военному космосу предполагается уделить больше внимания. Раньше объем финансирования космических средств вооружений от общего объема финансирования РВСН в 1998 году составлял лишь 9 %, в 1999 году он вырос до 11%, но на такие средства было невозможно поддерживать нормальное состояние орбитальной группировки Минобороны России. В настоящее время более 70% российской орбитальной группировки, состоящей из 132 космических аппаратов, исчерпали свой гарантийный ресурс. При серьезном недостатке финансирования сохранить космические средства Минобороны удалось, по мнению Военного совета РВСН, благодаря новым подходам и нетрадиционным мерам, разработанным Генштабом и одобренным Советом безопасности РФ. Но эти меры носят, в основном, организационный характер, а значит способны лишь на время отложить момент краха российской орбитальной группировки, которой требуется, в первую очередь, восполнение новыми космическими аппаратами.

Федеральная космическая программа формировалась в последние годы по принципу поддержания орбитальной группировки КА на минимально необходимом для обороны и безопасности страны уровне. Этого явно недостаточно для достижения паритета в случае развязывания информационной войны. Надежды, прежде всего, - на изменение отношения Правительства и Федерального Собрания к вопросу о финансировании военной космонавтики России. И уже – в бюджете 2000 года. Так как без усиленных финансовых вливаний  отечественная космонавтика будет вынуждена прекратить свое существование уже через 2-3 года.

Вывод: для того чтобы в случае развязывания агрессивной фазы информационной войны Россия могла адекватно противостоять агрессору, необходимо сохранить и наращивать научно-технический, технологический и организационный заделы в области создания соответствующих космических средств противодействия; при этом, в условиях ограниченного финансирования следует выбирать такие пути, которые позволяют повысить эффективность функционирования орбитальной группировки, сохранить основные элементы космической инфраструктуры и совершенствовать их в дальнейшем.

 

Денисов  Е.А.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение