Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Теория и практика информационной войны / Статьи
Механизмы рефлексивного управления через социальные сети
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 09-10-2013

Развитие интернет-технологий привело к появлению нового социального феномена – феномена виртуальных социальных сетей в глобальном интернет-пространстве.

Применительно к Интернету – это виртуальная сеть, являющаяся средством обеспечения сервисов, связанных с установлением связей между его пользователями, а также разными пользователями и соответствующими их интересам информационными ресурсами, установленными на сайтах глобальной сети [1].

Широкое распространение получили онлайновые социальные сети, которые обеспечивают такие важные социальные функции, как общение их членов, обмен мнениями и информацией, формирование виртуальных групп по интересам, экспертных сообществ, бизнес-клубов. Одновременно социальные сети привлекли внимание политиков как инструмент информационного управления общественным сознанием, как арена информационного противоборства.

При соперничестве в конкурентной среде интернет-технологии стали использоваться для повышения эффективности своих мероприятий и снижения эффективности мероприятий противоборствующей стороны. В результате, применение социальных сетей может оказать существенное влияние на содержание решения внутренних и внешних конфликтов, межгосударственных противоречий, различного рода кризисов.

Одним из основных факторов успешности действий сил и средств противоборствующих сторон является доминирование в информационном пространстве. По современным концептуальным взглядам ведущих держав мира и, согласно руководящих документов их государственных структур, борьба в информационной сфере направлена на завоевание информационного превосходства. Информационное превосходство заключается в достижении преимущества в психологической и информационно-технической сферах. Как правило, для государства, обладающего концепцией ведения информационных войн, современными информационными технологиями и развитой информационной инфраструктурой, информационное превосходство обеспечено изначальными условиями.

Решение задач российских государственных силовых структур в информационной сфере может осуществляться, в том числе, в условиях невыгодного соотношения сил и средств по сравнению с политическими соперниками. При ведении информационного противоборства с ведущими державами мира или при их поддержке развивающихся конфликтов в политически нестабильных регионах существует объективная проблема по завоеванию информационного превосходства, так как в рамках традиционных взглядов завоевание информационного превосходства будет сводиться к соперничеству информационных ресурсов и качества их использования противоборствующими сторонами.

В этих условиях целесообразно применять асимметричные действия, которые включают в себя различные механизмы влияния на лиц, принимающих решения.

Рассмотрим ряд таких механизмов на примере рефлексивного управления противоборствующей стороной через социальные сети.

Никто уже не сомневается, что роль социальных сетей не ограничивается виртуальным миром и выходит за его рамки. Их потенциал имеет возможность оказывать влияние своего виртуального мира на мир реальный. Это обусловлено как возможностью отражения в социальных сетях настроений, соответствующих действительности, так и заражением общественности через сети, путём распространения различных идей. Энергия самой идеи, в данном случае, определяется как взвешенная сумма людей, придерживающихся близких взглядов, где вес идеи определяются увлеченностью человека этими взглядами и его способностью их отстаивать и продвигать.

Формирование информационной обстановки в сетях общего пользования происходит путём естественного отражения действительности в ходе непосредственного общения между участниками каких-либо событий и распространением ими информации через социальные сети на различные аудитории, так и формированием информационных ситуаций через спланированные акции подготовленными специалистами. Раскрутка информационных ситуаций до критической степени, позволяющей спровоцировать общественность на активные действия (к массовым протестам) осуществляется путём воздействия на циркулирующую в социальных сетях информацию, распространением слухов, подготовкой подтверждающих или опровергающих сведений, необходимых чтобы в достаточной степени убедить общественность в правдивости тех или иных событий, сформировать требуемые настроения, взгляды, убеждения.

Перенос настроений в реальный мир происходит в результате информационного воздействия на мотивационную основу личностей, с изначально сформированными взглядами, близкими для реализации тех или иных намерений, которые ожидает от них воздействующая сторона. А также в результате информационного воздействия на группы населения и конкретных лиц, с неустойчивыми взглядами, трансформация которых позволяет поставить людей в требуемые рамки социального поведения.

Если представить, что любым действиям противника предшествует результат принятого решения, то важную роль в определении такого решения играет процесс его формирования.

Решение – это выбор альтернативы. Поскольку решение относится к категории выбора, а выбор это определенное действие, то для гарантированности правильного выбора необходима определенная структурная, механизмичная совокупность рефлексивных процессов. Чтобы навязать выбор необходимо производить оценку альтернатив, интеллектуальных или ценностных критериев, как качественных, так и количественных, которые для получения результата должны строится на базе мировоззрения и мироотношения объекта информационно воздействия. Определение (формирование у объекта воздействия) мировоззрения и мироотношения, онтологической и идеологической составляющей структуры рефлексии, являются самыми сложными в реализационном плане процессами рефлексии, обеспечивающими качество управленческого решения. При исследовании объекта воздействия, выявляются закономерности в его реакции на те или иные процессы, явления, события. В большинстве случаев при коммуникационном взаимодействии через социальные сети содержание и характер событий представлен информацией о них. При воздействии на эту информацию, или формируя новую, появляется возможность оказывать влияние на объект рефлексивного воздействия. В результате воздействия (стимулирования) на людей информацией можно добиваться при её восприятии конкретной реакции, а при основательной мотивации объекта ожидаемых поступков.

Процесс передачи оснований (стимулирования) для принятия решений через изменение обстановки, навязывание логики мышления, формирование цели действий представляет собой рефлексивное управление.

Насильственное ограничение объекта рефлексивного управления или его собственное подчинение в ходе реализации способов воздействия является основанием для господства над ним.

Таким образом, в условиях информационного превосходства противника в результате рефлексивного управления соперником можно достигнуть информационного господства над ним, которое будет заключается в подчинении своим целям его воли и поведения.

Имея, наряду с другими средствами информационного воздействия на противоборствующую сторону такой инструмент, как социальные сети, можно добиваться от людей заданной реакции в результате принуждения или побуждения их к каким-то определённым действиям.

Создавая информационную обстановку и провоцируя общественность на активные действия можно вынуждать военно-политическое руководство иностранных государств к ответным мерам. Препятствуя принятию грамотных решений с целью принуждения к совершению ошибочных действий можно формировать впечатление у вышестоящего руководства или общественности об отсутствии компетентности лиц, несущих ответственность за эти решения. Это может спровоцировать отстранение или ограничение полномочий отдельных руководителей. Такими провокациями можно добиться сковывания инициативы руководства различного уровня или формирования общественного мнения и настроения, препятствующего работе органов государственной власти.

Влияние на лиц, принимающих решение, можно осуществлять и через множество агентов, представляющих авторитет и значение для конкретного лица, которые объединены в сеть путём реализации совокупности рефлексивных управляющих воздействий. Тем самым, можно обеспечить принятие требуемого решения от руководителя через отрефлексированных посредников.

Рефлексируя каждого представителя сети в отдельности, представляющего особую важность, путём точечных информационно воздействий можно оказывать влияние на их решения в частности. Из совокупности ожидаемых поступков от этих лиц в отдельности будет складываться общий потенциал осуществляемых ими действий, а вследствие масштабного и скоординированного управления через социальные сети множеством объектов воздействия можно достигнуть более глобальных результатов их зависимой деятельности.

Через социальные сети можно формировать основания для обеспечения мероприятий, по реализации агентами влияния изменений в привычные стереотипы поведения людей, определяющих деятельность каких-то организаций, групп лиц, конкретных людей. Созданные условия, таким образом, являются обоснованием легитимности действий для внедрённой агентуры. В результате, можно повлиять на качество принимаемого законопроекта, помешать или способствовать его рассмотрению, побудить общественность поддержать проект, а агентам влияния притворить его в жизнь.

Таким образом, в качестве механизмов информационного воздействия на людей через социальные сети выступают основания в виде различных ситуаций, эффектов, сведений, представляющих путь реализации их содержания и формы в стимул для человека. Данные основания побуждают конкретных лиц или общественность к принятию выгодных нам решений, а значит и действий. Тем самым подчиняя воздействующей стороне сознание и поведение руководства противоборствующей стороны, что создаёт условия господства над ним.

Д.Литвинов, А.Крикунов

 

Список литературы

  1. Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. – М. Изд-во МЦНМО, 2010. – 228 с.
  2. Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М., «Высшая школа», 1967.
  3. Чаусов Ф.С. Управление сложными конфликтами. – СПб: СПбВМИ, 2003. – 252 с.
  4. Чаусов Ф.С. Рефлексивный подход в управленческой деятельности. – СПб: СПбВМИ, 2008.

Источник: http://vpoanalytics.com/2012/10/17/mexanizmy-refleksivnogo-upravleniya-cherez-socialnye-seti/


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение