Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
The issue of cybersecurity in the context of Russian-American relations
Material posted: Publication date: 01-11-2016
The second term of Barack Obama and a third term of Vladimir Putin was marked by further deterioration in Russian-American relations. The Ukrainian crisis and the Syrian issue has clearly demonstrated that the discourse of "the enemy" continues to play a major role in the formation of the Russian-American agenda. The latest round of contradictions, replicated in the Russian and American media, was the potential threat of cyberwarfare between the US and Russia.

Information space today: the war of the new generation

The development of information technology has led to a "reformatting" of the Internet – now it is not only a convenient platform for communication, but also a potential "tool" that becomes a dangerous weapon in the hands of experienced hackers. In the 90-ies recognized the necessity of regulation of the Internet sphere on the international level, but up to the present time, the lack of international legislation in this field opens up opportunities for States, as well as various groups and factions to implement the global network point of cyber attacks.

The revitalization of this area leads to the conclusion that world war III has already begun – and this cyber war has become a convenient mechanism for implementing the interests of the participating actors. Such a war of a new generation of cheaper and more convenient wars of the old generation with a group of highly skilled specialists in IT-technologies that use the can hack the servers or disable the control system of a particular type of weapon. In contrast to classical wars, it is difficult to trace the start time of cyberwar – to the extent that the fact of the attack on a particular server is not always possible to detect. Such a war is potentially complete, the software can establish not only the state but also the various factions. And that is extremely important, there is no framework of international regulation in this field. However, despite its fundamentally new nature of cyber warfare may lead to the deployment of full-scale hostilities.

The problem of cybersecurity: a Russian-American vector

The number one topic in the debate between the candidates for U.S. President, was Russia – which, in principle, to be expected, given the injection of anti-Russian sentiment in the West. Here and accusations of Hillary Clinton to the Republican candidate about his "Pro-Russian orientation" and the mobilization against the "Russian threat". Hot topic discussions related to the hacker attack on the headquarters of the democratic party, allegedly sanctioned by the government of the Russian Federation. WikiLeaks continues to publish the "secret files of the American electoral race", increasing the degree of Russian-American contradictions – after all, according to American experts, sponsored by WikiLeaks that Russia, thereby illegally interfering with the US electoral process.

If at the beginning of the year, the White house did not accuse any country of involvement in the attacks, in October 2016 in Moscow was put forward formal charges of hacking attacks. Moscow denies the allegations, in keeping with the position, articulated by the press Secretary D. Peskov: "Putin's website daily attacks tens of thousands of hackers. Many attacks are traced from the United States. We do not blame every time the White house or Langley,"[1]. Do these threads to Moscow, yet with absolute confidence to say, one thing is clear: Washington is now considering Russia as a real threat, and the level of opposition to "deepening" – Russian broke into the American information space, revealing its vulnerability. This is a real problem for the United States. For us, it's good PR. The same as the operation in Syria – a successful advertising of our weapons.

It is worth noting that since the mid-2000s, the U.S. systematically are not only matters of security in the information space, but working off of maneuvers respond to cyber threats and actively work to build cyber capacity. In the national security Strategy of 2015, the United States recognized their "special responsibility" for network world and are willing "to fight cyber attacks and to punish malicious participants in cyberspace, including pursuing them criminally for their illegal activities"[2]. Regular exercises of the NATO response to cyber attacks. However, despite the fact that the United States sees itself as a leader in the field of IT-technologies and really working on information security, it has not helped to prevent hacking of the network of National Committee of the democratic party. And if we are talking about the leakage of information – in this case, can have diplomatic consequences, we can only guess what would be the consequences of attacks on control system of a state like the United States.

The image of Russia in the changing world

Will the "hacking scandal" our image in the international arena? Already changing. As practice shows, despite the existence of the concept of "soft power" foreign policy strategy of the Russian Federation, we continue to give priority to power "hard". Which is to be expected, and probably reasonable. The West wants to see us as equal partner – we don't want to be in the position of partner are unequal. A hackneyed phrase that "Russia has risen from knees" in fact, it turns out, really reflects the current situation – despite the objective existence of internal problems, Russia is ready to defend its interests. Also, as our "sworn enemies" around the world.

Panic in Russian society in connection with the escalating tension in the press about the impending Third world war, of course, premature in the sense that wars in the old sense of the word will not and cannot be, given the nuclear status of the Russian Federation and the United States. The problem is that the war has already begun. Only a new type of war – local conflicts in third countries, with the destabilization of political regimes, with these new weapons. War in the information space and information space. "Cold world" with the implicit present military dimensions.

References

  1. The national security strategy of the United States. 15 February 2015.
  2. Moncler G. war of the XXI century // international review of the red cross. No. 849-852, 2003. URL:cyberleninka.ru/article/n/voyny-xxi-veka#ixzz4OkCo5j6y.
  3. Kazakovtsev A. B. NATO and cyber security // Vestnik of Volgograd state University. Series 4: History. Regional studies. International relations. No. 2, 2012.
  4. Kabernik V. cyber-warfare and cyber-warfare / the Center for military-political studies. URL: eurasian-defence.ru/node/3115.
  5. Cybersecurity as a major factor in national and international security of the XXI century. Borodakiy Yu. V., Dobrodeev A. Yu., Butusov, I. V.// Questions of cybersecurity. No. 1. 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kiberbezopasnost-kak-osnovnoy-faktor-natsionalnoy-i-mezhdunarodnoy-bezopasnosti-hh-veka-chast-1#ixzz4OkrhYUza
  6. Kuzmovich A. V. Evolution of the theory of modern war, Army and society. No. 1(33). 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-vzglyadov-na-teoriyu-sovremennoy-voyny#ixzz4Okr34pgb
  7. Sokolova S. N. Security companies: the threat of cyberwar and "network war" // Bulletin of the Polesie state University. Series of social Sciences and Humanities. No. 1 / 2014. URL: cyberleninka.ru/article/n/sfera-bezopasnosti-obschestva-ugroza-kibervoyny-i-setevye-voyny#ixzz4OktArPtf

 

Pasuto, Ksenia


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Теория и практика информационной войны / Статьи
Проблема кибербезопасности в контексте российско-американских отношений
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 01-11-2016
Второй срок Барака Обамы и третий срок Владимира  Путина ознаменовались очередным ухудшением российско-американских отношений. Украинский кризис и сирийский вопрос наглядно продемонстрировали: дискурс «врага» по-прежнему играет большую роль в формировании российско-американской повестки дня. Последним витком противоречий,  тиражируемым в российских и американских СМИ, стала потенциальная угроза кибервойны между США и РФ.

Информационное пространство сегодня: война нового поколения

Развитие информационных технологий привело к «переформатированию» интернет-пространства – теперь это не только удобная площадка для коммуникации, но и потенциальное «орудие», которое становится опаснейшим оружием в руках опытных хакеров. Еще в 90-е гг. была осознана необходимость регуляции интернет-сферы на межгосударственном уровне, однако вплоть до настоящего времени отсутствие международного законодательства в данной сфере открывает широкие возможности для государств, а также различных групп и группировок осуществлять при помощи технологий глобальной сети точечные кибератаки.

Активизация деятельности в данном направлении позволяет сделать вывод о том, что Третья мировая война уже началась –  и это кибервойна стала удобным механизмом реализации интересов участвующих в ней акторов. Такая война нового поколения дешевле и удобнее войн старого поколения – достаточно группы высококлассных специалистов по IT-технологиям, которые при помощи ПО могут взломать нужные серверы или вывести из строя систему управления тем или иным видом вооружения.  В отличие от классических войн, трудно проследить время начала кибервойны – постольку, поскольку факт атаки на тот или иной  сервер не всегда  можно обнаружить. Такая война потенциально бесследна, программное обеспечение может разработать не только государство, но и различные группировки. И, что чрезвычайно важно, отсутствуют рамки международного регулирования в данной сфере. Однако, несмотря на свою принципиально новую природу, кибервойна может привести к развертыванию полномасштабных военных действий.

Проблема кибербезопасности: российско-американский вектор

Темой номер один в дебатах между кандидатами в президенты США стала Россия – что, в принципе, ожидаемо, учитывая нагнетание антироссийских настроений на западе. Тут и обвинения Хилари Клинтон  в адрес  республиканского кандидата по поводу его «пророссийской ориентации», и мобилизация перед лицом «русской угрозы». Горячей темой обсуждений стали хакерские атаки на штаб демократической партии, якобы санкционированные правительством РФ. WikiLeaks продолжает публиковать «секретные файлы американской предвыборной гонки», повышая градус российско-американских противоречий – ведь, по мнению американских экспертов, спонсирует WikiLeaks именно Россия, тем самым незаконно вмешиваясь в избирательный процесс США.

Если в начале года Белый дом не обвинял ни одну из стран в причастности к атакам, то в октябре 2016 в адрес Москвы были выдвинуты официальные обвинения в хакерских атаках. Москва обвинения отвергает,   придерживаясь позиции, артикулированной пресс-секретарём Д. Песковым: «На сайт Путина ежедневно нападают несколько десятков тысяч хакеров. Многие атаки прослеживаются с территории США. Мы же не обвиняем каждый раз Белый дом или Лэнгли"[1].  Ведут ли эти нити к Москве, пока со стопроцентной уверенностью сказать нельзя, ясно лишь одно: теперь Вашингтон рассматривает Россию как реальную угрозу, причем уровень противостояния «углубляется» – русские вторглись в американское информационное пространство, выявив его уязвимость. Это – реальная проблема для США. Для нас же – удачный пиар. Так же, как и операция в Сирии – удачная реклама нашего вооружения.

Стоит заметить, что с середины 2000-х гг. США планомерно занимаются не только вопросами обеспечения безопасности в информационном пространстве, но и отработкой маневров реагирования на киберугрозы, а также ведут активную  работу по наращиванию кибер-потенциала. В Стратегии национальной безопасности 2015 года США признают свою «особую ответственность» за сетевой мир и выражают готовность «бороться с кибератаками и наказывать злонамеренных участников киберпространства, в том числе, преследуя их в уголовном порядке за незаконную деятельность»[2].  Регулярно проводятся учения НАТО по реагированию на кибератаки. Однако несмотря на то, что США рассматривают себя как государство-лидер в сфере IT-технологий и реально работают над обеспечением информационной безопасности, это не помогло предотвратить взлом сети Национального комитета демократической партии. И если здесь речь идет об утечке информации – что в данном случае может иметь дипломатические последствия, то можно только предполагать, каковы будут последствия атак на системы управления такого государства, как США.

Имидж России в меняющемся мире

Изменит ли «хакерский скандал»  наш имидж на международной арене? Уже меняет. Как показывает практика,  несмотря на наличие концепции «мягкой силы» во внешнеполитической стратегии РФ, мы по-прежнему отдаем приоритет силе «жёсткой».  Что вполне ожидаемо, и, вероятно, разумно. Запад не хочет видеть нас равным партнером – мы больше не хотим быть на позиции партнера неравноправного. Заезженная фраза о том, что «Россия встала с колен» на поверку, оказывается, реально отражает текущую ситуацию – несмотря на объективное наличие внутренних проблем, Россия готова отстаивать свои интересы. Также, как и наши «заклятые враги» - по всему миру.

Паника в российском обществе в связи с нагнетанием напряжения в прессе по поводу грядущей Третьей мировой войны, разумеется, преждевременная – в том смысле, что войны в прежнем ее понимании не будет  и не может быть, учитывая ядерный статус РФ и США. Проблема в том, что война уже началась. Только война нового типа – с локальными конфликтами в третьих странах, с дестабилизацией политических режимов, с новым видом оружия. Война в информационном пространстве и за информационное пространство. «Холодный мир» с имплицитно присутствующим военным измерением. 

Ссылки на источники

  1. Стратегия национальной безопасности США. 15 февраля 2015.
  2. Мюнклер Г. Войны XXI века // Международный журнал Красного Креста. № 849-852, 2003. URL:cyberleninka.ru/article/n/voyny-xxi-veka#ixzz4OkCo5j6y.
  3. Казаковцев А.В. НАТО и кибербезопасность // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. № 2, 2012.
  4. Каберник В.В. Кибервойна и кибероружие / Центр военно-политических исследований. URL: eurasian-defence.ru/node/3115.
  5. Кибербезопасность как основной фактор национальной и международной безопасности XXI века. Бородакий Ю.В., Добродеев А.Ю., Бутусов И.В.// Вопросы кибербезопасности. №1. 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/kiberbezopasnost-kak-osnovnoy-faktor-natsionalnoy-i-mezhdunarodnoy-bezopasnosti-hh-veka-chast-1#ixzz4OkrhYUza
  6. Кузьмович А.В. Эволюция взглядов на теорию современной войны// Армия и общество. №1(33). 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-vzglyadov-na-teoriyu-sovremennoy-voyny#ixzz4Okr34pgb
  7. Соколова С.Н. Сфера безопасности общества: угроза кибервойны и «сетевые войны» // Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. № 1 / 2014. URL: cyberleninka.ru/article/n/sfera-bezopasnosti-obschestva-ugroza-kibervoyny-i-setevye-voyny#ixzz4OktArPtf

 

Пашуто Ксения


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение