
В работе рассматриваются вопросы о роли и места Афганистана вопросах безопасности в регионе Среднего Востока и Центральной Азии. Раскрываются геополитические и стратегические интересы ведущих стран мира как США и Китай, а также региональных стран-лидеров Среднего Востока, таких как Индия, Пакистан и Иран. Анализируется военно-политическая обстановка в Афганистане на текущий момент 2014 года, влияние процессов в области обеспечения безопасности и стабильности в данной стране на СНГ и Российскую Федерацию в целом.
Евразия – самый большой материк на Земле. Площадь – 53,893 млн. км², что составляет 36 % площади суши. Население – около 5 млрд., что составляет около ¾ населения всей планеты. Евразия в своем измерении содержит две части света: Европу и Азию. Это единственный континент на Земле, омываемый четырьмя океанами: на юге – Индийским, на севере – Северным Ледовитым, на западе – Атлантическим, на востоке – Тихим. Евразия протянулась с запада на восток на 18 тыс. км, с севера на юг – на 8 тыс. км, при площади 54 млн. км². Это более трети площади всей суши планеты, что включает более 100 государств мира. Одним из государств Евразии является и Исламская Республика Афганистан. На сегодняшний день, эта страна стала одной из наиболее болезненной и проблемной точкой мира в южной части Евразийского континента. Происходящие процессы в этой стране, напрямую затрагивают многие государства огромного Евразийского региона. Это в свою очередь связано с проблемами безопасности, стабильности и с растущим наркотрафиком, который поражает более 100 государств мира членов ООН.
Геополитическое положение страны. В гимне Афганистана есть строки: «Эта страна будет вечно сиять, как солнце в груди Азии. Она всегда будет оставаться её сердцем». Эти строки ― точное определение истинного геополитического положения этой страны. Без фундаментально прочного мира в этой стране никогда не будет должной стабильности ни на Среднем Востоке, ни в Центральной Азии, ни на южных границах Российской Федерации.
Коллизии и войны, сотрясавшие Афганистан многие годы, исходившие с его территории угрозы, способствовали появлению практического интереса к этой стране, обусловили потребность в серьезных востоковедческих знаниях. Именно это, в свою очередь, пробудило внимание к знаменитому российскому географу и военному исследователю Андрею Евгеньевичу Снесареву (1865-1937), в его работе «Афганистан», вышедшей в свет еще в 1921 году и до сих пор не потерявшей своего значения.
Свои работы А. Е. Снесарев посвятил изучению военной географии. Он отмечал, что «военная география - это есть описание страны, народа и переживаемого народом момента истории под военно-политическим углом зрения, то есть описание общегеографической обстановки под углом предположения, что на такой-то территории такого-то государства или по соседству с ним возможно возникновение той или другой войны, безразлично, войны ли наступательной, или оборонительной, или даже войны чисто партизанской, какой-нибудь мелкой». [1]
На сегодняшний день Афганский вопрос является болевой точкой Евразии, «большой и поучительной темой», тесно связанной с новой и новейшей историей нашего Отечества, с борьбой против международного терроризма. Уже в этом контексте она содержит назидательный и предостерегающий урок, усвоение которого убережет нас от повторения ошибок, принесет несомненную пользу, как в настоящем, так и в будущем.
Как составная часть Евразии, Исламская Республика Афганистан в региональном измерении затрагивает сразу такие страны, как Китай Пакистан, Индия, Иран, Туркмения, Узбекистан и Таджикистан. А в международном измерении США и страны, входящие в НАТО, которые задействованы в операциях на территории Афганистана.
Важность Афганистана для современной системы международной безопасности обусловлена тем, что ситуация в Афганистане на протяжении многих десятилетий является источником угроз и вызовов как регионального, так и мирового масштаба. Череда войн, приведших к разрушению хозяйственной инфраструктуры страны и бедности населения, какая была во времена средневековья, создали условия для перманентного социально-экономического кризиса, который обострил силовые акции США и НАТО, проведенные без учёта национального характера народов Афганистана и истории данной страны. Это создало благоприятную среду для сопротивления, иностранной агрессии, религиозного экстремизма и наркоторговли.
Афганистан расположен в юго-западной части Центральной Азии на Среднем Востоке. Страна не имеет выходов к морю. Кратчайшее расстояние от ее границ до Аравийского моря – около 500 км. Площадь, по имеющимся оценкам, 655 тыс. км², что приблизительно равно площади Франции, Бельгии, Нидерландов и Дании, вместе взятых. Государственная граница Афганистана имеет общую протяженность 5579 км, из которых 2384 (более 40 %) приходится на государства входящие в СНГ, а именно на Туркмению, Узбекистан и Таджикистан.
С геополитической точки зрения Афганистан окружен такими странами, как Китай, Пакистан, Индия и Иран, со странами обладателями ядерного оружия. [2] На севере – с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменистаном, странами, входящими в Содружество Независимых Государств (СНГ) и Организацию Договора Коллективной Безопасности (ОДКБ). Следует также отметить, что с военной точки зрения соседние страны имеют мощные и относительно хорошо оснащенные вооруженные силы и, в особенности, это Китай, Пакистан, Иран и Узбекистан.
В экономическом плане страну также окружают государства, которые являются экономически более развитыми, например, Туркмения, Узбекистан и Иран, имеют большие мировые запасы стратегического сырья: газ, нефть и уран, а Китай по ряду показателей развития экономики обгоняет США и развитые страны Европы.
Таким образом, важность геополитического положения и военно-стратегической значимости Афганистана заключается:
- в непосредственной территориальной близости к СНГ и ОДКБ, где Россия имеет непосредственные стратегические интересы;
- в расположении по соседству с крупнейшими по численности населения государствами мира, имеющими различный общественно-политический строй: Китаем, Индией, Пакистаном и Ираном;
- в близости с источниками стратегического сырья мирового значения, в первую очередь нефти, газа и урана (Туркмения, Узбекистан, Иран), что обуславливает повышенный интерес со стороны ведущих держав мира к региону, а вместе с ним и к соседнему Афганистану;
- в наличии на территории Афганистана самых коротких сухопутных коммуникаций из Индии в Пакистан, Иран, СНГ (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Россию).
При оценке географического положения Афганистана следует учесть и негативные факторы. Так, отсутствие непосредственного выхода к мировому океану в значительной мере изолирует страну от внешнего мира, ограничивает экономическую деятельность государства, ставит страну в зависимость от соседей.
По оценкам государственной границы Афганистана можно сделать следующие выводы:
- Все участки границ разграничены согласно принятым международным договоренностям;
- Афганистан удален от Мирового океана и имеет только сухопутные границы;
- Участки границ между Афганистаном, Ираном и Пакистаном маркированы условно и не имеют специального оборудования, по сути, являются открытыми;
- С возрастанием политической и экономической роли государств Центральной Азии (Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана) на мировом рынке значительно возрастает роль Афганистана, как важнейшего транспортно-экономического узла для транспортировки грузов и энергоресурсов к портам Индийского океана и Персидского залива.
Согласно данным различных источников, население Афганистана составляет более 30 млн. человек. Примерно 13–14 млн. человек ведут оседлый, а около 2-3 млн. – кочевой или полукочевой образ жизни. 51% населения составляют мужчины и 49% – женщины. Подавляющее большинство оседлого населения Афганистана – 84,6% – проживает в городах. Подавляющая часть городского населения (61,2%) сосредоточена в четырех городах: Кабуле, Кандагаре, Герате и Мазари – Шарифе.
Исламская Республика Афганистан – многонациональное государство, в котором проживает более 30 народов иранской, тюркской и других этнических групп. В основном это Пуштуны, Таджики, Узбеки и Хазарейцы.
А.Е. Снесарев по этому поводу отмечал, что все они разобщены, не составляют одной общей и сплоченной семьи, что, например, между афганцами и узбеками пролегает такая пропасть, через которую нельзя перекинуть никакого моста. Что касается таджиков, то этот своеобразный и замкнутый народ живет своей изолированной жизнью.[3]Однако, на сегодняшний момент можно отменить, что, например, узбеки Афганистана являются в основе своей двуязычными, наряду с родным узбекским владеют также и таджикским языком и такие процессы есть и среди таджиков. В северных провинциях страны наряду с компактным этническим проживанием, узбеки и таджики проживают также дисперсионно и смешанно, что и вызывает взаимовлияние и двуязычность этих двух народов. [4]
Афганистан – многонациональное государство. Его население состоит из различных этнических групп, принадлежащих к различным языковым семьям – иранской, тюркской и другим. Наиболее многочисленной этнической группой являются пуштуны – их численность колеблется, по разным оценкам, от 39,4 до 42 % населения. Вторая по численности группа –таджики – от 27 до 38 %. Третья группа – хазарейцы – от 8 до 10 %. Четвертая по величине этническая группа – узбеки – составляет от 6 до 10 %. Менее многочисленные этнические группы – аймаки, туркмены, белуджи составляют 0,1 %, 1-3 % и 0,5-2 % соответственно. Прочие этнические группы насчитывают от 1 до 4 %. [5]
В исследованиях А.Е.Снесарева было отмечено, что если афганская группа в лице пуштунов играет основную роль во внутриполитической жизни страны, то остальные народы в лице иранской и тюркской групп (таджики и узбеки) – второстепенную. [6] В настоящее время ситуация в Афганистане значительно изменилась. Ныне таджикское и узбекское население страны превратилось во влиятельную политическую, а при необходимости, и в военную силу. Эти этнические группы определенно оказывают достаточно сильное влияние на социально-политическую ситуацию в стране. Достаточно отметить в современной истории страны таких личностей Афганистана, как Ахмад Шах Масуд, Бурханутдин Раббани, Абдул Рашид Достум и т.д.
В Афганистане ислам исповедуют свыше 98% населения. Приверженность исламу большинства народов вполне сочетается с использованием норм обычного права – адата, которому в ряде случаев отдается предпочтение. Появление ислама на территории современного Афганистана относится к рубежу 7–8 веков. Основная часть населения современного Афганистана (около 80%) исповедует суннизм, остальные в основном шиизм (в основном это хазарейцы).
Запасы полезных ископаемых в Афганистане достаточно велики. В настоящее время известно более 600 месторождений и рудопроявлений полезных ископаемых, значительная часть которых в результате прежних разработок исчерпана. Из всех полезных ископаемых присутствуют каменный угль, железная, хромовая и свинцово-цинковая руда, золото и серебро. При современных оценках Министерства обороны США нетронутые полезные ископаемые Афганистана оценены почти в 1 трлн. долларов.
В настоящее время проблема Афганистана обусловлена,
во-первых, обострением геополитической борьбы в данном регионе, проявлением внимания к нему со стороны мировых и региональных держав Среднего Востока;
во-вторых, защитой Россией своих национальных интересов в данном регионе и в Исламском Государстве Афганистан, как стране, граничащей с СНГ;
в-третьих, наличие крупного воинского контингента США и других стран НАТО, стремящихся стабилизировать ситуацию в стране и использовать ее в своих геополитических интересах;
в-четвертых, практически все территории, граничащие с Афганистаном, представляют собой коридор транспортировки опиума и героина. На сегодняшний день наркотрафик является одним из важных источников финансирования боевиков. Транзит афганского героина масштабно затрагивает почти 100 государств мира на всех континентах. В 2012 году в Афганистане было выращено опиумного мака на 154 тыс.га.
По данным Госнаркоконтроля РФ, на территории Афганистана действуют около 50 лабораторий по производству героина мощностью около 30 кг в сутки. Большинство из них расположено в труднодоступных горных районах. Среди этих лабораторий имеются даже мобильные. Работают в них весьма подготовленные специалисты-химики, являющиеся нередко представителями иных, в том числе европейских, государств. Снабжение этих лабораторий сырьем и организация вывоза готовой продукции налажено достаточно четко. По данным из доклада ООН, почти половина производства наркотиков приходится на две из 33 афганских провинций: Нангархар и Гильменд, именно те, где расположены группировки американских и британских войск. [7]
Геополитические интересы зарубежных государств. В силу протекающих геополитических процессов в регионе, Афганистан является важной страной с точки зрения обеспечения стабильности и безопасности в обширном регионе Среднего Востока и Центральной Азии. В свою очередь, на состояние безопасности и стабильности Афганистана воздействуют внешние факторы и особенности, такие как геополитические интересы ведущих стран мира и стран региона Ближнего и Среднего Востока.
В настоящее время в борьбе за влияние в Центральной Азии сталкиваются интересы многих государств, однако интересы США, Китая и крупных региональных субъектов, например, таких как Пакистан, Иран, в силу характера воздействия и специфики применяемых методов явно преобладают. Это, в свою очередь, связано как в силу глобальных интересов (в особенности США), так и в силу того, что эти государства являются естественными географическими соседями.
Совершенно определенно, что на ситуацию в стране в особенности направлено американское воздействие.События 11 сентября 2001 года создали в центральной части Евразии принципиально новую геополитическую ситуацию. Война с Аль-Каидой и движением «Талибан» в Афганистане позволили США, используя борьбу с терроризмом как геополитическую технологию контроля над пространством, в относительно короткий срок укрепить свои военно-политические позиции в этом обширном регионе Среднего Востока и Центральной Азии.
При этом американские интересы в Афганистане основаны на необходимости и разработке далеко идущих планов, связанных с обеспечением доступа к нефтегазовым ресурсам региона Центральной Азии, получением опорной базы в Евразии для реализации своих глобальных интересов и подготовкой к возможному противостоянию, прежде всего с Китаем, а при том или ином повороте событий и с Россией.
Военно-политическое проникновение США в Афганистан после событий 11 сентября 2001 года, дало возможность попытаться демократизировать страну и предпринять одновременно меры для постепенного выведения этой страны из контекста центрально-азиатской и в целом евроазиатской системы безопасности и интеграции. Естественно, при таком подходе, ни о какой стабилизации политической жизни и социально-экономическом прорыве в Афганистане не может быть речи, сколько бы ни вкладывалось средств на нормализацию социально-экономической жизни в этой стране.
Получив военные базы в Киргизии и Узбекистане, а также стратегическую опорную точку в Афганистане, США стали оказывать негативное воздействие на происходящие региональные социально-политические процессы, что, в свою очередь, создало определенные угрозы и риски в процессе сохранения стабильности в этом регионе. Последующие события 2005 года в Киргизии, закончившиеся смещением президента А.Акаева, а также в Узбекском Андижане весной 2005 года стали этому реальным подтверждением. Анализируя такое воздействие, можно предположить, что в случае успешного развития событий по сценарию бархатных революций, новые марионеточные правительства стран региона, могут затем поставить вопрос о выходе из СНГ, ОДКБ и ШОС. В результате этого в Центральной Азии может сложиться проамериканский альянс, что будет серьезным вызовом российским национальным интересам, причем, абсолютно без учета интересов населения самих государств этого региона.
Кроме того, военно-политическое присутствие США в Афганистане и стремление закрепиться здесь, подтверждает, что эта страна является чрезвычайно важным пунктом реализации и других американских военно-стратегических интересов, так как, во-первых, эта страна граничит с Индией и Ираном, имеет протяженную границу с бывшими советскими республиками (ныне страны СНГ), которые объявлены также зоной стратегических интересов США; во-вторых, в случае закрепления в этом государстве, американцы будут иметь непосредственное соприкосновение с Китаем, который становится главным и наиболее сильным противником США.
Во второй половине XX века, США уже пытались взять под контроль этот регион через Багдадский пакт (СЕНТО).[8] В настоящее время, США после вывода своих войск из этой страны, рассматривают возможность создания своих опорных баз в районе афганских городов Мазари-Шариф, Герат, Кандагар и других районах Афганистана, а также, не исключено, и в странах СНГ.
Оказание помощи американцами в их войне в Афганистане под видом борьбы с международным терроризмом привело к тому, что они теперь прочно обосновались на юге постсоветского пространства и вплотную придвинулись к российским южным границам.
Нынче четко просматривается целевая установка Вашингтона утвердить прочное влияние США на Среднем Востоке и в Центральной Азии, тем самым не допустить укрепления России в государствах Центрально-Азиатского региона СНГ. Кроме того, военно-политическое проникновение США на Средний Восток и в Афганистан в частности позволяет решить ряд важных стратегических задач:
- получить доступ к энергоносителям Туркмении, Узбекистана и Казахстана, и через территорию Афганистана и Пакистана осуществлять их транспортировку;
- контролировать в непосредственной близости Иран;
- установить непосредственный контакт с границами Китая – страны, которая является основным противником США на Дальнем Востоке;
- попытаться вбить клин между Россией и ее соседями по СНГ на основе помощи США странам Центральной Азии;
- получить возможность управлять с территории Афганистана конфликтами, которые не разрешены в обширном регионе Среднего Востока и Центральной Азии;
- создать прочное кольцо военных баз вокруг Российской Федерации, несмотря на все политические заверения руководства США.
Проявляет свои интересы в Афганистане и Китай. В настоящее время Афганистан представляет огромный интерес для Китайской Народной Республики. Будучи жизненно важной зоной безопасности запада Китая, Афганистан также является важным коридором, через который Китай может защищать свои интересы в Пакистане (традиционном союзнике Китая в конкуренции с Индией) и обеспечить себе доступ к жизненно важным природным ресурсам данного региона. Кроме того, и без того беспокойной китайской провинции Синьцзян с большинством мусульманского населения, которая граничит с Афганистаном, может угрожать опасность захвата власти в ней талибами с последующим разделением страны на части. Китай крайне заинтересован, чтобы на территории Афганистана не готовились боевики и террористы для последующего использования их в Сицзян Уйгурском Автономном округе КНР.
В своей оценке Министерство обороны США оценило нетронутые полезные ископаемые Афганистана почти в 1 трлн. долларов. И именно Китай сейчас готовится разрабатывать значительную часть данных ресурсов. Разработка Китаем медной шахты Айнак стала крупнейшей отдельной иностранной прямой инвестицией в истории Афганистана. Китай также участвовал в строительстве электростанции стоимостью 500 млн. долларов и железнодорожного пути между Таджикистаном и Пакистаном.
В декабре прошлого года китайская государственная Национальная нефтяная корпорация заключила с афганскими властями сделку, благодаря которой она станет первой иностранной компанией, которая будет разрабатывать нефтяные и газовые месторождения Афганистана. Как только огромные экономические и оборонные интересы Китая в Афганистане останутся без должного военного прикрытия Америки, китайцы непременно станут играть там все более важную роль, которая, как надеются в политических кругах Афганистана, достигнет «стратегического уровня». Китай предпочтет достичь этого по-китайски, то есть, главным образом, посредством использования «мягкой силы» (дипломатии).
Судя по поведению Китая в других частях мира, любое военное сотрудничество его с Афганистаном, вероятно, будет чрезвычайно скромным и осторожным. Китай уже ясно дал понять, что не станет участвовать в международном фонде размером 4,1 млрд. долларов по поддержке национальных сил безопасности Афганистана. Однако Китай в особенности заинтересован в борьбе с контрабандой наркотиков, поскольку Бадахшан, афганская провинция, граничащая с китайской провинцией Синьцзян, стала главным транзитным маршрутом для афганского опиума.
Наряду с этим, для Пекина первоочередной задачей также остается предотвращение просачивания в Синьцзян религиозного экстремизма, воодушевляемого Талибаном и другими экстремистскими организациями и структурами. В этой связи Китайская Народная Республика в Кабуле и одновременно с экономической деятельностью в провинциях страны будет активно проводить разведывательные мероприятия по сбору сведений на предмет подготовки боевиков и террористов в Афганистане, для последующего их использования в расшатывании ситуации в Сицзян Уйгурском Автономном округе КНР. [9]
В то же время региональные устремления Китая сталкиваются с устремлениями других региональных держав, таких как Россия и Индия. Да и его собственный союзник, Пакистан, не особенно стремится противодействовать террористическим группировкам, угрожающим безопасности его соседей, среди которых числится и Китай.
Китай годами утверждает, что главная проблема, влияющая на стабильность в Афганистане – это тлеющая война между Индией и Пакистаном, и что, следовательно, мир в Кашмире является ключом к миру в Афганистане. Защита своих интересов в Афганистане после вывода американских войск является труднейшей задачей для китайской дипломатии. Для Китая соперничество за Афганистан, скорее всего, окажется очень взвешенным сочетанием шахматной игры.
Большие интересы в Афганистане имеет и соседний Пакистан.Отмечая интересы Пакистана, необходимо, во-первых, подчеркнуть, что Пакистан является своеобразным «ключом» к урегулированию военно-политической ситуации в Афганистане. Для воплощения своих геополитических интересов Пакистан располагает своими специфическими рычагами воздействия. Так, например, Пакистан обладает практическим опытом как в сфере вооружения и обучения боевиков, способных в свое время довольно успешно противостоять в Афганистане силам Советской Армии, так и в лице подготовленного ими движения «Талибан», продемонстрировавшего возможность свергать законное правительство Афганистана и создавать серьезную угрозу безопасности всему региону. При этом особенно следует отметить, что военно-политическое руководство Пакистана, укрепляя лидерство в Центральной и Южной Азии (в 90-х годах), участвовало в подготовке движения «Талибан», которое оно активно использовало для решения афганской проблемы в своих интересах. Движение талибов – это довольно сложная геополитическая комбинация, которая была направлена не только против Индии и Ирана, но и центрально-азиатских государств СНГ и России. Так, например, с захватом власти в Кабуле и выходом «Талибан» в конце 90-х и в начале 2000-х гг. на рубежи СНГ, резко активизировались действия экстремистских организаций в Узбекистане и Киргизии. Все это способствовало значительному возрастанию политического влияния Пакистана в Центрально-Азиатском регионе.
Пакистанские инструкторы и афганские моджахеды активно участвовали в боевой подготовке исламистов для действий в Таджикистане на юге Киргизии и в Узбекистане. Пользуясь тем, что границы между республиками СНГ стали «прозрачными», пакистанские экстремисты рассчитывали дестабилизировать социально-политическую обстановку в регионе, возродить дух «мусульманского единства» и превратить регион в территорию новосуверенных исламских республик, а в случае необходимости - организовать и военную помощь. Так, например, активную идеологическую и военную подготовку выходцы из Узбекистана, Таджикистана и Киргизии прошли в нелегальных лагерях на территории Пакистана, в том числе, в исламских центрах Джал-Хоза, Шамшату, Окули-Хатта (пригород Карачи), в медресе Джума-аль-Санофил (Исламабад) и других местах. [10]
В настоящее время в приграничных районах Пакистана продолжают располагаться убежища и базы радикальных экстремистов и, похоже, только пакистанские военные имеют на них влияние и могут их разбить. Кроме того, Пакистан стремится стать участником любых переговоров, касающихся будущего Афганистана, и вполне способен сорвать мирное соглашение или процесс переговоров между правительством страны, силами НАТО и Талибаном. В этой связи следует отметить, что попытки афганских властей вести самостоятельные переговоры с талибами постоянно проваливались. И, это прежде всего, происходило из-за пакистанской позиции. Например, служба разведки Пакистана в свое время арестовала одного из лидеров талибов муллу Абдула Гани Барадара, как только стало известно, что он готовится к мирным переговорам с официальным Кабулом без участия Исламабада. Очевидно, что и в будущем Пакистан не позволит никому вести переговоры с Талибаном, если Исламабад не будет занимать для них центральное место посредника.
Во-вторых, Афганистан в представлении пакистанского военно-политического руководства, является их сферой влияния. Афганистан воспринимается Исламабадом как «тыловая зона», и Пакистан приложит все усилия для сохранения этого статуса. Военная элита Пакистана рассматривает Афганистан как свой стратегический ресурс. Прежде всего, как пространство, где могут размещаться неправительственные формирования и террористические группы, действующие в интересах Пакистана. Кроме того, Афганистан обеспечивает определенную стратегическую глубину для вооруженных сил Пакистана. Ведь территория Афганистана и лояльный Исламабаду политический режим в этой стране может предоставить пространство для маневра и перегруппировки сил в случае конфликта с Индией. Поэтому Афганистан крайне стратегически важен для пакистанских властей в случае военно-силового противостояния с Индией.
В-третьих, Пакистан не может допустить становления лояльного Индии политического режима в Афганистане, считая, что в этом случае окажется во враждебном окружении. Соответственно, Пакистан стремится минимизировать, а в идеале исключить влияние Индии в Афганистане.
Вместе с тем, Пакистан всегда выступал за урегулирование афганского кризиса с тем, чтобы ликвидировать расположенное рядом огромное пространство нестабильности. Пакистан всегда был заинтересован в установлении в Кабуле дружественного режима. Сейчас в этом плане обстановка достаточно благоприятная. Заинтересован Пакистан и в сохранении единства афганского государства, ибо в противном случае это негативно скажется на его государственном устройстве, так как приведет к обострению «пуштунской проблемы». В то же время Исламабад заинтересован в существовании в Афганистане слабого центрального правительства, которому будет не до «Великого Пуштунистана» и которое вообще будет нуждаться в поддержке крупного соседнего государства. В интересах Пакистана существование в Афганистане широкой правительственной коалиции, поскольку участие в ней различных элементов – залог слабости центрального правительства. Все эти позитивные для Пакистана моменты, несмотря на произошедшие бурные события в Афганистане, сейчас налицо и будут, вероятно, существовать и в дальнейшем. Это создает благоприятную перспективу для сотрудничества двух стран. Помешать этому процессу смогут лишь, по всей видимости, изменения во внутриполитической жизни Пакистана. [11]
В реализации своих геополитических интересов значительные усилия в Афганистане осуществлял и осуществляет и Иран. Так, например, в 90-е годы Иран осуществлял масштабные затраты на финансирование религиозно-политических движений в Афганистане, действующих в интересах Ирана. В своей политике Иран осуществлял прямую военную поддержку. После вывода советских войск из Афганистана, Иран конкурируя с Пакистаном, приступил к более широкому практическому осуществлению своей концепции экспорта исламской революции в зарубежные страны. При этом он начал активно реализовывать как мирные методы экспорта, так и полувоенные и военные методы. [12]
Одновременно с этим, Ираном прорабатывались варианты создания единого государства персоязычных народов Ирана, Таджикистана и Афганистана. А точнее, идея создания на севере Афганистана двух квази-государств – Таджикско-хазарейской и Гератской исламских республик. Эта идея неоднократно высказывалась в политических кругах Ирана и стала тогда весьма популярна в элитарных шовинистических и паниранистских кругах. Вместе с тем, усиление движения Талибан, начало международной операции и ввод крупного контингента сил НАТО во главе США постепенно ослабил и ограничил влияние Ирана в этой стране. [13]
Появление в Афганистане общего врага в лице США отодвинуло противоречия между Ираном и Талибан на второй план. От противоречий Иран постепенно перешел к легкой поддержке талибов оружием на юге и на западе Афганистана, где располагался основной американский военный контингент, с той целью, чтобы те боролись с распространением влияния американцев в регионе.
Другой стороной поддержки, которую Иран оказывал Афганистану в течение войны 2000-х гг. и оказывает сегодня, являются попытки бывшего президента Ирана Ахмадинеджада распространить иранское влияние через возрождение персидского национализма в регионе. Ключевым в этом процессе виделось налаживание отношений с другими персоязычными государствами – Афганистаном и Таджикистаном. Для первого это вылилось в крупную финансовую и гуманитарную поддержку, направленную на развитие торговли и культурно-религиозную пропаганду против влияния ваххабитов, спонсируемых из Саудовской Аравии и Пакистана.
В настоящее время Иран как никто другой, заинтересован в установлении стабильности, по крайней мере, на севере и западе Афганистана, что, в первую очередь, связано с желанием разработки практически нетронутых месторождений драгоценных камней и стратегически важного для иранских планов урана на юге Таджикистана. Иран принимает участие в строительстве железнодорожной ветки, которая должна будет соединить его с Китаем через Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Кроме возможности вывозить из Таджикистана стратегические ресурсы, планируемое проведение ветки от афганского Герата до иранского города Хаф и оттуда до порта Чабахар в Оманском заливе, откроет центрально-азиатским странам выход в Аравийское и Средиземное (через Суэцкий канал) моря. При успешном завершении проекта, Иран в этом транспортном пути будет играть ключевую роль. Однако без установления порядка и безопасности в северных провинциях Афганистана об этих планах говорить пока невозможно.
Но на сегодняшний день Иран сохранил свое влияние и продолжает оказывать воздействие на различные внутритаджикские политические силы в целом, что, в свою очередь, подтверждает, что Тегеран не собирается полностью отказываться от попыток отстаивать и реализовывать свои интересы и далее в этом регионе.
В настоящее время, Иран сохраняет влияние в Афганистане, благодаря его активному сотрудничеству и поддержкой таджикских и хазарейских лидеров, движений и организаций Афганистана (для опосредованного присутствия в стране влияние на процессы в социально-политической и военной сфере и для нейтрализации возможной угрозы со стороны США себе).
Помимо своей активной деятельности в разведывательной и дипломатической сфере в политических и военных кругах Афганистана, активно занимается вопросами по сбору сведений о возможном использовании территории страны в военных и разведывательных акциях США против Ирана.
Политика Индии в отношении Афганистана.Индия является одним из крупнейших доноров Афганистана и стремится занять соразмерное своим инвестициям положение в Кабуле. Тем более, что Афганистан является «воротами» в богатую энергоресурсами Центральную Азию. Индия заинтересована в стабилизации положения в Афганистане и снижении влияния Пакистана на афганскую ситуацию.
Индия занимает сегодня шестое место по объему инвестиций в экономику Афганистана (это составляет $2,1 млрд.). В настоящее время в Афганистане находится почти несколько тысяч граждан Индии, главным образом, охранников и специалистов, участвующих в различных проектах по восстановлению Афганистана (подготовка афганских полицейских, помощь в области образования, здравоохранения, энергетики и сфере телекоммуникаций). Открыты и успешно работают, помимо посольства в Кабуле, 4 индийских консульства в Герате, Мазари-Шарифе, Джелалабаде и Кандагаре. [14]
Индия участвует в проектах по реконструкции дамбы в провинции Герат и в 2011 году планирует закончить строительство нового здания афганского парламента.
В целом, Индия избрала линию на применение в Афганистане «мягкой силы» и вправе надеяться на успех. Общественное мнение в отношении Индии в Афганистане благоприятно, индийская продукция активно завоевывает местный рынок, а теле- и киноиндустрия популярны среди афганского населения.
Правительство Индии частично финансировало развитие морского порта Чабахар в Иране, а в 2008 году было завершено восстановление дороги Диларам-Зарандж на границе с Ираном, которая обеспечивает дополнительный выход к морю через Иран. Таким образом, был создан альтернативный – в обход Пакистана – путь поставки товаров в Афганистан.
В стратегических интересах Индии стабилизация Афганистана и укрепление центральной власти в Кабуле, так как это обещает снизить террористическую угрозу в регионе. Ведь Афганистан времен Талибана был прибежищем для экстремистов и террористов, и многие тренировочные базы располагались на территории этой страны. Сейчас в Афганистане выпускники пакистанских медресе сдают «выпускные экзамены», воюя с силами НАТО. В Нью-Дели отдают себе отчет в том, что еще один радикальный режим в Кабуле может экспортировать свою идеологию, что дестабилизирует весь регион, включая страны Центральной Азии, и, тем самым, становясь союзником Пакистана, который не оставляет планов нанести удар по Кашмиру.
Исламисты пытаются помешать укреплению индийских политических позиций в Кабуле. Действующие дипломатические миссии Индии постоянно получают угрозы со стороны талибов и других экстремистских организаций, действующих на территории Афганистана. В 2008 году террористом-смертником было совершенно нападение на посольство Индии в Афганистане, в результате чего погибло более 40 человек, а в конце 2008 года теракт произошел уже на территории Индии. Тогда Индия и Пакистан практически оказались на пороге новой войны. В ноябре 2008 года в индийском городе Мумбаи произошел один из крупнейших терактов с момента атаки на парламент Дели в 2001 году. Удар был нанесен по самому богатому и густонаселенному городу Индии. Исламистские террористические группировки в Пакистане увидели тогда свой шанс – обострить отношения между двумя странами региона и, может быть, даже спровоцировать настоящую войну между Дели и Исламабадом.
Все указывает на то, что именно радикальная организация Лашкаре-Таиба осуществила террористический акт в Мумбаи, который, как казалось, мог поставить Индию и Пакистан на грань войны. Этот теракт объективно сыграл на руку движению Талибан и «Аль-Каиде», так как внезапно обострившаяся ситуация сразу же привела к переброске пакистанской армии с северо-западного (талибского) направления на границу с Индией, в чем и были заинтересованы различные террористические группы.
Однако расчет экстремистов не оправдался. Война не началась, как вследствие сильнейшего нажима США на Дели и Исламабад, так и, видимо, ввиду осознания правящими кругами Индии и Пакистана возможных последствий полномасштабного вооруженного конфликта. Не стоит забывать, что Индия и Пакистан десятилетиями находятся в состоянии «тлеющего конфликта» и любое обострение ситуации, такое, как, например, новая провокация экстремистов, способно привести к новому противостоянию.
Как региональный игрок Ближнего Востока и Центральной Азии определенные интересы в Афганистане преследует и Турция.Турция, являющаяся единственным мусульманским государством в НАТО и кандидатом в члены Евросоюза, имеет глубинные, стратегические цели на Ближнем Востоке, в регионе Центральной и Южной Азии. Эти цели Анкара стремится реализовать, прежде всего, методами беспрецедентно сильной и активной дипломатии, играя посредническую роль в наиболее важных международных вопросах — начиная с афгано-пакистанской проблемы и заканчивая ядерной программой Ирана и мирным урегулированием палестино-израильского конфликта.
После падения режима талибов, турецкая организация по оказанию помощи (TIK) всерьез занялась строительством школ в Афганистане. Афганско-турецкие лицеи, финансирующиеся Анкарой и находящиеся под «полным образовательным патронатом» турецких властей, являются лучшими учебными заведениями Афганистана, которые ежегодно готовят перспективных выпускников, а также «способствуют достижению Афганистаном значительных успехов в мировом научном соперничестве».
В области культурного сотрудничества можно упомянуть недавно созданный «Культурный Фонд Турции» в Кабуле. Считается, что этот Фонд, подобно Институту Гете, способствует развитию культурных отношений между двумя странами. У Турции также имеется план создания еще одного культурного центра в Балхе, по программе которого можно будет ежегодно приглашать афганских исследователей и политиков в Турцию.
Следует напомнить, что наряду с сотрудничеством в гражданских областях, развивается также военное партнерство между турецкой и афганской армиями.
По оценкам афганских экспертов, в последние годы Турция оказала значительную помощь в восстановлении Афганистана, тем самым, сыграв в этой стране наиболее выдающуюся роль, по сравнению с другими государствами мира. Очевидно, что активная дипломатия на афганском направлении также является частью нового внешнеполитического курса Анкары.
Определенное отношение к ситуации в Афганистане имеет и Саудовская Аравия.Пристальное внимание Саудовской Аравии к событиям вне ее границ, а также стремление вмешаться руками международного терроризма в дела других государств – явление не новое. Впервые данный механизм был, надо признать, с успехом, опробован в Афганистане в 80-е годы прошлого столетия. Саудовские спецслужбы, фонды, а также ряд бизнесменов в частном порядке осуществляли финансирование отрядов моджахедов, сражавшихся с советскими войсками и союзными с ними армией Демократической Республики Афганистан. Отправлялись туда и саудовские добровольцы, одним из которых стал небезызвестный Усама бен Ладен. В настоящее время в Афганистан по-прежнему направляются денежные потоки из королевства, но эта помощь в основном идет в соседний с Афганистаном Пакистан, и именно через Пакистан саудовские деньги реализуются и поступают в Афганистан виде подготовленных боевиков. Согласно опубликованным сайтом WikiLeaks в мае 2011 года депешам Госдепартамента Соединенных Штатов, только в Пенджаб, самый густонаселенный штат Пакистана, из Саудовской Аравии ежегодно переводится 100 миллионов долларов. Более того, финансовые операции, как правило, проводятся через «миссионерские» и «благотворительные» фонды, которые получают прямую поддержку со стороны правительства КСА. После данного разоблачения представитель Министерства иностранных дел Саудовской Аравии Усама Нугали, сделал примечательное заявление, назвав депеши американского Госдепа «сомнительными источниками». [15]
Между тем, внимание саудовских «жертвователей» к Пакистану и Афганистану, по словам Клинтон, угрожает войсками антиталибовской коалиции, а также стабильности этих стран. Однако каких-либо серьезных действий, способных «остановить» эти финансовые потоки, ни США, ни их союзниками не предпринимается.
Военно-политическая обстановка в Исламской Республике Афганистан. В настоящее время, несмотря на разгром основных сил Талибана, военно-политическая обстановка в стране остается не разрешенной и имеет тенденцию перейти в сложное состояние.
По истечению 13 лет, военный контингент США и Великобритании официально завершил операции на территории Афганистана.
В результате войны в Афганистане, по различным оценкам, за последние два десятилетия погибло более 2 миллионов человек, а число беженцев превысило 5 миллионов, которые нашли убежище в Пакистане, Иране и других сопредельных странах. В ходе войны полностью разрушена инфраструктура страны, вследствие чего Афганистан превратился в одно из самых бедных государств мира
В ходе церемонии завершения миссии 26 октября на военной базе в провинции Гильменд, британские и американские флаги были в последний раз спущены и свернуты перед штабом международного контингента, а сама база передана под контроль сил национальной безопасности страны.
Согласно официальным данным, вместо контингента Международных сил по обеспечению безопасности в Афганистане (МССБ/ISAF), максимальный размер которого составлял 139 тысяч человек, в начале 2015 года в стране будет размещено около 12 тысяч человек. Миссия будет в основном не боевой – американские и натовские военнослужащие смогут обороняться, но не будут вовлекаться в боевые действия вместе с афганскими силами безопасности.
Кроме того, миссия «Решительная поддержка» займется обучением афганских военных и полицейских, которым предстоит полностью взять на себя обеспечение безопасности в стране.
Наряду с этим, в Афганистане остается полный комплект средств того, что есть в арсенале разведывательных служб США, как по линии ЦРУ, так и по линии РУМО (Разведывательное Управление Минобороны США). Это и средства космической и радиоэлектронной разведки, и беспилотники, и сеть налаженной агентурной разведки. С помощью средств радиоэлектронной разведки американцы, смогут активно продолжать вести «прослушку» таких соседних стран как Иран, Пакистан, стран Центральной Азии и даже западных областей Китая. [16]
Вооруженные силы НАТО начали военную операцию в Афганистане в 2001 году, почти сразу после событий 11 сентября в США. Поначалу боевые действия сводились к воздушным бомбардировкам, в которых США активно помогала Великобритания.
К концу ноября 2001 года под контролем радикального движения Талибан оставался только один крупный город – Кандагар, однако вскоре пал и он. Для поддержания безопасности в Афганистане была развернута военная миссия ISAF из представителей 39 стран – как членов НАТО, так и не входящих в Альянс.
За весь период пребывания контингента стран НАТО в Афганистане, было проведено несколько крупных военных операций таких как:
Операция «Анаконда» в 2002 году, Мангуст – 2003 году, «Медуза» 2006 год, «Горная ярость» (2006 —2007), «Орёл» 2009 год, военная операция «Ханджар» 2009 год, и самая крупная наступательная операция ISAF с 2001 года, военная операция «Моштарак» (2010) и т.д.
При этом следует отметить, что в период развития военно-политической обстановки в 2003-2005 годах, движение Талибан сумело восстановить и перегруппировать свои силы, и с этого момента начался новый этап афганской кампании с активным внедрением повстанческой войны (ведение боевых действий малой и средней интенсивности) и подрывной деятельности против присутствующего иностранного контингента. 14 февраля 2006 года Талибами было даже объявлено о создании и восстановлении независимого исламского государства Вазиристан. Очень быстро в среде радикально настроенного населения этой территории, была приведена в жизнь идеология Джихада против Неверных. Таким образом, Талибан окончательно установил в Вазиристане надёжный плацдарм для подготовки международных террористов-боевиков и террористов-смертников, сделав данную территорию учебно-идеологическим подготовительным центром Джихада.
Летом 2011 года стартовал официальный процесс постепенного вывода американских сил из Афганистана. Тем не менее, столкновения между Афганской национальной армией и боевиками продолжаются до сих пор.
Последние базы США и Великобритании – Camp Bastion и Camp Leatherneck – осенью 2014 года были переданы под контроль афганских сил безопасности.
За все время операции МССБ потеряли в Афганистане 2125 американских военных, 453 британца и еще 633 погибших пришлось на остальные страны.
Тринадцати лет не хватило и для решения проблемы межэтнических конфликтов, искоренения коррупции и производства наркотиков. Следует отметить, что с появлением в Афганистане МССБ производство и распространение наркотических веществ и вовсе превысило все мыслимые и немыслимые пределы. Так, по данным ФСКН России, ежегодно из Афганистана в страны Европейского союза поступает 711 тонн опиума, в Россию – 549 тонн, США и Канаду – 22 тонны. Производство наркотиков по сравнению с 2001 годом возросло в 40 раз, и сегодня на эту страну приходится 95 процентов мирового производства героина. Фактически благодаря стараниям ISAF во главе с американцами, Афганистан стал «опиумным монополистом». [17]
На сегодня, помимо активизаций своих действий в различных частях страны, в особенности на юге, талибы активизировали уже свои действия и в северных провинциях страны, которые граничат со странами Центрально-Азиатского региона СНГ. Например, в провинции Кундуз, которая граничит с Таджикистаном, происходят постоянные столкновения с ними, боевики отдельными группами пытаются проникнуть и в соседние северные провинции в Балх и Фаряб. В провинции Мазари-Шариф армейские американские части постепенно заменяются на спецназ, который должен быть размещен на военной базе на постоянной основе, однако этот процесс еще далек от завершения. От Кундуза до провинции Балх, которая граничит уже с Узбекистаном – рукой подать. Напротив расположен узбекский город Термез, однако он достаточно укреплен и туда стягиваются узбекские войска. Кроме того, река Амударья является серьезным препятствием и узбекский участок границы невелик и находится в тактическом плане выше уровня афганской территории, что также придает определенные преимущества в контроле над обстановкой по приграничным районам Афганистана. Однако существенно то, что если боевики дойдут от Кундуза до Балха, север Афганистана будет полностью отрезан от остальной страны – они соединятся с силами, которые они сосредоточили в провинции Фарьяб. По данным афганских властей, число боевиков в Фарьябе достигает уже двух тысяч. События там развиваются значительно быстрее, чем можно было предположить.
Руководство Узбекистана и силовые ведомства страны демонстрируют полную готовность и решимость воевать с любым противником, который попытается дестабилизировать республику. В соседнем Туркменистане ситуация воспринимается не столь тревожно. Его граница укрепляется, проводятся переподготовка личного состава и сборы резервистов, однако военно-политическое руководство страны и вооруженные силы не имеют того практического опыта ведения военных действий против исламистов, который есть у Ташкента. Во времена туркменбаши афгано-туркменская граница была наиболее спокойной, С. Ниязов де-факто заключил с талибами пакт о ненападении. Не исключено, что его преемник полагается на такой же вариант развития событий, в настоящее время практически исключенный.
Тем не менее, активные действия Талибан в северных провинциях страны может остановить еще один трансграничный проект: железная дорога Туркменистан – Афганистан – Таджикистан. Она необходима Китаю, однако пока все ограничено проектными работами.
К активным действиям Талибан следует также добавить сделанное заявление генерального секретаря ОДКБ Николая Бордюжи о присутствии на территории Афганистана боевиков террористической организации «Исламское государство». В недавнем своем интервью глава ОДКБ заявил, что в лагерях в районе афгано-пакистанской границы ведётся подготовка боевиков, которых в дальнейшем отправляют в Сирию и Ирак, страны, частично находящиеся под контролем ИГ, на боевую стажировку.
Генеральный секретарь ОДКБ Н. Бордюжа выразил опасения в связи с полученной информацией о том, что среди исламистов, проходящих подготовку в подобных лагерях, есть и выходцы из стран ОДКБ, готовые участвовать в том числе и в дестабилизации обстановки у себя на родине в случае получения соответствующих распоряжений. [18]
Еще одной проблемой обострения ситуации в стране являются возникшие разногласия из-за результатов проведенных в 2014 году президентских выборов в Афганистане, которые длились несколько недель и сопровождались массовыми протестами по поводу обнаруженных в ходе их нарушений, целью которых было не допустить победы сторонника реформ Абдуллы Абдуллы. Этот кандидат, служивший ранее в рядах афганских моджахедов, проявил изрядное упорство, поэтому в конечном итоге все закончилось призывом населения к соблюдению спокойствия, а стороны конфликта решили начать переговоры, которые закончились созданием коалиции. Новым президентом страны стал Ашраф Гани Ахмадзай, а согласно договоренности о создании правительства национального единства, его конкурент на выборах Абдулла Абдулла занял пост исполнительного главы с полномочиями премьер-министра и возглавил совет министров.
Нынешний президент страны Ашраф Гани Ахмадзай более близок к Соединенным Штатам, чем его главный соперник Абдулла Абдулла. Данное обстоятельство облегчило подписание соглашения о безопасности, которое так продвигали американцы. С другой стороны, Абдулла Абдулла, принявший участие в избирательной кампании под лозунгами реформ, не пользовался большой поддержкой США ввиду отсутствия у него четкой программы действий и не был желательной кандидатурой для Вашингтона. В конце концов, при посредничестве госсекретаря США Джона Керри между двумя кандидатами были проведены переговоры, результатом которых стало принятие решения о разделе власти в стране. Тем не менее, в стране хоть и сформирована политическая коалиция, однако в дальнейшем могут возникнуть серьезные проблемы в процессе ее функционирования. Это, в свою очередь, связано, с определенной политической направленностью каждого представителя. А с учетом анализа афганских политических реалий и соотношение сил в парламенте еще не один раз изменится. А это, в свою очередь, дает основания прогнозировать возникновение серьезных противоречий между различными политическими силами, что вряд ли будет способствовать усилиям коалиционного правительства по стабилизации военно-политической обстановки в стране. При таком развитии ситуации американская концепция развития демократии в кабульских условиях уже не может быть реализована.
В этой связи, военно-политическая обстановка в Исламском Республике Афганистан в последующем возможно будет развиваться в следующих направлениях, которые будут создавать определенные проблемы, риски и угрозы для стран СНГ и Российской Федерации в целом, а именно:
- Сохранение Исламского Государства Афганистан в качестве основной базы подготовки террористов, в том числе взаимодействующих с террористическими и экстремистскими организациями региона Ближнего и Среднего Востока, имеющими своей целью дестабилизацию ситуации в Центрально-Азиатском регионе СНГ, свержение действующих политических режимов и приход к власти исламских фундаменталистов. При этом политическая нестабильность в Афганистане и неконтролируемость значительной части его территории со стороны центрального правительства создают благоприятные условия для подготовки в стране террористических групп, представляющих реальную угрозу военно-политической стабильности в центрально-азиатских государствах.
- Сохранение Афганиcтана в качестве основной базы по производству опия-сырца и главного поставщика наркотических средств на мировые рынки транзитом через государства Центральной Азии. Военная операция США не нарушила структуру незаконного производства и транзита наркотических веществ. В этом отношении Таджикистан стал главной перевалочной базой, а далее транспортировка проходит через Кыргызстан и Узбекистан в Казахстан и Россию. О росте незаконного производства наркотических веществ и их транспортировки через страны Центральной Азии постоянно высказываются политические руководители всех государств этого региона.
- Сохранение США и НАТО в Афганистане под предлогом борьбы с терроризмом ударного плацдарма, позволяющего при необходимости развернуть мощную группировку войск на южных рубежах СНГ. Судя по тому, как ведется война в Афганистане, можно отметить, что главная цель США и НАТО состоит в том, чтобы установить свой контроль над всей Центральной Азией и блокировать проникновение России и Китая в регион.
- Размещение значительных военных сил США на севере страны и в частности районе города Мазари-Шариф афганской провинции Балх, создает угрозу активизации военных действий вблизи границ СНГ (Туркмения, Узбекистан, Таджикистан). Причем на стороне движения «Талибан» могут выступить этнические боевые группировки, тесно связанные с исламскими фундаменталистами Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.
Таким образом, характер развития военно-политической ситуации в Афганистане позволяет сделать выводы о том, что вероятность возникновения в дальнейшем развитии политического кризиса в этой стране чрезвычайно высока, а в условиях военно-политической нестабильности это может привести к серьезным негативными последствиям. Афганская военно-политическая проблема далека от своего разрешения, и сохраняется реальная опасность ее перехода в кризисное состояние, которое затем, непосредственно, отразится на состоянии всей военно-политической безопасности государств Центрально-Азиатского региона СНГ.
Колесова Е.Д.
Ссылки на источники
- Снесарев А.Е. Афганские уроки: Выводы для будущего в свете идейного наследия А.Е. Снесарев. – М.: Военный университет, Русский путь, 2003. С. 22
- Иран находится на стадии разработки ядерного оружия. Прим. автора
- Снесарев А.Е. Афганские уроки: Выводы для будущего в свете идейного наследия А.Е. Снесарев. – М.: Военный университет, Русский путь, 2003. С. 27
- Ганиев Т.А., Анализ прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Республика Афганистан. М.:ВУ 2004.С. 127
- https://ru.wikipedia.org/wiki/
- Снесарев А.Е. Афганистан. – М.: Русская панорама, 2002. С. 93
- Онищук С.М., Шанхайская организация сотрудничества как международная организация нового типа: становление и развитие монография, М.: ВУ, 2010. С. 35
- СЕНТО (англ. The Central Treaty Organization) – Организация Центрального Договора, в 1955–1958 годах также часто использовалось название Багдадский пакт (Багдадский договор), военно-политическая группировка на Ближнем и Среднем Востоке, созданная по инициативе Великобритании, США, а также Турции, и существовавшая в 1955–1979 годах.
- Ганиев Т.А. Монография: Проблемы региональной безопасности и стабильности Центрально-Азиатского региона СНГ. М.ВУ – 2013. С. 94
- Ганиев Т.А., Анализ прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Республика Афганистан. М.:ВУ 2008. С. 126
- Москаленко В.Н., Пакистан и Афганистан: смена курса. Афганистан в начале XXI века. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. Сборник статей. М., 2004. С. 125-141
- Ганиев Т.А., Бондарь С.М., Чернета О.Г., Толмачев С.Г. «Специальное страноведение. Исламская Республика Иран». Учебник. М.ВУ – 2014. С. 456
- Ганиев Т.А., Бондарь С.М., Толмачев С.Г. «Анализ и прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Исламская Республика Иран». Учебник. М.ВУ – 2011. С. 340
- Пакистани Индия в борьбе за Афганистан http://forum.glavred.info/viewtopic.php? f=1&start=30&t=14965&view= print
- http://www.iran.ru/news/analytics/85914/
- Ганиев Т.А., Бондарь С.М., Чернета О.Г., Толмачев С.Г. «Специальное страноведение. Исламская Республика Иран». Учебник. М.ВУ – 2014. С. 466
- Военно-политическая аналитика Интернет-журнал http://vpoanalytics.com/2014/10/28/ afganistan - trinadcat -let- nasiliya/
- Генсек ОДКБ заявил о присутствии боевиков «Исламского государства» в Афганистане http://afghanistan.ru/doc/79324.html
Список источников
- Арунова М.Р., ШОС и Афганская проблема. М., 2012 г.
- Афганистан и Пакистан: современное состояние и перспективы развития (по материалам рабочего совещания, состоявшегося в Центре изучения стран Ближнего и Среднего Востока ИВ РАН 2 апреля 2012 г.). Научное издание. М., 2012 г.
- Афганистан после 2014 г.: вероятные сценарии развития региональной обстановки и стратегия России. Сборник докладов. М.: РИСИ, 2013.
- Ближний Восток и современность. Сборник статей. М., 2011 г.
- Ганиев Т.А., Анализ прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Республика Афганистан. М.:ВУ, 2004 г.
- Ганиев Т.А., Анализ прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Республика Афганистан. М.:ВУ, 2008 г.
- Ганиев Т.А., Бондарь С.М., Толмачев С.Г. «Анализ и прогнозирование военно-политической обстановки в зарубежных странах. Исламская Республика Иран». Учебник. М.ВУ – 2011.
- Ганиев Т.А., Бондарь С.М., Чернета О.Г., Толмачев С.Г. «Специальное страноведение. Исламская Республика Иран». Учебник. М.ВУ – 2014.
- Ганиев Т.А. Монография: Проблемы региональной безопасности и стабильности Центрально-Азиатского региона СНГ. М.:ВУ, 2013 г.
- Москаленко В.Н., Пакистан и Афганистан: смена курса. Афганистан в начале XXI века. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. Сборник статей. М., 2004 г.
- Онищук С.М., Шанхайская организация сотрудничества как международная организация нового типа: становление и развитие - М.: ВУ, 2010 г.
- Снесарев А.Е., Афганские уроки: Выводы для будущего в свете идейного наследия А.Е. Снесарев. – М.: Военный университет, Русский путь, 2003 г.
- Снесарев А.Е. Афганистан. – М.: Русская панорама, 2002. С. 93
- Слинкин М.М., Слинкин М.Ф. Страноведение Афганистана. – М.: ВУ, 2011.
- Социум в условиях глобальной и региональной нестабильности. Сборник статей М.: Военный университет, 2014.
- Пакистан и Индия в борьбе за Афганистан http://forum.glavred.info/ viewtopic.php? f=1&start = 30&t=14965&view= print
- Военно-политическая аналитика Интернет-журнал http://vpoanalytics.com /2014/10/28/ afganistan - trinadcat -let- nasiliya/
- http://www.iran.ru/news/analytics/85914/
- Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
- 21-06-2021В Башкирии участились попытки вербовки молодежи экстремистами
- 07-06-2021Город крылатых ракет
- 24-05-2021Американские технологические компании пересматривают отношения с армией США
- 18-05-2021Программы НАТО по информационной и кибербезопасности
- 11-05-2021Немецкие генералы в советском плену
- 29-05-2012Наркотики на службе Третьего Рейха
- 12-09-2010Многие эксперты считают танк Меркава лучшим основным боевым танком в мире
- 12-09-2010Министр обороны ФРГ представил проект масштабной реформы вооруженных сил
- 21-04-2001К вопросу о войне в четвертой сфере
- 11-10-2010Иран вооружился экранопланами