Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
Analysis of the current situation in Yemen. The main problematic aspects
Material posted: Publication date: 11-11-2019
Currently, we can witness the successive disintegration of Yemen. We can say that this problem does not receive enough international attention, when compared with parallel developments in Syria that have public resonance.

The current political and economic situation in Yemen is associated with prolonged warfare inside the country between the warring parties as: Saudi Arabia (headed by the "Arab coalition") and the military movement of Muslims Shiite, called "Ansar Allah or the Houthis". At the moment, on behalf of the "Arab coalition" are countries such as Saudi Arabia, Bahrain, Kuwait and the United Arab Emirates (hereinafter – UAE). The object of the conflict is the arrival of certain political elite to power at the head of the Yemeni state.

First of all, you need to define the goals of each party. One of the main positions in this regional conflict is "Ansar Allah". The primary purpose of the "Ansar Allah" is the elimination of religious discrimination. Some time later there were other goals: the allocation of Northern Yemen as a separate region, if not will be created the coalition government; the sending of the current government to resign and create a new, which the Houthis will have an equal chance of representation; the cessation of military operations "Arab coalition".

The second Central figure in the Kingdom of Saudi Arabia (hereinafter  KSA), which heads the "Arab coalition" with an independent foreign policy of military intervention in the Yemeni Republic to prevent the coup and subsequent takeover by the Houthis. Assume that the following grounds are the cornerstone in determining the motives of the KSA in Yemen: the struggle to spread Islam Shia interpretation to the border with KSA government; rivalry with Iran for expansion of religious and political superiority of the co-religionists of the Sunni in the Republic of Yemen; taking into consideration the fact that the oil reserves Yemen runs out, it does not preclude the discovery of new deposits that will be used in favor of the national interests of the KSA.

Of course, in the current situation, there are other political actors that influence the situation in Yemen. Significant weight in this conflict becomes the Islamic Republic of Iran (hereinafter  IRI). The Houthis and the Iranian population profess the same branch of Islam. In this regard, Iran is committed to provide humanitarian support to Yemen, particularly their co-religionists of the Shia. In turn, Iran also seeks to prevent further expansion of the KSA in Yemen, as is the struggle for dominance in the region. This position IRI is carried out exclusively by diplomatic means, through appeals to the UN to actively respond to what is happening in the Republic of Yemen events [1]. Especially focusing on how negative the influence of KSA destabilizing situation in the country.

In turn, the totality of terrorist organizations operating in Yemen: AQAP (al-Qaeda in the Arabian Peninsula) and ISIS (Islamic State) contribute to the expansion of the state and the ruin of its resources. It is necessary to stress that Yemen is in eighth place on the global terrorism index [2]. This indicator reflects the level of terrorist activity in the country. On this basis, we can talk about really large scale of the activities of these terrorist groups in Yemen.

The goal of AQAP and ISIS as transparent as possible. In connection with the situation in the country, terrorists are actively ruining the local population, holding it in fear that contributes to the personal enrichment of the data groups. We can assume that the object of their activities is to further extend its influence across the country to gain full access to the oil fields and subsequent sale of oil abroad.

Its role in the current conflict and the United States play, the maximum veiling their presence in Yemen. The US provides logistical support to the KSA. Moreover, KSA is the main partner of the USA in the field of public procurement of weapons and equipment of American manufacture. The United States have a number of objectives in respect of the Republic of Yemen:

  • first, the establishment of a puppet government under the Pro-Western President who will be beneficial to the United States from the diplomatic point of view;
  • second, the continuation of the conflict in Yemen urges KSA to increase the number of arms purchases, thus increasing the cash inflow to the us Treasury;
  • thirdly, the further destabilization of the situation in the region is conducive to the expansion of activities of terrorist organizations.

Accordingly, this suggests that even in the case of resolving the current conflict between the KSA and the "Ansar Allah", there will be a new threat in the face of terrorist groups that threaten not only Yemen, but also the border to the States. In other words, there is a probability that next to Yemen countries (Sudan, Eritrea, Somalia, Oman, etc.) will be under the threat of a new wave of terror. Therefore, the aforesaid state will actively seek funds to combat AQAP and ISIS, which will give US the opportunity to sell weapons and equipment in large quantities, since there will be new partners in the sphere of military-technical cooperation in the face of these States. As the objective is not excluded the possibility of the presence of U.S. military forces on the territory of these countries in order to "assist" in confronting terrorist organizations, according to the expanding military influence of the United States in the Arabian Peninsula and East Africa.

Returning to the root cause of the conflict, it is worth noting that the KSA supports the current President of Yemen Mansour Hadi, which, in turn, legitimate authority from the point of view of the UN security Council [3], but has modest support among the population of Yemen. At the moment he is in exile, living in Riyadh. You should also consider the fact that Yemen has the land border with only two countries: Oman and Saudi Arabia. Oman in this conflict adheres to neutrality and does not interfere in the events, even under the auspices of the "Arab coalition". Thus, Yemen was in a position where the state de facto ceased to lead the President, and the country was divided into two parts from the point of view of administrative management: controlled by the Houthis and running the "Arab coalition", speaking on behalf of the government forces.

The current circumstances has a negative impact on the output of the Yemen humanitarian crisis, increasing tensions in the region.

The geographical position of the country influences the militaristic opposition to the forces operating in the Yemen to their advantage. Given the spatial location, KSA as a major neighbor of Yemen, freely pursues a policy of active interference in the internal Affairs of that state. This is evidenced by the fact that the presence of troops in KSA most of the territory of Yemen and, accordingly, the active conduct of their hostilities in the region [4].

On the one hand, the KSA authorities are trying to regain power in Yemen in the hands of the former leader, on the other hand, they also are the catalyst of dissent in Yemen. Consequently, their policies of military intervention has no positive trends for Yemen, since such actions further dezintegrarea society and the state as a whole. Based on the above, it can be argued that Yemen will not be able to get out of the humanitarian crisis until, until there is a settlement between the conflicting parties [5].
In any case this will not be enough, because Yemen is one of the poorest countries in the world, so to cope with the shortage of food and medical care is not possible. From this it follows that the UN must put the region under his special control, and on a permanent basis to carry out humanitarian assistance to stabilize the situation in the country.

Along with this, you need to take into account the fact that in political terms, the Houthis have long to exercise control of Northern Yemen, even under constant military intervention KSA. This suggests that, assuming a complete displacement of the Saudis, "Ansar Allah", by and large, able to run the country. Wrote A. A. Svechin, Russian and Soviet military leader: "the Power of the state class is necessary not only to fight within the state for the conduct of certain programs, ie, to define its interests in domestic policy but also to defend its interests in relations with other States, i.e., conduct foreign policy" [6]. In this situation, the Houthis are the dominant class in Yemen, conducting its own independent domestic policy; protecting yourself not only in your region but ready to take decisive action, striking at vital enemy targets.

In turn, an important role in resolving the conflict in the South of the Arabian Peninsula should play the ban the CSA to intervene in the internal politics of Yemen. This condition is of paramount importance, since the state wants to return sovereignty must control everything that happens in its territory.

Currently, the Yemeni government has full control of the country, allowing to free from the external pressure the internal politics. Most likely, solely in the case of the monitoring of the UN for the withdrawal of Arab forces from Yemen, we can talk about resolving internal problems and further development of the country.

Jean Bodin, the famous French politician and philosopher, in his book, he wrote: "Sovereignty is the most Supreme, absolute, and perpetual power over the citizens and filed in the state" [7]. Without this feature, the state as a political institution, ceases to exist. This means that Yemen is in a situation of political and economic decline, in the near future may split into two honor, forming North and South Yemen.

The reference point, which is repelled by the CSA in the conduct of military operations is that, the KSA authorities believe Mansour Hadi legitimate President of Yemen, as well as the UN [3]. However, we must take into account the fact that the question of legitimacy does not depend on foreign analysts, and from the people residing in Yemen. The Houthis more than a third of the total population of the country, therefore, you can come to the conclusion that maloveroyatno victory Mansur Hadi, in democratic elections of the President in case of their conduct. For this reason, you should conduct a formal impeachment of the head of state, as the current President does not control the situation in the country does not enjoy the support of the population, and the fact that he spent several years in exile speaks of his failure as leader of Yemen.

The CSA was not able to strengthen its position in Yemen through military operations, annually wasting billions of dollars on their funding. Such actions of the KSA as aggravated its relationship with the paramilitary group "Ansar Allah", thereby jeopardizing the economic well-being of the Kingdom. Since oil is the main source of income of Saudi Arabia, the opposing side was targeting the oil fields, which on 14 September 2019 made the attack with 10 drones, showing that their determination in defending their own rights, as well as saying that it was a response to the destructive actions of the Kingdom [8]. It is worth noting that in previous years mirrored the Houthis responded to the actions of the invaders, but this time completely different from the others in its scope. The continuation of such military operations will lead to further escalation of the conflict.

The current conflict showed the divisiveness of the KSA in relation to the deep involvement of Iran in the present crisis. All statements about the involvement of Iran in the Yemen conflict does not have any supported evidence. Iran is actually a false "adverse" political actor, required the CSA to justify their failures relating to the conduct of hostilities in Yemen. In turn, Iran denies willingness to help their fellow Shiites. Iran actually supported the "Ansar Allah", but now we are talking about diplomatic support and promote a peaceful settlement of the Yemen conflict.

Senior researcher, Institute of Oriental studies, expert of the Valdai club, Sergei Serebrov wrote the following: "If to speak about the role of Iran, it remains a phantom participant in the Yemeni crisis and it is only a bugbear used to justify their policy of Riyadh in Yemen" [9]. In fact, one can argue about bespechnosti Iran in exacerbating the current situation in Yemen, as the reverse has not been proven, and on the international stage Iran is calling for diplomatic solution to the problem, that is, the cessation of hostilities and the negotiation for the establishment of a legitimate government in the state. In other words, Iran in contrast to Saudi Arabia, is the political subject that is really trying to help end the fighting in Yemen, not only through diplomatic means, but also through the humanitarian support Yemen's population, without using military force.

In the case of AQAP and ISIS can firmly say that these terrorist groups have reached the peak of its prosperity, is actively expanding its activities in Yemen. In turn, you need to understand that at the moment, for US main objective is the fight against the movement "Ansar Allah", which the US believes is the main distributor of Iranian influence, therefore, we can assume that the main priority of the United States in this conflict is not the destruction of "al-Qaeda in the Arabian Peninsula", and the elimination of the Shiite rebels, against which the UAE and the USA according to the Associated Press (AP), international information Agency, which is one of the largest in the world, dealing with AQAP, paying fighters money those agreeing to retreat from the occupied territories [10].
The response of the Arab coalition was forced to wait, her spokesman, Colonel of the armed forces of Saudi Arabia Turki al-Malki said about the falsity of the information [11]. In other words, if the material support is banned in many countries of the world terrorist organizations is still not implemented, it does not change the fact that AQAP has a huge impact on Yemen. Consequently, we can conclude: terrorism in Yemen will prosper further, while the US and its Arab allies will be at war against the indigenous population of Yemen, in the face of the Houthis, and not terrorist organizations.

Predicting the future set of circumstances, it can be argued that further escalation of the conflict would benefit only the United States and terrorist organizations, contributing to their further enrichment. The relations of Iran and KSA changes for the worse, which would entail the appearance of a conflict of global proportions between the two oil powers. Relative to the Huthis we can assume two versions of events:

  1. A diplomatic settlement of the conflict, giving the "Ansar Allah" substantial representation in the government of Yemen;
  2. The emergence of such States as North Yemen, which is fully controlled by the Houthis.

It should be noted the importance of the qualitative transformation on the issue of humanitarian support for Yemen. UN moves simultaneously in the direction of de-escalation, and escalation, as, on the one hand, the UN has been active in the direction of the food and other aid to residents of the Republic of Yemen, on the other hand, it does not stop the diplomatic support of military action Arab coalition led by Saudi Arabia continues to destroy the state, reduce the quality of life of the Yemeni population, and also to financially contribute to the dissemination and enrichment of members of the "al-Qaeda".

Also important is the establishment of the real scope of activities of Iran with respect to their co-religionists. All boils down to the fact that at the moment Iran has an active humanitarian and diplomatic support to the Yemeni Houthis, and all statements of Saudi Arabia and the United States on arms and military equipment, without any evidence, are a kind of provocation, destabilizing already explosive situation in the region.

Summing up, it is necessary to emphasize the fundamental importance of the fact that in the agenda the situation in Yemen has no proper review in the international arena. Meanwhile, the Houthis have found a way out of the current circumstances, imposing to the world the evidence of that if not to pay attention to the current situation in the Republic of Yemen, the "Ansar Allah" is ready to act to the best of their opportunities to prove it on the example of the resistance to all acts of aggression their "enemies" in the past few years. "Ansar Allah", by his purpose, oil field, causing damage not only to the economy of the KSA, but the whole world. For this reason, from their point of view will have to reckon not only KSA and the UN.


Sources

  1. Iran presented to the United Nations plan for the settlement of the conflict in Yemen. 17.04.2015. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1912801 (date accessed: 26.10.2019).
  2. 2018 global terrorism index. Measuring the impact of terrorism. URL: http://visionofhumanity.org/app/uploads/2018/12/Global-Terrorism-Index-2018.pdf (date accessed: 23.10.2019).
  3. The UN security Council condemned the insurgency in Yemen and supported the President. 22.03.2015. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1847154 (date accessed: 15.10.2019).
  4. Experts told about the confrontation between the coalition and the Houthis in Yemen. 26.03.2019. URL: https://ria.ru/20190326/1552106413.html (date accessed: 26.10.2019).
  5. FAO, IFAD, UNICEF, WFP and who. 2018. The situation in the area of food security and nutrition in the world in 2018. Increasing resilience to climate impacts in order to ensure food security and nutrition. Rome, FAO. URL: http://www.fao.org/3/I9553RU/i9553ru.pdf (date accessed: 30.09.2019).
  6. Svechin A. A. Strategy. M.-L.: Govoriat, 1926. P. 28.
  7. J. Bodin, Les six livres de la République. P.: Librairie générale française, 1993. 607 pp.
  8. Major oil facilities on fire because of the drone attacks in Saudi Arabia. 14.09.2019. URL: https://www.bbc.com/russian/news-49696962 (date accessed: 29.09.2019).
  9. Serebrov, S. N. Yemeni trap. A major geopolitical game with an unpredictable ending. 14.10.2016. URL: https://lenta.ru/articles/2016/10/14/yemen_trap/ (accessed: 29.09.2019).
  10. Yemen: U.S. Allies Spin Deals with al-Qaida in War on Rebels. 06.08.2018. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5434116 (date accessed: 03.10.2019).
  11. Saudi coalition denies "Deal" with terrorists is not negotiated. 07.08.2018. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/08/07/saudovskaya-koaliciya-oprovergaet-sdelki-s-terroristami-ne-zaklyuchaem (date accessed: 16.10.2019).

Katamadze, A. K.


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Анализ текущей ситуации в Йемене. Основные проблемные аспекты
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 11-11-2019
В настоящее время мы являемся очевидцами последовательной дезинтеграции Йемена. Можно говорить, что данная проблема не удостаивается должного внимания мировой общественности, если сравнивать с параллельно происходящими событиями в Сирии, которые имеют общественный резонанс.

Нынешняя политико-экономическая конъюнктура в Йемене связана с продолжительным ведением боевых действий внутри страны между такими противоборствующими сторонами как: Саудовская Аравия (возглавляет «арабскую коалицию») и военизированным движением мусульман шиитского толка под названием «Ансар Аллах» или же «хуситы». На данный момент от лица «арабской коалиции» выступают такие страны как: Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт и Объединённые Арабские Эмираты (далее по тексту – ОАЭ). Предмет же конфликта состоит в приходе определённой политической элиты к власти во главе Йеменского государства.

Прежде всего, нужно определить цели каждой из сторон. Одну из главных позиций в данном региональном конфликте занимает «Ансар Аллах». Первоначальной задачей «Ансар Аллах» являлось устранение религиозной дискриминации. Спустя некоторое время появились и другие цели: выделение севера Йемена как отдельного региона, в случае, если не будет создано коалиционное правительство; отправка нынешнего правительства в отставку и создание нового, в котором хуситы будут иметь равные шансы представительства; прекращение военных операций, проводимых «арабской коалицией».

Второй центральной фигурой является Королевство Саудовская Аравия (далее по тексту  КСА), которая возглавляет «арабскую коалицию», проводящую политику военного вмешательства в Йеменскую Республику в целях предотвращения государственного переворота и дальнейшего захвата власти хуситами. Стоит полагать, что следующие основания являются краеугольным камнем в определении мотивов действий КСА на территории Йемена: противоборство распространению ислама шиитского толкования с приграничным с КСА государством; соперничество с Ираном за религиозную экспансию и политическое первенство единоверцев-суннитов в Йеменской Республике; принимая во внимание тот факт, что нефтяные запасы Йемена иссякают, это не исключает возможности открытия новых месторождений, которые будут использованы в угоду национальным интересам КСА.

Безусловно, в текущем положении дел существуют и другие политические акторы, влияющие на ситуацию в Йемене. Значительный вес в данном конфликте приобретает Исламская Республика Иран (далее по тексту  ИРИ). Хуситы и население ИРИ исповедуют одинаковое ответвление ислама. В связи с этим, ИРИ считает своим долгом оказывать гуманитарную поддержку Йемену, в частности, своим единоверцам-шиитам. В свою очередь, ИРИ также стремится не допустить дальнейшей экспансии КСА на территории Йемена, так как происходит борьба за господство в регионе. Данная позиция ИРИ осуществляется исключительно дипломатическим путём посредством призывов к ООН активно реагировать на происходящие в Йеменской Республике события [1]. Особенно акцентируя внимание на то, насколько негативно влияние КСА, дестабилизирующее ситуацию в стране.

В свою очередь, совокупность террористических организаций, действующих на территории Йемена: АКАП (Аль-Кайда на Аравийском полуострове) и ИГ (Исламское Государство) способствуют разложению государства и разорению его ресурсов. Необходимо подчеркнуть то, что Йемен находится на восьмом месте по глобальному индексу терроризма [2]. Данный показатель свидетельствует об уровне террористической активности в той или иной стране. Исходя из этого, можно говорить о действительно крупных масштабах деятельности данных террористических группировок на территории Йемена.

Цели АКАП и ИГ максимально прозрачны. В связи с обстановкой в стране, террористы активно разоряют местное население, держа его в страхе, что способствует личному обогащению данных группировок. Можно предположить, что предметом их деятельности является дальнейшее распространение своего влияния по всей стране для получения полного доступа к нефтяным месторождениям и последующей продажи нефти за рубеж.

Свою роль в текущем конфликте играют и США, максимально вуалируя при этом своё присутствие в Йемене. США осуществляет материально-техническую поддержку КСА. Более того, КСА является главным партнёром США в сфере госзакупок вооружения и техники американского производства. США имеют ряд целей в отношении Йеменской Республики:

  • во-первых, установление марионеточного правительства, под руководством прозападного президента, который будет выгоден США с дипломатической точки зрения;
  • во-вторых, продолжение конфликта в Йемене побуждает КСА повышать количество закупок вооружения, увеличивая этим приток денежных средств в американскую казну;
  • в-третьих, дальнейшая дестабилизация обстановки в регионе благоприятствует расширению деятельности террористических организаций.

Соответственно, это позволяет говорить о том, что даже в случае урегулирования текущего конфликта между КСА и «Ансар Аллах», возникнет новая угроза в лице террористических группировок, угрожающим уже не только Йемену, но и приграничным к нему государствам. Иными словами, существует вероятность того, что ближайшие к Йемену страны (Судан, Эритрея, Сомали, Оман и т.д.) будут находиться под угрозой новой террористической волны. Следовательно, вышеозначенные государства станут активнее искать средства для борьбы с АКАП и ИГ, что даст США возможность продавать оружие и технику в ещё больших количествах, поскольку появятся новые партнёры в сфере военно-технического сотрудничества в лице данных государств. Равно как и не исключена объективная возможность присутствия военных сил США не территории данных стран в целях «содействия» в противостоянии террористическим организациям, сообразно, расширение военного влияния США на аравийском полуострове, а также в Восточной Африке.

Возвращаясь к первопричине конфликта, сразу стоит отметить, что КСА поддерживает действующего президента Йемена Мансура Хади, являющегося, в свою очередь, легитимным представителем власти с точки зрения СБ ООН [3], но имеющего скромную поддержку среди населения Йемена. В данный момент он находится в изгнании, пребывая в Эр-Рияде. Также надо учитывать тот факт, что Йемен на суше граничит только с двумя государствами: Оманом и Саудовской Аравией. Оман же в данном конфликте придерживается нейтралитета и не вмешивается в происходящие события даже под эгидой «арабской коалиции». Таким образом, Йемен оказался в таком положении, когда данным государством де-факто перестал руководить президент, а территория страны разделилась на две части с точки зрения административного управления: подконтрольная хуситами и под управлением «арабской коалиции», выступающей от лица правительственных сил.

Нынешнее стечение обстоятельств негативно сказывается на выходе Йемена из гуманитарного кризиса, усиливая напряжение в регионе.

Географическое положение страны оказывает влияние на противостояние милитаристским силам, действующим в Йемене в своих интересах. Учитывая пространственное местоположение, КСА, как основной сосед Йемена, беспрепятственно проводит политику активного вмешательства во внутренние дела данного государства. Об этом свидетельствует факт присутствия войск КСА на большей части территории Йемена и, сообразно, активное ведение ими боевых действий в регионе [4].

С одной стороны, власти КСА пытаются вернуть власть в Йемене в руки прежнего лидера, с другой стороны, они же и являются катализатором протестных настроений в Йемене. Следовательно, проводимая ими политика военного вмешательства не имеет положительной тенденции для Йемена, так как такие действия ещё больше дезинтегрируют общество и государство в целом. Опираясь на вышеозначенное, можно утверждать о том, что Йемен не сможет выйти из гуманитарного кризиса до тех пор, пока не произойдет урегулирование отношений между конфликтующими сторонами [5].

В любом случае этого будет недостаточно, поскольку Йемен является одной из самых бедных стран мира, поэтому самостоятельно справиться с нехваткой продовольствия и медицинской помощи не представляется возможным. Из этого следует то, что ООН надлежит поставить этот регион под свой особый контроль и на перманентной основе осуществлять гуманитарную помощь для стабилизации обстановки в стране.

Вместе с этим, нужно принять во внимание факт, что в политическом плане хуситы уже давно осуществляют контроль Северного Йемена, даже при постоянном военном вмешательстве КСА. Это говорит о том, что при условии полного вытеснения саудитов, «Ансар Аллах», по большому счету, способен управлять страной. Как писал А.А. Свечин, русский и советский военачальник: «Господствующему в государстве классу приходится не только бороться внутри государства за проведение определённой программы, т.е. вести определяемую его интересами внутреннюю политику, но и отстаивать свои интересы в сношениях с другими государствами, т.е. вести внешнюю политику» [6]. В сложившейся ситуации хуситы являются главенствующим классом на территории Йемена, проводящим свою независимую внутреннюю политику; защищающим себя не только в своём регионе, но и готовым предпринимать решительные меры, нанося удары по жизненно-важным объектам противника.

В свою очередь, важную роль в разрешении конфликта на юге аравийского полуострова должен играть запрет КСА вмешиваться во внутреннюю политику Йемена. Это условие имеет первостепенную важность, поскольку государство, которое хочет вернуть суверенитет, должно контролировать всё, что происходит на его территории.

В настоящее время Йеменское правительство не имеет полный контроль в стране, позволяющий вести свободную от внешнего давления внутреннюю политику. Скорее всего, исключительно в случае мониторинга ООН за выводом войск арабской коалиции из Йемена, можно будет говорить о разрешении внутренних проблем и дальнейшего развития страны.

Жан Боден, знаменитый французский политик и философ, в своей книге писал: «Суверенитет – наиболее верховная, абсолютная и вечная власть над гражданами и поданными в государстве» [7]. Без этой особенности, государство как политический институт, перестаёт существовать. А это значит, что Йемен, находящийся в ситуации политико-экономического упадка, в скором будущем может расколоться на две чести, образовав Северный и Южный Йемен.

Опорной точкой, от которой отталкивается КСА в проведении военных операций является то, что власти КСА считают Мансура Хади легитимным президентом Йемена, равно как и ООН [3]. Однако мы должны принять в расчет то, что вопрос о легитимности зависит не от зарубежных аналитиков, а от народа, проживающего в Йемене. Хуситов больше трети от всего населения страны, следовательно, можно прийти к выводу о маловероятности победы Мансура Хади на демократических выборах президента, в случае их проведения. По этой причине, следует провести официальный импичмент главы государства, так как нынешний президент не контролирует ситуацию в стране, не пользуется поддержкой населения, а также сам факт того, что он несколько лет находится в изгнании говорит о его несостоятельности как руководителя Йемена.

КСА так и не смогло укрепить свои позиции в Йемене с помощью силовых операций, ежегодно теряя миллиарды долларов на их финансирование. Подобными действиями КСА максимально обострило свои отношения с военизированной группировкой «Ансар Аллах», тем самым поставив под угрозу экономическое благополучие Королевства. Поскольку нефть – это главный источник дохода Саудовской Аравии, противоборствующая сторона выбрала своей целью нефтяные месторождения, по которым 14 сентября 2019 года произвела атаку с помощью 10 беспилотников, показав этим свою решительность в отстаивании собственных прав, а также заявив, что это было своеобразным ответом на деструктивные действия Королевства [8]. Стоит отметить, что в предыдущие годы хуситы зеркально отвечали на действия интервентов, но этот раз кардинально отличается от других своими масштабами. Продолжение такого рода боевых операций приведёт к дальнейшей эскалации конфликта.

Существующий конфликт показал спорность позиции КСА в отношении глубокой вовлечённости ИРИ в настоящий кризис. Все заявления о причастности ИРИ в йеменский конфликт не имеют за собой никаких подкреплённых доказательств. Иран фактически является вымышленным «неблагоприятным» политическим актором, необходимым КСА для оправдания своих неудач, касающихся ведения боевых действий на территории Йемена. В свою очередь, ИРИ не отрицает готовность помочь своим единоверцам-шиитам. ИРИ в действительности поддерживает «Ансар Аллах», но в настоящее время речь идёт о дипломатическом подспорье и способствовании мирному урегулированию йеменского конфликта.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт клуба «Валдай» Сергей Серебров пишет следующее: «Если говорить о роли Ирана, то он остаётся фантомным участником йеменского кризиса и является лишь жупелом, служащим для оправдания политики Эр-Рияда в Йемене» [9]. В действительности, можно утверждать о беспричастности ИРИ в усугублении текущего положения дел в Йемене, поскольку обратное не было доказано, а на международном поприще Иран лишь призывает к дипломатическому решению проблемы, то есть прекращению военных действий и проведению соответствующих переговоров для установления легитимной власти в государстве. Иными словами, Иран, в противовес Саудовской Аравии, является таким политическим субъектом, который действительно пытается способствовать прекращению столкновений в Йемене, не только при помощи дипломатических средств, но и посредством гуманитарной поддержки населения Йемена, при этом не используя милитаристские силы.

В отношении же АКАП и ИГ можно твёрдо заявить, что данные террористические группировки достигли пика своего расцвета, активно расширив свою деятельность на территории Йемена. В свою очередь, нужно понимать, что на данный момент для США главной задачей является борьба с движением «Ансар Аллах», которое США считают основным распространителем иранского влияния, следовательно, можно предположить, что главным приоритетом США в этом конфликте является не уничтожение «Аль-Кайды на Аравийском полуострове», а ликвидация шиитских повстанцев, в борьбе с которыми ОАЭ и США по данным Associated Press (AP), международного информационного агентства, которое является одним из самых крупных в мире, заключают сделки с АКАП, выплачивая боевикам деньги за то, что те соглашаются отступить с занятых ими территорий [10].
Ответ арабской коалиции не заставил ждать, её представитель, полковник ВС Саудовской Аравии Турки аль-Малки заявил о ложности данной информации [11]. Другими словами, в случае, если материальное обеспечение запрещенных во многих странах мира террористических организаций всё же не осуществляется, то это не меняет того факта, что АКАП имеет огромное влияние на территории Йемена. Вследствие чего можно сделать вывод: терроризм в Йемене будет процветать и дальше, пока США и их арабские союзники будут воевать против коренного населения Йемена, в лице хуситов, а не террористических организаций.

Прогнозируя дальнейшее стечение обстоятельств, можно утверждать то, что дальнейшая эскалация конфликта принесет выгоду исключительно США и террористическим организациям, содействуя их дальнейшему обогащению. Отношения же ИРИ с КСА изменяется в худшую сторону, что повлечет за собой появление конфликта глобального масштаба между двумя нефтяными державами. Относительно хуситов можно предположить два варианта развития событий:

  1. Дипломатическое урегулирование конфликта, дающее «Ансар Аллах» основательное представительство в правительстве Йемена;
  2. Появление такого государства как Северный Йемен, который будет полностью подконтролен хуситам.

Следует отметить важность качественных преобразований по вопросу гуманитарной поддержки Йемена. ООН движется одновременно и в направлении деэскалации конфликта, и эскалации, так как, с одной стороны, ООН ведёт активную деятельность по направлению продовольственной и иной помощи жителям Йеменской Республики, с другой стороны, она же не прекращает дипломатическую поддержку военных действий арабской коалиции, которая во главе с Саудовской Аравией продолжает разорять государство, снижать качество жизни Йеменского населения, а также финансово способствовать распространению и обогащению членов «Аль-Кайды».

Немаловажным является установление реального предмета деятельности Ирана в отношении своих единоверцев. Сводится же всё к тому, что в данный момент ИРИ оказывает активную гуманитарную и дипломатическую поддержку йеменским хуситам, а все заявления Саудовской Аравии и США о поставках оружия и военной техники, не имея никаких доказательств, являются своего рода провокацией, дестабилизирующей и так уже накалённую обстановку в регионе.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть принципиальное значение того, что в повестке дня ситуация в Йемене не имеет должного обозрения на международной арене. Между тем, хуситы нашли выход из нынешних обстоятельств, навязав всему миру очевидность того, что если не обращать внимание на сложившуюся обстановку в Йеменской Республике, то «Ансар Аллах» готов действовать в меру своих возможностей, доказав это на примере того, как происходило сопротивление всем актам агрессии своих «недоброжелателей» в течение этих нескольких лет. «Ансар Аллах», выбирая своей целью нефтяные месторождения, наносит ущерб не только экономике КСА, но и всего мира в целом. По этой причине с их точкой зрения придётся считаться не только КСА, но и ООН.


Источники

  1. Иран представил в ООН план урегулирования конфликта в Йемене. 17.04.2015. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1912801 (Дата обращения: 26.10.2019).
  2. 2018 global terrorism index. Measuring the impact of terrorism. URL: http://visionofhumanity.org/app/uploads/2018/12/Global-Terrorism-Index-2018.pdf (Дата обращения: 23.10.2019).
  3. СБ ООН осудил действия мятежников в Йемене и поддержал президента страны. 22.03.2015. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1847154 (Дата обращения: 15.10.2019).
  4. Эксперты рассказали о ходе противостояния коалиции и хуситов в Йемене. 26.03.2019. URL: https://ria.ru/20190326/1552106413.html (Дата обращения: 26.10.2019).
  5. ФАО, МФСР, ЮНИСЕФ, ВПП и ВОЗ. 2018. Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире – 2018. Повышение устойчивости к климатическим воздействиям в целях обеспечения продовольственной безопасности и питания. Рим, ФАО. URL: http://www.fao.org/3/I9553RU/i9553ru.pdf (Дата обращения: 30.09.2019).
  6. Свечин А.А. Стратегия. М.-Л.: Госвоениздат, 1926. С.28.
  7. Bodin J. Les six livres de la République. P.: Librairie générale française, 1993. 607 pp.
  8. Крупные нефтяные объекты загорелись из-за атаки дронов в Саудовской Аравии. 14.09.2019. URL: https://www.bbc.com/russian/news-49696962 (Дата обращения: 29.09.2019).
  9. Серебров С.Н. Йеменский капкан. Крупная геополитическая игра с непредсказуемым финалом. 14.10.2016. URL: https://lenta.ru/articles/2016/10/14/yemen_trap/ (Дата обращения: 29.09.2019).
  10. Yemen: U.S. Allies Spin Deals with al-Qaida in War on Rebels. 06.08.2018. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5434116 (Дата обращения: 03.10.2019).
  11. Саудовская коалиция опровергает: «Сделки» с террористами не заключаем. 07.08.2018. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/08/07/saudovskaya-koaliciya-oprovergaet-sdelki-s-terroristami-ne-zaklyuchaem (Дата обращения: 16.10.2019).

Катамадзе А.К.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение