Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Анализ текущей ситуации в Йемене. Основные проблемные аспекты
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 11-11-2019
В настоящее время мы являемся очевидцами последовательной дезинтеграции Йемена. Можно говорить, что данная проблема не удостаивается должного внимания мировой общественности, если сравнивать с параллельно происходящими событиями в Сирии, которые имеют общественный резонанс.

Нынешняя политико-экономическая конъюнктура в Йемене связана с продолжительным ведением боевых действий внутри страны между такими противоборствующими сторонами как: Саудовская Аравия (возглавляет «арабскую коалицию») и военизированным движением мусульман шиитского толка под названием «Ансар Аллах» или же «хуситы». На данный момент от лица «арабской коалиции» выступают такие страны как: Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт и Объединённые Арабские Эмираты (далее по тексту – ОАЭ). Предмет же конфликта состоит в приходе определённой политической элиты к власти во главе Йеменского государства.

Прежде всего, нужно определить цели каждой из сторон. Одну из главных позиций в данном региональном конфликте занимает «Ансар Аллах». Первоначальной задачей «Ансар Аллах» являлось устранение религиозной дискриминации. Спустя некоторое время появились и другие цели: выделение севера Йемена как отдельного региона, в случае, если не будет создано коалиционное правительство; отправка нынешнего правительства в отставку и создание нового, в котором хуситы будут иметь равные шансы представительства; прекращение военных операций, проводимых «арабской коалицией».

Второй центральной фигурой является Королевство Саудовская Аравия (далее по тексту  КСА), которая возглавляет «арабскую коалицию», проводящую политику военного вмешательства в Йеменскую Республику в целях предотвращения государственного переворота и дальнейшего захвата власти хуситами. Стоит полагать, что следующие основания являются краеугольным камнем в определении мотивов действий КСА на территории Йемена: противоборство распространению ислама шиитского толкования с приграничным с КСА государством; соперничество с Ираном за религиозную экспансию и политическое первенство единоверцев-суннитов в Йеменской Республике; принимая во внимание тот факт, что нефтяные запасы Йемена иссякают, это не исключает возможности открытия новых месторождений, которые будут использованы в угоду национальным интересам КСА.

Безусловно, в текущем положении дел существуют и другие политические акторы, влияющие на ситуацию в Йемене. Значительный вес в данном конфликте приобретает Исламская Республика Иран (далее по тексту  ИРИ). Хуситы и население ИРИ исповедуют одинаковое ответвление ислама. В связи с этим, ИРИ считает своим долгом оказывать гуманитарную поддержку Йемену, в частности, своим единоверцам-шиитам. В свою очередь, ИРИ также стремится не допустить дальнейшей экспансии КСА на территории Йемена, так как происходит борьба за господство в регионе. Данная позиция ИРИ осуществляется исключительно дипломатическим путём посредством призывов к ООН активно реагировать на происходящие в Йеменской Республике события [1]. Особенно акцентируя внимание на то, насколько негативно влияние КСА, дестабилизирующее ситуацию в стране.

В свою очередь, совокупность террористических организаций, действующих на территории Йемена: АКАП (Аль-Кайда на Аравийском полуострове) и ИГ (Исламское Государство) способствуют разложению государства и разорению его ресурсов. Необходимо подчеркнуть то, что Йемен находится на восьмом месте по глобальному индексу терроризма [2]. Данный показатель свидетельствует об уровне террористической активности в той или иной стране. Исходя из этого, можно говорить о действительно крупных масштабах деятельности данных террористических группировок на территории Йемена.

Цели АКАП и ИГ максимально прозрачны. В связи с обстановкой в стране, террористы активно разоряют местное население, держа его в страхе, что способствует личному обогащению данных группировок. Можно предположить, что предметом их деятельности является дальнейшее распространение своего влияния по всей стране для получения полного доступа к нефтяным месторождениям и последующей продажи нефти за рубеж.

Свою роль в текущем конфликте играют и США, максимально вуалируя при этом своё присутствие в Йемене. США осуществляет материально-техническую поддержку КСА. Более того, КСА является главным партнёром США в сфере госзакупок вооружения и техники американского производства. США имеют ряд целей в отношении Йеменской Республики:

  • во-первых, установление марионеточного правительства, под руководством прозападного президента, который будет выгоден США с дипломатической точки зрения;
  • во-вторых, продолжение конфликта в Йемене побуждает КСА повышать количество закупок вооружения, увеличивая этим приток денежных средств в американскую казну;
  • в-третьих, дальнейшая дестабилизация обстановки в регионе благоприятствует расширению деятельности террористических организаций.

Соответственно, это позволяет говорить о том, что даже в случае урегулирования текущего конфликта между КСА и «Ансар Аллах», возникнет новая угроза в лице террористических группировок, угрожающим уже не только Йемену, но и приграничным к нему государствам. Иными словами, существует вероятность того, что ближайшие к Йемену страны (Судан, Эритрея, Сомали, Оман и т.д.) будут находиться под угрозой новой террористической волны. Следовательно, вышеозначенные государства станут активнее искать средства для борьбы с АКАП и ИГ, что даст США возможность продавать оружие и технику в ещё больших количествах, поскольку появятся новые партнёры в сфере военно-технического сотрудничества в лице данных государств. Равно как и не исключена объективная возможность присутствия военных сил США не территории данных стран в целях «содействия» в противостоянии террористическим организациям, сообразно, расширение военного влияния США на аравийском полуострове, а также в Восточной Африке.

Возвращаясь к первопричине конфликта, сразу стоит отметить, что КСА поддерживает действующего президента Йемена Мансура Хади, являющегося, в свою очередь, легитимным представителем власти с точки зрения СБ ООН [3], но имеющего скромную поддержку среди населения Йемена. В данный момент он находится в изгнании, пребывая в Эр-Рияде. Также надо учитывать тот факт, что Йемен на суше граничит только с двумя государствами: Оманом и Саудовской Аравией. Оман же в данном конфликте придерживается нейтралитета и не вмешивается в происходящие события даже под эгидой «арабской коалиции». Таким образом, Йемен оказался в таком положении, когда данным государством де-факто перестал руководить президент, а территория страны разделилась на две части с точки зрения административного управления: подконтрольная хуситами и под управлением «арабской коалиции», выступающей от лица правительственных сил.

Нынешнее стечение обстоятельств негативно сказывается на выходе Йемена из гуманитарного кризиса, усиливая напряжение в регионе.

Географическое положение страны оказывает влияние на противостояние милитаристским силам, действующим в Йемене в своих интересах. Учитывая пространственное местоположение, КСА, как основной сосед Йемена, беспрепятственно проводит политику активного вмешательства во внутренние дела данного государства. Об этом свидетельствует факт присутствия войск КСА на большей части территории Йемена и, сообразно, активное ведение ими боевых действий в регионе [4].

С одной стороны, власти КСА пытаются вернуть власть в Йемене в руки прежнего лидера, с другой стороны, они же и являются катализатором протестных настроений в Йемене. Следовательно, проводимая ими политика военного вмешательства не имеет положительной тенденции для Йемена, так как такие действия ещё больше дезинтегрируют общество и государство в целом. Опираясь на вышеозначенное, можно утверждать о том, что Йемен не сможет выйти из гуманитарного кризиса до тех пор, пока не произойдет урегулирование отношений между конфликтующими сторонами [5].

В любом случае этого будет недостаточно, поскольку Йемен является одной из самых бедных стран мира, поэтому самостоятельно справиться с нехваткой продовольствия и медицинской помощи не представляется возможным. Из этого следует то, что ООН надлежит поставить этот регион под свой особый контроль и на перманентной основе осуществлять гуманитарную помощь для стабилизации обстановки в стране.

Вместе с этим, нужно принять во внимание факт, что в политическом плане хуситы уже давно осуществляют контроль Северного Йемена, даже при постоянном военном вмешательстве КСА. Это говорит о том, что при условии полного вытеснения саудитов, «Ансар Аллах», по большому счету, способен управлять страной. Как писал А.А. Свечин, русский и советский военачальник: «Господствующему в государстве классу приходится не только бороться внутри государства за проведение определённой программы, т.е. вести определяемую его интересами внутреннюю политику, но и отстаивать свои интересы в сношениях с другими государствами, т.е. вести внешнюю политику» [6]. В сложившейся ситуации хуситы являются главенствующим классом на территории Йемена, проводящим свою независимую внутреннюю политику; защищающим себя не только в своём регионе, но и готовым предпринимать решительные меры, нанося удары по жизненно-важным объектам противника.

В свою очередь, важную роль в разрешении конфликта на юге аравийского полуострова должен играть запрет КСА вмешиваться во внутреннюю политику Йемена. Это условие имеет первостепенную важность, поскольку государство, которое хочет вернуть суверенитет, должно контролировать всё, что происходит на его территории.

В настоящее время Йеменское правительство не имеет полный контроль в стране, позволяющий вести свободную от внешнего давления внутреннюю политику. Скорее всего, исключительно в случае мониторинга ООН за выводом войск арабской коалиции из Йемена, можно будет говорить о разрешении внутренних проблем и дальнейшего развития страны.

Жан Боден, знаменитый французский политик и философ, в своей книге писал: «Суверенитет – наиболее верховная, абсолютная и вечная власть над гражданами и поданными в государстве» [7]. Без этой особенности, государство как политический институт, перестаёт существовать. А это значит, что Йемен, находящийся в ситуации политико-экономического упадка, в скором будущем может расколоться на две чести, образовав Северный и Южный Йемен.

Опорной точкой, от которой отталкивается КСА в проведении военных операций является то, что власти КСА считают Мансура Хади легитимным президентом Йемена, равно как и ООН [3]. Однако мы должны принять в расчет то, что вопрос о легитимности зависит не от зарубежных аналитиков, а от народа, проживающего в Йемене. Хуситов больше трети от всего населения страны, следовательно, можно прийти к выводу о маловероятности победы Мансура Хади на демократических выборах президента, в случае их проведения. По этой причине, следует провести официальный импичмент главы государства, так как нынешний президент не контролирует ситуацию в стране, не пользуется поддержкой населения, а также сам факт того, что он несколько лет находится в изгнании говорит о его несостоятельности как руководителя Йемена.

КСА так и не смогло укрепить свои позиции в Йемене с помощью силовых операций, ежегодно теряя миллиарды долларов на их финансирование. Подобными действиями КСА максимально обострило свои отношения с военизированной группировкой «Ансар Аллах», тем самым поставив под угрозу экономическое благополучие Королевства. Поскольку нефть – это главный источник дохода Саудовской Аравии, противоборствующая сторона выбрала своей целью нефтяные месторождения, по которым 14 сентября 2019 года произвела атаку с помощью 10 беспилотников, показав этим свою решительность в отстаивании собственных прав, а также заявив, что это было своеобразным ответом на деструктивные действия Королевства [8]. Стоит отметить, что в предыдущие годы хуситы зеркально отвечали на действия интервентов, но этот раз кардинально отличается от других своими масштабами. Продолжение такого рода боевых операций приведёт к дальнейшей эскалации конфликта.

Существующий конфликт показал спорность позиции КСА в отношении глубокой вовлечённости ИРИ в настоящий кризис. Все заявления о причастности ИРИ в йеменский конфликт не имеют за собой никаких подкреплённых доказательств. Иран фактически является вымышленным «неблагоприятным» политическим актором, необходимым КСА для оправдания своих неудач, касающихся ведения боевых действий на территории Йемена. В свою очередь, ИРИ не отрицает готовность помочь своим единоверцам-шиитам. ИРИ в действительности поддерживает «Ансар Аллах», но в настоящее время речь идёт о дипломатическом подспорье и способствовании мирному урегулированию йеменского конфликта.

Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, эксперт клуба «Валдай» Сергей Серебров пишет следующее: «Если говорить о роли Ирана, то он остаётся фантомным участником йеменского кризиса и является лишь жупелом, служащим для оправдания политики Эр-Рияда в Йемене» [9]. В действительности, можно утверждать о беспричастности ИРИ в усугублении текущего положения дел в Йемене, поскольку обратное не было доказано, а на международном поприще Иран лишь призывает к дипломатическому решению проблемы, то есть прекращению военных действий и проведению соответствующих переговоров для установления легитимной власти в государстве. Иными словами, Иран, в противовес Саудовской Аравии, является таким политическим субъектом, который действительно пытается способствовать прекращению столкновений в Йемене, не только при помощи дипломатических средств, но и посредством гуманитарной поддержки населения Йемена, при этом не используя милитаристские силы.

В отношении же АКАП и ИГ можно твёрдо заявить, что данные террористические группировки достигли пика своего расцвета, активно расширив свою деятельность на территории Йемена. В свою очередь, нужно понимать, что на данный момент для США главной задачей является борьба с движением «Ансар Аллах», которое США считают основным распространителем иранского влияния, следовательно, можно предположить, что главным приоритетом США в этом конфликте является не уничтожение «Аль-Кайды на Аравийском полуострове», а ликвидация шиитских повстанцев, в борьбе с которыми ОАЭ и США по данным Associated Press (AP), международного информационного агентства, которое является одним из самых крупных в мире, заключают сделки с АКАП, выплачивая боевикам деньги за то, что те соглашаются отступить с занятых ими территорий [10].
Ответ арабской коалиции не заставил ждать, её представитель, полковник ВС Саудовской Аравии Турки аль-Малки заявил о ложности данной информации [11]. Другими словами, в случае, если материальное обеспечение запрещенных во многих странах мира террористических организаций всё же не осуществляется, то это не меняет того факта, что АКАП имеет огромное влияние на территории Йемена. Вследствие чего можно сделать вывод: терроризм в Йемене будет процветать и дальше, пока США и их арабские союзники будут воевать против коренного населения Йемена, в лице хуситов, а не террористических организаций.

Прогнозируя дальнейшее стечение обстоятельств, можно утверждать то, что дальнейшая эскалация конфликта принесет выгоду исключительно США и террористическим организациям, содействуя их дальнейшему обогащению. Отношения же ИРИ с КСА изменяется в худшую сторону, что повлечет за собой появление конфликта глобального масштаба между двумя нефтяными державами. Относительно хуситов можно предположить два варианта развития событий:

  1. Дипломатическое урегулирование конфликта, дающее «Ансар Аллах» основательное представительство в правительстве Йемена;
  2. Появление такого государства как Северный Йемен, который будет полностью подконтролен хуситам.

Следует отметить важность качественных преобразований по вопросу гуманитарной поддержки Йемена. ООН движется одновременно и в направлении деэскалации конфликта, и эскалации, так как, с одной стороны, ООН ведёт активную деятельность по направлению продовольственной и иной помощи жителям Йеменской Республики, с другой стороны, она же не прекращает дипломатическую поддержку военных действий арабской коалиции, которая во главе с Саудовской Аравией продолжает разорять государство, снижать качество жизни Йеменского населения, а также финансово способствовать распространению и обогащению членов «Аль-Кайды».

Немаловажным является установление реального предмета деятельности Ирана в отношении своих единоверцев. Сводится же всё к тому, что в данный момент ИРИ оказывает активную гуманитарную и дипломатическую поддержку йеменским хуситам, а все заявления Саудовской Аравии и США о поставках оружия и военной техники, не имея никаких доказательств, являются своего рода провокацией, дестабилизирующей и так уже накалённую обстановку в регионе.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть принципиальное значение того, что в повестке дня ситуация в Йемене не имеет должного обозрения на международной арене. Между тем, хуситы нашли выход из нынешних обстоятельств, навязав всему миру очевидность того, что если не обращать внимание на сложившуюся обстановку в Йеменской Республике, то «Ансар Аллах» готов действовать в меру своих возможностей, доказав это на примере того, как происходило сопротивление всем актам агрессии своих «недоброжелателей» в течение этих нескольких лет. «Ансар Аллах», выбирая своей целью нефтяные месторождения, наносит ущерб не только экономике КСА, но и всего мира в целом. По этой причине с их точкой зрения придётся считаться не только КСА, но и ООН.


Источники

  1. Иран представил в ООН план урегулирования конфликта в Йемене. 17.04.2015. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1912801 (Дата обращения: 26.10.2019).
  2. 2018 global terrorism index. Measuring the impact of terrorism. URL: http://visionofhumanity.org/app/uploads/2018/12/Global-Terrorism-Index-2018.pdf (Дата обращения: 23.10.2019).
  3. СБ ООН осудил действия мятежников в Йемене и поддержал президента страны. 22.03.2015. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1847154 (Дата обращения: 15.10.2019).
  4. Эксперты рассказали о ходе противостояния коалиции и хуситов в Йемене. 26.03.2019. URL: https://ria.ru/20190326/1552106413.html (Дата обращения: 26.10.2019).
  5. ФАО, МФСР, ЮНИСЕФ, ВПП и ВОЗ. 2018. Положение дел в области продовольственной безопасности и питания в мире – 2018. Повышение устойчивости к климатическим воздействиям в целях обеспечения продовольственной безопасности и питания. Рим, ФАО. URL: http://www.fao.org/3/I9553RU/i9553ru.pdf (Дата обращения: 30.09.2019).
  6. Свечин А.А. Стратегия. М.-Л.: Госвоениздат, 1926. С.28.
  7. Bodin J. Les six livres de la République. P.: Librairie générale française, 1993. 607 pp.
  8. Крупные нефтяные объекты загорелись из-за атаки дронов в Саудовской Аравии. 14.09.2019. URL: https://www.bbc.com/russian/news-49696962 (Дата обращения: 29.09.2019).
  9. Серебров С.Н. Йеменский капкан. Крупная геополитическая игра с непредсказуемым финалом. 14.10.2016. URL: https://lenta.ru/articles/2016/10/14/yemen_trap/ (Дата обращения: 29.09.2019).
  10. Yemen: U.S. Allies Spin Deals with al-Qaida in War on Rebels. 06.08.2018. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/5434116 (Дата обращения: 03.10.2019).
  11. Саудовская коалиция опровергает: «Сделки» с террористами не заключаем. 07.08.2018. URL: https://eadaily.com/ru/news/2018/08/07/saudovskaya-koaliciya-oprovergaet-sdelki-s-terroristami-ne-zaklyuchaem (Дата обращения: 16.10.2019).

Катамадзе А.К.


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение