Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Беспилотная авиация вооруженных сил Турции
Материал разместил: AдминистраторДата публикации: 30-05-2022
Министерство национальной обороны Турецкой Республики наращивает усилия по развитию и увеличению парка беспилотной авиационной техники различных типов для своих вооруженных сил. Этому способствуют возросшие возможности военно-промышленного комплекса и успешный опыт боевого применения беспилотных летательных аппаратов в специальных операциях и вооруженных конфликтах, в том числе в Сирии, Ливии, Ираке, Нагорном Карабахе и на юго-востоке страны.

В настоящее время турецкий ВПК обладает научно-техническим потенциалом, позволяющим ему самостоятельно производить беспилотные системы и авиационные средства поражения (АСП) к ним. В промышленной кооперации задействуются более 20 национальных компаний, наиболее крупными из которых являются ТАИ, «Байкар макина», «Вестел савунма», СТМ, ТЕИ и «Глобал текник». Разработку АСП для беспилотников ведут фирмы «Рокетсан», «Аселсан», МКЕК и научно-исследовательский центр «Тюбитак».

В ВС страны насчитывается около 1 100 БПЛА различного класса. Основу парка составляют многоцелевые оперативно-тактические аппараты («Байрактар ТБ2», «Анка», «Аксунгур», «Акынджи») национального производства, предназначенные для разведки, корректировки огня полевой артиллерии, координации действий групп специального назначения и авиационной поддержки мотопехотных подразделений. Тактические БПЛА осуществляют контроль обстановки в местах развертывания и деятельности турецких формирований. Для уничтожения противника на ближних дистанциях применяются барражирующие боеприпасы.


Байрактар ТБ2

В сухопутных войсках (СВ) Турции находится более 40 многоцелевых БПЛА «Байрактар ТБ2», базирующихся на аэродроме Батман. Бригады коммандос и другие подразделения СВ имеют на вооружении свыше 1 тыс. разведывательных аппаратов «Байрактар мини-Б» (время полета до 1,5 ч, рабочая высота 1 200 м, радиус действия до 55 км) и «Сёрче-1» (малогабаритный аппарат для ведения наблюдения за окружающей обстановкой).


Анка-В

Компания СТМ с 2019 года серийно производит и поставляет в СВ барражирующие боеприпасы «Каргу-2». Сообщалось о заказе 500 таких изделий. Указанный аппарат представляет собой легкий (7,1 кг) и компактный (600 х 600 мм) тактический БПЛА-квадрокоптер с электродвигателями и упрощенным оптикоэлектронным блоком. Он способен нести боевые части разных типов и по команде оператора наносить удары по целям на дальности до 5 км. Продолжительность барражирования 30 мин. Возможно групповое применение боеприпасов, а также использование технологии распознавания лиц, благодаря которой дроны подходят для «точечной» ликвидации противника.


Акынджи

Аппараты «Каргу-2» непрерывно дорабатываются и обновляются - одной из последних версий стало «роевое» программное обеспечение (ПО), поддерживающее эффективные координированные одновременные атаки на несколько целей противника. «Рой» включает группу от 12 до 29 аппаратов - управляет им один оператор. Кроме того, «рой» можно отпустить в «свободное плавание» - в этом случае выбором целей и распределением задач займется ПО с элементами искусственного интеллекта.

Специалисты компании СТМ проводят в войсках полевые испытания барражирующего боеприпаса «Алпагу». Это компактный БПЛА с двумя складными крыльями и электродвигателем, стартующий из трубчатого транспортно-пускового контейнера. Изделие массой менее 2 кг способно атаковать цели на дальности до 5 км и находиться в воздухе 10 мин. Дрон планируется принять на вооружение в подразделения мотопехоты и специального назначения.

На вооружении военно-воздушных сил состоят свыше 40 многоцелевых аппаратов, среди которых: «Акынджи», «Аксунгур» в разведывательно-ударном исполнении (приняты на вооружение в 2021 году), «Анка-В», «Анка-С» (аппараты имеют возможность управления через турецкий спутник связи «Тюрксат», что позволяет совершать полеты БПЛА в зоне покрытия спутникового сигнала), а также «Караель» в разведывательном и разведывательно-ударном вариантах, базирующихся на аэродромах Батман и Инджирлик.

В боевом составе ВВС находятся также многоцелевые БПЛА израильского производства «Херон» (время полета до 46 ч, радиус действия до 1 000 км, полезная нагрузка 250 кг, рабочая высота до 9 км), ударные тактические «аппараты-камикадзе» - «Гарпи», предназначенные для обнаружения и уничтожения РЛС противника, разведывательные аппараты «Аэростар» (время полета до 12 ч, радиус действия до 250 км, рабочая высота до 5,5 км), а также американские «Гнат-750» (время полета до 48 ч, радиус действия до 250 км, высота до 7,6 км). Следует отметить, что данные аппараты находятся на аэродроме Батман, но по прямому назначению не используются из-за выработки ресурса и отсутствия запасных частей.


Байрактар Мини-Б

На вооружении военно-морских сил Турции состоят более 20 многоцелевых аппаратов, среди которых: «Аксунгур» в патрульном исполнении, «Анка» (в двух модификациях «Анка-Б» и «Анка-С»), «Байрактар ТБ2» в разведывательном и разведывательно-ударном вариантах, размещенных на аэродромах Топель, Даламан и Чанаккале.


Сёрче-1

АСП для беспилотной авиации представлены следующей номенклатурой: малогабаритные авиационные боеприпасы MAM-L, MAM-C, МАМ-Т и «Бозок», управляемые ракеты «Джирит», неуправляемые авиабомбы Мк 81 и Мк 82 с различными комплектами наведения (HGK-82, HGK-83, «Тебер-82», «Тебер-83», LGK-82, LGK-83).


Малогабаритные авиационные боеприпасы МАМ-С, МАМ-L, МАМ-Т

В процессе войсковой эксплуатации БПЛА в составе каждого комплекса на ротационной основе работают инженеры-конструкторы компании «Байкар макина» или ТАИ. Их задача - выявление недостатков комплексов ведения воздушной разведки и поражения объектов с целью дальнейшего совершенствования системы управления, а также подготовки военнослужащих-операторов.

Сегодня министерство национальной обороны Турции активно наращивает потенциал по разработке и производству новых беспилотных авиационных систем. Продолжается строительство многоцелевых БПЛА «Акынджи» и «Аксунгур». Их поступление в войска запланировано к началу 2023 года. В арсенал данных аппаратов войдут разработанные научно-исследовательским центром «Тюбитак» и компанией «Рокетсан» корректируемые малогабаритные авиационные бомбы (масса 145 кг, диаметр 170 мм, длина 1 800 мм, дальность бомбометания до 100 км, точность наведения, КВО менее 15 м) и управляемые ракеты «Сом» (масса - 660 кг, боевая часть - 250 кг, дальность стрельбы - 300 км).

Кроме того, аппарат «Акынджи» получит возможность применения управляемых ракет класса «воздух - воздух» «Боздоган» малой и «Гёкдоган» средней дальности, разработанных специалистами научно-исследовательского центра «Тюбитак» и выпускаемых на предприятиях национального ВПК в рамках продолжающейся в стране программы импортозамещения американских вооружений (ракет «Амраам» и «Сайдвиндер»). Разработка обоих боеприпасов началась в 2012 году по программе «Гёктуг».

В качестве нового направления рассматривается создание малоразмерных аппаратов, несущих стрелковое оружие и предназначенных для специальных операций. В основном это БПЛА вертолетного типа, такие как «Сонгар» (максимальная взлетная масса 25 кг, скорость 30 км/ч, высота полета 2 800 м, радиус действия 10 км, вооружение - 5,56-мм стрелковое оружие и 23-мм подствольный гранатомет) и «Альбатрос» (масса максимальная взлетная/полезной нагрузки 195/50 кг, скорость до 85 км/ч, высота полета 3 000 м, радиус действия 22 км, вооружение - 5,56-мм стрелковое оружие или 10 мин, или барражирующий боеприпас).

Руководство турецкого ВПК среди перспективных проектов определило создание многоцелевого оперативно-тактического БПЛА «Байрактар ТБ2Л» (облегченная версия ТБ2) и «Байрактар ТБ3» с возможностью применения с десантно-вертолетного корабля-дока (ДВКД) «Анадолу» (ввод в корабельный состав запланирован на 2023 год).

По оценке военных экспертов, уменьшение массо-габаритных параметров «Байрактар ТБ2» позволит максимально эффективно задействовать потенциал каждого летательного аппарата. Анализ опыта боевого применения данного БПЛА в Ираке, Ливии, Сирии, Нагорном Карабахе и на Украине свидетельствует о том, что при нанесении ударов по объектам использовались в основном один-два боеприпаса. В связи с этим министерство национальной обороны Турции поставило задачу компании «Байкар макина» создать оптимальную с точки зрения специалистов конфигурацию боевой системы. Ожидается, что сокращение затрат на изготовление отдельного дрона поспособствует увеличению объемов их производства и поставок в вооруженные силы. Кроме того, в расчет берется и снижение возможных материальных потерь в случае утраты изделия.

Для оснащения ДВКД «Анадолу» планируется построить от 30 до 50 «Байрактар ТБ3». Беспилотник будет использоваться также в качестве носителя гидроакустических буев. Концепция применения новых дронов подразумевает одновременно нахождение в воздухе до 10 таких аппаратов. При этом отмечается, что данный БПЛА будет иметь большие размеры и грузоподъемность, а также увеличенную боевую нагрузку.

Отдельным направлением является создание перспективной боевой беспилотной авиационной системы МИУС, предназначенной для непосредственной авиационной поддержки, подавления и уничтожения комплексов ПВО противника, а также ведения воздушного боя.

Беспилотный истребитель МИУС разрабатывается для базирования на ДВКД «Анадолу». Это однодвигательный БПЛА самолетной схемы с элементами малозаметности. Его максимальная взлетная масса составит 5 500 кг, полезной нагрузки - до 1 500 кг, в том числе боевой нагрузки - до 1 000 кг (размещается как во внутреннем отсеке, так и на внешней подвеске). Предусматривается два варианта создания БПЛА - дозвуковой МИУС-А и сверхзвуковой МИУС-Б. Первый вариант планируется оснастить двигателем АИ-25ТЛТ украинского производства тягой до 1 800 кг/с, что даст максимальную скорость 800 км/ч, а аппараты МИУС-Б - двигателем АИ-322Ф (тяга 2 500 кг/с, на форсаже - 4 200 кг/с), что даст возможность им выполнять сверхзвуковой полет. Практический потолок составит 12 000 м.

Кроме того, МИУС будет использовать технологии искусственного интеллекта и автономности, что позволит нескольким БПЛА действовать независимо или в составе «роя», а также выполнять задачи «ведомых» совместно с пилотируемыми истребителями.

В целом командование ВС Турции широко использует беспилотную авиацию, которая хорошо зарекомендовала себя в военных конфликтах. Состоящие на вооружении аппараты являются современными разработками национального военно-промышленного комплекса. Создание новых и совершенствование имеющихся БПЛА значительно увеличит возможности турецких вооруженных сил по ведению видовой воздушной разведки, позволит выполнять широкий спектр задач, включая нанесение ударов по наземным и надводным целям, а также улучшит организацию противовоздушной обороны.

Подполковник Н. Задорожний, майор И. Безобразов


Источник: https://telegra.ph/BESPILOTNAYA-AVIACIYA-VOORUZHENNYH-SIL-TURCII-zhurnal-Zarubezhnoe-voennoe-obozrenie-5-2022-05-05  


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность