Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Центральная Азия и Дональд Трамп
Материал разместил: Панкратенко Игорь НиколаевичДата публикации: 11-11-2016
Итак, Америка сегодня сделала свой выбор и с перевесом всего в несколько процентов выбрала своим 45-м президентом Дональда Трампа. Трудно не согласиться с мудрым замечанием глубоко мною уважаемого Али Акбара Велаяти, сказанным им в недавнем телеинтервью, о том, что два участника нынешней президентской гонки в США – республиканец Трам и демократ Хиллари Клинтон – представляют собою, по сути, «две стороны одной медали».

Действительно, лишь на первый взгляд американский президент – самая могущественная фигура. В реальности же хозяин Овального кабинета любой свой шаг должен согласовывать с представителями политический и финансовых элит, позицией лоббистов, интересами «стратегических партнеров Америки» от Токио и Лондона до Эр-Рияда и Тель-Авива. Он должен умело лавировать между Конгрессом, Сенатом, ЦРУ, Пентагоном, транснациональными корпорациями и многими другими игроками, учитывая их мнение и пытаясь уговорить принять свое. Словом, президент США сегодня не столько «главный управляющий», сколько «главноуговаривающий» самых разных политических сил.

И приход к власти конкретного человека – в данном случае Трампа, по большому счету означает приход к управлению одного из политических кланов, которые друг от друга отличаются только набором любимых инструментов, используемых на международной арене.

В период предвыборной кампании американские наблюдатели много говорили о том, что «Трамп не имеет ни малейшего представления о международных отношениях», что он вообще сторонник изоляционизма, то есть намерен больше уделять внимания проблемам США, а не внешнего мира.

Все это – иллюзии. Во-первых, американский империализм не может замкнуться в себе, поскольку одним из условий его существования является внешняя экспансия и доминирование в важнейших с геополитической точки зрения регионах. И каким бы изоляционистом не был новый жилец Белого дама, логика развития вынудит его активно присутствовать на международной арене.

Во-вторых, самому Дональду Трампу совершенно нет нужды глубоко разбираться в международных отношениях, поскольку за ним – мощная команда профессионалов, начинавших еще при Рейгане и Бушах. Они найдут, что посоветовать американскому президенту, и куда ему направить свои усилия.

И, наконец, в-третьих. Пока команда Обамы в международных делах работала по принципу «пожарной команды» - заливала те пожары, которые сама же и разжигала, в мире сформировались новые вызовы, которые требуют от США адекватных ответов. Важнейшим из которых является «сдерживание» - по американской терминологии – Китая. Что, разумеется неизбежно приведет к обострению конкуренции Вашингтона и Пекина в Центральной Азии.

Во время второго срока Обамы этот регион – постсоветские государства и Афганистан – стали для американской внешней политики периферией, которой уделялось не так уж много внимания. Чем не преминул воспользоваться Пекин, стремительно расширив свое экономическое присутствие в регионе и приступив к полномасштабной его интеграции в свое «экономическое пространство Нового Шелкового Пути». Причем, встречая в этих своих усилиях самый теплый прием со стороны руководства постсоветских государств – и в Астане, и в Ташкенте, и в Бишкеке, и в Душанбе.

Ограничить эту экспансию КНР, создать для Пекина дискомфорт в регионе, не допустить того, чтобы здесь совпали китайские, иранские и турецкие интересы – составляет единую неотложную задачу, к решению которых приступит новая американская администрация.

И решать ее будет тем проще, что пришедшие к власти в Америке республиканцы не придают столь сакрального значения всем этим фантикам вроде «демократии» и «прав человека», с которыми так любили носиться их оппоненты из демократического окружения Обамы. Укрепить свои позиции в Ташкенте, Астане, Бишкеке и Ашхабаде в противовес китайскому влиянию – вот их основная цель в регионе. Привлечение к собственным задачам Индии и Японии, провоцирование конкуренции между Казахстаном и Узбекистаном, создание препятствий для иранских и турецких проектов, работа с «несистемной оппозицией», в том числе и с салафитским подпольем, поддержка местных сепаратистов всех мастей – вот их инструментарий.

Аналитикам еще предстоит дать прогнозы дальнейшего развития событий и просчитать вероятности всевозможных «поворотов» ситуации в Центральной Азии. Им еще предстоит оценить, как на практике будет выглядеть «возвращение к политическим принципам Рейгана-Буша 2.0», которое произойдет в Вашингтоне при Трампе. Но одно уже сейчас не вызывает сомнений – борьба за влияние на Центральную Азию вспыхнет с новой силой. И конфликтный потенциал региона в этой борьбе американская сторона постарается использовать, что называется, «по полной программе».

Игорь Панкратенко


Источник: http://www.farsnews.com/newstext.php?nn=13950819001630 


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение