Center for Strategic Assessment and forecasts

Autonomous non-profit organization

Home / Defence and security / / Articles
Central Asia on the eve of the withdrawal of U.S. troops and NATO from Afghanistan. Evaluation expert of the Arab community
Material posted: Publication date: 28-12-2014

According to the assessment of Arab experts, the regions of Central Asia and the Caucasus in the last decade has acquired a special strategic importance, becoming an arena of geopolitical confrontation in which the U.S., Israel and Turkey, on the one hand, seek to confront Russia and China on the other. According to the existing estimates of the recognized and unrecognized States and regions of post-Soviet space has ceased to be an exclusively Russian sphere of influence. In the current situation of the Arab countries have minimal capacity to conduct its own regional policy in Central Asia.

The Israeli presence in the region

Systematic and professional development of the relations at the political, diplomatic and military-technical level between Israeli rukovodstvom and leadership in the region is one of the key reasons why Arab countries cannot obtain a sufficient effect in those countries where Israel managed to gain a foothold in government positions.

Experts believe that the geographical proximity of Iran has prompted Israel and the U.S. to intensify military and intelligence activities from the territory of neighboring States in the region. Activity against Iran takes place under the guise of "fighting terrorism and Islamism", which in fact only increases domestic tensions in the region. In addition, relying on the United States and Western allies, Israel is seeking to strengthen its own position in Central Asia.

With the collapse of the USSR, Israel had the opportunity to perform in a politically and economically weakened the region's military and economic projects. For example, to invest in important sectors such as the oil industry. Israel presents these activities as the initiative to provide economic assistance to post-Soviet countries. Today the activities of Israeli companies in the region is a significant phenomenon, and Israel's presence is assessed as "strong and durable".

A number of experts noted that in March 1992 by the efforts of Israel in Tashkent organized the first economic forum and in October of the same year the President of Uzbekistan paid an official visit to Israel. Signed a number of agreements on cooperation in the fields of agriculture, natural resources, communications, banking, science, medicine, etc. were Also developed laws for the protection of investments, customs benefits. Official visits and agreements opened the way for Israeli companies to the region. To support the activity of their companies, the Israeli government created the Bank of economic information. The steps taken were to strengthen ties with Israel by region and is based in Tashkent cultural center, which was to spread the ideas and culture of Zionism among the Jewish population and other residents of Uzbekistan, is designed to help you complete this task.

Among the enabling factors for the conduct of the Israeli policy livenske experts, which participated in the formation of the assessment of the situation in the Central Asian region, called the lack of historic enmity between Israel and the countries of the region. Close political and economic ties between Turkey and Israel allowed Israeli arms manufacturers to the markets of the Turkic-speaking countries in the region.

Regional initiatives in Israel takes an active part of the local Jewish community, most of which, however, emigrated to Israel, where he assumed the functions of the lobbyist.

During the presidency of Kurmanbek Bakiyev in Kyrgyzstan in 2005-2010 administration of the presidential Palace on 15% consisted of ethnic Jews. In some cases, on behalf of the President of the conference acted as his Secretary, a Jew by nationality.

Conducted in the region a variety of events and workshops with the participation of Israeli doctors, the representatives of Saudi experts estimate as Israel's attempt to fix its reputation in the Islamic countries to take favorable political-economic niches. Experts believe that the most important geopolitical goals of the USA and its ally Israel are the Caucasus and Central Asia, where it is attempting to "shape zapadoceska political currents and blocs".

Special attention in their view it requires the Israeli strategy in Kazakhstan, which is the main partner of Israel in Central Asia. Less notable successes in Uzbekistan, where Islamic religious activity reduces the effectiveness of Israel's policy, as well as Tajikistan and Turkmenistan, interested in rapprochement with Russia, Iran and Turkey.

According to Saudi experts, the failure of the color revolution in Georgia, funded by the U.S. brokered Israel, and the incapability of the government of Mikhail Saakashvili, has forced Israel to shift to the partnership with Azerbaijan, which owns large reserves of oil and gas and can be used as a "tool of economic pressure" on Russian and Chinese interests in the region, in addition, it directly borders with Israel, hostile to Iran.

Azerbaijan is the arena of confrontation between US and Iran and Israel. Referring to the study of Iranian scholar Ahmad Kazemi, the experts noted that Israel and Azerbaijan began to build relationships since the 90-ies, was created "Society of Azerbaijani-Israeli friendship", the political activity which was veiled by the slogan of rapprochement between Jews of the United States and Azerbaijan. In 1995, between Israel and Azerbaijan signed a bilateral agreement on security in 2001, Azerbaijan has recognized the right of Israel to the land of Palestine. For this reason, the authorities of Azerbaijan are strictly forbidden to participate in Pro-Palestinian initiatives of any kind. In the future, experts predict an increase based policy of Azerbaijan from Israel.

With the beginning of the so-called "Arab spring" and the growing influence and weight of Islamism Israeli think tanks have begun to develop a new strategy of Israel. In particular, the study center, "Jerusalem", indicate that associated with the "Arab spring" risks to the security of Israel, Israeli experts estimate that as a minimum, with regard to the Islamist threat, the appropriate response is the establishment of bilateral relations with Muslim countries, including Central Asian States. This strategy is built with the expectation of, if not friendship, then at least, for loyalty and it will form a different image of Israel in the eyes of Muslim societies. Emerging in the region, Islamist movements are used by Israel in order to terrorize the local population and achieving its own economic and strategic goals.
Under the guise of fighting against terrorism in the region, Israel could also participate in military and intelligence actions. Held on the territory of the region, military exercises involving Israel, with the purpose to demonstrate its military power.

The rapprochement of positions of Russia and Iran and the cooperation in the field of nuclear energy is regarded by Israel as extremely dangerous phenomenon. Political and economic vulnerability of the countries of the region provides an exceptional opportunity for rapprochement with them Israel, which will also strengthen its position in the Caucasus.

An important role is given to the role and importance of Kazakhstan, which has in addition to the rich oil and gas resources. On the territory of Kazakhstan there are more than 50 Israeli companies and organizations. Using the existing format of relations with Kazakhstan Israel tries to get a role in the "great game" of Russia, China, the US and the EU. However, a number of States in the region have adjusted their position in relation to Israel and the USA after the events of the "Arab spring".

Turkish presence in the region

Representatives of the Egyptian analyst community suggest that competition of regional and world powers for influence in Central Asia, has forced Turkey to sit on the fence on the issue of unification of the Turkic republics of the region under Turkish protectorate. This initiative reflects the desire of the Turkish state to counter the influence of China, USA, Iran and Israel in the region.

In 1992 in Turkey, was convened the first Summit of the Turkic languages, however, the complexity of the project did not allow Turkey to rely only on their strength. Turkey fails to solve the problem with some of the republics. As an example, experts indicate which began in 2000, tensions between the Turkish authorities and of Uzbekistan in connection with the question of extradition from Ankara the leaders of the Uzbek opposition. Tashkent even voiced accusations against some Turkish organizations, indicating of their religious propaganda on the territory of the Republic. After in 2005 the President of Uzbekistan for undeclared reasons, has cancelled his official visit to Ankara, the parties ceased to communicate at the highest level, referring to a quotation from one of the Turkish political scientists, experts indicate that a similar situation was also observed in the case of the Turkmen-Turkish relations. As a result, despite the efforts of Turkey, the summit of Turkic language States in 2010 were absent from Uzbekistan and Turkmenistan.

According to experts close to the Qatari Agency "al Jazeera", formed by the fall of the USSR, the strategic vacuum in Central Asia, is filled with new actors, among which the most important are Iran, Turkey and China.

Cultural-historical community with a number of Central Asian republics, as well as interests in the energy sector define the main vectors in Turkey's policy in the region. The collapse of the Soviet Empire has revived "the lost Turkish dream" of creating a strong Union of the Turkic-speaking republics of Central Asia and the Caucasus.

According to the assessment of Qatari experts, multilateral cooperation with regional and international centers of power the former Soviet republics of the region is considered as the ability to exit the zone of influence of Russia. In addition, competition for influence in the region among political and regional centers is considered a local "dictatorial regimes" as a way to establish control over the resources of the region "away from the hype of the West regarding democracy and respect for human rights".

The American presence in the region

Jordanian experts believe that close attention to the Central Asian region from the United States due to the desire of the United States to establish full control over the axis of Iran-Afghanistan-China-Russia.

The USA are making significant efforts to take control of the leaders of the countries of the region, in particular Uzbekistan. The US resorted to "legal and illegal" measures (espionage and recruitment of agents) by the staff of the American Embassy in Tashkent.

Applying the method of "color revolutions" in Ukraine and Georgia, the United States tried a similar way to get rid of the President of Uzbekistan Islam Karimov, who initially resisted the pressure, but then turned into an obedient puppet. Respectively, if first, the United States criticized the Uzbek authorities pursued domestic policies, soon close cooperation in the military sphere, the provision of the Tashkent aviation base at the disposal of the U.S. military has provided Uzbekistan favor of the United States. Developing the topic the metamorphosis of the Uzbek-American relations, the expert noted that President Islam Karimov, taking advantage of the favorable geographical position of the country, actively participated in the initiative of the USA in ensuring security of oil and gas pipelines passing through the territory of the Middle East, the Caucasus and Central Asia bypassing Russia and Iran. He followed his own interests, trying to get as many dividends from cooperation with NATO and to leave the zone of Russian influence.

Analyzing the situation in Kyrgyzstan in the light of rivalry between Russia and USA for influence in the region, the number of sources in the circles of Egyptian experts (some of which are associated with the organization "Muslim Brothers") paying attention to two "people's revolution" in 2005 and 2010, planned by the US in the first case, and from Russia in the second. It is indicated that the "people's revolution" 2005. was the result of a thorough study of the Kyrgyz society of the USA, where he realized that Russian economic influence in the country, you can oppose the concept of the "struggle for democracy". Despite the presence of a large number of Kyrgyz labor migrants in Russia and powerful levers of socio-economic pressure from Russia, the United States has made a cultural conquest of Kyrgyzstan, opening in the capital American University – the birthplace of the Kyrgyz national cadres. In the end, made the US policy failed in 2005, easily overthrow the former President of the Republic Askar Akayev, who opened the doors for US and lead to power Kurmanbek Friend or "Bucky" as he was called by the Americans.

Conclusion

A mid-term analysis of the development situation in Central Asia and the Caucasus allows to draw the following conclusions.
Islamism, unsteadiness and vulnerability of the ruling regime and statehood, the presence of the geopolitical interests of centers of power, who has the ability to operate in Central Asia, qualitatively changes the balance of power in the region.

A number of countries and leading powers are actively using the circumstances are such as to oust the traditional geopolitical players and to strengthen its position. It is first and foremost about China, however, is to be expected in the centre of attention was the actions of Israel and Turkey in the region. It is the policy and strategy of these States that are strategic allies of the United States, today forced the Arab world to pursue a more active policy in order to neutralize possible adverse effects. In the processes in Central Asia inevitably becomes involved and Azerbaijan.

Close cooperation between the U.S. and Israel in Central Asia takes place within the concept of the "struggle against terrorism and Islamism" and aims to provide primarily long-term presence in the region and through the demonization of the Arab world in the eyes of the population to ensure loyalty to Israel.

The solution of the problem of consolidation in the region requires the US of creating conditions for permanent instability and instability in Central Asia. It is desirable that the instability of the periodically acquired a military component, for the neutralization of which in the region must present a "peacekeeping contingent", to stabilize the situation, if she will go out of control. As it is paradoxical will sound, but the consequence of this strategy is the support of militant Islamism, are in a position to create the necessary level of tension, allowing geopolitical centers to talk about the necessity of its presence in the region.

Support of political Islamism poses a threat to traditional Islam and the cultural and historical linkages between Central Asia and the Arab world, which could rely on the Arab countries.

From this point of view, the interest is the interview of the leader of Tajik Islamic party Islamist Egyptian portal "Onislam". Note that the portal provides to the Saudi preacher Salman al-Audu, chief editor of the portal Islamist "Islamtoday" and an ardent opponent of Gamal Abdel Nasser and Syrian President Bashar al-Assad. Salman al-Oud does not deny that the plan of a foreign invasion of Syria is directly linked to the issue of ensuring Israel's security. In the case of foreign intervention in Syria, he said, the probability of attacks on militants is extremely low, as it is "contrary to generally accepted moral and legal norms".

Interesting is the fact that social media sometimes instead of pictures of al-awda uses the symbol of the movement of the Muslim brotherhood – raised up the palm of black color on a yellow background with pressed to the center of the palm with the thumb. Commenting on the nature of this symbol, some experts results pictures of former Egyptian President Mohammed Morsi, Turkish Premier Recep Erdogan members of the organization of the Muslim brotherhood, American actress, wife of Prince of Monaco grace Kelly, where they are sealed up, with palms pressed to the center of the palm with the thumb. According to experts, the specified character is Mason-Zionist. In Egypt, it has gained popularity since the crackdown of supporters of ousted President Mohamed Morsi.

Regarding the strengthening of ties of Central Asia with the Arab world in the economic sphere, it can be stated that the initiatives remain at the level of reasoning of experts and theoretical options. The impression that the Arab countries accept the limitation of its political, cultural and economic role in Central Asia.

Considering the complicated relations of Turkey with the Turkic republics of the region, Israel, Tajikistan and Uzbekistan, sticking to the focus on Russia and Iran, we can assume that the role of potential partners in the Arab countries in the region at the initial stage could be Tajikistan, and Uzbekistan. In any case, the intention to enter into the region will inevitably face stiff competition from regional and geopolitical power centers, already present in Central Asia and is a non-trivial task.

Armine Hakobyan


RELATED MATERIALS: Defence and security
Возрастное ограничение

Центр стратегических оценок и прогнозов

Автономная некоммерческая организация

Главная / Оборона и безопасность / Военно-стратегические оценки и прогнозы / Статьи
Центральная Азия накануне вывода контингента США и НАТО из Афганистана. Оценка арабского экспертного сообщества
Материал разместил: АдминистраторДата публикации: 28-12-2014

Согласно оценке арабских экспертов, регионы Центральной Азии и Кавказа в последнее десятилетие приобрели особое стратегическое значение, став ареной геополитического противоборства, в котором США, Израиль и Турция, с одной стороны, стремятся противостоять России и Китаю с другой. По существующим оценкам признанные и непризнанные государства и регионы постсоветского пространства перестали быть исключительно сферой влияния России. В складывающейся ситуации арабские страны располагают минимальными возможностями для проведения собственной региональной политики в Центральной Азии.

Израильское присутствие в регионе

Планомерное и профессиональное развитие отношений на политическом, дипломатическом и военно-техническом уровне между израильским рукоовдством и руководством стран региона является одной из ключевых причин того, что арабские страны не могут получить достаточное влияние в тех странах, где Израилю удалось закрепиться на государственных позициях.

Как полагают эксперты, географическая близость Ирана побудила Израиль и США активизировать военную и разведывательную деятельность с территории сопредельных государств региона. Деятельность против Ирана разворачивается под прикрытием «борьбы с терроризмом и исламизмом», что в действительности только увеличивает внутриполитическую напряженность в странах региона. Кроме того, опираясь на США и западных союзников, Израиль стремится укрепить собственные позиции в государствах Центральной Азии.

С крахом СССР Израиль получил возможность осуществлять на территории политически и экономически ослабленного региона военно-экономические проекты. Например, инвестировать в такие важные отрасли, как нефтяная промышленность. Израиль преподносит подобную деятельность, как инициативу по оказанию экономической помощи постсоветским странам. Сегодня деятельность израильских компаний в регионе является заметным явлением, а присутствие Израиля оценивается как «сильное и долговременное».

Ряд экспертов отметили, что еще в марте 1992 года усилиями Израиля в Ташкенте был организован первый экономический форум, а в октябре того же года президент Узбекистана посетил с официальным визитом Израиль. Был подписан ряд соглашений о сотрудничестве в сферах сельского хозяйства, природных ресурсов, связи, банковского бизнеса, науки, медицины и др. Также были разработаны законы по защите инвестиций, установлены таможенные льготы. Официальные визиты и соглашения открыли путь израильским компаниям в страны региона. Чтобы поддержать активность своих компаний израильское правительство создало банк экономической информации.  Предпринятые шаги должны были упрочить связи Израиля с регионом, а основанный в Ташкенте культурный центр, который стал распространять идеи и культуру сионизма среди еврейского населения и других жителей Узбекистана, призван способствовать выполнению данной задачи. 

В числе благоприятствующих факторов для проведения израильской политики ливанске эксперты, с которе приняли участие в формировании оценки ситуации в регионе Центральной Азии, называют отсутствие исторической вражды между Израилем и государствами региона. Тесные политико-экономические связи между Турцией и Израилем открыли доступ израильским производителям вооружений к рынкам тюркоязычных стран региона.

В региональных инициативах Израиля принимает активное участие местная еврейская община, большая часть которой, однако, эмигрировала в Израиль, где взяла на себя лоббисткие функции. 

Во время президенства Курманбека Бакиева в Киргизии в 2005-2010 гг. администрация президентского дворца на 15% состоял из этнических евреев. В ряде случаев от имени президента на конференциях выступала его секретарь – еврейка по национальности.

Проводимые в регионе различные акции и тренинги с участием израильских врачей представители саудовских экспертных кругов оценивают как попытку Израиля исправить свою репутацию в исламских странах и занять в них выгодные политико-экономические ниши. Эксперты полагают, что важнейшими геополитическими целями США и их союзника – Израиля являются Кавказ и Центральная Азия, где проводится попытка «формировать западоцентристские политические течения и блоки».

Особого внимания по их мнению к себе требует израильская стратегия в Казахстане, являющегося  основным партнером Израиля в Центральной Азии. Менее заметны успехи в Узбекистане, где исламская религиозная активность снижает эффективность израильской политики, а также Таджикистане и Туркменистане, проявляющих интерес к сближению с Россией, Ираном и Турцией.

По мнению саудовских экспертов, провал проекта цветной революции в Грузии, профинансированного США при посредничестве Израиля, и недееспособность правительства Михаила Саакашвили, заставили Израиль переориентироваться на партнерство с Азербайджаном, который владеет большими запасами нефти и газа и может быть использован в качестве «инструмента экономического давления» на российские и китайские интересы в регионе, кроме того он непосредственно граничит с враждебным Израилю Ираном.

Азербайджан – это арена противоборства Ирана с США и Израилем. Ссылаясь на исследование иранского ученого Ахмеда Каземи, эксперты указывают, что Израиль и Азербайджан начали выстраивать отношения еще с 90-х гг., было создано «Общество азербайджано-израильской дружбы», политическая активность которого была завуалирована лозунгом сближения евреев США и Азербайджана. В 1995 году между Израилем и Азербайджаном было подписано двустороннее соглашение по безопасности, в 2001 году Азербайджан признал право Израиля на земли Палестины. Именно по этой причине властям Азербайджана запрещено принимать участие в пропалестинских инициативах любого рода. В будущем эксперты прогнозируют увеличение зависимости политики Азербайджана от Израиля.

С началом так называемой «арабской весны» и ростом влияния и веса исламизма израильские аналитические центры приступили к разработке новой стратегии Израиля. В частности, исследования центра «Ершалаим», указывают на то, что связанные с «арабской весной» риски для безопасности Израиля израильские эксперты оценивают как минимальные, что касается исламистской угрозы, адекватным откликом представляется установление двусторонних отношений с мусульманскими странами, в том числе и государствами Центральной Азии. Такая стратегия выстраивается с расчетом, если не на дружбу с их стороны, то, по крайней мере, на лояльность и поможет сформировать иной образ Израиля в глазах мусульманских обществ. Возникающие в регионе исламистские течения используются Израилем в целях устрашения местного населения и достижения собственных экономических и стратегических целей.
Под прикрытием борьбы США против терроризма в регионе Израиль может также участвовать как в военных, так и разведывательных акциях. Проводимые на территории региона военные учения с участием Израиля имеют цель продемонстрировать его военную мощь.

Сближение позиций России и Ирана и сотрудничество в сфере использования ядерной энергии расценивается Израилем как крайне опасное явление. Политико-экономическая уязвимость стран региона дает исключительный шанс для сближения с ними Израиля, что также будет укреплять его позиции на кавказском направлении.

Важная роль отводится роли и значению Казахстана, располагающего помимо всего прочего богатым нефтегазовыми ресурсами. На территории Казахстана действуют более 50 израильских компаний и организаций. Через действующий формат отношений с Казахстаном Израиль пытается получить свою роль в «большой игре» России, Китая, США и ЕС. Однако ряд государств региона скорректировали свои позиции по отношению к Израилю и США после событий «арабской весны».

Турецкое присутствие в регионе

Представители египетских аналитических кругов указывают на то, что конкуренция региональных и мировых центров силы за влияние в Центральной Азии заставила Турцию занять выжидательную позицию по вопросу объединения тюркоязычных республик региона под турецким протекторатом. Такая инициатива отражает желание турецкого государства противостоять влиянию Китая, США, Ирана и Израиля в регионе.

Еще в 1992 году в Турции был созван первый Саммит государств тюркских языков, однако громоздкость проекта не позволяла Турции рассчитывать только на свои силы. Турции не удается в полной мере решить проблемы с некоторыми из республик. В качестве примера эксперты указывают начавшиеся в 2000 г. трения между властями Турции и Узбекистана в связи с вопросом об экстрадиции из Анкары лидеров узбекской оппозиции. Ташкент даже озвучил обвинения в адрес некоторых турецких организаций, указывая на проводимую ими религиозную пропаганду на территории республики. После того, как в 2005 году президент Узбекистана по необъявленным причинам отменил свой официальный визит в Анкару, стороны перестали общаться на высшем уровне, ссылаясь на высказывание одного из турецких политологов, эксперты указывают, что аналогичная ситуация наблюдалась также в случае туркмено-турецких отношений. Как следствие, несмотря на усилия Турции, на саммите государств тюркских языков 2010 года отсутствовали Узбекистан и Туркменистан.

По мнению экспертов, близких к катарскому агентству «Аль-Джазира», образовавшийся вследствие падения СССР стратегический вакуум в Центральной Азии, заполняется новыми акторами, среди которых наиболее важными признаются Иран, Турция и Китай.

Культурно-историческая общность с рядом центрально-азиатских республик, а также интересы в сфере энергетики определяют основные векторы турецкой политики в регионе. Крушение советской империи возродило «утраченную турецкую мечту» о создании сильного союза тюркоязычных республик Центральной Азии и Кавказа. 

По оценке катарских экспертов, многостороннее сотрудничество с региональными и мировыми центрами силы бывшие советские республики региона рассматривают как возможность выйти из зоны влияния России. Кроме того, конкуренция за влияние в регионе между политическими и региональными центрами рассматривается местными «диктаторскими режимам» как способ установить контроль над ресурсами региона «вдали от шумихи Запада по поводу демократии и соблюдения прав человека».

Американское присутствие в регионе

Иорданские эксперты полагают, что пристальное внимание к региону Центральной Азии со стороны США обусловлено желанием Соединенных Штатов установить полный контроль над осью Иран-Афганистан-Китай-Россия.

США прилагают значимые усилия, чтобы получить возможность контролировать лидеров стран региона, в частности, Узбекистана. США прибегают к «законным и незаконным» мерам (шпионаж и вербовка агентуры) со стороны сотрудников американского посольства в Ташкенте.

Применив метод «цветных революций» на Украине и в Грузии, США попытались аналогичным способом избавиться от президента Узбекистана Ислама Каримова, который вначале сопротивлялся давлению, но затем превратился в послушную марионетку. Соотвтетственно, если вначале США критиковали проводимую узбекскими властями внутреннюю политику, то вскоре тесное сотрудничество в военной сфере, предоставление ташкентской авиабазы в распоряжение американских военных обеспечило Узбекистану благосклонность Соединенных Штатов. Развивая тему метаморфозы узбекско-американских отношений, эксперт отмечает, что президент Ислам Каримов, воспользовавшись выгодным географическим положением страны, принимал активное участие в инициативе США по обеспечению безопасности газо- и нефтепроводов, проходящих по территории Ближнего Востока, Кавказа и Центральной Азии в обход России и Ирана. При этом он следовал своим личным интересам, пытаясь получить как можно больше дивидендов от сотрудничества с НАТО и выйти из зоны российского влияния.

Анализируя ситуацию в Киргизии в свете соперничества России и США за влияние в регионе, ряд источников в кругах египетских экспертов (некоторые из которых связаны с организацией «Братья-мусульмане») обращают внимание на две «народные революции» 2005 и 2010 годов, спланированные со стороны США в первом случае, и со стороны России - во втором. При этом указывается, что «народная революция» 2005г. явилась результатом скрупулезного изучения киргизского общества со стороны США, где осознали, что российскому экономическому влиянию в республике можно противопоставить концепцию «борьбы за демократию». Несмотря на факт присутствия значительного количества киргизских рабочих мигрантов на территории России и сильные рычаги социально-экономического давления со стороны России, США предприняли культурное завоевание Киргизии, открыв в столице американский университет – кузницу киргизских национальных кадров. В итоге предпринятой политики США удалось в 2005 году без труда свергнуть бывшего президента республики Аскара Акаева, который распахнул двери перед США и привести к власти Курманбека Бакиевы или «Баки», как его называли американцы.

Заключение

Проведенный среднесрочный анализ развития обстановки в регионе Центральной Азии и на Кавказе позволяет сделать следующие выводы.
Исламизм, шаткость и уязвимость правящих режимов и государственности, присутствие интересов геополитических центров силы, получивших возможность оперировать в Центральной Азии, качественно изменяет баланс сил в регионе.

Ряд стран и ведущих держав активно используют складывающиеся обстоятельства, чтобы потеснить традиционных геополитических игроков и укрепить свои позиции. Речь в первую очередь идет о Китае, однако вполне ожидаемо в центре внимания оказались действия Израиля и Турции в регионе. Именно политика и стратегия данных государств, являющихся стратегическими союзниками США, вынуждают сегодня арабский мир проводить более активную политику с целью нейтрализовать возможные нежелательные последствия. В процессы, протекающие в Центральной Азии, неизбежно оказывается вовлечен и Азербайджан.

Тесное сотрудничество США и Израиля в Центральной Азии разворачивается в рамках концепции «борьбы против терроризма и исламизма» и имеет целью обеспечить в первую очередь длительное присутствие в регионе и через демонизацию арабского мира в глазах населения обеспечить лояльное отношение к Израилю.

Решение задачи закрепления в регионе требует от США создания условий для перманентной нестабильности и неустойчивости Центральной Азии. Желательно чтобы нестабильность периодически приобретала и военную составляющую, для нейтрализации которой в регионе должен присутствовать «миротворческий контингент», позволяющий стабилизировать ситуацию, если она будет выходить из-под контроля. Как это ни парадоксально прозвучит, но следствием такой стратегии становится поддержка воинствующего исламизма, которые в состоянии создать необходимый уровень напряженности, позволяющий геополитическим центрам говорить о необходимости  своего присутствия в регионе.

Поддержка политического исламизма создает угрозу традиционному исламу и культурно-исторической связям, существующим между Центральной Азией  и арабским миром, на которые могли бы опираться арабские страны.

С данной точки зрения интерес представляет интервью лидера таджикской исламской партии египетскому исламистскому порталу «Онислам». Отметим, что портал предоставляет свои возможности саудовскому проповеднику Салману Аль-Ауду, главному редактору исламистского портала «Islamtoday» и ярому противнику Гамаля Абдель Насера и сирийского президента Башара Аль-Асада. Салман Аль-Ауд не отрицает, что план иностранного вторжения на территорию Сирии напрямую связан с проблемой обеспечения безопасности Израиля. В случае иностранного вторжения в Сирию, считает он, вероятность нанесения ударов по боевикам крайне низка, так как это «противоречит принятым в мире моральным и юридическим нормам».

Интересным представляется факт, что в социальных сетях порой вместо фотографии Аль-Ауда используется символ движения братьев-мусульман – поднятую вверх ладонь черного цвета на желтом фоне с прижатым к центру ладони большим пальцем. Комментируя природу данного символа, ряд экспертов приводит фотографии бывшего президента Египта Мухаммеда Мурси, премьера Турции Реджепа Эрдогана – членов организации братьев-мусульман, также американской актрисы, супруги князья Монако Грейс Келли, на которых они запечатлены с поднятыми вверх ладонями с прижатым к центру ладони большим пальцем. По мнению экспертов, указанный символ является масоно-сионистским. В Египте он приобрел популярность после разгона демонстрации сторонников свергнутого президента Мухаммеда Мурси.

Касательно укрепления связей Центральной Азии с арабским миром в экономической сфере можно констатировать, что инициативы остаются на уровне рассуждения экспертов и теоретических вариантов. Создается впечатление, что арабские страны смирились с ограничением своей политической, культурной и экономической роли в Центральной Азии.

Учитывая непростые отношения Турции с тюркоязычными республиками региона, а также Израиля с Таджикистаном и Узбекистаном, придерживающихся ориентации на Россию и Иран, можно предположить, что в роли потенциальных партнеров арабских стран в регионе на начальном этапе могли бы выступать Таджикистан и Узбекистан. В любом случае намерение войти в регион неизбежно столкнется с жесткой конкуренцией региональных и геополитических центров силы, уже присутствующих в Центральной Азии и является нетривиальной задачей.

Армине Акопян


МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ: Оборона и безопасность
Возрастное ограничение